Научная статья на тему 'Использование активных методов в процесс подготовки студентов к преподаванию предмета "Окружающий мир"'

Использование активных методов в процесс подготовки студентов к преподаванию предмета "Окружающий мир" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING METHODS AND TEACHING TECHNIQUES / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна

Статья посвящена актуальным проблемам подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Окружающий мир», в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of active methods in the preparation of students for teaching of the subject "Surrounding world"

The article is devoted to topical issues of training of future teachers of primary classes to the teaching of the subject "Surrounding world", in conditions of introduction of Federal state educational standard of higher education.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов в процесс подготовки студентов к преподаванию предмета "Окружающий мир"»

МЕТОДИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378

Н.М. Жданова, г. Шадринск

Использование активных методов в процесс подготовки студентов к преподаванию предмета «Окружающий мир»

Статья посвящена актуальным проблемам подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Окружающий мир», в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Подготовка, методы и приемы обучения, активные методы обучения.

N. M. Zhdanovа, Shadrinsk

The use of active methods in the preparation of students for teaching of the

subject "Surrounding world"

The article is devoted to topical issues of training offuture teachers ofprimary classes to the teaching of the subject "Surrounding world", in conditions of introduction of Federal state educational standard of higher education.

Keywords: Training methods and teaching techniques, active learning methods.

С методической точки зрения подготовка студентов к преподаванию в начальной школе интегративного курса окружающий мир, понимается нами, как педагогическая система характеризующаяся: интегративностью, воспроизводимостью, адаптивностью. Под интегративностью мы понимаем обеспечение единства всех компонентов рассматриваемой системы, ее взаимосвязь с другими подсистемами профессионально-педагогической подготовки, а также эффективное использование и комбинирование различных форм, методов и средств подготовки студентов к преподаванию окружающего мира. Воспроизводимость предполагает возможность использования системы подготовки студентов другими педагогами. Адаптивность рассматривается нами как способность системы подстроиться под условия внешней среды [1].

В современных условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, особую актуальность приобретает использование активных методов обучения. В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути метод обучения представляет собой способ взаимодействия преподавателя и студентов, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков [3]. Прием является составной частью метода [4]. Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия на основе прямой и обратной связи между преподавателем и студентами [4]. Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие субъектов в

образовательном процессе в вузе. То есть, студенты выступают как равные участники и создатели занятия.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками данной группы методов принято считать таких х педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов [2].

Применение активных методов обучения направлено на: активизацию мышления, причем студенты вынуждены быть активным; длительное время активности (студент работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса); самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач; мотивированность к обучению.

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач. Разработка развивающих заданий, ориентированных на развитие, формирование профессиональных компетенций, необходимых будущему учителю начальных классов для преподавания предмета «Окружающий мир». Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на занятиях по методике преподавания «Окружающего мира». Это демонстрирование слайдов, чаще подготовленных самими студентами по теме семинарского занятия.

Кейс-метод - используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Данный метод предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи или в другом варианте, наоборот, приветствуется многогранность решений и их обоснование.

Проблемная лекция - в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть педагог не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами студенты. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у студентов опыта логических рассуждений.

Дидактические игры - в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН -это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие студентов друг с другом, что позволяет формировать у них коммуникативные компетенции.

Баскет-метод - основан на имитации ситуации. Например, студент должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача - собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Метод абсурда - заключается в том, что обучающимся предлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Здесь важно иметь в виду, что деятельность будущих учителей, их конкретные действия, характеризующие специфику, главным образом, отражают личностные установки, стратегии данного субъекта, стиль их деятельности.

Метод внезапных запрещений заключается в том, что студентам на том или ином этапе занятия запрещается использовать в процессе ту или иную информацию. Данный метод разрушает штампы, возможности применять хорошо известные способы, средства и образы деятельности. Так образом, у студентов естественным образом формируется умение поиска необходимой информации через другие источники.

Метод временных ограничений - основывается на учете существенного влияния временного фактора на деятельность. Если при неограниченном времени решения задачи студент может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов и т.п., то при лимитированном времени решение или может упрощаться - субъект ограничивается использованием того, что он лучше всего знает (чаще это применение шаблонного варианта).

Метод информационной недостаточности - применяется, когда ставится задача активизации учебной деятельности. Исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения, так, в условии задачи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомых данных.

Метод новых вариантов - требование решать творческую задачу по-другому, находить новые варианты, решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию учебной деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пять-шесть и более решений.

Метод скоростного эскизирования - состоит в том, что студентам предлагается решать новые задачи и ставится цель диагностировать особенности их педагогической деятельности. По инструкции требуется, как изображать все то, что они представляют мысленно в тот или иной момент. Может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления - изображать все, что приходит в голову. Благодаря этому методу становится возможным более точно судить о трансформации образов, устанавливать, то значение, которое имеют понятие и зрительный образ. Самих будущих учителей это приучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса творчества.

Каждый из перечисленных методов может сочетаться с другими и быть эффективным в случае его систематического применения в ходе подготовки студентов к преподаванию интегративного курса «Окружающий мир».

Все активные методы обучения используемы в рамках реализации методики преподавания предмета «Окружающий мир» призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС НОО - научить младшего школьника учиться. Важно, на наш взгляд, на лекционных и практических занятиях развивать критическое мышление будущих учителей, а те соответственно во время своей будущей педагогической деятельности методически верно создадут условия для формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданова, Н.М. Методы, средства и формы подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников / Н.М. Жданова // Начальное образование Южного Урала : сб. науч.-метод. ст. -Челябинск : Сити Принт, 2012. - Вып. 6. - С. 71-79.

2. История педагогики и образования / ред. З. И. Васильева. - М. : Академия, 2012. - 429 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин. - М. : Магистр, 2008. -221 с.

УДК 37.016

Н.А. Платонова, г. Нефтеюганск Н.В. Шарыпова, г. Шадринск

Опыт проведения интегрированного урока: русского языка и химии

В статье описан опыт проведения интегрированных уроков. Интегрированные уроки не только позволяют заинтересовать обучающихся, но и дают возможность понять тему с разных сторон.

Интегрированный урок, химия, русский язык.

N.A. Platonova, Nefteyugansk N.V. Sharypova, Shadrinsk

Experience of conducting integrated lessons: Russian language and chemistry

The article describes the experience of conducting integrated lessons. Integrated tutorials not only interest students, but also provide an opportunity to understand the topic from different angles.

Keywords: integrated lesson, chemistry, Russian language.

Интегрированный урок сегодня очень актуален для современных детей. На наш взгляд, он подходит для среднего и старшего звена. Так как позволяет решить несколько задач:

1) повысить мотивацию у обучающихся за счет необычной формы проведения занятия;

2) комбинирование знаний из разных областей;

3) в работе чаще всего задействуется метод «мозговой штурм»;

4) показ синтеза межпредметных связей.

Интегрированным уроком можно назвать любой урок, в котором используются задания из разных областей. Главным плюсом данного вида урока является то, что уроки могут проводиться на разных уровнях: бинарный, понятийно-информационный и дистанционном.

Для продуктивности интегрированного урока необходимо использовать разные методы проведения: проектная деятельность, проблемная лекция, семинары и др. Хорошо использовать на уроках задания с составлением кластеров, схем, заполнением таблиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.