Научная статья на тему 'ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ'

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / FREIGHT TRANSPORTATION / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / TRANSPORT AND LOGISTIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ничипорук А. О.

Рассмотрены структура и элементы логистических систем, опыт и особенности их построения на транспорте. Сформулировано понятие и предложена структурная композиция, обозначены задачи и направления исследований в области развития методического обеспечения качества и эффективности функционирования транспортно-логистических систем.The structure and elements of logistic systems, experience and features of their creation on transport are considered. The concept is formulated and the structural composition is offered, tasks and the directions of researches in the field of development of methodical quality assurance and efficiency of functioning of transport and logistic systems are designated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ»

Список литературы:

[1] Галабурда В.Г. Единая транспортная система: учеб. для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Пер-сианов, А.А. Тимошин. - М.: Транспорт, 1996. - 295 с.

[2] Долятовский В.А. Исследование систем управления: учебно-практическое пособие / В.А. Долятовский, В.Н. Долятовская. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003 -256 с. (Серия «Новые технологии»). - (С. 3).

[3] Зайцев Е.Н. Разработка методологии синтеза комплексной системы управления смешанными перевозками с целью повышения эффективности транспортно-логистических систем при неопределенности факторов их взаимодействия: дис. ... докт. техн. наук. - СПб., 2006. - 356 с.

[4] Королева Е.А. Организационно-экономические основы функционирования транспортных коридоров: дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. - М., 2002. - 371 c.

[5] Костров В.Н. Транспортная логистика: учебное пособие / В.Н. Костров, В.В. Цверов. -Н.Новгород: ФГБОУ ВО «ВГАВТ», 2009. - 224 с.

[6] Покровский А.К. Исследование систем управления (транспортная отрасль): учебное пособие / А.К Покровский. - М.: КНОРУС, 2010. - 360 с.

[7] Фетисов А.А. Теория систем // Хомосапиенсология. - № 1 (7). - 2005. - 321 с.

MODELING OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC

INTERACTION OF THE ELEMENTS OF PORT INFRASTRUCTURE IN COMBINED TRANSPORTATION

A.A. Nikitin, V.N. Kostrov, S. V. Kostrov

Key words: interaction, infrastructure, port, combined transportation

The article considers the management aspect of the system significant in the organizational-economic interaction at all levels of the cargo handling life cycle in a river port during the combined transportation performance.

Статья поступила в редакцию 21.07.2016 г.

УДК 656.624.3

А.О. Ничипорук, к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ

Ключевые слова: грузовые перевозки, транспортно-логистические системы.

Рассмотрены структура и элементы логистических систем, опыт и особенности их построения на транспорте. Сформулировано понятие и предложена структурная композиция, обозначены задачи и направления исследований в области развития методического обеспечения качества и эффективности функционирования транспорт-но-логистических систем.

В последнее время главным направлением развития и совершенствования транспортного обслуживания в сфере производства, распределения и потребления продукции за рубежом и в нашей стране является логистика.

За рубежом необходимость использования логистики наиболее остро проявилась в периоды кризисов, так как многие действовавшие ранее системы распределения товаров оказались экономически устаревшими. Тогда специалисты обратились к логистике как одной из форм интеграции снабжения, производства, транспорта, распределения. В условиях перенасыщения рынка и усиления конкуренции логистика явилась важным резервом в повышении потенциала предприятий, действенным инструментом для снижения затрат. В общей структуре логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран наибольшую долю занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35%) и расходы на административно-управленческие функции (9-14%) [1, 2, 3]. При этом наблюдается рост издержек многих компаний на ряд логистических функций: транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.

В нашей стране высокий уровень запасов, слабая взаимосвязь участников по производству, распределению, доставке и потреблению продукции также требует поиска новых решений этой проблемы. Логистика предоставляет возможность создания гармоничных логистических систем с установленными параметрами движения сквозных материальных потоков, отличительной особенностью которых является высокая степень согласованности. Логистическая система - это сложная, структурированная экономическая система, состоящая из совокупности элементов (звеньев), связанных единым процессом управления движением материальных и сопутствующих потоков, границы и задачи функционирования которых объединены внутренними или внешними целями [2, 4, 5]. Принципиальная схема логистической системы приведена на рис. 1.

Рис. 1. Принципиальная схема логистической системы

На макро- и микроуровнях в виде логистической системы может быть представлено промпредприятие, территориально-производственный или транспортный комплексы, торговое объединение и т.п. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, при заданном уровне издержек, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению [4]. В логистической системе обычно формируется комплекс подсистем, состоящей из информационного, организационного, экономического, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.

С учетом проанализированной выше информации в более детализированном виде логистическая система представлена нами на рис. 2.

Следует отметить, что цели создания макрологистических систем (больших систем, элементами которых являются отдельные субъекты хозяйствования) могут в значительной степени отличаться от целей и критериев синтеза микрологистических систем (охватывающих внутрипроизводственную логистическую сферу одного предприятия).

Для конкретного предприятия основным критерием оптимизации его деятельности в рыночных условиях могут выступать: минимальные интегральные логистические издержки, максимальная прибыль (или объем реализации продукции), макси-

мально возможное увеличение занимаемого рыночного сегмента, удержание рыночных позиций и т.д.

Рис. 2. Границы, элементы и подсистемы логистической системы

В большинстве случаев при создании и функционировании макрологистических систем также используется критерий минимума общих логистических издержек. Однако основные критерии формирования макрологистических систем должны изначально определяться общегосударственными целями (экологическими, социальными, военными, политическими и др.). Например, для снижения ущерба окружающей среде от деятельности транспорта может быть создана логистическая система оптимизации региональных грузопотоков, позволяющая за счет оптимальной маршрутизации рационализировать транспортные потоки и обеспечить перераспределение перевозок в пользу более экологичных видов транспорта [1-3].

Транспорт является основным связующим звеном между производством и потреблением, между элементами отдельных логистических систем. Поэтому в условиях функционирования логистических систем важное значение придается повышению роли транспорта. В логистических цепях транспорт может осуществлять доставку грузов от поставщика до потребителя, практически по всем возможным вариантам транспортирования (предприятие - склад, склад - склад, склад - потребитель), переставая при этом быть обособленной отраслью экономики и выступая как производитель широкого круга логистических услуг, предоставляющий весь комплекс транспортных услуг.

У большинства предприятий-производителей продукции транспортные издержки составляют значительную часть в общих затратах, а доля их в разных отраслях производства достигает 30% продажной цены товара. Поэтому даже в высокоорганизованной экономике построение оптимальной логистической транспортной цепи позволяет, по оценкам специалистов, сокращать общие расходы более чем на 20% [1].

Учитывая вышесказанное, транспорт сам по себе является одной из самых больших и сложных систем, целью функционирования которой является полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров [6, 7]. Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, взаимодействующих друг с другом. Причем, в ряде случаев отдельные виды транспорта могут рассматриваться, как конкурентные, и наоборот, дополняющие друг друга при перевозках грузов на определенных направлениях. Так, специфика деятельности водного транспорта заключается в зависимости от смежных видов транспорта, соответственно, его эффективная работа существенно зависит от согласованности технологии, организации и управления, коммерческо-правового обеспечения, по всем транспортно-технологическим ли-

ниям. На этой принципиально новой основе в 1960-1970-е годы были созданы пакетные, контейнерные, паромные, ролкерные и другие комплексные технологии доставки грузов, получившие название транспортно-технологические системы (ТТС) [8, 9].

ТТС - это система взаимоувязанной технологии и организации перевозки грузов с минимальными народнохозяйственными издержками от отправителя до получателя с участием одного или нескольких видов транспорта, действующая на основе соглашений (договоров) между отправителями, перевозчиками и получателями грузов, заключаемых для каждой конкретной ТТС, и определяющая технологические, организационные и коммерческо-правовые условия их функционирования [1, 8].

Применительно к речному транспорту Дуниным В.А. [9] сформулировано следующее понятие ТТС: это комплекс транспортных средств, причалов, грузоотправителей и грузополучателей с оптимальным порядком их взаимодействия и управления для решения конкретной транспортной задачи с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. ТТС охватывает как непосредственно транспортный процесс с его элементами, так и управление этим процессом.

Для успешной эксплуатации ТТС требуется создание технико-экономических и организационно-правовых основ формирования, развития и функционирования транспортной системы в целом. При этом учеными-транспортниками на морском транспорте системообразующим компонентом ТТС считалась укрупненная грузовая единица, а также возможность перевозки грузов «от двери до двери». Целесообразность организации ТТС предлагалось определять с учетом сложившихся конкретных условий [1, 8].

В современных условиях функционирования транспортного комплекса, перехода к рыночной модели хозяйствования ряд ученых указывает на необходимость логистического подхода в организации работы соответствующих ТТС, которые на начальной стадии были созданы в СССР. Разработанные учеными-транспортниками общие подходы к проектированию и организации ТТС не потеряли своей актуальности и в настоящее время, однако требуется уточнение методических положений в области обеспечения качества и оценки эффективности с учетом современных логистического и системного подходов. Основными критериями разработки и функционирования ТТС были минимальные затраты транспорта, а интересы и издержки обслуживаемых им отраслей рассматривались не по всей цепи доставки, с позиций только грузоотправителей и грузополучателей. В условиях плановой экономики такой подход был оправдан, но в современных условиях требует своего пересмотра.

Таким образом, с точки зрения логистики, необходим переход от ориентации на транспорт в рамках ТТС к учету интересов всех участников продвижения товарно-транспортного (грузового) потока, возникающего при перемещении товара от поставщика к потребителю при активном участии транспорта.

Следовательно, транспорт необходимо рассматривать не как отдельную, обособленную систему, а как ключевую составляющую более крупной и сложной системы товародвижения, функционирующей и работающей с грузопотоками на основе принципов и законов логистики - транспортно-логистической системы (рис. 3).

Потребитель

| Товарно-транспортный (грповоп) поток У I

I_________:____Y-\

Рис. 3. Принципиальная схема транспортно-логистической системы

Трааспортно-логистпческая система

Инфраструктура транспортно-логистической системы (ТЛС) зависит от объемов транспортируемых грузов, их номенклатуры, направления и дальности перевозки. Элементами ТЛС могут быть грузовладельцы и различные виды транспорта, обеспечивающие процесс доставки грузов. Особое значение в работе ТЛС придается перегрузочным терминалам.

Создание ТЛС направлено на усиление интеграционных процессов и взаимодействия с потенциальными партнерами (участниками логистической цепи доставки грузов), в том числе и конкурентами. Для обеспечения устойчивой и эффективной работы транспорта должна проводиться работа по оптимизации управления перевозочным процессом, использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов, сокращению издержек. В ТЛС тарифные ставки, сроки доставки, уровни сохранности грузов и сервисного обслуживания должны соответствовать рынку транспортных услуг, который формируется на основе предельных (верхних) значений транспортных затрат, продолжительности транспортировки, уровней сохранности доставляемой продукции и транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов [10].

Следовательно, ТЛС - совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с товарными (грузовыми) потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров (грузов), а также информационного (документарного), тарифного (экономического) и нормативно-правового (коммерческого) сопровождения товарных потоков.

Типовая структура ТЛС, представленная автором на рис. 4, является унифицированной для большинства обслуживаемых различными видами транспорта грузопотоков.

Рис. 4. Границы, основные элементы и подсистемы транспортно-логистической системы

Однако в практике работы существуют и отличные от типовой ТЛС, обусловленные спецификой конкретного грузопотока или особенностями работы транспорта. Так, речные порты, осуществляющие добычу и поставку НСМ, могут выступать в качестве грузоотправителей и грузовладельцев. Соответственно, границы и элементы ТЛС поставки НСМ в этом случае будут отличаться от типовой модели, что показано нами на рис. 5.

Учитывая, что действующие в настоящее время многие ТЛС уже сформировались на базе ранее разработанных и внедренных на различных видах транспорта ТТС, проблема обеспечения качества и эффективности их функционирования в современных условиях по-прежнему является актуальной и до конца нерешенной. Существует необходимость в уточнении показателей и критериев качества и эффективности функционирования ТЛС в связи с тем, что изменилась не только система взаимоотношений между участниками товарно-транспортного процесса, но претерпела изменения и система требований, показателей оценки работы транспорта, предъявляемых грузовладельцами и обществом (государством).

Рис. 5. Транспортно-логистическая система добычи и поставки нерудных стройматериалов речными предприятиями

Таким образом, основными нерешенными задачами в области разработки и совершенствования методического обеспечения качества и эффективности функционирования ТЛС с участием ВВТ, по мнению автора, с учетом обозначенных ранее предпосылок и проведенного анализа, являются:

1) для типовых ТЛС, обслуживающих широкую номенклатуру грузопотоков, с использованием различных схем и способов перевозки грузов, в том числе в укрупненных грузовых единицах:

- разработка методических основ определения временных показателей и стоимости доставки грузов с комплексным учетом показателей и критериев, пригодных для использования не только транспортными организациями, но и грузовладельцами, позволяющих оценить интегральную стоимость доставки груза в рамках всей ТЛС, а также повышение безопасности и снижение ущерба окружающей среде как дополнительных качественных показателей, предъявляемых к транспорту обществом и государством;

- разработка математического аппарата формирования объединенных грузовых единиц, учитывающего необходимость сквозного транспортирования этих грузовых единиц, а также обеспечение оптимальной загрузки различного подвижного состава на всех видах транспорта, задействованных в системе доставки груза;

- разработка экономико-математической модели обоснования и выбора оптимальной схемы и способа доставки грузов различными видами транспорта в рамках ТЛС, основанной на интегральной стоимости доставки груза и необходимой для оценки и обоснования транспортно-логистических схем доставки, эффективных с точки зрения грузовладельцев и транспортников и отвечающих современным требованиям безопасности и экологичности;

2) для специальных ТЛС, структура, схемы и способы перевозки в которых обуславливаются особенностями конкретного грузопотока (например, на ВВТ это ТЛС добычи и поставки НСМ речными транспортными предприятиями):

- разработка моделей и методов обоснования логистических схем транспортирования и поставки грузов, учитывающих особенности структурного построения и функционирования конкретной ТЛС;

- разработка моделей и методик экономической оценки эффективности и качества транспортирования, учитывающих особенности перевозки (поставки) грузов;

- оценка качества поставляемых и перевозимых грузов, зависящего от избранного способа и технологии перевозки (добычи) груза, а также особенностей работы транспортных и других предприятий в рамках ТЛС;

3) для подсистем, обеспечивающих функционирование ТЛС, интеграцию и эффективное взаимодействие всех участников доставки грузов, применительно к эксплуатации водного транспорта:

- оценка современного состояния и перспектив развития системы технического регулирования перевозок грузов на ВВТ, необходимости обновления существующей нормативно-технической базы с использованием новых, современных подходов;

- обоснование развития системы нормативно-коммерческого обеспечения качества и эффективности перевозок грузов и её научно-исследовательской базы в рамках сложившихся и перспективных, формирующихся ТЛС.

Список литературы:

[1] Винников В.В. Логистика на водном транспорте / В.В. Винников, Е.Д. Быкова, С.В. Винни-ков. - Одесса: Феникс, 2004. - 222 с.

[2] Миротин Л.Б. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / Л.Б. Миротин, В.А. Гудков, В.В. Зырянов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2014. - 704 с.

[3] Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике / В.И. Сергеев. - М.: Изд. дом «ФИЛИНЪ», 1997. - 772 с.

[4] Гаджинский, А.М. Логистика : учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Дашков и К, 2014. - 420 с.

[5] Еловой И.А. Логистика : учебно-методическое пособие / И.А. Еловой. 2-е изд., перераб. и доп. - Гомель: БелГУТ, 2011. - 165 с.

[6] Ивуть Р.Б. Логистические системы на транспорте : учебно-методическое пособие / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель, В. С. Холупов. - Минск: БНТУ, 2014. - 76 с.

[7] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации № 1032 от 11.06.2014 г.) / М.: Правительство РФ, 2014. Режим доступа: http://mintrans.ru.

[8] Гагарский Э.А. Технология транспортировки и перегрузки грузов в смешанных и комбинированных сообщениях : дис. ... докт. техн. наук: 05.22.19 / Гагарский Энгельс Александрович. -Москва, 2004. - 137 с.

[9] Дунин В.А. Повышение эффективности перевозок грузов речным транспортом на основе создания транспортно-технологических систем (на примере Волжского объединенного речного пароходства) : дис. ... канд. техн. наук: 05.22.19 (в виде научного доклада) / Дунин Виталий Алексеевич. - Горький, 1990. - 30 с.

[10] Михайлова О.Н. Введение в логистику : учебно-метод. Пособие / О.Н. Михайлова. - М.: Издательский дом «Доликов и Ко», 1999. - 104 с.

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF CREATION OF TRANSPORT AND LOGISTIC SYSTEMS OF CARGO DELIVERY

A.O. Nichiporouk

Keywords: freight transportation, transport and logistic systems.

The structure and elements of logistic systems, experience and features of their creation on transport are considered. The concept is formulated and the structural composition is offered, tasks and the directions of researches in the field of development of methodical quality assurance and efficiency of functioning of transport and logistic systems are designated.

Статья поступила в редакцию 22.02.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.