ШАЙБАКОВА Людмила Фаритовна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой национальной экономики и природопользования
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-17 e-mail: [email protected]
ЛЯШЕНКО Елена Александровна
Старший преподаватель кафедры национальной экономики и природопользования
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-17 e-mail: [email protected]
Опыт и тенденции развития технопарковых структур на Среднем Урале
Ключевые слова: инновационный потенциал; инновационная инфраструктура; технопарк; технопарковые структуры; бизнес-инкубатор; конкурентоспособность региона.
Аннотация. Переход России от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста невозможен без формирования эффективной инновационной инфраструктуры, включающей в себя технопарки, бизнес-инкубаторы и др. На примере Свердловской области исследованы проблемы формирования и функционирования технопарковых структур, предложены пути их решения.
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества -построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности человека, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация персонала становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают всё большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, привела к ускорению темпов обновления продукции и технологий [1].
На современном этапе развития России одной из приоритетных задач является формирование конкурентного потенциала экономики, призванного укрепить позиции страны в мировом сообществе. Усиление глобальной конкуренции, возрастание роли инноваций в социально-экономическом развитии, исчерпание природно-сырьевых запасов - вот проблемы, с которыми столкнулась российская экономика в начале XXI века.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция-2020), разработанной Министерством экономического развития РФ, до 2020 г. планируется переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста. Разработанная на основе данного документа
© Шайбакова Л. Ф., Ляшенко Е. А., 2011
Стратегия инновационного развития России определяет на долгосрочную перспективу способы повышения инновационного потенциала страны. Особое место при этом отводится формированию эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику.
Важный элемент инновационной инфраструктуры - технопарковые структуры, которые, успешно функционируя, способны внести значимый вклад в экономику региона за счет:
• стимулирования экономического роста региона;
• диверсификации местной экономики, что делает ее более устойчивой;
• развития успешных компаний малого и среднего бизнеса;
• увеличения доходов местного бюджета.
Существуют разнообразные формы технопарковых структур: научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, центры трансфера технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы, технополисы и др.
Наибольшее распространение в мире получили две группы технопарковых структур - технопарки (научные и технологические парки) и бизнес-инкубаторы.
По определению Международной ассоциации научных парков (International Association of Science Parks - IASP), технопарк (технологический парк) - организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для этого технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание инновационных компаний их рост с помощью инкубационных процессов и выведения новых компаний из существующих (spin-off processes) [2].
Бизнес-инкубаторы, представляющие собой сложные, многопрофильные комплексы, предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучения персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, местные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды. Бизнес-инкубатор, являясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени (инкубационный период - 2-3 года). По его истечении инновационная фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Вновь возникающие высокотехнологичные фирмы находятся под опекой бизнес-инкубатора, оставаясь экономически и юридически самостоятельными. Особенностью бизнес-инкубатора является то, что он не финансирует фирмы, которые опекает [3].
Анализ законодательства, регламентирующего функционирование инновационной инфраструктуры на территории России, и в частности Свердловской области, показал, что в нормативно-правовых актах отсутствуют определения понятия «технопарковая структура», а также понятия отдельных форм технопарковых структур (в том числе бизнес-инкубатора). Исследование законодательной базы РФ и Свердловской области позволило выявить ряд дефиниций технопарка (табл. 1). Однако существующая нормативная правовая база не содержит четкого перечня понятий, связанных с функционированием технопарковых структур в РФ.
Единственным специальным нормативным актом, регулирующим процесс формирования технопарков на федеральном уровне, является одобренная распоряжением Правительства РФ Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», продленная до 2014 г. Результаты реализации данной Программы представлены в табл. 2 [4].
Таблица 1
Свод определений понятия «технопарк» в российском законодательстве
с
&
*
Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р) Технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов [4]
и а О с ^ \с ^ с « в
я 'б
Закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. №95-ОЗ «О технопарках в Свердловской области»
Технопарк - форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и индивидуальных предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов формирование современной технологической и организационной среды путем создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, индивидуальных предпринимателей, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и продвижения их на мировой рынок научнотехнической продукции [5]
Таблица 2
Итоги реализации Комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»
Количество компаний-резидентов в технопарках в сфере высоких технологий 291
Количество созданных рабочих мест 6 538
Общая площадь введенных в строй технопарков, м2 138000
Расходы федерального бюджета в 2007-2010 гг., млрд р. 6
Внебюджетные инвестиции 2009-2010 гг., млрд р. 3
Выручка компаний-резидентов за 2007-2010 гг., млрд р. 22
Объем федеральных субсидий в 2011-2014 гг., млрд р. 6,089
Построенные технопарки 1. Западно-Сибирский инновационный центр (Тюменская область) 2. Кузбасский технопарк (Кемеровская область) 3. Технопарк «Мордовия» (Республика Мордовия) 4. Технопарк Новосибирского академгородка (Новосибирская область) 5. ИТ-парк (Республика Татарстан) 6. Технополис «Химград» (Республика Татарстан)
Субъекты РФ, где находятся строящиеся технопарки Калужская область, Нижегородская область, Санкт-Петербург, Пензенская область, Республика Татарстан, Самарская область, Московская область, Тамбовская область
В нашей области процесс формирования и развития технопарковых структур регулируется законом от 20 октября 2011 г. № 95-ОЗ «О технопарках в Свердловской области», а также Областной целевой программой «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области на 2011-2015 гг.». Согласно указанному закону технопаркам предоставляются государственные гарантии, субсидии, налоговые льготы; государственное казенное имущество может передаваться в аренду и в качестве вкладов - в уставный капитал. Правительство Свердловской области активно содействует установлению внешнеэкономических связей, необходимых для развития технопарков. Комитетом промышленной политики и развития предпринимательства администрации Екатеринбурга разработаны «Методические рекомендации по организации индустриально-промышленных парков».
В Свердловской области технопарковые структуры представлены следующими объектами (табл. 3) [7; 8].
Таблица 3
Реестр технопарковых структур Свердловской области
I. Особая экономическая зона «Титановая долина» (г. Верхняя Салда)
II. Технопарки 1. Научно-производственный парк «Техномет» - «Энергосберегающие технологии в металлургии и машиностроении» (г. Екатеринбург) 2. Некоммерческое партнерство Инновационно-технологический центр «Академический» (г. Екатеринбург) 3. Технопарк «ИнтелНедра» (г. Екатеринбург) 4. Уральский лесной технопарк (г. Екатеринбург) 5. АНО «Региональный научно-технологический парк «Уральский» (г. Екатер инбург) 6. Индустриальный парк высоких технологий машиностроения «Пумори - СИЗ» (г. Екатеринбург) 7. Технопарк «Аверон» (г. Екатеринбург) 8. Технопарк «Авиценна» (г. Екатеринбург) 9. Технопарк «Приборостроение» (г. Екатеринбург) 10. ООО «Технопарк Высоких Технологий» (г. Екатеринбург) 11. Технопарк «Заречный» (г. Заречный) 12. Технопарк «Высокогорский» (г. Нижний Тагил) 13. ООО «Технопарк-Экомед» (г. Екатеринбург) 14. ЗАО «УК Технопарк «Торгмаш» (г. Екатеринбург) 15. ЗАО «Научно-технологический парк бизнес-инкубатор „Уральские технологии"» (г. Екатеринбург) 16. Научно-внедренческий технопарк «Терем-Урал» по энерго-и ресурсосбережению (г. Екатеринбург) 17. ООО «Технопарк „Внедрение"» (г. Екатеринбург)
III. Бизнес-инкубаторы 1. Бизнес-инкубатор Екатеринбургской палаты товаропроизводителей (г. Екатеринбург) 2. Фонд поддержки малого предпринимательства «Бизнес-инкубатор» (г. Екатеринбург) 3. Свердловский областной бизнес-инкубатор (г. Екатеринбург) 4. Бизнес-инкубатор «Верх-Исетский» (г. Екатеринбург) 5. Научно-технологический парк - бизнес-инкубатор «Уральские технологии» (г. Екатеринбург)
IV. Центры трансфера технологий 1. Уральский региональный центр трансфера технологий (г. Екатеринбург) 2. Уральский учебно-научный центр инновационного бизнеса (г. Екатеринбург)
V. Региональные промышленные центры 1. Региональный центр листообработки (г. Екатеринбург) 2. Уральский лазерный инновационно-технологический центр (г. Екатеринбург)
Исследование деятельности технопарковых структур позволило выявить следующий факт: 62% объектов занимаются научными разработками в сфере промышленности (металлургия, машиностроение, лесная, горная, электронная); 11 - в сфере медицины и здравоохранения; 27% - в прочих сферах (консалтинг, телекоммуникации и пр.) (см. рисунок).
Промышленность - 62%
Медицина - 11%
Прочее - 27%
Сферы деятельности технопарковых структур в Свердловской области
Анализ территориального расположения технопарковых структур показал: практически все объекты сконцентрированы на одной территории - в Екатеринбурге. Это свидетельствует об отсутствии инновационного развития других территорий Свердловской области. Екатеринбург по сравнению с другими городами обладает большим научным и производственным потенциалом. Однако характеризующиеся высокой концентрацией промышленности территории Свердловской области, такие как Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов, Краснотурьинск, Новоуральск, Первоуральск и др., также обладают достаточным потенциалом инновационного развития.
Таким образом, технопарковые структуры в Свердловской области находятся на стадии становления, что обусловливает более высокие риски функционирования, чем в других сферах. В целом, несмотря на значительный потенциал области в сфере инноваций, развитие инновационной инфраструктуры сдерживается отсутствием финансирования, стагнацией спроса на инновации со стороны хозяйствующих субъектов, а также недостаточной государственной поддержкой. Существующая нормативная база, в частности налоговое законодательство, не позволяет создать благоприятные условия для процветания цивилизованного наукоемкого бизнеса, малого инновационного предпринимательства, в том числе с помощью технопарков.
Развитие и повышение инновационного потенциала Свердловской области сдерживаются неразвитостью, а иногда полным отсутствием связей между научными школами, ведущими университетами страны и области. Не в полной мере темпы развития сектора исследований и разработок отвечают спросу со стороны предпринимательского сектора на инновации, при этом отдельные научные результаты не находят применения в экономике. Помимо рассмотренных проблем формирования и развития техно-парковых структур следует назвать:
• отсутствие сильного лидера - команды менеджеров технопарковой структуры;
• использование бюрократических методов управления технопарковой структурой;
• неверный выбор организационно-правовой формы деятельности технопарка;
• нарациональное географическое размещения парка;
• кадровые проблемы.
Комплексное решение проблем функционирования технопарковых структур призвано способствовать созданию новых конкурентоспособных производств, в том числе обеспечивающих замещение импорта в Свердловской области.
Для дальнейшего становления технопарковых структур в России и Свердловской области предлагаем реализовать ряд мероприятий:
• финансовое участие государства и крупного бизнеса в создании технопарков;
• погашение за счет средств бюджета процентов по банковским кредитам, взятым под разработку инновационных технологий;
• финансовое участие государства в разработках, доведенных до стадии коммерциализации (выделение кредитов на возвратной и безвозвратной основе на целевые программы для финансирования научно-производственных проектов);
• льготная оплата коммунальных услуг, в том числе оплата электроэнергии;
• создание особых экономических зон (ОЭЗ) на базе инновационных центров (технопарков);
• адресная финансовая поддержка организаций, занимающихся подготовкой и продвижением разработок НИИ и вузов;
• подготовка концепции создания технопарков единой производственной направленности;
• полное редактирование правовой базы на федеральном и региональном уровнях, а именно: восполнение существующих пробелов, устранение противоречий и недочетов (необходимо привести в единство инновационную деятельность и государственную инновационную политику, государственную научно-техническую политику, а также направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов и инвестиционную деятельность).
Процесс развития технопарков не должен обойти Россию несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию. Одним из способов выхода из кризиса является опора на отечественную науку и наукоемкое производство. Технопарковые и иные инновационные структуры могут сыграть заметную роль в этом процессе.
Источники
1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. : утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). Режим доступа : http://www.garant.ru/iv.
2. International Association of Science Parks. URL : http://www.iasp.ws/publico/index. jsp?enl=2.
3. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2008.
4. Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий : комплексная программа : одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р (с изм. от 25 декабря 2007 г., 12 сентября 2008 г., 10 марта 2009 г., 27 декабря 2010 г.). Режим доступа : http://www.garant.ru/iv.
5. О технопарках в Свердловской области : закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 95-ОЗ // Официальный сайт Правительства Свердловской области. Режим доступа : http://www.midural.ru/normative_documents/data_bank.
6. Министерство связи и массовых коммуникаций. Режим доступа : http://minsvyaz. ru/ru/directions/?direction=25.
7. Инновационный бизнес Екатеринбурга. Режим доступа : http://ekbin.ru/section/26.
8. Деловая сеть малого бизнеса. Информационная поддержка малого предпринимательства. Режим доступа : http://www.dsmb.ru/section/5.