3. Приказ ФОМС от 14.11.2013г. №229 «Об утверждении Методических рекомендаций по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ) за счет средств системы обязательного медицинского страхования».
4. Приказ Минздрава РФ от 28.02.2011 N 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 1998)
5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2010 N 1240 н «Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь»
6. Приказ ФФОМС от 28 июня 2010 г. N 123 «О мониторинге перехода субъектов Российской Федерации на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=103240 (Дата обращения: 21.01.2013);
7. Сайт министерства здравоохранения Российской Федерации http://www.rosminzdrav.ru
8. Сайт Федерального Фонда ОМС Российской Федерации, http://www.ffoms.ru
9. Сайт Министерства здравоохранения Самарской области, http://www.samregion.ru/authorities/ ministry/ health min
10. Сайт территориального фонда ОМС Самарской области. http://www.samtfoms.ru
11. Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в Самарской области на 2014 год от 31.01.14.
12. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
Статья принята в печать 28 мая 2014 г.
Рецензент Минаев Ю.Л. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ».
УДК[61:378]:57 (045)
© 2014 В С. Софьин
О РОЛИ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Показана значимость фундаментальных знаний биологии для врача любой специальности. Курс общей биологии должен способствовать формированию у будущего врача отношение к каждому пациенту, как явлению уникальному, что предопределено его геномом, реализуемым в конкретных условиях окружающей среды. Представлены некоторые учебно-методические приемы преподавания курса биологии на кафедре медико-биологических дисциплин Саратовского медицинского института «РЕАВИЗ».
Ключевые слова: курс общей биологии, медицинское мировоззрение, дидактика преподавания общей биологии в медицинском вузе.
Главным объектом деятельности врача любой специальности является человек - биосоциальный вид. В результате развития общества человек стал менее зависим от внешней среды. Накопив в ходе своей биологической эволюции огромную изменчивость признаков, обеспечившую удивительную пластичность человека как вида, человечество в целом приобрело и груз наследственной патологии. На сегодня нет на Земле биологического вида, изученного столь подробно и тщательно как человек, но, по-прежнему, хранящему множество тайн и загадок.
Биосоциальная сущность Homo sapiens делает его особым явлением природы, венцом ее творения, но в то же время существом весьма противоречивым, способным совершать дейст-
вия, направленные как минимум на подрыв здоровья и как максимум - на уничтожение как себе подобных, так и самого себя.
Исходя из этого, становится понятной значимость фундаментальных знаний биологии для врача любой специальности. Не случайно великий русский патологоанатом И.В. Давыдовский писал, что медицина, взятая в плане теории, - это прежде всего, общая биология.
В системе высшего медицинского образования сугубо теоретическая биология, изучаемая в отрыве от клинических кафедр, от практической медицины, не будет способствовать формированию у будущего врача отношения к человеку, к каждому пациенту, как явлению уникальному, что предопределено его уникальным геномом, реализуемым в конкретных условиях окружающей среды. Старые медицинские истины: «нет одинаковых болезней, а потому нет одинаковых способов лечения» и «надо лечить больного, а не болезнь» в наш век, провозглашенный веком биологии и генетики, приобретают новое, обоснованное на молекулярном и клеточном уровне, значение.
Заветной мечтой всех фармакологов является найти такое лекарство, которое подобно стреле точно било бы в цель - болезнь, не нанося вреда всему организму. На сегодня можно сказать, что с приходом в практическую медицину методов генной инженерии, генодиагностики и генотерапии, эта мечта близка к воплощению в жизнь.
Кафедра медико-биологических дисциплин буквально с первых дней своего существования вносит медицинские аспекты в учебную программу преподавания биологии на первом курсе. Тематика научных и учебно-методических работ кафедры посвящена вопросам медицинской экологии, физиологии, биохимии, геронтологии, паразитологии, токсикологии, иммунологии, молекулярной и клинической генетике, влиянию факторов окружающей среды на микроэволюционные процессы в популяциях.
Кафедра активно использует последние достижения теоретической и практической медицины уже на первых курсах всех факультетов, показывая будущим врачам на конкретных примерах значимость знаний биологии человека и ее основных разделов - цитологии, генетики, медицинской экологии, антропогенеза, эволюции и онтогенеза.
На кафедре для активации учебно-познавательной деятельности студентов используются следующие приёмы:
1. Положительная мотивация в обучении - четкое определение цели и практической значимости изучаемого материала с учетом будущей медицинской специальности (врача общего профиля, стоматолога, фармацевта).
2. Введение элементов проблемного преподавания, а именно - решение биологических ситуационных задач с элементами медицинской тематики. Это позволяет с первого курса знакомить студентов с медицинской терминологией, давать некоторые основы клинической и лабораторной диагностики, то есть закладывать элементы медицинского мировоззрения и базовых клинических знаний.
3. Участие студентов в УИРС, в которой также широко представлена медицинская тематика о наследственной патологии, профилактике наследственных болезней, врожденных пороков развития, инвазий.
4. Участие студентов в студенческом научном обществе (СНО). Основными темами научных студенческих работ являются темы по молекулярной и клинической генетике, цитоге-нетике, медицинской экологии, паразитологии.
5. Создание мультимедийных вариантов лекций и звуковых фильмов по генетике, биологии развития и паразитологии.
6. Тестовый контроль исходного и конечного уровней знаний на текущих и итоговых практических занятиях.
7. Тестовый предэкзаменационный контроль с использованием компьютерных программ.
8. Использование наглядных средств обучения - макро- и микропрепаратов.
9. Координация в процессе преподавания ряда разделов биологии с клиническими кафедрами, направленная на внедрение в педагогический процесс клинической мотивации преподавания биологии.
Последний пункт надо отметить особо. Несомненно, что у студентов первого курса часто наблюдаются трудности в установлении внутрипредметных и межпредметных связей, в результате чего каждый раздел биологии и других дисциплин воспринимаются как обособленные. Решением этой существенной проблемы является профилизация и координация преподавания разделов биологии с другими теоретическими и клиническими кафедрами. Так, темы по уровням организации жизни, строению клетки эукариот, формам деления клеток, биологии развития координируются с аналогичными темами на кафедре гистологии. Актуальная тема генетических основ механизмов старения с кафедрой геронтологии и гериатрии, регуляция митотического цикла и временной организации клетки с кафедрой онкологии; закономерности наследования моногенных признаков (эритроцитарные антигены АВ0, ЯЬ, МКБ, гемофилия А, В) с кафедрой гематологии; хромосомные и геномные мутации, хромосомные болезни, методы диагностики хромосомных болезней с педиатрическими и терапевтическими кафедрами; полигенное наследование понятия о мультифакториальных болезнях, использование маркерных признаков для диагностики и профилактики МФБ с кафедрами нервных болезней, терапии, хирургии».
Большое внимание на кафедре медикобиологических дисциплин уделяется вопросам паразитологии. Цель преподавания этого раздела - научить студентов определять возбудителей паразитарных болезней (простейших и гельминтов), переносчиков трансмиссивных болезней (насекомых и клещей), познакомить с различными методами борьбы с паразитами человека. В связи с этим на кафедре в рамках освоения данного раздела студенты изучают морфологию широко распространенных возбудителей инвазий и переносчиков, особенности их жизненных циклов и экологии; усваивают основы профилактики паразитарных болезней.
Особое место в разделе «Паразитология» занимает раздел, посвященный природно-очаговым болезням человека. Студенты изучают механизмы передачи возбудителя переносчиками, сезонные особенности жизненных циклов паразитов и переносчиков, меры профилактики трансмиссивных природно-очаговых заболеваний.
Тематика лекции и практических занятий по паразитологии координируется и комплек-сируется с кафедрами инфекционных и паразитарных болезней и эпидемиологии, фармакологии, профессиональных болезней, педиатрии.
В результате у студентов формируется комплексное общебиологическое представление о паразитологии, что является базой для дальнейшего изучения этого раздела на специализированных клинических кафедрах.
Особое внимание на кафедре уделяется приемам повышения академической активности студентов стоматологического факультета. В тематику лекций и практических занятий включены вопросы о филогенезе челюстно-лицевого аппарата. Это имеет особое значение, так как патологии челюстно-лицевого аппарата входят в симптомокомплексы и синдромы многих наследственных болезней и врожденных пороков развития мультифакториальной и тератогенной природы.