Научная статья на тему 'Концепция воспитательной работы Казанского государственного энергетического университета на 2010-2015 гг'

Концепция воспитательной работы Казанского государственного энергетического университета на 2010-2015 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ / : SOCIALIZATION / EDUCATION / EDUCATION ACTIVITIES TECHNOLOGY / GOALS AND OBJECTIVES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Ирина Викторовна

Предложенная концепция воспитательной работы в Казанском государственном энергетическом университете позволит эффективнее сформировать социально-профессиональную компетентность студентов, усовершенствовать формы планирования воспитательной деятельности на кафедрах, факультетах, подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONCEPT OF THE KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY FOR 2010 UP TO 2015

The article proposes the educational concept in the Kazan State Power Engineering University, which will promote to form social and professional competence of the students more effectively, to improve the ways of planning the educational activities in the departments, faculties and institutes.

Текст научной работы на тему «Концепция воспитательной работы Казанского государственного энергетического университета на 2010-2015 гг»

Жукова И.В.

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2010-2015 гг.

Предложенная концепция воспитательной работы в Казанском государственном энергетическом университете позволит эффективнее сформировать социально-профессиональную компетентность студентов, усовершенствовать формы планирования воспитательной деятельности на кафедрах, факультетах, подразделениях.

Ключевые слова: социализация, воспитательная работа, технологии воспитательной деятельности, цели и задачи воспитания.

Энергетический университет выступает не только как социальный институт подготовки специалистов высшей квалификации, но и призван создать профессиональную среду воспитания нового поколения инженерно-технической интеллигенции с установкой на здоровый образ жизни.

С наступлением идеологических перемен (с начала 90-х гг. ХХ в.) система воспитания в вузе пережила время глубокого кризиса, связанного с распадом прежних культурных ценностей. Начался поиск новых психологических и педагогических ориентиров в воспитании студенчества. С одной стороны, произошли позитивные перемены в положении студенчества в результате новой социальной ситуации ослабления политического и идеологического прессинга, расширения свободы деятельности, самостоятельности и инициативы, благоприятно отразившихся в том, что студент стал более свободным в выборе образа мыслей, типа поведения и стиля жизни, формирования системы студенческого самоуправления и т.д. В то же время, воспитание студенчества продолжается в новых сложных условиях экономического кризиса, который затронул сегодня культуру, нравственность, образ жизни. Социальное самочувствие части студентов характеризуется порой признаками социальной апатии, неуверенности, агрессии, страха, неверия в будущее. Это, в свою очередь, вызвало «накаты» социально-негативных явлений в студенческой среде (наркомания, воровство, проституция, алкоголизм, табакокурение и др.).

Воспитание студентов осложняется тем, что концепция воспитания требует внесения изменений и дополнений с учетом конкретных условий

и возможностей самого университета в использовании научнометодического и кадрового потенциала. Гуманистический подход к личности студента как приоритетной воспитательной ценности должен означать провозглашение в качестве главной цели формирование, развитие и саморазвитие личности будущего специалиста, затрагивая в единстве как учебно-воспитательный, так и внеучебный воспитательный процесс. Препятствием на пути осознания важности организации целенаправленной воспитательной деятельности в университете, ее эффективности можно считать слабую мотивацию, неподготовленность к ней, недостаток грамотных специалистов в этой области в высшей школе.

Воспитательная функция в системе профессиональной подготовки специалистов недооценивалась и должным образом не всегда оценивается и сегодня. В российском образовании приоритет отдавался организации учебного процесса, а воспитательная функция, хотя и наблюдался позитивный всплеск, требует сегодня серьезного внимания. Мы говорим о специально подготовленных воспитателях-наставниках самых различных рангов (проректор по воспитательной работе, зам. декана по воспитательной работе, куратор академической студенческой группы, студенческий профсоюзный лидер, художественный руководитель и др.).

Важным направлением дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности в университете считается обращение ученых к проблемам теории и практики воспитания в высшей школе, разработку оригинальных концепций воспитательной работы, обусловленных профилем подготовки будущих специалистов и традициями, сложившимися в практике региона в целом, отдельного вуза в частности.

Духовно-преобразовательную деятельность университета, связанную с повышением культуры студенчества в широком смысле, мы считаем актуальной, так как потери в этой области до сего дня весьма ощутимы (культура общения, нравственная культура, культура труда и т.п.). Формирование нравственно-здорового гражданского общества не может быть без системного и государственного подхода к воспитанию. Это требует эффективного использования внеучебного времени студентов (студенческие трудовые отряды, волонтерское движение, тьюторство, шефская работа и т.д.). В свете имеющихся статистических данных о проблемах как физического, так и психического здоровья студентов университета особую остроту приобретает профилактика асоциальных явлений, целенаправленное приобщение студентов к спортивно-массовым, физкультурно-

126

оздоровительным мероприятиям, активная пропаганда в студенческой среде ценностей здорового образ жизни, повышение правовой ответственности. Многовариантный институт кураторства позволил привлечь к внеучебной деятельности большее количество преподавателей, что способствует изменению характера и форм взаимодействия со студентами.

Воспитание в университете представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе, что требует целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности. В Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и др. подчеркивается связь между образованием и воспитанием гражданина, указаны основные задачи вуза в воспитательном процессе: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования; формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей. В «Типовом Положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи университета реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей.

В университете были выделены такие исходные установки:

• не должно быть воспитательной работы, должна быть воспитательная деятельность (воспитатель не воспитывает - у него воспитываются);

• эффективность воспитания связана с разнообразием подходов к нему, монополизация и единственность подхода к воспитанию есть антитеза его демократизации и индивидуализации;

• в системе российского образования в настоящее время только формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно - деятельностная направленность образования, культивирование ответственности органов образования, организация современной среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации;

• изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания, т.к. среди студентов остается низкой социально-позитивная инициативность, не всегда содержание и организация воспитания соответствуют интересам студентов, их возрастным потреб-

127

ностям, вузовские формы обучения и социализации остаются недостаточными для решения задач развития профессиональной компетентности будущего специалиста и др., в результате студент остается один на один «с вызовами» нового времени.

В ходе разработки Концепции воспитательной деятельности мы рассматривали воспитание как управление развитием личности; управление социализацией личности, оказание помощи в утверждении нравственной доминанты в поведении студента; процесс психолого-педагогической поддержки развития личности; как процесс создания условий для развития личности, воспитательного пространства.

При разработке «Стратегии обновления воспитания студентов в университете» мы стремились расставить новые акценты. В центре находится студент, его жизнь в конкретной российской социокультурной ситуации. Происходит обновление целей, содержания воспитания и его технологий, а также позиции студента и преподавателя в этом процессе путем включения студентов в решение значимых для них личных и социальных проблем совместно с разными социальными партнерами на основе общечеловеческих нравственных ценностей и сотрудничества, при этом необходимо учить их проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность. Решение личностных и общественных проблем должно проводиться путем разработки и реализации различных проектов, что вытекает из компетентностного и проектного подходов, которые определены как ведущие в стратегии государственной молодежной политики в РФ. Ведущими становятся такие новые педагогические технологии, как проектные, информационные, рефлексивные, критического мышления, индивидуальной поддержки и др. Принципиально меняется педагогическая позиция преподавателя как профессионального воспитателя. Он является куратором, помощником студенческого сообщества, который способен содействовать освоению студентами опыта созидания, т.е. активизировать, поддерживать, стимулировать их деятельность, давать право выбора, право на ошибку. Основа взаимодействия - диалог, взаимодоверие, понимание друг друга, партнерство, сотрудничество и соуправление.

Воспитание учитывает статус студента в инновационном вузе: студент участвует в решении проблем вуза вместе с преподавателями как партнер; строит свою студенческую жизнь вместе с другими студентами и преподавателями; имеет возможность влиять на решения руководства вуза; способен вступать в диалог; может самореализоваться в соответствии

128

со своими интересами; имеет возможность заниматься общественной деятельностью, трудом, наукой, спортом, художественным творчеством.

Были уточнены цели, задачи и принципы воспитательной деятельности в КГЭУ. Общей целью воспитания студентов в КГЭУ считается разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, профессионала, семьянина.

Главная задача воспитательной деятельности - создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Наиболее конкретными и актуальными являются следующие задачи: формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры и нравственных качеств; формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика партнерства); развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры; привитие управленческих навыков в различных формах студенческого самоуправления; сохранение, приумножение и преемственность историко-культурных традиций вуза; формирование корпоративной культуры; стремление к здоровому образу жизни, совершенствование духовного и физического здоровья, воспитание умений противостоять антиобщественному поведению.

Среди основных принципов воспитания студентов можно выделить следующие принципы: демократизма (в основе педагогика партнерства); гуманизма в отношении к субъектам воспитания; духовности и патриотизма; конкурентоспособности; толерантности-плюрализма мнений, вариативности мышления; социальной активности и ответственности; индивидуализации (личностно ориентированное воспитание).

В условиях демократизации общества новое поколение характеризуется сегодня как личности нового социокультурного типа (принципиально иные нравственные качества, ценностные ориентиры, социальные установки): гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни; духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности, самопознании, поиске смысла жизни; творческой,

129

с развитым интеллектом, чувством нового, способной к творчеству и активной жизни; прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), что способствует профессиональной мобильности при изменении экономических и социокультурных условий.

В качестве основных направлений внеучебной воспитательной деятельности в КГЭУ предлагаются три направления воспитания. Первое -профессионально-трудовое. Это подготовка профессионально - грамотного, компетентного, ответственного специалиста, формирование личностных качеств профессиональной деятельности, прививание умений и навыков управления коллективом. Основные формы и средства реализации данного направления: создание оптимальной социопедагогической социализирующей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; повышение квалификации педагогического состава по вопросам современных направлений воспитания; мониторинг студенческой среды по вопросам организации учебного процесса («Преподаватель глазами студентов», «Любимец студентов» и т.п.); организация вторичной занятости студентов в университетской среде.

Второе направление внеучебной воспитательной деятельности - гражданско-правовое. Это формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры. Основные формы и средства реализации данного направления: развитие студенческого самоуправления; воспитание широкой мотивации коллективного интереса; организация регулярных хозяйственных работ в учебных зданиях, общежитии для воспитания бережливости и чувства причастности к совершенствованию материально-технической базы университета; организация посещений музея университета; поддержание наглядной информации о планируемых и проведенных культурных, спортивных и др. мероприятиях; кураторство студенческих групп младших курсов; совместное обсуждение проблем студенчества; дополнительное материальное стимулирование студентов, имеющих высокие показатели в учебе, НИРС, активистов; организация поддержания правопорядка силами Студенческой службы безопасности; сохранение и развитие военно-патриотических традиций; проведение регулярных пресс-конференций, собраний по решению вузовских проблем; проведение профориентационной работы в подшефных школах силами студентов и др. имиджевые мероприятия; социальная защита малообеспеченных категорий студентов; организация политических дискуссий, семи-

130

наров по правовым вопросам и т.п., участие в программах государственной молодежной политики всех уровней.

Третье направление - культурно-нравственное. Это воспитание нравственной, эстетически и духовно развитой личности; формирование физически здоровой личности. Основные формы и средства реализации данного направления являются развитие досуговой, клубной деятельности; поддержка молодежной субкультуры в рамках создания реального культуротворческого процесса; профилактика наркомании и других проявлений асоциального поведения во внеучебное время; организация профилактики правонарушений; создание в общежитии максимально комфортной психологической атмосферы; анализ социальнопсихологических проблем студенчества и организация психологической поддержки; организация творческих конкурсов, фестивалей, различных соревнований; организация выставок творчества студентов, преподавателей и сотрудников; развитие волонтерского движения; организация встреч с интересными людьми (выпускниками вуза, деятелями культуры и искусства, ветеранами Великой Отечественной войны, труда и др.); организация валеологического образования студентов; экологическое воспитание.

Условиями совершенствования воспитательного процесса являются дальнейшая гуманизация и демократизация университетской жизни. Под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту; на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Гуманитаризация особенно востребована в системе технического образования, что ставит перед преподавателями дополнительные требования к повышению уровня культуры преподавания и общения со студентами.

Демократизация университетской жизни предполагает развитие системы внутривузовских отношений, основанных на постоянном расширении прав и полномочий, равно как и обязанностей всех субъектов управления университетом (администрации, педагогического и студенческого коллективов, профсоюза). Основной упор делается на поддержание развития студенческого соуправления и самоуправления в учебновоспитательном и внеучебном процессах, в сфере быта и досуга, что призвано развить у молодых людей управленческие навыки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций. Демократизация обеспечивает организационное, мотивационное, волевое, психологическое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива

единомышленников. Только в условиях демократизации возможно становление у студентов таких деловых личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, состязательность и инициатива. Гуманизация и демократизация в университете должны сопровождаться развитием системы информационного обеспечения, выведением на современный уровень взаимодействия со средствами массовой информации (газеты, стенды, телерадиовещание, интернет).

В Казанском государственном энергетическом университете есть все предпосылки для усовершенствования системы воспитательного влияния на студентов. В каждом деканате есть должность зам. директора, зам. декана по УВР, действует «Школа кураторов», старостат. Второй год действует Совет студентов и аспирантов, организованы студсоветы в институтах и на факультете, студенческий клуб, студенческий профком в общежитии, спортклуб, студенческая служба безопасности университета. Координирует их деятельность Управление воспитательной внеучебной работы со студентами.

К важнейшим условиям реализации концепции относятся следующие: ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий; опора на творческую активность студенческих коллективов; эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний всех участников воспитательного процесса; сочетание задач воспитательного воздействия с решением социальных проблем студенческой молодежи; включение показателей участия ППС в воспитательной деятельности в оценку их деятельности в период аттестации и продления договоров; оптимальное планирование воспитательной деятельности на кафедрах, факультетах, в подразделениях; регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы.

Концепция воспитательной работы служит основой для создания Комплексного плана воспитательной деятельности в КГЭУ, конкретных программ, отдельных планов воспитательной деятельности на кафедрах, в институтах, на факультете, в подразделениях и общежитии. Воспитательная деятельность морально и материально стимулироваться. Система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер, поэтому данная Концепция постоянно творчески развивается и обогащается.

Зарегистрирована 05.03.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.