ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ g7
Опыт проведения обучающих технологий на курсе «Организация сестринского дела»
н w w
Белорусской медицинской академии последипломного образования
Матвейчик Т.В., Иванова В.И., Новицкая С.Ф.
Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск
Matveichik TV., Ivanova V.I., Novitskaya S.F
Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk
Experience of teaching technologies on the training course «Nursing process organization» by Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education
Резюме. Описан 10-летний опыт работы курса«Организация сестринского дела» Белорусской медицинской академии последипломного образования по применению обучающих технологий на примере мастер-класса.
Ключевые слова: мастер-класс, обучающиеся, руководители сестринского дела, система дополнительного образования взрослых. Summary. A 10-year experience of the course«Nursing process organization»by Belarusian medical academy of post-graduate education on applying teaching technologies on the example of a master-class is presented. Keywords: master class, learners, nursing process managers, additional education for adults.
В системе повышения квалификации главных и старших медицинских сестер, в том числе с высшим образованием, важное место занимает курс «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (БелМАПО). Курс рассчитан на обучение в системе дополнительного образования руководителей сестринского дела. С 2001 г. повышение квалификации прошли свыше 1,5 тыс. главных и старших медицинских сестер.
Проанализировано 352 анкеты, которые заполняли слушатели курса «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО перед началом занятий по повышению квалификации в период 2004-2007 гг.
У 72,1% обучающихся лиц было среднее специальное образование, остальные имели высшее образование. В 2004-2005 гг. лица с высшим образованием составляли 5,1%, в 2006-2007 гг. их число увеличилось до16,5%.
Общий медицинский стаж до 10 лет имели 14,5% сестринских руководителей, стаж до 10 лет по занимаемой должности - 67,2%. Общий стаж свыше 10 лет имели 85,5%, по занимаемой должности - 32,8% человек. Имеющиеся «ножницы» между высоким процентом лиц с общим стажем свыше 10 лет (85,5%) и низким процентом лиц (32,8%) со ста-
жем по занимаемой должности более 10 лет могут свидетельствовать о том, что оптимальный временной лаг для карьерного роста сестринского руководителя составляет 10 лет. Также это означает значительное омоложение сестринских кадров, которые до истечения 10 лет общего стажа становятся руководителями.
Почетные звания и награды имели 14,4% обучающихся лиц, причем оценка обществом их деятельности возросла на 8,6% за период 2002-2010 гг. Печатные работы имели 2,6%, то есть 0,31% от числа сестер с высшим образованием. В 2001 г. публиковалось 0,4% обучающихся лиц, в 2006 г. - 2,8%, то есть налицо рост публикационной активности [14]. В 2010 г. публикационная активность только в журнале «Медицинские знания» составила 5,2% от числа обучавшихся на курсе. Аналогичные тенденции наблюдаются в Российской Федерации, что свидетельствует о росте самосознания и интереса к научным обобщениям у практиков сестринского дела [1, 2, 15].
Высшую квалификационную категорию имели 26,9% сестринских руководителей, первую - 40,7%, вторую - 19,7% из числа обучавшихся на курсе. Отмечена достоверная динамика квалификационных характеристик лиц с высшей и 1-й квалификационными категориями. Работа по изучению современной информации по сестринскому делу, новым направлениям развития здравоохранения и технологиям управления в условиях
многовариантного финансирования и перехода отрасли к рыночным отношениям осуществлена посредством разнообразных учебно-педагогических технологий, что позволило достичь определенных результатов в работе курса «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения.
Педагогическая деятельность. Подготовлено 1388 слушателей, в том числе педагогов медицинских колледжей -свыше 70 человек. Разработано 11 учебных образовательных программ на 160 и 80 учебных часов, в том числе учебная программа повышения квалификации для медицинских сестер-регистраторов (медицинских регистраторов) «Современные алгоритмы работы регистратуры в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения» для Белорусского государственного медицинского колледжа.
Методическая работа. Издано 21 пособие, в том числе 2 монографии, 3 учебных пособия с грифом Министерства здравоохранения, 5 инструкций, 1 производственный стандарт, проведены и опубликованы результаты 4 медико-социологических исследований.
Организационная работа. Проведено 10 республиканских конференций, семинаров, чтений. Так, в «Год здоровья» (2008) организовано 4 республиканские акции, в том числе «Будь здоровой, Беларусь!» (в городах Туров, Наровля, Давид-Городок). В 2010 г. - республиканский семи-
Проблемы общественного здоровья мн и реформирование здравоохранения
нар «Состояние, проблемы и перспективы больниц сестринского ухода»; в 2011 г. -обучающий семинар «Определение уровня организационных и коммуникативных навыков руководителя сестринского дела. Методы коррекции и рекомендации по предпочтительности сферы профессиональной деятельности».
В сотрудничестве с Белорусским обществом Красного Креста, Департаментом исполнения наказаний МВД Республики Беларусь, Центром по санаторно-курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента Республики Беларусь подготовлен ряд новых специальных образовательных программ, серия популярных интернет-лекций «Предупреждение синдрома эмоционального выгорания у лиц общественных профессий», обучающий семинар, что в целом способствовало выработке единой стратегии.
Помощь практическому здравоохранению. Организована работа на общественных началах 3 курсов «Школа старшей медсестры».
Популяризация здорового образа жизни. Проведено 8 заседаний круглого стола; 5 мастер-классов по идеологии здоровья; издано учебно-методическое пособие «Содействие здоровому образу жизни», 2-е издание учебно-методического пособия «Методологические основы работы "Школы сахарного диабета"» для организаторов сестринского дела и «Основы сестринской педагогики и повышения профессионального мастерства», ведется рубрика «Здоровый образ жизни» в республиканских рецензируемых журналах «Народная асвета» (2003-2010 гг.), «Весн1к адукацьи» (2008-2011 гг.), «Вестник пенитенциарной медицины» (2007-2011 гг.).
Общественная деятельность. Сотрудники курса входят в состав Республиканского Совета медицинских сестер, Республиканской квалификационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Беларусь и в состав редакционного совета журнала «Медицинские знания».
Система мониторинга качества знаний обучающихся на курсе «Организация сестринского дела» предполагает стратегический уровень (республиканские и международные нормативно-правовые документы), тактический (ректор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО) и технологический (оперативный), который осуществляет ведущий доцент курса (научного направления). В задачи доцента включены мотивационная, информаци-
онно-аналитическая, организационно-исполнительская, контрольно-регулировочная и оценочно-результативная функции.
Для методического сопровождения учебного процесса издано 5 учебно-практических пособий по деловым играм и ситуационным задачам [10]. Это позволяет проводить деловые (ролевые) игры, тестирование практических навыков, дискуссии. Обучающиеся на курсе имеют возможность самостоятельно выбирать темы и формы работы. Тематические дискуссии проходят в условиях творческого поиска, обсуждаются проблемы сестринского дела, роли и места организаторов сестринского дела в контексте «Направлений стратегического развития здравоохранения Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Таким образом, в учебном процессе кроме основной задачи -обновления объема профессиональных знаний, умений и навыков, обучающиеся приобретают умения и навыки общения и руководства людьми с учетом теоретических и практических достижений и рекомендаций психологии и социологии [11-14, 16].
Согласно различным нормативным правовым документам и международному опыту, существует следующие направления непрерывного развития медицинских сестер с высшим и средним специальным образованием:
- повышение требований к уровню интеллектуальных способностей специалистов, формирование устойчивой мотивации к обучению на протяжении всей жизни [3, 4];
- создание синергетических обучающих отношений (в форме учебных конференций и обучающих семинаров по основным проблемам практического здравоохранения);
- построение модели генерации знаний, их распространение и эффективное использование в постоянно изменяющихся обстоятельствах [5-6];
- создание условий для применения в практической медицине интеллектуальной собственности среднего медицинского персонала, повышение престижности профессии [7-9];
- создание собственной модели целенаправленного развития индивидуальных свойств личности [14].
Целеполагание и планирование работы организаций здравоохранения по формированию здорового поведения строится на основе диагностики запросов населения. Своими наблюдениями, новой информацией и опытом главные сестры могут поделиться на занятии-се-
минаре «Сестринский поиск и находки». Как правило, охотно делятся с коллегами опытом собственной практической деятельности главные сестры со стажем работы свыше 5 лет.
Дополняют перечень форм работы на курсе проблемные практические семинары в медицинских организациях, заседания Советов сестер, работа «Школы старшей сестры» (2004-2009 гг.), совместные с главными врачами и главными сестрами учреждений здравоохранения публикации в периодических изданиях.
Заседания Совета сестер медицинской организации превращаются в работу творческой образовательной лаборатории, где идет коллективный поиск путей совершенствования первичной медицинской помощи. Ежегодные обучающие семинары, проводимые в организациях здравоохранения города Минска силами педагогов курса в порядке личной инициативы, дополняют связь теории с практикой здравоохранения.
Педагогическое проектирование модели личности организатора сестринского дела осуществляется по трем направлениям: анкетирование, анализ и публикации научных исследований в таких изданиях, как «Здравоохранение», «Медицинские новости», «Медицинские знания», «Народная асвета», «Весн1к адукацьи», «Мир медицины» и др.
Изучение личностных характеристик организаторов сестринского дела помогает определить, какие темы и формы организации учебного процесса должны быть представлены в учебных программах, с учетом актуальных проблем здравоохранения Республики Беларусь. «От знаний - к совершенству личности» -таков девиз деятельности главной медицинской сестры. В работе используется принцип SMART предполагающий конкретность, измеримость, достижимость, реальность действия с конкретизацией срока исполнения [17].
Важная роль в многочисленных педагогических технологиях, применяемых на курсе «Организация сестринского дела», принадлежит особой форме обучения -мастер-классу. Главная медицинская сестра учится, наблюдая за тем, как мастер обучает других (формирует новые знания, умения и навыки), воспитывает других (формирует или шлифует профессиональные качества и отношение к специальности) и развивает других (их способности, прежде всего, способность мыслить самостоятельно и нестандартно).
№12 • 2012
медицинские новости |ээ
Проблемы общественного здоровья и реформирование здравоохранения |мн
Цель мастер-класса - мотивация участников на самообучение, самовоспитание и саморазвитие, без чего деятельность руководителя не может быть эффективной и гармоничной. При этом участники мастер-класса учатся решать реально существующие проблемы профессиональной деятельности, приобретать устойчивость к стрессам, предупреждать деструктивные конфликты в медицинском коллективе. Желание совершенствовать умения и навыки профессионального общения с пациентами, их родственниками, друг с другом; научиться слышать, понимать и действовать вместе, а не вместо кого-то объединяет тех, кто обучается в мастер-классе.
Мотивацией участника мастер-класса становятся гуманные партнерские отношения с пациентами и коллегами по работе. В системе «врач - сестра - пациент» на главном месте - пациент с его мыслями, проблемами, печалями.
Психологической основой обучения на курсе является научная концепция о современных стилях учения. Понятие «стиль учения» (learning style) было введено для обозначения индивидуальных различий в познавательной деятельности обучающихся в условиях обучения (как школьного, так и профессионального).
Теоретической базой обучающих технологий являются положения концепции о стилях обучения.
1. Обучение - это освоение нового опыта или информации, умений, навыков, отношений. Обучение происходит постоянно, а не только в специально организованных учебных условиях. Знания о способах учения необходимы человеку для его успешной профессиональной деятельности, установления контактов, оптимизации общения, восприятия новой информации, постановки и решения задач и т.д.
2. Стиль учения - это индивидуальный устойчивый способ усвоения нового опыта, восприятия и переработки новой информации. Каждому человеку присущ собственный естественный стиль учения.
3. Обучение слушателей будет более эффективным, если предоставить им возможность освоения нового опыта в рамках их собственного стиля учения.
4. Знание о стилях учения позволяет слушателям осознанно использовать сильные стороны их естественного стиля, терпимо относиться к чужим предпочтениям, развивать или компенсировать недостаточно развитые стороны восприятия.
В последние годы используются представления о стилях обучения, основанные на теории естественного учебного цикла. Согласно этой теории, выделяются четыре естественных стадии освоения нового опыта:
• Конкретный опыт: непосредственное выполнение задачи:
• Рефлексия/осмысление: наблюдение, осмысление выполненного задания, оценка того, насколько хорошо оно выполнено, анализ того, что помогло или помешало успешным действиям.
• Концептуализация опыта: выработка обобщений или подходов к тому, как выполнять задачу.
• Активное экспериментирование: проверка идей, чтобы увидеть, работают ли они на практике, что затем снова ведет к конкретному опыту.
Теория естественного учебного цикла благоприятна для выполнения всех задач повышения квалификации главных сестер, а мастер-класс обучает их практическим навыкам в доступной форме.
Опыт работы курса «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО охватывает необходимые составляющие образовательного процесса, приближенного к практике медицинской сестры. Он базируется на учебно-педагогических технологиях, перспективных направлениях научно-исследовательской и организационно-методической деятельности в соответствие с нормативными требованиями и международными обязательствами, что позволяет считать опыт полезным для системы дополнительного образования взрослых в целом.
Приоритетное выделение высшей школы и развитие системы непрерывной подготовки, как это рекомендовано на Совещании главных государственных медицинских сестер Европейского региона ВОЗ (Варшава, 2011), является предпосылкой для достижения качественно новой образовательной цели и адекватных результатов в подготовке медицинских
сестер с учетом современных тенденций и международного опыта.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Алексеев, В.А. Об итогах международной практики реформирования здравоохранения в рекомендациях ВОЗ / В.А.Алексеев, М.Ю.Сафонова // Здравоохранение. - 2011. - С.63-71.
2. Бражников, А.Ю., Камынина, Н.Н. Высшее сестринское образование в России. Итоги 20 лет развития // Экономика здравоохранения. - 2011. -№5-6. - С.58-60.
3. Жарко, В.И. Сегодня и завтра белорусского здравоохранения / В.И.Жарко // Народная асвета. -2009. - №2. - С.9-14.
4. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993 г. (ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2008. №162-З).
5. Камынина, Н.Н. Модель компетенций руководителя сестринской службы / Н.Н.Камынина // Экономика здравоохранения. - 2011. - №5-6. - С.61-65.
6. Кучеренко, В.З. Роль подготовки медицинских кадров в развитии здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2011. - №5-6. - С.5-11.
7. Кэ де Ври, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта: пер. с англ. / М.Кэ де Ври. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 311 с.
8. Матвейчик, Т.В. Основы сестринской педагогики и повышения профессионального мастерства / Т.В.Матвейчик, А.А.Кралько, В.И.Иванова и др. -Минск: РНМБ, 2012. - 160 с.
9. Матвейчик, Т.В,, Вальчук, А.Э., Иванова, В.И. Индивидуальная форма повышения качества сестринских навыков: наставничество // Инструкция по применению Министерства здравоохранения Республики Беларусь / Рег. №9-0105 от 02.03.06. -Минск: БелМАПО, 2006. - 30 с.
10. Матвейчик, Т.В. Игры самораскрытия как инструмент общения в медико-социальной работе / Т.В.Матвейчик, Л.М.Губарь, Л.Л.Самойло. - Мн.: БелМАПО, 2008. - 44 с.
11. Матвейчик, Т.В., Вальчук, Э.Э. Управление сестринским процессом в стационаре (для руководителей больниц сестринского ухода): монография / под ред. Э.А.Вальчука. - Минск, 2009. - 216 с.
12. Матвейчик, Т.В. Организация медико-социального ухода за пациентами на дому: рук. для специалистов, вовлеч. в ВИЧ-сервис и др. мед.-соц. деятельность: учеб. пособие для слушателей системы последипломного медицинского образования / Т.В. Матвейчик [и др.]. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2011. - 368 с.
13. Матвейчик, Т.В. Содействие здоровому образу жизни: учеб.-метод. пособие / Т.В.Матвейчик [и др.]. - Мн.: РИПО, 2011. - 276 с.
14. Матвейчик, Т.В. Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи: (для обучающихся на курсах «Организация здравоохранения», «Организация сестринского дела» медицинских вузов и колледжей): монография / Т.В. Матвейчик, А.П. Романова, Л.В. Шваб. - Минск: РНМБ, 2012. -88 с.
15. Свистунова, Е.Г., Каспарова, Э.А. Основные проблемы реформирования здравоохранения на постсоветском пространстве // Экономика здравоохранения. - 2011. - №5-6. - С.12-14.
16. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 541 с.
17. Hennessy D, Hicks С. Идеальные качества главных медицинских сестер в Европе (исследование «Дельфи» для ЕРБ ВОЗ) // Мед. знания. - 2003. -№2. - С.31-32.
Поступила 16.03.2012 г.