- развитие, которое означает оптимальное изменение существующего положения с оптимизацией инновационной деятельности и оптимизацией получения прибыли;
- поддержание, которое предполагает отсутствие или незначительное изменение существующего положения с минимизацией инновационной деятельности и максимизацией получения прибыли.
Таким образом, при эффективном менеджменте, имеющем стратегическую компоненту, высокой транспарентности рынка и предсказуемых действиях государства по регулированию тех или иных общественных процессов, «антикризисное начало» устойчиво воспроизводится как внутренний момент действующей на предприятии системы управления. И в этом смысле оно - действительно неотъемлемый элемент «хорошего» менеджмента;
При наступлении кризисных ситуаций в зависимости от степени угрозы их превращения в кризисы возможны два варианта организации управления: либо оно функционирует в прежнем режиме (когда опасность наступления кризиса оценивается как невысокая), либо начинает трансформироваться, приобретая дополнительные характеристики.
Антикризисное управление - особая форма управления, содержание которой детерминировано критическим состоянием предприятия и условиями его преодоления. Эта форма управления имеет отличительные черты. К наиболее значимым следует отнести:
- сочетание преимущественно оперативного характера организационного воздействия в силу сужения временных горизонтов принятия и реализации управленческих решений со стратегическим планированием выхода предприятия на траекторию развития;
- приоритетность цели выживания предприятия, что ограничивает возможности реализации стратегических решений, призванных обеспечить его будущее развитие. При данной форме управления стратегическое планирование имеет иной (меньший) временной горизонт;
- существенно расширенная сфера управленческого воздействия, осуществляемого с помощью административных и организационно-правовых методов; усиление значения морального стимулирования, направленного на консолидацию коллектива, созда-
ние атмосферы «командного духа»;
- значительно повышенная роль внешних факторов в детерминации состава, содержания и последовательности осуществления управленческих действий, обеспечивающих выход предприятия из кризиса;
- усиление зависимости сохранения предприятия от эффективности действий государства по преобразованию существующей институциональной среды и селективной поддержке субъектов хозяйствования;
- использование разных вариантов структуры управления: формируемой только штатными службами и работниками; специально создаваемой, отличающейся наличием внешнего управляющего, назначаемого судом в условиях действия законодательства о банкротстве (вариант инициируется кредиторами и обязателен в условиях несостоятельности предприятия). Особенностью второго варианта является то, что при сохранении базовой (традиционной) организационной структуры последняя работает не в режиме самоорганизации, а в принудительном режиме;
- дополнение содержания функции контроля состояния предприятия критериями, задаваемыми извне.
Литература:
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве).
2. Букреев А.М., Кремер К.И., Дударев О.Е. Экономический механизм антикризисного управления предприятием. - Воронеж: Научная книга, 2007.
3. Кулакова И.С. Методологические подходы к оценке финансового состояния предприятия в период кризиса // Вестник Удмуртского университета, 2011, № 1.
4. Макаров А.С. К проблеме выбора критериев анализа состоятельности организации // Экономический анализ: теория и практика, 2008, № 23.
5. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература, 2006.
ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НОРВЕГИИ
Сбратова Н.С., аспирант РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Шпаков В.А., к.э.н., профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
В статье рассматривается опыт государственного регулирования нефтегазового комплекса Норвегии. Дается его характеристика. Приводится динамика добычи, экспорта, импорта нефти и газа. Описываются основополагающие принципы государственного регулирования нефтегазового комплекса Норвегии.
Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, Норвегия.
THE EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF OIL AND GAS COMPLEX OF NORWAY
Sbratova N., the post-graduate student, Gubkin Russian State University of Oil and Gas Shpakov V., Ph.D., Professor, Gubkin Russian State University of Oil and Gas
The article reviews the experience of oil and gas industry state regulation in Norway with its characteristic. The dynamics of production, exports, imports of oil and gas is also presented. Describes the basic principles of state regulation of oil and gas industry in Norway.
Keywords: government regulation, oil and gas, Norway.
Государственное регулирование нефтегазовой промышленности представлено различными моделями. В каждой стране выбор модели в любой период времени определяется совокупностью различных факторов, в частности ее историей, концепцией экономического развития, политикой в области энергетики. Можно выделить четыре основные модели государственного участия в нефтегазовой промышленности:
• Доминирование национальных государственных компаний: Франция, Ирландия, Италия, Испания. Сильная централизация государственного управления в вопросах разработки и осуществления энергетической политики;
• Децентрализованные системы, с явно выраженным участием регионального или муниципального правительства: Австрия, Да-
ния, Финляндия, Германия, Швейцария. Относительно мягкое регулирование энергетической политики на национальном уровне. Региональные власти осуществляют регулирование на своих территориях. Добыча и транспортировка газа осуществляются компаниями частного сектора;
• Наличие независимых органов контроля и регулирования в газовом секторе: США, Великобритания. Ответственность за контроль может быть возложена на определенное лицо или на комиссию;
• Использование государственного регулирования в рамках кооперации с газовыми компаниями: Бельгия, Нидерланды, Швеция. Национальное правительство контролирует главные аспекты энергетической политики 2.
Норвегия использует последнюю из перечисленных моделей. Норвежская нефтегазовая промышленность - относительно молодая отрасль. В 2009 г. Норвегия отмечала 40-летие с момента открытия первого месторождения на норвежском континентальном шельфе. Речь идет о месторождении Ekofisk, добыча на котором началась в 1971 г. Сегодня нефтегазовый комплекс является основой норвежской экономики. Доля отрасли в ВВП Норвегии превышает 20 %, в экспорте - 50 %. Более четверти бюджета страны формируется за счет доходов от работы нефтегазового комплекса. Доказанные извлекаемые запасы нефти Норвегии оцениваются примерно в 1 млрд т, газа - более чем в 2 трлн мі 1.
Добыча нефти в Норвегии достигла своего пика в 2001г. - более 162 млн т. С тех пор этот уровень постепенно снижался. В 2010 г. было добыто 87,7 млн т нефтяного сырья, что на 9,6 % ниже уровня
2009 г. (табл. 1). С 2000 г., по мере истощения месторождений, добыча нефти в стране перешла в затухающую стадию. Норвежский нефтяной директорат прогнозирует дальнейшее снижение добычи нефти в стране в среднесрочной перспективе. В число крупнейших месторождений Норвегии по объему добычи нефтяного сырья в
2010 г. входили: Grane - 8,1 млн т, Ekofisk - 7,9 млн т,
Troll - 5,8 млн т, Snorre - 4,9 млн т, Asgard - 4,2 млн т, Oseberg - 3,6 млн т.
В 2010 г. Норвегией было экспортировано 76,5 млн т нефтяного сырья (87,2% от добычи), что на 10,5% ниже уровня 2009 г. Среди ключевых направлений экспорта выделяются Великобритания (49,4%), Нидерланды (18,8%), Швеция (6,9%), Франция (5,9%) и Германия (5,4%), суммарно обеспечивающие 86,4% экспорта. Крупнейшими импортерами норвежской нефти за пределами Европы являются Канада (4% экспорта нефти из Норвегии) и США (1,4%). В 2010 г. для нужд НПЗ было импортировано 1,4 млн т нефти из России (73,8%) и Великобритании (26,2%).
Между тем Норвегия поступательно наращивает добычу газа, объем производства которого увеличился с 24,8 млрд мі в 1993 г. до 106,4 млрд мі в 2010 г., что на 2,6% превышает уровень 2009 г. (табл. 2). В ноябре 2010 г. было введено в эксплуатацию крупное нефтегазовое месторождение Gjoa в Северном море, а в декабре того же года началась эксплуатация месторождений Vega и Vega Sor. Крупнейшими месторождениями газа на шельфе Норвегии являются Troll (добыча газа в 2010 г. - 28,5 млрд м^ и Kvitebjorn (6,1 млрд м^ в Северном море, а также Asgard (11,9 млрд м^ и Ormen Lange (20,9 млрд м^ в Норвежском море. Крупнейшей компаний в сфере добычи природного газа на континентальном шельфе Норвегии является Statoil (доля компании в национальной добыче газа составляет
около 37%). В газовой отрасли страны активное участие принимают крупные иностранные компании, в том числе англо-голландская Shell (месторождения Ormen Lange, Troll и др.), американские ConocoPhillips (Ekofisk, Heidrun, Huldra и др.) и ExxonMobil (Fram, Gungne, Kristin, Mikkel и др.), французская Total (Ekofisk, Huldra, Oseberg, Skirne, Snohvit и др.), итальянская Eni (Asgard) и др.
На экспорт в 2010 г. Норвегия направила 100,5 млрд мі газа, что на 1,6% выше уровня 2009 г. Норвегия является вторым крупнейшим поставщиком природного газа в Европу, уступая только России. Основными импортерами норвежского трубопроводного газа в 2010 г. стали Германия (27,3 млрд мі или 28,1% экспорта трубопроводного газа из Норвегии в 2010 г.), Великобритания (26,9 млрд мі или 27,6%) и Франция (11,3 млрд мі или 11,6%). В число крупных импортеров также входят Нидерланды (10,3 млрд мі или 10,6%), Бельгия (6,4 млрд мі или 6,6%) и Италия (4,4 млрд мі или 4,5%). Всего в 2010 г. норвежский трубопроводный газ поставлялся в 11 стран Европы 4.
Главными принципами, которые образуют основу правовой базы норвежского нефтегазового бизнеса и во многом определяют формы государственного регулирования энергетики, являются:
■ все запасы нефти и газа принадлежат государству;
■ нефтяные компании (в том числе и зарубежные) имеют право заниматься разведкой и добычей углеводородного сырья, приобретая у государства соответствующие лицензии на конкурсной основе;
■ как правило не менее 50% участия во всех лицензиях принадлежит государству;
■ добытые производственными компаниями нефть и газ (на лицензионных площадях) являются их собственностью;
■ при совместной разработке продуктивных площадей несколькими нефтяными компаниями они имеют право собственности на добытые ими нефть и газ пропорционально своему долевому участию в разработке (это стимулирует инвестиции в условиях риска);
■ все морские нефтегазовые проекты должны предусматривать доставку добытых углеводородов на побережье Норвегии;
■ иностранные компании обязаны бесплатно обучать свой норвежский персонал и могут закупать технологическое и иное оборудование только в том случае, если на внутреннем рынке отсутствует соответствующее норвежское;
■ государство имеет национальную нефтегазовую компанию (Statoil), через которую, помимо непосредственного получения соответствующей продукции и прибыли, осуществляет контроль за функционированием всех трубопроводных систем и экспорт нефти
Таблица 1. Добыча, экспорт и импорт нефти в Норвегии в 2003-2010 гг. (млн т)
Год Добыча Экспорт Импорт
2003 139,0 128,6 0,6
2004 136,7 127,3 0,4
2005 124,4 111,8 1,0
2006 114,7 101,7 0,3
2007 107,8 97,2 1,2
2008 103,0 89,0 0,6
2009 97,0 85,5 0,7
2010 87,7 76,5 1,4
* - по данным Норвежского нефтяного института
Таблица 2. Добыча и экспорт природного газа в Норвегии в 2000-2010 гг. (млрд т)
Добыча Экспорт
2000 49,7 48,5
2001 53,9 50,5
2002 65,5 64,4
2003 72,9 71Д
2004 78,4 76,3
2005 85,0 82,5
2006 87,6 84,6
2007 89,7 85,7
2008 99,3 96,2
2009 103,7 98,9
2010 106,4 100,5
* - по данным Нефтяного директората Норвегии
и газа, а также обеспечивает свое прямое финансовое участие в крупных международных проектах;
■ магистральные трубопроводы принадлежат государству, либо управляются государственной нефтяной компанией;
■ через специализированную бюджетную организацию, Норвежский нефтяной директорат, государство координирует геологоразведочные работы и обеспечивает свои интересы на всех стадиях нефтегазового бизнеса, а также осуществляет сбор налогов и контрольные функции.
Для реализации этих принципов была создана эффективная система управления. Так, стортинг (парламент Норвегии) и правительство формируют государственную политику в нефтегазовой области. Министерство нефти и энергетики регулирует основные направления развития отрасли, следит за организацией административного и финансового контроля за ходом разведки и разработки ресурсов. Нефтяной директорат (Oljedirektoratet) осуществляет административный, финансовый и технический надзор за нефтяными компаниями, участвует в оперативном управлении производственными процессами. Также существует специальный финансовый фонд прямого участия государства в нефтегазовых операциях (Statens Direkte Okonomiske Engasjement), активами которого - долями в проектах, принадлежащих непосредственно государству, -распоряжается компания Petoro, на 100 % подконтрольная правительству.
Государственные доходы Норвегии от нефтегазового бизнеса весьма существенны. Они формируются в основном за счет следующих источников:
■ лицензионной платы (лицензии на разведку и добычу углеводородов);
■ налога на добычу (роялти);
■ корпоративного налога (налога на прибыль);
■ специального «нефтяного» налога на прибыль нефтяных компаний;
■ налога на собственность (недвижимость);
■ прибылей и дивидендов, причитающихся государству с учетом его доли в акционерном капитале компании Statoil;
■ прямого финансового участия государства в разведке и освоении углеводородных ресурсов;
■ прибылей от продаж государственной доли добытых нефти и газа;
■ налога на выбросы углекислоты в атмосферу в результате сжигания природного газа и дизельного топлива на шельфовых производственных объектах 3.
В Норвегии был разработан специальный налоговый режим. Система основана на налоге на прибыль. Чем больше прибыль, тем выше налог. Если компания не зарабатывает денег, то их не получает и государство. Это служит отличным стимулом для плодотворной деятельности всех заинтересованных сторон. И заставляет всех участников проектов максимально эффективно осваивать ресурсы, создавать и использовать новейшие технологии. Налоги, которые платят нефтяные компании, весьма высоки (78% чистой прибыли), но налоговая система очень стабильна и предсказуема. Компании с самого начала четко понимают, какие выплаты им предстоят в долгосрочной перспективе и когда именно окупятся их инвестиции 1.
В Норвегии в 1990 г. был создан Государственный нефтяной фонд. Он выполняет роль как стабилизационного, так и «фонда будущих поколений». Порядок наполнения фонда определяется правительством и ежегодно утверждается парламентом, в него идёт около половины нефтяных доходов госбюджета.
В настоящее время Норвегия признается одной из самых благополучных и развитых стран в мире:
■ занимает второе место в мире по экспорту газа (после России) и шестое - по экспорту нефти;
■ единственная страна мира, сохранившая положительное сальдо бюджета в непростом, кризисном 2009 г. (9,9% ВВП , прежде всего за счет высоких доходов от экспорта нефти), в 2010 г. - 10,3% ВВП, кампанию ей смогли составить лишь Гонконг и Саудовская Аравия;
■ норма накопления (отношение инвестиций к стоимости ВВП)
- 25-30%. По этому показателю она весь послевоенный период делит первые места в мире с Японией и Финляндией;
■ богатейшая страна, по ВВП на душу населения (по ППС) занимает высокое шестое место в мире ($59100), для сравнения, США находятся только на десятом месте;
■ уже который год Норвегию называют самой достойной для
проживания страной в мире, с 2001 г. она постоянно (кроме двух лет) оказывается на вершине Индекса развития человеческого потенциала (включает - продолжительность жизни, уровень доходов и качество образования).
К слабым сторонам норвежской модели относятся:
• Ресурсная экономика. Основой экономики Норвегии по-прежнему остаётся добыча нефти и газа;
• Высокие налоги. Дорогостоящая система социального обеспечения, колоссальные государственные расходы предполагают большие налоги. Доходы от сборов налогов здесь достигают почти 50% от ВВП страны. В Норвегии действует очень жёсткая система налогообложения, а сами налоги являются одними из наиболее высоких в мире:
• средняя ставка подоходного налога составляет 28%, все налоги и сборы «съедают» более трети средней зарплаты;
• в стране действуют прогрессивные налоги: доходы свыше €4375 в месяц облагаются дополнительным налогом в 9%, свыше €7100 - 12%;
• высокие налоги на бензин, которые идут на экологию;
• компании уплачивают корпоративный налог в 28%, нефтяные и газовые компании платят помимо этого также дополнительный налог на нефтедобычу (50%) и массу других пошлин - на производство, углекислый газ и т.д. В общей сложности на налоги у них уходит до 80% от доходов.
Взамен уплаченных налогов инвестор получает высокий уровень сервиса, современную инфраструктуру, прозрачные правила игры, безопасность и стабильность;
• Мало высококвалифицированного персонала. Норвегия постоянно испытывает нехватку высокообразованных специалистов, особенно кадров руководящего звена. Дело в том, что из-за огромной дороговизны квалифицированной рабочей силы в стране, работодатели дружно отказываются от выпускников университетов, заполняя вакансии средними техническими специалистами.
После обнаружения нефтяных запасов на шельфе Северного моря Норвегии понадобилось менее 30 лет для создания современной морской нефтегазовой промышленности. Благодаря ее успешному развитию патриархальная страна моряков, рыбаков и охотников стремительно шагнула в XXI век. Став в последние годы крупным продуцентом и нетто-экспортером нефти и газа в Европе, Норвегия обрела большую значимость не только на энергетическом рынке континента, но и в региональной и мировой политике. А норвежские методы организации, управления и государственного регулирования нефтегазовой промышленности, ввиду их эффективности, стали объектом внимательного изучения во многих странах мира. Исходя из опыта других нефтегазодобывающих государств, Норвегия сумела создать собственную модель взаимодействия государства и бизнеса в нефтегазовой отрасли. Она включает как общепринятые механизмы, адаптированные к местным условиям, так и самостоятельно разработанные правила, основанные на опыте и достижениях других стран 3.
Литература:
1. Корпоративный журнал ОАО «Газпром» №3 2011.
2. Миловидов К.Н. Экономика газовой промышленности зарубежных стран (Часть 2): Учебное пособие. - М.: 2006. - 206с.
3. Сергеев П.А. Нефтегазовая промышленность Норвегии: Экономика, наука, бизнес /предисл. В. П. Плахотного/ - М.: ИНФОРМ-ДИНАМО, 1997. - 200 с.
4. Сайт ГП «ЦДУ ТЭК» http://www.cdu.ru