Научная статья на тему 'Преодоление проблем формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников'

Преодоление проблем формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативно-речевые умения / старшие дошкольники / когнитивное развитие / психолого-педагогические особенности / предшкольная подготовка / communicative-speech skills / senior preschoolers / cognitive development / psychological and pedagogical features / preschool training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петушкова Ольга Александровна

Цель исследования выявить ключевые проблемы формирования коммуникативно речевых умений у старших дошкольников и разработать пути их преодоления. В статье рассмотрено понятие коммуникативно-речевых умений, определены психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлены проблемы формирования коммуникативно-речевых умений, проанализированы и систематизированы методы формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников. Научная новизна исследования состоит в обобщении проблем, влияющих на формирование коммуникативно-речевых умений старших дошкольников, и разработке путей преодоления проблем, предусмотренных специально для детей старшего дошкольного возраста с трудностями формирования коммуникативно-речевых умений. В результате исследования установлено, что проблемы формирования коммуникативно-речевых умений вызваны особенностями социальных, когнитивных умений, эмоциональной сферы, формирования дружеских отношений и речевых умений. На основании анализа современных обучающих методов по теме исследования предложена система методов преодоления трудностей формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петушкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming the problems of formation of communicative-speech skills in senior preschoolers

The aim of the study is to identify the key problems of formation of communicative-speech skills in senior preschoolers and to develop ways to overcome them. The article considers the concept of communicative-speech skills, identifies the psychological and pedagogical characteristics of older preschoolers, identifies the problems of formation of communicative-speech skills, analyzes and systematizes the methods of formation of communicative-speech skills in older preschoolers. Scientific novelty of the study consists in generalizing the problems affecting the formation of communicative-speech skills of older preschoolers, and the development of ways to overcome the problems provided specifically for children of senior preschool age with difficulties in the formation of communicative-speech skills. As a result of the study it was established that the problems of formation of communicative-speech skills are caused by the peculiarities of social, cognitive skills, emotional sphere, formation of friendly relations and speech skills. On the basis of the analysis of modern teaching methods on the research topic the system of methods of overcoming difficulties in the formation of communicative-speech skills in children of senior preschool age is offered.

Текст научной работы на тему «Преодоление проблем формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников»

фгратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2024. Том 9. Выпуск 6 | 2024. Volume 9. Issue 6

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Преодоление проблем формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников

Петушкова О. А.

Аннотация. Цель исследования - выявить ключевые проблемы формирования коммуникативно -речевых умений у старших дошкольников и разработать пути их преодоления. В статье рассмотрено понятие коммуникативно-речевых умений, определены психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлены проблемы формирования коммуникативно-речевых умений, проанализированы и систематизированы методы формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников. Научная новизна исследования состоит в обобщении проблем, влияющих на формирование коммуникативно-речевых умений старших дошкольников, и разработке путей преодоления проблем, предусмотренных специально для детей старшего дошкольного возраста с трудностями формирования коммуникативно-речевых умений. В результате исследования установлено, что проблемы формирования коммуникативно-речевых умений вызваны особенностями социальных, когнитивных умений, эмоциональной сферы, формирования дружеских отношений и речевых умений. На основании анализа современных обучающих методов по теме исследования предложена система методов преодоления трудностей формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста

EN

Overcoming the problems of formation of communicative-speech skills in senior preschoolers

O. A. Petushkova

Abstract. The aim of the study is to identify the key problems of formation of communicative-speech skills in senior preschoolers and to develop ways to overcome them. The article considers the concept of communicative-speech skills, identifies the psychological and pedagogical characteristics of older preschoolers, identifies the problems of formation of communicative-speech skills, analyzes and systematizes the methods of formation of communicative-speech skills in older preschoolers. Scientific novelty of the study consists in generalizing the problems affecting the formation of communicative-speech skills of older preschoolers, and the development of ways to overcome the problems provided specifically for children of senior preschool age with difficulties in the formation of communicative-speech skills. As a result of the study it was established that the problems of formation of communicative-speech skills are caused by the peculiarities of social, cognitive skills, emotional sphere, formation of friendly relations and speech skills. On the basis of the analysis of modern teaching methods on the research topic the system of methods of overcoming difficulties in the formation of communicative-speech skills in children of senior preschool age is offered.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена:

1) высоким уровнем цифровизации на сегодняшний день, который, с одной стороны, повышает информационную осведомленность детей старшего дошкольного возраста, улучшая интеллектуальные способности, с другой стороны, создает препятствия для развития коммуникативно-речевых умений;

2) обязательными требованиями, предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019). https:/Дgos.шДgosДgos-do/?yscHd=lwc2qhceшШ669906 (далее - ФГОС дошкольного образования) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=lwc2t609kv1219Ш22) (далее - Федеральная программа) к развитию коммуникативно-речевых умений детей дошкольного возраста;

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20240062

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

3) требованиями постоянного обновления знаний педагога в области освоения новых методик преподавания, вызванными стремлением регулярного повышения квалификации для удовлетворения потребностей современных детей и усиления эффективности обучающего процесса;

4) необходимостью поддержания эффективного общения старших дошкольников с ровесниками и взрослыми людьми за счет формулирования мыслей в процессе диалога, понимания эмоций людей, адаптации под обстоятельства социальной среды, что в совокупности составляет формирование коммуникативно-речевых умений;

5) стремлением педагогов и родителей старших дошкольников к успешной социализации детей и академической успеваемости в школе, которые зависят от формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников;

6) многообразием педагогических методов улучшения коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников, требующих систематизации, которая поможет педагогам найти наиболее соответствующий способ достижения образовательных целей.

Также актуальность исследования подтверждает предыдущее исследование автора (Александрова, Пе-тушкова, 2022) по выявлению уровня коммуникативно-речевых умения старших дошкольников, в котором участвовало 155 детей в возрасте от 5 до 7 лет образовательных организаций г. Кирова. Результат проведенного исследования позволил выявить недостаточную сформированность коммуникативно--речевых умений, так у 57% участников исследования диагностирован низкий уровень коммуникативно--речевых умений; у 35% - установлен средний уровень коммуникативно-речевых умений и только у 8% обнаружен высокий уровень коммуникативно-речевых умений.

Для достижения вышеуказанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- на основе определения психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста выявить ключевые проблемы формирования коммуникативно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста;

- проанализировать существующие современные методы формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников;

- разработать пути преодоления проблем формирования коммуникативно-речевых умений старших дошкольников.

Теоретическую базу составляют рассмотрение понятия коммуникативно-речевых умений в предыдущем исследовании автора (Александрова, Петушкова, 2022), научная работа по психолого-педагогическим особенностям детей старшего дошкольного возраста (Полынская, 2021), исследования в области методов развития коммуникативно-речевых умений (Анисимова, Иванова, 2020; Кот, 2020; Вялова, Красильникова, 2021; Сегова, 2020).

Методы исследования проблем формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников включают: анализ научно-методической литературы, посвященной понятию коммуникативно-речевых умений и психолого-педагогическим особенностям детей старшего дошкольного возраста для выявления ключевых проблем формирования коммуникативно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста, анализ и дедукция методов формирования коммуникативно--речевых умений у детей старшего дошкольного возраста для определения путей преодоления выявленных проблем формирования коммуникативно-речевых умений старших дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных методов преодоления проблем формирования коммуникативно--речевых умений в педагогической практике дошкольных учреждений для коррекционной работы с трудностями в осуществлении коммуникации и речевой деятельности старших дошкольников.

Обсуждение и результаты

В научно-исследовательской литературе существует множество интерпретаций понятия коммуникативно -речевых умений, что может вызывать неопределенность и противоречивость истолкования. В предыдущей работе автора данной статьи рассматривается несколько подходов к понятию «коммуникативно-речевые умения» в отношении старших дошкольников:

- под коммуникативно-речевыми умениями понимается способность ребенка поддерживать диалог с ровесниками и взрослыми с учетом разных контекстных обстоятельств, определяемых социальной средой;

- коммуникативно-речевые умения - это овладение речевыми инструментами, которые позволяют ребенку выстроить конструктивное взаимодействие с собеседниками;

- коммуникативно-речевые умения представляют собой мыслительные и эмоционально-сознательные характеристики ребенка, способствующие гармоничному общению с людьми разных поколений;

- коммуникативно-речевые умения являются успешной реализацией управления и планирования разговорной стратегии, в результате которой формируется эффективное взаимодействие ребенка с людьми разных возрастных категорий (Александрова, Петушкова, 2022, с. 113).

В целом коммуникативно-речевые умения детей старшего дошкольного возраста заключаются в поддержании эффективного общения с ровесниками и взрослыми людьми, обусловленное способностями формулировать мысли в процессе диалога, понимать эмоции людей, подстраиваться под обстоятельства социальной среды. Мы предлагаем под понятием «коммуникативно-речевые умения детей старшего дошкольного возраста» понимать владение способами ориентации в различных ситуациях общения, основанное на мыслительном,

эмоциональном и социальном опыте. Полученное комплексное понятие коммуникативно-речевых умений предлагается использовать в качестве основного понятия для дальнейшего нашего исследования.

Развитие коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников является критически важной задачей, требования к которой официально закреплены во ФГОС дошкольного образования и обязательны к исполнению. Развитие речи и коммуникации детей для обеспечения процесса межличностного взаимодействия, способностей передавать информацию и получать новые знания обозначено в образовательных областях «социально-коммуникативное развитие» и «речевое развитие» ФГОС дошкольного образования

Согласно требованиям ФГОС, дети должны: освоить речь как средство общения, совершенствовать диалогическую форму речи и стремиться выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью; развивать умение поддерживать беседу и поддерживать дружеские взаимоотношения, быть готовыми к сотрудничеству, сформировать качества: сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим, умение проявлять заботу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания (ФГОС дошкольного образования, 2019).

В Федеральной программе дошкольного образования заложен показатель к планируемым результатам по владению коммуникативно-речевыми умениями ребенком дошкольного возраста к концу освоения Федеральной программы. А именно, старшему дошкольнику необходимо владеть речью как средством коммуникации, он умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками, используя речевой этикет в соответствии с ситуацией общения. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста к началу школьного обучения должны владеть коммуникативно-речевыми умениями: умениями начинать, поддержать и завершать общение (Федеральная программа, 2022).

Перечисленные требования прежде всего отражают умения, благодаря которым детям старшего дошкольного возраста будет легче адаптироваться в будущем при переходе в школу: коммуникативные умения помогут детям наладить контакт с учителями, одноклассниками, приобрести друзей; контроль поведения на уроках способствует фокусировке внимания на теме изучения, осмыслению информации и запоминанию материала; развитая речь позволит точно выражать мысли во время общения и ответа на уроках, правильно воспринимать речь учителя, быстрее овладеть чтением и письмом.

Уровень когнитивного развития оказывает значительное влияние на формирование коммуникативно -речевых умений - чем выше уровень когнитивного развития у ребенка, тем проще ему будет воспринимать, обрабатывать информацию и формулировать собственные высказывания. Общий уровень когнитивного развития дошкольников 2015-2020 годов существенно опережает дошкольников 70-х и 90-х годов, о чем свидетельствует исследование воспитанников детских дошкольных учреждений, проведенное Н. С. Денисенковой, В. В. Федоровым (2021, с. 48).

Одновременно с этим дети с высоким когнитивным развитием могут оказаться не социализированными. З. И. Курцева обращает внимание на то, что в результате опроса родителей старших дошкольников в городе Москве в среднем 40% респондентов подтвердили, что дети не испытывают потребности в общении со взрослыми или сверстниками, наибольший интерес у них вызывает виртуальная среда - сеть Интернет, откуда они получают аудио и видео контент, при этом желание вступить в разговор у детей не возникает (2020, с. 122). Цифровые технологии, являющиеся признаком современного сообщества, как помогают старшим дошкольникам сформировать коммуникативно-речевые умения - пополнить словарный запас, развить связную речь, улучшить произношение, так и мешают ввиду незадействованной речевой активности.

Для более глубокого понимания проблем формирования коммуникативно-речевых умений рассмотрим психолого-педагогические особенности старших дошкольников, представленные на рисунке 1.

Кластер психолого-педагогических особенностей включает в себя:

- социальные умения. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять себя как лидер, для него становится важным общественное мнение - признание со стороны сверстников и взрослых. Ребенок часто наблюдает за поведением взрослых в реальной жизни, запоминает слова и фразы, произнесенные взрослыми, копирует их во время игры, старается следовать правилам и нормам поведения исходя из нравственных побуждений, а не из-за страха наказания, как в более ранние годы;

- формирование дружеских отношений можно отнести к социальным навыкам. Для старших дошкольников дружба начинает играть решающее значение в выборе партеров по общению, игре и совместной деятельности. У старших дошкольников впервые встречается разделение на группы, которое можно наблюдать во время совместной игры. Группы, как правило, формируются исходя из общих интересов, для того чтобы оставаться участником группы ребенок может поступиться своими интересами, например, взять на себя второстепенную, незначительную роль в игре. Между старшими дошкольниками начинают возникать конфликты, причинами которых могут стать расхождения во мнениях, интерес к одной и той же игрушке, борьба за внимание, несогласие соблюдать правила игры и т. п.;

- когнитивные умения. Дети старшего дошкольного возраста развивают способность к запоминанию, они начинают вырабатывать собственные стратегии для запоминания, однако запомнить значительный объем информации на большой срок представляется для них сложной задачей. У детей формируется логическое мышление, в старшем дошкольном возрасте дети способны решать простые логические задачи, они также пытаются строить логические связи на основе личного опыта, что им не всегда удается из-за недостатка знаний, поэтому дети могут что-то дофантазировать. В возрасте 5-7 лет у дошкольников хорошо развито воображение и фантазия, это находит отражение в игре, в рассказах и историях детей, в рисунках и поделках. В старшем дошкольном возрасте дети испытывают трудности в концентрации внимания, они умеют удерживать внимание только на предметах и занятиях, которые представляются им интересными;

Рисунок 1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Составлено по материалам И. Н. Полынской (2021)

- речевые умения. Речь старших дошкольников становится более сложной, дети могут использовать прилагательные, предлоги, местоимения, существительные, глаголы в речи, стараются не допускать грамматических ошибок во время говорения, их речь приобретает связность, последовательность, однако некоторые дети испытывают трудности во время произнесения определенных согласных звуков;

- эмоциональная сфера ребенка. Во время разговора дети способны проявлять чрезмерную эмоциональность, они могут контролировать свои желания и поведение, например, когда нужно поделиться игрушками, когда от них требуется соблюдение правил. Дошкольники начинают испытывать чувство сострадания к другим детям и взрослым, однако чувство радости за другого ребенка им дается непросто из-за конкуренции.

Выявленные психолого-педагогические особенности показали, что дети в старшем дошкольном возрасте переживают кардинальную, важную и стремительную трансформацию, связанную с социальной, психической, когнитивной сферой. Стоит отметить, что такие значительные перемены не происходят равномерно по причине индивидуальности развития каждого ребенка, что может вызывать трудности в прогрессе речевых умений и в социальном взаимодействии.

Ключевыми проблемами формирования коммуникативно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста исходя из выделенных психолого-педагогических особенностей являются:

- сложности концентрации внимания. В старшем дошкольном возрасте у детей еще недостаточно развиты волевые характеристики, что не позволяет удерживать внимание на информации, которая не вызывает у них интереса, поэтому дети могут не слушать собеседника или педагога во время занятия, не следят за сюжетом во время литературных чтений;

- недостаточный словарный запас старшего дошкольника приводит к недопониманию собеседника, услышанного текста, что не дает ребенку принять участие в диалоге, разобраться в услышанном;

- трудности звукопроизношения. У старших дошкольников в силу возрастных особенностей, может не сформироваться четкое произношение сложных согласных звуков, это может послужить поводом для нежелания ребенка общаться с ровесниками и взрослыми людьми;

- сложности социализации. В старшем дошкольном возрасте дети начинают объединяться в небольшие группы, при этом с некоторыми детьми не хотят дружить по различным причинам, это не позволяет таким детям развить свои коммуникативные умения;

- отсутствие контроля эмоций и поведения. С учетом возраста не все старшие дошкольники могут контролировать свои эмоции и поведение, в результате чего они могут недополучать образовательный материал, а также испытывать трудности в общении по причине нежелания других детей взаимодействовать с ними;

- застенчивость, закрытый тип личности. Отдельные дети обладают стеснительностью или являются интровертами, что мешает им взаимодействовать с другими людьми;

- непонимание чувств и эмоций других людей. Из-за возрастных особенностей дети могут не разбираться в эмоциях, невербальном языке других людей и неправильно трактовать их реакции, это приводит к недопониманию и прекращению общения;

- неравномерное когнитивное развитие. Когнитивные навыки некоторых детей могут носить скачкообразный характер развития, отличаться от навыков сверстников в определенный период времени, что вызвано индивидуальными физическими особенностями детей.

Установленные проблемы формирования коммуникативно-речевых умений нуждаются во внимании и своевременной коррекции со стороны педагогов дошкольного учреждения. Анализ актуальных педагогических методов развития коммуникативно-речевых умений позволит адаптировать воспитательные процессы под современные условия, повысить эффективность обучения старших дошкольников, поможет подобрать метод для решения конкретной задачи.

1. Метод художественно-творческой деятельности. В научных работах Т. П. Башлачевой, С. В. Савиновой (2022, с. 131), Л. Н. Вахрушевой (2020, с. 187) предлагается использовать творческую деятельность в мастерских и Lego-конструирование для развития коммуникативно-речевых умений детей дошкольного возраста. Сущность метода состоит в том, что во время выполнения творческого задания дети не только выполняют определенную креативную работу, но также активно слушают педагога, задают ему вопросы, общаются между собой, узнают и запоминают новые слова. Художественно-творческая деятельность в мастерских может включать в себя: различные рисунки, поделки из пластилина, цветной бумаги, природных материалов, из кусочков ткани, модели, выполненные 3D-ручкой.

Дети погружаются в процесс творчества, фантазируют, это снижает у них стресс, улучшает концентрацию внимания. Они учатся терпению во время выполнения задания, успешное завершение задания мотивирует их на развитие концентрации внимания в будущем. Во время творчества дети изучают названия цветов, обсуждают творческие работы, развивают коммуникативные умения, произношение, общаясь со сверстниками и педагогом. Пособия с картинками, фотографиями помогают детям выстроить связи для запоминания между словами и изображениями. Дошкольники учатся выражать свои эмоции через творчество, изображать различные эмоции художественными средствами, также дети могут использовать самовыражение через творчество для обретения уверенности в себе. Творческая деятельность также предоставляет альтернативу, которая сможет сместить вектор интереса с цифровых технологий. Творческая деятельность за счет разнообразия заданий комплексно стимулирует когнитивное развитие ребенка. На основании вышеизложенного метод художественно-творческой деятельности помогает решать полный перечень проблем формирования коммуникативно--речевых умений детей старшего дошкольного возраста.

2. Проектный метод освещается в исследованиях Е. В. Кузнецовой (2020) - проект, направленный на развитие умения составлять различные виды рассказов, Т. И. Анисимовой, М. К. Ивановой (2020) - игровые, творческие, практические, исследовательские проекты, Г. Р. Халимдаровой, Л. Г. Шадриной (2023) -проект «Детская журналистика», А. В. Коротун, А. И. Охотникова (2021) - выполнение индивидуальных проектов совместно с родителями. В широком смысле под проектом понимается конкретная индивидуальная или групповая задача, которая ставится перед воспитанниками и решается ими преимущественно самостоятельно. Проектный метод является одним из наиболее распространенных методов совершенствования коммуникативно-речевых умений. В зависимости от постановки задачи благодаря проекту возможно решить все выявленные проблемы формирования коммуникативно-речевых умений у детей, что делает его универсальным инструментом для применения в педагогических целях. Создание проекта предполагает долгосрочный процесс, что оказывает влияние на развитие сосредоточенности и внимания у старших дошкольников. Изучение дополнительной информации старшим дошкольником для проекта содействует развитию его словарного

запаса и когнитивных навыков. Работа в группе, распределение задач позволят развить умения социализации, контроля эмоций и поведения. Коллективное обсуждение хода выполнения проекта поможет улучшить умения произношения, изучить эмоции окружающих, позволит постепенно раскрыться скромному и застенчивому ребенку. Выполнение проекта также может стать альтернативой цифровым развлечениям, поскольку выполнение проекта может быть увлекательным и удерживать заинтересованность ребенка на долгое время.

3. Метод развития культуры общения. Я. Б. Аппаева, Е. А. Козенцева (2023) обращают внимание на невысокий уровень культуры общения детей старшего дошкольного возраста. Фактически в научных работах эксперты часто обращаются к проблеме недостаточного развития культуры общения у детей в возрасте 5-7 лет, однако целенаправленно разработанной педагогической методики, повышающей культуру общения выявлено не было, между тем она могла бы помочь в решении таких проблем как отсутствие контроля эмоций и поведения, сложности социализации, непонимание чувств и эмоций других людей, скромность и застенчивость у детей, трудности произношения. По мнению авторов настоящей статьи, работа с детьми старшего дошкольного возраста требует применения соответствующих методов, а именно метода развития культуры общения, включающего речевые упражнения на формирование эмоций, общение со сверстниками и взрослыми, обучение речевому этикету, слушание собеседника.

4. Игровой метод освещается Т. А. Кот (2020) в теоретических аспектах, Н. В. Вяловой, Л. В. Красильнико-вой (2021) применительно к сюжетно-ролевой игре, Е. Ю. Гончарова (2023) исследует дидактическую игру. Игровой метод является самым распространенным методом в педагогической практике по отношению к старшим дошкольникам. Этот метод обладает большой степенью вариативности, благодаря чему становится возможным решать существующие проблемы, возникающие в коммуникативно-речевых умениях у детей. Метод игры легко воспринимается детьми, хорошо им понятен, поскольку игровой тип деятельности является доминирующим у детей, что способствует вовлеченности и желанию участвовать в процессе обучения.

Участие в игре требует от детей активных действий и сосредоточенного слежения за правилами игры, при этом игры могут содержать новые слова для запоминания и для тренировки произношения. Игры дошкольников способствуют непринуждённому общению, что позволяет дошкольникам ближе познакомиться и узнать друг друга лучше. Зачастую в играх проявляется сотрудничество и командный дух, что помогает объединить детей с разными характерами, дисциплинировать поведение. Педагог может использовать индивидуальный подход во время проведения игры, что поможет детям, испытывающим речевые трудности совершенствовать свои умения без давления и стресса. Игры со сверстниками приносят дошкольникам много совместных положительных эмоций и позитивного общения, в отличие от цифровых технологий, где ребенок занимается в одиночестве.

5. Метод театрализованной деятельности. Исследователи Н. В. Игнатенко, Г. Х. Эскендаровой, Ю. В. Булыгина (2023), Р. М. Зиганшина (2023) рекомендуют использовать театрализованную деятельность в работе с детьми дошкольного возраста для отработки коммуникативных умений и диалогической речи, что непосредственно формирует коммуникативно-речевые умения. Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении может носить характер выполнения упражнений дошкольниками по актерскому мастерству на отработку широкого спектра эмоций, небольших театральных зарисовок - этюдов или полномасштабных постановок по мотивам произведений детской литературы. Благодаря театрализованной деятельности дети обучаются понимать и различать эмоции, контролировать свои эмоции в определенный момент времени, взаимодействовать в группе. Разучивание реплик и повторение их во время репетиции помогает детям впоследствии совершенствовать точность произношения, правильно выстраивать предложения в процессе разговора.

6. Метод развития словарного запаса. Рассматривается данный метод применительно к детям дошкольного возраста Т. Д. Сеговой (2020) через устное народное творчество, а исследователями О. Г. Филипповой и Ю. В. Батеновой (2021) - посредством изучения дошкольниками терминов информационной среды. И. В. Зотовой, Л. И. Аббасовой (2020) сформулированы теоретические аспекты развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста. Развитие языкового запаса дошкольников должно происходить в рамках контекста, новые слова должны наполняться образами, смыслами, иметь визуальное сопровождение или действие, тогда дети будут запоминать слова естественно, без прикладывания значительных усилий.

7. Метод с использованием интерактивных технологий освещается в работе Т. Н. Галич, А. Р. Нуриевой, Е. Согориной (2022), где описано применение технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста. Сбалансированное использование интерактивных технологий, таких как графика, аудио, видео, презентации, помогает привлечь внимание детей к процессу обучения, в случае, когда у детей наблюдаются трудности с восприятием речи педагога и учебного материала. Специальные приложения позволят у дошкольников развить словарный запас, тренировать произношение, адаптироваться под уровень развития и темп освоения материала ребенком, чтобы он не отставал в когнитивном развитии от своих сверстников.

На основе выявленных проблем формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников и анализа педагогических методов, способствующих развитию коммуникативно-речевых умений, была определена система методов преодоления трудностей формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста (рисунок 2), руководствуясь которыми педагоги могут подобрать метод развития коммуникативно--речевых умений в зависимости от имеющейся проблемы. При этом метод художественно-творческой деятельности, игровой и проектный методы рекомендуется использовать для решения каждого вида проблем, связанных с коммуникативно-речевыми умениями.

Рисунок 2. Система методов преодоления трудностей формирования коммуникативно-речевых умений

у детей старшего дошкольного возраста

Конкретизируя вышесказанное можно сделать вывод, что у воспитанников дошкольных образовательных организаций обнаружены такие основные проблемы, как сложности социализации, недостаточный словарный запас, непонимание чувств и эмоций других людей, отсутствие контроля эмоций и поведения, скромность и застенчивость. Для преодоления трудностей формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников целесообразно использовать такие методы, как метод развития культуры общения, метод театрализованной деятельности, метод развития словарного запаса и метод использования интерактивных технологий.

В дальнейшем мы планируем работу по преодолению трудностей формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников, взяв за основу метод развития культуры общения и игровой метод, так как в непосредственной игровой деятельности формируются умения взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, использовать правила речевого этикета и проявлять эмоции в различных ситуациях общения.

Заключение

В результате проведенной работы сделаны следующие выводы. Под коммуникативно-речевыми умениями детей старшего дошкольного возраста понимаются умения, благодаря которым дети могут эффективно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми при помощи умений формулировать речевые сообщения в реальном времени с учетом контекста и эмоциональной составляющей ситуации. Развитые коммуникативно-речевые

умения помогают детям легче социализироваться в школе, демонстрировать академические успехи. Проблемы коммуникативно-речевых умений берут свое начало из психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста в силу глобальных изменений в психическом, когнитивном развитии, которые происходят с детьми в 5-7 лет.

Современные старшие дошкольники обладают развитыми когнитивными способностями, при этом они испытывают трудности в коммуникативно-речевых умениях, вызванные проявлением следующих проблем: сложности концентрации внимания, недостаточный словарный запас, трудности звукопроизношения, негативное влияние цифровизации, сложности социализации в группе, отсутствие контроля эмоций и поведения, застенчивость, скоромность, закрытый тип личности - интроверт, непонимание чувств и эмоций других людей, неравномерное когнитивное развитие.

Проблемы формирования коммуникативно-речевых умений решаются посредством использования специализированных методов в обучающей практике. Современные методы развития коммуникативно-речевых умений отличаются разнообразием, благодаря которому возможно найти решение для каждой проблемы формирования коммуникативно-речевых умений. Анализ актуальных методов формирования оптимальных коммуникативно-речевых умений позволил выделить: метод художественно-творческой деятельности, проектный метод, метод развития культуры общения, игровой метод, метод театрализованной деятельности, метод развития словарного запаса, метод с использованием интерактивных технологий. Применяя перечисленные методы в педагогической деятельности комплексно или по отдельности, возможно решить существующие трудности формирования коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников, о чем свидетельствуют разработанная система методов преодоления трудностей формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста для практического применения.

Перспективы дальнейшего исследования состоят в необходимости разработки условий применения педагогами и родителями практического метода развития культуры общения и игрового метода для формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, который позволил бы решить коммуникативные-речевые трудности детей старшего дошкольного возраста, такие как отсутствие контроля эмоций и поведения, сложности социализации, скромность и застенчивость ребенка, непонимание чувств и эмоций других людей.

Источники | References

1. Александрова Н. С., Петушкова О. А. Коммуникативно-речевые умения старших дошкольников: диагностика и планирование развивающей работы // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 4 (146).

2. Анисимова Т. И., Иванова М. К. Влияние проектной деятельности на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4.

3. Аппаева Я. Б., Козенцева Е. А. Методы планирования учебно-воспитательной деятельности в подготовительной группе: аспекты формирования культуры общения у дошкольников // Современное педагогическое образование. 2023. № 11.

4. Башлачева Т. П., Савинова С. В., Вахрушева Л. Н. Развитие диалогической речи старших дошкольников в процессе занятий продуктивной деятельностью с использованием технологии мастерских // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47).

5. Башлачёва Т. П., Савинова С. В. Развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 10. URL: http://e-kon-cept.ru/ 2022/221073.htm.

6. Вялова Н. В., Красильникова Л. В. Использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 6.

7. Галич Т. Н., Нуриева А. Р., Согорина Е. Применение интерактивных технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3.

8. Гончарова Е. Ю. Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников коммуникативных умений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1. № 5 (95).

9. Денисенкова Н. С., Федоров В. В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3.

10. Зотова И. В., Аббасова Л. И. Лингводидактические основы развития словаря детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2.

11. Зиганшина Р. М. Экспериментальное исследование формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности // Форум молодых ученых. 2023. № 5 (81).

12. Игнатенко Н. В., Эскендарова Г. Х., Булыгина Ю. В. Опыт использования театрализованной деятельности для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2023. № 1.

13. Кот Т. А. Коммуникативно-игровая деятельность как средство развития речи дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2.

14. Коротун А. В., Охотникова А. И. Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2021. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Кузнецова Е. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3 (15).

16. Курцева З. И. Предшкольная подготовка детей: коммуникативно-речевой аспект // Школа будущего. 2020. № 1.

17. Полынская И. Н. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы педагогики и психологии. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021.

18. Сегова Т. Д. Устное народное творчество как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3.

19. Филиппова О. Г., Батенова Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования информационно -языковой компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях эмоциогенной нестабильности общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34).

20. Халимдарова Г. Р., Шадрина Л. Г. Проект «Детская журналистика» как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. № 3.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Петушкова Ольга Александровна1

1 Вятский государственный университет, г. Киров

Olga Aleksandrovna Petushkova1

1 Vyatka State University, Kirov

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 17.04.2024; опубликовано online (published online): 06.06.2024.

Ключевые слова (keywords): коммуникативно-речевые умения; старшие дошкольники; когнитивное развитие; психолого-педагогические особенности; предшкольная подготовка; communicative-speech skills; senior preschoolers; cognitive development; psychological and pedagogical features; preschool training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.