94
ПЕДАГОГИКА
УДК 611:378.147(571.63)
Л.Н. Кацук, Е.П. Каргалова, А.В. Ларюшкина, Ю.К. Немков
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
Владивостокский государственный медицинский университет
Ключевые слова: мотивация обучения, познавательная активность, учебно-исследовательская работа.
Профессиональное образование направлено на формирование определенных социальных установок личности: профессиональной этики, профессиональной конкурентоспособности, стремления к научному совершенствованию. Уходит в прошлое основная функция образования — пассивная передача профессионального опыта в форме некой завершенной системы знаний, умений и навыков, заменяясь инновационным обучением [4]. Однако в практике медицинских вузов на доклиническом этапе и в настоящее время господствует традиционный (когнитивно-центрированный) подход, основанный на информационной модели.
Несомненно, значение оправдавших себя традиционных методов обучения в связи со спецификой предмета анатомии умалять не следует, и ведущим на практических занятиях есть и в ближайшие годы будет демонстрация и изучение натуральных анатомических препаратов [2, 5]. Вместе с тем очевидно, что при информационной модели обучения, несмотря на постоянное совершенствование методической инфраструктуры, происходит снижение познавательной активности, мотивации и эффективности обучения [3].
Учитывая вышеизложенное и в связи с наметившейся тенденцией к снижению учебных часов, отводимых на изучение анатомии, и к уменьшению нагрузки студентов обязательными аудиторными занятиями для высвобождения времени на самоподготовку, необходимо максимальное использование в самостоятельной работе студентов различных методов инновационной системы обучения. В настоящем сообщении затронуты некоторые аспекты активизации познавательной деятельности при изучении анатомии человека через научно-творческую работу студентов.
На кафедре анатомии человека Владивостокского государственного медицинского университета одной из форм самостоятельной работы студентов являются занятия в секции препарирования. Главная цель этого направления работы — развитие как мануальных навыков, так и творческих качеств будущего специалиста. Под руководством преподавателя студенты
осваивают методику анатомического препарирования, выявляют индивидуальные особенности в строении организма, что в дальнейшем способствует приобретению навыков индивидуального подхода к каждому больному. В отличие от устоявшихся методов механического заучивания анатомических образований анализ результатов собственных исследований, полученных в ходе препарирования, способствует познавательной активности и развитию клинического мышления.
По итогам выполненной работы студенты делают реферативные сообщения с демонстрацией изготовленных препаратов. Раскрывая спорные положения и различия взглядов на развитие, функцию и строение органа, они учатся выделять главное из большого объема материала и отстаивать свое мнение. В результате такой работы студенты приобретают профессиональные знания и умения, а изготовленные ими препараты пополняют фонд учебных и музейных экспонатов кафедры (рис. 1).
Студенты с высокой мотивацией обучения под руководством доцентов или старших преподавателей продолжают свои исследования, носящие научно-прикладной характер, которые оформляются в виде курсовых работ. Характерно, что на этом этапе учебно-познавательной деятельности происходит переориентировка преподавателя на сильных, одаренных студентов, в то время как на практических занятиях большее время следует уделять работе с отстающими студентами.
О нашем опыте подготовки курсовых работ на лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах сообщалось ранее [6]. В настоящей статье приведены материалы по выполнению их на стоматологическом факультете.
На первой вводной лекции, рассказывая слушателям об организации учебного процесса на кафедре, лектор упоминает о видах креативной деятельности и возможности выполнения курсовых работ студентами, хорошо зарекомендовавшими себя в процессе обучения.
Рис. 1. Музейные препараты, изготовленные студентами в процессе подготовки курсовых работ.
а — ветви тройничного нерва; б — лицевой нерв и кожные ветви шейного сплетения
ГОГИКА
95
На первом практическом занятии преподаватели знакомят учащихся с перечнем работ, которые предлагаются в текущем учебном году, основными правилами их написания, оформления и защиты. В анатомическом музее демонстрируют препараты, изготовленные в ходе выполнения курсовых работ. Студенты, изъявившие желание включиться в эту работу, занимаются в секциях препарирования и музейного дела, где изучают методики изготовления, фиксации, монтажа, маркировки и аннотирования музейных препаратов. На заседании кафедры каждого из этих студентов характеризуют ведущий преподаватель и руководитель секции препарирования. При положительной оценке успеваемости и практических навыков ему утверждается выбранная в соответствии с профилем конкретного факультета тема курсовой работы.
Говоря о тематике, следует отметить, что стоматология — относительно молодая медицинская дисциплина, появившаяся в двадцатые годы прошлого столетия в результате слияния зубоврачевания с челюстной хирургией. Она строится на изучении механизмов взаимодействия органов полости рта с внутренними органами и другими системами организма в норме и патологии. Поэтому в тематические планы по стоматологической анатомии включены все системы организма с последующим углубленным изучением области головы и шеи.
Наиболее актуальными в учебно-исследовательском плане темами курсовых работ на этом факультете являются вариационная анатомия органов головы и шеи и влияние экологических факторов среды на состояние зубочелюстного аппарата. Особый интерес вызывает изучение этих вопросов в возрастном аспекте. В частности, результаты исследования, выполненного студентами стоматологического факультета, свидетельствуют, что лишь 30% подростков г. Владивостока имеют физиологические прикусы [1]. Было показано, что загрязнение окружающей среды приводит к увеличению генетического груза и повышению частоты врожденных аномалий, прежде всего расщелин губ и неба. В курсовых исследованиях студентов отражено увеличение частоты рождения детей с врожденными дефектами лица, родители которых проживают в экологически неблагоприятных населенных пунктах Приморского края.
Выбрав тему курсовой работы, студент под руководством преподавателя составляет план работы, определяет ее объем, перечень и количество музейных и учебных препаратов, таблиц, схем и рисунков, которые предполагается изготовить в процессе выполнения.
К середине 2-го семестра студенты заканчивают сбор и обработку литературы по теме курсовой работы, завершают изготовление и монтаж музейных препаратов и иллюстративного материала, а также статистическую обработку результатов проведенного исследования.
На кафедральных совещаниях неоднократно обсуждается ход выполнения курсовых работ, их иллюстративность и сроки защиты.
Оформление курсовой работы для студентов I курса нередко представляет большую сложность, так как это едва ли не первая попытка подытожить свою самостоятельную исследовательскую деятельность. Поэтому от руководителя на этом этапе работы требуется не только научная квалификация и педагогическое мастерство, но и такт, умение подбодрить и поддержать студента. Курсовая работа ограничивается 25-30 страницами и традиционно состоит из введения, цели и задач исследования, обзора литературы, собственных данных, заключения и выводов.
Защита курсовых работ проводится за 10 дней до экзаменационной сессии в лекционном зале кафедры. Приглашаются деканы и студенты всех курсов. После выступления автора курсовой работы разворачивается тематическая дискуссия с участием преподавателей и студентов. Заканчивается обсуждение курсовых работ выступлением председателя экзаменационной комиссии, который после критического анализа работ, представленных к защите, объявляет оценки.
Накопленный нами 15-летний опыт защиты курсовых работ свидетельствует о том, что инновационный подход к обучению студентов развивает креативные свойства личности, аналитические способности, расширяет кругозор, показывает возможности научной методологии в познании предмета.
Литература
1. Гиль М.Н. //Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины. — Владивосток, 2002. — С. 17.
2. Иоффе А.Ю. // Вопросы преподавания. — 1995. — № 3. — С. 84-85.
3. Кириченко М.Н. // Морфология. — 1994. — № 1. — С. 174-178.
4. Попова А.С. // Вестник высшей школы. — 2002. — № 8. — С. 19-20.
5. Ревазов В.С. // Вопросы преподавания. — 1998. — № 2. — С. 112-114.
6. Черток В.М., Кацук Л.Н. // Морфология. — 2000. — № 6. — С. 80-82.
Поступила в редакцию 07.05.04.
ARRANGEMENT AND MATTER OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS OF THE HUMAN ANATOMY DEPARTMENT
L.N. Katsuk, E.P. Kargalova, A.V. Laryushkina, Yu.K. Nemkov Vladivostok State Medical University
Summary — Some interactive methods have been introduced at the department of human anatomy to develop creative virtues, analytical potentiality and manual skills of students studying there in hours of self-instruction. These methods imply preparation of different systems of human organism and the follow-up analysis of the results, as well as work on term papers.
Pacific Medical Journal, 2004, No. 4, p. 94-95.