экономического развития и ростом доходов населения. При этом трансформируемые в индивидуальные инвестиции сбережения будут являться стабильным источником инвестиционных ресурсов при сохранении капитального характера их формирования и преумножения.
Список литературы
1. Зарецкая В. Г., Кондратьева З. А. Оценка сбережений населения в целях индивидуального инвестирования // Финансы и кредит. 2011. № 6. с. 46-55.
2. Кондратьева З. А. Роль и значение индивидуального инвестирования в решении задач экономического роста // Финансы и кредит. 2011. №8. с. 62-69.
3. Кондратьева З. А. Применение основных методологических подходов к оценке сбережений населения и индивидуальных инвестиций// Финансовая аналитика. 2013. №20. С.31-40.
4. Методологические положения по статистике. Вып.1/ Росстат. - М., 1996. с.82-110.
5. Российский статистический ежегодник- 2015/ URL: http://www.gks.ru
ОПЫТ ПАРНЕРСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНО -ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В БЕЛГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
Конев Алексей Александрович, к.т.н., доцент кафедры эксплуатации и организации движения автотранспорта
Дикевич Антон Владимирович, аспирант кафедры эксплуатации и организации движения автотранспорта Тертюхов Константин Викторович, ст. преподаватель Губкинскийго филиал БГТУ имени В.Г. Шухова Белгородский государственный технологический университет
имени В.Г. Шухова
Дана характеристика видов частно-государственного партнерства. Обоснована приоритетность концессий. Дан перечень преимуществ, как для государства, так и для бизнеса. Выделена значимость развития транспортно-логистического кластера в экономике Белгородской области. Представлен опыт реализации партнерских взаимодействий государства и бизнеса в Белгородском регионе.
Развитие транспортно-логистического кластера играет значительную роль в обеспечении экономического роста и обеспечении конкурентоспособности Белгородской области, создании благоприятных условий для ведения бизнеса, производства и экспорта транспортных услуг, повышения эффективности транспортной деятельности, интеграции региона в мировую транспортную систему, развитии межрегиональной кооперации и международного сотрудничества [1, 4-10].
Условиями для создания транспортно-логистического кластера области являются выгодное географическое положение на пересечении азиатско-европейских транспортных коридоров, наличие железнодорожной
транспортной магистрали, соединяющей города Москву и Санкт-Петербург с Крымом и Кавказом, и автомобильной дороги федерального значения М-2 «Крым», а также функционирование большинства видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, авиационного и трубопроводного), каждый из которых играет определенную роль в транспортной системе региона.
По основным показателям, характеризующим развитие территориальной сети автомобильных дорог общего пользования, Белгородская область занимает ведущие позиции в ЦЧР. Доля автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности дорог области составляет 92,5 процента.
Вместе с тем, очевиден разрыв между темпами роста автомобилизации и развитием дорожной сети, соответствующей современным требованиям. Назрел вопрос реконструкции основных, особо грузонапряженных направлений, а также строительства дополнительных дорог по новым сложившимся направлениям грузоперевозок и обеспечения связей с развивающимися районами индивидуальной жилищной застройки [1, 410].
Очевидно, реализация поставленных задач возможна только при учете всех интересов и факторов влияния, а именно, в рамках частно-государственного партнерства: государственные контракты, аренда, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия и, наиболее приемлемые - концессии [2, 3, 11-15, 20].
Отличительными чертами концессии являются:
предмет концессии - исключительно государственная (муниципальная собственность), монопольные виды деятельности государства (муниципального образования);
один из субъектов - государство в лице различных органов власти;
цель - удовлетворение общественных нужд и потребностей;
основа концессии - договорная;
- государство (концедент) не вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и административно- хозяйственную деятельность концессионера;
- частный сектор обладает высокой степенью самостоятельности в принятии решений (по сравнению с другими формами ЧГП);
- границы свободы концессионера закрепляются в концессионном соглашении;
- платность, возвратность, срочность (от 10 до 30 - 50 лет).
Концессии позволяют государству, региональным и муниципальным
органам исполнительной власти:
- при сохранении объекта в собственности, передавать его во владение -пользование частному сектору на возвратной основе при строгом контроле за деятельностью концессионера;
- переложить функции строительства, эксплуатации, содержания объектов общественной собственности на частный сектор;
- обеспечить технико-технологическое развитие государственных и муниципальных производств, объектов и услуг;
- прерывать действие концессионного соглашения в случае нарушения его условий и возвращать объект в государственное управление или передавать в концессию другому субъекту;
- обеспечить реальное партнерство государства и бизнеса на приоритетных направлениях;
- формировать конкурентные рынки в отдельных сегментах государственной и муниципальной собственности;
- получать концессионные платежи в бюджеты всех уровней [3].
В свою очередь, заинтересованность бизнеса в концессиях обусловлена следующими обстоятельствами:
- концессионер получает в долговременное управление государственные активы часто на льготных условиях платы за концессию;
- инвестируя средства, концессионер имеет достаточные гарантии их возврата, поскольку государство как партнер несет часть рисков по обеспечению минимального уровня рентабельности; концессионер, обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличить общую прибыльность бизнеса на протяжении всего периода действия концессии [2].
Самым важным в концессии, как форме привлечения частных инвестиций в объекты государственной собственности является, то, что использование механизма концессии позволяет государству привлечь масштабные инвестиционные ресурсы бизнеса в целях реализации социально значимых проектов и в условиях недостатка бюджетных средств.
Объединение в единую концессию высоко - и низкодоходных сегментов транспортной сети, включая разнообразные объекты транспортной инфраструктуры, позволит уменьшить риски низкой доходности концессий, тем самым увеличивая финансовую жизнеспособность всего концессионного проекта. Так, в некоторых случаях государство может передавать в концессию основную платную дорогу с высокой интенсивностью движения, вместе с несколькими нуждающимися в реконструкции вспомогательными бесплатными маршрутами. При должной разработке технико-экономического обоснования такая сеть может демонстрировать высокую жизнеспособность [3].
Представляется, что первоочередная роль отводится формированию региональной законодательной базы концессионного механизма привлечения инвестиций, современных технологий, оборудования в производственную и социальную инфраструктуру.
Для развития концессионных отношений целесообразно разработать и принять региональные нормативно-правовые акты, обеспечивающие
механизмы практической реализации ФЗ «О концессионных соглашениях» [2, 3] и максимально учитывающие специфику макрорегиона. В регионах необходимо осуществить формирование пакетов нормативных документов для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений на строительство конкретных объектов и провести независимый инвестиционный рейтинг регионов и объектов [3, 16, 19, 20].
Базируясь на научно-правовом обосновании и с целью обеспечения требуемого технического состояния сети автомобильных дорог, их пропускной способности, эффективно содействующей развитию экономики, реализации приоритетных национальных проектов, решению социальных проблем, улучшению качества жизни населения области, созданию безопасных условий движения, в Белгородском регионе реализована целевая программа «Совершенствование и развитие дорожной сети в Белгородской области на 2011-2013 годы», логично дополняющая целевую программу «Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы», направленную на доведение параметров существующей сети автодорог до современного уровня [17, 18].
Значительную роль в функционировании транспортной инфраструктуры играет Белгородское отделение ЮВЖД - филиал ОАО «РЖД», имеющее на территории Белгородской области 4 железнодорожных узла (Валуйки, Старый Оскол, Белгород, Готня).
За последние годы благодаря проводимым ОАО «РЖД» программам обновления инфраструктуры, Белгородское отделение превратилось в мощный, надежный транспортный комплекс, объединяющий в себе 26 линейных предприятий, 56 станций (47 открыты для грузовой работы), 864 км магистральных и более 1000 км подъездных путей, из которых 69% участков двухпутные, 41% электрифицированы, 82% - оборудованы автоблокировкой и электрической централизацией. Отделение оснащено современными средствами связи, информационными системами управления движением поездов, использует ресурсосберегающие технологии.
На территории области расположены два аэропорта в городах Белгород и Старый Оскол, играющие важную роль в социально-экономическом развитии Белгородской области, функционировании транспортной инфраструктуры региона. Тесное взаимодействие в сфере транспорта со многими регионами России и странами ближнего зарубежья создают благоприятные условия для развития гражданской авиации. Для более полного использования такого конкурентного преимущества области, как приграничное положение, в рамках создания транспортно-логистического кластера продолжится развитие аэропорта в г. Белгород, имеющего статус международного.
В области разработан и реализацуется План мероприятий по развитию ОАО «Белгородское авиапредприятие» и ОАО «Аэропорт «Старый
Оскол», предусматривающего комплексную реконструкцию объектов авиатранспортной инфраструктуры аэропортов, акции которых в 2010 году переданы из федеральной в собственность Белгородской области.
В соответствии с Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция) на территории области осуществляется строительство новых таможенно-логистических терминалов и расширение существующих складов временного хранения.
В целях реализации Концепции и решения Межведомственной рабочей группы при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе по вопросам оптимизации нахождения таможенных органов создана рабочая группа, включающая ведущих специалистов бизнеса и науки, которыми проводится работа по сопровождению проектов строительства таможенно-логистических терминалов.
В частности, оказано содействие по отводу земельных участков для их дальнейшего выкупа, подключению к инженерно-энергетическим сетям.
Для создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности рядом с таможенно-логистическими терминалами в непосредственной близости к МАПП «Нехотеевка» и «Шебекино» предусмотрено создание сервисных зон, включающих гостиницы, стоянки для легковых и большегрузных автомобилей, пункты питания, медицинские пункты, пункты охраны правопорядка, отделения банков, почтовые отделения (телефон, факс, Интернет), страховые магазины. По результатам проведения маркетингового исследования ЗАО «ТЛТ-Белогорье» будет определено количество мест в гостиницах и количество посадочных мест в пунктах питания.
ООО «Контакт-Транс» в непосредственной близости к МАПП «Грайворон» введен в эксплуатацию обновленный таможенно-логистический терминал площадью 3 тыс.м , пропускной способностью 90 автомобилей в сутки. Рядом с терминалом создана сервисная зона, состоящая из гостиницы, пункта питания, магазинов, автомобильной стоянки.
ЗАО «ТЛТ-Белогорье» завершено строительство таможенно-логистического терминала, расположенного в непосредственной близости к МАПП «Нехотеевка», площадью 4 тыс.м пропускной способностью 200 автомобилей в сутки.
В настоящее время ведется строительство таможенно-логистического терминала вблизи Шебекинского таможенного поста им. В.А.Данкова пропускной способностью 160 автомобилей в сутки.
Развитие транспортно-логистического кластера области в увязке с намеченным развитием опорной транспортной сети федерального значения, дальнейшая масштабная модернизация автомобильной дорожной сети с целью ее перевода на европейский стандарт качества дали
толчек к дополнительно стимулирующим факторам социально-экономического развития, подъему уровня и качества жизни населения области и масштабному привлечению инвестиций.
Список литературы
1. Автомобильный транспорт / Абаимов Р.В., Бахрачева Ю.С., Васильев А.В., Конев А. А., Кычкин В.И., Лежнева Е.И., Севрюгина Н.С., Селиванов К.М., Юшков В.С. Коллективная монография под редакцией Р.М. Ахмеднабиева. Новосибирск, 2013. гл. 4 С. 109-126
2. Беленов О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов: учебное пособие / О. Н. Беленов, А. А. Анучин. - М.: КНОРУС, 2011. 144 с.
3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. М.: Наука, 2005.
4. Глаголев С. Н. Общие вопросы кластерного подхода в формировании региональной системы придорожного сервиса на примере корочанского района белгородской области / С.Н. Глаголев, Н.Г. Горшкова, Н.С. Севрюгина, А.А. Конев // Наука и техника транспорта. 2013. № 2. С. 063-066.
5. Глаголев С. Н. Теория функционального зонирования территорий при создания региональных технических центров / С. Н. Глаголев, Н. С. Севрюгина, А. А. Конев В сборнике: Информационные технологии и инновации на транспорте. Материалы международной научно-практической конференции. под общей редакцией А.Н. Новикова. 2015. С. 104-111.
6. Глаголев С.Н. Кластерный анализ и его использование в вопросах развития придорожного сервиса на примере Белгородской области / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, А.А. Конев // Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса» / Госуниверситет - УНПК. Орел, 2013. - С. 206-210.
7. Глаголев С.Н. Математическая модель эффективности развития территорий региона при формировании кластеров придорожного сервиса / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, Н.В. Козлова, А.А. Конев // Мир транспорта и технологических машин. 2013. №3(42). С.121-125.
8. Глаголев С. Н. Методика комплексной оценки качества сервисных услуг автомобильного транспорта на примере Белгородского региона / С.Н. Глаголев, А.А. Конев // Автотранспортное предприятие. 2013. №8. С. 45-49.
9. Глаголев С.Н. Формирование придорожных сервисных комплексов как компонента транспортно-логистического кластера в общей системе инновационного развития региона / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, Н.В. Козлова, А.А. Конев // Автотранспортное предприятие. 2012. №11. С.42-44.
10. Глаголев С.Н. Эффективность функционирования системы «владелец-автомобиль-сервис» как результат выбора ее акцентируемой компоненты / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина // Автомобильная промышленность. 2012. №6. С.10-11.
11. Зубарев А.С. Приоритетные направления политики регионального развития в условиях глобализации экономики / А.С. Зубарев //Научные ведомости БелГУ. 2007. №3 (34) Выпуск 2. С. 149-153.
12. Конев А. А. Научно-практические методы и подходы формирования придорожного автомобильного сервисного кластера в регионе / Конев А.А. // диссертация ... кандидата технических наук : 05.22.10 / Государственный университет учебно-научно-производственный комплекс. - Белгород, 2013
13. Научно-техническое обоснование транспортно-логистической системы ресурсного обеспечения формируемых кластеров и зон опережающего развития Белгородского региона: отчет о НИР (промежуточ.): А 21-12 / Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; рук. Севрюгина Н.С.; исполн.: Конев А.А. [и др.]. - Белгород. 2013. 138 с. № ГР 01201278487.
14. О долгосрочной целевой программе «Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Белгородской области от 16.10.2010 г. № 338-пп. - Режим доступа: http://base.garant.ru/26335062/ (14.11.2012).
15. Тахтамышев Х.М. Анализ закономерностей формирования сети автосервисов в малых городах / Х.М. Тахтамышев, П.В. Варуха // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств Материалы 3 Межд. науч. конф. - Пенза: ПГУАС, 2004. - Ч. 1. - С. 297-301.
16. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р. -Режим доступа: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php? ELEMENT_ID=13008
17. Ченцов Д. В. Реализация Федеральной программы развития придорожного сервиса в Белгородской области / Д.В. Ченцов, А. А. Конев. // В сборнике: Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2015). сборник статей VII Международной научнотехнической конференции. Е.В. Агеев (отв. редактор). 2015. С. 267-272.
18. Glagolev S. N. Sale cluster system of roadside service in the Belgorod region / S.N. Glagolev, Konev A.A. // Мир транспорта и технологических машин. 2015. № 1 (48). С. 2631.
19. Kozlova N.V.Conceptual approaches to the mechanism of the formation of the model of the recreational territorial zoning / N.V. Kozlova, N.S. Sevryugina, E.D. Schetinina /World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 25. № 1. С. 78-82.
20. Saaty T. L., Vargas L. G. The Logic of Priorities: Applications in Business, Energy, Health and Transportation. Boston, 1982. 299 p.
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ
ОГРАНИЧЕНИЙ
Крыжановская О.А., к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет Вертакова А.Ю., студент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
В статье рассмотрены особенности выбора, внедрения и оценки эффективности инновационного проекта в условиях санкционных ограничений. Исследованы особенности разработки и освоения новой линейки автоматических выключателей отечественного производства, отвечающим современным и перспективным требованиям.
Ключевые слова: инновации, инновационный проект, санкционные ограничения.
Санкции, затронувшие внешнюю торговлю России со странами Запада, остро поставили вопрос замещения импорта продукцией внутреннего производства. Многие отрасли оказались к этому не готовы, но не производство электротехнического оборудования и аппаратов. Курский электроаппаратный завод настроен наращивать объём выпуска высокотехнологичной