Научная статья на тему 'ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА И ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА'

ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА И ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / MODULAR COMPETENCE-BASED APPROACH / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / КЛИНИЧЕСКАЯ БАЗА / PRACTICAL TRAINING. CLINICAL BASE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / PRACTICE-BASED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вагипова Р. А., Мартынова О. А.

Рассмотрены вопросы организации партнерских отношений между образовательной организацией среднего профессионального образования и лечебным учреждением в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вагипова Р. А., Мартынова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE PARTNERSHIP OF A MEDICAL COLLEGE AND A CHILDREN''S HOSPITAL IN TRAINING THE NURSING STAFF

The paper considers how to organize cooperation between a secondary professional educational establishment and a patient care institution in the introduction of novel federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА И ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА»

обр

зование: пр©1

миаа^ и я

© Р.А. Вагипова, О.А. Мартынова, 2016

ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА И ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Р.А. Вагипова, О.А. Мартынова, главная медсестра Астраханский базовый медицинский колледж, Городская детская клиническая больница №2, Астрахань

E-mail: [email protected]

Рассмотрены вопросы организации партнерских отношений между образовательной организацией среднего профессионального образования и лечебным учреждением в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, практико-ориентированность обучения, производственная практика, клиническая база, профессиональная подготовка.

Качество профессиональной подготовки специалистов медицинского профиля среднего звена, их конкурентоспособность и профессиональная мобильность в значительной степени определяются содержанием медицинского образования. Сегодня практикой востребованы результаты профессионального образования в виде не столько знаний выпускника, сколько его практической готовности (или способности) к работе в типичных и нестандартных ситуациях.

Проблема подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных медицинских кадров, востребованных на рынке труда, наиболее важна для педагогического коллектива Астраханского базового медицинского колледжа. В колледже обучение ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) 3-го поколения. Заложенный в нем модульно-компетентностный подход предполагает совершенно новый уровень партнерства с лечебными учреждениями, работодателями, органами управления здравоохранением. Совместная работа преподавателей образовательной организации и сотрудников учреждений здравоохранения способствует реализации деятельностного подхода к обучению.

Весь учебный процесс в колледже нацелен на последующую практическую деятельность выпускников. Более 60% учебного времени приходится на практическое обучение: практические занятия; учебная практика; производственная практика по профилю получаемой специальности; преддипломная практика.

Важным звеном в развитии учебно-производственных связей колледжа является заключение договора о социальном партнерстве с учреждениями здравоохранения. Основные цели социального партнерства - поиск дополнительных возможностей для улучшения условий подготовки специалистов, их

трудоустройства, создание баз для учебной практики. Нашим партнером является Городская детская клиническая больница №2 (главный врач - Н.И. Рожкова, главная медсестра - О.А. Мартынова) - многопрофильное учреждение здравоохранения, специализированные отделения которого оказывают высокотехнологичную медицинскую и консультативную помощь детям с различными заболеваниями.

Стационар больницы рассчитан на 146 коек. Он имеет 4 отделения, в которых лечатся дети в возрасте от 2 мес до 18 лет. В психоневрологическом отделении проводятся диагностика заболеваний нервной системы, лечение и реабилитация при этой патологии; в пульмонологическом отделении получают высококвалифицированную помощь дети с заболеваниями органов дыхания, неотложная помощь осуществляется в палате интенсивной терапии; в педиатрическом отделении оказывают лечебно-диагностическую помощь детям с заболеваниями органов пищеварения, кровообращения, мочевыделительной системы, с аллергическими заболеваниями, часто болеющим детям.

В больнице внедряются новые медицинские технологии, приобретается новое медицинское оборудование, что позволяет внедрять в практику современные методы диагностики и лечения. Современное оснащение и применение новейших высокотехнологичных методов лечения позволяет обучать средних медицинских работников в соответствии с требованиями ФГОС и потребностями здравоохранения.

Численность среднего медицинского персонала больницы - 82 человека. 96% медсестер, работающих в стационаре, - выпускники нашего медицинского колледжа; все они имеют сертификаты специалистов и свидетельства о повышении профессиональной квалификации в соответствии с занимаемой должностью.

На протяжении многих лет больница является базой для практического обучения студентов колледжа. Общее руководство производственной практикой возлагается на главную медсестру и заместителя главного врача по лечебной работе; непосредственно руководят практикой старшие медсестры отделений.

Общий руководитель практики знакомит студентов с организационной структурой лечебного учреждения, проводит вводный инструктаж по технике безопасности, составляет графики переме-

54

№4 2016

о аишм—миимии

емы и

щения студентов по функциональным подразделениям. Помимо этого, главная медсестра контролирует рациональность использования времени в соответствии с программой практики, утверждает характеристики студентов по ее итогам, участвует в аттестации студентов по практической подготовке.

Непосредственные руководители производственной практики из числа наиболее опытных работников лечебного учреждения обеспечивают условия для освоения студентами сестринских манипуляций в соответствии с квалификационными требованиями, контролируют их освоение, ведение дневников практики, по ее завершении составляют характеристики на каждого студента.

Методические руководители - преподаватели колледжа - оказывают методическую помощь студентам, общим и непосредственным руководителям. Такая совместная работа сокращает сроки адаптации студентов к условиям работы лечебного учреждения.

Во время учебной практики студенты под руководством преподавателя и медицинского персонала осваивают навыки сестринского и фельдшерского обследования детей разных возрастных групп, учатся выполнять манипуляции по диагностике, уходу и лечению, наблюдать за больным ребенком в динамике и оценивать эффективность вмешательств. Заведующие отделениями и лечащие врачи оказывают большую помощь преподавателям в подборе пациентов в соответствии с темами занятий, нередко обращая внимание на наиболее интересные и показательные клинические случаи. Студенты учатся осуществлять сестринский процесс, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, обучать пациента и его семью навыкам ухода и самоухода, профилактики обострений заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.

Важный этап формирования и развития общих и профессиональных компетенций - производственная преддипломная практика. Перед ее началом организуется встреча с главной и старшими медсестрами, на которой обсуждается специфика работы отделений, рассматриваются возможности трудоустройства. Во время практики сотрудники больницы создают для стажеров условия, максимально приближенные к самостоятельной работе, позволяющие студентам организовывать свою деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе, команде и др.

Студенты под руководством преподавателей педиатрии участвуют в подготовке проходящих в больнице сестринских конференций по актуальным проблемам педиатрии: «Особенности течения брон-холегочной дисплазии у детей на современном этапе»; «Эпилепсия: вчера и сегодня»; «Актуальные вопросы оказания медицинской помощи детям», готовят мультимедийные презентации выступлений, посещают

городские и областные медицинские конференции, выставки, демонстрирующие современные достижения здравоохранения. Все это способствует повышению уровня информированности будущих специалистов.

Преподаватели колледжа вместе с будущими работодателями корректируют и утверждают учебные программы, определяют темы курсовых и выпускных квалификационных работ; наиболее опытные сотрудники больницы и колледжа назначаются научными руководителями и рецензентами дипломов. Достигнута договоренность об организации профильной стажировки преподавателей профессиональных модулей на базе больницы. Стали традицией ежегодные мастер-классы для студентов: «Вакцинопрофилактика у детей», «Организация рабочего дня», «Бронхиальная астма-небулайзероте-рапия», «Эрозивно-язвенные поражения желудочно-кишечного тракта у детей, методы диагностики».

Руководители больницы - главный врач, главная медсестра - входят в состав комиссий по Государственной итоговой аттестации, определяют уровень общих и профессиональных компетенций выпускников, принимают активное участие в ежегодной ярмарке вакансий, где выпускники могут рассмотреть предложения о трудоустройстве. Студенты под руководством преподавателей активно участвуют в санитарно-просветительной работе медицинской организации, ведут занятия в школах здоровья, Школе бронхиальной астмы, беседы о профилактике заболеваний, здоровом образе жизни, составляют памятки для больных, обучают их простейшим медицинским манипуляциям, выпускают информационные буклеты. В больнице студенты учатся профессионально общаться с пациентами, применять на практике правила медицинской этики и деонтологии. Не менее важно участие студентов в субботниках по уборке территории, прилегающей к больнице, организации акций по сбору книг, игрушек для маленьких пациентов.

Участие студентов в жизни медицинского учреждения способствует укреплению мотивации к получению профессии медицинского работника и адаптации к последующей работе в учреждениях здравоохранения.

Литература

ФГОС СПО по специальностям «Сестринское дело» (34.02.01), «Акушерское дело» (31.02.02), «Лечебное дело» (31.02.01). http://fgou-vunmc.ru/fgos/fgosspo.php

EXPERIENCE OF THE PARTNERSHIP OF A MEDICAL COLLEGE AND A CHILDREN'S HOSPITAL IN TRAINING THE NURSING STAFF

R.A. Vagipova, O.A. Martynova, Principal Nurse

Astrakhan Base Medical College, City Children's Hospital Two The paper considers how to organize cooperation between a secondary professional educational establishment and a patient care institution in the introduction of novel federal state educational standards.

Key words: modular competence-based approach, practice-based training, practical training. clinical base, professional training.

№ 4 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.