Научная статья на тему 'Опыт изучения прямых иностранных инвестиций в Армении'

Опыт изучения прямых иностранных инвестиций в Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1221
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ С НУЛЯ / ARMENIA / FOREIGN DIRECT INVESTMENT (FDI) / ECONOMIC GROWTH / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волгина Н. А., Саркисян Р. А.

В статье ставится задача систематизировать взгляды ученых Армении на особенности притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну и их роль в национальной экономике. На основе анализа публикаций ряда ведущих армянских экономистов по вопросу ПИИ авторы статьи приходят к выводу, что данные исследования находятся в русле современных концепций ПИИ, хотя в некоторых случаях носят марксистский отпечаток. Так, подчеркивается положительная корреляция между притоками ПИИ в национальную экономику и ее устойчивым развитием в долгосрочном периоде; вместе с тем отмечается, что в Армении, как и в ряде других развивающихся стран, ПИИ не являются ключевым фактором экономического роста. В статье выделяются факторы привлечения ПИИ в Армению, которые, по мнению армянских экономистов, являются определяющими, в частности наличие стратегических активов в некоторых отраслях промышленности (которые зарубежные инвесторы рассматривают как “brownfield investment”), дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила, мощная зарубежная армянская диаспора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN ARMENIA: ARMENIAN ECONOMISTS’ RESEARCH

The article aims to systemize views of different Armenian scholars on features of Foreign Direct Investments (FDI) in Armenia and their role in national economy. Based on analysis of various publications about FDIs in Armenia, the authors conclude that mainly they are within mainstream of modern FDI concepts. Although, there are signs of Marxist ideology in some of the publications. As a result, authors found positive correlation between FDI flows to the country and sustainable development in long-term perspective. Although, the scholars state that flow of FDIs in Armenia and other developing countries is not a key factor of economic growth. The article emphasizes some factors for attraction of FDIs to Armenia. Some of the factors are considered to be crucial by the scholars. Particularly, they mention strategic assets in industry (brownfield investments), non-expensive and high-qualified employees and widespread Armenian diaspora.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения прямых иностранных инвестиций в Армении»

ЭКОНОМИКА РОССИИ И СТРАН СНГ

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В АРМЕНИИ

Н.А. Волгина, Р.А. Саркисян

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье ставится задача систематизировать взгляды ученых Армении на особенности притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну и их роль в национальной экономике. На основе анализа публикаций ряда ведущих армянских экономистов по вопросу ПИИ авторы статьи приходят к выводу, что данные исследования находятся в русле современных концепций ПИИ, хотя в некоторых случаях носят марксистский отпечаток. Так, подчеркивается положительная корреляция между притоками ПИИ в национальную экономику и ее устойчивым развитием в долгосрочном периоде; вместе с тем отмечается, что в Армении, как и в ряде других развивающихся стран, ПИИ не являются ключевым фактором экономического роста. В статье выделяются факторы привлечения ПИИ в Армению, которые, по мнению армянских экономистов, являются определяющими, в частности наличие стратегических активов в некоторых отраслях промышленности (которые зарубежные инвесторы рассматривают как "brownfield investment"), дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила, мощная зарубежная армянская диаспора.

Ключевые слова: Армения, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), экономический рост, инвестиционная политика, инвестиции с нуля

Определяющая роль ПИИ в поддержании стабильного роста и устойчивого развития национальной экономики не подлежит сомнению. Республика Армения не является исключением: после провозглашения независимости в качестве приоритетного направления развития была признана модернизация экономики, где в условиях нехватки внутренних инвестиций на повестку дня была поставлена задача привлечения ПИИ. Это предопределило появление в Армении теоретических исследований по различным аспектам прямых инвестиций, включая различного рода микро- и макроэкономические эффекты. Целью данной статьи является рассмотрение важнейших публикаций армянских исследователей по вопросу ПИИ.

ПИИ в контексте экономического развития принимающих стран: позиции армянских экономистов

Если предпринять попытку расположить проблемы, связанные с иностранными инвестициями, по степени их значимости, то в Армении приоритетным будет вопрос, связанный с анализом ПИИ как фактором внешнеэкономических связей в связи с производственными ресурсами армянской экономики. Здесь уместно было бы привести мнение Т. Торосяна, высказанное им еще в 1989 г., согласно которому «при установлении связей с иностранными организациями необходимо учитывать особенности нашей республики: специфику природных ресурсов, наличествующие типы сырья и материалов, национальные особенности; национальную, гендерную и возрастную структуру и кадровый состав, те сферы деятельности, в которых можно обеспечить максимальную эффективность и пр.» [1. ^ 269]. Отсюда следует, что притоки иностранных инвестиций следует рассматривать с позиций их соответствия основным направлениям развития армянской экономики, а также наличия факторов производства, которые могли бы способствовать адаптации зарубежных капитальных ресурсов к имеющимся отраслям промышленности.

Необходимо также принять во внимание позицию таких армянских экономистов, как А. Маркосян и Г. Ахвердян относительно нынешнего состояния иностранных инвестиций: «за последние годы в Армении наблюдается определенный рост, однако объем ПИИ был сравнительно невелик. И все-таки прямые иностранные инвестиции остаются пока малоизученным, но важным источником стабильного развития» [2. ^ 14]. Те же авторы указывают на специфику ПИИ в Армении: «Международный опыт свидетельствует, что, как правило, увеличение объема ПИИ стимулирует экономический рост, однако в Армении, как и в некоторых развивающихся странах, описанная тенденция не действует, и ПИИ по сей день не являлись основным фактором экономического роста Армении» [2. С 16]. Можно отметить, что косвенно подчеркивается не только неудовлетворительный уровень создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, но и слабая изученность взаимосвязи ПИИ с экономическим ростом и экономическим развития в специфических условиях Республики Армении. В этой связи данная работа носит актуальный характер, поскольку ставит своей задачей систематизировать взгляды ученых Армении на особенности (настоящие и будущие) притока ПИИ в страну и их роль в национальной экономике.

В частности, достойна внимания точка зрения С. Маркосяна: «Влияние прямых иностранных инвестиций на экономический рост принимающих стран является одним из самых спорных вопросов. Согласно гипотезе так называемой теории модернизации, ПИИ стимулируют экономический рост, обеспечивая внешний капитал и распространяя его эффективность на всю экономику. Вопреки гипотезе теории модернизации, гипотеза теории зависимости, принимая возможное краткосрочное положительное влияние на потока ПИИ на экономический рост, утверждает, что долгосрочное влияние ПИИ на процесс экономического роста носит отрицательный характер» [3. С 127]. На наш взгляд, эта оценка ПИИ весьма примечательна, поскольку фактически она ставит под вопрос

целесообразность привлечения в страну иностранных инвестиций в долгосрочной перспективе, необходимых для обеспечения темпов экономического роста, поскольку через определенное время инвестиции начинают оказывать обратное корреляционное воздействие в рамках зависимости темпов роста от объемов ПИИ. С. Маркосян объясняет данное явление следующим образом: «В долгосрочном смысле произвольное увеличение объемов ПИИ открывает широкие возможности для увеличения объемов инвестиций и потребления, обеспечивая таким образом прямой и непосредственный экономический рост. Однако когда происходит накопление ПИИ и иностранные программы реализуются, то в остальных секторах экономики возникает обратное явление, подавляющее экономический рост» [3. С. 14]. В заключение автор резюмирует: иностранные инвестиции оказывают положительное влияние на экономический рост, однако для предотвращения отрицательных влияний необходимо проведение стабильной государственной инвестиционной политики, направленной на привлечение ПИИ в национальную экономику на постоянной основе. Мы полностью разделяем данную точку зрения.

Необходимо подчеркнуть, что понимание армянскими экономистами таких теоретических понятий, как «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «иностранные инвестиции», находится в полном соответствии с общепринятыми трактовками данных понятий. В частности, в коллективной работе «Макроэкономическое регулирование» отмечается, что «финансовая стабильность страны связана с увеличением объема инвестиций. Очевидно, что невозможно обеспечить экономический рост и благосостояние населения, не инвестируя в реальный сектор экономики» [4. С. 343]. Когда же речь заходит об иностранных инвестициях, то находим: «Одним из источников роста национальной экономики являются иностранные инвестиции. Они увеличивают производственный потенциал страны. Несмотря на то, что часть прибыли, созданной этим капиталом, выводится из страны, он же способствует повышению производительности деятельности. Кроме того, развивающимся странам предоставляется возможность усвоить новые технологии, разработанные и применяемые в развитых странах» [4. С. 344]. Такая позиция армянских экономистов свидетельствует о том, что их исследования находятся в русле общемировых трендов и не претендуют (что хорошо!) на местную «провинциальную» (что плохо!) специфику.

Нельзя не отметить, что некоторые работы армянских экономистов несут на себе отпечаток марксистского подхода к пониманию международной мобильности капитала. Так, в коллективной работе таких авторов, как А. Маркосян, Д. Ахвердян и Г. Назарян, подчеркивается тезис, согласно которому «капитал, как и рабочая сила, способен передвигаться из страны в страну. Причем в сравнении с рабочей силой капиталу присущ более высокий уровень международной мобильности, что объясняется тем, что международное движение капитала является финансовой функцией, а не передвижением людей из одной страны в другую» [5. С. 156]. Затем приводится основная причина мобильности капитала: «международные потоки капитала стремятся туда, где реализация инвестиционных проектов обеспечивает максимальную отдачу» [5. С. 159].

В целом, такая позиция не противоречит современному пониманию причин международного движения капитала. Более того, признание классических причин перемещения капитала неизбежно приводит к признанию существенной, а в некоторых случаях и основополагающей роли национального государства в стимулировании притоков иностранного государства в различные отрасли экономики. Следует также признать, что без проведения соответствующей инвестиционной политики трудно рассчитывать на стабильные и долгосрочные притоки иностранного капитала, которые могли бы на долгосрочной основе стимулировать и поддерживать экономический рост.

Стимулирование притока ПИИ в Армению: позиции армянских экономистов

С.Г. Ованнисян выдвигает следующий тезис: «Армения, будучи маленьким рынком и страной небогатых ресурсов, представляет интерес в основном для ПИИ, которые направлены на эффективность приобретение стратегических активов. Об этом свидетельствуют также данные о ПИИ в Армении, основная часть которых была направлена на приобретение активов, созданных способом приватизации ("Арментел", "Ереванский коньячный завод", "Арменал", "Шогакн" и т.д.)» [6. C. 15]. На наш взгляд, приведенный список предприятий может быть пополнен примерами предприятий энергетической системы и горнодобывающей отрасли. Это послужит подтверждением вывода, который делает автор, о том, что Армения представляет интерес с точки зрения покупки уже существующих активов (так называемые brownfield investment), в то время как инвестиции с нуля для создания новых перспективных производств (так называемые greenfield investment) не представляют особого интереса для прямых иностранных инвесторов, которые рассматривают Армения в качестве непосредственного объекта приложения своего капитала. Осознание этого факта немаловажно, на наш взгляд, для выработки основополагающих принципов эффективной инвестиционной политики страны.

Также заслуживают внимания замечание С.Г. Ованнисяна по поводу недостатков и преимуществ инвестиционного климата Армении. В качестве недостатков упоминаются «военно-политическая нестабильность и неблагоприятные транспортные условия в закавказском регионе, из-за чего возникают серьезные препятствия для инвестиционных программ, осуществляемых, в частности, в сфере экспорта» [6. C. 16]. Вместе с тем автор подчеркивает и положительные особенности инвестиционного климата в Армении: «Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что в Армении есть ряд преимуществ, способствующих привлечению ПИИ. Прежде всего следует упомянуть как многочисленную и экономически мощную диаспору, затем качественную и дешевую рабочую силу, обладающую научно-техническим потенциалом, и промышленные мощности — наследство советской эпохи» [6. C. 19]. Мы разделяем данную точку зрения С.Г. Ованнисяна относительно того, что многочисленная и экономически мощная зарубежная армянская диаспора является важным преимуществом инвестиционного климата в Армении. Однако хотелось бы подчеркнуть, что существует

ряд причин, вследствие которых экономические возможности диаспоры еще в недостаточной мере используются в обеспечении экономического развития страны.

Р. Миракян наряду с другими армянскими исследователями прямых иностранных инвестиций обращает внимание на то обстоятельство, что «стимулом привлечения ПИИ является низкая зарплата местной рабочей силы. Отметим также, что низкая заработная плата может быть также следствием низкой производительности, что отрицательно сказывается на привлечении ПИИ» [7. С. 19]. Необходимо подчеркнуть, что если указанные выше предыдущие авторы приводили только низкий уровень оплаты труда, то Р. Миракян подчеркивает также влияние низкого уровня производительности труда на привлечение инвестиций. С данным тезисом трудно не согласиться.

Р. Миракян предлагает практические подходы к вопросу о региональном аспекте привлечения ПИИ в Армению: «Необходимо законодательно закрепить регионы и отрасли, считающиеся приоритетными для инвестиционных программ. Это должны быть те регионы и отрасли, при осуществлении инвестиций в которые в установленных объемах в годовом разрезе будут предоставлены налоговые и иные льготы» [7. С. 22]. Мы разделяем озабоченность автора в отношении того, что существует несоразмерность в объемах инвестиций между Ереваном и мар-зами (регионами) республики. Однако, на наш взгляд, надеяться на то, что законодательное предоставление налоговых и прочих льгот способно полностью исправить ситуацию, по крайней мере необоснованно. В устранении несбалансированности в региональном распределений притоков иностранных инвестиций ключевую роль призвана сыграть продуманная экономическая политика, которая позволила бы устранить или по крайней мере смягчить ощутимые социально-экономические различия в социально-экономическом положении столицы страны Еревана и марзов (регионов). В процессе реализации названной политики, безусловно, свою существенную роль могут сыграть также иностранные инвестиции, в частности, посредством предоставления законодательных льгот.

Принимая во внимание тот факт, «что многие исследователи единодушны в том, что ПИИ стимулируют экономический рост как прямым влиянием (обменом технологии и опыта управления, увеличением инвестиционных ресурсов в сфере производства, потреблением внутренней продукции, производимой иностранными инвесторами, так и за счет внешних эффектов)» [8. С. 3], Г.В. Мартиросян в своей работе попытался систематизировать макроэкономические и институциональные показатели роли ПИИ в Армении в рамках методологии моделирования прямых инвестиций и, основываясь на результатах исследования, предложил, в частности, отменить налоговые каникулы из-за их неэффективности или поменять на более гибкие налоговые льготы. Кроме того, исследователь находит целесообразным законодательное определение максимального размера выплаты дивидендов, а также создание экономических стимулов для реинвестирования прибыли, поощрение осуществления программ развития человеческого капитала, создание стимулов с целью тесного сотрудничества с зарубежными и отечественными компаниями.

При рассмотрении вопроса о законодательном определении максимального размера выплаты дивидендов необходимо заметить, что именно это может стать причиной, вследствие которой иностранный капитал будет избегать притока в страну. Что касается создания экономических рычагов реинвестирования прибыли, то, на наш взгляд, в данном случае единственным реальным рычагом может послужить политика, направленная на создание возможностей для расширения данного типа предпринимательской деятельности, где реинвестирование прибыли служит важнейшим факторов расширения бизнеса. При изучении вопроса о более тесном сотрудничестве иностранных и отечественных компаний следует учитывать следующее обстоятельство, препятствующее притоку ПИИ в Армению. По определению, прямой иностранный инвестор — это инвестор, который осуществляет контроль и/или влияние над предприятием, куда вкладывает капитала. Это означает, что отечественные фирмы, сотрудничая с иностранцами, в большинстве случаев теряют контроль над предприятием (если речь, конечно, не идет о совместных предприятиях); такое положение не всегда устраивает местные фирмы, и они не всегда стремятся к такому инвестиционному сотрудничеству.

Г. Арустамян, отмечает, что «для обеспечения большей привлекательности Армении для притока иностранных инвестиций, необходимо вести широкую пропагандистскую деятельность за рубежом, в частности, в центрах диаспоры» [9. С. 22]. Не отрицая полезности данной пропаганды, следует подчеркнуть, что она, безусловно, должна сопровождаться предоставлением объективной информации об особенностях социально-экономического развития Армении, включая трудности, негативные черты и моменты.

На наш взгляд, достойно внимания исследование Н. Минасяна, посвященное проблемам использования привлеченных инвестиций, особенно в условиях кризиса. Автор, в частности, отмечает: «Для преодоления кризиса в различных отраслях и сферах экономики республики, в деле обеспечения стабильного развития на данном этапе в инвестиционном поле Республики Армения реальный результат могут обеспечить иностранные инвестиции. Поскольку традиционные источники инвестиций практически исчерпаны, посему важно привлечение иностранных инвестиций посредством инвестиционного сотрудничества и направление этих средств в ту организационно-экономическую форму, которая заинтересует иностранный капитал» [10. С. 3]. Чрезвычайно «примечательны» утверждения автора по поводу исчерпания традиционных источников инвестиций и начала зарубежного инвестиционного сотрудничества с целью их замены или дополнения.

Рассмотрим еще одно исследование, посвященное проблемам стимулирования инвестиций в Армении. К. Караханян предлагает идентифицировать проблемы стимулирования притоков инвестиций в экономике страны и выявить те решения, которые могут повысить их эффективность. Автор делает, на наш взгляд, весьма разумное обобщение, когда, в частности, отмечает: «Инвестиции — это комплекс экономических ресурсов, направленных на увеличение капитала, модернизацию производства и обеспечение расширенного воспроизводства. В число последних входят также затраты на подготовку и переподготовку кадров, и

затраты на научные исследования» [11. С. 17]. Анализируя опыт различных стран в сфере законодательного регулирования инвестиций, К. Караханян отмечает такой важный факт: во многих странах, активно привлекающих ПИИ, нет специальных законов, регулирующих притоки иностранных инвестиций «в общем» (Великобритания, Бельгия, Голландия, Люксембург, Италия, Германия и др.), однако «законодательства почти всех стран содержат соответствующие положения о привлечении иностранного капитала в отдельных сферах и отраслях экономики» [11. С. 11]. Весьма своевременное замечание!

При анализе процессов привлечения зарубежных инвестиций в Армении заслуживает внимание следующее предложение автора, согласно которому «с целью стимулирования развития малых и средних предприятий необходимо обеспечить доступность широкомасштабных кредитных средств при поддержке Всемирного Банка, Европейского Банка, Азиатского Банка» [11. С. 13]. Хотя успешная реализация этих мер действительно может существенным образом способствовать развитию малого и среднего бизнеса, не менее важно наличие первоначальных

экспертных оценок о приблизительных объемах этих средств.

* * *

В заключение следует подчеркнуть, что представленный обзор взглядов и мнений армянских экономистов относительно роли и значения прямых иностранных инвестиций не является всеобъемлющим. Мы и не ставили перед собой такой задачи. Мы попытались представить и обобщить мнения тех авторов, которые в наибольшей степени отражают позиции армянской экономической науки на значимость ПИИ для экономического развития Армении. В первую очередь следует отметить, что интерес армянских экономистов к анализу ПИИ не ослабевает в течение последних десятилетий. Это связано с тем, что ожидания общественности от привлечения иностранных инвестиций и их положительных результатов стимулирует армянских ученых проводить исследованиях как общих, так специальных вопросов о взаимосвязи иностранных инвестиций и возможностей долгосрочного экономического роста в стране.

Следует также констатировать, что исследования армянских ученых по преимуществу носят общий характер, что вполне объяснимо. Тем не менее исследования, посвященные основным проблемам иностранных инвестиций, в будущем должны во все большей степени концентрироваться на анализе привлечения ПИИ в отдельные отрасли и сектора экономике; в отдельные города и регионы страны. Так, в частности, в связи с недавним вступлением Армении в Евразийский экономический союз необходимо расширять исследования, посвященные возможностям для ПИИ, возникающим в рамках Единого экономического пространства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Международная экономика. Торговля и финансы. Ереван, 2005.

[2] Основные проблемы международной торговли и Армения. Данные международной конференции. Ереван: Экономист, 2005.

[3] Маркосян С.Е. Прямые иностранные инвестиции в экономической системе переходного периода (на примере РА): автореф. ... канд. экон. наук. Ереван, 2008.

[4] Макроэкономическое регулирование: учеб. пособие / под общ. ред. Г.Б. Хушчян. Ереван: Экономист, 2005.

[5] Маркосян А., Ахвердян Д., Назарян Г. Армения в системе международных экономических отношений. Ереван: АРТ, 2002.

[6] Ованнисян С.Г. Возможности и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в РА: автореф. ... канд. экон. наук. Ереван, 2001.

[7] Миракян Р.Г. Основные проблемы привлечения ПИИ (на примере РА): автореф. ... канд. экон. наук. Ереван, 2004.

[8] Мартиросян Г.В. Экономическое тематическое моделирование влияния ПИИ на экономический рост (на примере РА): автореф. ... канд. экон. наук. Ереван, 2006.

[9] Арустамян Г.К. Основные проблемы политики ПИИ (на примере РА): автореф. ... канд. экон. наук. Ереван, 2008.

[10] Минасян Н.М. Использование иностранных инвестиций в РА: автореф. ... канд. экон. наук. Ереван, 2009.

[11] Караханян К.А. Основные проблемы привлечения инвестиций в РА: автореф. ... канд. экон. наук. Ереван, 2010.

FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN ARMENIA: ARMENIAN ECONOMISTS' RESEARCH

N.A. Volgina, R.A. Sargsyan

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article aims to systemize views of different Armenian scholars on features of Foreign Direct Investments (FDI) in Armenia and their role in national economy. Based on analysis of various publications about FDIs in Armenia, the authors conclude that mainly they are within mainstream of modern FDI concepts. Although, there are signs of Marxist ideology in some of the publications. As a result, authors found positive correlation between FDI flows to the country and sustainable development in long-term perspective. Although, the scholars state that flow of FDIs in Armenia and other developing countries is not a key factor of economic growth. The article emphasizes some factors for attraction of FDIs to Armenia. Some of the factors are considered to be crucial by the scholars. Particularly, they mention strategic assets in industry (brownfield investments), non-expensive and high-qualified employees and widespread Armenian diaspora.

Key words: Armenia, foreign direct investment (FDI), economic growth, investment policy

REFERENCES

[ 1] Mezhdunarodnaya ekonomika. Torgovlya i finansy [International Economics. Trade and finance]. Erevan, 2005.

[2] Osnovniye problemy mezhdunarodnoy torgovli i Armeniya. Dannye mezhdunarodnoy konferentsii [The main problems of international trade and Armenia. Data of international conference]. Erevan. «Ekonomist» [Economist], 2005.

BecTHHK PynH, cepua Экономика, 2015, № 4

[3] Markosyan S.E. Pryamye inostrannye investitsii v ekonomicheskoy sisteme perekhodnogo perioda (na primere RA) [Foreign direct investments in transition economic system(in the case of RA)]. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskich nauk [Abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Erevan, 2008.

[4] Makroekonomicheskoe regulirovanie. Uch. posobie. Pod. obsch. red. G.B. Khushchyan [Macroeconomic regulation. Education material edited by G.B. Khushchyan], Erevan: Ekonomist [Economist], 2005.

[5] Markosyan A., Akhverdyan D, Nazaryan G. Armeniya v sisteme mezhdunarodnikh ekonomicheskikh otnosheniy [Armenia in the system of international economic relations]. Erevan, ART, 2002.

[6] Ovannisyan S.G. Vozmozhnosti i perspektivy privlecheniya pryamykh inostrannykh investitsiy v RA [Opportunities and perspectives of attracting foreign direct investment in Armenia]. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Erevan, 2001.

[7] Mirakyan R.G. Osnovnye problemy privlecheniya PII (na primere RA) [The main problems of attracting FDI (in the case of RA)]. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Erevan, 2004.

[8] Martirosyan G.V. Ekonomicheskoe tematicheskoe modelirovanie vliyaniya PII na ekonomicheskiy rost (na primere RA) [Economic case modeling of the impact of FDI on economic growth]. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Erevan, 2006.

[9] ArustamyanG.K. Osnovnye problemy politiki (na primere RA) [The main problems of FDI policy]. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Erevan, 2008.

[10] Minasyan N.M. Ispolzovanie inostrannykh investitsiy v RA [The use of foreign investments in Armenia]. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Erevan, 2009.

[11] Karakhanyan K.A. Osnovnye problemy privlecheniya investitsiy v RA [The main problems of attracting investments in Armenia]. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Erevan, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.