_BLOK_136_polos_coll.qxd 22.04.2009 21:00 Page" 44
Оригинальная статья
Т.И. Бурцева, С.В. Нотова, А.В. Скальный, О.И. Бурлуцкая
Оренбургский государственный университет
Гигиеническая оценка витаминной обеспеченности школьников Оренбурга
Контактная информация:
Бурцева Татьяна Ивановна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры нутрициологии и биоэлементологии
Оренбургского государственного университета
Адрес: 460018, Оренбург, пр. Победы, д. 13, тел.: (3532) 77-70-33
Статья поступила: 14.01.2009 г., принята к печати: 01.04.2009 г.
Представлены результаты исследования, направленного на изучение витаминной обеспеченности школьников младших классов г. Оренбурга. Проведенное исследование позволило установить пониженное потребление витаминов D, ^ B1, фолата. Выявлен сочетанный дефицит витаминов в питании, дана гигиеническая оценка содержания водорастворимых витаминов в моче.
Ключевые слова: младшие школьники, питание, витамины.
44
Рациональное питание является ведущим фактором, определяющим состояние здоровья ребенка, а также обеспечивающим его нормальный рост и развитие, активную жизнеспособность, способствующим профилактике заболеваний [1-6]. Согласно литературным данным, в питании людей в последнее время произошли значительные изменения. В частности, выявлено резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, фруктов и овощей за исключением картофеля. Отмечается изменение набора продуктов. Так, меньше стали употреблять хлеб основных сортов, предпочтение отдается кондитерским мучным изделиям, содержащим сахар, что препятствует усвоению ряда микронутриентов.
«Скрытый голод» — именно так в мировой практике обозначают недостаток в рационе витаминов и минералов [2, 7-10]. В России гиповитаминоз превратился в национальную проблему. По данным института питания РАМН, дефицит витаминов наблюдается у 60-80% россиян во всех группах населения независимо от района проживания, уровня доходов и времени года [7, 11, 12]. Недостаточное потребление витаминов является массовым и
постоянно действующим фактором, отрицательно влияющим на здоровье, рост, развитие и жизнеспособность нации. Высокая частота витаминодефицитных состояний среди детей объясняется тем обстоятельством, что дефицит тех или иных витаминов характерен для растущего организма даже здорового ребенка. Среди детей с расстройствами питания или страдающих острыми и хроническими заболеваниями гиповитаминозы не только предсказуемы, но и, как показывают исследования последних десятилетий, широко распространены.
Целью настоящего исследования явилось изучение витаминной обеспеченности школьников начальных классов путем анализа содержания основных водо- и жирорастворимых витаминов в рационах детей и их экскреции с мочой.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ
Обеспеченность витаминами школьников изучали в апреле 2008 г. В исследовании участвовали 50 школьников 2-х классов Оренбурга: 30 мальчиков и 20 девочек. В начале исследования изучались индивидуальные
T.I. Burtseva, S.V. Notova, A.V. Skal'niy, O.I. Burlutskaya
Orenburg State Medical Univercity
Hygienic estimation of provision with vitamins in Orenburg schoolchildren
This article presents results of a trial, studying provision with vitamins in younger schoolchildren from Orenburg. This research showed low intake of vitamins D, C, B1 and folic acid. Authors proved that schoolchildren have combined nutritive vitamin deficiency and gave estimation to content of vitamins in urine.
Key words: younger children, nutrition, vitamins.
О
рационы питания учащихся (по данным анкетирования родителей) без учета школьных завтраков. Анкета включала вопросы о 3-дневных рационах питания школьников. Для расчета содержания нутриентов в индивидуальных среднесуточных рационах питания использовали программу «АСПОН — питание» (утверждено ФЦГСЭН РФ, 1996 г.), позволяющую проводить анализ по 52 основным нутриен-там (в том числе витаминам), входящим в состав продуктов питания. Для оценки физиологической полноценности рационов питания по витаминам использовали установленные санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08) и нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР (утверждены МЗ СССР, 1991 г.).
В моче витамины определяли в АНО Центр биотической медицины с помощью жидкостной хроматографии. Статистический анализ результатов исследования проведен с помощью пакета программ, интегрированных в Microsoft Excel 2003. Количественные признаки представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартное отклонение, дискретные признаки — в виде частот (процент наблюдений к общему числу обследованных). Сравнение количественных признаков осуществлялось с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок, дискретных признаков — критерия Пирсона х2. Полученные результаты рассматривали как статистически значимые при p < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ рационов питания школьников показывает, что обеспеченность витаминами мальчиков лучше, чем девочек, что связано, скорее всего, с большим объемом потребления первыми пищевых продуктов (табл. 1). Как видно из представленных данных, содержание жирорастворимых витаминов А и Е значительно превышает установленные нормы потребления СанПиН 2.4.5.2409-08, тогда как содержание водорастворимых витаминов группы В и РР — ниже установленных норм, витамина С — близко к норме.
Необходимо отметить, что повышенное потребление витамина А характерно для 83% мальчиков и 77% девочек, а витамина Е — соответственно для 62 и 70% школьников. Выявлен значительный дефицит в рационах школьников таких жизненно необходимых витаминов, как витамин D и фолат, содержание которых составило 74 и 65% от нормы соответственно. Отклонения от нормального уровня потребления витамина D и фолата в среднем установлены у 82 и 95% школьников. Обращает на себя внимание недостаточное потребление витамина РР большинством школьников. Его дефицит в рационах установлен у 90% мальчиков и 89% девочек (табл. 2).
Оценка распространенности отклонений от нормального содержания позволила обнаружить сочетанные дефициты витаминов в рационах питания школьников. Так, сочетанный дефицит витаминов А, D, Е установлен у 6% обследованных, В1 и В2 — у 46% школьников, В6 и В9 — у 55% обследованных, что подтверждает ранее полученные данные НИИ питания РАМН [1]. Необходимо подчеркнуть, что в исследовании анализировался рацион детей — учащихся вторых классов. Именно для этого возрастного периода характерна высокая умственная и физическая нагрузка на организм ребенка, связанная с началом его обучения и переходом в более «агрессивную» социальную среду. Вместе с тем в результате проведенного исследования было показано, что в рационе детей доминировал дефицит витаминов группы В. Известно, что витамины именно этой группы играют важную роль в становлении нервной системы ребенка, ее адаптации к меняющимся условиям среды, примером которых, несомненно, можно считать начало обучения в средней школе. Так, витамин В1, участвуя в энергетическом обмене нервной системы, улучшает процесс передачи нервных импульсов, что способствует концентрации внимания, облегчает и процесс обучения детей. Опосредованно этот эффект витамина реализуется и через его участие в синтезе гормона щитовидной железы — тиреоидина. Другим важным регулятором функциональной активности нервной системы является витамин В6, основной эффект которого связывают с улучшением метаболизма нервных клеток. Витамин способствует улучшению процессов запоминания в ходе обучения и полезен при нарушении концентрации внимания у
Таблица 1. Среднесуточный витаминный состав рационов питания школьников 2-х классов
Витамины Норма потребления Все школьники, n = 50 Мальчики, n = 30 Девочки, n = 20
A, мг 0,7* 1,8 ± 0,1 Î 2,1 ± 0,1 Î 1,5 ± 0,2 Î
B1, мг 1,2* 0,94 ± 0,10 1 0,96 ± 0,06 1 0,91 ± 0,05 1
B2, мг 1,4* 1,30 ± 0,10 1,47 ± 0,09 1,35 ± 0,07
В6, мг 1,6** 1,60 ± 0,10 1,60 ± 0,12 1,60 ± 0,10
C, мг 60* 51 ± 4 1 54 ± 5 1 52 ± 4 1
E, мг 10* 12 ± 1 Î 14 ± 1 Î 10 ± 1 Î
D, мкг 2,5** 1,5 ± 0,1 1 1,8 ± 0,1 1 1,6 ± 0,2 1
Фолат, мкг 200** 113 ± 6 1 128 ± 8 1 115 ± 7 1
РР мг 15** 10,1 ± 0,7 1 10,4 ± 0,8 1 9,7 ± 0,5 1
Примечание.
* — СанПиН 2.4.5.2409-08;
** — нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР (утвержденные МЗ СССР в 1991 г., № 57-86-91).
О
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 2
Page* 4 6
Таблица 2. Частота отклонений от нормального содержания витаминов в рационах учащихся
Витамин Мальчики, % Девочки, %
ниже нормы норма выше нормы ниже нормы норма выше нормы
А - 17 83 - 33 77
В1 82 10 8 61 33 6
В2 31 24 45 25 55 20
В6 31 45 24 39 33 28
С 58 42 - 77 33 -
Е 24 14 62 8 22 70
Фолат 90 10 - 100 - -
Э 76 17 7 72 11 17
РР 90 7 3 89 11 -
R
J
I-
(П
н
о
ОС
n
а
О
детей. Витамин В6 необходим для поддержания клеточного и гуморального иммунитета при повышенных физических и умственных нагрузках, для повышения адаптационных способностей детского организма. В комплексе с витаминами В1 и В6 в обеспечении правильного развития и созревания нервной системы участвует витамин В3 (РР, ниацин), одним из важных результатов действия которого является нормальное течение сна ребенка. Особое значение для гармоничного роста и развития ребенка имеет витамин В9 (фолиевая кислота), модулирующий скорость синтеза белков и нуклеиновых кислот. Фолиевая кислота необходима, помимо прочего, для синтеза нейромедиаторов, ответственных за эмоциональное равновесие и нормальное функционирование нервной системы ребенка. Учитывая наличие значительного дефицита в рационе детей витамина В1, ниацина, фолата, обнаруженного по результату проведенного исследования, необходимо подчеркнуть важность его коррекции. Применение с этой целью поливитаминных препаратов, сбалансированных именно по этой группе витаминов, является важным дополнением обычного питания детей младших классов, и даже рациона, скорректированного с учетом диетологических рекомендаций. Поливитаминный комплекс «Пиковит Форте» (КРКА, Словения) является примером препаратов с подобными свойствами. Он содержит не только оптимизированную комбинацию жиро- и водорастворимых витаминов, но, и в их числе, витамин В1 (1,5 мг), витамина В2 (1,7 мг), витамина В6 (2 мг), витамина В12 (6 мкг) и фолиевую кислоту (0,4 мг). Столь широкий спектр витаминов группы В позволяет рекомендовать таблетки «Пиковит Форте» при переутомлении и плохой концентрации внимания детей, при физических нагрузках (занятиях спор-
том), при нерегулярном и однообразном рационе питания, отсутствии аппетита. Важной характеристикой препарата является отсутствие в нем сахара. Кроме того, можно отметить удобство приема — по 1 таблетке в день детям в возрасте от 7 до 14 лет, что существенно повышает приверженность детей при необходимости длительного назначения. Помимо оценки содержания витаминов в рационе питания детей важная объективная оценка витаминного статуса школьников может быть получена на основании изучения концентрации витаминов в моче. Полученные в ходе лабораторного исследования школьников г. Оренбурга результаты по содержанию витаминов в этом биосубстрате наглядно показывают, что средние значения содержания водорастворимых витаминов в моче девочек ниже рекомендуемой нормы (табл. 3). При этом, содержание всех изучаемых витаминов колеблется в пределах 75-87% от нормы. Однако в ряде случаев зафиксирован значительный дефицит содержания витаминов в изучаемом биосубстрате. Так, например, содержание витамина В1 в моче у 20% девочек ниже нормы почти в 2 раза (рис. 1). Дефицит витамина С выявлен у 17% обследованных. Чаще всего встречается дефицит витамина В2. Установлен также единичный случай глубокого дефицита витамина В6 — в 2 раза — ниже нормы.
Наряду с этим установлено увеличение содержания некоторых витаминов, хотя превышение нормы было незначительным. В частности, избыточное содержание витамина В6 характерно для 60% девочек, РР — для 50%, витамина С — для 42% детей.
Результаты анализа мочи мальчиков на содержание витаминов практически не отличались от полученных у девочек (см. табл. 3). Однако за исключением витамина В6
46
Таблица 3. Содержание витаминов в моче (мкг/мл) школьников
Витамин Норма Мальчики, n = 30 Девочки, n = 20
B1 0,16 0,13 ± 0,01 0,12 ± 0,01
B2 0,14 0,12 ± 0,01 0,12 ± 0,01
Вб 1,0 0,91 ± 0,04 0,85 ± 0,02
C 2,9 2,5 ± 0,4 2,53 ± 0,3
РР 5,7 4,98 ± 1,2 4,93 ± 1,3
Рис. 1. Содержание витаминов в моче у девочек
Рис. 2. Содержание витаминов в моче у мальчиков
R
J
I-
(П
н
о
ОС
J
га
а
о
в ряде случаев определяется более глубокий дефицит: витамина В1 — в 2,3 раза, В2 — в 1,8 раза, РР в — 1,7 раза, С — в 1,5 раза ниже рекомендуемой нормы. Чаще всего среди мальчиков встречается дефицит витамина С — у 21% (рис. 2). Вместе с тем у них, как и у девочек, было широко распространено избыточное содержание витамина В6 (57%), РР (46%) и С (31%), однако в отличие от девочек для половины мальчиков характерен избыток витамина В2.
Таким образом, при сопоставлении данных о содержании витаминов в рационе питания, полученных расчетным методом, и при лабораторном исследовании содержания
витаминов в моче обследованных, не всегда прослеживается соответствие. Причин тому достаточно много. Во-первых, при составлении таблиц по содержанию витаминов в продуктах питания учитывали средние данные, но отклонения от норм в разных регионах могут быть очень значительными (из-за биогеохимических и экономических особенностей территории). Во-вторых, выявленное несоответствие может быть связано с особенностями метаболизма организма ребенка. Тем не менее результаты настоящего исследования свидетельствуют о дисбалансе как поступаемых с пищей отдельных витаминов, так и содержащихся в биосубстратах обследованных школьников.
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Переверзева О.Г. и др. Обеспеченность витаминами детей в санаторно-курортном учреждении // Вопросы детской диетологии. — 2005. — Т. 3, № 6. — С. 8-15.
2. Конь И.Я. Некоторые актуальные проблемы современной детской диетологии (нутрициологии) // Вопросы детской диетологии. — 2003. — Т. 1, № 1. — С. 8-15.
3. Леонова И.А., Хомин М.М. Гигиеническая оценка питания детей школьного возраста в семьях с различным материальным положением // Вопросы детской диетологии. — 2008. — Т. 6, № 5. — С. 43-46.
4. Лазарева Т.С. Значение питания в профилактике микронутри-ентной недостаточности у детей раннего возраста // Вопросы детской диетологии. — 2008. — Т. 6, № 6. — С. 53-56.
5. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич О.О. Общая нутрициология: Учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 392 с.
6. Нотова С.В., Бурцева Т.И., (орелова Ж.Ю. Особенности питания, элементного статуса организма учащихся и их успеваемость //
Вопросы современной педиатрии. — 2007. — Т. 6, № 5. — С. 70-73.
7. Нотова С.В., Губайдуллина С.Г., Чадова Л.А. К пониманию связи минерального статуса студентов и успеваемости // Вестник Оренбург. гос. ун-та — 2005. — Т. 40, № 2. — С. 53-55.
8. Панченко Л.Ф., Маев И.В., Гуревич К.Г. Клиническая биохимия микроэлементов. — М.: ВУНМЦ, 2004. — 368 с.
9. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08.
10. Тутельян В.А. Справочник по диетологии / Под ред. М.А. Самсонова. — М.: Медицина, 2002. — 274 с.
11. Тутельян В.А., Княжев В.А., Хотимченко С.А. и др. Селен в организме человека: метаболизм, антиоксидантные свойства, роль в канцерогенезе. — М.: Издательство РАМН, 2002. — 224 с.
12. Gibson R. Principal of nutritional assessment. — New York: Oxford University Press, 1990. — 691 p.