Научная статья на тему 'Опыт подготовки выпускных квалификационных работ по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в формировании компетенций обучающихся'

Опыт подготовки выпускных квалификационных работ по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в формировании компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная итоговая аттестация / выпускная квалификационная работа / библиотечно-информационная деятельность. / state final certification / final qualifying work / library and information activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Курникова, Р П. Потапова, Ю А. Черниенко

В статье рассматривается подготовка и защита выпускных квалификационных работ по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» как важный компонент образовательного процесса, направленного на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Характеризуется система критериев качества подготовки выпускной квалификационной работы; обосновывается, что результаты защиты бакалаврской работы позволяют будущему выпускнику успешно презентовать себя, итоги своих интеллектуальных и профессиональных достижений среди представителей библиотечно-информационной среды региона. Материал, предложенный в статье, раскрывает методологические и методические требования к выполнению выпускных работ и будет актуален для преподавателей выпускающих кафедр по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т А. Курникова, Р П. Потапова, Ю А. Черниенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN PREPARATION OF FINAL QUALIFYING WORKS IN THE DIRECTION OF “LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES” IN FORMING COMPETENCIES OF STUDENTS

The article reveals experience of preparation and protection of final qualifying works in the direction of “Library and information activities” as an important component of the educational process aimed at the formation of universal, general professional competencies. The system of criteria of quality of preparation of final qualifying work is considered; it is proved that the results of the protection of bachelor’s work allow the future graduate to successfully present themselves, the results of their intellectual and professional achievements among the representatives of the library and information environment of the region. The material presented in the article reveals methodological and methodical requirements for the implementation of graduate work and will be relevant for teachers of the departments in the direction of training “Library and information activities”.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки выпускных квалификационных работ по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в формировании компетенций обучающихся»

Практика проведения курсов по подготовке к комплексному экзамену по истории России и основам законодательства показала, что многие обучающиеся с большим трудом воспринимают книжную лексику, сложные конструкции ответов на вопросы открытого перечня. Поэтому преподавателю необходимо адаптировать материал, подавать его в более разговорной, эмоциональной форме.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что для организации эффективного процесса языковой и культурной адаптации иностранных граждан, прибывших для проживания на территории Российской Федерации, было бы уместно рекомендовать обязательное прохождение разных по времени (краткосрочных или долгосрочных, в зависимости от уровня языковой подготовки мигранта) курсов по русскому языку, истории России и основам

Библиографический список

законодательства РФ всем выходцам из стран бывшего СССР (особенно для молодых людей, получивших образование после распада Советского Союза), поскольку идеологическая направленность образовательных стандартов новых государств поменялась коренным образом. Роль России в советский период часто оценивается в постсоветских государствах как крайне негативная, а ее политика - как империалистическая и националистическая. Изучение русского языка и литературы, акцентирование внимания обучающихся на связь русского языка с языками разных народов, взаимовлияние литератур разных народов, изучение истории России и ее реальной роли в развитии народов бывшего СССР на курсах по подготовке к тестированию, вероятно, предупредило бы возможные конфликтные ситуации и уменьшило градус напряженности между представителями разных национальностей.

1. Спицын А.И., Гончаров П.П., Кирхгесснер В.В. Проблемы миграции населения в Оренбуржье: учебное пособие. Оренбург: Издательско-полиграфический комплекс ОГУ, 2003.

2. Семенов Е.А., Герасименко Т.И., Ахметов РШ. Миграция населения Оренбургской области. Oren Priroda. Природа Оренбургской области - сайт отдела социально-экономической географии. Available at: http://orenpriroda.ru

3. Макарова Н.А. Влияние миграционных процессов. Миграция как важнейший источник восполнения дефицита кадров в Оренбургской области. Available at: http://regnet. uran.ru/ej/file-or/302

4. Косянова О.М. Вьетнамцы в Оренбуржье: проблемы языковой, социальной и культурной адаптации. Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе: материалы Международной научной конференции: в 2 ч. Оренбург: ООО «Издательство «Оренбургская книга», 2016; Ч. 1: 79 - 81.

5. Косянова О.М. Обучение русскому языку в России и Таджикистане: опыт работы и перспективы сотрудничества. Евразийский перекресток: сборник научно-практических мероприятий. Оренбург: Издательско-полиграфический комплекс ОГУ, 2018; Выпуск 8.

References

1. Spicyn A.I., Goncharov P.P., Kirhgessner V.V. Problemy migracii naseleniya v Orenburzh'e: uchebnoe posobie. Orenburg: Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks OGU, 2003.

2. Semenov E.A., Gerasimenko T.I., Ahmetov R.Sh. Migraciya naseleniya Orenburgskoj oblasti. Oren Priroda. Priroda Orenburgskoj oblasti- sajt otdela social'no-'ekonomicheskoj geografii. Available at: http://orenpriroda.ru

3. Makarova N.A. Vliyanie migracionnyh processov. Migraciya kak vazhnejshij istochnik vospolneniya deficita kadrov v Orenburgskoj oblasti. Available at: http://regnet.uran.ru/ej/ file-or/302

4. Kosyanova O.M. V'etnamcy v Orenburzh'e: problemy yazykovoj, social'noj i kul'turnoj adaptacii. Yazykovaya norma i rechevaya prakíika v Orenburgskom regione: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 2 ch. Orenburg: OOO "Izdatel'stvo "Orenburgskaya kniga", 2016; Ch. 1: 79 - 81.

5. Kosyanova O.M. Obuchenie russkomu yazyku v Rossii i Tadzhikistane: opyt raboty i perspektivy sotrudnichestva. Evrazijskij perekrestok: sbornik nauchno-prakticheskih meropriyatij. Orenburg: Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks OGU, 2018; Vypusk 8.

Статья поступила в редакцию 05.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10136

Kurnikova T.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Potapova R.P., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Cherniyenko Yu.A., Cand. of Sciences (History), Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

EXPERIENCE IN PREPARATION OF FINAL QUALIFYING WORKS IN THE DIRECTION OF "LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES" IN FORMING COMPETENCIES OF STUDENTS. The article reveals experience of preparation and protection of final qualifying works in the direction of "Library and information activities" as an important component of the educational process aimed at the formation of universal, general professional competencies. The system of criteria of quality of preparation of final qualifying work is considered; it is proved that the results of the protection of bachelor's work allow the future graduate to successfully present themselves, the results of their intellectual and professional achievements among the representatives of the library and information environment of the region. The material presented in the article reveals methodological and methodical requirements for the implementation of graduate work and will be relevant for teachers of the departments in the direction of training "Library and information activities".

Key words: state final certification, final qualifying work, library and information activities.

Т.А. Курникова, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Р.П. Потапова, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Ю.А. Черниенко, канд. истор. наук, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается подготовка и защита выпускных квалификационных работ по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» как важный компонент образовательного процесса, направленного на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Характеризуется система критериев качества подготовки выпускной квалификационной работы; обосновывается, что результаты защиты бакалаврской работы позволяют будущему выпускнику успешно презентовать себя, итоги своих интеллектуальных и профессиональных достижений среди представителей библиотечно-информационной среды региона. Материал, предложенный в статье, раскрывает методологические и методические требования к выполнению выпускных работ и будет актуален для преподавателей выпускающих кафедр по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, выпускная квалификационная работа, библиотечно-информационная деятельность.

В сложившихся непростых условиях эффективным преимуществом кафедры библиотековедения и информационных технологий Алтайского государственного института культуры (АГИК) при подготовке востребованных специалистов в области библиотечно-информационной деятельности является ее позиция в региональной системе высшего образования как активного центра формирования компетенций в сфере культуры, обеспечивающего ин-

теграцию образовательного процесса, научных исследований и методических разработок. Обеспечение современного качества образования и подготовки конкурентоспособных специалистов обусловливает необходимость вовлечения обучающихся в активную и целенаправленную научно-исследовательскую деятельность, активизацию исследовательской, проектной деятельности студентов.

Подготовка выпускной квалификационной работы обучающегося по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в АГИК является важным и неотъемлемым элементом образовательного процесса, направленного на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Демонстрация овладения компетенциями проходит в рамках государственной итоговой аттестации. Ее составной частью выступает защита выпускной квалификационной работы [1], [2].

На кафедре библиотековедения и информационных технологий накоплен уникальный опыт подготовки и защиты выпускных квалификационных работ, порядок выполнения которых регламентирован нормативными документами вуза [3], [4]. Данные документы раскрывают методологические и методические требования к выполнению выпускных работ. Во многих вузах сформирована собственная система критериев качества научной работы обучающихся, но она базируются на общих основаниях: 1) выпускная квалификационная работа признана критерием проверки знаний обучающихся по общепрофессиональным дисциплинам; 2) проблематика квалификационной работы разрабатывается выпускающими кафедрами (тема работы должна входить в государственную программу обучения; 3) квалификационная работа является самостоятельной работой обучающегося и должна иметь теоретическое и практическое значение; 4) защита работ осуществляется на открытых заседаниях итоговой аттестационной комиссии.

Согласно «Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» Алтайского государственного института культуры тексты работ проверяются на объем заимствования [3].

Выполненная обучающимся выпускная квалификационная работа показывает уровень его готовности к профессиональной деятельности. Она является самостоятельной и завершенной работой, нацеленной на разработку теоретических вопросов, с возможным экспериментальным исследованием или с решением задачи прикладного характера [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность» требует разработку методических рекомендаций по подготовке выпускной квалификационной (бакалаврской) работы с учетом заданий и специфики деятельности выпускающей кафедры и интересов библиотечно-ин-формационных учреждений Алтайского края. Тематика выпускных квалификационных работ по направлению 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность», профили подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации», «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью» достаточно разнообразна и предоставляет право выбора темы в соответствии с исследовательскими интересами. Как правило, обучающиеся заочной формы как практики ориентируются при выборе темы на тип и вид библиотеки, в которой работают или предполагают работать, а также с учетом специфики ее деятельности и запросов пользователей.

Таким образом, примерная тематика работ ежегодно обновляется и может быть скорректирована научным руководителем с учетом интересов обучающихся, научных интересов партнеров кафедры, возможности базы практики и прочего. В зависимости от проблемы, вынесенной в название выпускной работы, обосновывается выбор эмпирической базы исследования. К исследованию привлекаются материалы библиотечно-информационных учреждений Сибирского региона. Партнеры кафедры могут быть заказчиками научного исследования и соответственно предоставлять данные для его проведения. По рекомендации руководства краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова» в 2019 году в перечень тем выпускных квалификационных работ включены следующие: «Модернизация системы повышения квалификации специалистов библиотек региона», «Влияние процессов оптимизации сети учреждений культуры на состояние библиотечной отрасли региона», «Эффективные методы продвижения сайта библиотеки (на примере сайта АКУНБ)» и др. Положительным итогом сотрудничества явилась защита магистерской диссертации Ю.К. Барсуковой по проблеме повышения квалификации сотрудников муниципальных библиотек.

Защита выпускных квалификационных работ в 2018 - 2019 году показала успехи выпускников в освоении практически значимых тем, таких как «Библиотечные услуги на рынке информации»; «Детские библиотеки Алтайского края»; «Читательское поведение потребителей информации детского возрастного периода»; «Рекламные технологии обслуживания пользователей библиотечно-ин-формационных учреждений»; «Интернет-чтение в системе документных коммуникаций»; «Компьютеризация обслуживания читателей в системе документных коммуникаций»; «Интернет-дизайн библиотечных учреждений»; «Виртуальное пространство библиотеки в системе документных коммуникаций»; «Организация краеведческой деятельности библиотек»; «Формирование кадровых ресурсов современных библиотек»; «Организация библиотечно-информационного обслуживания пенсионеров в сельской библиотеке»; «Досуговые технологии обслуживания детей в библиотечных учреждениях»; «Организация библиотеч-но-информационного обслуживания подростков в сельской библиотеке»; «Би-

блиотечно-информационное обслуживание детей из семей в социально опасном положении» и др.

Не следует забывать, что степень реализации научного потенциала студентов может быть различной: от формального соответствия требованиям до творческого преобразования темы, выработки авторской позиции на решение проблем исследования и демонстрации основных постулатов на суд профессиональной аудитории. Традиционно выполнение выпускной квалификационной работы свидетельствует о способности обучающегося к самостоятельному созданию и публичному предъявлению интеллектуального продукта. Достоверность и обоснованность результатов исследований студентов-выпускников обеспечивается комплексной теоретико-методологической основой исследования, применением адекватных методов сбора и обработки информации. В этом варианте обучающиеся самостоятельно формулируют научную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, приобретая новый исследовательский опыт.

В теоретической части обучающиеся осознанно приходят к пониманию содержания нормативно-правового обеспечения профессиональной сферы, поэтому в списке литературы и в изученности темы отражают ведущие документы отраслевого законодательства: Федеральные законы «О библиотечном деле»; «Об обязательном экземпляре документов»; закон Алтайского края от 10 апреля 2007 года N 22-ЗС «О библиотечном деле в Алтайском крае» и другие [5, 6, 7].

В рамках эмпирической составляющей выпускной работы обучающиеся защищают авторские программы, адаптированные к условиям существования современных библиотек разных типов и видов, что обогащает фактографическую базу. Однако, к сожалению, значительная часть обучающихся не считают необходимым акцентировать внимание на авторстве программы и собственном участии в разработке и реализации социально-культурных программ библиотек. К числу недостатков следует отнести описательный стиль изложения материала в теоретической части учебно-исследовательских работ. Такие ошибки нивелируют оценку вклада обучающихся.

Практическая экспертиза исследований повышает профессиональные компетенции обучающихся. Акт о внедрении - это признание со стороны практиков. Как правило, акты свидетельствуют о том, что обучающийся нашел место в профессиональном коллективе. Формулировка акта о внедрении допускает не только внедрение результатов в практическую деятельность библиотеки, но и принятие к рассмотрению практического выхода работы.

Объективная оценка со стороны специалистов библиотечно-информаци-онной деятельности региона находит свое отражение в акте о внедрении результатов исследования. Использование метода интервьюирования при сборе эмпирического материала позволяет обучающимся не только познакомиться с руководителями и сотрудниками ведущих библиотечно-информационных учреждений региона, но и критически оценить полученные знания.

Лучшие работы обучающихся имеют публичную апробацию. Материалы работ заслушиваются на ежегодной научно-практической конференции АГИК. Обучающиеся демонстрируют данные научных исследований на межвузовской конференции «Молодежь - Барнаулу» и других конференциях регионального значения. По итогам защиты аттестационная комиссия рекомендует обучающихся к поступлению в магистратуру, а выпускные работы - к публикации. Примерами успешных работ за последний выпуск можно считать следующие аттестационные работы: Раенко Д.Е. «Досуговые технологии в библиотечных учреждениях», актуальность которой обусловлена потребностью теоретического осмысления особенностей реализации досуговых технологий в библиотечных учреждениях, в том числе функционирующих в районах Крайнего Севера (работа выполнена на базе МБУ «ЦБС» Детская библиотека имени Саши Петряева г. Норильска); Манаковой Ю.В. «Гендерные особенности обслуживания пользователей в би-блиотечно-информационных учреждениях», востребованность которой вызвана научным интересом к современным направлениям библиотечно-информаци-онного обслуживания пользователей с позиции гендерного подхода, авторской программой библиотечно-информационного обслуживания юношей и девушек; Плотниковой А.А. «Организация библиотерапии в библиотечно-информацион-ной деятельности» с практическим выходом исследования в виде комплексной целевой библиотерапевтической программы «Национальные культуры мира», разработкой библиографического указателя по сказкам «Сокровище немецкого наследия»; Маловичко Е.В. «Профессиональная компетентность и требования к личности менеджера библиотеки», имеющей публичную апробацию на XX городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу».

Таким образом, обучающиеся исследуют, изучают и обобщают, анализируют опыт библиотечно-информационной практики. При определении тематики учитываются конкретные задачи в области библиотечно-информационной деятельности, но не исключается и возможность для обучающегося самостоятельно предложить тему квалификационной работы, которая согласуется с кафедрой и должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость.

Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы необходимо развитие научного типа мышления, формирование комплекса профессиональных умений и навыков в рамках учебных дисциплин «Основы библи-

отековедческих исследований» (для бакалавров), «Организация и методика библиотековедческих, библиографических, книговедческих исследований» (для магистров).

Подготовка магистерских диссертаций осуществляется с учетом профессиональных интересов работодателей региона. Наиболее востребованными проблемами для библиотечного сообщества края являются перспективы развития модельных библиотек, актуализация досуговой деятельности библиотек, формы и методы библиотечно-информационного обслуживания пользователей «третьего» возраста, система повышения квалификации библиотечных кадров, развитие корпоративной каталогизации в Алтайском крае и другие.

Площадками для представления и профессионального обсуждения являются конференции различного статуса: «Молодежь - Барнаулу» (г Барнаул), «Человек. Индивид. Личность. Деятельность субъекта в информационном пространстве» (г Тюмень), «Культура евразийского региона» (г Барнаул), «Этюды культуры» (г Томск), «Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь общества» (г. Барнаул) и другие.

Публичная защита требует от выпускника внимания к культуре речи, ее темпу, эмоциональному состоянию, отразившемуся в голосе, мимике, жестах и т.д. Создание презентации заставляет подбирать фактографический и иллюстративный материал, раскрывающий суть выпускной квалификационной работы и подчеркивающий ее достоинства. Подготовка к защите презентации выпускной квалификационной работы проходит в три этапа: сбор и обработка материала, разработка структуры, текстовых данных, презентации с помощью программы Power Point. При ее разработке необходимо сформулировать цели презентации, оценить потенциальную аудиторию, обдумать основные и второстепенные пункты, подготовить иллюстративный и раздаточный материал, краткие записи (если это необходимо), выделить основные идеи вступительного и заключительного предложения. Речь обязательно включает следующие элементы: приветствие, представление, тему и цель сообщения, основную часть, заключение, выражение благодарности.

Определенным стимулом для обучающихся является присутствие на защите лидеров библиотечно-информационной отрасли Алтайского края и Сибирского региона. Представление результатов исследования в условиях ограниченного времени заставляет обращаться будущего выпускника за поддержкой своих коллег. Возможность для выступающего получить вопросы аудитории во время защиты и ответить на них создает своеобразный баланс между вопросами председателя, членов экзаменационной комиссии, обучающихся и знаниями отвечающего. Необходимость совместной подготовки к защите выпускной квалификационной работы вовлекает студентов в процесс активного сотрудничества с группой, представителями библиотечно-инфор-мационной сферы региона и профессорско-преподавательским составом выпускающей кафедры факультета. Таким образом, выполнение и написание

Библиографический список

бакалавром выпускной квалификационной работы приобщает его к научно-исследовательской работе кафедры, раскрывает профессиональное творчество обучающегося.

Качество подготовки, высокая оценка практиков позволяет кафедре библиотековедения и информационных технологий рекомендовать лучшие работы к участию в общевузовском конкурсе выпускных квалификационных работ [3]. Конкурс проходит в два этапа: факультетский и общевузовский. Победители конкурса факультета выдвигаются на общевузовский конкурс. Работы оцениваются по системе критериев, среди которых полнота и качество проведенного исследования, оригинальность, новизна и реализуемость полученных результатов, степень проработки задачи (рекомендации к публикации, к внедрению, участие в конференциях и т.д.), результаты внешней экспертизы (внешней рецензии, отзывы, заключения) и другие [4].

Таким образом, подготовка и написание выпускной квалификационной работы дает возможность обучающемуся продемонстрировать свою позицию, выработав стиль изложения и сформировав собственное мнение. Индивидуализация образования базируется на соответствующем подходе в преподавании учебных дисциплин, при подборе заданий в строгом соответствии с требованиями учебной программы, с учетом умений, знаний и навыков студента, его склонностей и задатков. Индивидуальный подход научного руководителя к каждому обучающемуся позволяет ему реализовать накопленные глубокие знания в инновационных областях библиотечно-информационной деятельности и способствует более эффективному выполнению требований.

В рамках подготовки квалификационных работ следует также учитывать особенности каждого студента, в том числе и по состоянию здоровья. Наиболее продуктивными формами взаимодействия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья являются индивидуальное консультирование, индивидуальные задания. Задача руководителя заключается не только в индивидуальной работе с таким студентом, но и в создании возможностей для его работы в коллективе учреждения, выбранного им в качестве эмпирической базы исследования.

Следует отметить, важность работы научного руководителя с родителями таких студентов. Как правило, они активно включены в образовательный процесс своего ребенка и могут оказать полноценную помощь в подготовке выпускной работы с учетом организации режима труда и отдыха, контроля за своевременным выполнением и сдачей заданий на проверку. Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет подготовить квалифицированного специалиста в области библиотечно-информационной деятельности, отвечающего вызовам современности.

Таким образом, государственная итоговая аттестация, в частности защита выпускной квалификационной работы, показывает освоение всех компетенций основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информа-ционная деятельность». Available at: http://fgosvo.ru/uploadf¡les/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.04.06 - «Библиотечно-инфор-мационная деятельность». Available at: http://fgosvo.ru/uploadf¡les/FG0S%20V0%203++/Mag/510406_M_3_10012018.pdf

3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Available at: http://www.agik22.ru/sveden/document/.

4. Методические указания обучающимся по выполнению выпускной квалификационной работы направление подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность », направленность (профиль) «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации», квалификация - бакалавр. Составители РП. Потапова, Т. А. Курникова. Барнаул, 2018.

5. О библиотечном деле. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г N 78-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Available at: http://base.garant.ru/103585/# ixzz67CTTCcwS

6. Об обязательном экземпляре документов. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г N 77-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Available at: http://base.garant. ru/103526/#ixzz67D8mb9AX

7. О библиотечном деле в Алтайском крае. Закон Алтайского края от 10 апреля 2007 г N 22-ЗС (с изменениями и дополнениями). Available at: https://base.garant. ru/7317093/

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.06 - «Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 51.04.06 - «Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Mag/510406_M_3_10012018.pdf

3. Poryadok provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury. Available at: http://www.agik22.ru/sveden/document/.

4. Metodicheskie ukazaniya obuchayuschimsya po vypolneniyu vypusknoj kvalifikacionnoj raboty napravlenie podgotovki 51.03.06 - «Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'», napravlennost' (profil) «Menedzhment bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti», «Bibliotechno-informacionnoe obespechenie potrebitelej informacii», kvalifikaciya - bakalavr. Sostaviteli R.P. Potapova, T.A. Kurnikova. Barnaul, 2018.

5. O bibliotechnom dele. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 1994 g. N 78-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: http://base.garant.ru/103585

6. Ob obyazatel'nom 'ekzemplyare dokumentov. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 1994 g. N 77-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: http://base.garant. ru/103526/

7. O bibliotechnom dele v Altajskom krae. Zakon Altajskogo kraya ot 10 aprelya 2007 g. N 22-ZS (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant. ru/7317093/

Статья поступила в редакцию 05.12.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.