Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества
Аннотация: Целью статьи является раскрытие проблемы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях развития поликультурного общества.
Знакомство дошкольников с многообразием культур, возможность их самореализации в поликультурном мире при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой способствует, на наш взгляд, бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и их интеграции в поликультурное мировое пространство. Углубление поликультурной направленности языковой подготовки дошкольников, имеющее результатом развитие у детей поликультурной компетенции, становится фактором формирования толерантного сознания.
Ключевые слова: поликультурное образование и воспитание, толерантность, ценность.
Поликультурное воспитание отвечает потребностям многонационального населения и запросам общества. Магистральную цель поликультурного воспитания можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Из этой цели вытекают такие задачи поликультурного воспитания, как освоение культуры собственного народа, положительного отношения к культурам других народов; создание педагогических условий для интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества.
Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Именно в дошкольном возрасте присходит формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Изначально каждому человеку необходимо идентифицировать себя в многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать, откуда он сам. Отношение к своему «я» играет важную роль в формировании целостной личности. Знание своего этнического «я» необходимо не только из праздного любопытства, но и для успешной интеграции личности в полиэтническую, поликультурную среду [7].
В исследовании Коджаспировой Г.М. поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» и оно решает следующие задачи [5]:
• адаптация человека к ценностям многонациональных культур;
• формирование понимания равноценности культур разных народов и наций;
• обучение взаимодействию между людьми и разными традициями;
• ориентация на диалог культур.
Джуринский А.Н. выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание [3]:
• воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
• воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
• воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
В настоящее время зародилась сравнительно молодая отрасль научного знания -поликультурная педагогика. Эта новая педагогическая отрасль привлекает внимания не только специалистов, но и широкие слои общественности, так как является
педагогической реакцией на острые проблемы глобализации в современном мире (межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия) [6].
Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинств и прав каждого человека. Формирование поликультурной личности - это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.
Основываясь на принципах последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами:
• изучение культуры своего народа;
• сравнение культуры с культурой других народов;
• интеграция в мировую и национальную культуру [8].
Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества должны стать:
1. знание основных понятий поликультурного образования и воспитания.
2. умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы.
3. умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур [4]. Ведущая педагогическая идея - пробудить у детей дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, языком и достопримечательностями.
В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:
• национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно - историческое достижение;
• ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым других национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
• сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально - положительного отношения к национальному многообразию планеты.
Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание - способ формирования мировоззрения человека и открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры. Результаты образования детей в поликультурной среде могут быть сформулированы следующим образом:
• освоение основ патриотических и гражданских чувств;
• развитие этнической идентичности ребенка;
• становление этнотолерантных и общих толерантных установок у дошкольников;
• накопление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей;
• накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства. Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в следующих направлениях:
1. информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);
2. эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления -информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка);
3. поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [1].
О. В. Гукаленко в своей работе «Поликультурное образование:теория и практика» определила наиболее значимые компетенции субъектов педагогического процесса :
- общекультурные и социальные компетенции: предполагают знание основ и закономерностей развития культур, поликультурного воспитания, умение организовать различные виды деятельности в поликультурном образовательном пространстве;
- компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе: способность к осуществлению межкультурного взаимодействия, овладение эффективными социокультурными методами организации деятельности;
- компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивной коммуникацией: коммуникативные способности детей при осуществлении межнационального общения, культуре вербального и невербального взаимодействия при общении.
Формирование данных компетенций дошкольника прежде всего служит игра. Тщательное изучение игры доказывает, что она включает в себя механизмы поликультурного воспитания личности ребенка. Технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста посредством игры включает три взаимосвязанных этапа: когнитивный, мотивационно-ценностный, нравственно-деятельностный.
Когнитивный этап предполагает формирование у дошкольников представление о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран.
Мотивационно-ценностный этап основывается на коммуникативно-продуктивном взаимодействии педагогов с детьми, при котором ребенок должен выступать в роль субъекта, стремиться к реализации собственных потребностей и интересов.
Нравственно-деятельностный этап предполагает образовательную и духовную деятельность дошкольников с целью формирования основ национального самосознания, уважения к людям других национальностей, их обычаям и традициям.
Реализация каждого из вышеперечисленных этапов возможна при выполнении следующих условий:
- профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений к работе по поликультурному воспитанию посредством игры;
- создание предметно-игровой развивающей среды в дошкольном учреждении;
- тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в данном направлении.
Одним из важнейших звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников. Чрезвычайно сложно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры. Большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения.
Очень важно детям знать о своей семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.
Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями: выпуск семейных газет, проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов в режимных процессах, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей имеют большое значение в вопросах поликультурного воспитания дошкольников. Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.
Сегодня дети с родителями путешествуют по всему миру. Для всех детей группы ровесник, побывавший в отпуске, становится носителем новых необычных знаний. Вернувшись из поездок, дети приносят в детский сад фотографии, домашние видеофильмы, сувениры, связанные с путешествиями в другие страны. Формы работы с детьми в данном направлении в нашем детском саду разнообразны:
• беседы о планете Земля как общем доме, о многообразии культур стран и народов мира;
• беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, природе, о знаменитых людях: «Мир вокруг нас», «Земля - наш общий дом», «Наша Родина - Россия, наш язык - русский», «Город, в котором мы живем», «Беседа о Волге», «История в архитектурных памятниках» и другие;
• знакомство со странами мира, официальными символами государства, дающими представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается, сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры;
• обучение навыку представления себя на нескольких языках (английском, немецком, французском, испанском, итальянском, китайском);
• изучение иностранных языков;
• проведение целенаправленно выбранных дидактических игр;
• оформление информационных стендов об известных людях (герои нашей страны в различные времена); информация к государственным праздникам (23 февраля, 12 апреля, 9 мая, 12 июня, 4 ноября) и тп.
Также в нашем детском саду реализуются совместные проекты детей, педагогов и родителей на темы: «Всё, что я знаю о своём имени», «Путешествие имен», «Генеалогическое древо семьи», «Моя Россия» и другие. Оформляются портфолио на каждого ребенка, к которому дети потом постоянно обращаются. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.
Очень популярен семейный проект на тему «Я и моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным, основной целью которого является
воспитание любви к своим родным, семье. Мы считаем, что данный проект позволит в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей представление о семье, её традициях и обычаях, а также познакомит с традициями людей другой культуры, проживающих рядом.
В 2014 году в ДОУ начала функционировать площадка «Формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, окружающей действительности, социальных нормах и культурных традициях в поликультурном мире».
За время работы проектной площадки были проведены следующий мероприятия: организована творческая группа педагогов для решения вопросов по деятельности проектной площадки; разработан план работы; разработана система мониторинга результативности; проведены круглые столы по теме; проведены родительские собрания; реализованы подпроекты «Путешествие имен», «Моя семья - моё богатство», «Семейные традиции», «Портрет группы», «Земля - наш дом», «Мой город - моя Самара», «Арка дружбы», «Мир, в котором мы живем»; организованы выставки: «Моя семья - моё богатство», «Дружба», «Моя Россия»; реализуется программа по формированию коммуникативной компетенции дошкольников через изучение иностранного языка (английского) посредством освоения программы «Hooray! Let's Play».
Родители воспитанников с большим энтузиазмом относятся к изучению иностранного языка в стенах ДОУ Язык - «... зеркало культуры, мощнейшее общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива [9]. Изменение геолингвистической ситуации и вступление мира в эпоху билингвизма (В.В. Кабакчи), переход от биполярного к поликультурному сотрудничеству, побудили не только желание понять соседа по общему планетарному дому, но и потребность овладеть его языком. Цель раннего билингвального образования, по мнению Гальсковой Н.Д., заключается в формировании у детей дошкольного возраста элементарных черт вторичной языковой личности, делающих их способными к межкультурной коммуникации на элементарном уровне (овладение детьми языком как средством общения, усвоение различной внеязыковой информации (т.е. не связанной непосредственно с языком), развитие качеств, которые необходимы для адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур). В условиях сближения стран и народов, усиления их взаимодействия жизненно необходимы умения общаться с представителями разных лингвокультурных социумов, понимать и уважать национальное своеобразие. Рассматривая дошкольную образовательную ступень в сложившейся геополитической, геолингвистической и геоэкономической ситуации как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней, общество ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачу привития воспитанникам элементарных навыков толерантного поведения в современном поликультурном обществе, обучения культурному диалогу, в котором любовь к родной культуре, традициям и родному языку сочетается с уважением к другим языкам и культурам, что подразумевает формирование поликультурной личности. Изучение языка как средства общения невозможно без одновременного познания культуры того народа, который говорит на этом языке.
Ведущая идея программы: овладение языком не является самоцелью, каждое занятие по английскому языку — «это перекресток культур». Формируемая иноязычная культурная ситуация становится фундаментом процесса воспитания поликультурной личности дошкольника.
Формирование поликультурной личности - это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.
Детство - уникальный период формирования предпосылок к формированию личностных качеств. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально - исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно - содержательным будет и культура мира детства.
Библиография
1. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: Учебное пособие. - М., 2004.
2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003.
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
5. Коджаспирова Г.М., Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.
6. Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б.М. Бим - Бад. М.: Больш. Российская энциклопедия, 2002.
7. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие в 3 ч. Ч. 2: педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб.: Изд. - во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
8. Синова И.В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
9. Тер-Минасов С.Г. Изучение иностранных языков и культур на университетском уровне//Вести Моск. ун-та.