внедрение личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями;
и консультирования;
переориентирование обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, когда студент учится сам, а преподаватель осуществляет всестороннее управление его обучения посредствоморганизации, координации
активное участие преподавателей теоретических и практических кафедр в межкафедральных совещаниях и в работе цикловых методических комиссий для обсуждения вопросов межпредметного взаимодействия, результатом которых были бы издания совместных учебных и учебно-методических пособий, в том числе и междисциплинарных ситуационных задач.
Литература
1. Афанасьева О.Ю. Коммуникативное образование студентов педагогических вузов на основе идеи междисциплинарности // Педагогическое образование и наука. 2006. - № 2.
2. Баринов Э.Ф. Проектирование междисциплинарной интеграции в медицинском университете на платформе электронного обучения. // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения - Россия. - 2016. - № 1 (2). - С. 41-48.
3. Вишнякова Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук:. Волгоград. - 2007. - 23 с.
4. Запевина В.В., Скибицкий В.В., Олейник Н.И. и др. Ситуационная задача как метод активного обучения и развития профессиональной компетентности. //Internationaljournalofexperimentaleducation. - 2014. - № 4. (1). - С. 108-110.
5. Карпова М.Р., Карась С.И. Проектное обучение как технология подготовки медицинского персонала для современного общества // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 7. - С. 7-18. doi: 10.12731/2218 -7405-2013-7-18.
6. Маткаримова Д.Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 434-437.
7. Стрельцова С.И. Применение метода проблемных ситуационных задач в преподавании дисциплины «Сестринский уход в педиатрии» у студентов Тверского медицинского колледжа на основе компетентностного подхода к обучению // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. - Чита: Изд-во Молодой ученый. 2014. -С. 198-202.
УДК 614.25:001.92:616-053.2
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ ПЕДИАТРОВ
Хильчевская В.С.
Буковинскийгосударственныймедщинскийунжерситет, Украина, г. Черновцы, пл. Театральная, 2
Резюме. В статье изложен опыт кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней по выполнению врачами-интернами научно-практической работы как элемента обучения в интернатуре в современных условиях. Представлены организационные моменты подготовки, цели и задачи исследовательской работы, итоги научно-практической конференции.
С. 24-28.
Ключевые слова: научно-практическая конференция, врачи-интерны, педиатрия.
EXPERIENCE OF THE FINAL SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE OF INTERNS
PEDIATRICIANS
Khilchevskaya V.S.
Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine
Summary. The article describes the experience of the Department of Pediatrics and Children's Infectious Diseases on the performance by interns of scientific and practical work as an element of training in internship in modern conditions. Organizational aspects of the preparation, goals and tasks of the research work, results of the scientific and practical conference are presented. Key words: scientific-practical conference, internship, pediatrics.
Вступление. Организация научно-практической подготовки врачей-интернов требует особого внимания, поскольку выпускники высших учебных заведений, имея достаточную теоретическую основу, испытывают дефицит практических навыков научной деятельности. Будущих врачей практически не учат современной медицинской статистике. Для большинства врачей такие понятия, как корреляция, вероятность, вариабельность, рандомизация, достоверность остаются вне поля их деятельности, что в итоге снижает способность к критической оценке научно-медицинских материалов, как отечественных, так и зарубежных [1, 6]. В процессе подготовки к научно-практической конференции, которая обычно завершает научную деятельность врачей-интернов, формируются практические навыки систематизации и обобщения изученного клинического материала, публичного выступления, ораторских способностей [5].
В Буковинском государственном медицинском университете научно-исследовательская работа (НИР) врачей-интернов является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов. НИР на клинических кафедрах планируется руководителями врачей-интернов совместно с ответственными за обучение в интернатуре. НИР включает выбор темы, освещение актуальности и практической значимости, обзор литературы по изучаемому вопросу, мате-
риалы собственных наблюдений с привлечением данных клинических, лабораторных, инструментальных и других исследований, конкретные выводы по результатам исследований, практические рекомендации, список использованной литературы [2, 3].
На кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней врачам-интернам поручается проводить анализ клинических наблюдений по историям болезни, осуществлять собственные исследования, изучать результаты использованных методов диагностики и лечения, создавать базу данных для дальнейшей статистической обработки материалов. Темы для НИР врачей-интернов по специальности «Педиатрия» определяются с учетом приоритетных направлений научной и лечебно-диагностической работы кафедры, интересов и наклонностей самих интернов, а также специализации их научных руководителей. Наиболее значимые результаты исследований внедряются в профильных отделениях областной детской клинической больницы [4].
Научная деятельность кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней осуществляется по направлениям детской пульмоаллергологии, неонатологии, инфекционной патологии у детей разного возраста. За последнее десятилетие интернами активно изучались вопросы определения критериев диагностики характера воспаления в бронхах и степени тяжести течения
бронхиальной астмы у детей, повышения эффективности её лечения путем изучения фенотипов заболевания, особенностей работы неонатальных отделений, диагностики и лечения заболеваний бронхолегочной системы у новорожденных, ранней диагностики неонатального сепсиса. Результаты НИР ежегодно в конце второго года обучения в интернатуре докладываются на итоговых научно-практических конференциях врачей-интернов и провизоров-интернов Черновицкой области, по которым готовятся публикации в профессиональных журналах и сборниках.
Цель работы: оценить методику и результаты проведения научно-
практической конференции врачей-интерновпо специальности «Педиатрия» накафедрепедиатрииидетскихинфекционн ыхболезней путём анализа результатов анонимного анкетирования сотрудников кафедры и участников конференции.
Материал и методы. В конференции приняли участие 20 врачей-интернов, обучающихся на кафедре по программе первого и второго годов обучения в интернатуре, в том числе 8 интернов-выпускников, а также профессорско-преподавательский состав кафедры и врачи больницы. Были заслушаны и обговорены шесть докладов врачей-интернов второго года обучения.Для признания лучших результатов НИР врачей-интернов, представляющих
научные доклады, всем участникам была предложена для заполнения анкета, включающая оценку по 5-балльной шкале уровня ориентирования в материалах доклада, умения отвечать на поставленные вопросы, актуальности, новизны и практической ценности, степени сложности научной работы, степени самостоятельности исполнения, качества наглядности и способности вписаться в регламент доклада. Путём заполнения бюллетеней для анонимного
анкетирования участники конференции определяли первые три призовых места. Полученныеданныеанализировалиметодам и описательной статистики с использованием программы «^айБйса 8.0».Результаты исследования иих
обсуждение. Итоговая научно-
практическая конференция врачей-интернов и провизоров-интернов Черновицкой области состоялась традиционно в середине мая, в конце прохождения очного цикла второго года интернатуры. Очередное секционное заседание по педиатрии проводилось традиционно на базе кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней БГМУ, в лекционном зале. Работа конференции была вполне оживленной, доклады вызывали ряд интересных вопросов и, как отметили впоследствии докладчики, дали толчок к новым идеям. Конференция прошла в теплой дружеской атмосфере обмена опытом, обсуждения важных для всех присутствующих вопросов.
По результатам анкетирования были выделены наиболее актуальные и значимые по новизне и практическому применению работы (средний балл составил приблизительно 4,8). Ими оказались работа из области неонатальной помощи («Взаимосвязь между психическим состоянием матерей и детей с напряженной адаптацией в условиях стационара»), исследование, касающееся диагностики и прогнозирования течения бронхиальной астмы физического напряжения («Оценка показателей лабильности и гиперреактивности бронхов у детей с бронхиальной астмой физического напряжения в зависимости от ацетилятор-ного статуса») и тематики неотложных состояний («Особенности течения ацетоне-мического синдрома у детей с патологией системы пищеварения»).
Важнейшими аспектами исполнения врачом-интерном НИР явились степень самостоятельности её исполнения (от 3,90 до 4,88 балла) и умение отвечать на вопросы аудитории (от 3,05 до 4,77 баллов), что существенно влияло на расстановку первых трёх мест. Немаловажными факторами при оценивании НИР интерна выступают качество наглядности работы и умение уложиться в регламент семи минут, по которым все выступающие оказались приблизительно на одинаково хорошем уровне.
Важно отметить достаточно высокий уровень статистической обработки науч-
ных данных НИР интернов-педиатров с использованием методов биостатистики, которым в обязательном порядке их обучают научные руководители. Для оценки диагностической ценности тестов определяли их чувствительность, специфичность, предполагаемую ценность положительного и отрицательного результата. Оценка риска реализации события проводилась с учетом вероятности величин относительного, атрибутивного рисков и соотношения шансов, а также определения их доверительных интервалов (95% ДИ). В ряде исследований интернами под руководством преподавателей кафедры были предприняты попытки проведения кластерного анализа результатов обследования когорты пациентов с бронхиальной астмой и ацето-немическим синдромом. Использован вероятностный подход по методу К-средних (К-теа^), при котором предполагалось, что каждый рассматриваемый объект относился к одному из к классов.
В целом молодые врачи успешно разобрались в избранных темах, подготовили научные доклады, актуальные по содержанию, представили краткий литературный обзор и анализ результатов исследования в виде качественных мультимедийных пре-
Литература:
зентаций. За 2015/2016 учебный год было опубликовано 8 работ, направлено в печать 5 научных работ в соавторстве с сотрудниками кафедры. Подводя итог и анализируя анкетные данные, заполненные участниками, после подсчёта голосов в бюллетенях для голосования с целью определения призовых мест были объявлены три лучшие научные работы.
Выводы. Таким образом, исследовательская работа врачей-интернов на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней БГМУ является неотъемлемой частью обучения в интернатуре в соответствии с требованиями квалификационной характеристики врача-интерна по специальности «Педиатрия», эффективно стимулирует в них углубленное изучение различных теоретических и практических клинических вопросов. Последующее активное участие в итоговой конференции помогает интернам овладевать навыками публичных выступлений, участия в дискуссиях, развивает способность анализировать публикации и доклады коллег, грамотно формулировать вопросы и ответы, оценивать лучшие научные работы, создавая атмосферу здоровой конкуренции.
1. Власенко Н.Ю. Развитие у интернов научно-исследовательских компетенций как компонента медицинского образования / Н.Ю. Власенко, Н.А. Гетман, Н.А. Полянская // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. (URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20323).
2. Воробьёв К.П. Учебное клиническое исследование врача-интерна как способ освоения основ доказательной медицины / К.П. Воробьёв // Украшський медичний часопис. -2014. - № 3. - С. 102-109.
3. Митин Ю.В. Проблемы и особенности проведения научно-исследовательской работы молодыми учёными-студентами, интернами, магистрами, аспирантами, соискателями / Ю.В. Митин, В.М. Васильев, Ю.В. Деева // Журнал вушних, носових i горлових хвороб. - 2013. - № 4. - С. 82-90.
4. Мокия-Сербина С.А. Пути совершенствования подготовки врачей-интернов педиатров и общей практики - семейной медицины по разделу «Педиатрия» / С.А. Мокия-Сербина, Т.В. Литвинова, В.В. Чечель // Здоровье ребёнка. - 2015. - № 6. - С. 142-144.
5. Опыт проведения научно-практических конференций на кафедрн фтизиатрии / Л.М. Милеева, Е.Г. Фесюк, Н.В. Поздеева [и др.]. Материалы очно-заочной межрегиональной научно-практической конференции с международным участием [«Актуальные вопросы современной фтизиатрии и пульмонологии. Инновационные образовательные технологии в высей школе»]. - Киров, 2014. - С. 263-267.
О Р И Г И Н А Л Ь Н А Я С Т А Т Ь Я
6. Пластинина Р.А. Научно-практическая работа врачей-интернов в структуре общевузовской жизни / Р.А. Пластинина // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 10. -С. 43-44.
УДК 61(001.89):378.147-388:378.180.6
EDUCATIONAL PRACTICE IN SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITIES: FIRST
EXPERIENCE
Хохлова Ю.А., Пунин А.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28
Резюме. В статье представлен первый опыт преподавания в Смоленском государственном медицинском университете студенческой учебной практики по научно-исследовательской работе.
Ключевые слова: студенческая учебная практика, научно-исследовательская работа.
EDUCATIONAL PRACTICE IN SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITIES: FIRST
EXPERIENCE
Khokhlova Ya.A., Punin A.A.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.
Summary. The first experience of conducting student's educational practice in scientific and research activities in the Smolensk State medical University is presented in the article. Key words: student's educational practice, scientific and research activities.
ВусловияхреализацииФедеральногообр азовательного стандарта высшего образования третьего поколения особое внимание уделяется формированию у специалиста компетенций, позволяющих осуществлять не только профессиональную медицинскую, но научно-исследовательскую деятельность. Данный комплексный подход к подготовке специалиста позволяет готовить врачей, имеющих научный потенциал. Реализовать полученные навыки специалист может как в виде профессиональной научно-исследовательской деятельности, так и в виде использования методов науки в практических целях. Проведение врачом научно-исследовательской работы является в современных условиях неотъемлемым компонентом повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Каждый будущий врач - это
не только клиницист, но и исследователь [2].
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является необходимым элементом освоения различных дисциплин и практик, начиная с первого курса [3, 5], способствует формированию навыков научной, творческой и исследовательской деятельности [3]. Вместе с тем зачастую при планировании НИРС преподаватель сталкивается с ситуацией, когда студенты слабо владеют навыками самостоятельной исследовательской работы, не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, интерпретировать, обобщать результаты и делать выводы. Главная задача преподавателя в этой ситуации - оказание помощи в овладении необходимой системой знаний и умений для проведения НИРС [1, 3].