ОБР
ЗОВАНИЕ: ПР©1
миаа^ и я
© Р.А. Вагипова, О.А. Мартынова, 2016
ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА И ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ В ПОДГОТОВКЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Р.А. Вагипова, О.А. Мартынова, главная медсестра Астраханский базовый медицинский колледж, Городская детская клиническая больница №2
E-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы организации партнерских отношений между образовательной организацией среднего профессионального образования и лечебным учреждением в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, прак-тико-ориентированность обучения, производственная практика, клиническая база, профессиональная подготовка.
Качество профессиональной подготовки специалистов медицинского профиля среднего звена, их конкурентоспособность и профессиональная мобильность в значительной степени определяются содержанием медицинского образования. Сегодня практикой востребованы результаты профессионального образования в виде не столько знаний выпускника, сколько его практической готовности (или способности) к работе в типичных и нестандартных ситуациях.
Проблема подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных медицинских кадров, востребованных на рынке труда, наиболее важна для педагогического коллектива Астраханского базового медицинского колледжа. В колледже обучение ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) 3-го поколения. Заложенный в нем модульно-компетентностный подход предполагает совершенно новый уровень партнерства с лечебными учреждениями, работодателями, органами управления здравоохранением. Совместная работа преподавателей образовательной организации и сотрудников учреждений здравоохранения способствует реализации деятельностного подхода к обучению.
Весь учебный процесс в колледже нацелен на последующую практическую деятельность выпускников. Более 60% учебного времени приходится на практическое обучение: практические занятия; учебная практика; производственная практика по профилю получаемой специальности; преддипломная практика.
Важным звеном в развитии учебно-производственных связей колледжа является заключение договора о социальном партнерстве с учреждениями здра-
воохранения. Основные цели социального партнерства - поиск дополнительных возможностей для улучшения условий подготовки специалистов, их трудоустройства, создание баз для учебной практики. Нашим партнером является Городская детская клиническая больница №2 (главный врач - Н.И. Рожкова, главная медсестра - О.А. Мартынова) - многопрофильное учреждение здравоохранения, специализированные отделения которого оказывают высокотехнологичную медицинскую и консультативную помощь детям с различными заболеваниями.
Стационар больницы рассчитан на 146 коек. Он имеет 4 отделения, в которых лечатся дети в возрасте от 2 мес до 18 лет. В психоневрологическом отделении проводится диагностика заболеваний нервной системы, лечение и реабилитация при этой патологии; в пульмонологическом отделении получают высококвалифицированную помощь дети с заболеваниями органов дыхания, неотложная помощь осуществляется в палате интенсивной терапии; в педиатрическом отделении оказывают лечебно-диагностическую помощь детям с заболеваниями органов пищеварения, кровообращения, мочевыделительной системы, с аллергическими заболеваниями, часто болеющим детям.
В больнице внедряются новые медицинские технологии, приобретается новое медицинское оборудование, что позволяет внедрять в практику современные методы диагностики и лечения. Современное оснащение и применение новейших высокотехнологичных методов лечения позволяет обучать средних медицинских работников в соответствии с требованиями ФГОС и потребностями здравоохранения.
Численность среднего медицинского персонала больницы - 82 человека. 96% медсестер, работающих в стационаре, - выпускники нашего медицинского колледжа; все они имеют сертификаты специалистов и свидетельства о повышении профессиональной квалификации в соответствии с занимаемой должностью.
На протяжении многих лет больница является базой для практического обучения студентов колледжа. Общее руководство производственной практикой возлагается на главную медсестру и заместителя главного врача по лечебной работе; непосредственно руководят практикой старшие медсестры отделений.
46
№ 6 2016
о в1ншома1м1ед1ы1до1ы1 емы и решен
и Я
Общий руководитель практики знакомит студентов с организационной структурой лечебного учреждения, проводит вводный инструктаж по технике безопасности, составляет графики перемещения студентов по функциональным подразделениям. Помимо этого, главная медсестра контролирует рациональность использования времени в соответствии с программой практики, утверждает характеристики студентов по ее итогам, участвует в аттестации студентов по практической подготовке.
Непосредственные руководители производственной практики из числа наиболее опытных работников лечебного учреждения обеспечивают условия для освоения студентами сестринских манипуляций в соответствии с квалификационными требованиями, контролируют их освоение, ведение дневников практики, по ее завершении составляют характеристики на каждого студента.
Методические руководители - преподаватели колледжа - оказывают методическую помощь студентам, общим и непосредственным руководителям. Такая совместная работа сокращает сроки адаптации студентов к условиям работы лечебного учреждения.
Во время учебной практики студенты под руководством преподавателя и медицинского персонала осваивают навыки сестринского и фельдшерского обследования детей разных возрастных групп, учатся выполнять манипуляции по диагностике, уходу и лечению, наблюдать за больным ребенком в динамике и оценивать эффективность вмешательств. Заведующие отделениями и лечащие врачи оказывают большую помощь преподавателям в подборе пациентов в соответствии с темами занятий, нередко обращая внимание на наиболее интересные и показательные клинические случаи. Студенты учатся осуществлять сестринский процесс, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, обучать пациента и его семью навыкам ухода и самоухода, профилактики обострений заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.
Важный этап формирования и развития общих и профессиональных компетенций - производственная преддипломная практика. Перед ее началом организуется встреча с главной и старшими медсестрами, на которой обсуждается специфика работы отделений, рассматриваются возможности трудоустройства. Во время практики сотрудники больницы создают для стажеров условия, максимально приближенные к самостоятельной работе, позволяющие студентам организовывать свою деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе, команде и др.
Студенты под руководством преподавателей педиатрии участвуют в подготовке проходящих в больнице сестринских конференций по актуальным проблемам
№ 6 2016
педиатрии: «Особенности течения бронхолегочной дисплазии у детей на современном этапе»; «Эпилепсия: вчера и сегодня»; «Актуальные вопросы оказания медицинской помощи детям», готовят мультимедийные презентации выступлений, посещают городские и областные медицинские конференции, выставки, демонстрирующие современные достижения здравоохранения. Все это способствует повышению уровня информированности будущих специалистов.
Преподаватели колледжа вместе с будущими работодателями корректируют и утверждают учебные программы, определяют темы курсовых и выпускных квалификационных работ; наиболее опытные сотрудники больницы и колледжа назначаются научными руководителями и рецензентами дипломов. Достигнута договоренность об организации профильной стажировки преподавателей профессиональных модулей на базе больницы.
Стали традицией ежегодные мастер-классы для студентов: «Вакцинопрофилактика у детей», «Организация рабочего дня», «Бронхиальная астма-небулай-зеротерапия», «Эрозивно-язвенные поражения желудочно-кишечного тракта у детей, методы диагностики».
Руководители больницы - главный врач, главная медсестра - входят в состав комиссий по Государственной итоговой аттестации, которые определяют уровень общих и профессиональных компетенций выпускников, принимают активное участие в ежегодной ярмарке вакансий, где выпускники могут рассмотреть предложения о трудоустройстве.
Студенты под руководством преподавателей активно участвуют в санитарно-просветительной работе медицинской организации, ведут занятия в школах здоровья, Школе бронхиальной астмы, беседы о профилактике заболеваний, здоровом образе жизни, составляют памятки для больных, обучают их простейшим медицинским манипуляциям, выпускают информационные буклеты.
В больнице студенты учатся профессионально общаться с пациентами, применять на практике правила медицинской этики и деонтологии. Не менее важно участие студентов в субботниках по уборке территории, прилегающей к больнице, в жизни медицинского учреждения, организации акций по сбору книг, игрушек для маленьких пациентов.
EXPERIENCE OF THE PARTNERSHIP OF A MEDICAL COLLEGE AND A CHILDREN'S HOSPITAL IN TRAINING THE NURSING STAFF
R.A. Vagipova, O.A. Martynova, Principal Nurse
Astrakhan Base Medical College, City Children's Clinical Hospital Two
The paper considers how to organize cooperation between a secondary professional educational establishment and a patient care institution in the introduction of novel federal state educational standards.
Key words: modular competence-based approach, practice-based training, practical training. clinical base, professional training.
47