Научная статья на тему 'Опыт проведения обучающих технологий на курсе «Организация сестринского дела» Белорусской медицинской академии последипломного образования'

Опыт проведения обучающих технологий на курсе «Организация сестринского дела» Белорусской медицинской академии последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАСС / MASTER CLASS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РУКОВОДИТЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / NURSING PROCESS MANAGERS / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ADDITIONAL EDUCATION FOR ADULTS / LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвейчик Т. В., Иванова В. И., Новицкая С. Ф.

Описан 10-летний опыт работы курса «Организация сестринского дела» Белорусской медицинской академии последипломного о б разования по применению обучающих технологий на примере мастер-класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of teaching technologies on the training course «Nursing process organization» by Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education

A 10-year experience of the course «Nursing process organization» by Belarusian medical academy of post-graduate education on applyin g

Текст научной работы на тему «Опыт проведения обучающих технологий на курсе «Организация сестринского дела» Белорусской медицинской академии последипломного образования»

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ g7

Опыт проведения обучающих технологий на курсе «Организация сестринского дела»

н w w

Белорусской медицинской академии последипломного образования

Матвейчик Т.В., Иванова В.И., Новицкая С.Ф.

Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск

Matveichik TV., Ivanova V.I., Novitskaya S.F

Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk

Experience of teaching technologies on the training course «Nursing process organization» by Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education

Резюме. Описан 10-летний опыт работы курса«Организация сестринского дела» Белорусской медицинской академии последипломного образования по применению обучающих технологий на примере мастер-класса.

Ключевые слова: мастер-класс, обучающиеся, руководители сестринского дела, система дополнительного образования взрослых. Summary. A 10-year experience of the course«Nursing process organization»by Belarusian medical academy of post-graduate education on applying teaching technologies on the example of a master-class is presented. Keywords: master class, learners, nursing process managers, additional education for adults.

В системе повышения квалификации главных и старших медицинских сестер, в том числе с высшим образованием, важное место занимает курс «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (БелМАПО). Курс рассчитан на обучение в системе дополнительного образования руководителей сестринского дела. С 2001 г. повышение квалификации прошли свыше 1,5 тыс. главных и старших медицинских сестер.

Проанализировано 352 анкеты, которые заполняли слушатели курса «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО перед началом занятий по повышению квалификации в период 2004-2007 гг.

У 72,1% обучающихся лиц было среднее специальное образование, остальные имели высшее образование. В 2004-2005 гг. лица с высшим образованием составляли 5,1%, в 2006-2007 гг. их число увеличилось до16,5%.

Общий медицинский стаж до 10 лет имели 14,5% сестринских руководителей, стаж до 10 лет по занимаемой должности - 67,2%. Общий стаж свыше 10 лет имели 85,5%, по занимаемой должности - 32,8% человек. Имеющиеся «ножницы» между высоким процентом лиц с общим стажем свыше 10 лет (85,5%) и низким процентом лиц (32,8%) со ста-

жем по занимаемой должности более 10 лет могут свидетельствовать о том, что оптимальный временной лаг для карьерного роста сестринского руководителя составляет 10 лет. Также это означает значительное омоложение сестринских кадров, которые до истечения 10 лет общего стажа становятся руководителями.

Почетные звания и награды имели 14,4% обучающихся лиц, причем оценка обществом их деятельности возросла на 8,6% за период 2002-2010 гг. Печатные работы имели 2,6%, то есть 0,31% от числа сестер с высшим образованием. В 2001 г. публиковалось 0,4% обучающихся лиц, в 2006 г. - 2,8%, то есть налицо рост публикационной активности [14]. В 2010 г. публикационная активность только в журнале «Медицинские знания» составила 5,2% от числа обучавшихся на курсе. Аналогичные тенденции наблюдаются в Российской Федерации, что свидетельствует о росте самосознания и интереса к научным обобщениям у практиков сестринского дела [1, 2, 15].

Высшую квалификационную категорию имели 26,9% сестринских руководителей, первую - 40,7%, вторую - 19,7% из числа обучавшихся на курсе. Отмечена достоверная динамика квалификационных характеристик лиц с высшей и 1-й квалификационными категориями. Работа по изучению современной информации по сестринскому делу, новым направлениям развития здравоохранения и технологиям управления в условиях

многовариантного финансирования и перехода отрасли к рыночным отношениям осуществлена посредством разнообразных учебно-педагогических технологий, что позволило достичь определенных результатов в работе курса «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения.

Педагогическая деятельность. Подготовлено 1388 слушателей, в том числе педагогов медицинских колледжей -свыше 70 человек. Разработано 11 учебных образовательных программ на 160 и 80 учебных часов, в том числе учебная программа повышения квалификации для медицинских сестер-регистраторов (медицинских регистраторов) «Современные алгоритмы работы регистратуры в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения» для Белорусского государственного медицинского колледжа.

Методическая работа. Издано 21 пособие, в том числе 2 монографии, 3 учебных пособия с грифом Министерства здравоохранения, 5 инструкций, 1 производственный стандарт, проведены и опубликованы результаты 4 медико-социологических исследований.

Организационная работа. Проведено 10 республиканских конференций, семинаров, чтений. Так, в «Год здоровья» (2008) организовано 4 республиканские акции, в том числе «Будь здоровой, Беларусь!» (в городах Туров, Наровля, Давид-Городок). В 2010 г. - республиканский семи-

Проблемы общественного здоровья мн и реформирование здравоохранения

нар «Состояние, проблемы и перспективы больниц сестринского ухода»; в 2011 г. -обучающий семинар «Определение уровня организационных и коммуникативных навыков руководителя сестринского дела. Методы коррекции и рекомендации по предпочтительности сферы профессиональной деятельности».

В сотрудничестве с Белорусским обществом Красного Креста, Департаментом исполнения наказаний МВД Республики Беларусь, Центром по санаторно-курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента Республики Беларусь подготовлен ряд новых специальных образовательных программ, серия популярных интернет-лекций «Предупреждение синдрома эмоционального выгорания у лиц общественных профессий», обучающий семинар, что в целом способствовало выработке единой стратегии.

Помощь практическому здравоохранению. Организована работа на общественных началах 3 курсов «Школа старшей медсестры».

Популяризация здорового образа жизни. Проведено 8 заседаний круглого стола; 5 мастер-классов по идеологии здоровья; издано учебно-методическое пособие «Содействие здоровому образу жизни», 2-е издание учебно-методического пособия «Методологические основы работы "Школы сахарного диабета"» для организаторов сестринского дела и «Основы сестринской педагогики и повышения профессионального мастерства», ведется рубрика «Здоровый образ жизни» в республиканских рецензируемых журналах «Народная асвета» (2003-2010 гг.), «Весн1к адукацьи» (2008-2011 гг.), «Вестник пенитенциарной медицины» (2007-2011 гг.).

Общественная деятельность. Сотрудники курса входят в состав Республиканского Совета медицинских сестер, Республиканской квалификационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Беларусь и в состав редакционного совета журнала «Медицинские знания».

Система мониторинга качества знаний обучающихся на курсе «Организация сестринского дела» предполагает стратегический уровень (республиканские и международные нормативно-правовые документы), тактический (ректор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО) и технологический (оперативный), который осуществляет ведущий доцент курса (научного направления). В задачи доцента включены мотивационная, информаци-

онно-аналитическая, организационно-исполнительская, контрольно-регулировочная и оценочно-результативная функции.

Для методического сопровождения учебного процесса издано 5 учебно-практических пособий по деловым играм и ситуационным задачам [10]. Это позволяет проводить деловые (ролевые) игры, тестирование практических навыков, дискуссии. Обучающиеся на курсе имеют возможность самостоятельно выбирать темы и формы работы. Тематические дискуссии проходят в условиях творческого поиска, обсуждаются проблемы сестринского дела, роли и места организаторов сестринского дела в контексте «Направлений стратегического развития здравоохранения Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Таким образом, в учебном процессе кроме основной задачи -обновления объема профессиональных знаний, умений и навыков, обучающиеся приобретают умения и навыки общения и руководства людьми с учетом теоретических и практических достижений и рекомендаций психологии и социологии [11-14, 16].

Согласно различным нормативным правовым документам и международному опыту, существует следующие направления непрерывного развития медицинских сестер с высшим и средним специальным образованием:

- повышение требований к уровню интеллектуальных способностей специалистов, формирование устойчивой мотивации к обучению на протяжении всей жизни [3, 4];

- создание синергетических обучающих отношений (в форме учебных конференций и обучающих семинаров по основным проблемам практического здравоохранения);

- построение модели генерации знаний, их распространение и эффективное использование в постоянно изменяющихся обстоятельствах [5-6];

- создание условий для применения в практической медицине интеллектуальной собственности среднего медицинского персонала, повышение престижности профессии [7-9];

- создание собственной модели целенаправленного развития индивидуальных свойств личности [14].

Целеполагание и планирование работы организаций здравоохранения по формированию здорового поведения строится на основе диагностики запросов населения. Своими наблюдениями, новой информацией и опытом главные сестры могут поделиться на занятии-се-

минаре «Сестринский поиск и находки». Как правило, охотно делятся с коллегами опытом собственной практической деятельности главные сестры со стажем работы свыше 5 лет.

Дополняют перечень форм работы на курсе проблемные практические семинары в медицинских организациях, заседания Советов сестер, работа «Школы старшей сестры» (2004-2009 гг.), совместные с главными врачами и главными сестрами учреждений здравоохранения публикации в периодических изданиях.

Заседания Совета сестер медицинской организации превращаются в работу творческой образовательной лаборатории, где идет коллективный поиск путей совершенствования первичной медицинской помощи. Ежегодные обучающие семинары, проводимые в организациях здравоохранения города Минска силами педагогов курса в порядке личной инициативы, дополняют связь теории с практикой здравоохранения.

Педагогическое проектирование модели личности организатора сестринского дела осуществляется по трем направлениям: анкетирование, анализ и публикации научных исследований в таких изданиях, как «Здравоохранение», «Медицинские новости», «Медицинские знания», «Народная асвета», «Весн1к адукацьи», «Мир медицины» и др.

Изучение личностных характеристик организаторов сестринского дела помогает определить, какие темы и формы организации учебного процесса должны быть представлены в учебных программах, с учетом актуальных проблем здравоохранения Республики Беларусь. «От знаний - к совершенству личности» -таков девиз деятельности главной медицинской сестры. В работе используется принцип SMART предполагающий конкретность, измеримость, достижимость, реальность действия с конкретизацией срока исполнения [17].

Важная роль в многочисленных педагогических технологиях, применяемых на курсе «Организация сестринского дела», принадлежит особой форме обучения -мастер-классу. Главная медицинская сестра учится, наблюдая за тем, как мастер обучает других (формирует новые знания, умения и навыки), воспитывает других (формирует или шлифует профессиональные качества и отношение к специальности) и развивает других (их способности, прежде всего, способность мыслить самостоятельно и нестандартно).

№12 • 2012

медицинские новости |ээ

Проблемы общественного здоровья и реформирование здравоохранения |мн

Цель мастер-класса - мотивация участников на самообучение, самовоспитание и саморазвитие, без чего деятельность руководителя не может быть эффективной и гармоничной. При этом участники мастер-класса учатся решать реально существующие проблемы профессиональной деятельности, приобретать устойчивость к стрессам, предупреждать деструктивные конфликты в медицинском коллективе. Желание совершенствовать умения и навыки профессионального общения с пациентами, их родственниками, друг с другом; научиться слышать, понимать и действовать вместе, а не вместо кого-то объединяет тех, кто обучается в мастер-классе.

Мотивацией участника мастер-класса становятся гуманные партнерские отношения с пациентами и коллегами по работе. В системе «врач - сестра - пациент» на главном месте - пациент с его мыслями, проблемами, печалями.

Психологической основой обучения на курсе является научная концепция о современных стилях учения. Понятие «стиль учения» (learning style) было введено для обозначения индивидуальных различий в познавательной деятельности обучающихся в условиях обучения (как школьного, так и профессионального).

Теоретической базой обучающих технологий являются положения концепции о стилях обучения.

1. Обучение - это освоение нового опыта или информации, умений, навыков, отношений. Обучение происходит постоянно, а не только в специально организованных учебных условиях. Знания о способах учения необходимы человеку для его успешной профессиональной деятельности, установления контактов, оптимизации общения, восприятия новой информации, постановки и решения задач и т.д.

2. Стиль учения - это индивидуальный устойчивый способ усвоения нового опыта, восприятия и переработки новой информации. Каждому человеку присущ собственный естественный стиль учения.

3. Обучение слушателей будет более эффективным, если предоставить им возможность освоения нового опыта в рамках их собственного стиля учения.

4. Знание о стилях учения позволяет слушателям осознанно использовать сильные стороны их естественного стиля, терпимо относиться к чужим предпочтениям, развивать или компенсировать недостаточно развитые стороны восприятия.

В последние годы используются представления о стилях обучения, основанные на теории естественного учебного цикла. Согласно этой теории, выделяются четыре естественных стадии освоения нового опыта:

• Конкретный опыт: непосредственное выполнение задачи:

• Рефлексия/осмысление: наблюдение, осмысление выполненного задания, оценка того, насколько хорошо оно выполнено, анализ того, что помогло или помешало успешным действиям.

• Концептуализация опыта: выработка обобщений или подходов к тому, как выполнять задачу.

• Активное экспериментирование: проверка идей, чтобы увидеть, работают ли они на практике, что затем снова ведет к конкретному опыту.

Теория естественного учебного цикла благоприятна для выполнения всех задач повышения квалификации главных сестер, а мастер-класс обучает их практическим навыкам в доступной форме.

Опыт работы курса «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО охватывает необходимые составляющие образовательного процесса, приближенного к практике медицинской сестры. Он базируется на учебно-педагогических технологиях, перспективных направлениях научно-исследовательской и организационно-методической деятельности в соответствие с нормативными требованиями и международными обязательствами, что позволяет считать опыт полезным для системы дополнительного образования взрослых в целом.

Приоритетное выделение высшей школы и развитие системы непрерывной подготовки, как это рекомендовано на Совещании главных государственных медицинских сестер Европейского региона ВОЗ (Варшава, 2011), является предпосылкой для достижения качественно новой образовательной цели и адекватных результатов в подготовке медицинских

сестер с учетом современных тенденций и международного опыта.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алексеев, В.А. Об итогах международной практики реформирования здравоохранения в рекомендациях ВОЗ / В.А.Алексеев, М.Ю.Сафонова // Здравоохранение. - 2011. - С.63-71.

2. Бражников, А.Ю., Камынина, Н.Н. Высшее сестринское образование в России. Итоги 20 лет развития // Экономика здравоохранения. - 2011. -№5-6. - С.58-60.

3. Жарко, В.И. Сегодня и завтра белорусского здравоохранения / В.И.Жарко // Народная асвета. -2009. - №2. - С.9-14.

4. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993 г. (ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2008. №162-З).

5. Камынина, Н.Н. Модель компетенций руководителя сестринской службы / Н.Н.Камынина // Экономика здравоохранения. - 2011. - №5-6. - С.61-65.

6. Кучеренко, В.З. Роль подготовки медицинских кадров в развитии здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2011. - №5-6. - С.5-11.

7. Кэ де Ври, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта: пер. с англ. / М.Кэ де Ври. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 311 с.

8. Матвейчик, Т.В. Основы сестринской педагогики и повышения профессионального мастерства / Т.В.Матвейчик, А.А.Кралько, В.И.Иванова и др. -Минск: РНМБ, 2012. - 160 с.

9. Матвейчик, Т.В,, Вальчук, А.Э., Иванова, В.И. Индивидуальная форма повышения качества сестринских навыков: наставничество // Инструкция по применению Министерства здравоохранения Республики Беларусь / Рег. №9-0105 от 02.03.06. -Минск: БелМАПО, 2006. - 30 с.

10. Матвейчик, Т.В. Игры самораскрытия как инструмент общения в медико-социальной работе / Т.В.Матвейчик, Л.М.Губарь, Л.Л.Самойло. - Мн.: БелМАПО, 2008. - 44 с.

11. Матвейчик, Т.В., Вальчук, Э.Э. Управление сестринским процессом в стационаре (для руководителей больниц сестринского ухода): монография / под ред. Э.А.Вальчука. - Минск, 2009. - 216 с.

12. Матвейчик, Т.В. Организация медико-социального ухода за пациентами на дому: рук. для специалистов, вовлеч. в ВИЧ-сервис и др. мед.-соц. деятельность: учеб. пособие для слушателей системы последипломного медицинского образования / Т.В. Матвейчик [и др.]. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2011. - 368 с.

13. Матвейчик, Т.В. Содействие здоровому образу жизни: учеб.-метод. пособие / Т.В.Матвейчик [и др.]. - Мн.: РИПО, 2011. - 276 с.

14. Матвейчик, Т.В. Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи: (для обучающихся на курсах «Организация здравоохранения», «Организация сестринского дела» медицинских вузов и колледжей): монография / Т.В. Матвейчик, А.П. Романова, Л.В. Шваб. - Минск: РНМБ, 2012. -88 с.

15. Свистунова, Е.Г., Каспарова, Э.А. Основные проблемы реформирования здравоохранения на постсоветском пространстве // Экономика здравоохранения. - 2011. - №5-6. - С.12-14.

16. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 541 с.

17. Hennessy D, Hicks С. Идеальные качества главных медицинских сестер в Европе (исследование «Дельфи» для ЕРБ ВОЗ) // Мед. знания. - 2003. -№2. - С.31-32.

Поступила 16.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.