№ 2 - 2008 г.
13.00.00 педагогические науки УДК 616-053.2:378.1
Опыт организации учебно-воспитательной работы на педиатрическом факультете
Т. А. Литвинова, С. В. Бобров, Р. А. Манвелидзе
ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет
Росздрава (г. Новосибирск)
В статье говорится о важнейшем моменте концепции воспитательной работы на факультете - целостности и взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной работы. Воспитательная работа на факультете рассматривается как неотъемлемая часть подготовки врача-педиатра.
Качественно новое отношение к воспитанию - это не воздействие на студента извне, а создание внутри университета наиболее благоприятных условий и предпосылок для развития и самореализации.
Ключевые слова: воспитательная работа, воспитательная среда, воспитательные мероприятия
Социально-экономические и политические преобразования во многих сферах общественной жизни России ставят новые задачи перед обществом и системой образования. Это задачи воспитания современной молодежи в духе активного созидательного труда, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья. К сожалению, в отсутствие общенациональной идеологии и системы нравственных ценностей на фоне нигилистических настроений в молодежной среде создаются предпосылки для развития девиантных форм поведения. Поэтому важнейшим моментом концепции воспитательной работы на факультете является целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы. Основа -единство задач по формированию специалиста-гражданина. Гражданственность, уважительное отношение к себе, к Родине, к коллегам, к профессии, к своему университету, к факультету -важнейшее качество будущего специалиста. В связи с этим основными целями воспитания студенческой молодежи на факультете являются:
• подготовка выпускника университета как личности, органически сочетающей в себе высокие профессиональные, гражданские и нравственные качества;
• воспитание всесторонне развитой личности, сочетающей в себе высокое духовное богатство, научное мировоззрение, нравственную чистоту, гражданственность, патриотизм, потребность в труде, овладении ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни;
• формирование у каждого студента активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в политической жизни страны, обладать потребностью самосовершенствования своего профессионализма, личностных, человеческих качеств, умение адаптироваться в условиях современного мира;
• обеспечение перехода от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию педагогически воспитывающей среды.
Для достижения поставленных целей на факультете решаются следующие задачи:
• обеспечение взаимосвязи воспитательной работы с учебной и неучебной работой студента;
• формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей;
• формирование условий для творческой и интеллектуальной реализации личности;
• создание условий, при которых участие студентов во внеаудиторной жизни вуза (культурной, научной, спортивной и т. п.) стало бы престижным и почетным;
• создание системы морального и материального поощрения студентов за результаты участия во внеаудиторной жизни вуза;
• создание комплекса информационных материалов о факультете;
• создание агитационной группы из числа студентов факультета для работы со школьниками и выпускниками медицинских училищ г. Новосибирска, Новосибирской области и других районов страны;
• возрождение института кураторства на младших курсах;
• привлечение студентов к благотворительной деятельности.
Воспитательная работа на факультете рассматривается как неотъемлемая часть подготовки врача-педиатра. Она ориентирована на гармоническое развитие личности, создание учебной и воспитательной среды, способствующей всестороннему раскрытию и проявлению лучших качеств студента. Если ранее основу воспитательной работы составляла просветительно-развлекательная (досуговая) функция, то сейчас на первый план должна выйти социально-защитная функция (соблюдение прав студенчества, его социальная защищенность, здоровье, вероятность трудоустройства после окончания вуза, возможность сочетания учебы с работой, возможность получения второго высшего образования).
В подготовке высокопрофессионального специалиста все больше внимания должно уделяться формированию у него конкурентоспособности, готовности к профессиональной и социальной мобильности, к поиску оптимальных решений в условиях конкурентности. При этом следует обращать внимание на самовоспитание, самореализацию человеком своих качеств и способностей, особенно это важно для студенчества, которое отвергает попытки навязывания ему каких-то норм поведения. Качественно новое отношение к воспитанию - это не воздействие на студента извне, а создание внутри университета наиболее благоприятных условий и предпосылок для развития и самореализации. Стержнем всей воспитательной работы должна стать <идеология конкретных дел>. При этом необходимо привлекать к организации и проведению воспитательных мероприятий как можно большее число студентов факультета, улучшать информированность студентов о прошедших и предстоящих мероприятиях, разработать систему поощрения студентов, активно участвующих во внеучебных мероприятиях.
Нами разработан ряд механизмов и предложены меры по реализации данной программы, в частности, возрожден институт кураторства на первом курсе, т. е. за каждой группой закреплен куратор из числа сотрудников кафедр педиатрического факультета. Основной воспитательной задачей куратора на первом курсе является помощь в социально-психологической адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, налаживанию доброжелательных отношений между преподавателями и студентами.
В своей работе кураторы руководствуются <Положением о кураторе, прикрепленном к академической группе> и методическими рекомендациями для кураторов кафедр НГМУ. В этих руководствах регламентируются их права и функциональные обязанности. Два раза за учебный год кураторы групп 1-го курса отчитываются на Ученом совете факультета о своей работе. Кураторами, в частности, были организованы встречи первокурсников с ветеранами кафедры и НГМУ, проводятся беседы по вопросам современной культуры, семинары, посвященные выдающимся деятелям медицины. Поскольку студенты младших курсов не имеют навыков обучения в высшей школе, крайне важным представляется проведение кураторами бесед о планировании учебной работы, подготовке к сессии и т. п. Важнейшими воспитательными мероприятиями, помогающими осознать с первых курсов принадлежность к профессии педиатра, является создание комплекса материалов об истории факультета, о лучших выпускниках. Важным моментом является наличие у факультета своего гимна, флага и т. п. Студенты факультета могут познакомиться с ними на сайте, стендах и на курсовых собраниях.
Тем не менее, процент студентов, отчисляемых на младших курсах, остается стабильно высоким и составляет от 10 до 15 % от числа поступивших на факультет. Это явилось предпосылкой для разработки на факультете мер по снижению данного показателя, в частности, на факультете была разработана и с 2007 года внедрена форма учета текущей успеваемости студентов. Данная форма раздается старостам групп, заполняется по данным журналов академической успеваемости и ежемесячно сдается в деканат. На основании полученных данных проводятся заседания совета деканата с приглашением на них неуспевающих студентов и завучей кафедр, обучение на которых традиционно является самым сложным (общая химия, нормальная анатомия, нормальная физиология). Это позволило снизить количество студентов, имеющих к началу сессии большую академическую задолженность.
В концепцию воспитательной работы органично вписывается вовлечение студентов в благотворительную деятельность. При этом в силу особенностей факультета наиболее рационально проведение мероприятий в детских учреждениях. С 2005 года деканатом было взято шефство над детьми из дома ребенка № 2. В доме ребенка детям не хватает простого человеческого внимания, общения, заботы, им необходима помощь и поддержка. Студенты, будущие детские врачи, как никто другой могут оказать эту помощь. Поэтому студенты младших курсов учатся находить подход к маленьким пациентам, общаться с ними и понимать их проблемы. Студенты младших курсов проходят ряд практических занятий на базе дома ребенка, а во внеучебное время гуляют с детьми. Кроме того, ежегодно на факультете организуется сбор подарков для детей к Новому году и ко Дню защиты детей, в котором принимают участие и студенты других факультетов. Студенты оказывают реальную помощь детям и параллельно осваивают практические навыки, такая работа объединяет студентов разных факультетов и заставляет молодежь взглянуть другими глазами на мир и увидеть проблемы других людей.
Для реализации всех перечисленных целей крайне важным является проведение массовых внеучебных мероприятий в сотрудничестве со студенческим профкомом, с кафедрами физвоспитания, социально-исторических наук, иностранного языка. Примером таких мероприятий могут служить традиционные мероприятий НГМУ (<Посвящение в студенты>, <День первокурсника>, <День университета>, <Мисс Академия>, ежегодная спартакиада первокурсников и Военно-патриотическая эстафета). Однако, на наш взгляд, помимо общеинститутских, на факультете должны быть организованы внутрикурсовые и внутрифакультетские мероприятия, способствующие сплочению студентов внутри факультета.
Так с 2005 года на факультете ежегодно проводятся <вечера педиатрического факультета> в клубах города, практикуется проведение предновогодних старостатов в боулинг-клубах, в 2007 году впервые была проведена игра <Что? Где? Когда?> между студентами 6-го курса и преподавателями кафедр педиатрического профиля. При этом крайне важным является обязательное поощрение наиболее активных участников, а также привлечение студентов к участию в творческих коллективах, стройотрядах, работе ДНД и др.
Очень важным при организации воспитательной работы является преодоление формального отношения преподавателей кафедр к разделу индивидуального плана <Воспитательная работа со студентами>. Должны быть назначены ответственные за проведение планируемых мероприятий: кураторы групп, ответственный за научно-исследовательскую, спортивную работу на факультете, студенческий профком, директор студенческого городка и др.
В <Плане мероприятий по организации воспитательной работы> необходимо конкретно указать ответственных исполнителей и ввести пункт <отметка о выполнении>. Для финансового обеспечения мероприятий факультетского уровня необходимо поставить вопрос перед руководством университета о выделении финансовых средств один раз в семестр с последующим отчетом о затратах.
Анализ результативности можно проводить на основании данных по количеству студентов, участвующих в мероприятиях, количеству абитуриентов, желающих поступить на факультет, количеству отчисляемых в процессе учебы, числу выпускников, желающих работать по специальности и востребованных работодателем. Удовлетворенность студентов воспитательными
мероприятиями можно оценить, проводя анкетирование и анализируя анкеты. В результате данных мероприятий ожидается, что выпускники будут не только владеть профессиональными навыками, но и смогут самостоятельно решать проблемы поиска информации, трудоустройства, коммуникации с коллегами по работе, работодателями и пациентами, чтить традиции факультета и педиатрической службы, работать по призванию и соответствовать нравственным и гуманным критериям врача.