© И.Н. Сухарьков, Е.А. Вакулин, Т.Ю. Волкова, В.А. Ивашкевич, В.С. Байкин, 2015
УЛК 331.236
И.Н. Сухарьков, Е.А. Вакулин, Т.Ю. Волкова, В.А. Ивашкевич, В.С. Байкин
ОПЫТ ОСВОЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЛАТЕ ТРУЛА ПЕРСОНАЛА ПО РЕМОНТУ АВТОСАМОСВАЛОВ
Представлен подход к повышению грузооборота автосамосвалов БелАЗ, основанный на сокращении продолжительности простоев этих машин в системе ремонта. В связи с этим осваивается новое Положение об оплате труда ремонтников БелАЗ, суть которого заключается в том, что оплата будет определяться не от количества человеко-часов, проведенных на ремонте, а уменьшением продолжительности ремонта и количества внезапных отказов автосамосвалов, на основе улучшения организации и технологии ремонта. В результате освоения этого Положения обеспечено со-крашение продолжительности простоя в ремонте 1 БелАЗ в среднем в 1,3 раза. Это обусловило повышение среднемесячного грузооборота 1 БелАЗ в среднем в 1,14 раза. Кроме этого, были выявлены существенные резервы в сокрашении продолжительности простоя автосамосвалов в ремонте, которые можно освоить посредством улучшения организации ремонта и создания должных условий и режимов эксплуатации БелАЗ. Ключевые слова: БелАЗ, продолжительность ремонтного обслуживания, Положение об оплате труда, грузооборот, количество отказов, фонд оплаты труда, организация, технология, режим, условия эксплуатации.
Руководством регионального производственного объединения ООО «СУЭК-Хакасия» была поставлена задача повышения грузооборота БелАЗ на разрезе «Черногорский». Эта задача, в том числе, решается путем сокращения продолжительности простоя этих машин в системе ремонта. В связи с этим с 1 апреля 2015 г. осваивается новое Положение об оплате труда ремонтников БелАЗ, суть которого заключается в том, что оплата будет определяться не от количества человеко-часов, проведенных на ремонте, а за уменьшение продолжительности ремонта и количества внезапных отказов автосамосвалов, на основе улучшения организации, технологии ремонта и условий, режимов их эксплуатации.
В процессе освоения Положения об оплате труда за период 01.04 - 31.10.2015 г. появились как положительные, так и отрицательные изменения в показателях работы предприятия.
Продолжительность ремонтного обслуживания 1 БелАЗ, ч/мес.
1 к Л в 1,3 раза
1 т
До реализации комплекса мероприятий (01.01.2014 г. -31.03.2015 г.)
После реализации комплекса мероприятий Период (01.04.2015 г. -31.10.2015 г.)
Рис. 1. Продолжительность ремонтного обслуживания автосамосвалов БелАЗ 7513 и 7530 (рассчитано по 29 автосамосвалам)
Положительным является то, что продолжительность ремонтного обслуживания автосамосвалов БелАЗ сокращена в среднем в 1,3 раза (рис. 1).
Уменьшение продолжительности ремонтного обслуживания, в свою очередь, позволило увеличить продолжительность работы автосамосвалов на линии и повысить среднемесячный грузооборот. На рис. 2 представлено изменение грузооборота, приходящегося на 1 автосамосвал БелАЗ 7513 и 7530.
Рис. 2. Среднемесячный грузооборот одного автосамосвала БелАЗ 7513 и 7530 (рассчитано по 29 автосамосвалам)
о
Фонд оплаты труда, тыс.руб/мес
3900 3600 3300 3000 2700 2400 2100 1800 1500 1200 900 600 300 0
70 65 60 55 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Удельная продолжительность ремонта, час/100 мото-часов
фактический фонд оплаты труда и 3 650
У
се нтябрь К|
I220 щЛ август
май 1 июль
1750 и июнь
1279 143 9
1119 о ктябрь
©
январь 2014 г. - март 2015 г. до передачи ТОиР БелАЗ на РМЗ
Рис. 3. Зависимость ФОТ работников РМЗ, ремонтирующих БелАЗ, от удельного времени ремонта этих машин
В связи с изменением продолжительности ремонтного обслуживания автосамосвалов изменялся и фонд оплаты труда ремонтников этих машин (рис. 3).
Среднемесячный ФОТ, тыс.руб.
Среднемесячная зарплата, тыс.руб.
До реализации комплекса мероприятий (01.01.2014 г. - 31.03.2015 г.) После реализации комплекса мероприятий (01.04.2015 г. - 30.09.2015 г.)
Рис. 4. Среднемесячные ФОТ и заработная плата работников РМЗ, ремонтирующих БелАЗ до и после передачи ремонтов на РМЗ
50
40
30
30
20
10
0
0
Произошло существенное увеличение фонда оплаты труда ремонтников, при незначительном увеличении их среднемесячной заработной платы (рис. 4).
Это объясняется тем, что результат был достигнут преимущественно благодаря увеличению численности ремонтников, а по условиям нового Положения об оплате услуг РМЗ величина ФОТ зависит от уровня работоспособности этих машин, без учета количества привлеченных работников.
Следующим этапом может быть организация дальнейшего улучшения результата при одновременном сокращении численности ремонтников. Это позволит существенно повысить величину заработной платы ремонтников (рис. 5).
88
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
58 56 54 52 50 48 46 44 42 40 38 36 34 32
Численность, чел.
Рис. 5. Расчетная среднемесячная заработная плата работников РМЗ, ремонтирующих БелАЗ, при их максимальном фонде оплаты труда
Продолжительность простоя, ч.
421
Общая продолжительность простоя = 895 ч. Это эквивалентно 37 дням простоя 1 БелАЗ
135 127
е Ожидание Гара
стей: агрегатов: ЭДП- сл
т. 800, ЭК-590, СГД РМК 39/89, ГСТ-1
приспособления
Отсутствие КГШ Неиправность Ремонт ДВС Отсутствие тягача Отсутствие вилочного манипулятора
погрузчика
Причины
Рис. 6. Продолжительность простоя автосамосвалов в сентябре 2015 г.
28
27
22
21
20
Несмотря на значительное сокращение продолжительности простоя БелАЗ в ремонте еще имеются существенные потери времени, обусловленные неудовлетворительной организацией работ (рис. 6, 7).
Повышение грузооборота БелАЗ без значительных улучшений условий и режимов их эксплуатации закономерно обусловило повышение количества отказов машин, увеличение в среднем составило в 1,3 раза (рис. 8).
Увеличение количества отказов БелАЗ обусловливает то, что на следующем этапе работы по сокращению продолжительности простоя автосамосвалов в ремонте, наравне с улучшением организации и технологии ремонта необходимо заниматься обеспечением должных условий и режимов эксплуатации этих машин.
350 Продолжительность простоя, ч.
299
300 -
250Общая продолжительность простоя = 816 ч.
200
160
150
100..........86 85 83
: I ■ ■ ■ ■ ■
РемонтДВС Гарантийный случай Ожидание агрегатов: Отсутствие КГШ Отсутствие запаснвтх Другие причины Неисправность тягача ЭДП-800, ЭК-590, СГД частей
39/89, ГСТ-1
Причины простоев
Рис. 7. Продолжительность простоя автосамосвалов в октябре 2015 г.
Количество отказов 1 БелАЗ, ед/мес.
6 5 4 3 2 1 0
До реализации комплекса мероприятий После реализации комплекса мероприятий Период
(01.01.2014 г. -31.03.2015 г.) (01.04.2015 г. - 31.10.2015 г.)
Рис. 8. Среднемесячное количество отказов одного автосамосвала БелАЗ 7513 и 7530 (рассчитано по 29 автосамосвалам)
Продолжительность простоя, ч.
299
Общая продолжительность простоя = 816 ч.
160
86 85 83
_ 60
■ -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Создание системы непрерывных улучшений производственных процессов ООО «СУЭК-Хакасия». Отчет по результатам работы в третьем учетном периоде по договору № 75/12 СХ-12/805У от 20 сентября 2012 г. за период январь-июль 2015 г. - 2015. - С. 39-54. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Сухарьков Игорь Николаевич - исполнительный директор АО «Черногорский ремонтно-механический завод», [email protected],
Вакулин Евгений Александрович - заместитель исполнительного директора по кадрам, [email protected],
Волкова Тамара Юрьевна - ведущий экономист, [email protected], Ивашкевич Виталий Александрович - начальник цеха по ремонту технологического автотранспорта, [email protected],
Байкин Валентин Станиславович - лаборант лаборатории эффективной эксплуатации оборудования ООО «НИИОГР», [email protected].
UDC 331.236
EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF STATUTE ON REMUNERATION OF LABOR OF DUMP TRUCK REPAIR PERSONNEL
Sukhar'kov I.N., Chief Executive Officer, Chernogorsk Repair and Engineering Works, [email protected], Russia,
Vakulin E.A., Deputy Chief Executive Officer for Personnel, [email protected], Russia, Volkova T.Yu., Principal Economist, [email protected], Russia,
Ivashkevich V.A., Head of Utility Vehicles Maintenance Shopfloor, [email protected], Russia,
Baikin V.S., Laboratory Assistant, Efficient Equipment Operation Research Laboratory, NIIOGR, [email protected], Russia.
The described approach to improvement in freight turnover of BelAZ dump trucks is based on reduction in downtime in the system of the dump truck repair. In connection with this, under implementation is the new Statute on Remuneration of Labor of BelAZ repair personnel, the core of which is that the remuneration is determined not based on repair man hours but based on reduction in repair duration and in number of random failures of dump trucks owing to improved management and advanced technology of repair. The effect of the implementation of the Statute on Remuneration of Labor is 1.3 times reduction in repair downtime per one BelAZ. This has resulted in 1.4 times increase in monthly freight turnover of one BelAZ. Moreover, potentiality of yet more reduction in dump truck repair downtime has been revealed, which is achievable through better management of repair and by creating appropriate conditions and modes for operation of BelAZ.
Key words: BelAZ, repair duration, Statute on Remuneration of Labor, freight turnover, number of failures, labor compensation fund, management, technology, operating mode, operating conditions.
REFERENCES
1. Sozdanie sistemy nepreryvnyh uluchshenij proizvodstvennyh processov OOO «SUJeK-Hakasija» (The creation of a system of continuous improvement of the production process of LLC "SUEK-Khakassia"). Otchet po rezul'tatam raboty v tret'em uchetnom periode po dogovoru № 75/12 SH-12/805U ot 20 sentjabrja 2012 g. za period janvar'-ijul' 2015 g. - 2015. - S. 39-54.