ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ КРУПНЫХ ПОЛУПЕРИФЕРИЙНЫХ СТРАН
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье приведены результаты исследования особенностей модернизации крупных полупериферийных стран (Китай, Индия, Бразилия) в условиях глобализации. Специфика модерниза-ционных процессов указанных стран схожа со спецификой модернизации России, как в части исторических, политических, социальных, так и экономических аспектов. Изученный опыт модернизации крупных полупериферийных стран может сформировать источник систематизированных знаний для определения будущей модели модернизации экономики России с учетом принципов концепции миро-сиситемного анализа.
Ключевые слова. Модернизация, миросистемный анализ, периферия, переходная экономика, глобализация, транснациональные акторы.
Makareykina M.R.
MODERNIZATION PROCESSES IN GREAT SEMI-PERIPHERY COUNTRIES
WITHIN THE GLOBALIZATION
Abstract. The article represents analytical review of modernization processes in great semi-periphery countries within the globalization, including China, India, Brasil. Specific of modernization processes of the countries is similar to Russia modernization. It is concerns to historical, economic, social, political aspects. That is why analysis of the experience can create systematical knowledge base for future model of Russian economy modernization within to principals of world-systems analysis.
Keywords. Modernization, world-systems analysis, periphery, transition economy, globalization, transnational actors.
В современной политико-экономической литературе достаточно много исследований посвящено тем или иным аспектам модернизации переходных политических систем. Опыт Бразилии, Китая и Индии сегодня рассматривается как возможный пример для подражания в России. В этой связи актуальным является проведение исследования по его изучению и обобщению.
В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 1990-х годов бывшие социалистические страны, а также другие страны полупериферии активно взаимодействовали с МВФ. Политика и рекомендации МВФ в отношении крупных стран полупериферии (Китай, Россия, Индия, Бразилия) неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий, в конечном итоге, были направлены не на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а на привязывание её к международным финансовым потокам.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования опре-
ГРНТИ 06.51.01 © Макарейкина М.Р., 2016
Маргарита Романовна Макарейкина - стажер кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 921 900 1206. E-mail: makareykinamar@gmail.com.
деляется их долей в капитале МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают США -17,78%. С 2006 года доля Китая в квотах выросла в 2 раза, Индии, Бразилии - в полтора. Доля России -падает [3, с. 36]. Этим определяются возможности влияния рассматриваемых стран на решения Фонда. В таблице 1 кратко охарактеризовано отношение рассматриваемых полупериферийных стран к рекомендациям МВФ периода 90-х годов XX в.
Таблица 1
Отношение полупериферийных стран к рекомендациям МВФ
Страна Отношение к реформам МВФ Комментарий
Россия Полная поддержка реформ В 1990-е годы МВФ помогал провести трансформацию экономик стран Восточной Европы. В СССР предложенные реформы МВФ были поддержаны и полностью реализованы конкретными исполнителями реформ в лице первых лиц правительства страны того времени. Россия вступила в МВФ в 1992 г. Финансирование России было приостановлено Фондом в 1999 г., а уже к началу 2005 г. наша страна досрочно расплатилась с долгом МВФ. Таким образом, есть два субъекта «курса реформ»: заказчик - руководители США, «семерки», которые инициировали «курс реформ»; исполнитель - руководство СССР, согласившееся его исполнить и принять помощь Запада по установленным критериям
Китай Отказ от реформ В 1997-1998 гг. Фонд получил так называемую «китайскую подножку». КНР держала фиксированный курс юаня, проводила вполне самостоятельную денежно-кредитную политику, но не допускала ни малейшей либерализации движения капиталов. То есть Китай не сделал то, что сделали Малайзия, Южная Корея, Тайвань, Индонезия и т.д., не последовал курсу реформ МВФ
Индия Вынужденная частичная поддержка Стержнем экономического курса индийского правительства в 1990-е годы стала попытка совместить валютно-финансовую стабилизацию с оздоровлением и дальнейшей либерализацией экономики. Однако это потребовало крупных вливаний финансовых ресурсов извне, что во многом поставило экономическую политику страны в зависимость от рекомендаций МВФ как главного потенциального кредитора
Рассматриваемые страны полупериферии (Индия, Китай, Бразилия) в качестве теоретического ресурса для собственных концепций модернизации используют не только западные идеи и подходы. Они широко опираются на местные традиции, богатую культуру, особенности менталитета и трудовую этику, которая складывалась в этих регионах не одно тысячелетие. Сутью модернизации рассматриваемых стран является решение собственных проблем собственными методами. Все это придает модернизации особое, локальное своеобразие, что, в конечном итоге, разительно отличает развитие Индии, Китая или Бразилии от России. В частности, целями модернизации в исследуемых странах полупериферии являлись: выведение страны на постиндустриальный уровень развития технологий, общественных институтов, политической организации вне зависимости от того, какое экономическое прошлое имела страна, вставшая на путь переходной модернизации (социалистическое, как Китай и СССР, или капиталистическое, как Индия и Бразилия). Эти цели актуальны для стран периферии/полупериферии и должны достигаться, чтобы интеграция в мировое сообщество проходила с учетом их национальных интересов.
В целом Китай, Бразилия и Индия значительно улучшили свои фундаментальные показатели конкурентоспособности, особенно в части темпов экономического роста, что является важным фактором привлечения корпоративных инвестиций в экономик этих стран. В таблице 2 представлен сводный анализ основных аспектов модернизационных процессов в условиях глобализации по исследуемым странам БРИК (Индии, Китае, Бразилии). Отметим, что в целом в исследуемых странах наблюдался рост ВВП в 2012 г. по сравнению с 1988 г. Стоит лишь подробнее оценить степень роста исследуемых макроэкономических показателей. В частности, в Китае рост наблюдался примерно в 9 раз, в Индии -в 5 раз, в Бразилии - почти в 2 раза. Наиболее существенный рост ВВП зафиксирован в Китае.
Таблица 2
Сводный анализ модернизации экономики переходного периода в Индии, Китае и Бразилии
Китай Индия Бразилия
Руководители Дэн Сяопин, Мао Цзе Дун Д. Неру, И. Ганди Ф.Э. Кардозу, Л.И. Лула да Силва
Субъекты Государство, национальный бизнес, иностранные инвесторы
Специфика процессов модернизации Постепенное реформирование («градуализм») с главенствующей ролью государства (эволюционный переход к рынку). Модернизация проходила на основе собственной идентичности, адаптационное использование Западного опыта и прямого привлечения инвестиций в экономику Демократическая модернизация. Постепенный отказ от госрегулирования экономики при сохранении планирования в стратегических отраслях. Либерализация импорта, дерегулирование промышленного производства, развитие экспортно ориентированной индустрии, сокращение расходов в госсекторе, снижение налогов и т. д. Роль государства ограничена и является контролирующей и регулирующей. Тем не менее, государство оказывает влияние на деятельность крупнейших бразильских корпораций. Внешняя торговля либерализирована.
Угрозы модернизации Преимущественно экспортная ориентация и зависимость от внешних рынков. Технологическое отставание от Западных стран. Диспропорция в экономическом развитии восточных (приморских) и центральных китайских провинций Значительная бюрократичность системы госуправления. Кастовая дифференциация общества. Рост населения и безработица. Зависимость от мировой конъюнктуры на дистанционные услуги. Слабое развитие транспортной инфраструктуры. Отставание от Западных стран в высоких технологиях. Бедность и неравенство в распределении доходов Отсталость с точки зрения образования населения. Коррупция и высокий уровень преступности. Раздутый бюрократический аппарат, который существенно влияет на расходование средств госбюджета. Бедность и неравенство в распределении доходов
Схожесть с Россией Социалистическое прошлое. Уровень технологий в базовых отраслях промышленности. Контроль государства за финансовыми институтами. Критический разрыв между богатыми и бедными Критический разрыв между богатыми и бедными Сырьевой фактор. Критический разрыв между богатыми и бедными
Отличия от России В дореформенный период являлся аграрно-индустриальной страной с низким уровнем дохода на душу населения (Россия - индустриальная страна). Более привлекательный рынок для иностранного инвестирования. Банковская система как проводник и инструмент государственной стратегии Присутствие государственного звена в координации экономической политики. Направленность экспортно ориентированных отраслей промышленности (текстиль, ювелирные изделия, инженерные продукты и программное обеспечение). Аутсорсинг персонала для ТНК. Протекание индустриализации на рыночной основе (в России - на нерыночной основе) Успешно проведенная индустриализация и переход к развитию обрабатывающей промышленности. Хорошо развитый внутренний рынок при наличии экспортной компоненты. Протекание индустриализации на рыночной основе (в России -на нерыночной). Развитие в переходный период движений левого толка (в России -господство либерализма)
Результаты Одна из самых быстрорастущих экономик мира, с перспективами выхода на лидирующие позиции. Проблемой является неуклонный рост населения Несмотря на успешные шаги в модернизации, Индия остается страной с государственным планированием и забюрократизированным аппаратом Страна, эффективно интегрированная в мировое пространство, с социально-ориентированной модерни-зационной стратегией
Также стоит отметить, что, несмотря на схожесть темпов роста ВВП Бразилии с Россией и незначительную разницу в количестве населения, в России процесс привлечения иностранных инвестиций вряд ли может стать в ближайшее время эффективным и успешным. Это связано с инвестиционными рисками иностранных и национальных инвесторов в нашей стране, а также условиями инвестирования и динамики развития национального бизнеса. Рост ВВП на душу населения за период с 1988 г. по 2012 г. по рассматриваемым странам имел динамику, аналогичную ВВП, несмотря на то, что в Индии, Китае и Бразилии наблюдался рост населения. Тем не менее, динамика роста населения была существенно ниже динамики роста ВВП в целом. Так, в Китае за рассматриваемый период ВВП на душу населения вырос в 7,5 раз, в Индии - почти в 3 раза, в Бразилии - в 1,3 раза.
Важная проблема российской модернизации состоит в том, что Россия существенно отстает от всех стран БРИК с точки зрения, прежде всего, эффективных институтов стратегического планирования, центрального государственного управления, эффективности межведомственной координации и в осуществлении исполнительной власти. Стоит также отметить общие черты для Бразилии, Индии и Китая, которые заключаются в существовании собственных региональных, национальных концепций и моделей развития, несмотря на различное политико-экономическое прошлое. Их создание требовало усилий национальных интеллектуальных сил, доступа последних к принятию политических решений, а не простых теоретических заимствований, близких менталитету власти.
Опыт стран бывшего социалистического блока стран Восточной Европы также полезен для разработки модели модернизации России. Страны Восточной Европы, в отличие от стран группы БРИК, следуют модели преобразований, навязанной в период перехода к рыночным экономическим отношениям Международным валютным фондом. Глубокие и масштабные связи с Европой, а также более подходящий для трансформации менталитет позволили обеспечить привлекательный режим для иностранных инвестиций, стабилизацию постиндустриальных тенденций в обществе, повысить долю обрабатывающих отраслей промышленности.
В сравнении с Европейским Союзом (прежде всего, странами центра миросистемы) можно сделать вывод об отсутствии у стран группы БРИК (стран полупериферии миросистемы) существенных преимуществ с точки зрения их экономического развития. Фактически, имеющиеся у них показатели стабильности и сравнительно высокие темпы роста национальных экономик достигаются, по большей части, благодаря существенному ограничению расходов на социальную сферу. По существу, ЕС и БРИК демонстрируют две разных модели экономического развития, первая из которых предусматривает достижение результатов за счет применения технологий, а вторая - эксплуатации рабочей силы и природных ресурсов.
Таким образом, в новом мире важным для модернизационных процессов является уже даже не сам факт и отдельные черты преобразований, а процесс поиска эффективных путей модернизации, а также избегание риска вступления на путь «модернизации по инерции» [1, с. 100]. В данном случае предполагается, что сам по себе инерционный характер модернизации (следование за странами-первопроходцами по инерции), прежде всего, имеет отношение к странам 2-ого эшелона модернизации, в том числе и к России. Страны со смешанной экономикой и развивающиеся страны двигаются по модернизационной траектории «по инерции» за странами центра и маловероятно, что они когда-то смогут преодолеть свое первоначальное положение и войти в состав первопроходцев модернизации (стран 1-ого эшелона).
Анализ опыта крупных стран полупериферии миросистемы с целью разработки модели модернизации России позволил нам сделать ряд выводов в отношении модернизации в России:
1. Китайский опыт целесообразен к рассмотрению для реформирования экономики России, учитывая, что эта страна, как и Россия, прошла социалистический путь развития. Однако, сумела достигнуть значительных успехов и к сегодняшнему дню стала претендовать на место следующего гегемона миросистемы (средние темпы роста ВВП Китая за последнее десятилетие XX в. составили около 10% [4], в результате, по паритету покупательной способности китайский ВВП стал крупнейшим в мире). Китайское «экономическое чудо» произошло на базе соединения концепции рыночного социализма с экспортно-ориентированной моделью ускоренного развития, ранее применяемой капиталистическими странами. В частности, важным моментом явилось то, что движущей силой модернизации в обществе стало государство и широкий класс предпринимателей. Модернизация была распропагандирована как национальная идея при поддержке государства.
2. Что касается индийской экономики, то она развивалась под действием капиталистических установок, а главным механизмом разработки стратегии модернизации Индии выступило социально-экономическое планирование, которое Индия заимствовала у СССР (средние темпы роста ВВП Индии за последнее десятилетие XX в. составили около 8%; страна занимает десятое место в рейтинге стран по ВВП на 2012 г.) [4]. Полезным также является индийский опыт создания внутреннего инновационного рынка, обеспечение притока иностранных инвестиций в нуждающиеся отрасли при сохранении контроля государства за стратегически важными направлениями.
3. Изучая процессы модернизации Бразилии - страны, чрезвычайно похожей на Россию с точки зрения относительно сырьевой структуры экспорта, количества населения, территориального положения и ряда других макропоказателей - необходимо отметить, что Бразилия выбрала собственную стратегию социально-ориентированного инновационного развития и модернизации. В Бразилии, аналогично Китаю и Индии, преобладало постепенное проведение реформ под контролем государства, в том числе развитие внутреннего рынка, проведение секторальной поддержки отраслей промышленности и отдельных нуждающихся регионов, финансирование научного сектора, привлечение иностранных инвесторов с учетом разумной доли государственного контроля (средние темпы роста ВВП Бразилии за последнее десятилетие XX в. составили около 10%, она занимает седьмое место в рейтинге стран по ВВП за 2012 год) [4].
Сегодня речь идет о качественно новом этапе развития нашей страны - выборе модели дальнейшей модернизации экономики, гражданского общества и государства. Модернизационный путь развития России на основе избранных приоритетов сегодня рассматривается как одно из важнейших направлений национальной политики. Успешно проведенная модернизация должна привести, в конечном итоге, к фазе хозяйственного подъема и к созданию подлинно современной инновационной экономики, к расширенному предложению конкурентоспособных товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. В результате от привычной модели роста, где движущей силой остается экспортно-сырьевой сегмент, страна должна поэтапно перейти к другой - инновационной - модели экономического развития, основанной на знаниях и квалифицированном труде [2, с. 20].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бразилия и Россия: различные траектории развития // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 10. С. 92-104.
2. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в Х1Х-ХХ вв. СПб.: Наука, 1998.
3. Андронова И.В. Международный валютный фонд: вчера, сегодня, завтра // Вестн. междунар. орг.: образование, наука, новая экономика. 2007. № 6. С. 34-53.
4. The World Bank: World Development Indicators, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?page=5 (дата обращения 05.12.2014).