Библиографический список
1. Демьяненко, Э. Ю., Смертина, Е. Н. Финансовые инструменты в агропромышленном комплексе и перспективы развития рыночной экономики // Университеты: Наука и просвещение. — 2016. — № 21.
2. Издержки сельскохозяйственного производства [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://spravochnick.ru.
3. Оноприенко, Е. Сущность учета затрат на производство и основные пути его совершенствования [Электронный ресурс]. — Режим доступа : rep.bsatu.by.
4. Смертина, Е. Н. Управленческий учет как составная часть информационной системы организации // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка : уч. зап. — Ростов н/Д, 2016. — Вып. 19.
Bibliographic list
1. Demyanenko, E. Yu., Smertina, E. N. Financial instruments in agroindustrial complex and prospects of development of market economy // Universities: Science and education. — 2016. — № 21.
2. Expenses of agricultural production [Electronic resource]. — Mode of access : https://spravochnick.ru.
3. Onopriyenko, E. Essence of accounting of costs of production and main ways of its improvement [Electronic resource]. — Mode of access : rep.bsatu.by.
4. Smertina, E. N. Management accounting as component of an information system of organization // Problem of account, analysis, audit and statistics in conditions of market : scientific notes. — Rostov-on-Don, 2016. — Vol. 19.
С. А. Уразова
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье исследуется российский опыт банковского кредитования малых и средних предприятий, а также опыт стран Европейского союза. Уделено внимание мерам государственной поддержки данного кредитования. Охарактеризованы возможные перспективы развития банковского кредитования малых и средних предприятий. Представленное в статье исследование позволило сформулировать предложения, направленные на активизацию банковского кредитования МСП в России с учетом опыта Европейского союза.
Ключевые слова
Банк, малые и средние предприятия, кредит, государственная поддержка, Европейский союз.
S. A. Urazova
BANK LOANING OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AND ITS STATE SUPPORT IN EUROPEAN UNION AND RUSSIAN FEDERATION
Annotation
Article examines the Russian experience of bank lending to small and medium-sized enterprises, as well as the experience of countries of European Union. Attention is paid to measures of state support for this lending. Possible prospects for development of bank lending to small and medium enterprises describes. Research in article made it possible to formulate proposals aimed at enhancing bank lending to SMEs in Russian Federation, taking into account the experience of European Union.
Keywords
Bank, small and medium enterprises, credit, state support, European Union.
Введение
Мировой опыт свидетельствует о том, что малые и средние предприятия являются значимой категорией клиентов для банков. И это в полной мере касается как стран ЕС, так и Российской Федерации. Наращиванию объемов банковского кредитования МСП во многом содействует реализация государственных программ, ориентированных на поддержку МСП и их кредитования банками, а также поддержка национальных [1] и многосторонних банков развития [2]. Такое пристальное внимание банков и государственных органов к деятельности МСП обусловлено не только большой численностью МСП, но и их ролью в обеспечении занятости населения, а также значимым влиянием на формирование ВВП различных стран [3, с. 256-257], в том числе в ЕС [4].
Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, являлось выявление перспектив развития банковского кредитования МСП в ЕС и РФ, а также разработка предложений, направленных на активизацию данного кредитования в РФ, базирующихся на проведении сравнительного анализа современного состояния банковского кредитования МСП и его государственной поддержки в РФ и ЕС.
Материалы и методы
Одним из двух основных критериев отнесения предприятий к числу МСП как в РФ, так и в ЕС является численность занятых. При этом и в ЕС [5], и РФ [6] в целом к сегменту МСП относятся предприятия с численностью сотрудников до 250 человек. Это создает возможности для проведения сравнительного анализа современного состояния банковского кредитования МСП и его государственной поддержки в РФ и
ЕС. В связи с этим в ходе исследования использовался метод сравнительного анализа динамики процентных ставок по кредитам, предоставленным МСП, объемов кредитования, структуры портфеля банковских кредитов, предоставленных МСП в РФ и странах ЕС. Наряду с этим рассматривались меры государственной поддержки банковского кредитования МСП в ЕС и РФ.
Для проведения исследования использовались: нормативные документы ЕС и РФ, отражающие подход к определению МСП; официальные материалы European Commission, содержащие статистические данные о банковском кредитовании МСП в странах ЕС; статистические данные ЦБ РФ о кредитовании МСП в РФ; статистические данные Organisation for Economic Co-operation and Development; данные аккредитованных Банком России рейтинговых агентств АКРА (АО) и АО «Эксперт РА»; материалы Корпорации МСП и АО «МСП Банк»
Результаты
С 2017 г. в России наблюдается восстановление тенденции к росту объемов кредитов, предоставленных МСП российскими банками (рис. 1). При этом, согласно подсчетам «Эксперт РА», за период с 2016 по 2018 г. доля кредитов, предоставленных МСП тридцатью крупнейшими по размеру активов банками в общем объеме кредитов, выданных МСП, увеличилась на 28 %, и к концу 2018 г. составила 74 %. По состоянию на 01.01.2019 объем кредитов, выданных банками, не входящими в топ-30 по размеру активов, снизился, составив лишь 1,8 трлн рублей. Меньший объем кредитов (1,5 трлн руб.) банки, не входящие в топ-30 по активам, выдали МСБ только в 2009 г. [7].
Рисунок 1 — Динамика объемов кредитов, предоставленных российскими банками субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте
и драгоценных металлах, млн руб. [8]
Сравнительный анализ динамики процентных ставок по банковским кредитам, предоставленным МСП в стра-
нах ЕС и РФ, свидетельствует о значительно более высоких процентных ставках, применяемых в РФ (табл. 1).
Таблица 1 — Динамка процентных ставок по банковским кредитам, предоставленным МСП в странах ЕС и в России с 2007 по 2017 г., % [9]
Страна 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Австрия 5,11 5,47 2,89 2,43 2,92 2,46 2,28 2,27 2,02 1,92 -
Бельгия 5,45 5,7 3,01 2,51 2,88 2,32 2,06 2,09 1,83 1,72 1,66
Чешская республика - 5,57 4,64 4,01 3,73 3,48 3,13 3,76 2,7 2,5 2,5
Дания 5,97 6,59 5,33 4,39 4,38 3,91 3,78 3,44 2,99 2,74 2,49
Эстония 6,11 6,71 5,34 5,06 4,92 4,02 3,41 3,36 3,04 2,96 2,99
Финляндия 5,39 5,58 3,02 2,66 3,23 2,86 2,81 2,94 2,96 2,76 2,75
Франция 5,1 5,42 2,86 2,48 3,11 2,43 2,16 2,08 1,78 1,5 1,4
Греция 6,57 6,82 4,62 5,53 6,77 6,87 6,51 5,8 5,38 5,32 4,91
Венгрия 10,19 11,25 12,31 8,99 9,38 9,7 7,4 5,1 4,7 4,2 3,3
Ирландия 6,23 6,67 3,98 3,88 4,68 4,34 4,3 4,78 4,77 4,65 4,28
Италия 6,3 6,3 3,6 3,7 5 5,6 5,4 4,4 3,8 3,2 3,1
Латвия 8,3 8,9 7,9 7,1 5,8 4,5 4,5 4,7 4,5 4,4 3,8
Люксембург 5,51 5,72 2,81 2,71 2,68 2,22 2,05 2,08 1,88 1,75 1,76
Нидерланды 5,4 5,7 4,5 6 6,4 5,1 4,3 4,1 4,4 3,7 2,9
Португалия 7,05 7,64 5,71 6,16 7,41 7,59 6,82 5,97 4,6 3,83 3,42
Словацкая республика 5,5 4,6 3 3,2 3,2 3,8 3,6 3,8 3,4 3,1 3
Словения 7,11 7,51 7,09 5,8 6 5,89 5,84 5,14 3,66 2,93 2,73
Испания 5,96 5,51 3,63 3,78 4,95 4,91 4,79 3,86 3,01 2,44 2,15
Швеция 4,86 5,66 2,42 2,59 4,17 4,07 3,29 2,71 1,75 1,56 1,5
Объединенное королевство - 4,54 3,47 3,49 3,52 3,71 3,6 3,43 3,33 3,22 3,16
Россия - - - - - - - 16,09 16,4 13,03 10,8
Вместе с тем следует отметить, что доля просроченной задолженности до 90 дней по предоставленным кредитам у российских МСП значительно выше, чем в среднем по Европе. Причем такой вывод можно сделать как при рассмотрении данных в отраслевом разрезе, так и в разрезе масштабов деятельности (микро-, малый и средний бизнес) [10, с. 9, 11].
Одной из наиболее важных проблем, стоящих перед МСП в ЕС и РФ, является затруднительность их доступа к кредитам. В связи с этим и проводится активная политика, направленная на решение данной проблемы.
Органом, координирующим в ЕС поддержку МСП, в том числе поддержку банковского кредитования подобных предприятий, является Европейская комиссия, уделяющая значимое внимание разработке и реализации мер поддержки роста и инновационного развития МСП. Европейская комиссия работает с финансовыми, в том числе банковскими, учреждениями с целью расширения финансирования, доступного для МСП, путем стимулирования предоставления кредитов и венчурного капитала. Осуществляется поддержка данной политики в странах ЕС. Программы финансирования МСП в ЕС, как правило, предполагают направление помощи через местные, региональные или национальные органы власти или через финансовых посредников, таких как банки и организации венчурного капитала.
Наращиванию объемов кредитования МСП в странах ЕС содействует реализация представленных ниже программ.
Программа повышения конкурентоспособности предприятий и малых и средних предприятий (COSME), рассчитанная на период с 2014 г. по 2020 г. и ориентированная на улучшение доступа к кредитам для МСП, использование механизма предоставления гарантий по кредитам. Гарантии предоставляются
малым и средним предприятиям по кредитам в основном до 150 000 евро. Программа COSME направлена на повышение конкурентоспособности МСП, ее запланированный бюджет составляет 2,3 млрд евро ГШ. Цель Программы COSME — облегчить малым и средним предприятиям (МСП) доступ к денежным средствам на всех этапах их жизненного цикла (создание, расширение или передача бизнеса). Благодаря поддержке ЕС предприятия получают более легкий доступ к гарантиям, кредитам и акционерному капиталу. При этом денежные средства направляются через местные финансовые институты в странах ЕС. Наряду с этим действует программа финансирования цифрового преобразования. В данном случае Кредитный гарантийный фонд COSME поддерживает финансирование проектов цифрового преобразования МСП во всех секторах экономики, независимо от их текущего уровня цифровизации.
Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям (CIP) на 2007-2013 гг. была предшественником COSME и оказала значительную финансовую поддержку МСП. Хотя программа официально действовала до 2013 г., финансирование по-прежнему доступно через финансовых посредников, которые были отобраны и официально утверждены [12].
Финансовые инструменты COSME действуют совместно с рамочной программой исследований и инноваций Horizon 2020, предполагающей финансирование и поддержку инновационных проектов, которые помогают МСП расти и расширять свою деятельность в других странах. В реализации программы Horizon 2020 задействовано 5017 участников, для поддержки МСП, действующих в различных сферах, выделено 1960,05 млн евро. Если говорить о странах-лидерах в получении поддержки, то наибольшие объемы средств были направлены для поддержки МСП в
Испании, на втором месте — МСП Великобритании, чуть меньшие объемы финансирования получили МСП в Италии, Франции, Германии [13].
Программа InnovFin — ЕС «Финансы для новаторов» была запущена в 2014 г. Европейской комиссией и Группой Европейского инвестиционного банка с целью предложить финансовые инструменты и консультационные услуги нового поколения, чтобы помочь инновационным фирмам легче получать доступ к финансам в Европе и за ее пределами.
В РФ органом, координирующим реализацию мер государственной поддержки МСП, в том числе банковского кредитования подобных предприятий, является Корпорация МСП [14], реализующая широкий спектр мер поддержки, в том числе «Программу стимулирования кредитования субъектов МСП» [15], разработанную совместно с Минэкономразвития России и Банком России, в реализации которой участвует 71 уполномоченный банк. Значимый вклад в наращивание объемов банковского кредитования МСП вносит АО «МСП Банк» [161, принадлежащий Корпорации МСП. На этом фоне доступ МСП к финансированию в ЕС являлся наиболее важной проблемой для 7 % малых и средних предприятий в 2018 г. Следует отметить, что значение данного показателя снизилось с 16 % в 2009 г. [17]. При этом наиболее популярным источником финансирования для МСП в 2018 г. были кредитные линии (35 %). Банковские кредиты остаются актуальной формой внешнего финансирования для 47 % МСП ЕС. Например, с апреля по сентябрь 2018 г. 25 % МСП в Европейском Союзе обратились за банковским кредитом. В целом за 2018 г. в ЕС 5 % заявок на банковские кредиты, поданных МСП, были отклонены. 11 % компаний, которые успешно подали заявки, получили меньше, чем они просили, и 1 % МСП отклонили предложение
по кредиту от банка, потому что нашли стоимость кредита неприемлемой. Таким образом, в общей сложности лишь 18 % малых и средних предприятий ЕС не смогли получить в полном объеме банковские кредиты, которые они запланировали в 2018 г. Для сравнения: еще в 2009 г. процент отказов в ЕС составлял 13 %, при этом 34 % МСП не получали полностью запланированное финансирование [171.
По данным ежегодных опросов в 2018 г., как и в 2015, 2016 и 2017 г., МСП в ЕС в целом отмечают повышение доступности различных видов финансирования. В 2018 г. доля МСП в ЕС, которые сообщили, что их потребности в торговых кредитах, наращивании акционерного капитала, лизинге, покупке в рассрочку, других видах кредитов, была выше, чем доля МСП, сообщивших о снижении своих потребностей в финансировании, банковских кредитах. В 2018 г. в ЕС отмечено увеличение процентных ставок по кредитам, в 2014-2017 гг. все было наоборот. Кроме того, больше МСП сообщили об увеличении непроцентных затрат на финансирование и требований к обеспечению. В 2018 г. большая доля МСП сообщила об уменьшение размера кредита и срока погашения кредита [181.
В ЕС в 2018 г. 41 % МСП использовали финансирование для инвестиций в основной капитал, 37 % МСП направили в оборотный капитал, 20 % МСП использовали привлеченные средства для разработки новых продуктов и 22 % использовали для найма и обучения сотрудников, 14 % рефинансировали свои обязательства, а 9 % профинансировали другие цели [171.
Наблюдаются существенные различия в структуре портфеля кредитов, предоставленных МСП российскими и европейскими банками в зависимости от цели кредита: если в РФ на кредиты, предоставленные на пополнение оборотного капитала, составляют 87,4 % от
портфеля кредитов МСП, то в Европе доля этих кредитов составляет всего 2,38 %; по кредитам на инвестиции в строительство — 2,33 % и 24,84 % соответственно; по кредитам на приобретение оборудования / основных средств — 9,79 % и 53,58 % соответственно [10, с. 34]. Это свидетельствует о принципиально разной ориентированности в использовании кредитных средств у МСП в РФ и ЕС.
В России малым и средним предприятиям еще предстоит перейти к долгосрочному использованию кредитных средств на инвестиции в строительство и приобретение оборудования / основных средств. По всей видимости, для этого необходимо принятие соответствующих мер при формировании государственных программ поддержки банковского кредитования МСП.
Обсуждение
Исследование современного состояния и тенденций развития банковского кредитования МСП в РФ и ЕС позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы для кредитования МСП коммерческими банками будет характерно: расширение спектра кредитных продуктов, предоставляемых банками дистанционно; активизация кредитования МСП необанками и фин-тех-компаниями, которые могут тать значимыми конкурентами банков при кредитовании МСП; значимое влияние деятельности необанков и финтех-компаний на изменение условий кредитного обслуживания МСП; сохранение тенденции к наращиванию объемов банковских кредитов для МСП, при продолжении реализации государственных программ поддержки банковского кредитования МСП.
Вместе с тем можно прогнозировать, что в ближайшие годы на выбор малыми и средними предприятиями банка-кредитора существенное влияние будет оказывать наличие специфических условий кредитования, а также до-
полнительных услуг, в том числе: возможность получения кредита дистанционно, без появления в банке; возможность предоставления мультивалютных кредитов; наличие особенных (специфических) условий установления процентных ставок по кредитным операциям (плавающие, ролловертные и др.); наличие услуг по ведению бухгалтерского учета; предложение такого нового продукта, как мезонинное финансирование; наличие у банка своей экосистемы, позволяющей предоставлять широкой спектр дополнительных услуг малым и средним предприятиям. Наряду с этим важным будет наличие связи предоставляемых продуктов с льготными программами. Так, в частности, выгодные условия по банковским кредитным продуктам для малых и средних предприятий зачастую являются результатом участия банка в реализации государственной программы поддержки банковского кредитования МСП или реализации программы поддержки со стороны какого-либо многостороннего банка развития, предоставившего кредитные ресурсы банку.
Выводы
С учетом преобразований, проводимых в настоящее время в банковской системе РФ, для наращивания объемов банковского кредитования российских МСП можно предложить следующий ряд мер:
1) разработать меры поддержки кредитования МСП банками с базовыми лицензиями. В условиях наращивания суммарных объемов кредитов, выдаваемых МСП крупнейшими банками, на фоне сокращения объемов кредитов, предоставляемых остальными банками, указанная мера будет способствовать активизации кредитования МСП небольшими банками;
2) уделить внимание государственной поддержке кредитования как молодых, так и пожилых предпринимателей, поддержке кредитов, ориентиро-
ванных на вложения МСП в строительство и приобретение оборудования / основных средств;
3) активизировать сотрудничество российских банков с многосторонними банками развития, ориентированными на кредитную поддержку МСП;
4) активное использование банками цифровых технологий для предоставления кредитных продуктов МСП, встроенное в экосистему банков и предполагающее не только кредитование, а кредитование с целью содействия росту предприятия, позиционирование банка как партнера предприятия.
Библиографический список
1. Уразова, С. А. Зарубежный опыт поддержки малых и средних предприятий национальными банками развития // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2018. — № 4.
2. Уразова, С. А. Поддержка малых и средних предприятий как направление деятельности международных банков развития // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2018. — № 1 (61)
3. Цигелкова, Е., Платонова, И. Н., Фролова, Е. Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости // Экономика региона. — 2019. — Вып. 1. — Т. 15. — С. 256-257.
4. Annual report on European SMEs 2017/2018. SMEs growing beyond borders [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://publications.europa.eu.
5. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro-, small and medium-sized enterprises (Text with EEA relevance) (notified under document number C (2003) 1422) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://eur-lex.europa.eu.
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : [Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019)] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс
7. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: итоги 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://raexpert.ru.
8. Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах. / Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https ://www.cb r.ru.
9. Interest rate, SMEs [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://stats.oecd.org.
10. Скрытые сокровища российского сектора МСП [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.acra-ratings.ru.
11. COSME. Europe's programme for small and medium-sized enterprises [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://ec.europa.eu.
12. CIP Financial Instruments [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://ec.europa.eu.
13. EIC SME Instrument data hub [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://sme.easme-web.eu.
14. Официальный сайт АО «Корпорация МСП» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://corpmsp.ru.
15. Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://corpmsp.ru.
16. Официальный сайт АО «МСП Банк» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.mspbank.ru.
17. SME access to finance conditions. 2018. SAFE results — EU [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://ec.europa.eu.
18. Survey on access to finance of enterprises (SAFE) Analytical Report 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://ec.europa.eu.
Bibliographic list
1. Urazova, S. A. Foreign experience of supporting of small and medium enterprises by national development banks // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2018. — № 4.
2. Urazova, S. A. Support of small and medium-sized enterprises as direction of activities of international development banks // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2018. — № 1 (61).
3. Cihelkova, E., Platonova, I. N., Frolova, E. D. Comparative analysis of supporting small and medium enterprises for enhancing created added value in EU and China // Economy of Region. — 2019. — № 15 (1). — Р. 256-269.
4. Annual report on European SMEs 2017/2018. SMEs growing beyond borders [Electronic resource]. — Mode of access : https://publications.europa.eu.
5. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro-, small and medium-sized enterprises (Text with EEA relevance) (notified under document number C (2003) 1422) [Electronic resource]. — Mode of access : https://eur-lex.europa.eu.
6. On development of small and medium-sized enterprises in Russian Federation : [Federal Law № 209-ФЗ from 24.07.2007 (as amended on 02.08.2019)] // RLS Consultant Plus
7. Lending to small and medium-sized businesses in Russia: results of 2018
[Electronic resource]. — Mode of access: https://raexpert.ru.
8. Volume of loans granted to small and medium-sized enterprises in rubles, foreign currency and precious metals [Electronic resource]. — Mode of access : https ://www.cb r.ru.
9. Interest rate, SMEs [Electronic resource]. — Mode of access : https:// stats.oecd.org.
10. Hidden treasures of Russian SME sector [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.acra-ratings.ru.
11. COSME. Europe's programme for small and medium-sized enterprises [Electronic resource]. — Mode of access : https://ec.europa.eu.
12. CIP Financial Instruments [Electronic resource]. — Mode of access : https://ec.europa.eu.
13. EIC SME Instrument data hub [Electronic resource]. — Mode of access : https://sme.easme-web.eu.
14. Official site of JSC «Corporation SMEs» [Electronic resource]. — Mode of access : https://corpmsp.ru/about.
15. Program to stimulate lending to small and medium-sized enterprises [Electronic resource]. — Mode of access : https://corpmsp.ru.
16. Official site of JSC «SME Bank» [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.mspbank.ru.
17. SME access to finance conditions. 2018. SAFE results — EU [Electronic resource]. — Mode of access : https://ec.europa.eu.
18. Survey on access to finance of enterprises (SAFE). Analytical Report 2018 [Electronic resource]. — Mode of access : https://ec.europa.eu.