Bibliographic list
1. Anikin, B. A. Logistics — M. : INFRA-M, 2016.
2. Bogdanova, O. V., Larionov, A. V., Lemetti, Yu. A. Technical support of agricultural production: problems, trends and prospects for stabilization. — Tver, 2010.
3. Gadzhinsky, A. M. Modern warehouse. Organization, technology, management and logistics. — M., 2015.
4. Erokhina, T. B., Parkhomenko, T. V. Development of emotional background of consumer personality in distribution logistics // Innovative achievements of green logistics: international experience and Russian practice. XIII South-Russian Logistics Forum. — Rostov-on-Don, 2017.
5. Erokhina, T. B., Parkhomenko, T. V. Marketing and logistics communications in process of product distribution // Vestnik of RSUE (RINH). — 2019. — № 3 (67). — P. 66-70.
Я. И. Куринова
ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: РЕАЛИЗУЕМАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ
Аннотация
В статье исследуются предпринимаемые в странах ЕС комплексные инициативы в плане развития малого и среднего бизнеса, а именно реализуемая политика поддержки. В рамках проведенного исследования дана оценка текущей ситуации в ЕС с точки зрения вклада сегмента МСП в развитие экономики. Данный опыт анализируется нами с точки зрения возможностей применения в российских реалиях, учитывая, в том числе, готовность ответа на новые вызовы, например, такие как пандемия COVID-19.
Ключевые слова
Малый бизнес, средний бизнес, политика поддержки, опыт, ЕС.
Ya. I. Kurinova
EXPERIENCE OF EUROPEAN UNION IN DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: IMPLEMENTED SUPPORT POLICY
Annotation
Article examines the comprehensive initiatives taken in EU countries in terms of development of small and medium-sized businesses, namely the implemented support policy. Study assesses the current situation in EU in terms of contribution of SME segment to development of economy. We analyze this experience from the point of view of possibilities of application in Russian reality, taking into account, among other things, readiness to respond to new challenges, for example, such as COVID-19 pandemic.
Keywords
Small business, medium business, support policy, experience, EU.
Введение
Анализ зарубежного опыта представляется интересным для нахождения лучших практик и возможных прикладных решениях, способных оживить эко-
номику в регионах страны. В данном аспекте мы считаем целесообразным исследовать опыт Европейского Союза (ЕС), который активно вовлечен в мировое производство товаров и сервисов, а
также в осуществление операций международной торговли, занимая в данных направлениях долевой сегмент более 25%. По этой причине актуальным представляется исследование сложившейся и уже зарекомендовавшей себя политики ЕС в части осуществляемой политики поддержки малого бизнеса. Как известно, малый бизнес представляет собой значимый ресурс для формирования рабочих мест на местах, расширения возможностей территорий в направлении устойчивого пролонгированного развития. В Европе малые и средние предприятия занимают долю в экономической системе включенных в данную систему стран, превышающую 90 %, выступают базисом создания порядка 100 млн рабочих мест. Деятельность предприятий сегмента малого и среднего бизнеса также вовлечена в формат содействия целям устойчивого развития, повышения конкурентоспособности и возможностей независимого развития [4]. Считаем, что подобные результаты актуализируют аналитическое рассмотрение существующего положительного опыта, имеющего, на наш взгляд, перспективы к внедрению в рамках других экономических систем.
Материалы и методы
В рамках исследования проблематики опыта ЕС в развитии малого и среднего бизнеса в части реализуемой политика поддержки нами анализируется деятельность вовлеченных в данный процесс структур, эффективность поддержки, выраженная статистическими данными представленности МСП в экономике ЕС, а также комплекс мероприятий, позволяющих своевременно отвечать на существующие вызовы. Использованы методы научного сравнения, сопоставления статистических показателей, анализа и синтеза полученных данных.
Обсуждение
Большинство исследователей, чью точку зрения мы разделяем, подчеркивает существенную роль малого и среднего бизнеса для развития региональной и национальной экономики [1, 2].
Ряд специалистов отмечают ценность анализа зарубежного опыта для выработки методически верных решений в российских условиях хозяйствования [6]. Мы также считаем, что данный опты применим, а формируемые приоритеты и целевые установки предпринимателей находятся в определенной зависимости от осуществляемой политики поддержки [3].
Результаты
В ЕС традиционно целый ряд организаций вовлечены в проведение систематических мероприятий, обеспечивающих поддержку и развитие сегмента малого и среднего бизнеса. К таких организациям, разрабатывающих и реализующим соответствующую политику, а также контролирующим определенные шаги в данном направлении, относят Евро парламент, Европейский Совет, Комиссию ЕС и т. д. Отдельно можно отметить также деятельность Аудиторского комитета ЕС и Европейского инвестиционного банка и Комиссии ЕС [9]. Действующая стратегия развития малого и среднего бизнеса реализуется в направлении увеличения числа МСП, а также внедрения цифровых технологий в их повседневную работу [11]. Основной акцент сделан на развитии деловой активности и росте привлекательности европейского рынка.
Согласно существующим требованиям ЕС критериями для отнесения предприятий к сегменту малого и среднего бизнеса являются численность работающих сотрудников, а также баланс либо оборот компании [10]. Данные критерии приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Критерии отнесения субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства в ЕС [7]
Категория компании Численность персонала Оборот Или Итого баланса
Средние предприятия 250 чел. < 50 млн ЕШ < 43 млн ЕШ
Малые предприятия 50 чел. < 10 млн ЕШ < 10 млн ЕШ
Микропредприятия 10 чел. < 2 млн ЕШ < 2 млн ЕШ
Естественным образом, при изменении данных показателей предприятие перестает считаться входящим в пул малых и средних структур. Следует отметить, что в 2018 г. малый и средний бизнес представлял более 99 % в нефинансовом секторе стран ЕС, создавал поряд-
ка 56 % добавленной стоимости и более 70 % рабочих мест.
Применительно к распределению предприятий малого и среднего бизнеса по странам можно привести следующие данные (рис. 1).
Рисунок 1 — Доля микро -, малых и средних МСП в ЕС-28 и странах-членах ЕС
в 2018 г. [12]
Согласно представленным данным микропредприятия выступают наиболее крупным сегментом с долевым участием от 82 % до 97 % по всем рассматриваемым государствам. Непосредственно, малый и средний бизнес, совокупно, занимает долю более 10 % в Германии, Австрии и Люксембурге. Средние предпри-
ятия по критерию присутствия превышают долевой порог в 1,5 % в Австрии, Германии, Дании. Румынии и Люксембурге.
Целесообразно также рассмотреть данные относительно представительности МСП в экономике ЕС по видам реализуемой деятельности (табл. 2).
Таблица 2 — Вклад МСП в отраслевую структуру ЕС [12]
Доля добавленной стоимости МСП в отрасли
Доля в отрасли. Вклад субъектов МСП
О % - <20 %
0 %-
<2 %
В07 (Добыча металлических руд), С12 (Производство табачных изделий), С19 (Производство кокса и продуктов нефтеперегонки), С21 (Производство фармацевтических препаратов, медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов), С29 (Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов), С30 (Производство прочих транспортных средств и оборудования), Н53 (Почтовая и курьерская деятельность), 161 (Связь)
20 % - <40 %
В05 (Добыча угля и лигнита),
В06 (Добыча сырой нефти и природного газа), С11 (Производство напитков), С20 (Производство химических веществ и химических продуктов), С24 (Металлургическая промышленность), С26 (Производство вычислительной, электронной и оптической техники),
С27 (Производство электрооборудования), D35 (Снабжение электричеством, газом, паром и кондиционированным воздухом),
Е36 (Сбор, очистка и распределение воды), Н51 (Воздушный транспорт), J60 (Создание программ и радио- и телевещание), М72 (Научные исследования и разработки), N78 (Деятельность в области трудоустройства), N80(Деятельность по обеспечению безопасности и расследованиям)
40 % - <60 %
В 0 9 (В спомогате льные виды деятельности для горнодобывающей промышленности), С17(Производство бумаги и изделий из бумаги), С22(Производство резиновых и пластмассовых изделий),
С23 (Производство прочих неметаллических минеральных продуктов),
С32(Производство прочих готовых изделий), Е37(Системы канализации),
Е38(Сбор, обработка и удаление отходов; вторичное использование материалов), Р42(Гражданское строительство),
Н50(Водный транспорт), 158(Издательское дело), J63 (Деятельность в сфере информационных услуг),
N81 (Обслуживание зданий и ландшафтные работы)
60 % - < 80 %
В08 (Прочие отрасли горнодобывающей промышленности и разработка карьеров), С13 (Производство текстильных изделий),
С14 (Производство одежды). С15 (Производство изделий из кожи и смежных изделий), С16 (Производство древесины и деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и плетенки), СЗ1 (Производство мебели), СЗЗ (Ремонт и монтаж машин и оборудования), 155 (Размещение), J59 (Производство кинофильмов, видеопродукции и телевизионных программ,
деятельность в сфере звукозаписи и издания музыкальных произведений), М73 (Рекламная деятельность и исследование конъюнктуры рынка), N77 (Деятельность в сфере аренды и лизинга),
N79 (Деятельность бюро путешествий и туристических агентств; услуги по бронированию и связанные с этим виды деятельности), N82 (Деятельность по предоставлению офисных административных и вспомогательных услуг и прочие виды коммерческой вспомогательной деятельности)
80% -100 %
С18(Полиграфичес кая деятельность и тиражирование носителей записи), ЕЗ 9( Деятельность по восстановлению окружающей среды и прочие услуги по сбору и утилизации отходов), М74(Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность), М7 5 (В етеринарная деятельное)
ы о ы ы
--4 --4
Я
л о н Я Я Я
о о н о 03 о
я
о
-I
о
-I
о
п
%
■а
п н 03 л
я я о
-I
о
ш
я
о я о
я л
л о
я
о
-I
о ■<
я
03 л ■а
п
я н л
н »
2 %- <4 % С10(Производство пищевых продуктов), С28(Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории), Н49(Сухопутный транспорт; транспортировка по трубопроводам), Н52(Складирование и вспомогательные виды деятельности в области перевозок), 162(Разработка программного обеспечения, консультационная деятельность, связанная с компьютерами, и смежные виды деятельности) С25 (Металлообрабатывающая промышленность, кроме производства машин и оборудования), Б41 (Строительство зданий), 045 (Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов), 156 (Деятельность предприятий общественного питания), М69 (Деятельность в области права и бухгалтерского учета), М70 (Деятельность головных офисов; консультации по вопросам управления), М71 (Деятельность в области архитектуры и гражданского строительства а; технические испытания и анализ)
4 %-<6 % Ь6 8 (Операции с недвижимым имуществом 681 6810 Операции с недвижимым имуществом, соб)
6 %- <8 % С47(Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами) Б43 (Специальные строительные работы)
8 %-<10 %
10 % -<12 %
12 % - <14 % С46(Оптовая торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами)
14%
Можно отметить, что торговля является наиболее представительной с точки зрения приложения усилий малого и среднего бизнеса в экономике ЕС.
Характеризуя число предприятий из сегмента МСП, вовлеченных в торговую деятельность в ЕС, можно привести следующие данные (рис. 2).
Босния и Герцеговина Сербия Северная Македония Швейцария Норвегия Исландия Великобритания Швеция Финляндия Словакия Словения Румыния Португалия Польша Австрия Нидерланды Мальта Венгрия Люксембург Литва Латвия Кипр Италия Хорватия Франция Испания Греция Ирландия Эстония Германия Дания Чехия Болгария Бельгия
ЕС 28 стран (2013-2020) ЕС 27 стран (после 2020)
0 0 0
31 870 I 46 260
4 106 ^ 399 776
■ 113 177 40 299
■ 109 243 26 148
■ 172 691
■ 217 831
544 769
■ 75 771
254 395 9 145
■ 134 240 7 638
57 955 26 832 16 964
1 080 739
6 171 221
5 771 445
1 000 000 2 000 000 3 000 000 4 000 000 5 000 000 6 000 000 7 000 000
0
Рисунок 2 — Число предприятий
Помимо количественного критерия не менее важным представляется показа-
в торговле в странах ЕС, ед. [5].
тель валовой выручки от торговой деятельности в сегменте МСП (рис. 3).
Босния и Герцеговина Сербия Северная Македония Швейцария Норвегия Исландия Великобритания Швеция Финляндия Словакия Словения Румыния Португалия Польша Австрия Нидерланды Мальта Венгрия Люксембург Литва Латвия Кипр Италия Хорватия Франция Испания Греция Ирландия Эстония Германия Дания Чехия Болгария Бельгия
ЕС 28 стран (2013-2020) ЕС 27 стран (после 2020)
0 0 0
1 531 818,90
■ 182 639,00 10 208,30
1 693 328,10
■ 264 023,20 I 118 906,10
59 903,00
36 668,90
I 119 869,70 I 146 251,00 Ш 419 838,70 248 889,50 690 107,90 9 497,90 I 101 883,10 I 89 394,50
37 911,70 29 737,50 13 021,20
999 793,20 36 684,60
1 354 724,90 751 329,90 I 107 571,90
■ 182 393,70 28 078,80
2 030 737,10
183 785,40
■ 162 255,60 62 940,90
460 444,80
10 439 999,00 8 746 670,90
0,00
2 000 000,00 4 000 000,00 6 000 000,00 8 000 000,00 10 000 000,00 12 000 000,00
Рисунок 3 — Оборот (валовая выручка) предприятий МСП в торговле, млн евро [5]
Для понимания количества создаваемых малым и средним сегментом предприятий рабочих мест в сфере тор-
говли (как оптовой, так и розничной) приведем следующие данные (рис. 4).
Босния и Герцеговина Сербия Северная Македония Швейцария Норвегия Исландия Великобритания Швеция Финляндия Словакия Словения Румыния Португалия Польша Австрия Нидерланды Мальта Венгрия Люксембург Литва Латвия Кипр Италия Хорватия Франция Испания Греция Ирландия Эстония Германия Дания Чехия Болгария Бельгия
ЕС 28 стран (2013-2020) ЕС 27 стран (после 2020)
0 0 0
■ 571155 393 278 28 128
5 018 072
692 976 288 963 347 539 120 141 920 966
■ 791 887
2 390 479 679 425
■ 1 562 384 35 678
■ 579 540 52 961 246 803 156 746 71 706
3 415 751 232 488
3 365 801 3 153 498 750 540
I 374 968 93 814
6 524 359
472 476 714 821 513 824 667 384
34 235 992
10 000 000
20 000 000
29 217 920 30 000 000 40 000 000
0
Рисунок 4 — Количество занятых лиц на предприятиях МСП в сфере торговли, чел. [5].
Как видим, полученные результаты сегмента малого и среднего бизнеса в ЕС весьма внушительны.
Во многом, к таким результатам стало возможным прийти благодаря реа-
лизуемой политике и стратегическим инициативам Евро комиссии, ключевые направления которой представлены на рисунке 5.
Основные направления политики ЕС в части поддержки МСП
Целенаправленно развитие предпринимательских навыков и компетенций у населения Помощь в доступе к интересующим рынкам
Усиление коммуникационной составляющей в части наличия быстродействующей прямой и обратной связи между представителями МСП и властью Нивелирование барьеров, в том числе бюрократических, за счет ускорения процедур и внедрения цифровых сервисов
Расширения потенциала роста МСП сегмента
Рисунок 5 — Основные направления политики ЕС в части поддержки МСП [8]
Указанные направления реализуются с учетом возможности доступа к финансам и оказания консультационной помощи за счет развитой коммуникационной инфраструктуры, включающей в себя специализированные бизнес-порталы, информационные базы потенциальных партнеров и инвесторов, ресурсы, характеризующие актуальную информацию о внешних рынках, программах получения финансирования, грантовых программах поддержки, формах активации деятельности молодых предпринимателей и т. д.
Укажем, однако, что несмотря на отлаженную стратегию и реализуемые шаги по поддержке малого и среднего бизнеса в ЕС, ситуация в данной сфере ухудшилось из-за новых вызовов, инициированных пандемией COVID-19.
Для нивелирования негативных последствий были реализованы адаптивные антикризисные меры поддержки. Так, в рамках ЕС на восстановление экономики были направлены средства в размере 1,8 трлн евро, которые включают бюджет ЕС на 2021-2027 гг. и Next Generation EU [13].
Кроме того, в 2020 г. Европейская комиссия приняла другие меры поддержки, такие как:
- экономические меры, которые дополняют программу Европейского
центрального банка по чрезвычайным ситуациям в размере 1,350 млрд евро в дополнение к программе в 120 млрд евро, принятой ранее;
- правила временной государственной помощи, чтобы правительства могли предоставить ликвидность экономике для поддержки граждан и сохранения рабочих мест в ЕС;
- включение «оговорки об исключении», которая обеспечивает максимальную гибкость наших бюджетных правил. Это поможет странам ЕС поддержать системы здравоохранения и бизнес, а также обеспечить рабочие места людей во время кризиса;
- проверка прямых иностранных инвестиций. Европейская Комиссия выпустила руководство, чтобы помочь государствам-членам защитить важнейшие европейские активы и технологии в условиях текущего кризиса.
Также правительства стран Европейского Союза ранее принимали меры, в основном направленные на предоставление МСП ликвидности для противостояния кризису, но теперь как отмечается Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), политика начинает смещаться с политики, направленной на помощь МСП в сторону поддержки тех структур, которые помогают им восстанавливаться [14].
Значительная часть МСП по-прежнему планирует подавать заявки на предлагаемые меры поддержки их ликвидности. Несмотря на то, что почти 20 % МСП уже подали заявки на ту или иную форму государственной помощи, еще 30 процентов планируют это сделать. Опять же, есть существенные различия между странами ЕС: во Франции и Италии более 35 % МСП планируют подать заявку на получение поддержки, в то время как в Великобритании и Германии этот показатель составляет 20 % и 25 % соответственно [13].
Таким образом, в кризис, вызванный пандемией COVID-19 очень важна адресная финансовая поддержка субъектов МСП, направленная на поддержание их ликвидности. Такая помощь реализуется и, по нашему мнению, поможет нормализовать ситуацию и вернуть уровень развитости МСП сегмента в европейской экономике к существующей ранее ситуации с перспективами роста согласно запланированным рубежам.
Выводы
Развитие сегмента малого и среднего предпринимательства, функционирующего в рамках принятых общих направлений эволюционирования экономической системы, является залогом конкурентоспособности экономики.
В рамках ЕС создана унифицированная система критериев отнесения субъектов к числу МСП, а также унифицированная система мер поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территории стран-участниц Евросоюза. В этом смысле предпринимаемые усилия и реализуемая политика ЕС могут послужить позитивным примером, востребованным в отечественных условиях, поскольку сочетают в себе запланированную стратегию и необходимые коррективы действий, связанные с необходимостью своевременной реакции на новые вызовы.
Библиографический список
1. Балдина, Ю. А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. — 2016. — Вып. 4. — Т. 24. — С. 7-10.
2. Балдина, Ю. А. Характерные признаки социально ответственного поведения субъектов предпринимательства // Вестник евразийской науки. — 2018. — № 6.
3. Бондаренко, В. А., Куринова, Я. И., Механцева, К. Ф. Целевые установки, приоритеты, реалии и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России // Финансовая экономика. — 2021. — № 2. — С. 11-15.
4. Внутренний рынок, промышленность, предпринимательство и МСП [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ec.europa.eu/growth/smes_en.
5. Евростат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ec.europa.eu.
6. Иванов, Я. Е. Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С.306-308.
7. Куринова, Я. И., Скворцова, Т. А. Регулирование малого и среднего бизнеса в странах Европейского союза // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2021. — № 3 (130). — С. 65-67.
8. Ключ к европейской статистике. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/structural-business-statistics/small-and-medium-sized-enterprises.
9. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hr-portal.ru/ article/regulirovanie-i-podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-es-i-rossii.
10. Рекомендация Комиссии ЕС от 6 мая 2003 г. в отношении определения микро-, малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=CELEX:32003H0361.
11. Стратегия МСП для устойчивой и цифровой Европы (Брюссель, 10.03.2020) COM(2020) 103 final [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu.
12. Annual report on European SMEs 2018/2019 Research & Development and Innovation by SMEs. SME Performance Review 2018/2019. EUROPEAN COMMISSION, November 2019. — Р. 19.
13. Dimson, J., Mladenov, Z., Shar-ma, R., Tadjeddine, K. Open interactive popup COVID-19 and European small and medium-size enterprises: How they are weathering the storm, October 22, 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mckinsey.com/industries/publi c-and-social-sector/our-insights/covid-19-and-european-small-and-medium-size-enterprises-how-they-are-weathering-the-storm.
14. OECD policy responses to coro-navirus (COVID-19), OECD, July 15, 2020.
Bibliographic list
1. Baldina, Yu. A. Role and place of small and medium-sized businesses in modern economic conditions // Bulletin of Udmurt University. Economics and Law series. — 2016. — Issue 4. — Vol. 24. — Р. 7-10.
2. Baldina, Yu. A. Characteristic signs of socially responsible behavior of business entities // Bulletin of Eurasian Science. — 2018. — № 6.
3. Bondarenko, V. A., Kurinova, Ya. I., Mekhantseva, K. F. Target settings, priorities, realities and prospects for development of small and medium-sized entrepreneurship in Russia // Financial Economics. — 2021. — № 2. — Р. 11-15.
4. Internal market, industry, entrepre-neurship and SMEs [Electronic resource]. — Mode of access: https://ec.europa.eu/ growth/smes_en.
5. Eurostat [Electronic resource]. — Mode of access: https://ec.europa.eu.
6. Ivanov, Ya. E. Foreign experience of innovative development of small business // Young scientist. — 2013. — № 12 (59). — P. 306-308.
7. Kurinova, Ya. I., Skvortsova, T. A. Regulation of small and medium-sized businesses in countries of European Union // Science and education; economy and economics; entrepreneurship; law and management. — 2021. — № 3 (130). — P. 65-67.
8. The key to European statistics [Electronic resource]. — Mode of access: https://ec.europa.eu/eurostat/web/structural-business-statistics/small-and-medium-sized-enterprises.
9. Regulation and support of small and medium-sized businesses in EU and Russia [Electronic resource]. — Mode of access: https://hr-portal.ru/article/ reguliro-vanie-i-podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-es-i-rossii.
10. Recommendation of EU Commission of 6 May 2003 on definition of micro-, small and medium-sized enterprises [Electronic resource]. — Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:32003H0361.
11. SME Strategy for a Sustainable and Digital Europe (Brussels, 10.03.2020) COM (2020) 103 final [Electronic resource]. — Mode of access: https://eur-lex.europa.eu.
12. Annual report on European SMEs 2018/2019 Research & Development and Innovation by SMEs. SME Performance Review 2018/2019. EUROPEAN COMMISSION, November 2019. — P. 19.
13. Dimson, J., Mladenov, Z., Shar-ma, R., Tadjeddine, K. Open interactive popup COVID-19 and European small and medium-size enterprises: How they are weathering the storm, October 22, 2020 [Electronic resoure]. — Mode of access: https://www.mckinsey.com/industries/publi c-and-social-sector/our-insights/covid-19-and-european-small-and-medium-size-enterprises-how-they-are-weathering-the-storm.
14. OECD policy responses to coro-navirus (COVID-19), OECD, July 15, 2020.