УДК 373.3
DOI 10.52575/2712-7451-2024-43-3-317-332
Опыт использования детской журналистики в формировании коммуникативной культуры старших дошкольников
Халимдарова Г.Р., Шадрина Л.Г.
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Россия, 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5 [email protected]; [email protected]
Аннотация. Коммуникативная культура выступает важным качеством в структуре личности старшего дошкольника, отвечающим за способность личности выстраивать гармоничные отношения, основанные на взаимопонимании, доверии и нравственном отношении к окружающим. Одним из средств ее формирования является детская журналистика, потенциал которой недостаточно раскрыт в теории и практике дошкольной педагогики. Целью исследования является описание опыта и экспериментальная проверка эффективности детской журналистики как средства формирования коммуникативной культуры старших дошкольников. В исследовании использовались диагностические методики определения уровней сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников по компетенциарному, эмоционально-ценностному, поведенческому и рефлексивному компонентам. Результаты диагностики показали необходимость проведения комплексной работы по формированию коммуникативной культуры у дошкольников. Детская журналистика предполагает работу по подготовке и проведению интервью, деятельности по организации, планированию, разработке и созданию оригинального медиапродукта в группе детей под руководством взрослого. Реализация разработанной системы проектов подтвердила эффективность формирования коммуникативной культуры старших дошкольников средствами детской журналистики (подготовка и проведение интервью; организация, планирование, разработка и создание оригинального медиапродукта под руководством взрослого).
Ключевые слова: коммуникация, общение, старший дошкольный возраст, медиа, интервью
Для цитирования: Халимдарова Г.Р., Шадрина Л.Г. 2024. Опыт использования детской журналистики в формировании коммуникативной культуры старших дошкольников. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(3): 317-332. БОТ: 10.52575/2712-7451-2024-43-3-317-332
The Experience of Using Children's Journalism in the Formation of the Communicative Culture of Senior Preschoolers
Gyuzeliya R. Khalimdarova, Lyudmila G. Shadrina
I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, 4/5 Lenin Square, Ulyanovsk 432071, Russia [email protected]; [email protected]
Abstract. Communicative culture is an important quality in the personality structure of an older preschooler, responsible for the ability of a person to build harmonious relationships based on mutual understanding, trust and moral attitude towards others. One of the means of its formation is children's journalism, the potential of which is not sufficiently revealed in the theory and practice of preschool pedagogy. The purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness
© Халимдарова Г.Р., Шадрина Л.Г., 2024
of children's journalism as a means of developing the communicative culture of senior preschoolers. The study used diagnostic methods to determine the levels of development of the communicative culture of senior preschool children in terms of competence, emotional-value, behavioral and reflexive components. The diagnostic results showed the need for comprehensive work to develop a communicative culture among preschool children. Children's journalism involves work on preparing and conducting interviews, organizing, planning, developing and creating an original media product in a group of children under the guidance of an adult. As a result, a system of projects was developed that confirmed the effectiveness of developing the communicative culture of senior preschoolers through children's journalism.
Keywords: communication, senior preschool age, media, interview
For citation: Khalimdarova G.R., Shadrina L.G. 2024. The Experience of Using Children's Journalism in the Formation of the Communicative Culture of Senior Preschoolers. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 43(3): 317-332 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2024-43-3-317-332
Введение
Коммуникативные процессы в современном обществе отличаются высокой интенсивностью, скоростью передачи информации и динамичностью. Ученые говорят о том, что человека XXI века по праву можно назвать homo communicans или «человек общающийся» [Григорьева-Голубева, 2011]. Человеку для успешного взаимодействия с социумом необходимо умение эффективно налаживать коммуникацию с разными людьми, кооперироваться с целью решения конкретной проблемы, быть вежливым и интересным собеседником, способным поддержать беседу и заинтересовать партнера по коммуникации. Наличие обозначенных характеристик в структуре личности является основанием для того, чтобы считать коммуникативную культуру человека сформированной.
Для того, чтобы коммуникативная культура стала устойчивым базисом и структурным компонентом общей культуры, необходимо формировать её с детства. Ученые придерживаются мнения, что наиболее подходящим для успешного развития основных компонентов коммуникативной культуры является дошкольный возраст [Кумова, 2004; Кулешова, 2007; Никифорова, 2008]. Именно в дошкольном возрасте формируются коммуникативные умения, способности и навыки, закладываются модели и паттерны поведения, закрепляются реакции на коммуникативное воздействие со стороны других.
В современной науке не существует единого подхода к определению понятия «коммуникативная культура». По мнению Г.Н. Казаручик [2019], коммуникативная культура старшего дошкольника включает в себя культуру говорения, культуру слушания и эмоциональную культуру. Ведущую роль в структуре коммуникативной культуры у старших дошкольников имеет культура речи. Схожее мнение высказывает О.В. Мележик [2018]. Ученый отмечает, что коммуникативную культуру личности составляют культура мышления, культура речи и культура чувств. Определение коммуникативной культуры Е.В. Руденского [1997] дополнено аспектом культуры жестов и пластики, что указывает на значимость невербального компонента в процессе коммуникации. Несколько иначе осмысливает коммуникативную культуру С.М. Андреева [2003]. В её понимании, она представляет собой сочетание теоретической и практической готовности личности к коммуникации. Анализируя обилие определений разных авторов, можно сделать вывод о сложности, многоаспектности и многоуровневости данного явления.
В нашем понимании коммуникативная культура старшего дошкольника представляет собой совокупность качеств личности, необходимых для успешного сотрудничества и достижения целей коммуникации, в том числе соблюдение дошкольником норм и правил речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками, умение проявить себя
интересным и внимательным собеседником, способность соотносить собственную коммуникацию с общепринятыми эталонами коммуникативного поведения.
Само понятие «детская журналистика» может быть рассмотрено как вид журналистики, предназначенный для детей, то есть разнообразная печатная продукция, которая может нести как чисто развлекательную функцию, так и воспитательную, и познавательную. С другой стороны, детскую журналистику можно рассматривать как деятельность самих детей по созданию медиапродукта.
Влияние детской журналистики на личность ребенка рассматривались в работах Е.А. Акимовой, Н.В. Чаадаевой [2021], С.Н. Десяева, Н.Д. Десяевой [2015], Д.А. Жуковой [2011], Я.О. Козырева, Н.Е. Трепалиной [2022]. Все они сходятся во мнении, что детская журналистика может нести как позитивное, так и негативное влияние на личность ребенка в зависимости от своего содержания. В контексте нашего исследования нас, однако, больше интересует детская журналистика как творческая деятельность самих дошкольников, осуществляемая под руководством педагога.
Анализ научных источников по вопросу использования детской журналистики в обучении и воспитании дошкольников показал большое количество и разнообразие подходов практического применения средств детской журналистики, однако отмечается недостаточность теоретической базы. Так, в исследовании В.В. Гордеевой и В.Д. Черенковой [2021] освещен опыт использования средств детской журналистики в познавательно-речевом развитии дошкольников. Исследователи отмечают, что работа детского клуба «Газета Лепесток» позволила существенно повысить такие коммуникативные умения дошкольников, как умение поддерживать диалог, задавать вопросы, пересказывать содержание ответов интервьюируемого, связность и звуковую культуру речи.
Н.В. Коротаева и А.Ш. Читах [2022] предложили культурную практику «Клуб детской журналистики» как средство коммуникативно-речевого развития дошкольников. Само по себе понятие «культурная практика» представляется наблюдением и повторением дошкольниками опыта взаимодействия взрослых, который усваивается посредством деятельности.
А.М. Вербенец [2023] изложила в своем исследовании идею о потенциале визуальной журналистики для активизации познавательного интереса и развития коммуникативных умений дошкольника. Определение «визуальная» было выбрано неслучайно, так как в трактовке исследователя означает использование журналистами фото, видео, зарисовок, использование символьных обозначений для передачи информации. А.М. Вербенец обосновывает данный способ тем, что написание текста и использование диктофона сложны для детей. Отметим здесь, что наши наблюдения, напротив, показывают, что современные старшие дошкольники демонстрируют уверенное пользование разнообразными техническими средствами, а также активный интерес к взаимодействию со «взрослой» техникой. Письменный вариант возможен при участии взрослых и также будет полезен для развития у дошкольников представлений о письменной коммуникации. Таким образом, мы можем предположить, что средства детской журналистики могут быть эффективны в формировании коммуникативной культуры старших дошкольников за счет совокупности методов, применяемых в рамках детской журналистки. К таким методам можно отнести вопросно-ответное взаимодействие дошкольников в ходе интервьюирования, обсуждение и обмен идеями на всех этапах разработки медиапродукта.
Большую роль в организации такой деятельности играют не только педагоги, но и другие особенно значимые для ребенка взрослые - члены его семьи, которые выступают носителями культурных традиций и ценностей, являются «проводниками» ребенка в освоении культурных образцов. Именно от них зависит освоение и активное использование
ребенком в речи форм речевого этикета, умение аргументировано отстаивать свою позицию, презентовать свои идеи окружающим интересно и убедительно, способность оценивать свое коммуникативное поведение адекватно - не обесценивать, но и не преувеличивать свой потенциал собеседника.
К сожалению, данные последних исследований наглядно демонстрируют проблемы в социально-коммуникативном и речевом развитии детей дошкольного возраста [Александрова, Петушкова, 2022]. Нередко можно наблюдать ситуацию, при которой старшие дошкольники не умеют согласовывать свою позицию с позицией сверстника, имеют сложности со вступлением в диалог и его поддержанием, неспособны адекватно оценивать себя как субъект общения. Подобные трудности приводят к тому, что дети становятся агрессивными, жестокими, склонными к авторитарному лидерству либо, напротив, не уверены в себе, излишне застенчивы, замкнуты. Задача педагога найти оптимальное средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников. На наш взгляд, таким средством может стать детская журналистика.
Таким образом, цель исследования заключается в описании опыта и экспериментальной проверке эффективности детской журналистики как средства формирования коммуникативной культуры старших дошкольников.
Объекты и методы исследования
Коммуникативная культура, в нашем понимании, содержит четыре компонента: компетенциарный, критерием которого выступает владение коммуникативными компетенциями, эмоционально-ценностный, критерием которого выступает сформированность личностного типа отношения к сверстнику, поведенческий, критерием которого выступает способность к сотрудничеству и организации общей деятельности, и рефлексивный, критерием которого является адекватная оценка себя как субъекта общения [Халимдарова, 2022].
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа. На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика уровней сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников с учетом компетенциарного, эмоционально-ценностного, поведенческого и рефлексивного компонентов. На формирующем этапе реализовывалась образовательная деятельность с применение детской журналистики. На контрольном этапе проверялась эффективность реализованной деятельности.
Распределение групп исследования обосновано анализом входных данных проводимых диагностик - в МБДОУ детский сад № 139 «Яблонька» (г. Ульяновск) показатели сформированности исследуемого признака оказались приблизительно такими же, как в МБДОУ ЦРР № 231 (г. Ульяновск). В каждую группу вошло 105 детей 6-7 лет. Занятия в контрольной группе были продолжены по традиционной методике.
В исследовании использовались диагностические методики определения уровней сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников по компетенциарному, эмоционально-ценностному, поведенческому и рефлексивному компонентам. Компетенциарный компонент коммуникативной культуры мы исследовали при помощи адаптированной диагностике коммуникативных умений [Ушакова, Струнина, 2021], эмоционально-ценностный компонент - при помощи экспериментальной проблемной ситуации «Раскраска» [Хузеева, 2015], поведенческий компонент -при помощи диагностики Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности» [Урунтаева, Афонькина, 1995], рефлексивный компонент - при помощи адаптированной диагностикой Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение самооценки дошкольников» [Урунтаева, Афонькина, 1995].
Результаты исследования и их обсуждение
Входная диагностика. Результаты входной диагностики показали, что половина дошкольников экспериментальной группы имеет низкий уровень сформированности коммуникативной культуры. Он выражается в недостаточной сформированности коммуникативных умений, редком использовании форм речевого этикета, незнании особенностей культуры и свойственных ей ритуалов общения, неадекватной оценке своей коммуникации и коммуникации сверстников.
Описание формирующего опыта. В результате анализа данных входной диагностики было принято решение о включении в деятельность дошкольников детской журналистики. Тематика мини-проектов была следующая: «Профессия журналист» (вводный проект), «Новогодние традиции», «Наши защитники», «Профессии наших мам», «Масленица. Секреты вкусных блинов». Выбор тематики обоснован особой ролью праздников в жизни ребенка. Праздник - это событие, которое оставляет яркие воспоминания и может надолго увлечь дошкольника.
Первый шаг в разработке проекта - это подготовка самого педагога. Он должен хорошо ориентироваться в тематике будущей разработки. Так, в проекте «Наши защитники» на подготовительном этапе необходимо уточнить понимание детьми слов «защитник», «родина», «страна», «отечество», и в случае затруднения педагог должен доступно объяснить дошкольникам их значение. Чтобы увлечь детей, педагог должен не только хорошо разбираться в понятиях, которые будут активно употребляться в процессе взаимодействия в группе, но и быть осведомленным в традициях празднования, интересных фактах, в том числе исторических. Можно задать такие вопросы: «Знаете ли вы, ребята, как называются двери в танках?», «Какие войска носят голубые береты?», «Известно ли вам, что 23 февраля - это не только праздник мужчин, но и праздник женщин, которые являются военнослужащими или принимали участие в военных действиях?» Подобные вопросы стимулируют интерес и способствуют диалогу. После небольшого информационного блока, который предполагает не монолог педагога, а беседу с дошкольниками, необходимо сформулировать проблему. Важно понимать, что дети старшего дошкольного возраста не могут самостоятельно сформулировать проблему проекта, которая будет освещена в журнале. Необходимо их навести на нее, подчеркнуть репликой возникшее затруднение.
Сделать это можно так: «А кто из вашей семьи служил в армии?» После некоторых ответов зададим следующий вопрос: «А какая у папы/дедушки/брата была военная профессия?» Зачастую этот вопрос вызывает затруднение у дошкольников. Далее можно продолжить беседу таким вопросом: «Какие задачи выполняют десантники? Ракетчики? Танкисты? Пограничники?», «Что им необходимо, чтобы нести службу?».
Столкнувшись с затруднением, предлагаем дошкольникам подумать о том, как мы можем узнать интересующую нас информацию. Это и является отправной точкой по созданию нового выпуска журнала.
Вторым шагом по созданию медиапродукта являлось определение рубрик будущего журнала. В процессе обсуждения пришли к мнению, что удачными вариантами будут «Фоторепортаж», «Интервью с защитником», «Поздравления», «Интересные факты».
Т р е т ь и м ш а го м по созданию медиапродукта является распределение дошкольников по поисковым группам. Отметим, что первые проекты «Профессия журналист», «Традиции Нового года» нуждались в большем вмешательстве педагога в процессе организации и координирования. Постепенное наращивание опыта взаимодействия в группе позволило дошкольникам проявить самостоятельность и инициативу в определении ролей.
Распределение ребят по журналистским профессиям выглядело следующим образом:
Педагог: Нам понадобится 5 корреспондентов. Вы помните, что должны делать корреспонденты?
Маша: Брать интервью!
Лиза: Можно мне в этот раз быть корреспондентом? Пожалуйста. Я к дедушке в выходные поеду в деревню, у него медали есть, он интересно расскажет.
Маша: И мне тоже, я в тот раз фотографом была.
Катя: Пускай Алина тоже будет. Она еще ни разу не была.
Лиза: Тогда я, Маша, Алина. Кто с нами еще хочет?
Ваня: Можно я буду? У меня папа тоже в армии был, но я не помню кем.
Артем: Я тоже с Ваней!
Катя: Ты, Артем, уже два раза был корреспондентом. Надо и другим давать. Вон Костя ни разу не был.
Артем: Ладно, а я тогда что делать буду?
Маша: А ты поздравление напиши.
Артем: Я лучше фотографом буду. У меня телефон есть, чтобы снимать.
Распределив роли для интервью, мы сосредоточили работу над формулированием вопросов к респондентам. Было решено, что вопросы будут следующими.
1. Как называются войска, в которых проходила служба?
2. Какой случай был самым интересным и запоминающимся из службы в армии?
3. Почему важна служба в армии?
4. Какими качествами должен обладать будущий защитник Отечества?
5. Если будет необходимость, готов ли ты снова призваться в ряды армии?
Формат интервью, в частности его вопросно-ответная форма, имеет большой
потенциал в формировании коммуникативной культуры старшего дошкольника. Во-первых, дошкольники учатся находить или создавать оптимальные, то есть подходящие для собеседника, условия для интервьюирования.
Во-вторых, дошкольники учатся планировать коммуникацию. Задумываются над тем, с чего начать диалог, как его с интересом поддержать, как вежливо закончить. Чаще всего использовались следующие формулировки: «Здравствуйте. Это корреспондент журнала "ЖУРавлик". Можно задать Вам несколько вопросов?» С целью поддержания беседы использовались реплики, демонстрирующие заинтересованность интервьюера. Например, «расскажите поподробнее, пожалуйста!», «это очень интересно», «нашим читателям важно это узнать», «поделитесь с нами своим мнением». Закончить беседу можно так: «спасибо за интересную беседу», «благодарим за уделенное внимание».
В-третьих, дошкольники в процессе общения учатся использовать не только вербальные средства и формы речевого этикета. Изначально педагог обращает внимание детей на необходимость контролировать позу, мимику и жесты в момент общения. Подчеркивает, что улыбка украшает лицо, располагает собеседника, помогает начать разговор.
Четвертым шагом является обсуждение промежуточных результатов. Необходимо напомнить дошкольникам о том, что обмениваться мнениями нужно вежливо, недопустимо перебивать говорящего, кричать, отвлекаться во время диалога. Дошкольники должны осознавать, что свое мнение необходимо отстаивать спокойно и аргументированно. В то же время нужно проявлять доброжелательность, сочувствие, готовность уступить или помочь в случае затруднения товарищу.
При подготовке праздничной газеты был отмечен живой интерес детей и родителей. На снимках для фоторепортажа запечатлены повседневные и рабочие моменты из жизни пап и дедушек. Особенно запоминающимся для детей стала демонстрация фотографий, посвященных увлечениям пап, - занятия спортом, походы на культурные события, домашнее мастерство, садоводство и огородничество, коллекционирование. Дети с удовольствием и гордостью делились информацией. Эти фотографии было решено оформить на первой полосе будущей газеты.
Работа над интервью была более индивидуализирована, так как ключевым требованием для интервьюируемых было наличие в биографии службы в армии. Дошкольники с интересом задавали вопросы и записывали ответы на диктофон. Во время прослушивания записей с другими детьми было отмечено, что большинство интервьюеров задавали вопросы правильно, внимательно слушали своих собеседников, не перебивали, поддерживали в процессе диалога. Педагог на данном этапе подсказывает, какие еще уточняющие вопросы можно задать в ходе интервью. При необходимости к проведению интервью возвращаются, дорабатывают его.
Рубрика «Поздравления» содержала тексты, написанные в формате прозы и стихов для защитников Отечества. Дошкольники учились через поздравления папам, дедушкам и другим защитникам подбирать правильные речевые конструкции, формулировать свою мысль доступно, красочно и эмоционально, выражать чувства благодарности и признательности другим людям.
Пятым шагом является оформление материала для выпуска газеты. Здесь не обойтись без помощи детей, которые «работают» корректорами, редакторами, дизайнерами, художественными оформителями. В этой работа не менее важно умение договариваться, способность принимать решения сообща, понимать чувства другого. В процессе деятельности оформителей разрабатывается цветовое оформление, графические атрибуты (виньетки, рамки, шрифты, заголовки и т.д.).
Шестым шагом является взаимодействие педагога и дошкольников с программной средой Microsoft Office Publisher. С помощью данной программы мы имеем широкие возможности в создании электронного макета будущей газеты. Программа содержит большое количество готовых шаблонов, которые существенно упрощают работу, делают управление интуитивно понятным, позволяет создавать яркие и красочные журналы.
Седьмой шаг - презентация медиапродукта аудитории. В качестве зрителей выступают семьи дошкольников, специалисты детского сада, дошкольники других групп. Аудитория не только слушает выступающих, но и может задавать вопросы после презентации.
Восьмой шаг - рефлексия - один из наиболее важных моментов в деятельности по формированию коммуникативной культуры старших дошкольников. Подчеркнем, что организованная нами деятельность направлена не только и не столько на создание творческого продукта дошкольниками, сколько на развитие делового сотрудничества с товарищами, ориентации на партнера, получение удовольствия от общения и коллективного труда. На наш взгляд, целесообразно провести рефлексию спустя 1-2 дня после презентации. Такой промежуток даст дошкольникам возможность наиболее объективно оценить себя как собеседника. Беседу проводят индивидуально. Можно предложить старшим дошкольникам следующие вопросы для размышления: «Какое настроение у тебя сейчас, когда ты вместе с ребятами сделал такой интересный журнал?», «Легко или сложно тебе было брать интервью/выбирать интересный материал/искать фотографии/фотографировать? Почему?», «Легко или сложно тебе было обсуждать с другими ребятами предстоящую работу? Случались ли ссоры в такие моменты? Почему?», «С кем из ребят тебе больше всего понравилось работать над проектом? Почему?», «Какое качество тебе помогло на протяжении работы, а какое наоборот мешало?» [Халимдарова, Шадрина, 2023]. Вопросы позволят не только оценить степень коммуникативной рефлексивности дошкольника, но и наметить траекторию дальнейшей работы.
Критериально-уровневый инструментарий. С учётом сформулированного нами определения коммуникативной культурыбыли выделены основные компоненты, критерии и показатели коммуникативной культуры старших дошкольников (табл. 1).
Таблица 1 Table 1
Критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников
Criteria, indicators and levels of formation of communicative culture of senior preschool children
Компетенциарный компонент
Критерии Уровни Показатели
высокий - дошкольник стремится проявить себя интересным собеседником, доброжелателен и инициативен в беседе, умеет слушать других и поддерживать тему разговора, способен аргументировано отстаивать собственную точку зрения, высказывать и достойно принимать критику, презентовать свои идеи и взгляды; - дошкольник знает и умеет использовать в зависимости от коммуникативной ситуации правила вежливого общения и поведения; - дошкольник строит общение с учетом ситуации, ориентируется на собеседника
Владение коммуникативными компетенциями средний - дошкольник стремится проявить себя интересным собеседником, умеет слушать партнера по коммуникации, доброжелателен в общении; - дошкольник не всегда проявляет инициативу, не обладает способностью убедительно презентовать свои идеи, пользуется некоторыми формами речевого этикета
низкий - дошкольник малообщителен, не стремится проявлять инициативу в общении, не умеет поддерживать диалог, практически не использует формы речевого этикета; - в коммуникации не ориентируется на собеседника, критику выражает и воспринимает неадекватно; - испытывает значительные трудности с презентацией своих идей, не стремится заинтересовать, привлечь, убедить
Эмоционально - ценностный компонент
Сформированное^ высокий - у дошкольника преобладает чувство «общности» над обособленным, конкурентным отношением к сверстнику (понятие Е.О. Смирновой); - дошкольник проявляет доброжелательность, эмпатию, сопереживание другим, уважителен по отношению к собеседнику
личностного типа отношения к сверстнику средний - дошкольник проявляет интерес к деятельности и коммуникации; - в совместной деятельности и коммуникации готов действовать на пользу другим только в случае равноценного вклада со стороны партнера по общению.
низкий - дошкольник слабо заинтересован во взаимодействии со сверстниками, проявляет конкуренцию, сфокусирован на собственной выгоде.
Окончание табл. 1 End of Table 1
Критерии Уровни Показатели
Поведенческий компонент
Способность к сотрудничеству и организации общей деятельности высокий - дошкольник способен планировать, организовывать и оценивать общую деятельность; - дошкольник способен работать в команде, умеет отстаивать собственную точку зрения, конструктивно решать конфликтные ситуации без привлечения взрослых, склонен искать компромиссные решения
средний - дошкольник способен планировать, организовывать совместную деятельность, стремится искать компромиссные решения; - в конфликтных ситуация прибегает к помощи взрослых
низкий - дошкольник не способен спланировать, организовать и адекватно оценить совместную деятельность; - в конфликтных ситуациях не стремится к аргументации, прибегает к помощи взрослых для решения споров
Рефлексивный компонент
высокий - дошкольник без труда способен оценить и соотнести с образцами принятыми в обществе свои знания, умения, качества в области коммуникации; оценка себя как потенциального собеседника адекватна и логично обоснована
Адекватная оценка себя как субъекта общения средний - дошкольник адекватно оценивает себя как собеседника, но может недостаточно аргументировать свою оценку, испытывает сложности с перечислением своих коммуникативных качеств
низкий - самооценка себя как собеседника занижена (выражает неуверенность в своих качествах, отсутствие подтверждения с учетом анализа реальных фактов) или завышена (отсутствие критичности в своих суждениях, самоуверенность)
Описание и интерпретация результатов исследования
В ходе обработки данных повторной диагностики были получены результаты, представленные в таблице 2 (табл. 2) и на рисунке (см. рисунок). В целом данные констатирующего этапа демонстрируют приблизительно одинаковые уровни сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах. Наиболее низкие результаты были получены при диагностике компетенциарного компонента (61 % в экспериментальной группе, 50,5 % - в контрольной). Было отмечено, что дошкольники с низким уровнем сформированности компетенциарного компонента имеют выраженные сложности с вхождением в контакт и поддержанием диалога, такие дети редко используют формы речевого этикета, могут отвлекаться от темы беседы, переходить на другие темы.
Уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента на констатирующем этапе эксперимента оказался преимущественно средний в экспериментальной и контрольной группах (41 % - в экспериментальной, 38,1 % - в контрольной).
Таблица 2 Table 2
Соотношение уровней сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента The ratio of the levels of formation of the communicativeculture of olderpreschoolers of the controlandexperimentalgroupsat the controlstage of the experiment
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий 23 (22 %) 39 (37,1 %) 25 (23,8 %) 32 (30,5 %)
Средний 37 (35,2 %) 51 (48,6 %) 40 (38,1 %) 41 (39 %)
Низкий 45 (42,8 %) 15 (14,3 %) 40 (38,1 %) 32 (30,5 %)
Это выражалось в том, что дошкольники, хотя и проявляли выраженный интерес к действиям сверстника, однако присутствовала неадекватная реакция на похвалу/замечание со стороны педагога к партнеру. Такая неадекватная реакция часто сочеталась с нежеланием уступать сверстнику, длительными колебаниями или уступками только с условием равноценного обмена. Низкий уровень превалирует над высоким уровнем в обеих группах, что выражается в отсутствии интереса к действиям сверстника или игнорировании просьбы собеседника.
Данные констатирующей диагностики поведенческого компонента коммуникативной культуры показали преимущественно средний уровень сформированности (40 % -в экспериментальной, 44,8 % - в контрольной). Дошкольники способны увлечь сверстников общей целью, могут красочно и подробно описать план и перспективы совместной деятельности, следят за соблюдением правил, однако не всегда адекватно реагируют на их нарушения. Самостоятельное решение конфликтов часто деструктивное, сопровождается спорами, грубостью, обидами. Высокий уровень сформированности поведенческого компонента коммуникативной культуры незначительно превышает низкий уровень. Результаты констатирующего этапа диагностики рефлексивного компонента коммуникативной культуры старших дошкольников демонстрируют преимущественно низкий и средний уровни. В экспериментальной группе: 44,8 % - низкий, 36,2 % - средний. В контрольной группе: 37,1 % - низкий, 41 % - средний. Дошкольники обеих групп зачастую демонстрируют как завышенную, так и заниженную оценку коммуникативных способностей, испытывают выраженные сложности с сопоставлением себя с «портретом хорошего собеседника».
Таким образом, данные, полученные нами в ходе диагностики, согласуются с исследованиями С.Е. Приваловой. Данные, представленные ученым, демонстрируют преимущественно низкий уровень (42 %) сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников [Привалова, 2016, с. 197]. С.Е. Привалова отмечает, что при взаимодействии с другими людьми старшие дошкольники зачастую не имеют четких представлений о социально приемлемых действиях. Уровень усвоения способов действий при взаимодействии со взрослым и сверстником у старших дошкольников преимущественно средний (54 %) [Привалова, 2016, с. 196]. Отмечено, что дошкольники, испытывающие затруднения в коммуникации, зачастую обращаются за помощью к взрослому для решения коммуникативных задач [Привалова, 2016]. Данные наблюдения находят подтверждение в нашем исследовании, в частности при диагностике поведенческого компонента коммуникативной культуры в экспериментальной и контрольной группах (см. рисунок).
60
Экспериментальная
50
группа 48,6
Контрольная группа
40
■ Высокий
30
■ Средний
■ Низкий
20
10
0
Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный
Соотношение уровней сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента The ratio of the levels of formation of the communicative culture of older preschoolers of the control and experimental groups at the control stage of the experiment
Как видно на рисунке, уровень сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников экспериментальной группы существенно повысился на контрольном этапе эксперимента. Изменения уровня сформированности компетенциарного компонента коммуникативной культуры старших дошкольников выражаются в том, что у дошкольников достаточно целостно сформированы представления о системе языка и формах речевого этикета, принятых в социуме. Дошкольники умеют адекватно ситуации использовать формы вежливого общения, имеют представления об особенностях национальной культуры и связанных с ней коммуникативных традиций, обычаев и ритуалов.
Изменения уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента выражаются в сформированной в достаточной мере способности не только слушать собеседника внимательно и с выраженным интересом, но и умение услышать собеседника, сопереживать, сочувствовать, а также выражать это в речевых формулах. Высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента также означает преобладание чувства общности над «конкурентным» отношением к сверстнику [Смирнова, 2019]. Это, однако, совсем не исключает способность дошкольника отстаивать собственные интересы и умение презентовать свои идеи, но предполагает вежливую и спокойную аргументацию.
Изменения уровня сформированности поведенческого компонента коммуникативной культуры выражаются в улучшении у дошкольников способности выбирать и в достаточной мере использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, организовывать, вступать, заканчивать, регулировать и планировать совместную работу, умения работать сообща, коллективно и слаженно.
Изменения уровня сформированности рефлексивного компонента коммуникативной культуры старшего дошкольника выражаются в развитой способности ребенка оценивать себя как субъект коммуникации. Другими словами, дошкольник способен адекватно оценить свои коммуникативные знания, умения, навыки и способности, а также соотнести их с образцами, которые приняты в обществе. Коммуникативная рефлексивность играет очень важную роль в структуре коммуникации дошкольника. Именно благодаря её сформированности в структуре личности, дошкольник задается вопросами: «Достаточно ли я хороший собеседник?», «Какие мои качества привлекательны для общения, а какие, наоборот, отталкивают?», «Способен ли я выслушать партнера по общению внимательно и с интересом?»
Для подтверждения нашего предположения об эффективности применения детской журналистики в формировании коммуникативной культуры старших дошкольников в экспериментальной группе используем средства математической статистики.
По таблице находим значения ф1 и ф2, соответствующие процентным долям в каждой группе. Для 85,7 % ф1 = 2,366 , для 69,5 % ф2 = 1,971
Найдем ф , которое можно вычислить по формуле:
ф = |ф1- ф2| * I-^2.
эмп ^ 1 + п2
Получается:
ф = |2,366 — 1,971| * I105 * 105 - 0,395 *7,24 - 2,862.
^эмп 1 ' 1 -vj 105 + 105
При подсчете мы получили, что ф - 2,862. Такое эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости. В связи с этим нулевая гипотеза отвергнута и принята альтернативная гипотеза: доля старших дошкольников, у которых выявлен исследуемый эффект, в группе, в которой осуществлялась журналистская деятельность в формате проекта «ЖУРавлик», больше, чем в группе обучающихся, где программа «ЖУРавлик» не реализовывалась, то есть уровень сформированности коммуникативной культуры у старших дошкольников, входивших в экспериментальную группу и участвовавших в опытно-экспериментальной работе, выше, чем в контрольной группе детей, не участвующих в формирующем эксперименте.
Следующим этапом нашего исследования было подтверждение эффективности сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников при помощи ф* -углового преобразования Р. Фишера у детей экспериментальной группы, участвующих в проекте «ЖУРавлик», на стадии констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
По таблице критических значений критерия ф-Фишера [Остапенко, 2010, с. 73] находим значения ф1 и ф2, соответствующие процентным долям в каждой группе. Для 57,1% ф1=1,713, для 85,7% ф2=2,366.
Найдем ф , которое можно вычислить по формуле:
ф = |ф1 — ф2| * ЕНд2.
эмп ^ 1 J + п2
Получается:
ф = |1,713 — 2,366| * I105 * 105 - 0,653 * 7,24 - 4,73.
эмп 105 + 105
Полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости.
Нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза: доля дошкольников, у которых наблюдается проявление исследуемого эффекта на момент окончания эксперимента, выше, чем на момент начала эксперимента, то есть уровень сформированности коммуникативной культуры в группе детей, участвовавших в проекте «ЖУРавлик», выше на момент окончания эксперимента, чем на момент начала эксперимента.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что детская журналистика, а именно деятельность дошкольников, связанная с интервьюированием, планированием совместной деятельности, обсуждением полученных результатов, созданием медиапродукта и т. д., способствует повышению коммуникативной культуры старших дошкольников. Полученные нами данные дополняют существующие представления о возможностях детской журналистики в связи с коммуникативным развитием дошкольников.
Заключение
Таким образом, использование средств детской журналистики в процессе формирования коммуникативной культуры старших дошкольников показало свою эффективность. По результатам повторной диагностики можно сделать вывод о том, что заметное улучшение наблюдается по всем компонентам в структуре коммуникативной культуры старшего дошкольника, а именно компетенциарном, эмоционально-ценностном, поведенческом, рефлексивном. Разработанные нами мини-проекты демонстрируют принципиально новый подход к возможной направленности использования средств детской журналистики. Организованная нами работа позволила реализовать такое взаимодействие педагогов, дошкольников и семьи, при котором дети существенно развивают свой коммуникативный потенциал, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, осуществлять коммуникацию, базируясь на представлениях об уважении, гуманном отношении, достоинстве личности человека.
Перспективу нашего исследования мы видим в расширении тематики проектов по детской журналистике, а также расширении представлений о возможностях использования нашего средства в дополнительном образовании дошкольников.
Список литературы
Акимова Е.А., Чаадаева Н.В. 2021. Детская журналистика как фактор развития творческих
способностей ребенка. Вестник Калужского университета, 1: 157-159. Александрова Н.С., Петушкова О.А. 2022. Коммуникативно-речевые умения старших дошкольников: диагностика и планирование развивающей работы. Вестник Вятского государственного университета, 4(146): 110-120. DOI: 10.25730/VSU.7606.22.060 Андреева С.М. 2003. Формирование коммуникативной культуры "вторичной" языковой личности иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку (подготовительный факультет). Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 24 с. Вербенец А.М. 2023. Технология «визуальная журналистика» в современном детском саду: идеи и методические ориентиры. В кн.: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы VIII Международной научной конференции (Самара, 30 ноября 2022 г.). В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 1. Под ред. Т.А. Чичкановой. Самара, МДКГ, Научно-технический центр: 388-396. Гордеева В.В., Черенкова В.Д. 2021. Детская журналистика в работе над познавательно речевым развитием детей дошкольного возраста. Актуальные проблемы педагогики и психологии, 2(8): 5-12.
Григорьева-Голубева В.А. 2011. Homo communicans: языковая личность как объект изучения.
Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 3(4): 115-125. Десяев С.Н., Десяева Н.Д. 2015. Дидактическая направленность игровых приемов и технологий в детской журналистике. Современные проблемы науки и образования, 2-2: 336. DOI: 10.17513/spno.129-22018
Жукова Д.А. 2011. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития. Вестник Краснодарского университета МВД России, 4(14): 57-61. Казаручик Г.Н. 2019. Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Весмк Брэсцкага утверстэта. Серыя 3: Фталог1я. Педагог1ка. Пс1халог1я, 1: 74-81. Козырев Я.О., Трепалина Н.Е. 2022. Тематические особенности детской журналистики в Удмуртии на примере школьного журнала «Ветер перемен». В кн.: Региональная журналистика в фокусе времени. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 125-летию периодической печати Удмуртии (юбилею «Сарапульского листка объявлений») (Ижевск, 19-20 мая 2022 г.). Под ред. Д.А. Ефремова. Ижевск, Удмуртский университет: 155-161.
Коротаева Н.В., Читах А.Ш. 2022. Культурная практика - «Клуб детской журналистики» как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников. Образование в Кировской области, 3(63): 58-61.
Кумова И.А. 2004. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 28 с.
Кулешова Э.В. 2007. Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игровых технологий. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 26 с.
Мележик О.В. 2018. Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «коммуникативная культура». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23(174): 108-115. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115
Никифорова Т.И. 2008. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения. Дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 170 с.
Остапенко Р.И. 2010. Математические основы психологии. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 76 с.
Привалова С.Е. 2016. Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у дошкольников. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 8-1(62): 195-198.
Руденский Е.В. 1997. Социальная психология. Москва, ИНФРА-М; Новосибирск, НГАЭИУ, 224 с.
Смирнова Е.О. 2019. Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал, 2-2(34): 25-32. DOI: 10.11621/npj .2019.0205
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. 1995. Практикум по детской психологии. Под ред. Г.А. Урунтуевой. Москва, Владос, 291 с.
Халимдарова Г.Р. 2022. Коммуникативная культура старших дошкольников: компоненты, критерии, показатели. Вестник Марийского государственного университета, 16(4): 491-499. DOI: 10.30914/2072-6783-2022-16-4-491-499
Халимдарова Г.Р., Шадрина Л.Г. 2023. Проект «Детская журналистика» как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников. Научный результат. Педагогика и психология образования, 9(3): 92-104. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-8
Хузеева Г.Р. 2015. Особенности коммуникативной компетентности современных дошкольников. Психология обучения, 3: 106-114.
Referenses
Akimova E.A., Chaadaeva N.V. 2021. Children journalism as factor for child's creativity development. VestnikKaluzhskogo universiteta, 1: 157-159 (in Russian).
Alexandrova N.S., Petushkova O.A. Communicative and speech skills of older preschoolers: diagnostics and planning of developmental work. Herald of Vyatka State University, 4(146): 110-120 (in Russian). DOI: 10.25730/VSU.7606.22.060
Andreeva S.M. 2003. Formirovanie kommunikativnoi kul'tury "vtorichnoi" yazykovoi lichnosti inostrannykh studentov-filologov v protsesse obucheniya russkomu yazyku (Podgotovitel'nyi fakul'tet) [Formation of the communicative culture of the "secondary" linguistic personality of foreign students-philologists in the process of teaching Russian (Preparatory faculty)]. Abstract dis. ... cand. ped. sciences. Moscow, 24 p.
Verbenets A.M. 2023. Tekhnologiya «vizual'naya zhurnalistika» v sovremennom detskom sadu: idei i metodicheskie orientiry [The technology of "visual journalism" in a modern kindergarten: ideas and methodological guidelines]. In: Detstvo kak antropologicheskii, kul'turologicheskii, psikhologo-pedagogicheskii fenomen [Childhood as an anthropological, cultural, psychological and pedagogical phenomenon]. Proceedings of the VIII International Scientific Conference (Samara, November 30, 2022). Within the framework of the project «A.Z.B.U.K.A. detstva» [A.Z.B.U.K.A. of childhood]. Part 1. Ed. T.A. Chichkanova. Samara, Publ. MDKG, Nauchno-tekhnicheskii tsentr: 388-396.
Gordeeva V.V., Cherenkova V.D. 2021. Children's journalism in the work on the cognitive and speech development of preschool children. Actual problems of pedagogy and psychology, 2(8): 5-12 (in Russian).
Grigirieva-Golubeva V.A. 2011. Homo communicans: Language Personality as a Subject for Studies. Pushkin Leningrad State University Journal, 3(4): 115-125 (in Russian).
Desyaev S.N., Desyaeva N.D. 2015. The didactic orientation of gaming devices and technologies in the children's journalism. Modern problems of science and education, 2-2: 336 (in Russian). DOI: 10.17513/spno.129-22018
Jukova D.A. 2011. Modern children's journalism as the factor of formation of individual and group consciousness of children: problems and development prospects. Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA, 4(14): 57-61 (in Russian).
Kazaruchik G.N. 2019. Development of Communicative Culture in Preschool Children. Vesnik of Brest University. Series 3. Philology. Pedagogics. Psychology, 1: 74-81(in Belarus).
Kozyrev Ya.O., Trepalina N.E. 2022. Tematicheskie osobennosti detskoi zhurnalistiki v Udmurtii na primere shkol'nogo zhurnala «Veter peremen» [Thematic Features of Children's Journalism in Udmurtia Using the Example of the School Magazine "Wind of Change"]. In: Regional'naya zhurnalistika v fokuse vremeni [Regional Journalism in Focus of Time]. Collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the 125th anniversary of the periodical press of Udmurtia (the anniversary of the «Sarapul'skogo listka ob"yavlenii [Sarapul Announcement Leaflet]») (Izhevsk, May 19-20, 2022). Ed. D.A. Efremov. Izhevsk, Publ. Udmurtskii universitet: 155-161.
Korotaeva N.V., Chitakh A.S. 2022. Cultural practice - «children's journalism club» as an innovative approach in the communicative and speech development of preschoolers. Education in the Kirov region, 3(63): 58-61 (in Russian).
Kumova I.A. 2004. Vospitanie osnov kommunikativnoi kul'tury detei 6-go goda zhizni [Education of the basics of communicative culture of children of the 6th year of life]. Abstract dis. ... cand. ped. sciences. Rostov-on-Don, 28 p.
Kuleshova E.V. 2007. Formirovanie kommunikativnoi kul'tury doshkol'nikov sredstvami igrovykh tekhnologii [Formation of communicative culture of preschoolers by means of game technologies]. Abstract dis. ... cand. ped. sciences. Tambov, 26 p.
Melezhik O.V. 2018. Basic approaches of domestic and foreign scientists to the definition of "communicative culture" notion. Tambov University Review. Series: Humanities, 23(174): 108-115 (in Russian). DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115
Nikiforova T.I. 2008. Razvitie kul'tury rechevogo obshcheniya detei starshego doshkol'nogo vozrasta v igrovoi forme obucheniya [Development of the culture of speech communication of senior preschool children in the form of playful learning]. Dis. ... Cand. Ped. Sciences. Yakutsk, 170 p.
Ostapenko R.I. 2010. Matematicheskie osnovy psikhologii [Mathematical foundations of psychology]. Voronezh, Publ. Voronezhskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 76 p.
Privalova S.E. 2016. The results of studying the formation of preschoolers' communicative skills. Philology. Theory & Practice, 8-1(62): 195-198 (in Russian).
Rudenskii E.V. 1997. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Publ. INFRA-M; Novosibirsk, Publ. NGAEIU, 224 p.
Smirnova E.O. 2019. Specific features of modern preschool childhood. National Psychological Journal, 2-2(34): 25-32 (in Russian). DOI: 10.11621/npj.2019.0205
Uruntaeva G.A., Afon'kina Yu.A. 1995. Praktikum po detskoi psikhologii [Workshop in Child Psychology]. Ed. G.A. Uruntueva. Moscow, Publ. Vlados, 291 p.
Khalimdarova G.R. 2022. Communicative culture of senior preschoolers: components, criteria, indicators. Vestnik of the Mari State University, 16(4): 491-499 (in Russian). DOI: 10.30914/2072-6783-202216-4-491-499
Khalimdarova G.R., Shadrina L.G. 2023. "The Children's Journalism" Project as a means of forming communicative culture of senior preschoolers. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 9(3): 92-104 (in Russian). DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-8
Khuzeeva G.R. 2015. Features of communicative competence of modern preschool children. Psychology of education, 3: 106-114 (in Russian).
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.
Поступила в редакцию 07.08.2024 Received August 07, 2024
Поступила после рецензирования 09.09.2024 Revised September 09, 2024 Принята к публикации 10.09.2024 Accepted September 10, 2024
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Халимдарова Гюзелия Ринатовна, аспирант кафедры дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия
Шадрина Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Gyuzeliya R. Khalimdarova, postgraduate student of the Department of Preschool and Primary General Education, I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical Universit, Ulyanovsk, Russia.
Lyudmila G. Shadrina, Candidate of Pedagogy, Professor of the Department of Preschool and Primary General Education, I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical Universit, Ulyanovsk, Russia.