Научная статья на тему 'Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической помощи (итоги работы II Форума детских медицинских сестер России)'

Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической помощи (итоги работы II Форума детских медицинских сестер России) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
996
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической помощи (итоги работы II Форума детских медицинских сестер России)»

Страница детской медицинской сестры

156

Е.Г. Бирюкова

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической помощи (итоги работы II Форума детских медицинских сестер России)

Контактная информация:

Бирюкова Елена Геннадьевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела новых технологий по изучению особенностей развития ребенка и амбулаторного контроля состояния здоровья НЦЗД РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 783-27-93 Статья поступила: 29.02.2012 г., принята к печати: 01.03.2012 г.

II Форум детских медицинских сестер был организован Союзом педиатров России и Минздравсоцразвития РФ в рамках XVI Конгресса педиатров «Актуальные проблемы педиатрии», прошедшего в Москве 24-27 февраля 2012 г. В форуме приняли участие 205 делегатов из 35 субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Татарстан, Чувашии, Тывы, Архангельской, Калужской, Кемеровской, Московской, Смоленской, Томской, Новосибирской областей, Забайкальского и Пермского края, а также Турции. Аудитория участников Форума была представлена руководителями сестринских служб — старшими и главными, постовыми, участковыми медицинскими сестрами учреждений здравоохранения; учеными, представляющими академическую и вузовскую науку; специалистами учреждений первичного и специализированного звена здравоохранения.

В современных условиях сестринское дело рассматривается как важнейшая составная часть системы здравоохранения. Без качественного сестринского ухода не может быть качественной медицинской помощи [1]. Одной из существенных проблем отечественного здравоохранения является отсутствие положительной динамики в численности сестринского персонала. Анкетирование более 1200 детских медицинских сестер России в рамках подготовки I Форума показало, что возможным путем решения данной проблемы является повышение престижа профессии, которое достига-

E.G. Biryukova

Scientific Center of Children's Health, RAMS, Moscow

The role of nurses in the modernization of pediatric care (Results of the II Forum of Children's nurses in Russia)

ется приобретением современных профессиональных знаний и навыков, умением использовать в работе информационные технологии, выстраивать эффективную систему взаимоотношений с ребенком и его родителями, с коллегами [2, 3].

Исходя из этого, была определена тема II Форума детских медицинских сестер «Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической помощи».

Программа II Форума была построена в форме школы повышения квалификации (34 академических часа) и включала три больших раздела:

• модернизация педиатрической помощи;

• сестринское образование в России и за рубежом;

• новые технологии в профилактике заболеваемости детского населения.

В рамках каждого из этих разделов были проведены симпозиумы, мастер-классы и круглые столы. Последний день работы II Форума включал 4 лекции профессоров, постерную сессию и симпозиум, посвященный высоким технологиям в сестринском деле.

Подготовка ко II Форуму детских медицинских сестер России базировалась на специально созданном информационном ресурсе. На информационном портале НЦЗД РАМН была размещена подробная информация о предстоящем форуме, открыта электронная регистрация и прием тезисов через специально созданный сайт для детских медицинских сестер, через который было

принято 150 заявок на участие, направлено для публикации 42 тезиса статей. В связи с большим количеством поступивших заявок на доклады оргкомитет II Форума детских медицинских сестер принял решение провести постерную сессию (требования к докладам были также размещены на сайте).

Анализ поступивших тезисов и постерных докладов показал, с одной стороны, высокую заинтересованность сестринского сообщества в повышении профессиональных знаний на основе обобщения опыта работы, с другой стороны, выявил проблемы, связанные с оформлением полученных данных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным публикациям. В рамках II Форума для участников был организован мастер-класс «Как написать и оформить научную статью», который провел заместитель главного редактора журнала «Здравоохранение Российской Федерации» кандидат медицинских наук В. Г. Запорожченко.

Анализ анкетирования детских медицинских сестер в рамках подготовки I Форума выявил пробелы в знаниях, связанных с ролью Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в развитии сестринского дела. Основой получения информации ВОЗ является работа с базами данных сайта ВОЗ. Мастер-класс по этому направлению провела кандидат медицинских наук Т. В. Кайгородова, руководитель Документационного центра ВОЗ при ФГБУ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ. Кроме того, Татьяна Вадимовна подготовила для участников мастер-класса диски с материалами ВОЗ по сестринскому делу.

Особый интерес участников форума вызвали мастер-класс, симпозиум и круглый стол, посвященные организации работы детских центров здоровья. Выяснилось, что из 205 участников только 8 медицинских сестер имели представление, чем занимаются эти новые подразделения, созданные в рамках ряда детских поликлиник страны.

Мастер-класс Заслуженного врача РФ, профессора Л. А. Денисова «Донозологический контроль в детских образовательных учреждениях. Автономные центры здоровья» и разработчика ряда приборов для детских центров здоровья И. С. Решетникова дал возможность реально почувствовать новые технологические подходы в профилактике болезней у детей, о чем так много говорится в рамках модернизации здравоохранения.

Большое внимание участников форума вызвал симпозиум, посвященный вопросам образования в России и за рубежом, модераторами которого стали проф. С. И. Двойников — главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по управлению сестринской деятельностью и Н. Н. Камынина — декан факультета высшего сестринского образования и социальной работы Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

Профессор С. И. Двойников в своем докладе отметил, что в 2011 году дипломы специалистов получили 65,5 тыс. медицинских сестер и других специалистов здравоохранения, 278 тыс. — прошли обучение на циклах повышения квалификации. Аттестационные категории сестринского дела в педиатрии имеют 69,8% (вторую категория — 8,9%; первую — 27,1%; высшую — 33,8%).

Укомплектованность сестринским персоналом педиатрических лечебных учреждений составляет 76,6%, поэтому вопросы сестринского образования требуют повышенного внимания [4]. Доцент Н. Н. Камынина затронула в своем выступлении использование компетентностного подхода к разработке образовательных программ для подготовки педиатрических медицинских сестер: результатом должны стать ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающегося, выраженные на языке компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать участник по завершении всей или части образовательной программы.

Зарубежный опыт сестринского образования был представлен проф. сестринского дела Ауве Ferda Оеако1 в докладе «Здоровье турецких детей и образование в Турции», в котором автор осветила наиболее актуальные вопросы сестринского образования на примере своей страны, где на сегодняшний день есть 52 академические медицинские сестры, из них 12 профессоров сестринского дела, 7 доцентов. В Турции 3 университета, где проходят обучение медицинские сестры (обучение 4 года; 4600 часов). Первый выпуск состоялся в 2001 г.

Заинтересованно обсуждался опыт организации и контроля качества сестринской помощи. Опытом работы поделились медицинские сестры из регионов страны. Вызвал дискуссию доклад по организации экспертизы качества сестринской помощи в Чите (докладчик — консультант по сестринскому делу Министерства здравоохранения Забайкальского края В. А. Вишнякова). В Забайкальском крае сформирован банк данных по состоянию сестринского дела, выстроена многоступенчатая система непрерывного постдипломного сестринского образования, создана профессиональная ассоциация средних медицинских работников с разделением на профессиональные секции по номенклатуре специальностей.

На II Форуме были широко освещены вопросы роли и места медицинских сестер в процессе внедрения высоких технологий. Было сделано два доклада сотрудниками Научного центра здоровья детей РАМН С. И. Архиповой «Роль медицинской сестры в модернизации ухода за детьми в травматолого-ортопедическом отделении» и К. К. Барановым «Роль среднего медперсонала в оптимизации амбулаторной помощи детям с патологией ЛОР-органов в КДЦ ФГБУ «НЦЗД» РАМН». Также было представлено 11 постерных докладов сотрудниками различных подразделений ФГБУ «НЦЗД» РАМН. Темы представленных докладов включали вопросы реабилитационных технологий физиотерапии, лечебной физкультуры, отражали вопросы грудного вскармливания, выхаживания недоношенных, применение современных лечебных и диагностических методик в работе детской медицинской сестры.

На II Форуме детских медицинских сестер один мастер-класс подготовила и провела делегация медицинских сестер Забайкальского края. Мастер-класс проходил в виде наглядного пособия по реанимации новорожденного с использованием современных методик.

Большой интерес вызвал мастер-класс по консультированию в работе педиатрической медицинской сестры,

157

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2012/ ТОМ 9/ № 2

158

нацеленный на такую важную область, как общение медицинской сестры с детьми и родителями, синдром «эмоционального выгорания», который, согласно исследованиям, у 16,4-35% медицинских сестер вызывает нежелание повышать свою квалификацию [5]. Также по синдрому «выгорания» (СВ) был представлен доклад Л. З. Шакировой, Е. А. Самородновой из Казани «Исследования в педиатрии в формате высшего сестринского образования», где было выявлено, что признаки СВ наблюдаются даже у молодых медсестер со стажем работы до 4 лет. Превалирующим симптомом первой фазы было «переживание психотравмирующей ситуации». На стадии формирования третьей фазы СВ (фазы истощения) находилось 29% медсестер, полностью сформированная третья фаза — у 6%. Наиболее выраженные признаки СВ отмечались при стаже 4-9 лет, а среди медсестер со стажем работы 15 лет был велик процент лиц, близкого к этапу формирования конечной стадии «выгорания». Это состояние чревато не только социальной дезадаптацией, но и выраженной профессиональной деформацией и психосоматическими заболеваниями.

Прекрасно зарекомендовала себя на Форуме такая форма обучения, как «Лекция профессора». В этом году были блестяще прочитаны 4 лекции профессорами ФГБУ «НЦЗД» РАМН О. И. Масловой и А. А. Модестовым, профессорами РМАПО Д. И. Зелинской и Я. М. Луцким. Ключевым моментом лекции О. И. Масловой стала новая парадигма здравоохранения и общества: «Есть болезни, которые нельзя вылечить, но больным можно помочь». Лекция профессора А. А. Модестова была посвящена первым итогам модернизации педиатрической помощи в стране. Насилие над детьми и работа по профилактике с семьей стали предметом лекции Д. И. Зелинской. Проф. Я. М. Луцкий (у него училась профессор О. И. Маслова, о чем она с гордостью сказала участникам Форума) посвятил свою лекцию особенностям течения алкогольного опьянения у детей различного возраста и неотложной тактике по купированию интоксикации.

Обсуждались вопросы, связанные с качеством оказания сестринской помощи, работой с родителями, дети которых страдают психоневрологическими заболеваниями.

На Конгрессе была представлена постерная сессия из научных работ детских медицинских сестер (26 докладов). В постерной сессии приняли участие делегаты различных субъектов Российской Федерации — Архангельской, Кемеровской, Владимирской областей, Москвы, Забайкальского и Краснодарского краев.

По итогам сессии были выявлены три лучших работы:

• «Итоги реализации российско-норвежского проекта «Лидерство и менеджмент в условиях реформирования системы здравоохранения» (Архангельск);

• «Рациональная организация работы медицинских сестер физиотерапевтического отделения» (Москва, ФГБУ «НЦЗД» РАМН);

• «Способы выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела и очень низкой массой тела» (Калининград).

На II Форуме была проведена отчетная конференция инициативной группы, выбранной на I Форуме детских медицинских сестер, и проведены выборы Постоянной комиссии детских медицинских сестер России для работы с регионами (председатель — проф. С. И. Двойников, ответственный секретарь — канд. мед. наук Е. Г. Бирюкова).

На церемонии закрытия XVI Конгресса педиатров и II Форума детских медицинских сестер победители получили наградной сертификат на годовую подписку журнала «Педиатрическая фармакология», рецензируемого ВАК, содержащего рубрику «Детская медицинская сестра».

По результатам работы участники II Форума детских медицинских сестер приняли резолюцию, в которой нашли отражение следующие предложения [6].

1. Обратиться в Департаменты здравоохранения регионов РФ с предложением о введении должности внештатного специалиста по сестринскому делу в педиатрии с учетом специфики работы детских меди цинских сестер.

2. Одобрить и расширить практику привлечения детских медицинских сестер к научным исследованиям, что будет способствовать повышению профессиональных знаний, большей удовлетворенности работой и, в конечном итоге, повышению престижа сестринской профессии.

3. Обратиться к руководству медицинских колледжей региональных отделений при подготовке медицинских сестер в образовательных учреждениях уделять внимание вопросам коммуникации и «эмоционального выгорания», а также рассмотреть эти вопросы на III Форуме детских медицинских сестер.

4. Шире использовать интернет-ресурсы для проведения регулярных опросов детских медицинских сестер страны по вопросам, связанным с модернизацией здравоохранения, первичной профилактикой, проведением дистанционного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Видеоблог Президента РФ Д. А. Медведева. Комментарий Президента от 12.02.10 г.

2. Баранов А. А. Профилактическая педиатрия: новые вызовы. 24.02.2012 г. Москва. 2012.

3. Этический кодекс медицинской сестры России. Ассоциация медицинских сестер России. Ст. 12. «Медицинская сестра как участник научных исследований».

4. Двойников С. И. Система подготовки специалистов сестринского дела в педиатрии и перспективы ее развития. 26.02.2012 г. Москва.

5. Матвейчик Т. В., Волченок В. Ф. Самодиагностика и профилактика синдромов эмоционального выгорания и хронической усталости. Учебно-практическое пособие. Минск: Изд. БелМАПО. 2002. 23 с.

6. Резолюция II Форума детских медицинских сестер России 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.