№ 2 - 2012 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 617-089.5:378.147
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ
Н.Л. Елизарьева, А.Н. Шмаков, В.Н. Кохно, В.И. Кондаков, Л.А. Соловьева
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (г. Новосибирск)
Цель: повышение активности познавательной деятельности студентов путем применения имитационных игр при изучении анестезиологии и реаниматологии. Сравнили оценки входного и выходного тестового контроля в двух группах, в одной из которых применили имитационную игру. Оценивали информативность занятия, степень активизации деятельности обучающихся и создания эмоционального настроя. Независимо от уровня остаточных знаний применяемые методики преподавания были достаточно эффективны. Во время имитационной игры обучающиеся усваивали новые знания, умения, проявляя к этому больший интерес. Использование современных технологий обучения позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и моделировать элементы профессиональной деятельности.
Ключевые слова: имитационная игра, познавательная деятельность студента,
анестезиология-реанимация, современные технологии педагогического процесса.
Елизарьева Наталья Львовна — доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 315-96-35, e-mail: [email protected]
Шмаков Алексей Николаевич — доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 315-96-35, e-mail:
Кохно Владимир Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 346-56-91, e-mail: [email protected]
Кондаков Владимир Ильич — кандидат медицинских наук, доцент кафедры
анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 315-96-35, e-mail:
Соловьева Лариса Анатольевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 315-96-35, e-mail: [email protected]
Игровое имитационное моделирование различных проблем и конкретных ситуаций — идея XX века, которая с легкой руки американцев в 1956 году получила название «деловые игры» (business games). В отличие от западных стран в России игровая имитация профессиональной деятельности врача используется в качестве методики активного обучения в системе высшего образования, в том числе постдипломного [ 1]. Смысл учебной игровой имитации заключается в воспитании у студента и врача практического умения дифференциальной диагностики клинически сходных заболеваний, экономного установления достоверного диагноза и оптимального лечения больного в кратчайшие сроки [2].
Анестезиология и реаниматология является одной из наиболее динамично развивающихся медицинских дисциплин. Постдипломное профессиональное обучение предполагает предварительное знакомство с основами данной специальности на 5-6 курсах медицинского вуза. Однако традиционные аудиторные занятия по отдельным блокам анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии в силу академичности недостаточно отражают профессиональную специфику специальности и не воспитывают у студентов навык принятия решений в условиях дефицита времени и исходных данных [3]. Поэтому мы считали актуальным внедрение в учебный процесс имитационных игровых ситуаций, типичных для врача анестезиолога-реаниматолога.
Имитационная игра, дизайн которой отражён на рис. 1, была применена нами на занятиях «Методы общей анестезии. Подготовка больного к операции и анестезии». Практическая часть занятия по этой теме проходит в операционной, где студенты наблюдают за течением общей анестезии, оценивая клинические признаки и показатели мониторинга дыхания и кровообращения. Были выделены две группы. В группе 1 (n = 12) имитирована реальная ситуация визита анестезиолога, принятия решения о методе анестезии, реализации данного решения, поведения при возникновении внештатной ситуации. Время проведения игры: 1,5 часа. В группе 2 (n = 1 4) процесс аудиторных занятий
и самоподготовки при активном участии преподавателя закончен традиционным обсуждением результатов наблюдений и теоретического материала. Результаты отражали во входных и итоговых тестовых заданиях и оценивали по пятибалльной системе.
Рис. 1. Ход имитационной игры «Плановая общая анестезия»
Межгрупповое сравнение оценок проводили по критерию Манна-Уитни, оценку результата «до — после» (т. е. результаты входного и выходного контроля) по критерию Уилкоксона.
В табл. 1 сравниваемые результаты приведены в виде средних и стандартных отклонений. Оценки достоверно повысились после проведения занятий в обеих группах: для группы 1 W = —21,0; р < 0,032; для группы 2 W = —36; р < 0,024. При этом на этапах входного и выходного контролей различий между группами по критерию Манна-Уитни не отмечено, из чего можно сделать вывод, что независимо от уровня остаточных знаний обе применённые методики преподавания были достаточно эффективны, т. е. занятие в форме имитационной игры не выявило преимуществ при формальной оценке.
Таблица 1
Оценки входного и выходного контролей в выделенных группах (М ± о)
Гр>ипы Опенки Медиана
Гргппа 1 Входной контроль 3 - 0,8528 3
(и = 12) Выходной хонтроль 4Д67 і 0,7177 4
Группа 2 Входной ыонгро.чь 3;143 = 0;7“03
(и -14) Выгодной контроль 41 0,6794 4
На следующем этапе провели оценку обратной связи методом анонимного анкетирования студентов по форме, приведённой в табл. 2.
Таблица 2
Анкета
№ п п Показатель Баллы
1 Мне ясно, с какой целью проводятся занятия
А* Если преподаватель 1адает вопросы, Я ндтохываюсь над ними, пытайсь ответить
■"і І На снятии я в хорошем настроении, занимался с интересом
4 На зднятин я узнал новое лдя себя
5 На занятии я был активным, выполнял залання, приложенные препо д аз ател ем
6 Мне кажется, что преподаватель относится ко мне с довернем и ^ва^ением
? Я оорашал внимание на. рекомендации преподавателя по самостоятельной раооте над предметы
5 Я яла вал вопрось: преподавателю, если мне что-то было не понятно
5 Я не отвлекался на снятии. не занимался посторонними делами
10 Я бы мотел, чтобы завяли проводились в такой ф^рме
Возможные оценки от «0» (крайне негативная оценка) до «6» (предельно позитивная оценка). Пункты 1, 4, 7 характеризовали информационную составляющую оценки, пункты 5, 8, 9 характеризовали активность студента, пункты 2, 3, 6 — эмоциональный настрой. Для каждого участника оценивали средние арифметические сумм перечисленных блоков. Пункт 10 оценивали отдельно. Результаты оценки, представленные в табл. 3 в виде средних и стандартных ошибок, сравнивали по критерию Манна-Уитни.
Таблица 3
Результаты анкетирования в выделенных группах (М ± о)
Критерии Гр\лша 1 (И= 12) Гртпа. 2 (и =1-0 Т-тест Манна-Уитни
Информационная составляющая 5,09 = 0:432 А.26- 0=бВ1 221.5 (Р = 0,002)
Активизация деятел ьн о стн общающихся 4,53 = 0.436 2.Й2= 0,444 246,0 (Р = о=ооо>
С оздание эмоционального насіроя 5,04 = 0,303 3,85= 0.697 241т5 (Р = 0.000)
оы хотел, чтобы занятия провозились в такой форме»; 5,67 = 0Ц887 ■ї=07 = 0=б 16 231.5 (Р = 0.000)
Как видно, по всем составляющим студенты группы 1 оценили качество занятия значимо выше, чем студенты группы 2, что хорошо иллюстрирует привлекательность обучения в форме имитационной игры для обучающихся [4].
Отдалённый результат оценивали через 9 месяцев с момента описанного занятия. Для проверки остаточных знаний на шестом курсе студентам данных групп были предложены 33 вопроса в форме тестовых заданий по теме «Общая анестезия». Оценивали число участников, правильно ответивших на 26 и более вопросов (80 %). В группе 1 таких было 10, в группе 2 — 5. Различие статистически значимо (х2 = 4,210; р = 0,04). Таким образом, практическое занятие в форме имитационной игры продемонстрировало положительное влияние на закрепление полученных знаний.
Выводы:
1. Имитационные игры имеют преимущество перед традиционными методами ведения практических занятий по анестезиологии и реаниматологии (курация, наблюдение).
2. Формальные оценки по результатам ответов и тестирования не отражают мотивацию обучающихся к самообразованию.
3. Метод имитационной игры принципиально сравним с обучением на симуляторе, будучи значительно дешевле.
4. Целесообразно изучение эффективности метода имитационной игры при обучении основам интенсивной терапии.
Список литературы
1. Активные методы обучения студентов: практическое руководство / Отв. за выпуск И. М. Лоханина, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева. — Ярославль : ЯрГУ, 2005 — 118 с.
2. Андреев В. И. Основы педагогики высшей школы : учебное пособие / В. И. Андреев. — Минск : РИВШ, 2005. — 194 с.
3. Лыгина Н. И. Деятельность преподавателя высшей школы : «нормы» качества,
самооценка, планирование : рекомендации преподавателям : учебное пособие для преподавателей. Модуль III. Организация познавательной деятельности обучающихся / Н. И. Лыгина, Е. Ю. Чернова. — Новосибирск : Изд-во
«Сибмедиздат», 2009. — 60 с.
4. Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 384 с.
TRAINING SIMULATION GAME AS THE WAY OF ACTIVIZATION OF INDEPENDENT ACTIVITY OF TRAINEE AT ANESTHESIOLOGY
RESEARCH
N.L. Elizarieva, A.N. Shmakov, V.N. Kokhno, V.I. Kondakov, L.A. Solovyeva
SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)
Purpose is the increasing of the cognitive activity potency of students using the simulation games at study of anesthesiology and critical care medicine. There were compared the evaluations of input and output test control in the two groups, in one of which the simulation game was used. Also there was evaluated the information content of classes, the degree of students activation and emotional mood creation. The teaching methods used were quite effective in spite of the knowledge level result. During a simulation game students have assimilated new knowledge, skills, showing more interest. The usage of modern learning technologies can enhance cognitive activity of students and can model the elements of professional activity.
Keywords: simulation game, cognitive activity of students, anesthesiology and critical care medicine, modern teaching methods.
About authors:
Elizarieva Natalia Lvovna — doctor of medical sciences, professor of anaesthesiology and critical care medicine chair of medical faculty of SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 315-96-35, e-mail:
Shmakov Alexey Nikolaevich — doctor of medical sciences, professor of anesthesiology and resuscitation chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 315-96-35, e-mail: [email protected]
Kokhno Vladimir Nikolaevich — doctor of medical sciences, the professor, the head of anesthesiology and resuscitation chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 346-56-91, e-mail: [email protected]
Kondakov Vladimir Ilyich — candidate of medical sciences, assistant professor of anesthesiology and resuscitation chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 315-96-35, e-mail: [email protected]
Solovieva Larisa Anatolievna — candidate of medical sciences, assistant professor of anesthesiology and resuscitation chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 315-96-35, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Active methods of students training: practical guidance / Man. I. M. Lokhanin, M. M. Kashapov, N. V. Klyueva. — Yaroslavl: YaRGU, 2005 —118 P.
2. Andreev V. I. Bases of pedagogics of high school: manual / V. I. Andreev. — Minsk: RIHS, 2005. — 194 P.
3. Lygina N. I. Activity of high school teacher: «standards» of quality, self-rating, planning:
references to teachers: manual for teachers. Module III. Organization of cognitive activity of students /N. I. Lygina, E. Y. Chernova. — Novosibirsk: Publishing house
«Sibmedpubhouse», 2009. — 60 P.
4. Mukhin S. A. Nonconventional pedagogical technologies in training / S. A. Mukhin, A. A. Solovev. — Rostov-on-Don / D: Phoenix, 2004. — 384 P.