Научная статья на тему 'Опыт использования ролевых игр в постдипломном образовании врачей-гигиенистов'

Опыт использования ролевых игр в постдипломном образовании врачей-гигиенистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / POST-DIPLOMA EDUCATION / ROLE GAMES / EFFI CIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Наталья Васильевна, Панков Владимир Анатольевич

В работе представлен опыт использования метода ролевых игр в процессе постдипломного обучения врачей на кафедре гигиены и профпатологии. Показана эффективность использования инновационного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Наталья Васильевна, Панков Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of use of role games in post- diploma education of physicians- hygienists

In this paper the experience of use of a method of role games in the course of post-diploma training of doctors at the department of hygiene and professional pathology is presented. Th e effi ciency of use of an innovative method is shown.

Текст научной работы на тему «Опыт использования ролевых игр в постдипломном образовании врачей-гигиенистов»

Федерация анестезиологов-реаниматологов поддерживает введение интернатуры, объясняя различный уровень оказания медицинской помощи в ЛПУ Смысла готовить анестезиологов-реаниматологов с низким уровнем теоретической и практической подготовки, которые в полной мере не могут оказать квалифицированную помощь, мы не видим. Градации учреждений по оказанию анестезиолого-реанимационной помощи нет. Больной, которому проводиться анестезия и интенсивная терапия, подвергается постоянному риску развития осложнений в результате неправильных действий или бездействия анестезиолога, а также недостаточности или сбоя в работе анестезиологического оборудования. Состояние анестезии можно считать в связи с этим опасным по своей сущности, в связи с этим понижать уровень специалистов, по меньшей мере, беспечно и преступно.

Какие тенденции наметились в педагогическом процессе в последние годы? Существенно сократились часы, отведенные для преподавания дисциплины, что губительно для профессии в целом. Следовательно, увеличилась нагрузка во внеаудиторное время. Преподаватели должны обеспечить доступным материалом для самоподготовки, что заложено в кредитные нормы Болонской программы. Безусловно, использование сети интернет обеспечивает доступное и качественное дистанционное обучение. Глобализация и ускорение инновационных процессов приводят к возрастанию значимости таких ключевых элементов квалификации врача как логическое мышление, высокий уровень теоретических знаний и практических навыков, владение компьютерной техникой, сложной лечебно-диагностической аппаратурой, знание иностранных языков и способности к коммуникации и работе в группе. Требования к повышению качества образования в свою очередь предпола-

гает поиск альтернативных, инновационных форм проведения занятий, лекций способствующих достижения первого уровня усвоения (знакомство с материалом и общая ориентировка), а также второго уровня усвоения (воспроизведение материала).

Считаем абсолютно нецелесообразным сокращение сроков обучения и внедрение интернатуры по специальности анестезиология и реаниматология, в связи с возросшими требованиями к выпускникам последипломного образования. Однако длительное отсутствие нового приказа по службе создают определенные трудности в подготовке молодых анестезиологов и реаниматологов. Целесообразно увеличить время подготовки в клинической ординатуре до 3 лет, что позволит сформировать личность врача, овладеть сложной анестезиологической и следящей аппаратурой, современными методиками интенсивной терапии. Необходимо модернизировать учебные программы и создать определенные условия для углубленного изучения учебного материала, в том числе дистанционного, предназначенного для самоподготовки (в связи с катастрофической нехваткой учебных часов), при практической подготовке шире использовать патологоанатомические отделения, разработать методики отбора при зачислении в клиническую ординатуру, интегрировать отечественную и европейские образовательные программы, персонифицировать обучение на клинических базах, оснастить кафедры современными манекенами и симуляторами, систематически финансировать научно-исследовательскую работу, уделить внимание психологическому обучению и правовой поддержке.

Таким образом, назрела необходимость пересмотра отечественных программ подготовки специалистов по анестезиологии и реаниматологии с учетом европейского опыта.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, Голуб Игорь Ефимович — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., Сорокина Людмила Викторовна — доцент, к.м.н.,

Нетёсин Евгений Станиславович — ассистент, к.м.н., Курьянов Анатолий Александрович — ассистент.

© ЕФИМОВА Н.В., ПАНКОВ В.А. — 2010

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ

Н.В. Ефимова1, В.А. Панков2 (1Ангарский филиал ВСНЦ экологии человека СО РАМН, Ангарск;

2Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, Иркутск, Россия)

Резюме. В работе представлен опыт использования метода ролевых игр в процессе постдипломного обучения врачей на кафедре гигиены и профпатологии. Показана эффективность использования инновационного метода.

Ключевые слова: постдипломное обучение, ролевые игры, эффективность.

EXPERIENCE OF USE OF ROLE GAMES IN POST- DIPLOMA EDUCATION OF PHYSICIANS- HYGIENISTS

N.V Efimova1, V.A. Pankov2 ^Institute of Occupational Health & Human Ecology ESSC HE SB RAMS, Angarsk, Russia;

Irkutsk State Institute for Medical Postgraduate Education, Irkutsk, Russia)

Summary. In this paper the experience of use of a method of role games in the course of post-diploma training of doctors at the department of hygiene and professional pathology is presented. The efficiency of use of an innovative method is shown.

Key words: post-diploma education, role games, efficiency.

Инновационные технологии предполагают анализ образования через призму синергетики, когда индивид и индивидуальное начало становятся ведущими факторами общественного развития, а индивидуальная активность и особенно индивидуальная самодеятельность имеет все более высокую цену. Развитие этих необходимых сегодня качеств личности, в том числе и

в профессиональном аспекте является одной из основных задач андрогогики, решение которых невозможно без обращения к творчеству. Именно поэтому развитие способности к творческой деятельности должно быть важнейшей составляющей педагогической деятельности, но она же является и одной из основополагающих предпосылок культурной деятельности. Через творче-

лек-

2,4].

скую деятельность человека сохраняется, изменяется и развивается все социальное и культурное [1,3,5].

Ролевые игры, как известно, применяются для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и реф сии, судейского, блока обеспечения информацией Преимущество ролевых игр перед традиционными методами обучения обнаруживаются по следующим моментам:

1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.

3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

6. В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

7.Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

8. Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Содержанием игры служит явление, к которому имеется множество подходов (теоретических и практических). Событийная ткань представляет постоянное столкновение интересов участников игры, предполагает неоднозначность решений, содержит элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков.

Приведем пример ролевой игры, используемой по разделу коммунальной гигиены, теме «гигиеническая оценка градостроительных решений».

Игра проводится в конце курса, когда обучающиеся уже освоили теоретический материал основных разделов коммунальной гигиены, организации санитарно-эпидемиологической службы, социально-гигиенического мониторинга и др. Кроме того в ходе практических занятий курсанты освоили методы оперативной работы при текущем и предупредительном санитарном надзоре.

Определив цель занятия и, сформировав группу, преподаватель формулирует условия игры, обозначая общую схему и порядок действия.

Наиболее интересно деловая игра проходит в группах, включающих врачей различных специальностей и должностей. В этих условиях при формировании группы наиболее опытных

курсантов необходимо разделить по «противоположным» группам, что позволяет активизировать обмен знаниями среди курсантов. Предметом внимания преподавателя является создание игровой мотивации, обеспечение оптимальной динамики межличностных отношений. При комплектовании команд необходимо учитывать межличностные отношения, сложившиеся в группе. Для достижения сотрудничества лучше, чтобы в команде наблюдались позитивные межличностные отношения. Имеются данные, показывающие, что легче принимаются решения в небольшой группе с нечетным количеством участников. Важной особенностью большинства игр является наличие ролевого взаимодействия. Роли структурируют группу. Это означает закрепление за каждым участником игры определенной позиции в группе, предписанных функций. Как правило, роль понимается не только как сумма функций, но и образцов поведения. Участники игры формируют у себя некоторую систему ожиданий от носителя определенной роли.

Способность действовать в соответствии с ролью зависит от индивидуальных особенностей игрока. Тревожность, ригидность затрудняют принятие роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики личности. Средний социометрический статус более благоприятен для принятия роли в сравнении с низким.

Как правило, наблюдаются три основные стратегии поведения игроков. При первой стратегии игрок все решения принимает от лица некоторого обобщенного образа — эталона, который является продуктом понимания игроком особенностей личности представителей данной роли (например, директора). Вторая стратегия может быть охарактеризована как азартная. Главная цель — выигрыш. Приемлемыми здесь являются и нарушения соглашений, действия на грани «фола». Однако при удачном управлении игроки, следующие этой стратегии, могут даже положительно повлиять на игру, оживив ее. Третья стратегия отличается интересом к тому, что произойдет в результате определенного действия, какие решения принимают другие участни-

Методика оценки э( >фективности групповой работы

Обстановка в группе была напряженная, чувствовалось напряженное отношение друг к друу 1 2 3 4 5 6 7 Обстановка в группе была дружеская, доброжелательная

Характер обсуждения проблем в группе был недостаточно конструктивным, критика была направлена друг на друга 1 2 3 4 5 6 7 Характер обсуждения проблем в группе был конструктивным, критика была направлена на получение общего результата

Предложения принимались или отвергались в зависимости от личности того, кто их высказывал 1 2 3 4 5 6 7 Предложения принимались в зависимости от их содержания, а не от личности того, кто их вносил

Группа разбилась на части, которые фактически противостояли друг другу 1 2 3 4 5 6 7 Группа работала как единое целое, члены группы взаимно помогали друг другу

Решения принимались одним — двумя членами группы, а мнение остальных не учитывалось 1 2 3 4 5 6 7 Решения принимались совместно, после того как все убедились в их правильности

Многие члены группы не имели возможности высказать свое отношение к обсуждаемым вопросам 1 2 3 4 5 6 7 Была полная возможность высказаться для всех членов группы

Непонятно для чего мы все здесь собрались 1 2 3 4 5 6 7 Конечная цель работы группы ясна и понятна

Наша группа фактически не получила результата 1 2 3 4 5 6 7 Наша группа получила хороший результат

С начало и до конца чувствовал себя неуютно 1 2 3 4 5 6 7 В процессе работы сначала я чувствовал себя неуютно, но затем мое состояние улучшилось

В группе я чувствовал себя неуверенно, как посторонний 1 2 3 4 5 6 7 В группе я чувствовал себя уверенно, был полноправным ее членом

Таблица 2

Результаты оценки метода ролевых игр и «традиционного» обучения (баллы)

Признаки Ролевая игра (п=72) Традиционный метод (п=49)

Обстановка в группе 6,0±0,32 5,0±0,44

Характер обсуждения проблем 5,2±0,26* 2,3±0,09

Отношение к предложениям 5,6±0,20* 3,0±0,15

Взаимопомощь 3,3±0,16 2,0±0,5

Принятие решений 4,3±0,12* 2,1 ±0,27

Возможность высказаться 3,3±0,16 1,5±0,7

Результат 6,0±0,13* 3,1±0,14

Самооценка 3,5±0,17 2,0±0,30

Примечание: * — различия значимы по критерию Стьюдента (р<0,05).

ки. Описанные стратегии не являются жесткими, они могут сменять друг друга. Руководитель игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Для представления игры необходимо подготовить методическую инструкцию по проведению игры, ролевые инструкции игрокам. Методическая инструкция по проведению игры включает описание назначения и целей игры, структуры игрового коллектива и функций участников, исходных данных, процесса игры (основные этапы).

В ролевой инструкции важно предусмотреть средства, позволяющие оптимизировать процесс идентификации игрока с ролью. В конструкции игры каждый игрок должен принимать решения, что достигается при помощи пакета нормативно-методических документов. Для облегчения разработки и проведения игры, а также усвоения участниками правил лучше, чтобы каждый документ был ориентирован на определенного игрока, но представляется целесообразным создать информационный банк, не указывая, кому предназначены те или иные документы. Это позволяет закрепить полученные ранее знания, практические навыки, умение пользоваться нормативными документами, что особенно важно для врачей и специалистов медико-профилактического профиля. В игре отражается не все разнообразие факторов, действующих в реальной ситуации, а только наиболее значимые. Субъективная вероятность происходящих событий не должна быть ни слишком низкой, ни слишком высокой. Иначе в первом случае курсанты воспроизводят частные схемы поведения, во втором — есть опасность принятия привычных тривиальных решений. Чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в игру.

При подготовке документов по возможности учитываются психологические закономерности работы с текстом. В играх изыскиваются различные возможности наглядного представления информации. Игровая мотивация и активность игроков, а значит эффективность игры, во многом определяется формой подачи информации. Справочный материал должен быть представлен таким образом, чтобы вызвать у участников потребность в поиске информации об основаниях заложенной в игре проблемы. Подобное внимание уделяется подготовке материалов, обеспечивающих рефлексивный анализ игры (например, списка контрольных вопросов). Направления возможного усовершенствования и усложнения игры обычно зависят от состава игроков и корректируются в ходе занятия. При недостаточности знаний игроков по возникающим вопросам, вводится ситуация обращения к компетентным специалистам для консультации. Такое оформление событий поддерживает игровой план.

Можно выделить основные виды трудностей, кото-

рые возникают в ходе проведения деловой игры. Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики.

Нарушение течения игры может также происходить вследствие потери двуплановости, утраты понимания игрового контекста одним из участников и его попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. В то же время условность может быть гипертрофирована. Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценки его действий, связанная с неадекватностью Я-концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Во втором случае причиной являются либо невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при распределении ролей.

После окончания игры проводится ее обсуждение, выясняется, почему принимались те или иные решения, к каким результатам они привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение. Следует обратить внимание на необходимость рефлексии игры и своего поведения в ней руководителю. Проблема измерения эффективности деловой игры, как и других групповых методов, достаточно остра. Оперируя данными самоотчетов ее участников, можно говорить, что в результате ее проведения у игроков снижаются эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении, обостряется социальная чувствительность, уменьшается нормативный самоконтроль, формируется установка на восприятие новой информации, снижается порог принятия точки зрения другого, расширяются стереотипы, актуализируется творческий потенциал, повышается адекватность само-и взаимооценок.

Для оптимизации управления игрой необходимо вести ее исследование, для измерения можно предложить следующие параметры: общая активность группы, степень организованности, интеллектуальная активность, эмоциональная напряженность, особенности групповой динамики (лидерство, принятие решения), степень инициативности и реальный вклад каждого участника и т.п. Наблюдение этих особенностей может производиться специально созданной в игре группой исследователей, которые проводят анализ ролевой структуры, например, на основании таких вопросов:

1. Просматриваются ли в группе все перечисленные роли?

2. Разделены ли они между разными участниками или на некоторые из них имеется монополия?

3. Какой тип роли проявляется сильнее (слабее) всего?

4. Какие роли являются навязанными?

5. Как нужно изменить ролевую структуру, чтобы группа работала лучше?

Важным аспектом групповой динамики является принятие решения. Ниже приводится перечень основных типов принятия решений в группе:

1. Незаметное решение. Четкой позиции в дискуссии не высказано, решение возникает как бы само по себе, без его полного осознания участниками дискуссии.

2. Авторитетное решение. Четкая позиция авторитетного члена группы оказалась бесспорной, решением группы эта позиция принята единственно верной, хотя в предыдущие шаги дискуссии было высказано много других мнений. В этом случае члены группы не воспринимают решение как свое.

3. Решение меньшинства. Активное меньшинство, оказывая поддержку друг другу, проводит свое решение. Все другие члены группы имели собственные представления о решении проблемы, однако единой точки зрения выработать им не удалось.

4. Компромиссное решение. Когда никак не удается в ходе дискуссии выйти на одно решение, нужны взаимные уступки и тогда возможна ситуация, что будет принято то решение, которого никто не предлагал.

5. Решение большинства. Такое решение считается демократичным, и потому — верным, хотя это не всегда так. Кроме того, у оставшегося меньшинства возникает чувство, что они не сумели достаточно четко выразить свою позицию и практическое воплощение решения может показать его несостоятельность.

6. Решение взаимопонимания. Такое решение возникает в дискуссии, которая продолжается до тех пор, пока каждый из участников не сможет, хотя бы частично, примкнуть к выдвинутому предложению. При этом все ощущают, что они имели возможность оказать влияние на решение, и каждый знает, почему пришли к такому решению.

7. Единогласное решение. Для сложных проблем такой способ решения бывает редким. Полного единогласия достичь невозможно в принципе, хотя бы по причине предварительного разделения функций и присвоения ролей участникам дискуссии.

Участникам деловой игры дается инструкция, в которой предлагается оценить, насколько эффективно действовала в игре команда. Оценка производится по семибальной шкале (табл. 1). Утверждение, расположенное на бланке слева, соответствует 1 баллу. Противоположное

ему утверждение расположено справа и соответствует 7 баллам. Остальные оценки являются промежуточными и отражают степень близости к крайним оценкам. Нейтральная оценка соответствует 4 баллам. После получения бланков преподаватель рассчитывает средний балл, по всем параметрам. В ходе оценки метода «ролевых игр» большое внимание уделяется оценке условий общения и эффективности применения инновационного метода.

Сравнительный анализ оценок занятий, проведенных традиционным методом (49 курсантов) и с использованием инновационных подходов (74 курсанта), показал достоверное различие между группами по следующим признакам: конструктивному характеру обсуждения проблем, принятию предложения в зависимости от их содержания, совместному принятию правильных решений, получении хороших результатов (табл. 2). Кроме того в группе, обучавшейся с применением метода ролевых игр достоверно выше доля лиц, указавших на доброжелательную обстановку в группе (62,5±5,5 против 34,3±6,8, различие достоверно по критерию хи-квадрат, р<0,05), взаимопомощь в группе (85,0±4,1 против 40,7±7,7; р<0,05), возможность высказаться для всех членов группы (87,3±4,2 против 15,7±5,1; р<0,01), ясность конечной цели работы группы (94,3±2,7 против 47,3±7,0; р<0,01), конструктивный характер обсуждения проблемы (75,6±5,0 против 51,2±7,1; р<0,05).

Таким образом, результаты экспериментального внедрения инновационных методов в учебный процесс показывают значительный рост мотивации к овладеванию знаниями, а также возможность сокращения учебного времени на освоение базовых предметов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаци Э. Человек как предмет философии. // Вопр. философии. — 1989. — №2. — С. 30.

2. Видт И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей. // Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 32-38.

3. Костенко О.В. Профессиональная педагогическая культура как основополагающий фактор модерниза-

ции профессионального образования. // Педагогика. — 2007. — №3. — С. 25-28.

4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Библиотека практической психологии: Практическое пособие. — М.: АСТ, 2000. — 430 с.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1986. — 208 с. Таблица 1

Информация об авторах: 665827, Иркутская обл., г. Ангарск, 12а микрорайон, д. 3, а/я 1170;

тел. (395-5) 554085, 554090; e-mail: [email protected], pankov [email protected] Ефимова Наталья Васильевна — заведующая лабораторией, старший преподаватель, д.м.н., Панков Владимир Анатольевич — заведующий кафедрой, заведующий лабораторией, д.м.н.

© ЛЕНОК Г.В., МЕНЬШИКОВА Л.В., КОЛЕСНИКОВА Е.Б. — 2010

ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОБЛЕМЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Г.В. Ленок *, Л.В. Меньшикова2, Е.Б. Колесникова 3 (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, Иркутск, Россия)

Резюме. Подготовка врачей общей практики — к работе по раннему выявлению и работе с инфицированными ВИЧ проводится с использованием современных инновационных технологий. Это является важным фактором сдерживания эпидемии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: врачи общей практики, подготовка кадров, ВИЧ-инфекция, эпидемия, инновационные технологии

TRAINING OF PHYSICIANS OF THE GENERAL PRACTICE ON THE PROBLEM OF HIV-INFECTION

G. V. Lenok, L. V. Menschicova, E.B. Kolesnikova (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education, Irkutsk, Russia)

Summary. The training of general practitioners — to the work with an early revealing and work with patients infected by HIV is conducted with the use of modern innovative technologies. It is the important factor of suppression of epidemic.

Key words: general practitioners, training of personnels, HIV-infection, epidemic, innovative technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.