УДК 656 Г. В. Поваров,
д-р экон. наук, профессор, СПГУВК
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
LOGISTIC APPROACH TO THE OPERATION OF TRANSPORT SECTOR
В статье рассматриваются вопросы функционирования транспортного комплекса страны, обосновывается необходимость логистического подхода, раскрывается его сущность по отношению к мак-рологистическим транспортным системам, определяется и уточняется терминологический аппарат по отношению к транспортному процессу, обоснована роль логистического управления в повышении эффективности функционирования транспортного комплекса.
The article deals with the transport sector of the country, the necessity of logistic approach, reveals its essence in relation to the macrologistic transport systems, defines and specifies terminological apparatus in relation to the transport process, substantiates the role of logistics management in improving the functioning of the transport sector.
Ключевые слова: транспортный комплекс, логистический подход, эффективность работы транспорта, системы транспорта.
Key words: transport complex logistic approach, the efficiency of transport, transport system.
ИЕЗКОЕ ухудшение экономической ситуации, рост безработицы и инфляции, назревание социального взрыва в странах Западной Европы и США в начале 1970-х гг. потребовали разработки срочных мер по улучшению ситуации в сфере экономики. С целью стабилизации обстановки специалисты впервые в невоенной области обратились к логистике как к одной из эффективных форм интеграции материально-технического снабжения, производства, транспорта и распределения с широким привлечением современных технических средств и технологий.
Благодаря логистике, проникновение которой в экономику этих стран тесно связано с достижениями кибернетики, была создана мощная и весьма эффективная инфраструктура мировой экономики. Использование и дальнейшее совершенствование логистической науки способствовали интенсивному развитию интеграционных процессов, созданию внутри- и межотраслевых крупных научнопроизводственных и экономических объединений.
В условиях плановой экономики в СССР вопросам логистики как научного метода управления народным хозяйством не уделялось должного внимания. Однако отдельные ее положения, не называвшиеся в то время логистическими, использовались и приносили определенный положительный эффект в совершенствовании интеграционных процессов в производственно-транспортной структуре, в образовании межотраслевых транспортных узлов.
Основными причинами, не позволявшими использовать логистические принципы управления транспортным комплексом в условиях плановой экономики, были:
— сильная централизация руководства отраслями народного хозяйства и жесткая производственно-плановая система, игнорирующая рыночные законы и экономические интересы поставщиков, покупателей, в том числе и потребителей транспортных услуг. Отсутствие должного контроля со стороны государственных органов управления за сокращением издержек обращения привело к образованию в ТК подотраслей монополи-
Выпуск 1
стов, таких как железнодорожный и автомобильный транспорт, которые диктовали свои условия потребителям;
— технологические трудности транспортной системы, связанные с постоянной перегрузкой пропускной способности транспортных сетей отдельных видов ТК. На развитие инфраструктуры транспортной системы государство перестало выделять необходимые средства;
— неразвитость коммуникационных сетей по оснащению и техническому уровню, особенно информационных сетей;
— недостаточная технологическая подготовка производственных участков и кадрового персонала;
— отсутствие взаимодействия между поставщиками-производителями, перевозчиками и покупателями-потребителями;
— нечеткое выполнение обязанностей отдельными транспортными предприятиями по доставке грузов потребителям в установленные договорами сроки;
— сокращение размеров инвестиций в развитие ТК, выделение капиталовложений отдельным видам транспорта без должного учета функционирования и экономического эффекта всей совокупности логистической системы.
На протяжении многих лет система материально-технического снабжения и сбыта, с одной стороны, и транспорт — с другой, были разобщены. Планирование и оценка деятельности их коллективов производились по разным, не связанным между собой показателям. Это приводило к многочисленным негативным последствиям как в работе снабженческо-сбытовых организаций, так и предприятий транспорта.
С началом реформ, проводимых в России, по мере развития рыночных форм хозяйствования стала формироваться на принципах самоорганизации коммерческая ветвь управления ТК в форме ассоциаций, концернов, товариществ и других объединений субъектов транспортного рынка.
Однако этот процесс, продолжающийся и в настоящее время, проходит во многом стихийно. Новые структуры управления создаются по аналогии с развитыми капиталис-
тическими странами, но без должного учета специфики российских условий, что в ряде случаев приводит к серьезным ошибкам и становится, таким образом, тормозом в проведении самих реформ. Формальное проведение процесса приватизации и акционирования во многих случаях привело к тому, что отдельные приватизированные предприятия не поменяли коренным образом свое экономическое поведение в части производственной, маркетинговой, сбытовой и тарифной политики; не создают собственных источников воспроизводства и продолжают ориентироваться на государственные источники, стремятся любым способом увеличить зарплату чиновникам, несмотря на сокращение объемов выполняемых работ.
В целях повышения эффективности работы транспорта и его отдельных видов необходим поиск новых принципов и методов управления транспортным комплексом, интеграции его в общественную сферу производства.
Изучение зарубежного опыта показывает, что в условиях рыночной экономики проблема интеграции транспорта является крайне актуальной, а в последние годы ее решение осуществляется под влиянием логистики в соответствии с принципом: нужный товар в определенное время в указанное место с наименьшими затратами.
В конце 1980-х гг., в условиях плановой экономики, проблема взаимодействия различных видов транспорта получила определенное развитие по доставке грузов «от двери до двери».
Однако на практике из-за несогласованности и разобщенности работы отдельных видов транспорта такая технология перевозок осуществлялась с большими недостатками и вызывала неудовлетворенность грузовладельцев. Основным недостатком в нерациональном использовании транспортного комплекса СССР явилось то, что создание схем сквозного перемещения грузов с участием нескольких видов транспорта строилось на базе существующих транспортных систем, развитию материально-технической базы которых придавалось до перестройки первоочередное значение.
Недостаточное внимание со стороны государства развитию транспортного комплекса в период перехода к рыночной экономике привело к тому, что в России до сих пор не создана единая, ориентированная на функционирование в рыночных условиях транспортная система, которая могла бы доставлять грузы с минимальными затратами, используя преимущества каждого вида транспорта.
В настоящее время, особенно в условиях стабилизации рыночных отношений, традиционный метод, основанный на независимом решении задач товародвижения и работы транспорта, должен быть заменен на логистический подход, который на системной основе будет определять организационно-экономический комплекс бизнеса. Согласование экономических и технологических показателей в рамках логистических систем управления товародвижением и транспортом обеспечит наиболее полное соответствие между назначением ТК и его фактическим использованием. При этом возрастает полезность транспортной деятельности, так как она будет ориентирована на обслуживание всей логистической цепи, а ее эффективность будет оцениваться из условий оптимальности всей производственнотранспортной логистической системы.
Логистическая система транспортного комплекса представляет собой упорядоченную совокупность грузопотоков, сформированных в процессе производства и реализации продукции предприятиями всех отраслей материального производства и производственной инфраструктуры. Логистическая система ТК есть результат сознательной деятельности людей, принимающих решения в области оптимизации и рационального распределения грузопотоков между видами транспорта с целью полного удовлетворения потребностей товаровладельцев, сокращения совокупных транспортных затрат и доставки грузов в заранее оговоренные сроки.
Основной логистической категорией на транспорте является грузопоток, который включает все транспортные операции, связанные с доставкой товара от поставщика к потребителю.
Логистический грузопоток представляет собой совокупность материального, ин-
формационного, финансового, правового и других потоков. Он включает логистические операции, имеющие трансакционный характер, под которым понимается коммерческая сделка между самостоятельными участниками перевозки товара, носящая экономический или административный характер.
Одним из основных элементов логистической транспортной системы является информационный поток, без которого невозможно реализовать идеи и принципы логистики.
В целях обеспечения оптимальных параметров непрерывное сопровождение грузопотоков информацией позволит органу управления своевременно вносить необходимые изменения в перемещающийся транспортный поток.
Телекоммуникационные системы, предназначенные для передачи информации по логистической цепи, кроме общих требований (устойчивость, надежность, экономичность), должны обеспечивать полноту, многосторонность, доступность и своевременность предоставления информации.
Наличие свободного доступа к информационной системе позволит стороне, принимающей груз от отправителя или смежного вида транспорта, ввести в совместную информационную систему необходимое дополнительное сообщение, указывающее местонахождение товара и подтверждающее своевременную и сохранную его доставку. Эти сообщения поступают в информационную систему от участников перевозочного процесса и становятся доступными для местной информационной системы получателя.
Региональная логистическая система взаимодействия поставщиков, различных видов транспорта и потребителей должна создаваться на основе экономических интересов всех участников транспортного процесса. При этом функции организации и координации их деятельности может взять на себя администрация региона, включив в свою структуру региональный логистический центр. В состав центра должны входить все участники транспортного процесса. Логистическая система транспортного узла должна создаваться не в административно-принудительном порядке, а
Выпуск 1
исходя из взаимной экономической заинтересованности ее участников.
Основные этапы создания логистической системы транспорта включают:
— принятие решения о стратегии разработки логистической системы на основе анализа результатов эксплуатационно-экономической деятельности различных видов транспорта, входящих в транспортный комплекс. Стратегия должна отражать не только основные цели и задачи работы транспорта, но и позволять моделировать логистическую систему;
— формирование постоянных грузопотоков и логистических цепей как основных элементов логистической системы. Для этого необходимо выполнить детальный анализ существующих грузопотоков и в случае их несоответствия требованиям логистики произвести переформирование;
— разработка логистической системы, включающей совокупность упорядоченных логистических цепей. При этом должны быть созданы подсистемы материального, информационного, финансового, кадрового и других видов обеспечения, отвечающие требованиям логистической системы;
— обоснование и принятие системы показателей, по которым должна производиться
оценка экономической эффективности функционирования логистической системы ТК.
Основными задачами транспортной логистики являются:
— организация и управление доставки изготовленной продукции потребителям с участием различных видов транспорта во внутренних и международных сообщениях;
— оптимизация загрузки подвижного состава и производственной инфраструктуры ТК;
— экономия всех видов ресурсов на всех стадиях перемещения грузов;
— выбор схемы и оптимальных технических средств для доставки товаров от отправителей до получателей с участием различных видов транспорта с минимальными затратами и с полным удовлетворением запросов потребителей.
В заключение можно сделать вывод, что транспортная логистика представляет собой систему организации, планирования, управления и контроля грузовыми и информационными потоками в пространстве и во времени от отправителя до получателя.
Целью логистики является организация в пространстве и во времени грузопотоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей.
УДК 627 Л. Н. Буянова,
д-р экон. наук, профессор, ЗАО «ЦНИИМФ»;
А. Н. Лазарев,
д-р техн. наук, профессор, СПГУВК
ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2 МОРСКОГО ФЛОТА
£
С
2
GQ
224^ INNOVATION AS A FACTOR IN INCREASING THE MARITIME FLEET
COMPETITIVENESS
Дана краткая характеристика современного состояния морского флота России. Обоснована роль инноваций в повышении конкурентоспособности отечественного флота. Рассмотрены инновации при создании морских транспортных средств.