УДК 372.881.1
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Л.Н. Щербатых
В данной статье автор описывает опыт формирования ценностных ориентаций у лингвистически одарённых школьников средствами иностранного языка и художественной литературы. Обсуждение различных тем на уроках иностранного языка, связанных с культурной жизнью англичан и американцев, а также произведений художественной литературы, обогащают лингвистически одарённых школьников не только богатой лингвост-рановедческой информацией, но и содержат интересные идеи, гуманистические ценности, такие как: порядочность, умение говорить правду, тактичность, вера в способности человека.
Ключевые слова: ценности, гуманитарная культура, иноязычная культура, ролевые игры, языковые упражнения.
Перед современным образованием стоит задача воспитания человека, обладающего разносторонней творческой активностью, сформированной гражданской позицией, твердыми гуманистическими убеждениями, способностью осуществлять выход за пределы нормативной деятельности, создавать и передавать ценности, понимать и грамотно оценивать явления современной культурной практики в ее нравственных, художественных направлениях.
Во все века реальным показателем гуманитарности считалась филологическая культура, владение языками. Традиционно путь иноязычного образования обеспечивал гуманитарное развитие личности через приобщение к лучшим образцам мировой и отечественной литературы, истории, философии, искусства.
В связи с этим на первый план выдвигается гуманитарный подход в школьном иноязычном образовании, который ведёт учащихся к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений. Такая постановка вопроса побудила нас к рассмотрению проблемы формирования ценностных ориентаций у лингвистически одарённых школьников, которые занимаются на факультативных занятиях, проводимых преподавателями кафедры иностранных языков специальных дисциплин факультета иностранных языков Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.
Факультативные занятия по иностранному языку (ИЯ) для лингвистически одарённых школьников посещают учащиеся 9, 10, 11-ых классов, готовящиеся к сдаче ГИА и ЕГЭ по ИЯ и, которые в будущем станут потенциальными абитуриентами университета.
Возрастные и коммуникационные особенности лингвистически одарённых учащихся свидетельствуют о качественных речевых, волевых, творческих, эмоциональных изменениях, которые позволяют им оптимально реализовывать свои лингвистические способности. Из возрастных особенностей школьников данной возрастной группы ясно, одарённый ученик - это личность, сильно отличающаяся от остальных детей и требующая особого психолого-педагогического подхода в обучении и социализации, индивидуализации, стимулировании самостоятельности и творчества. Данный возраст является наиболее сенситивным для развития интеллектуальных способностей и формирования коммуникативных иноязычных умений одарённых учащихся.
На занятиях по английскому языку преподаватели нашей кафедры стараются активно включать информацию о ценностях иноязычной культуры. При изучении тем «Национальный характер англичан и американцев», «Семья», «Хобби», «Спорт», «Образование», «Музыка», «Литература», «Книги», мы проводим сравнение культур, менталитета и национального характера русских, англичан и американцев, делаем анализ ценностных ориентаций.
Известно, что для британцев и американцев характерны такие черты, как: инициатива, предприимчивость, личная свобода и опыт демократического самоуправления, законопослушание, личная ответственность.
Большинство британцев считает важными национальными ценностями терпимость, вежливость, благопристойность, умеренность, согласие и компромисс. Они любят скромность и сдержанность, предпочитают здравый смысл чистой логике. Для американцев характерными особенностями являются патриотизм, независимость, мобильность, раскованность. Имеются и отрицательные черты в национальных характерах: скупость, цинизм, холод в личных отношениях, отсутствие искренности, замкнутость общества. У американцев и англичан существуют свои «домашние» кумиры: великие бейсболисты, регбисты, знаменитые журналисты и писатели (точнее, авторы знаменитых книг), свои рок-группы, комики, кинозвёзды. Сами англичане признают: «Не трудитесь спрашивать нас о Пуш-
кине и Толстом, Данте или Гёте. Нас они никогда особенно не волновали, потому что они иностранцы, а у нас есть Шекспир» [1, с. 254].
Важным условием формирования ценностных ориентаций у лингвистически одарённых школьников путём использования аксиологического компонента культуры страны изучаемого языка представляет индивидуальный и избирательный характер усвоения учащимися моральных ценностей. Наша задача - познакомить школьников с плодами зарубежной культуры, обогатить их знаниями и дать, тем самым, «пищу» для размышления и материал для творчества.
Например, изучая тему «Семья», ученики узнают, что многие молодые люди в Англии и США стремятся после окончания школы поступить в иногородние вузы, чтобы как можно раньше начать самостоятельную жизнь. Школьникам мы часто задаём вопросы: «Привлекает ли вас идея уехать учиться или работать в другой город, чтобы стать самостоятельными»? «Как это повлияет на отношения в вашей семье?» и др.
При обсуждении подобных ситуаций учащиеся обычно не приходят к однозначному решению. Стереотипы поведения иностранцев часто вызывают у них удивление или даже возмущение. Однако в ходе обсуждения они находят в них рациональное зерно. Сравнение поведения англичан и американцев в схожих ситуациях направлено на развитие умения смотреть на жизненные ситуации глазами другого человека.
Изучая тему «Образование», лингвистически одарённые школьники узнают, что от английских и американских учащихся требуется пунктуальность, в большинстве случаев, - это посещаемость и активное участие на занятиях, честность, самостоятельность, строгое выполнение своих обязанностей, несмотря на то, что отношения с учителями могут быть дружескими и неформальными. Такая информация способствует выработке у школьников правил вежливости на занятиях по английскому языку (не опаздывать, вовремя сдавать письменные работы, не списывать, проявлять инициативу). На данном этапе работы мы используем беседу и групповую работу, которая проходит на ИЯ. Приведём некоторые вопросы из работы:
1. В какой степени у вас сформированы обсуждаемые на занятиях качества? Какие вы хотели бы в себе развить?
2. Часто ли вы бываете непунктуальны? Опишите реакцию человека, которого вы подвели своим опозданием. Что вы в этот момент чувствовали?
3. Какие правила этикета, упомянутые на занятии, вы считаете для себя приемлемыми/неприемлемыми? Каким правилам вы следуете? Каким хотели бы следовать в будущем?
4. В каких литературных героях вы видите пример для подражания, «этический эталон»?
Обмен мнениями, чувствами, эмоциями научил учащихся соблюдать моральные нормы, учитывать их различные интерпретации, не соблюдать их формально. Этот вид деятельности позволил им узнать, какой личностный смысл имеют для их одноклассников гуманистические ценности, нравственные нормы, какие эмоции у них вызывает нарушение этих норм, помогает им учитывать интересы друг друга, избегать конфликтов.
«Культурный человек - это прежде всего человек, ориентированный в своей жизнедеятельности идеалами гуманности, добра, справедливости, человеческого достоинства» [2, с. 3].
Проигрывание гуманистических ситуаций, в отличие от их обсуждения, сформировало у школьников привычку к гуманному поведению. В ролевых играх принятие решения обуславливалось не только рациональным анализом противоречий, но и присущим каждому ученику стилем гуманных действий.
Мы стремились наполнить все проводимые нами ролевые игры гуманитарным содержанием. Например, игра «Интервью с писателем» помогала учащимся глубже разобраться в гуманистических проблемах, затронутых в художественном произведении, а также получить информацию об авторе и истории создания книги.
В качестве примера приведем использование ролевой игры, которую мы проводим после изучения лексической темы «Правосудие в Великобритании» и прочтения рассказа Дж. Джойса «Прискорбный случай». Игра «Суд над главным героем» позволила вынести решение о его виновности в смерти героини. Законы, по которым его судили, были не юридические, а нравственные. Ученикам предлагаются роли судьи, прокурора, адвоката, свидетелей, присяжных заседаний. Отбор лексики по теме «Правосудие», разработка сюжета производится в соответствии с процедурой судебного процесса в Великобритании. Игра помогла учащимся глубже осознать важную истину, что нравственный выбор - поступок творческий, включающий умение предвидеть последствия своих действий, поставить себя на место другого. Исполнение ролей школьниками позволила им увидеть характер героя во всем комплексе положительных и отрицательных черт.
Изучение представлений учеников о гуманитарных ценностях английской и американской культур проходит также в ходе ролевой игры «Нравственный идеал в английской и американской литературе».
На занятиях по домашнему чтению лингвистически одарённые учащиеся выделяют основные гуманистические ценности, обсуждали поступки литературных героев. Все это дало материал преподавателю ИЯ не только о развитии оценочных умений школьников, но и о прочности гуманитарных представлений школьников. У учеников вырабатывается умение видеть и осуждать зло в его различных проявлениях.
Важным условием успешного усвоения гуманитарных знаний учащимися являлась новизна информации, её актуальность, соответствие интересам и потребностям учеников. Информация извлекалась из различных источников: художественной и научной литературы, средств массовой информации.
Мы старались создать необходимые условия для вовлечения лингвистически одарённых школьников в процесс самостоятельного добывания знаний. Следует упомянуть журнал «Kulturchronik», материалы которого мы активно используем в своей работе. В журнале представлены актуальные новости из мира культуры и искусства Англии, США и других стран.
Работа с Интернетом расширяет образовательные горизонты личности ученика. Актуализация ценностей англоязычных культур в условиях Интернет-диалога способствует формированию у личности обучающегося системы знаний, умений, навыков в процессе учебно-познавательной ценност-но-ориентационной, проблемно-поисковой, коммуникативной деятельности, развитию мотивацион-но-потребностной, волевой сфер личности. Например, на учебном занятии по теме «Обычаи, традиции и национальные праздники» школьникам предлагаются задания для работы в сети Интернет: 1) Напишите новогодние поздравления своим друзьям и отправьте их по электронной почте; 2) Поздравьте участников диалога (полилога) в chats с Рождеством накануне рождественской ночи.
Нами были также разработаны упражнения, направленные на развитие эмпатии, рефлексии, на формирование у учащихся стремления понять себя и внутренний мир других людей, развить способность к сочувствию, сопереживанию. Для достижения этих целей нами были разработаны также проблемные ситуации с гуманитарным содержанием, которые О.С. Богданова и С.В. Черенкова назвали «стержнем воспитательной работы по переводу гуманитарных знаний в убеждения и поступки» [3, с. 89].
Следует отметить, что, подбирая упражнения, мы используем не только учебники по английскому языку, но и литературу по общению, труды педагогов, разработки педагогических тренингов. Упражнения, взятые из этих книг, были адаптированы к условиям занятий по ИЯ в школе.
Приведём примеры заданий, способствующих установлению контактов между преподавателем и учениками. Ученики уже знакомы друг с другом и с преподавателем, но специальные упражнение вовлекают их в размышления о себе и о своих личностных восприятиях.
1. Каждый называет имя своего соседа по парте и одну или несколько его положительных и отрицательных черт характера. Варианты: школьник называет свое хобби, дело, которое ему удается лучше всего делать, ожидания от предстоящего курса английского языка и т.д.
2. Скажите, повлияло ли на Вас Ваше имя? Назовите не менее 5 характеристик, которые ассоциируются с Вашим именем. Относятся ли они к Вам?
Данные задания позволяют обратить внимание лингвистически одарённых учащихся друг на друга, понять, как важно быть внимательными друг к другу, не быть сконцентрированными только на себе.
После выполнения упражнений все обсуждали, с кем им удалось установить личностный контакт, кто поддерживал разговор, а кого не удалось разговорить.
Описанные упражнения не только развивают способность учеников к эмпатии, но и углубляют рефлексию, так как они создают условия для восприятия себя через наблюдение собственных внутренних состояний, через мнение окружающих о себе.
На занятиях ИЯ уделяем также большое внимание заданиям, которые могут помочь учащимся в определении идеалов и целей гуманитарного самовоспитания.
Вот примеры подобных заданий: 1) на занятиях по устной практике: «Вы прочли рассказ о человеке, который всю жизнь посвятил работе с детьми-сиротами и оставил после себя огромный след в душе этих ребят. Хотели бы Вы прожить такую жизнь? Расскажите о человеке (Вашем родственнике, знакомом), который оставил такой же след на Земле»; 2) на занятиях по домашнему чтению: «Согласны ли Вы со словами Уэддни (героя книги «Painted Veil» «Разрисованный занавес»): «Единственная вещь, делающая возможным смотреть на наш мир без отвращения - это красота, которую
люди время от времени создают из хаоса: музыка, книги, картины, которые они пишут, жизни, которые они проживают. Богаче всего по красоте - красивая жизнь. Вы считаете это произведение совершенным искусством»? Приведите пример жизни, которую можно считать примером для людей». Кроме того, обсуждая некоторые главы романа У.С. Моэма «Разрисованный занавес», учащиеся высказывают свои мнения о качествах, поступках основных героев (Китти, Уолтера), обсуждают такие вопросы, как факторы семейного счастья, качества, которые супруги ценят друг в друге. Такой ход занятия позволяет включить в него упражнения на самоанализ и формирование позитивной самооценки. Для достижения этих же целей эффективным заданием является написание письма литературному герою, попавшему в сложную ситуацию. Школьники должны помочь ему найти выход из неё, дать совет. Это задание вызывает высокую степень мотивации школьников к общению на ИЯ, готовность поделиться своим опытом. Воспринимая литературного героя почти как живого, реального, хорошо знакомого человека, учащиеся достигают значительной степени откровенности в описании своих переживаний и поступков.
На уроках мы регулярно моделируем условия, в которых ученики должны совершить нравственный выбор. При изучении рассказа «Джейн» У.С. Моэма школьники подробно остановливаются на процессе подготовки принятия решения - от анализа ситуации и взвешивания вариантов «за» и «против», колебаний, мучительных сомнений, преодоления неуверенности в успехе до готовности рисковать и нести ответственность.
Учащимся на дом даётся задание: проанализировать ситуацию нравственного выбора из собственного жизненного опыта.
После занятия преподаватель советует ученикам в течение года вести дневник наблюдений на английском языке за собственными поступками, анализировать ситуации морального выбора. Эти дневники время от времени просматриваются преподавателем ИЯ. Данная психолого-педагогическая информация помогает преподавателю и обучающимся из разных классов лучше познакомиться, наладить отношения в группе, выяснить интересы, увлечения и потребности друг друга. Некоторые интересные случаи, поступки, ситуации обсуждаются в группах на ИЯ, по желанию учащихся делаются выводы, даются советы. Такая работа позволяет корректировать обучение ИЯ школьников на разных этапах иноязычной деятельности.
Рассказ Дж. Турбера «Секретная жизнь Волтера Митти» («The Secret Life of Walter Mitty» by J. Thurber), посвященный конфликту между мечтой и реальностью, между желаниями человека и требованиями общества, также используется преподавателями для обсуждения. Данный рассказ способствует формированию у лингвистически одарённых школьников умения соотносить свои желания и требования долга, планировать свою деятельность, ставить себе цели и упорно их достигать. В процессе обсуждения мы предлагаем учащимся ответить на следующие вопросы:
1) Главный герой часто предавал свою мечту. Как Вы считаете, она, в конце концов, предала
его?
2) Главный герой (Волтер Митти) так и остался несчастным, потому что жил двойной жизнью. Вы согласны с этим?
3) В рассказе представлены как бы «два» Волтера Митти. Один - положительный, второй -отрицательный. Охарактеризуйте типичные черты этих персонажей и их поступки. Скажите, почему люди начинают вести «двойную жизнь»? Они такими рождаются или жизненные условия делают их такими?
4) У главного героя Волтера Митти есть мечта, которую ему не удается осуществить. Скажите, а Вы любите мечтать и что это дает человеку в жизни? Что помогает или мешает осуществить свои мечты? Что для этого Вы уже сделали?
Учащимся поручается отмечать в своих дневниках выполнение намеченных планов, целей. Им также предлагается наметить себе цели на ближайший месяц, полгода, год и более, составить такие же планы для достижения целей.
В конце такой работы обучающиеся составляюти список убеждений, идей, которым они готовы следовать. Такие упражнения-обсуждения на разные темы помогают ученикам изменить свой стиль поведения.
Происходит переход воспитания к самовоспитанию. Преподаватель постепенно передаёт ученикам инициативу в самовоспитании и ответственность за его осуществление, что подразумевает следующую работу школьников над собой: 1) выполнение заданий уже после изучения соответствующей темы по собственной инициативе; 2) выполнение самостоятельно сформулированных заданий по воспитанию качеств, обсуждаемых и не обсуждаемых на занятиях; 3) составление и выполнение программы совершенствования комплекса качеств.
Описанные упражнения способствуют обогащению ценностных ориентаций учащихся. Следует также отметить, что необходимым условием формирования гуманитарной культуры у лингвистически одарённых школьников на занятиях по ИЯ является создание атмосферы эмоциональной поддержки всех начинаний учеников, связанных с самосовершенствованием.
In this article the author describes the experience of the formation of values in linguistically gifted schoolchildren by means of a foreign language and literature. The discussion of various topics at the lessons of a foreign language connected with the cultural life of the American and British people, as well as the works of fiction enrich the linguistically gifted schoolchildren not only with the rich country- study information, but also contain some interesting ideas, humanistic values such as honesty, the ability to tell the truth, tactfulness, the belief in man's ability.
The key words: values, humanitarian culture, foreign language culture, role-playing exercises, language exercises.
Список литературы
1. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других [Текст] / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 393 с.
2. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры [Текст] / Г.П. Выжлецов. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. 152 с.
3. Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников [Текст]: книга для учителя / О.С. Богданова, С.В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. 260 с.
Об авторе
Щербатых Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (доцент кафедры иностранных языков специальных дисциплин ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина), [email protected]
Адрес: 399783, Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, д. 127, кв. 63
E-mail: [email protected]
Телефон: (474-67) 4-50-63; 8-915-850-54-97
Название статьи: The experience of the formation of values in linguistically gifted schoolchildren in the process of teaching a foreign language (Shcherbatykh L.N.)