Научная статья на тему 'Армения как реципиент прямых иностранных инвестиций: современные тенденции'

Армения как реципиент прямых иностранных инвестиций: современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ARMENIA / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS(FDI) / ECONOMIC GROWTH / INVESTMENT POLICY / INTERNATIONAL ECONOMIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саркисян Р. А.

В статье анализируются объемы, структура и динамика ПИИ в Республики Армения и в сопоставляемых странах. Для наиболее точной оценки структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в Армении была использована выборка данных по основным параметрам ПИИ, проведено сопоставление параметров. Цель данного метода анализ объемов, структуры и тенденций ПИИ в Республики Армения и в сопоставляемых странах. На основе анализа исследований автором были выявлены проблемы для привлечения иностранных инвестиций, а также предложены пути для решения этих проблем с целью доведения их до уровня зафиксированного в соседних странах. Выполнение поставленных условий правительством Армении, а также Армянским агентством развития (ААР) даст возможность найти наиболее оптимальные способы использования ПИИ, а также устранить те или иные недочеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMENIA AS RECIPIENT OF FDI: TRENDS

The article analyzes the volume, structure and dynamics of FDI in the Republic of Armenia and in comparable countries. For the most accurate assessment of the structure and dynamics of foreign direct investments in Armenia was used sampling of the basic parameters of FDI data, the comparison of which, in our opinion, will allow us to come to some conclusions. The purpose of this method the analyses of volumes, structure and trends of FDI in the Republic of Armenia and in comparable countries. On the basis of this research the author revealed the problems in attracting foreign investments. Besides, the author suggests the ways to solve these problems, which will help to bring them to the level fixed in comparable countries. Fulfillment of these conditions by the Armenian government and the Armenian Development Agency (hereinafter ADA) will give an opportunity to find the most optimal ways of using FDI as well as eliminating certain shortcomings.

Текст научной работы на тему «Армения как реципиент прямых иностранных инвестиций: современные тенденции»

АРМЕНИЯ КАК РЕЦИПИЕНТ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Р.А. Саркисян

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируются объемы, структура и динамика ПИИ в Республики Армения и в сопоставляемых странах. Для наиболее точной оценки структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в Армении была использована выборка данных по основным параметрам ПИИ, проведено сопоставление параметров. Цель данного метода — анализ объемов, структуры и тенденций ПИИ в Республики Армения и в сопоставляемых странах. На основе анализа исследований автором были выявлены проблемы для привлечения иностранных инвестиций, а также предложены пути для решения этих проблем с целью доведения их до уровня зафиксированного в соседних странах. Выполнение поставленных условий правительством Армении, а также Армянским агентством развития (ААР) даст возможность найти наиболее оптимальные способы использования ПИИ, а также устранить те или иные недочеты.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, экономический рост, инвестиционная политика, международные экономические отношения

ПИИ в Республики Армения и в сопоставляемых странах

Группа отобранных для сопоставления стран включает восемь стран Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой: Латвийскую Республику, Литовскую Республику, Венгрию, Чешскую Республику, Республику Хорватию, Словацкую Республику, Эстонскую Республику, Республику Болгария; одну соседнюю с Арменией страну — Грузию, а также две страны с высоким показателем прибыльности инвестиций: Государство Израиль и Республику Ирландия. За основу сопоставления экономик стран были выбраны следующие критерии:

— численность населения — страны с численностью более 15 млн или менее 1 млн населения не были включены в список;

— уровень экономического развития — остальные страны были отобраны среди стран Восточной / Центральной Европы и СНГ, в соответствии с общим экономическим развитием Армении. С этой точки зрения, страны, уровень экономического развития которых ниже по сравнению с Арменией и их ВВП на душу населения ниже, чем тот же показатель в РА, также не включены в список. В этом списке находятся Кыргызстан, Молдова и Таджикистан. Туркменистан и Беларусь еще не были включены в окончательный список, потому что они имеют различную структуру экономики.

Мировой финансовый кризис, начало которого относят к 2007—2008 гг., заметно изменил динамику глобального инвестиционного процесса и позиционирование его основных субъектов в мировой экономике. Попробуем анализировать объемы ПИИ в РА и в сопоставляемых странах в докризисный и в посткризисный период.

В Армении зафиксирован стабильный рост объемов ПИИ в докризисный период и умеренный темп восстановления объемов ПИИ в посткризисный период [1]. Однако необходимо отметить, что Армения по абсолютным показателям объемов ПИИ продолжает оставаться в конце списка сопоставляемых стран в до- и посткризисный периоды. В Ирландии зарегистрирован существенный рост в 2009—2014 гг., она возглавляет список. За ней следуют Венгрия и Чехия. Эти страны считаются ведущими по привлекательности для ПИИ.

Несмотря на низкий уровень совокупного притока ПИИ в Армении, можно говорить о существенной доле ПИИ в ВВП [2]. Невзирая на высокие темпы привлечения ПИИ в докризисный период, по показателю накопления ПИИ Армения находилась на средней позиции (рис. 1).

2000—2008 гг. 2009—2014 гг.

Ирландия

Венгрия

Чехия ■ 62 668

Израиль h7 4h6

Болгария 43 622

Словакия ■ 24 789

Хорватия ■ 21 768

Эстония ■ 13 740

Литва I 9 603

Латвия 8 400

Грузия 6 300

Армения 3 023

Ирландия

293 0.1

Израиль 46 329

Чехия 41 289

Болгария I 12986

Хорватия 12 3.6

Венгрия I 11 711

Словакия 9 997

Эстония 9 809

Грузия h 1h3

Латвия 4 914

Литва 4 0h6

Армения 3 223

Рис. 1. Совокупный приток ПИИ по сравнению с сопоставимыми странами (млн долл.) Источник: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2015

Таблица 1

Средняя доля ПИИ в ВВП, 2000—2008 гг. (%)

Страна Год

2000 2001 2002 2003 2004 200h 2006 2007 2008

Ирландия 8.1 8.4 10.4 2 4.2 8.h 3.6 h.6 3.7

Венгрия 6.1 1.4 1.3 2.6 2.2 3.4 9.9 4.9 h

Чехия 2h.h 8.8 23 13.6 -h.7 22.2 9.h 22.2 8.h

Исраэль 7.6 h.8 h.h 9.9 10.2 13.7 23 31 18.8

Болгария h.9 7.4 4.h 2.6 4.1 7.6 16.3 h0.8 47.8

Словакия 7.0 8.2 11.7 1.2 h.3 4.8 h.8 4.h 4.1

Хорватия h.1 6.8 4.1 h.9 2.6 4 6.h 7.6 7.4

Эстония 6.8 8.7 3.9 9.3 8 22.3 13 1h.4 7.7

Окончание табл. 1

Страна Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Литва 3.3 3.6 5 1 3.4 3.2 6.8 5.8 4

Латвия 5.2 1.6 2.7 2.6 4.4 4.8 8 8.8 4

Грузия 4.3 3.4 4.7 8.4 9.6 7.1 15.1 18.3 12.4

Армения 5.5 3.3 4.7 4.3 6.9 6 7.3 7.3 8.1

Источник: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2015.

Принимая во внимание приведенные факты, можем констатировать, что существенная доля ПИИ в ВВП — свидетельство о значительном участии потока ПИИ в общем экономическом развитии Армении. Международный опыт свидетельствует, что, как правило, увеличение объема ПИИ стимулирует экономический рост, однако в Армении, как и в некоторых развивающихся странах, описанная тенденция не действует и ПИИ по сей день не являлись основным фактором экономического роста Армении [3. С. 16].

Таблица 2

Средняя доля ПИИ в ВВП, 2009—2014 гг. (%)

Страна Год

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Ирландия 22.9 17.2 9.8 18.2 21 34.6

Венгрия 2.1 2.4 3.3 3.3 4.3 2.2

Чехия 2.6 4.9 1.8 4.6 3.5 2.4

Исраэль 7.5 2.5 3.7 3.3 3.6 3.5

Болгария -2.3 -16.1 7.5 8.3 -2.9 9

Словакия 1.8 2.4 3.7 1.6 1 0.1

Хорватия 5.1 2.4 2.3 2.6 1.6 6.9

Эстония 9.5 13.3 4.8 7.7 3.5 5.9

Литва 0 2.3 3.5 1.3 1.5 0.7

Латвия -0.1 1.8 5.3 3.8 3.3 2.8

Грузия 6 7.4 6 2.7 4.4 10

Армения 8.8 5.7 6.4 4.7 3.4 3.5

Источник: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2015.

Количество компаний с участием ПИИ

Статистика свидетельствует, что в Армении существенно выросло число компаний с участием ПИИ [4] (рис. 2). Начиная с 2003 г. их число в общем количестве существующих компаний выросло с 4,6 до 8,6%; эти компании зафиксировали более быстрые темпы роста, чем «чисто местные» компании. Средняя динамика годового роста общего числа основанных в Армении компаний за 2005—2015 гг. составляет 3,4%, тогда как рост числа компаний, основанных с привлечением ПИИ, составил указанные 8,6%. Рост описанного показателя может трактоваться как серьезная заинтересованность со стороны зарубежных инвесторов. Однако этот же показатель необходимо трактовать с некоторой оговоркой: в числе учредителей многих компаний-нерезидентов были ранее покинувшие страну

граждане Армении. Кроме того, значительная часть данных компаний задействована в сферах, ориентированных на обслуживание местного рынка, имея при этом незначительное экономическое влияние, в отличие от перерабатывающей отрасли и сферы обслуживания — участников международной торговли.

6000

h000

4000

3000

2000

1000

7,1%

7,4%

7,7%

8,1%

8,3%

6,0%

6,3%

6,6%

h,h%

h,0%

4,6%

10,00%

I Количество компаний с участием ПИИ

h,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Доля компаний с участием ПИИ в общем количестве существующих компаний в РА

0 0,00% 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 2. Количество компаний с участием ПИИ в РА, 2003—2014 гг.

Источник: Национальная статистическая служба Республики Армения, 2015.

Одним из источников роста национальной экономики являются иностранные инвестиции. Они увеличивают производственный потенциал страны. Несмотря на то, что часть прибыли, созданной этим капиталом, выводится из страны, она же способствует повышению производительности деятельности. Кроме того, развивающимся странам предоставляется возможность освоить новые технологии, разработанные и применяемые в развитых странах [5. С 344]. Однако в РА количественное изменение ПИИ свидетельствует о растущей доле реинвестированной прибыли и о более низких уровнях потоков внешних капиталовложений после бурного роста 2000 г. В посткризисный период непостоянная структура ПИИ по сравнению с компонентом нового акционерного капитала проявляет явную тенденцию роста реинвестированной прибыли. Эти изменения подчеркивают тот факт, что в посткризисный период объемы ПИИ были в основном обусловлены реинвестированными прибылями действующих компаний с иностранной собственностью, в то время как потоки новых инвестиций существенно сократились.

ПИИ по видам деятельности

В до- и посткризисный периоды в Армении прямые иностранные инвестиции были задействованы в пяти основных сферах [6]. Распределение ПИИ по сферам свидетельствует о том, что этими основными движущими силами привлечения прямых иностранных инвестиций являются: производство и распределение электроэнергии, газа, горячей воды и пара, связь, горнодобывающая промышленность,

транспорт и операции с недвижимостью (рис. 3, 4), к которым в 2000—2008 гг. было направлено 77% от общего количества накопленного ПИИ, а в 2009— 2014 гг. — 76%.

Отметим, что все указанные сферы сохранили свои лидирующие позиции и в посткризисный период [7]. В докризисный период горнодобывающая промышленность была в лидирующей тройке, однако в результате отрицательного влияния кризиса в данную сферу перестали поступать ПИИ. Благодаря повышенному интересу к производству основных металлов в 2009—2014 гг. по показателю накопленного ПИИ эта сфера переместилась на 7-ю позицию [8].

Производство и распределение электроэнергии, газа, горячей воды и пара

Транспорт Операции с недвижимостью

Горнодобывающая промышленность

Производство пищевых продуктов, включая напитки

Металлургическое производство

Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях

Деятельность, связанная с вычислительной техникой

Предоставление услуг гостиницами и ресторанами

Оптовая торговля и торговля посредством агентов, кроме торговли автомобилями и т.д.

Розничная торговля, кроме торговли автомашинами и мотоциклами, ремонт и т.д.

Другие виды деятельности

т-1-1-1-1-1-1-1-1

50 100 150 200 250 300 350 400 450

Рис. 3. Совокупный приток ПИИ по видам деятельности в докризисный период 2000—2008 гг. (млн долл.)

Источник: Национальная статистическая служба Республики Армения, 2015.

В посткризисный период обрабатывающая промышленность заметно улучшила показатели по сравнению с 2000—2008 гг., в частности, за счет значительного притока ПИИ в сферы обработки цветных металлов, производства пищевых продуктов и напитков. Сферы телекоммуникации и инфраструктуры входят в число лидеров с совокупным удельным весом, составляющим 48% накопленно-

0

го потока ПИИ за 2009—2014 гг. (51% в докризисный период). Лидирующая позиция телекоммуникационной сферы была обусловлена выходом на рынок сотовых операторов в 2009 г. третьего оператора (компании Orange Armenia).

Связь

Производство и распределение электроэнергии, газа, горячей воды и пара

Транспорт Операции с недвижимостью

Горнодобывающая промышленность

Производство пищевых продуктов, включая напитки

Металлургическое производство

Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях Деятельность, связанная с вычислительной техникой

Предоставление услуг гостиницами и ресторанами Оптовая торговля и торговля посредством агентов, кроме торговли автомобилями и т.д.

Розничная торговля, кроме торговли автомашинами и мотоциклами, ремонт и т.д.

Другие виды деятельности

Рис. 4. Совокупный приток ПИИ по видам деятельности в докризисный период 2009—2014 гг. (млн долл.)

Источник: Национальная статистическая служба Республики Армения, 2015.

В регионе (ЮЗЕ и СНГ) потоки ПИИ после кризиса сосредоточены в пяти сферах, удельный вес которых в общем потоке ПИИ составил 84%. Это услуги в сфере бизнеса, горнодобывающая промышленность, обработка открытых рудников, перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, финансы. В этих странах, в отличие от аналогичных сфер в Армении, услуги в сфере бизнеса, горнодобывающая промышленность и сфера обработки открытых рудников возглавляют список, составляя 45% от общего объема, за которым следует перерабатывающая промышленность. По данным ЮНКТАД, услуги в сфере бизнеса включают юридические и бухгалтерские операции, функции головных офисов, аутсорсинг бизнес-процессов, консультационные услуги в сфере администрации, архитектурные и инженерные функции, техническое тестирование и анализ, научные исследования и разработки, рекламу и маркетинговые исследования, а также деятельность иных профессиональных, научных и технических сфер.

Greenfield Projects

В 2008—2009 годах были зарегистрированы высокие темпы роста количества созданных с нуля проектов с привлеченными ПИИ [9] (рис. 5). Несмотря на увеличение количества подобных проектов в 2014 г., Армения продолжает оставаться страной с самым низким показателем среди рассматриваемых стран. Созданные с нуля проекты с привлеченными ПИИ являются самым крупным сегментом в потоке всемирного ПИИ.

2003—2008 гг. в среднем

Венгрия Чехия Болгария Ирландия Словакия Латвия Литва Эстония Хорватия Исраэль Грузия Армения

0 40 80 120 160 200

2009—2014 гг. в среднем

Ирландия Чехия Венгрия Болгария Словакия Хорватия Литва Исраэль Грузия Эстония Латвия Армения

163 144

202

0 40 80 120 160 200

Рис. 5. Количество созданных с нуля проектов с привлеченными ПИИ (Greenfield Project) Источник: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2015.

Согласно данным Национальной статистической службы РА, в период с 2007 по 2011 гг., юридические лица, действующие на территории РА, являются получателями основной массы иностранных инвестиций из Российской Федерации. За указанный промежуток времени прямые иностранные инвестиции, полученные из РФ, составили 50; 71,4; 52,4; 40 и 53,6% от общего объема ПИИ [10]. Однако в 2012—2013 гг. Россия уступила свое место Франции. Поступившие из Франции прямые инвестиции составили 40 и 36,5% от общего объема ПИИ, в то время как в 2011 г. эта цифра составляла всего лишь 16%. Это было обусловлено прямыми инвестициями французской стороны в сферу связи. В 2012—2013 гг. объем полученных из России ПИИ уменьшился, составив 15 и 21% от общего объема инвестированных средств.

К числу крупных инвесторов относятся также ФРГ (с долей 8% по состоянию на 01.01.2014); Аргентинская Республика (5% по состоянию на 01.01.2014) и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (4% по состоянию на 01.01.2014).

* * *

Обобщая, мы можем отметить, что для соответствия с сопоставляемыми странами Армения должна выработать стратегию применения ПИИ, идентичную стратегии сопоставляемых стран. Таким образом, в стране будет создана конкурентоспособная, жизнеспособная среда. Сравнительный анализ показывает, что первая волна ПИИ, которая в основном касалась приватизации в сфере инфраструктур, обеспечила стабильную базу инвестиций в Армении. Однако сегодня, как в сопоставляемых странах, так и в Армении стоит задача качественной и целенаправленной конкурентоспособности в самом крупном сегменте ПИИ — в проектах, созданных с нуля, для достижения нового уровня ПИИ.

У Армении низкий рейтинг в запуске подобных проектов, даже в сопоставлении с такими относительно небольшими странами, как Грузия, Эстония, Латвия и Литва. Первостепенной задачей для Армении должно стать следующее: выявление компаний в развивающихся сферах, своевременное получение информации о потенциальных инвестиционных проектах, привлечение туристических потоков и трансформация первичной заинтересованности в новые инвестиционные проекты.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Совокупный приток ПИИ по сравнению с сопоставимыми странами. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2015 г.

[2] Средняя доля ПИИ в ВВП, %. 2000—2014 гг. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2015 г.

[3] Основные проблемы международной торговли и Армения. Данные международной конференции. Ереван: Экономист, 2005.

[4] Количество компаний с участием ПИИ в РА, 2003—2014 гг. Национальная статистическая служба Республики Армения, 2015 г.

[5] Макроэкономическое регулирование: учеб. пособие / под общ. ред. Г.Б. Хушчян. Ереван: Экономист, 2005.

[6] Совокупный приток ПИИ в докризисный период, по сравнению с сопоставимыми странами, 2000—2008 гг. Национальная статистическая служба Республики Армения, 2009 г.

[7] Совокупный приток ПИИ в посткризисный период, по сравнению с сопоставимыми странами. 2009—2014 гг. Национальная статистическая служба Республики Армения, 2015 г.

[8] Минасян Н.М. Использование иностранных инвестиций в РА: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Ереван, 2009.

[9] Количество созданных с нуля проектов с привлеченными ПИИ (Greenfield Project). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2015 г.

[10] Чистые потоки прямых иностранных инвестиций по странам за 2007—2014 гг. Национальная статистическая служба Республики Армения, 2015 г.

ARMENIA AS RECIPIENT OF FDI: TRENDS

R.A. Sargsyan

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article analyzes the volume, structure and dynamics of FDI in the Republic of Armenia and in comparable countries. For the most accurate assessment of the structure and dynamics of foreign direct investments in Armenia was used sampling of the basic parameters of FDI data, the comparison of which, in our opinion, will allow us to come to some conclusions. The purpose of this method — the analyses of volumes, structure and trends of FDI in the Republic of Armenia and in comparable countries. On the basis of this research the author revealed the problems in attracting foreign investments. Besides, the author suggests the ways to solve these problems, which will help to bring them to the level fixed in comparable countries. Fulfillment of these conditions by the Armenian government and the Armenian Development Agency (hereinafter — ADA) will give an opportunity to find the most optimal ways of using FDI as well as eliminating certain shortcomings.

Key words: Armenia, foreign direct investments(FDI), economic growth, investment policy, international economic

REFERENCES

[1] Sovokupny pritok PII po sravneniyu s sopostavimymi stranami [Total FDI inflows relative to comparable countries]. Konferentsiya OON po torgovle i razvitiyu (UNCTAD), 2015.

[2] Srednyaya dolya PII v VVP, %. 2000—2014 gg. [The average percentage of FDI in GDP, %. 2000—2014] Konferetsiya OON po torgovle i razvitiyu (UNCTAD), 2015.

[3] Osnovniye problemy mezhdunarodnoy torgovli i Armeniya. Dannye mezhdunarodnoy konferentsii [The main problems of international trade and Armenia. Data of international conference]. Erevan: Ekonomist, 2005.

[4] Kolichestvo kompaniy s uchastiem PII v RA, 2003—2014 gg. [The number of companies with FDI in the Republic of Armenia, 2003—2014] Natsionalnaya statisticheskaya sluzhba Respubliki Armeniya, 2015.

[5] Makroekonomicheskoe regulirovanie: ucheb. posobie. Pod. obsch. red. G.B. Khushchyan [Macroeconomic regulation. Tutorial. Edited by G.B. Hushchyan]. Erevan: Ekonomist, 2005.

[6] Sovokupnyy pritok PII v dokrizisnyy period, po PII po sravneniyu s sopostavimymi stranami, 2000—2008 gg. Natsionalnaya statisticheskaya sluzhba Respubliki Armeniya, 2009.

[7] Sovokupnyy pritok PII v postkrizisnyy period, po PII po sravneniyu s sopostavimymi stranami, 2009—2014 gg. [Total FDI inflows in the pre-crisis period, compared with comparable countries for 2000—2008] Natsionalnaya statisticheskaya sluzhba Respubliki Armeniya, 2015.

[8] Minasyan N.M. Ispolzovanie inostrannykh investitsiy v RA. Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [The use of foreign investments in Armenia. Abstract for the degree of candidate of economic sciences]. Erevan, 2009.

[9] Kolichestvo sozdannykh s nulya proektov s privlechennymi PII [The quantity of greenfield Projects in total FDI]. Konferetsiya OON po torgovle i razvitiyu (UNCTAD), 2015.

[10] Chistye potoki pryamykh inostrannykh investitsiy po stranam za 2007—2014 gg. [Net flows of foreign direct investments by country for 2007—2014] Natsionalnaya statisticheskaya sluzhba Respubliki Armeniya, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.