УДК 611.01 (045)
организация учебного процесса на кафедре анатомии человека саратовского государственного медицинского университета
имени в. и. разумовского
И. О. Бугаева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по учебно-воспитательной работе, заведующая кафедрой гистологии, профессор, доктор медицинских наук; О. Ю. Алешкина — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой анатомии человека, профессор, доктор медицинских наук; Ю. В. Черненков — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по научной работе, заведующий кафедрой госпитальной педиатрии и неонатологии, профессор, доктор медицинских наук; Т. С. Бикбаева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры анатомии человека, кандидат медицинских наук; Т. М. Загоровская — ФГБОУ ВО «Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры анатомии человека, кандидат медицинских наук.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF HUMAN ANATOMY OF SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY N.A. V. I. RAZUMOVSKY
I. O. Bugaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-Rector for Academic Work, Head of Department of Histology, Professor, Doctor of Medical Sciences; O. Yu. Aleshkina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Human Anatomy, Professor, Doctor of Medical Sciences; Yu. V. Chernenkov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-Rector for Scientific Work, Head of Department of Hospital Pediatrics and Neonatology, Professor, Doctor of Medical Sciences; T. S. Bikbaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Anatomy, Assistant, Candidate of Medical Sciences; T. M. Zagorovskaya — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Anatomy, Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences.
Дата поступления — 18.10.2016 г. Дата принятия в печать — 15.05.2017 г.
Бугаева И. О., Алешкина О.Ю., Черненков Ю.В., Бикбаева Т. С., Загоровская Т.М. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 306-308.
Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования. Изучение ее необходимо для освоения смежных теоретических и клинических дисциплин. В связи с этим перед кафедрой анатомии человека стоит приоритетная задача: качественно и на современном уровне осуществлять подготовку студентов, используя классические и инновационные педагогические методы и компьютерные технологии, а также компетентностный подход к обучению. В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса на кафедре анатомии человека ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, предписывающего выработку у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: анатомия человека, учебный процесс, инновационные технологии, компетенции.
Bugaeva IO, Aleshkina OYu, Chernenkov YuV, Bikbaeva TS., Zagorovskaya TM. Organization of educational process at the department of human anatomy of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 306-308.
Human anatomy is one of the basic disciplines in the system of medical education. Knowledge in this area is necessary for the development of related theoretical subjects and constitutes a basis for studying clinical disciplines. Therefore the priority task of department of human anatomy is qualitative training of students at the modern level using classical and innovative pedagogical and computer technologies, being based on competence-based approach to training. In the article the features of organization of educational process at department of Human Anatomy of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, within the Federal state educational standard of the 3rd generation which key differences are considered: acquisition by students of cultural and professional competences.
Key words: human anatomy, educational process, innovative technologies, competence.
306 педагогика и образование
В настоящее время для получения высшего медицинского образования в России введены образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностном подходе к обучению, меняется последипломная подготовка врачей. С 2017 г упраздняется интернатура (Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан») и вводится первичная аккредитация, позволяющая выпускнику после окончания университета приступить к выполнению своих функциональных обязанностей в амбулаторно-поликлинических учреждениях. В связи с этим к уровню профессиональной компетентности будущих медицинских работников предъявляются высокие квалификационные требования [1, 2], что предусматривает необходимость введения в организацию учебного процесса компетентностного подхода, начиная с изучения фундаментальных дисциплин. Компетентностная модель обучения предусматривает владение выпускником общекультурными,
Ответственный автор — Алешкина Ольга Юрьевна
Тел.: (8452) 669765
E-mail: [email protected]
общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, усвоение которых в университете происходит поэтапно в различные периоды обучения, с использованием классических и инновационных педагогических и компьютерных технологий [1]. Формирование компетентностного подхода в обучении студентов начинается с фундаментальных дисциплин, в частности с дисциплины «Анатомия человека».
Анатомия человека — одна из базовых дисциплин в системе медицинского образования. Знания о строении отдельных органов, систем органов и организма человека в целом необходимы для освоения смежных теоретических дисциплин и составляют основу при изучении клинических дисциплин [3, 4]. Уровень квалификации будущего специалиста напрямую зависит от того, насколько качественной будет подготовка по данной дисциплине.
На кафедре анатомии человека ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» преподавание дисциплины «Анатомия человека» осуществляется согласно учебным планам и рабочим программам,
подготовленным для каждой специальности на основе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. В основе рабочих программ лежат компетенции, для освоения которых кафедрой разработаны нормы необходимых знаний, умений и навыков, определяемые профилем подготовки специалистов с учетом их будущей профессии.
Преподавание дисциплины ведется на 1-м и 2-м курсах следующих факультетов: лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического, клинической психологии, а также по направлению подготовки «Сестринское дело». Преподаватели обеспечивают высокий уровень профессиональных знаний, воспитания и развития студентов, формируя при этом их интеллектуальные и коммуникативные способности [5]. Штат кафедры анатомии человека в 2016/17 учебном году: 14 преподавателей, из них 5 имеют ученую степень доктора наук и 8 — кандидата наук. Все преподаватели регулярно повышают уровень квалификации по программам: «Методика преподавания в вузе», «Актуальные психолого-педагогические проблемы профессионального образования» и др.
Компетентностный подход к обучению реализуется на лекционных и практических занятиях. При организации учебного процесса на кафедре анатомии человека делается акцент на оптимальном сочетании теоретической подготовки студентов, освоения практических навыков и самостоятельной работы студентов. Календарно-тематические планы лекций и практических занятий на каждый учебный семестр обсуждаются и утверждаются на заседаниях учебных конференций кафедры.
Теоретическая подготовка студентов складывается из лекционного цикла и практических занятий в соответствии с календарно-тематическим планом дисциплины. Основой лекционного материала служат следующие темы: общие закономерности, индивидуальные, возрастные и половые особенности строения органов и систем тела человека, вопросы о топографо-анатомических взаимоотношениях внутренних органов; на лекциях рассматриваются основные стадии развития органов и систем и связанные с ними аномалии и пороки развития органов. Чтение лекций сопровождается мультимедийными презентациями, соответствующими тематике каждого модуля дисциплины, демонстрацией слайдов и специально приготовленных «профильных» анатомических препаратов с комментариями, а также видеофильмами, в которых сведения по анатомии рассматриваются с функциональной точки зрения и с позиции их клинического применения.
Практические (аудиторные) занятия — двухчасовые: в течение первого часа студенты отвечают на теоретические вопросы, демонстрируя отдельные элементы органов человека на сухих и влажных анатомических препаратах (текущий контроль знаний), затем преподаватель формулирует новую тему; в течение второго часа студенты самостоятельно осваивают новый материал, консультируясь с преподавателем, используя готовые анатомические препараты, музейные экспонаты, муляжи, планшеты и схемы. Учебники, анатомические атласы, наглядные пособия не дают полного представления о строении тела человека, поэтому при освоении анатомии используется один из старейших методов изучения — метод препарирования, остающийся самым информативным и в наши дни [3, 6]. Во время препарирования, под контролем преподавателя, студенты наглядно
познают анатомо-топографические особенности строения и положения органов, мышц, сосудисто-нервных образований, отрабатывая практические навыки и умения. Данный метод обучения приучает студентов к самостоятельному мышлению, усиливает мотивацию и клиническую значимость изучения анатомии человека, а также содержит элементы учебно-исследовательской работы.
По мнению П. Ф. Лесгафта, объектом изучения анатомии человека должен быть живой организм, а «мертвый препарат» служит проверкой и дополнением. П. В. Глыбочко и В. Н. Николенко также указывают на необходимость изыскания форм и методов, приближающих преподавание анатомии мертвого к анатомии живого человека [7].
Наряду с классическим методом преподавании анатомии, в учебном процессе используются инновационные педагогические технологии, такие как электронные ситуационные задачи по всем разделам дисциплины, контролирующие обучающие программы, краткие конспекты лекций и электронные тесты по каждому разделу анатомии человека, электронный 3D-атлас по центральной нервной системе, электронные варианты учебных пособий (по семи разделам).
Активизировать самостоятельную подготовку студентов СГМУ призван успешно функционирующий образовательный интернет-портал, где содержится по каждой дисциплине для каждого факультета материал: обучающий (краткий курс лекций, ситуационные задачи, экзаменационные вопросы, практические навыки и др.) и контролирующий (тестовые задания). Сотрудниками кафедры для контроля знаний студентов каждого модуля дисциплины и итогового контроля (предэкзаменационное тестирование) внедрена и используется программа дистанционного компьютерного тестирования. На выполнение тестирования каждой группе студентов отводится определенный день и время, а студенту выдается индивидуальный вариант тестов. Для доступа к личной странице на образовательном портале каждый студент имеет логин и пароль. Результат контрольного тестирования студент получает после завершения ответа на вопросы тестов в режиме реального времени. Преподаватель осуществляет контроль знаний студентов в режиме офлайн, с последующей фиксацией результатов тестовых заданий в индивидуальных и академическом журналах кафедры. С одной стороны, это дает возможность преподавателю оперативно получать информацию об усвоении студентами учебного материала, а с другой — позволяет корректировать теоретическое обучение.
С целью углубленного изучения учебного материала по анатомии и медицинской антропологии, расширения кругозора и научной эрудиции будущего специалиста, для освоения навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов на кафедре работает студенческий научный кружок. Исследовательскую работу студенты ведут под руководством сотрудников кафедры в виде проведения поисковых, фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях морфологии и медицины. С докладами по результатам исследований студенты выступают на заседаниях кружка, внутри- и межвузовских научных студенческих конференциях различного уровня, а кроме того, публикуются в научных сборниках и журналах.
Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2017. Vol. 13, № 2.
Научно-исследовательская работа способствует формированию у студентов общекультурных компетенций (освоение методологи научного поиска, приобретение исследовательского опыта, научного общения), а также выявлению талантливых студентов для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.
Ежегодно на кафедре с целью подведения итогов изучения отдельных модулей и дисциплины в целом проводятся межфакультетские брейн-ринги и морфологические олимпиады, которые повышают интерес и мотивацию студентов к освоению дисциплины, стимулируют их познавательную деятельность и улучшают качество профессиональной подготовки. Участие в процессе подготовки и проведения олимпиады, в обсуждении ее результатов содействует созданию образовательной среды, в которой максимально реализуется творческий потенциал обучающихся [8]. В рамках олимпиады затрагиваются гуманитарные аспекты медицины, ее взаимосвязь с другими сферами человеческой деятельности: литературой, музыкой, живописью и др., что необходимо для формирования у будущих специалистов целостной ориентации в окружающем мире, а также для грамотного восприятия культурных ценностей и полноценной социальной самореализации [9]. Победители интеллектуальных состязаний представляют Alma mater на олимпиадах межрегионального и международного уровня. Так, в мае 2016 г в городе Актобе (Республика Казахстан) состоялась III Международная морфологическая олимпиада среди студентов «Путешествие в страну Анатомию», где команда студентов Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского продемонстрировала высокий уровень знаний анатомии и заняла почетное второе место.
Проведение подобных интеллектуальных состязаний необходимо, так как они не только формируют у студентов интерес к дисциплине в рамках учебной программы, но и являются мотивацией к более углубленному ее изучению для последующего использования анатомических знаний при изучении дисциплин на старших курсах. Привлечение наиболее способных учащихся к организации и участию в брейн-рингах и морфологических олимпиадах создает благоприятные условия для воспитания и деятельности профессиональной и интеллектуальной элиты университета [8]. Интеллектуальные мероприятия помогают всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению навыков самостоятельной деятельности и работы в творческих коллективах.
Большое значение в освоении учебного материала отводится самостоятельной работе студентов. Сотрудниками кафедры для самостоятельной подготовки студентов разработаны и изданы учебно-методические пособия, в том числе для иностранных студентов на английском языке. Методические разработки содержат краткие сведения по всем модулям дисциплины, а также результаты научных исследований, внедренных в учебный процесс кафедры, и клинические ситуационные задачи. Кроме того, студенты имеют возможность ежедневно самостоятельно овладевать практическими навыками, используя анатомические сухие и влажные препараты, музейные экспонаты, современные анатомические муляжи.
Итогом изучения анатомии человека является сдача экзамена, который проводится в три этапа.
Первый этап: итоговое дистанционное компьютерное тестирование по всем разделам анатомии человека; второй этап: демонстрация практических навыков; третий этап (традиционный): собеседование по экзаменационному билету.
Таким образом, приоритетная задача кафедры анатомии человека СГМУ заключается в том, чтобы качественно и на современном уровне осуществлять подготовку студентов, используя классические и инновационные педагогические методы и компьютерные технологии, а также компетентностный подход к обучению.
Авторский вклад: написание статьи — О. Ю. Алешкина, Т. С. Бикбаева, Т. М. Загоровская; утверждение рукописи для публикации — И. О. Бугаева, О. Ю. Алешкина, Ю. В. Черненков.
References (Литература)
1. Aleshkina OYu, Logashova NB. Competence approach to the education of undergraduate students. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2014; 10 (3): 469-471. Russian (Алешкина О. Ю., Логашова Н. Б. Компетентностный подход в обучении студентов по программе бакалавриата. Саратовский научно-медицинский журнал 2014; 10 (3): 469-471).
2. Andriyanova EA, Aleshkina OYu, Porokh LI. Social Status Dynamics of Raising Professional Skills System of Paramedical Personnel (interview materials). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2012; 8 (1): 23-27. Russian (Андрияно-ва Е. А., Алешкина О. Ю., Порох Л. И. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью). Саратовский научно-медицинский журнал 2012; 8 (1): 23-27).
3. Bikbaeva TS, Aleshkina OYu, Vohidova ShSh. Science — human anatomy. Journal of scientific conferences 2016; 3-7 (7): 29-30. Russian (Бикбаева Т. С., Алешкина О. Ю., Вохи-дова Ш. Ш. Анатомия человека как наука. Вестник научных конференций 2016; 3-7 (7): 29-30).
4. Gayvoronskiy IV. Normal anatomy is a fundamental discipline in the system of medical education. Lectures for the cadets and students of faculties of doctors training. St. Petersburg, 1998; 32 p. Russian (Гайворонский И. В. Нормальная анатомия — фундаментальная дисциплина в системе медицинского образования. Лекции для курсантов и студентов факультетов подготовки врачей. СПб.: ВМедА, 1998; 32 с.).
5. Kochetkova TV, Chernenkov YuV, Bugaeva IO, Dorogoykin DL. The art of communication of a higher school lecturer. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2016; 12 (1): 82-86. Russian (Кочеткова Т. В., Черненков Ю. В., Бугаева И. О., До-рогойкин Д. Л. Речевое мастерство педагога высшей школы. Саратовский научно-медицинский журнал 2016; 12 (1): 82-86).
6. Goncharov NI, Speransky VS, Krayushkin AI, Dmitrienko SV. Guidelines on preparation and production of anatomical specimens. Nizhny Novgorod, 2002; 192 p. Russian (Гончаров Н. И., Сперанский В. С., Краюшкин А. И., Дмитриен-ко С. В. Руководство по препарированию и изготовлению анатомических препаратов. Н. Новгород, 2002; 192 с.).
7. Glybochko PV, Nikolenko VN. The Saratov anatomic school 100 years (1909-2009). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2009; 5 (3): 297-309. Russian (Глыбочко П. В., Николенко В. Н. Саратовской анатомической школе 100 лет (1909-2009). Саратовский научно-медицинский журнал 2009; 5 (3): 297-309).
8. Ponomareva EYu, Lobanova OS, Roshchina AA, Rebrov AP. Olympiad in Internal Medicine: the significance for professional training of students and residents. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2016; 12 (2): 210-212. Russian. (Пономарева Е. Ю., Лобанова О. С., Рощина А. А., Ребров А. П. Олимпиада по внутренним болезням: значение в профессиональной подготовке студентов и ординаторов. Саратовский научно-медицинский журнал 2016; 12 (2): 210-212).
9. Romantsov MG, Melnikova IYu. Problem-modular training in medical university with elements of constructive pedagogy. Medical Education and Professional Development 2014; 3 (17): 53-58. Russian (Романцов М. Г., Мельникова И. Ю. Проблемно-модульное обучение в медицинском вузе с элементами конструктивной педагогики. Медицинское образование и профессиональное развитие 2014; 3 (17): 53-58).