Научная статья на тему 'О роли биологии в системе высшего медицинского образования'

О роли биологии в системе высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1649
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДИДАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / COURSE OF GENERAL BIOLOGY / MEDICAL WORLDVIEW / DIDACTICS OF TEACHING THE BIOLOGY IN A MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Софьин Василий Станиславович

Показана значимость фундаментальных знаний биологии для врача любой специальности. Курс общей биологии должен способствовать формированию у будущего врача отношения к каждому пациенту, как явлению уникальному, что предопределено его геномом, реализуемым в конкретных условиях окружающей среды. Представлены некоторые учебно-методические приемы преподавания курса биологии на кафедре медико-биологических дисциплин Саратовского медицинского института «РЕАВИЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Софьин Василий Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROLE OF BIOLOGY IN THE HIGHER MEDICAL EDUCATION

The article highlights the importance of basic knowledge in Biology for the physician of any specialty. The course of General Biology is intended to contribute in a future physician an individual attitude to each patient as a unique phenomenon predetermined by a genome and implemented in the specific environments. There are some educational methods of teaching the Biology at the Department of Medicobiologic sciences of Saratov Medical Institute “REAVIZ”.

Текст научной работы на тему «О роли биологии в системе высшего медицинского образования»

3. Приказ ФОМС от 14.11.2013г. №229 «Об утверждении Методических рекомендаций по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ) за счет средств системы обязательного медицинского страхования».

4. Приказ Минздрава РФ от 28.02.2011 N 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 1998)

5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2010 N 1240 н «Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь»

6. Приказ ФФОМС от 28 июня 2010 г. N 123 «О мониторинге перехода субъектов Российской Федерации на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=103240 (Дата обращения: 21.01.2013);

7. Сайт министерства здравоохранения Российской Федерации http://www.rosminzdrav.ru

8. Сайт Федерального Фонда ОМС Российской Федерации, http://www.ffoms.ru

9. Сайт Министерства здравоохранения Самарской области, http://www.samregion.ru/authorities/ ministry/ health min

10. Сайт территориального фонда ОМС Самарской области. http://www.samtfoms.ru

11. Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в Самарской области на 2014 год от 31.01.14.

12. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Статья принята в печать 28 мая 2014 г.

Рецензент Минаев Ю.Л. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ».

УДК[61:378]:57 (045)

© 2014 В С. Софьин

О РОЛИ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Показана значимость фундаментальных знаний биологии для врача любой специальности. Курс общей биологии должен способствовать формированию у будущего врача отношение к каждому пациенту, как явлению уникальному, что предопределено его геномом, реализуемым в конкретных условиях окружающей среды. Представлены некоторые учебно-методические приемы преподавания курса биологии на кафедре медико-биологических дисциплин Саратовского медицинского института «РЕАВИЗ».

Ключевые слова: курс общей биологии, медицинское мировоззрение, дидактика преподавания общей биологии в медицинском вузе.

Главным объектом деятельности врача любой специальности является человек - биосоциальный вид. В результате развития общества человек стал менее зависим от внешней среды. Накопив в ходе своей биологической эволюции огромную изменчивость признаков, обеспечившую удивительную пластичность человека как вида, человечество в целом приобрело и груз наследственной патологии. На сегодня нет на Земле биологического вида, изученного столь подробно и тщательно как человек, но, по-прежнему, хранящему множество тайн и загадок.

Биосоциальная сущность Homo sapiens делает его особым явлением природы, венцом ее творения, но в то же время существом весьма противоречивым, способным совершать дейст-

вия, направленные как минимум на подрыв здоровья и как максимум - на уничтожение как себе подобных, так и самого себя.

Исходя из этого, становится понятной значимость фундаментальных знаний биологии для врача любой специальности. Не случайно великий русский патологоанатом И.В. Давыдовский писал, что медицина, взятая в плане теории, - это прежде всего, общая биология.

В системе высшего медицинского образования сугубо теоретическая биология, изучаемая в отрыве от клинических кафедр, от практической медицины, не будет способствовать формированию у будущего врача отношения к человеку, к каждому пациенту, как явлению уникальному, что предопределено его уникальным геномом, реализуемым в конкретных условиях окружающей среды. Старые медицинские истины: «нет одинаковых болезней, а потому нет одинаковых способов лечения» и «надо лечить больного, а не болезнь» в наш век, провозглашенный веком биологии и генетики, приобретают новое, обоснованное на молекулярном и клеточном уровне, значение.

Заветной мечтой всех фармакологов является найти такое лекарство, которое подобно стреле точно било бы в цель - болезнь, не нанося вреда всему организму. На сегодня можно сказать, что с приходом в практическую медицину методов генной инженерии, генодиагностики и генотерапии, эта мечта близка к воплощению в жизнь.

Кафедра медико-биологических дисциплин буквально с первых дней своего существования вносит медицинские аспекты в учебную программу преподавания биологии на первом курсе. Тематика научных и учебно-методических работ кафедры посвящена вопросам медицинской экологии, физиологии, биохимии, геронтологии, паразитологии, токсикологии, иммунологии, молекулярной и клинической генетике, влиянию факторов окружающей среды на микроэволюционные процессы в популяциях.

Кафедра активно использует последние достижения теоретической и практической медицины уже на первых курсах всех факультетов, показывая будущим врачам на конкретных примерах значимость знаний биологии человека и ее основных разделов - цитологии, генетики, медицинской экологии, антропогенеза, эволюции и онтогенеза.

На кафедре для активации учебно-познавательной деятельности студентов используются следующие приёмы:

1. Положительная мотивация в обучении - четкое определение цели и практической значимости изучаемого материала с учетом будущей медицинской специальности (врача общего профиля, стоматолога, фармацевта).

2. Введение элементов проблемного преподавания, а именно - решение биологических ситуационных задач с элементами медицинской тематики. Это позволяет с первого курса знакомить студентов с медицинской терминологией, давать некоторые основы клинической и лабораторной диагностики, то есть закладывать элементы медицинского мировоззрения и базовых клинических знаний.

3. Участие студентов в УИРС, в которой также широко представлена медицинская тематика о наследственной патологии, профилактике наследственных болезней, врожденных пороков развития, инвазий.

4. Участие студентов в студенческом научном обществе (СНО). Основными темами научных студенческих работ являются темы по молекулярной и клинической генетике, цитоге-нетике, медицинской экологии, паразитологии.

5. Создание мультимедийных вариантов лекций и звуковых фильмов по генетике, биологии развития и паразитологии.

6. Тестовый контроль исходного и конечного уровней знаний на текущих и итоговых практических занятиях.

7. Тестовый предэкзаменационный контроль с использованием компьютерных программ.

8. Использование наглядных средств обучения - макро- и микропрепаратов.

9. Координация в процессе преподавания ряда разделов биологии с клиническими кафедрами, направленная на внедрение в педагогический процесс клинической мотивации преподавания биологии.

Последний пункт надо отметить особо. Несомненно, что у студентов первого курса часто наблюдаются трудности в установлении внутрипредметных и межпредметных связей, в результате чего каждый раздел биологии и других дисциплин воспринимаются как обособленные. Решением этой существенной проблемы является профилизация и координация преподавания разделов биологии с другими теоретическими и клиническими кафедрами. Так, темы по уровням организации жизни, строению клетки эукариот, формам деления клеток, биологии развития координируются с аналогичными темами на кафедре гистологии. Актуальная тема генетических основ механизмов старения с кафедрой геронтологии и гериатрии, регуляция митотического цикла и временной организации клетки с кафедрой онкологии; закономерности наследования моногенных признаков (эритроцитарные антигены АВ0, ЯЬ, МКБ, гемофилия А, В) с кафедрой гематологии; хромосомные и геномные мутации, хромосомные болезни, методы диагностики хромосомных болезней с педиатрическими и терапевтическими кафедрами; полигенное наследование понятия о мультифакториальных болезнях, использование маркерных признаков для диагностики и профилактики МФБ с кафедрами нервных болезней, терапии, хирургии».

Большое внимание на кафедре медикобиологических дисциплин уделяется вопросам паразитологии. Цель преподавания этого раздела - научить студентов определять возбудителей паразитарных болезней (простейших и гельминтов), переносчиков трансмиссивных болезней (насекомых и клещей), познакомить с различными методами борьбы с паразитами человека. В связи с этим на кафедре в рамках освоения данного раздела студенты изучают морфологию широко распространенных возбудителей инвазий и переносчиков, особенности их жизненных циклов и экологии; усваивают основы профилактики паразитарных болезней.

Особое место в разделе «Паразитология» занимает раздел, посвященный природно-очаговым болезням человека. Студенты изучают механизмы передачи возбудителя переносчиками, сезонные особенности жизненных циклов паразитов и переносчиков, меры профилактики трансмиссивных природно-очаговых заболеваний.

Тематика лекции и практических занятий по паразитологии координируется и комплек-сируется с кафедрами инфекционных и паразитарных болезней и эпидемиологии, фармакологии, профессиональных болезней, педиатрии.

В результате у студентов формируется комплексное общебиологическое представление о паразитологии, что является базой для дальнейшего изучения этого раздела на специализированных клинических кафедрах.

Особое внимание на кафедре уделяется приемам повышения академической активности студентов стоматологического факультета. В тематику лекций и практических занятий включены вопросы о филогенезе челюстно-лицевого аппарата. Это имеет особое значение, так как патологии челюстно-лицевого аппарата входят в симптомокомплексы и синдромы многих наследственных болезней и врожденных пороков развития мультифакториальной и тератогенной природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.