Научная статья на тему 'Федеральные университеты - структурообразующий элемент в системе интеллектуального развития'

Федеральные университеты - структурообразующий элемент в системе интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караваева А. В.

Толчок к ускорению интеллектуального развития России придают события последних лет: наделение двух университетов особым статусом, придание нескольким десяткам ведущих университетов статуса национальных исследовательских, а также формирование примерно двадцати федеральных университетов. В статье рассмотрен опыт создания и функционирования федеральных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караваева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральные университеты - структурообразующий элемент в системе интеллектуального развития»



УДК 338.465

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ -СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

А. В. КАРАВАЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и экономики труда E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Толчок к ускорению интеллектуального развития России придают события последних лет: наделение двух университетов особым статусом, придание нескольким десяткам ведущихуниверситетов статуса национальных исследовательских, а также формирование примерно двадцати федеральных университетов. В статье рассмотрен опыт создания и функционирования федеральных университетов.

Ключевые слова: федеральный университет, инновации, технология, модернизация, образование, конкурентоспособность.

Опыт функционирования первых двух федеральных университетов

Толчок к ускорению интеллектуального развития России придают события последних лет: наделение двух университетов — МГУ и СПбГУ — особым статусом, придание нескольким десяткам ведущих университетов статуса национальных исследовательских, формирование примерно двадцати федеральных университетов. На рассмотрении первого опыта создания и функционирования федеральных университетов, в большой степени отвечающих научным представлениям о мегарегио-нальных интеллектуальных центрах, целесообразно остановиться подробнее.

Первые федеральные университеты были созданы в 2006 г. в Сибирском и Южном федеральных округах на базе действующих вузов и академических центров в Красноярске и Ростове-на-Дону. Каждый вуз получил на осуществление своих программ развития на 2007—2009 гг. 6 млрд руб. Кроме

того, в финансировании предусмотрено активное участие бизнеса и региональных властей.

Были намечены основные направления развития федеральных университетов:

- подготовка современных специалистов на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов, применения всех методов современного образования, в том числе дистанционное обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, технологических областей, входящих в сферу национальных интересов; создание условий для академической мобильности студентов, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;

- проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук;

- развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах. Сибирский федеральный университет (СФУ)

сформирован на базе Красноярского государственного университета путем присоединения Красноярской архитектурно-строительной академии, Красноярского технического университета и Государственного университета цветных металлов и

золота. Южный федеральный университет (ЮФУ) создан на базе Ростовского государственного университета путем присоединения Ростовской академии архитектуры и искусства, Ростовского педагогического университета и Таганрогского радиотехнического университета. Переименование и реорганизация этих образовательных учреждений проведены в 2006 г.

В СФУ выделены шесть приоритетных областей научной и образовательной деятельности (инженерная физика; химия новых материалов; биофизическая экология и биотехнология; космические и информационно-коммуникационные технологии; геотехнологии; региональная экономика и управление человеческим капиталом) и 13 укрупненных групп направлений и специальностей подготовки кадров, что обеспечивает научное и кадровое сопровождение основных направлений социально-экономического развития территории Сибири.

Этот подход тесно увязывает научно-образовательные и социально-экономические приоритеты и определяет стратегию СФУ, построенную на матричном принципе управления: реструктуризацию имеющихся институтов в новые с переходом на многоуровневую систему подготовки; создание института фундаментальной подготовки, центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием, совместных с бизнесом ресурсных центров и центров компетенций, общеуниверситетских структур управления, а после 2010 г. полномасштабный запуск технопарка СФУ, бизнес-инкубатора, Центра стратегических исследований стран Шанхайской организации сотрудничества, Исследовательского центра проблем человека.

Анализ ситуации на Юге России определил выбор приоритетных предметных областей научной и образовательной деятельности в развитии ЮФУ: на-номатериалы, нанотехнологии, устройстваи системы на их основе; биотехнология, технологии живых систем, экологическая безопасность; информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы; морская, авиационная и ракетно-космическая техника, радиотехника, автоматика и управление; проектирование и дизайн изделий, архитектурной среды, землеустройство и кадастр; гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и толерантных социоэкономических сообществ в полиэтническом регионе России.

Создание новых университетов, как полагают идеологи проекта, позволит выработать модель перспективного российского университета для распространения на мегарегионы. В этих университетах намечается внедрить новые системы управления, а сами вузы призваны превратиться в интегрированные комплексы образования, науки и бизнеса — центры инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня. Изначально предполагалось, что в течение 5—6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в десятку ведущих вузов России, а к 2020 г. — в число 100 лучших университетов мира.

Но не ждет ли этот проект судьба в чем-то подобного ему проекта Большого Евразийского университета — этой нереализованной «уральской мечты» о создании научно-образовательного супервуза? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно проанализировать опыт работы первых федеральных университетов в течение последних трех лет (см. таблицу).

Направления деятельности первых федеральных университетов и их реализация [3, 4]

Направление деятельности Сибирский федеральный университет Южный федеральный университет

Модернизация высшего образования, подготовка высококвалифицированных кадров По заявлению ректора, цель федерального университета — обеспечение получения прибыли (направляемой преимущественно на развитие СФУ) от инноваций, а не от образовательных услуг. Внедрение системы менеджмента качества для университета. Перемены начались и превзошли все ожидания (создание Института фундаментальной подготовки). «Универсиаде» — традиция СФУ (ежегодный смотр-конкурс студенческих достижений в образовании, науке и культуре) Массовая «болонизация» обучения в ЮФУ. Повышение квалификации преподавателей ЮФУ в Оксфордском университете (Великобритания). Развитие программ междисциплинарного индивидуального образования по опыту Польши. Доктор экономических наук, профессор Д. Матишов включен в первую президентскую сотню среди представителей науки, образования, общественных организаций, вошедших в этот список. Проведение научно-методической конференции «Гибкие образовательные технологии». Изучение зарубежного опыта и мобилизация потенциала послевузовского образования

Окончание таблицы

Направление деятельности Сибирский федеральный университет Южный федеральный университет

Развитие науки как национального приоритета, обеспечение передовых позиций в мире Проведение внутреннего аудита фундаментальной науки с позиции «Нам нужна мировая наука». Попадание СФУ (по версии проректора по науке) в один из мировых рейтингов к 2015г., если вуз сумеет обеспечить резкое увеличение числа публикаций в «импактовых» журналах. Пока у СФУ их 50—60 в год, а нужно порядка 500 статей

Расширение и укрепление всесторонних связей с зарубежными странами Разработаны версии сайта СФУ на английском и испанском языках. Партнерство на Западе и Востоке: Высшая специальная школа техники, экономики и социального обслуживания Циттау/Герлитц и Университет Пассау (ФРГ); Дарэмский университет (Великобритания); Хейлунцзянский университет (КНР). Компания «Токио Боэки» увеличила вложения в СФУ (восемь именных стипендий по 22 500 руб. в семестр лучшим студентам, аспирантам и молодым ученым). Развитие связей с университетом Пьюджет-Са-унд (США). Германская служба академических обменов пригласила принять участие в конкурсе на получение стипендии для учебы или научной стажировки в Германии Развитие многосторонних связей с Технологическим университетом (КНР). Выделение Оксфордским университетом (Великобритания) 261стипендиидля обучения студентов ЮФУ. Реализация проекта по созданию образовательно-научно-программного корпоративного объединения (кластера) для отработки инновационных методов формирования авиационного специалиста через компетентностный подход (совместно с американской корпорацией «Боинг»)

Создание инновационных технологий, их коммерциализация Демонстрация сетевой лаборатории СФУ в Москве. Краевая администрация выделила СФУ 500 млн руб. Глобальные вложения в центр коллективного пользования, наукоемкие методы исследования и анализа новых материалов. Переход к финансированию с 2008 г. фундаментальной и прикладной науки не по отдельным конкурсам, а по грантам. Университет выделил 20 млн руб. на инновации студентов. Расширение сотрудничества с Гнисейской территориальной генерирующей компанией. Заключение договора о сотрудничестве с Красноярским алюминиевым заводом. Дополнительное финансирование инновационной деятельности на 2008 г. из федерального бюджета. Создание молодежного бизнес-инкубатора. Проведение Всероссийской научной конференции по вопросам арктических территорий Член Попечительского совета ЮФУ глава РАО «ЕЭС России» А. Чубайс пополнил эндаумент университета почти на 6 млн руб. На стимулирование молодых ученых изоб-ластного бюджета выделено около 6 млн руб. Ученые ЮФУ победили в ряде номинаций на Международном салоне инноваций. Получен грант Президента РФ. Открытие Научно-образовательного центра «Нанотехнологии». Презентация нового вычислительного центра, вошедшего в 20 самых мощных центров в СНГ. В ЮФУ начал работать комплекс приема космической информации «УниСкан». В ЮФУ созданы 11 научно-учебных центров. НИОКР выполняется на 35 факультетах, в 11 НИИ, 6 конструкторских бюро, 6 научно-учебных центрах

Развитие всех форм прямого общения студентов и аспирантов со сверстниками в зарубежных и отечественных вузах Визит американских студентов-архитекторов из США. Конференция организации А1Е8ЕС (крупнейшая организация студентов и молодых специалистов, которая ежегодно реализует около 4 000 международных стажировок, проводит 350 конференций и предоставляет около 5 000 лидерских позиций по всему миру, объединяет 23 000 студентов и сотрудничает с 3 500 организациями) в Институте градостроительства, управления и региональной экономики СФУ. В СФУучатся 167 студентов, слушателей и стажеров из стран СНГ, Германии, КНР, Великобритании, Чехии, Турции, Бразилии, Польшиидр. При поддержке ЗАО «Сантандер Консью-мер Банк» шесть российских студентов приняли участие в международной обучающей программе по предпринимательской культуре в Бабсон Колледже (США). Студенты факультета управления в экономических и социальных системах приняли участие в программе учебного обмена (Остфольдский университет, Норвегия). Проведение ежегодной Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Проведение Ростовского молодежного научного форума «Молодая инициатива 2010»

Источники представленных в таблице данных— университетские газеты за 2008—2010 гг. Понятно, что это не столь информационно емкий источник для анализа, как официальные отчеты о работе вуза. Однако у вузовского печатного органа имеются два преимущества перед официозом. Во-первых, его издатели мало озабочены тем, что скажут «наверху». Во-вторых, без ясного понимания смысла и твердой поддержки сотрудниками и студентами (а не только руководителями) кардинальных преобразований федеральные университеты не справятся со своей почетной, но нелегкой миссией. Достигнутую меру такого понимания и поддержки все же как-то отражают свои вузовские средства массовой информации. Во всяком случае, они стремятся уловить тенденции происходящего.

Первое направление деятельности — модернизация высшего образования, подготовка высококвалифицированных кадров. Здесь обоим университетам есть что предъявить на суд общественности. У сибиряков внедрена система менеджмента качества деятельности вуза, начались важные структурные преобразования, которые развеяли опасения и превзошли все ожидания. Так, созданный в СФУ Институт фундаментальной подготовки объединил под своей крышей все кафедры, преподающие базовые учебные дисциплины, что породило синергети-ческий эффект от их взаимодействия и позволило повысить уровень подготовки специалистов по естественнонаучным, математическим и гуманитарным дисциплинам. Ежегодный смотр-конкурс студенческих достижений в образовании, науке и культуре («Универсиаде») стал традиционным.

По иному пути пошли в ЮФУ. Здесь гордятся массовой «болонизацией» учебного процесса, повышением квалификации части преподавателей в одном из мировых лидеров образования — Оксфордском университете (Великобритания), а также развитием программ междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования по опыту Польши. Хочется надеяться, что явный приоритет в освоении опыта Запада не приведет к полной вестернизации отечественного образования.

Второе направление — развитие науки как национального приоритета, обеспечение передовых позиций в мире. В электронной газете ЮФУ отсутствует информация о подходах к реализации этого направления, т. е. общественное мнение по этой проблеме не сформировано. В газете СФУ «Новая университетская жизнь» обращает на себя внимание информация о проведении внутреннего аудита состояния фундаментальной науки с позиции «Нам

нужна мировая наука». Этот подход внушает определенные надежды.

Руководство СФУ считает возможным попадание университета к 2015 г. в Шанхайский мировой рейтинг, если вуз обеспечит резкое увеличение числа публикаций в импактовых (имеющих высокий международный рейтинг) журналах. Пока же у СФУ таких публикаций 50—60 в год, а необходимо порядка 500 статей в год. Здесь уместно заметить, что Правительством России перед всеми федеральными университетами поставлены амбициозные задачи по вхождению к 2020 г. в Тор-500 Академического рейтинга университетов мира («Шанхайский рейтинг») и к 2016 г. в Тор-200 рейтинга 08-ТНЕ8, а к 2020 г. в Тор-100 того же рейтинга.

Когда СФУ достиг только 10—12% «шанхайского рубежа», очень трудно всерьез рассчитывать на удесятерение этого показателя за пять предстоящих лет. Но ведь в действительности у сибиряков в запасе не пять, а десять лет. В любом случае их планы заслуживаютуважения.

Третье направление связано с расширением и укреплением всесторонних связей с зарубежными странами. Здесь следует отдать должное ЮФУ — университету есть что показать общественности: развитие всесторонних связей и партнерства с университетами США, ФРГ, Великобритании и Китая; привлечение в качестве инвестора японской компании и т. д.

Четвертое направление — создание инновационных технологий, их коммерциализация — представлено большим числом позиций. Но все они отражают процесс финансирования создания, а не внедрения и коммерциализации инноваций.

Пятое направление — развитие всех форм прямого общения студентов и аспирантов со сверстниками в зарубежных и отечественных вузах присутствует в обоих университетах, но характеризуется недостаточной массовостью. Так, в международной обучающей программе по предпринимательской культуре в Бабсон Колледже (США) принимают участие всего шесть студентов из ЮФУ, а в СФУ учатся только 167 студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья (это лишь 0,4% от численности студентов-очников вуза). Для поддержания на необходимом уровне международного обмена следовало бы повысить удельный вес иностранных студентов до 20—25 %,т. е. примерно в 56 раз.

Рассмотрение трехлетнего опыта работы первых двух федеральных университетов все же не позволяет однозначно ответить на важнейшие вопросы: состоялась ли новая институциональная

форма в сфере интеллектуальной деятельности, насколько она эффективна и дает ли возможность преодолеть огромный разрыв в уровнях образовательной, научной и инновационной деятельности с элитарными университетами Запада.

Сравнительный анализ концепций формирования семи федеральных университетов

Начало второго этапа в формировании сети федеральных университетов можно отнести к осени 2009г., когда были созданы еще пять федеральных университетов: Уральский федеральный университет (УрФУ), Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Северный (Арктический) федеральный университет (С (А) ФУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Уже обладая некоторым опытом создания такого рода университетов, руководство страны и субъектов Федерации начали не с финансирования деятельности этих вузов, а с определения федеральных и региональных целей функционирования новых структур, разработки и утверждения концепций, а также программ развития, решения правовых вопросов.

Наиболее важным мероприятием на стартовом этапе представляется идентификация целей создания федеральных университетов. Вопросы же финансирования, кадрового и материально-техни-

ческого обеспечения их деятельности в решающей степени определяются значимостью поставленных целей. Эти цели подразделяются на общефедеральные и региональные цели (см. рисунок).

Модернизация высшего образования выдвигается как главная задача нашей образовательной политики. Она состоит в обеспечении качества образования XXI в. на базе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества, государства. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г [2] отмечается: предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. Эти общие установки конкретизируются в ряде мероприятий.

Так, лишь для достижения нового качества высшего образования предлагается реализовать 15 крупных групп мероприятий. Сейчас уже можно сказать, что многие из них оказались невыполненными (например радикальное улучшение материально-технической базы вузов). В силу этого первой целью создания федеральных университетов вновь выступает модернизация высшего образования.

Достижение высокого уровня конкурентоспособности обеспечивается как современным качеством образования, так и высококвалифицированными кадрами педагогов высшей школы, а также целенаправленной работой по созданию

Общефедеральные цели создания федеральных университетов

Проведение Рост конку- Подготовка Развитие связей с Создание Укрепление Защита геополи-

модернизации рентоспособ- высококвали- зарубежными инновационных национальной тических интере-

высшего ности фицированных странами технологии безопасности сов России

образования кадров

ЮФУ

УрФУ

СВФУ

КФУ

С(А)ФУ

ДВФУ

СФУ

Оптимизация структуры заселения регионов Крайнего Севера и сходных территорий Освоение сложных географических и климатических условий

Специфические региональные цели создания федеральных университетов

Общефедеральные и региональные цели создания федеральных университетов

инновационных технологий. Дело в том, что если наиболее креативная часть научно-педагогических работников крупных вузов все же занимается научными исследованиями в области теории и методологии, то разработка на их основе инновационных технологий пятого и шестого технологических укладов пока является скорее маргинальным видом деятельности, достижения которого скромны.

Если говорить о расширении подготовки кадров высокой квалификации, то надо признать, что прежние формы такой подготовки (аспирантура и докторантура) испытывают серьезный кризис. Только один факт: если в 1992 г. выпуск аспирантов даже превысил прием в аспирантуру, то уже в 1995 г. выпуск из аспирантуры составил только 47,3% от приема. И хотя к 2008 г. отсев из аспирантуры удалось сократить (до 32,2%), но лишь каждый четвертый аспирант сумел вовремя защитить кан-дидатскуюдиссертацию [5].

Диалектически противоречивыми представляются такие общефедеральные цели создания федеральных университетов, как развитие связей с зарубежными странами, укрепление национальной безопасности, защита геополитических интересов. Развитие связей с зарубежными странами вполне соответствует курсу на интеграцию нашей страны в общее мирохозяйственное пространство и может обеспечить немалый синергетический эффект. Однако международное сотрудничество в области укрепления национальной безопасности нашей страны практически возможно лишь со странами-союзниками (например со странами, входящими в состав ОДКБ).

Защита геополитических интересов России — это наиболее сложная для реализации общефедеральная цель создания федеральных университетов. Так, научно-инновационное и кадровое обеспечение освоения богатейших недр Арктики полностью отвечает защите геополитических интересов нашей страны. Однако при этом трудно рассчитывать на развитие связей и взаимодействие с другими странами, прилегающими к Арктике, так как они в не меньшей степени заинтересованы в защите собственных геополитических интересов.

Специфические региональные цели создания федеральных университетов, во-первых, развивают и конкретизируют общефедеральные цели, во-вторых, всемерно учитывают территориальные особенности «зоны влияния» соответствующего университета.

Южный федеральный университет в концепции и программе своего развития предусматривает

всемерный учет геополитического положения Юга России, а также объективную необходимость формирования атмосферы межэтнического взаимопонимания этого чрезвычайно сложного региона. Северо-Восточный федеральный университет к специфическим региональным целям относит сохранение культурных традиций народов Севера. Дальневосточный федеральный университет включает в такого рода цели освоение и использование ресурсов Мирового океана, а также укрепление и сохранение позиций русского языка на Дальнем Востоке. Сибирский федеральный университет считает своей задачей участие в освоении территорий со сложными географическими и климатическими условиями, в оптимизации структуры заселения регионов Крайнего Севера.

Уральский федеральный университет реализует задачу учета региональных особенностей деятельности следующим образом: учитывает потребности дальнейшего развития существующих добывающих, обрабатывающих и сельскохозяйственных отраслей региона, структурной диверсификации производства, а также экологической защиты промышленных предприятий. Казанский (Приволжский) федеральный университет озадачен участием в формировании толерантной поликультурной среды народов Поволжья и реальным продвижением новых технологий. Северный (Арктический) федеральный университет озабочен защитой и восстановлением приполярной окружающей среды и развитием полярной медицины.

Программы развития и перспективы их реализации

Новые федеральные университеты разработали, согласовали и утвердили программы своего развития на период до 2020 г. Насколько они корреспондируются с целевыми установками, содержащимися в концепциях их формирования, можно рассмотреть на примере Уральского федерального университета (он достаточно типичен как объект для анализа).

Центральное место в программе развития УрФУ, состоящей из 12 разделов, занимают следующие три раздела: приоритетные направления развития университета, миссия, стратегическая цель и задачи развития. Программа предусматривает развитие университета по четырем приоритетным направлениям, которые в целом соответствуют концептуальным целям его создания. Так, первое (по счету и важности) направление формулируется

как «создание конкурентоспособных на мировом уровне образовательных программ». Оно явно корреспондируется с целями, содержащимися в Концепции [2]: проведение модернизации высшего образования; рост конкурентоспособности вуза; подготовка высококвалифицированных кадров (прежде всего высококвалифицированных инженеров); развитие связей с зарубежными странами.

Обращает на себя внимание намерение университета реализовать новую технологическую парадигму обучения. Она заключается в том, что прежняя идеология передачи в ходе обучения готовых знаний будет заменена новой идеологией формирования необходимых компетенций. Их перечень определяется в процессе взаимодействия преподавателей университета и потенциальных работодателей. На первый взгляд, такого рода замена — благо для выпускника, работодателя и общества. Однако при ближайшем рассмотрении подобная идеология представляется низкоэффективной для обеспечения прорыва к экономике знаний, переход к которой не за горами, но в его ускорении слишком мало заинтересованы хозяева нефте- и газопромыслов, угольных шахт и рудников, лесхозов и трубопроводов.

Дело в том, что вопреки широко распространенному мнению в 2000-е гг. инновационное развитие России не ускорилось, а замедлилось и по отношению к 1990-мгг., и к другим странам [1]. Например, доля капитальных затрат на научные исследования и разработки в общей величине

Список литературы

внутренних затрат на НИОКР упала до 5 %, уровень патентной активности в нашей стране ниже, чем в промышленно развитых странах, в 2,5—14 раз и т. д. [5]. По мнению автора, идеологией модернизации национальной экономики, адекватной исторической необходимости научно-инновационного прорыва России, является многократная интенсификация процесса выработки нового знания. На его основе и параллельно с процессом генерирования идей следует формировать компетенции, необходимые для скорейшего перехода к шестому и последующим технологическим укладам. Именно такой представляется новейшая идеология формирования необходимых компетенций.

К сожалению, в программах развития федеральных университетов скупо представлено такое приоритетное направление, как создание инфраструктуры генерации и распространения знаний, конкурентоспособных технологий и инноваций (оно занимает менее 10% той части программы развития УрФУ, которая посвящена раскрытию содержания четырех приоритетных направлений). Между тем содержащаяся в программе стратегическая цель создания УрФУ (как и других федеральных университетов) заключается в формировании в соответствующем регионе научно-образовательного и инновационного кластера, ядром которого станет новый университет. Это обеспечит лидерство в области естественных, гуманитарных и технических наук, вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.

1. Илышев А.М., Детков A.A. Замедление инновационного развития, региональная безопасность и территориальная целостность страны (ситуация в научно-образовательной сфере) //Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2008. № 5.

2. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р.

3. URL:http://gazeta.sfu-kras.ru.

4. URL: http://sfedu.ru/00_main2010.

5. URL: http://www.gks.ru/wps/portal/PUB_CAT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.