Обмен опытом
126
А.В. Почивалов1, Н.А. Фокина2
1 Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко
2 Детская городская клиническая больница № 1, Воронеж
Опыт применения витаминов и минералов в комплексном оздоровлении младших школьников
Контактная информация:
Почивалов Александр Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской педиатрии Воронежской
государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко
Адрес: 394000, Воронеж, ул. Студенческая, д. 10, тел.: (4732) 65-65-62
Статья поступила: 17.12.2009 г., принята к печати: 01.02.2010 г.
Одна из актуальных современных проблем профилактической педиатрии — обеспеченность детей школьного возраста витаминами и минералами. На годы обучения в школе приходится период ускоренного роста и полового созревания. Адаптация в коллективе, умственные и физические нагрузки повышают потребности растущего организма в основных пищевых веществах и энергии. В статье представлены результаты изучения эффективности витаминноминерального комплекса «АЛФАВИТ Школьник» у учащихся младших классов.
Ключевые слова: витамины, школьники, профилактика.
Период обучения ребенка в школе — это время интенсивного роста, развития и наиболее существенных функциональных перестроек, а значит, наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов окружающей среды. Модернизация системы образования и связанное с ней повышение учебных нагрузок с использованием новых педагогических технологий без учета возрастных психофизиологических особенностей детей приводят к развитию стрессовых состояний, дефициту сна, уменьшению двигательной активности,
следствием чего является рост не только функциональных отклонений, но и хронических заболеваний [1]. Усугубляет ситуацию снижение качества питания школьников. За последние 10 лет вдвое снизилось ежедневное употребление ими свежих овощей, фруктов, соков; доля лиц, употребляющих молочные и мясные продукты, свежие овощи, фрукты, соки только 1 раз в неделю и реже, увеличилась в 2,5 раза [2]. В структуре заболеваемости детей в возрасте 7-14 лет одно из ведущих мест занимают болезни органов пищеварения (23%)
A.V. Pochivalov1, N.A. Fokina2
1 N.N. Burdenko Voronezh State Medical Academy
2 Children's State Clinical Hospital № 1, Voronezh
Experience of vitamins and minerals administration in complex sanitation of younger schoolchildren
One of actual modern problems of prophylactic pediatrics is provision of schoolchildren with vitamins and minerals. The years of school education are the years of rapid growth and pubescence. Adaptation in group, mental and physical loads increase the need of growing organism in main nutritive materials and energy. The article presents the results of a study of effectiveness of vitamins and minerals complex «ALFAVIT Schoolchild» in younger schoolchildren.
Key words: vitamins, schoolchildren, prophylaxis.
[3]. Таким образом, увеличивается число алиментарнозависимых заболеваний у учащихся, что непосредственно связано с нарушением рационального питания [4]. Оценка фактического питания показала, что рационы питания не сбалансированы и обеспечивают учащихся витаминами лишь на 20-40% [5]. Обеспеченность школьников витамином С составляет 50%, В± — 31%, В2 — 36%, В6 — 36%, Е — 21%, витамином А — 17%, р-каротином — 29% [6]. Прослеживается устойчивая тенденция к формированию круглогодичного полигиповитаминоза. Витамины синтезируются в организме человека недостаточно и относятся к числу необходимых веществ, которые должны постоянно поступать в организм. Однако обеспечить детский организм витаминами только посредством питания невозможно [7]. Многочисленные публикации последних лет подчеркивают целесообразность применения у детей витаминов и витаминно-минеральных комплексов (ВМК) с профилактической и коррекционной целью [8].
С учетом негативных тенденций, обусловивших ухудшение здоровья школьников, была разработана комплексная программа профилактики и оздоровления учащихся младших классов в процессе обучения. В рамках реализации данной программы была оценена эффективность ВМК «АЛФАВИТ Школьник» с целью сезонной витамино-профилактики.
Нами обследованы 210 школьников (94 мальчика и 116 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет, отобранных методом случайной выборки из числа учащихся средней школы г. Воронежа. До начала исследования на участие ребенка было получено информированное согласие родителей.
Все дети были разделены на 3 группы: основную и две контрольные (соответственно группы 1 и 2) по 70 школьников в каждой. Критериями исключения были прием ВМК дополнительно к основному рациону питания в предшествующие 6 мес, наличие тяжелой соматической патологии у ребенка, а также данных анамнеза о непереносимости каких-либо компонентов применяемого ВМК. Школьники основной группы и контрольной группы 2 были из классов, в которых осуществлялся здоровьесберегающий подход к образовательному процессу, включающий следующие мероприятия:
• обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;
• организация рационального питания (соответствие основным принципам гигиены питания: регулярность, достаточность, сбалансированность);
• оптимизация двигательного режима (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая гимнастика во время уроков и на переменах, лечебная физкультура; массаж);
• профилактика психоэмоционального напряжения (дыхательная гимнастика, индивидуальная рефлексотерапия, консультации психолога), зрительного утомления (глазная гимнастика, использование офтальмотренажеров);
• оптимизация медицинского обслуживания (раннее выявление функциональных отклонений с последующей консультацией специалистов узкого профиля);
• образовательная работа с учащимися, родителями и педагогами по формированию здорового образа жизни.
Для оценки эффективности применения ВМК проводили медицинский осмотр с участием врачей-специалистов, лабораторную диагностику (клинический анализ крови), анализ медицинских карт (ф. 026/у-2000), анкетирование родителей. Для обеспечения комплексной оценки функционального состояния школьников использован аппаратно-программный комплекс (АПК) «Истоки здоровья» (ООО ЦМП «Истоки здоровья», Рязань).
Дети основной группы получили два курса ВМК «АЛФАВИТ Школьник» — в осенний и весенний периоды, продолжительностью 40 дней каждый; дозу для ежедневного приема определяли в соответствии с возрастом и инструкцией по применению препарата.
Особенностью дизайна исследования было непрерывное медицинское наблюдение за детьми не только на фоне приема ВМК (в контрольных группах — в начале наблюдения), но и после окончания 2-го курса его применения (в контрольных группах — в конце наблюдения) — соответственно периоды А и Б; продолжительность наблюдения составила 8 мес.
Анализ первичных материалов проведен с использованием прикладного программного обеспечения STATISTICA 6.0 (StatSoft Inc., США). Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.
С целью оценки соответствия питания школьников гигиеническим требованиям проведено анкетирование родителей. Полученные результаты соответствуют сложившимся в последние годы тенденциям. В рационе питания школьников недостаточно необходимых растущему организму мясных и молочных продуктов, свежих овощей и фруктов. Так, ежедневно употребляли мясные продукты 72% учащихся, молоко и молочные продукты — 70%. Не имели в ежедневном рационе фруктов и овощей 36% школьников, 55% опрошенных каждый день употребляли кондитерские изделия в избыточном количестве. Только 28% детей получали горячее питание 3 раза в день, 61% школьников — 2 раза, а 11% — всего 1 раз в день.
Всем школьникам была проведена антропометрия. Оценка физического развития осуществлялась с использованием территориальных стандартов, полученных в результате применения методики центильного распределения [9] (табл. 1). За период наблюдения в основ-
Таблица 1. Показатели физического развития школьников в динамике наблюдения (в %)
Показатели Контрольная группа 1 Контрольная группа 2 Основная группа
А Б А Б А Б
Длина тела ниже среднего 10,0 8,5 7,1 4,2* 8,5 5,7*t
Дефицит массы тела 35,7 31,4 28,5 20,0* 32,8 20,0*t
Примечание.
Здесь и в табл. 2-5: А — исходный показатель; Б — показатель при завершении исследования.
* — p < 0,05 по сравнению с исходным показателем; ^ — p < 0,05 по сравнению с показателем в контрольной группе 1.
127
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2010/ ТОМ 9/ № 1
Обмен опытом
128
ной группе и контрольной группе 2 зарегистрированы достоверно более высокие темпы прибавки длины тела и гармонизации физического развития (нормализация массы тела относительно роста), но разница показателей не была статистически значимой (р > 0,05).
Несмотря на то что все дети в основной группе были из социально благополучных семей, 86% из них жаловались на быструю утомляемость на уроках, усталость при физических нагрузках. Родители отмечали у своих детей пониженный аппетит, сухость и шелушение кожи, ломкость ногтей, потливость, нарушение сна, раздражительность.
В результате медицинского осмотра детей и анкетирования родителей после первого курса приема ВМК у большинства обследованных было отмечено купирование указанных выше проявлений неспецифической витаминной недостаточности, однако через 2 мес у 60% обследованных из основной группы вновь зарегистрированы аналогичные симптомы в разных комбинациях. Только после повторного курса приема ВМК отмечалась стабильно положительная динамика.
Изучение медицинских карт, результаты анкетирования родителей и анализ посещаемости школы показали снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями в основной группе и контрольной группе 2 в течение периода наблюдения (октябрь 2008 — июнь 2009 г.) по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем учебном году (октябрь 2007 — июнь 2008 г.), а также по сравнению с заболеваемостью детей в контрольной группе 1 (р < 0,05). Различие показателей в основной группе и контрольной группе 2 не было статистически значимым (р > 0,05), но позволяло сделать вывод о положительном влиянии ВМК на состояние защитных свойств организма и повышение резистентности к простудным заболеваниям (табл. 2).
Примечание.
Показатели представлены в виде медианы (25; 75 процентили). * — р < 0,05 — по сравнению с исходным показателем.
Содержащиеся в ВМК витамины А, Е, С, РР влияют на функции различных звеньев системы иммунобиологического надзора. Показано, что аскорбиновая кислота оказывает иммунотропное действие, стимулируя цито-токсическую активность макрофагов, а также спонтанную и индуцированную активность фагоцитов. Витамин Е, обладая антиоксидантными свойствами, угнетает реакции образования свободных радикалов, улучшает тканевое дыхание, оказывает интерфероногенное действие, повышает число Т хелперов. Витамин А стимулирует Т лимфоциты, макрофаги, NK клетки. Витамин РР — фагоцитоз [10].
По результатам клинического анализа крови, у детей основной группы исходно были зафиксированы более низкие уровень гемоглобина и число эритроцитов, по сравнению с таковыми у детей контрольных групп (у 4 детей основной группы выявлена анемия легкой степени). Уже после 1-го курса приема ВМК и на протяжении всего наблюдения у детей этой группы сохранялись более высокие, чем у детей контрольных групп, значения изученных показателей (р < 0,05) (табл. 3). Как видно из таблицы 3, в контрольной группе 2 статистически значимые изменения отсутствуют. Родители детей из этой группы получили подробные рекомендации по правильному питанию, но, к сожалению, изменение только рациона не позволило добиться ожидаемых результатов. В контрольной группе 1 статистически значимого изменения уровня гемоглобина и числа эритроцитов отмечено не было.
Для оценки функционального состояния организма школьников использовалась вариационная кардиоин-тервалография [11]. Исследование проводили в утреннее время (9-12 ч) в те учебные дни, когда в расписании не было уроков физкультуры и контрольных работ. Для оценки степени напряжения регуляторных систем
Таблица 2. Заболеваемость ОРИ у обследованных детей в динамике наблюдения
Показатель Период, годы Контрольная группа 1 Контрольная группа 2 Основная группа
Число эпизодов ОРИ на 1 ребенка, абс. 2007-2008 4,4 ± 1,3 3,9 ± 1,2 4,1 ± 1,8
2008-2009 3,8 ± 0,8 2,1 ± 0,7^ 1,9 ± 0,5^
Примечание.
Показатели представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартное отклонение.
* — р < 0,05 по сравнению с исходным показателем; ^ — р < 0,05 по сравнению с показателем в контрольной группе 1.
Таблица 3. Основные тенденции в изменении показателей общего анализа крови у обследованных (медиана и интерквартильный размах)
Показатели Контрольная группа 1 Контрольная группа 2 Основная группа
А Б А Б А Б
Гемоглобин, г/л 125 (120; 133) 127 (120; 134) 128 (120; 133) 129 (125; 136) 124 (110; 134) 126 (120;133)*
Эритроциты, Х1012 /л 3,9 (3,6; 3,9) 3,8 (3,6; 4,0) 3,7 (3,6; 3,9) 3,7 (3,6; 3,8) 3,7 (3,5; 3,9) 3,8 (3,6; 4,0)*
Характеристика адаптации Контрольная группа 1 Контрольная группа 2 Основная группа
А Б А Б А Б
Нормальная 13 6* 15 20+ 12 22*+
Умеренное напряжение 34 14* 26 44*+ 24 46*+
Выраженное напряжение 28 37 29 16+ 28 10*+
Перенапряжение 14 29* 19 11+ 26+ 14+
Срыв 11 14 11 9 10 7+
Примечание.
* — р < 0,05 по сравнению с исходным показателем; t — р < 0,05 по сравнению с показателем в контрольной группе 1.
и их функционального резерва использован показатель 2) активности регуляторных систем (ПАРС). Распределение обследованных по степени напряжения регуляторных 3) систем, обусловленной адаптивными реакциями, осуществлялось согласно классификации, предложенной 4) Р. М. Баевским [11]:
1) состояние удовлетворительной адаптации (норма; 5) ПАРС 1-2 балла);
состояние умеренного напряжения механизмов адаптации, неустойчивая адаптация (ПАРС 3-4 балла); выраженное функциональное напряжение механизмов адаптации (ПАРС 5-6 баллов); состояние перенапряжения механизмов адаптации (ПАРС 7-8 баллов);
состояние истощения регуляторных систем, срыв адаптации (ПАРС 9-10 баллов) (табл. 4).
129
Обмен опытом
130
Показатель Контрольная группа 1 Контрольная группа 2 Основная группа
А Б А Б А Б
ФУС, ед. 2,13 ± 0,05 2,21 ± 0,04 2,09 ± 0,02 2,86 ± 0,03* 2,11 ± 0,05 3,01 ± 0,04*|
УР, ед. 0,64 ± 0,13 0,82 ± 0,10 0,66 ± 0,12 0,96 ± 0,13 0,71 ± 0,13 1,01 ± 0,10
УФВ, ед. 1,70 ± 0,05 1,90 ± 0,05 1,66 ± 0,14 2,10 ± 0,05* 1,68 ± 0,15 2,13 ± 0,15*
Примечание.
ФУС — функциональный уровень системы; УР — устойчивость реакции; УФВ — уровень функциональных возможностей. Показатели представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартное отклонение.
* — р < 0,05 по сравнению с исходным показателем; + — р < 0,05 по сравнению с показателем в контрольной группе 1.
Анализ функционального состояния школьников основной группы в динамике наблюдения показал статистически значимое (р < 0,05) увеличение доли детей, у которых адаптация к окружающей среде осуществляется при меньшем напряжении регуляторных систем организма и истощении функциональных резервов, обеспечивающих этот процесс.
В качестве метода определения состояния ЦНС, ее основных функциональных характеристик (возбудимость, реактивность, подвижность, устойчивость реагирования) использовался анализ временных показателей простой зрительно-моторной реакции (в модификации Лоскутовой Т.Д. [12]). Оценка осуществлялась на основании трех количественных критериев, отражающих состояние ЦНС: функциональный уровень системы, устойчивость реакции, уровень функциональных возможностей (табл. 5). В результате анализа полученных данных обнаружены статистически значимые различия в величине показателей «функциональный уровень системы» и «уровень функциональных возможностей» в группах сравнения. Различия в зна-
чениях показателя «устойчивость реакции» обнаружены не были.
ВМК хорошо переносился всеми детьми, не вызывая побочных и аллергических реакций. Все 70 детей основной группы прошли 2 полных курса лечения препаратом в течение 40 дней каждый.
Таким образом, ВМК «АЛФАВИТ Школьник» зарекомендовал себя как сбалансированный низкоаллергенный комплекс. Прием препарата улучшает самочувствие, увеличивает толерантность к физическим нагрузкам, нормализует сон, аппетит, улучшает состояние кожи. На фоне приема ВМК выявлена положительная динамика показателей гемоглобина и числа эритроцитов, физического развития детей, отмечено снижение заболеваемости ОРИ. Последнее свидетельствует о повышении неспецифической резистентности организма в условиях здоровьесберегающего подхода к образовательному процессу. И наконец, изученный в настоящем исследовании ВМК положительно влияет на состояние адаптивных механизмов детей, способствует нормализации умственной работоспособности школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кучма В. Р Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2001. 384 с.
2. Кучма В. Р., Звездина И. В., Жигарева Н. С. Медикосоциальные аспекты формирования здоровья младших школьников // Вопросы современной педиатрии. 2008. 7 (4). С. 9-12.
3. Баранов А. А. и др. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 4-8.
4. Перевощикова Н. К., Басманова Е. Д. Эффективность коррекции дефицита витаминов у детей школьного возраста // Российский педиатрический журнал. 2006. № 1. С. 29-32.
5. Руководство по лечебному питанию детей / Под ред. К. С. Ладодо. М.: Медицина, 2000. 384 с.
6. Спиричев В. Б. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. М.: Валетек, 2007. 24 с.
7. Делягин В. М. Дефицит витаминов и минералов у детей // Российский педиатрический журнал. 2006. № 1. С. 48-52.
8. Громов И. А., Торшхоева Р М. Опыт применения поливитаминов у школьников // Педиатрическая фармакология. 2008. 5 (6). С. 94-96.
9. Пенкин В. Н. Физическое развитие (рост, масса) детей Воронежской области. Воронеж, 2000. 41 с.
10. Громова О. А., Галицкая С. А., Лиманова О. А., Кутузова И. А. Возможности микронутриентной и фитокоррекции в повышении резистентности к простудным заболеваниям у детей // Вопросы современной педиатрии. 2008. 7 (6). С. 156-160.
11. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 205 с.
12. Лоскутова Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы по параметрам простой двигательной реакции // Физиол. журнал СССР 1975. 61 (1). С. 3-12.