Научная статья на тему 'Опыт организации учебно-воспитательной работы на педиатрическом факультете'

Опыт организации учебно-воспитательной работы на педиатрическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ARRANGEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Тамара Александровна, Бобров Сергей Викторович, Манвелидзе Рамази Анзорович

В статье говорится о важнейшем моменте концепции воспитательной работы на факультете целостности и взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной работы. Воспитательная работа на факультете рассматривается как неотъемлемая часть подготовки врача-педиатра. Качественно новое отношение к воспитанию это не воздействие на студента извне, а создание внутри университета наиболее благоприятных условий и предпосылок для развития и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF EDUCATIONAL WORK ORGANIZATION AT THE PEDIATRIC FACULTY

The article concerns the most important moment of the conception of the educational work at the faculty the integrity and interrelation of educational and not educational work. Such work is presented as an integral part of the training of a pediatrician. Quality new attitude to education is not an influence on a student from without, it's a creation of the most favorable conditions and preconditions for development and self-actualization inside the university.

Текст научной работы на тему «Опыт организации учебно-воспитательной работы на педиатрическом факультете»

№ 2 - 2008 г.

13.00.00 педагогические науки УДК 616-053.2:378.1

Опыт организации учебно-воспитательной работы на педиатрическом факультете

Т. А. Литвинова, С. В. Бобров, Р. А. Манвелидзе

ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава (г. Новосибирск)

В статье говорится о важнейшем моменте концепции воспитательной работы на факультете - целостности и взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной работы. Воспитательная работа на факультете рассматривается как неотъемлемая часть подготовки врача-педиатра.

Качественно новое отношение к воспитанию - это не воздействие на студента извне, а создание внутри университета наиболее благоприятных условий и предпосылок для развития и самореализации.

Ключевые слова: воспитательная работа, воспитательная среда, воспитательные мероприятия

Социально-экономические и политические преобразования во многих сферах общественной жизни России ставят новые задачи перед обществом и системой образования. Это задачи воспитания современной молодежи в духе активного созидательного труда, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья. К сожалению, в отсутствие общенациональной идеологии и системы нравственных ценностей на фоне нигилистических настроений в молодежной среде создаются предпосылки для развития девиантных форм поведения. Поэтому важнейшим моментом концепции воспитательной работы на факультете является целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы. Основа -единство задач по формированию специалиста-гражданина. Гражданственность, уважительное отношение к себе, к Родине, к коллегам, к профессии, к своему университету, к факультету -важнейшее качество будущего специалиста. В связи с этим основными целями воспитания студенческой молодежи на факультете являются:

• подготовка выпускника университета как личности, органически сочетающей в себе высокие профессиональные, гражданские и нравственные качества;

• воспитание всесторонне развитой личности, сочетающей в себе высокое духовное богатство, научное мировоззрение, нравственную чистоту, гражданственность, патриотизм, потребность в труде, овладении ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни;

• формирование у каждого студента активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в политической жизни страны, обладать потребностью самосовершенствования своего профессионализма, личностных, человеческих качеств, умение адаптироваться в условиях современного мира;

• обеспечение перехода от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию педагогически воспитывающей среды.

Для достижения поставленных целей на факультете решаются следующие задачи:

• обеспечение взаимосвязи воспитательной работы с учебной и неучебной работой студента;

• формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей;

• формирование условий для творческой и интеллектуальной реализации личности;

• создание условий, при которых участие студентов во внеаудиторной жизни вуза (культурной, научной, спортивной и т. п.) стало бы престижным и почетным;

• создание системы морального и материального поощрения студентов за результаты участия во внеаудиторной жизни вуза;

• создание комплекса информационных материалов о факультете;

• создание агитационной группы из числа студентов факультета для работы со школьниками и выпускниками медицинских училищ г. Новосибирска, Новосибирской области и других районов страны;

• возрождение института кураторства на младших курсах;

• привлечение студентов к благотворительной деятельности.

Воспитательная работа на факультете рассматривается как неотъемлемая часть подготовки врача-педиатра. Она ориентирована на гармоническое развитие личности, создание учебной и воспитательной среды, способствующей всестороннему раскрытию и проявлению лучших качеств студента. Если ранее основу воспитательной работы составляла просветительно-развлекательная (досуговая) функция, то сейчас на первый план должна выйти социально-защитная функция (соблюдение прав студенчества, его социальная защищенность, здоровье, вероятность трудоустройства после окончания вуза, возможность сочетания учебы с работой, возможность получения второго высшего образования).

В подготовке высокопрофессионального специалиста все больше внимания должно уделяться формированию у него конкурентоспособности, готовности к профессиональной и социальной мобильности, к поиску оптимальных решений в условиях конкурентности. При этом следует обращать внимание на самовоспитание, самореализацию человеком своих качеств и способностей, особенно это важно для студенчества, которое отвергает попытки навязывания ему каких-то норм поведения. Качественно новое отношение к воспитанию - это не воздействие на студента извне, а создание внутри университета наиболее благоприятных условий и предпосылок для развития и самореализации. Стержнем всей воспитательной работы должна стать <идеология конкретных дел>. При этом необходимо привлекать к организации и проведению воспитательных мероприятий как можно большее число студентов факультета, улучшать информированность студентов о прошедших и предстоящих мероприятиях, разработать систему поощрения студентов, активно участвующих во внеучебных мероприятиях.

Нами разработан ряд механизмов и предложены меры по реализации данной программы, в частности, возрожден институт кураторства на первом курсе, т. е. за каждой группой закреплен куратор из числа сотрудников кафедр педиатрического факультета. Основной воспитательной задачей куратора на первом курсе является помощь в социально-психологической адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, налаживанию доброжелательных отношений между преподавателями и студентами.

В своей работе кураторы руководствуются <Положением о кураторе, прикрепленном к академической группе> и методическими рекомендациями для кураторов кафедр НГМУ. В этих руководствах регламентируются их права и функциональные обязанности. Два раза за учебный год кураторы групп 1-го курса отчитываются на Ученом совете факультета о своей работе. Кураторами, в частности, были организованы встречи первокурсников с ветеранами кафедры и НГМУ, проводятся беседы по вопросам современной культуры, семинары, посвященные выдающимся деятелям медицины. Поскольку студенты младших курсов не имеют навыков обучения в высшей школе, крайне важным представляется проведение кураторами бесед о планировании учебной работы, подготовке к сессии и т. п. Важнейшими воспитательными мероприятиями, помогающими осознать с первых курсов принадлежность к профессии педиатра, является создание комплекса материалов об истории факультета, о лучших выпускниках. Важным моментом является наличие у факультета своего гимна, флага и т. п. Студенты факультета могут познакомиться с ними на сайте, стендах и на курсовых собраниях.

Тем не менее, процент студентов, отчисляемых на младших курсах, остается стабильно высоким и составляет от 10 до 15 % от числа поступивших на факультет. Это явилось предпосылкой для разработки на факультете мер по снижению данного показателя, в частности, на факультете была разработана и с 2007 года внедрена форма учета текущей успеваемости студентов. Данная форма раздается старостам групп, заполняется по данным журналов академической успеваемости и ежемесячно сдается в деканат. На основании полученных данных проводятся заседания совета деканата с приглашением на них неуспевающих студентов и завучей кафедр, обучение на которых традиционно является самым сложным (общая химия, нормальная анатомия, нормальная физиология). Это позволило снизить количество студентов, имеющих к началу сессии большую академическую задолженность.

В концепцию воспитательной работы органично вписывается вовлечение студентов в благотворительную деятельность. При этом в силу особенностей факультета наиболее рационально проведение мероприятий в детских учреждениях. С 2005 года деканатом было взято шефство над детьми из дома ребенка № 2. В доме ребенка детям не хватает простого человеческого внимания, общения, заботы, им необходима помощь и поддержка. Студенты, будущие детские врачи, как никто другой могут оказать эту помощь. Поэтому студенты младших курсов учатся находить подход к маленьким пациентам, общаться с ними и понимать их проблемы. Студенты младших курсов проходят ряд практических занятий на базе дома ребенка, а во внеучебное время гуляют с детьми. Кроме того, ежегодно на факультете организуется сбор подарков для детей к Новому году и ко Дню защиты детей, в котором принимают участие и студенты других факультетов. Студенты оказывают реальную помощь детям и параллельно осваивают практические навыки, такая работа объединяет студентов разных факультетов и заставляет молодежь взглянуть другими глазами на мир и увидеть проблемы других людей.

Для реализации всех перечисленных целей крайне важным является проведение массовых внеучебных мероприятий в сотрудничестве со студенческим профкомом, с кафедрами физвоспитания, социально-исторических наук, иностранного языка. Примером таких мероприятий могут служить традиционные мероприятий НГМУ (<Посвящение в студенты>, <День первокурсника>, <День университета>, <Мисс Академия>, ежегодная спартакиада первокурсников и Военно-патриотическая эстафета). Однако, на наш взгляд, помимо общеинститутских, на факультете должны быть организованы внутрикурсовые и внутрифакультетские мероприятия, способствующие сплочению студентов внутри факультета.

Так с 2005 года на факультете ежегодно проводятся <вечера педиатрического факультета> в клубах города, практикуется проведение предновогодних старостатов в боулинг-клубах, в 2007 году впервые была проведена игра <Что? Где? Когда?> между студентами 6-го курса и преподавателями кафедр педиатрического профиля. При этом крайне важным является обязательное поощрение наиболее активных участников, а также привлечение студентов к участию в творческих коллективах, стройотрядах, работе ДНД и др.

Очень важным при организации воспитательной работы является преодоление формального отношения преподавателей кафедр к разделу индивидуального плана <Воспитательная работа со студентами>. Должны быть назначены ответственные за проведение планируемых мероприятий: кураторы групп, ответственный за научно-исследовательскую, спортивную работу на факультете, студенческий профком, директор студенческого городка и др.

В <Плане мероприятий по организации воспитательной работы> необходимо конкретно указать ответственных исполнителей и ввести пункт <отметка о выполнении>. Для финансового обеспечения мероприятий факультетского уровня необходимо поставить вопрос перед руководством университета о выделении финансовых средств один раз в семестр с последующим отчетом о затратах.

Анализ результативности можно проводить на основании данных по количеству студентов, участвующих в мероприятиях, количеству абитуриентов, желающих поступить на факультет, количеству отчисляемых в процессе учебы, числу выпускников, желающих работать по специальности и востребованных работодателем. Удовлетворенность студентов воспитательными

мероприятиями можно оценить, проводя анкетирование и анализируя анкеты. В результате данных мероприятий ожидается, что выпускники будут не только владеть профессиональными навыками, но и смогут самостоятельно решать проблемы поиска информации, трудоустройства, коммуникации с коллегами по работе, работодателями и пациентами, чтить традиции факультета и педиатрической службы, работать по призванию и соответствовать нравственным и гуманным критериям врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.