2. История педагогики и образования / ред. З. И. Васильева. - М. : Академия, 2012. - 429 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин. - М. : Магистр, 2008. -221 с.
УДК 37.016
Н.А. Платонова, г. Нефтеюганск Н.В. Шарыпова, г. Шадринск
Опыт проведения интегрированного урока: русского языка и химии
В статье описан опыт проведения интегрированных уроков. Интегрированные уроки не только позволяют заинтересовать обучающихся, но и дают возможность понять тему с разных сторон.
Интегрированный урок, химия, русский язык.
N.A. Platonova, Nefteyugansk N.V. Sharypova, Shadrinsk
Experience of conducting integrated lessons: Russian language and chemistry
The article describes the experience of conducting integrated lessons. Integrated tutorials not only interest students, but also provide an opportunity to understand the topic from different angles.
Keywords: integrated lesson, chemistry, Russian language.
Интегрированный урок сегодня очень актуален для современных детей. На наш взгляд, он подходит для среднего и старшего звена. Так как позволяет решить несколько задач:
1) повысить мотивацию у обучающихся за счет необычной формы проведения занятия;
2) комбинирование знаний из разных областей;
3) в работе чаще всего задействуется метод «мозговой штурм»;
4) показ синтеза межпредметных связей.
Интегрированным уроком можно назвать любой урок, в котором используются задания из разных областей. Главным плюсом данного вида урока является то, что уроки могут проводиться на разных уровнях: бинарный, понятийно-информационный и дистанционном.
Для продуктивности интегрированного урока необходимо использовать разные методы проведения: проектная деятельность, проблемная лекция, семинары и др. Хорошо использовать на уроках задания с составлением кластеров, схем, заполнением таблиц.
Такие виды работ помогают систематизировать знания, сконцентрировать внимание обучающихся.
Интегрированные уроки не только позволяют заинтересовать обучающихся, но и дают возможность понять тему с разных сторон. Есть ребята, которым близки гуманитарные науки, но далеки естественно-научные. В данном случае на помощь приходит интегрированный урок, он поможет заинтересовать и помочь обучающимся понять темы, которые вызывают трудности в понимание.
У данного типа урока, также существуют свои минусы, которые нужно учитывать преподавателям при планировании таких занятий.
1. Необходимо заранее просмотреть программы предметов, которые вы хотели бы интегрировать, для того чтобы выявить похожие темы. Все понимают, что идентичными темы двух разных предметов не могут, но направления мы можем найти.
2. Заранее преподаватели должны определиться с регламентом времени, ещё при составлении конспекта.
3. Заблаговременно позаботиться об организационных моментах, для рационального использования времени, отведенного на уроке.
4. На данный момент времени не хватает методической литературы для подготовки таких уроков.
Хочется поделиться опытом проведения интегрированного урока русского языка и химии в старших классах. Тема урока: «Газообразные вещества. Научный стиль речи». На первый взгляд, два совершенно разных предмета, а мы их соединили. Но и в этих предметах есть точки соприкосновения. Урок был строго поделен на две равные половины. Каждый из преподавателей строго соблюдал регламент. Урок начал преподаватель химии, были установлены общие цели урока. Фрагмент урока химии включал в себя повторение, где ребята вспоминали пройденное на предыдущих уроках. Также работали с текстами, отвечали на вопросы, записывали формулы, решали задачи. Свою часть урока преподаватель химии закончил подведением итога.
Вторую часть урока ведет преподаватель русского языка. Начинается всё с повторения, обучающиеся озвучивают стили речи, которые они помнят. Когда вспоминают научный стиль речи, преподаватель опирается на знания, которые они получили в первой части урока. Происходит работа с текстами, с которыми обучающиеся познакомились в первой части урока, но только с лингвистической точки зрения. Затем проводится словарная работа, но слово связано с химией (кислород).
В конце урока обучающиеся должны сами сформулировать итоги и вывод. Главное, что им необходимо было усвоить, что существуют разные речевые стили, но на уроках химии недопустимо использовать разговорный или художественный. Научный стиль речи соответствует речевой ситуации.
От этого урока и преподаватели и обучающиеся получили положительные эмоции и колоссальный опыт. Изначально обучающиеся не представляли себе возможным объединение двух таких совсем не похожих предметов. Теперь же они пытаются понять и разобраться в темах, ищут точки соприкосновения. Главное в интегрированных уроках сохранить баланс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Луканина, Е.А. Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия [Электронный ресурс] / Е.А. Луканина // Наша сеть : соц. сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/25/integrirovannyy-urok-kak-sredstvo-mezhpredmetnogo. - 24.11.2016.
2. Нефедова, Е.В. Интегрированный урок [Электронный ресурс] / Е.В. Нефедова, Г.Л. Тарасова // Открытый урок Первое сентября. - М. : первое сентября. 2013-2017. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/627614/. - 24.11.2016.
3. Интегрированные уроки [Электронный ресурс] // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/234369. - 22.11. 2016.
УДК 371.7
О.Н. Суетина, И.С. Осипова, г. Шадринск
Использование элементов нетрадиционного оздоровления в структуре третьего часа физической культуры
Оздоровительное направление развития физической культуры в общеобразовательных организациях раскрывается в статье как одно из важнейших, решающих многие задачи не только современного физкультурного образования, но и общего образования школьников. В статье рассматривается структура третьего (оздоровительного) урока физической культуры, а также раскрываются возможности использования некоторых нетрадиционных способов оздоровления в рамках третьего часа. Опираясь на положения современного законодательства, авторы раскрывают необходимость внедрения третьего часа физической культуры с элементами нетрадиционного оздоровления. Особое внимание в качестве элементов нетрадиционного оздоровления уделяется асанам хатха-йоги.
Физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, третий час физкультуры.
0. N. Suetina,
1. S. Osipova,
Shadrinsk
The use of non-traditional elements of recovery in the structure of the third hour of physical culture
Wellness direction of development ofphysical culture in educational institutions is revealed in the article as one of the most important, solving a problem, not only modern physical education and General education students. The article discusses the structure of the third (Wellness) physical education class, but also reveals the possibility of using some non-traditional ways of healing in the third hour. Relying on the provisions of modern legislation, the authors reveal the necessity of introducing the third hour of physical culture with elements of alternative healing. Special attention as elements of alternative healing is given to asanas of Hatha yoga.
Keywords: physical education, Wellness physical education, third hour of physical culture.
Введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья,