Научная статья на тему 'Оптовый агропродовольственный рынок как фактор развития институциональной структуры региона'

Оптовый агропродовольственный рынок как фактор развития институциональной структуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / СФЕРА ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА / AGRO-FOOD MARKET / WHOLESALE / TRADE / SPHERE OF COMMODITY CIRCULATION / ORGANIZATION CHART

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдук Владимир Иванович, Гайдук Наталья Викторовна, Багмут Сергей Владимирович

В статье обоснована целесообразность формирования оптового продовольственного рынка региона, представлены принципы его функционирования. Проведен расчет возможного товарооборота на оптовом рынке Республики Адыгея и схема его размещения в г. Майкопе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайдук Владимир Иванович, Гайдук Наталья Викторовна, Багмут Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL WHOLESALE MARKET AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTIONAL AREA OF THE REGION

In the article, the feasibility of wholesale food market in the region is stated, and the principles of its operation are presented. The calculation of a possible turnover in the wholesale market of the Republic of Adygea, and the scheme of its location in the city of Maikop are shown

Текст научной работы на тему «Оптовый агропродовольственный рынок как фактор развития институциональной структуры региона»

УДК 338.436.33 UDC 338.436.33

ОПТОВЫЙ АГРОПРОДОВОЛЬ-СТВЕННЫЙ AGRICULTURAL WHOLESALE MARKET AS

РЫНОК КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНСТИ- A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE

ТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РЕГИОНА INSTITUTIONAL AREA OF THE REGION

Г айдук Владимир Иванович Gayduk Vladimir Ivanovich

д.э.н., профессор Dr.Sci.Econ., professor

Г айдук Наталья Викторовна Gayduk Natalia Victorovna

к.э.н., доцент Cand.Econ.Sci., associate professor

Багмут Сергей Владимирович Bagmut Sergey Vladimirovich

соискатель applicant for degree

Кубанский государственный аграрный универси- Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

тет, Краснодар, Россия

В статье обоснована целесообразность формирова- In the article, the feasibility of wholesale food market

ния оптового продовольственного рынка региона, in the region is stated, and the principles of its

представлены принципы его функционирования. operation are presented. The calculation of a possible

Проведен расчет возможного товарооборота на turnover in the wholesale market of the Republic of

оптовом рынке Республики Адыгея и схема его Adygea, and the scheme of its location in the city of

размещения в г. Майкопе Maikop are shown

Ключевые слова: АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ Keywords: AGRO-FOOD MARKET, WHOLESALE, РЫНОК, ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ, ТОВАРООБО- TRADE, SPHERE OF COMMODITY

РОТ, СФЕРА ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ, ОР- CIRCULATION, ORGANIZATION CHART

ГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА

Развитие регионального агропродовольственного рынка предусматривает свободу хозяйствующих субъектов в выборе направлений предпринимательской деятельности, ценообразовании, передвижении товаров в рыночном пространстве, равноправие субъектов рынка вне зависимости от форм собственности, конкурентную среду в производстве и реализации продукции, согласованность экономических интересов рыночных субъектов с формами и методами государственного регулирования рыночных отношений.

В последнее время система реализации сельскохозяйственной продукции под воздействием преобразования экономических отношений в аграрной сфере, либерализации выбора партнеров при реализации продукции и цен на нее превратилась в многоканальную.

Очевидно, что, обеспечивая продвижение продовольственных товаров к населению, сфера товарного обращения предполагает завоз товаров на склады оптовой торговли, посреднических организаций, и в последую-

щем в магазины. Все связи здесь зиждутся на взаимовыгодном сочетании экономических интересов субъектов рынка, что, естественно, ведет к объективной необходимости разрешения вопросов определения характера размещения оптовых и розничных предприятий и создания наиболее совершенных форм торговли, которые формируют основу инфраструктуры сферы обращения.

При переходе к развитому рынку ключевое место отводится оптовой торговле. Значение оптовой торговли для экономики обусловлено следующими факторами:

1. Предприятия оптовой торговли обеспечивают более тесное взаимодействие сферы производства и сферы потребления, ликвидируют излишние промежуточные звенья между потребителями продовольствия и производителями.

2. Оптовики имеют возможность осуществлять закупку и продажу небольших партий товара, исключая необходимость создания товарных запасов и сокращая тем самым отвлечение оборотных денежных средств до минимума. Такая способность особенно привлекательна для малых производителей, которые не всегда могут иметь собственную мощную сеть распределения, а также для производителей, которые стремятся вложить средства в развитие производственных, а не торговых мощностей. Даже производители, обладающие некоторыми возможностями по осуществлению собственных торговых операций, часто заинтересованы в использовании оптовиков в тех территориях, где маленькая плотность населения или где объем продаж достаточно низок для того, чтобы в должной мере оплатить услуги своего торгового агента.

3. Имея большие складские площади, необходимое складское оборудование, квалифицированный персонал, оптовик сокращает расходы и снижает риски по хранению товара. Оптовые фирмы, заявляя о закупке ка-

кой-либо продукции, принимают на себя риски производителей, фермеров и розничных торговцев.

4. Оптовик, закупая товар значительными партиями получает соответствующие скидки в цене, сокращает собственные транспортноэкспедиционные расходы на единицу продукции и затраты производителя, связанные с отгрузкой и транспортировкой большого количества мелких партий товара. Кроме того, он часто занимается упаковкой товара, тарой; утилизацией отходов и т.д.

5. Оптовик нередко обеспечивает финансирование как потребителей, так и поставщиков. Он предоставляет кредиты и льготные условия платежа для своих клиентов, а также финансирует их путем авансовых платежей.

6. Содержание деятельности по оптовой купле-продаже составляют сделки по покупке и по продаже товаров, что обуславливает однородность юридических отношений (основным является договор купли-продажи).

7. Оптовик занимается маркетинговыми исследованиями, тем самым снабжая производителя информацией о потенциальных конкурентах, их намерениях, новых товарах, изменениях цен и конкурентоспособности товаров, а также о ситуации, сложившейся на рынке продовольственных товаров.

8. Оптовик часто принимает на себя расходы, связанные с поездками торговых агентов, подготовкой выставочного сервиса и рекламы; содействует решению вопросов относительно учета, анализа деятельности и контроля за складскими операциями для своих партнеров по розничной торговле. Также зачастую оптовик организует учебу персонала и различные виды технической помощи для своих поставщиков [1, 2, 3, 4, 6].

Однако, образование большого числа новых юридических лиц, в результате ускоренной приватизации предприятий и организаций рыночной инфраструктуры, привело к деградации единой технической политики в развитии инфраструктуры агропродовольственного рынка, вследствие чего

предприятия и организации оптовой торговли агропродовольственными товарами в регионе имеют низкий уровень оснащенности современным торгово-складским оборудованием, холодильными установками, погрузо-разгрузочными и фасовочными машинами и механизмами.

Сложившуюся обстановку в агропромышленном комплексе Республики Адыгея можно оценить как довольно сложную: закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию практически не покрывают затраты на ее производство; сельскохозяйственные товаропроизводители не допускаются к оптовой торговле в цивилизованных формах, что влечет повышение розничных цен для покупателей и, вместе с тем, - занижение закупочных цен для производителей. Объективной необходимостью является не только увеличение объема сельскохозяйственного производства, но и доведение продукции до конечного потребителя в необходимых объемах, ассортименте и качестве.

Назрела объективная необходимость в создании материальных предпосылок в виде товаропроизводящих сетей, которые позволяют быстро продвигать продукт от производителя к конечному потребителю с наименьшими потерями количества и качества. Создание такой эффективной рыночной системы распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия возможно осуществить на основе формирования оптового агропродовольственного рынка в регионе. В условиях Республики Адыгея развитие системы оптовой торговли заключается в создании благоприятных условий реализации продукции не только для крупных, но и для мелких представителей агробизнеса, производящих значительную долю продукции, реализуемой через рыночную систему.

Помимо всего прочего, необходимость создания оптового агропро-довольственного рынка диктуется еще и особенностью системы продовольственного обеспечения крупных населенных пунктов республики. Эта система требует взаимодействия с районными структурами, сферой город-

ского хозяйства по приему, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Формирование регионального оптового агропродовольственного рынка будет способствовать:

• координации и концентрации в одном месте предложения основных видов агропродовольственной продукции поставщиков субъекта РФ и близлежащих регионов;

• созданию благоприятных условий по реализации продукции не только для крупных, но и для мелких представителей агробизнеса, производящих значительную долю товаров, реализуемых через рыночную систему;

• упорядочению процесса товародвижения, формированию реальной рыночной цены на реализуемую продукцию, осуществлению ценового мониторинга и контроля за товарными потоками государственным органам и предпринимательским структурам;

• предоставлению всем поставщикам этой продукции возможности устойчивого выхода на конкурентный рынок;

• ускорению и упрощению финансовых расчетов и всего процесса товародвижения на основе создания высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков;

• поддержке производителей посредством создания упорядоченной системы сбыта продукции через оптовиков на оптовом агропродовольст-венном рынке и налаживанию обратной связи от конечного потребителя до производителя;

• обеспечению контроля государства за безопасным распределением сельскохозяйственной продукции и исключению доступа на внутренний рынок опасной для здоровья населения продукции;

• поддержке предприятий розничной торговли и общественного питания в области минимизации их издержек, связанных с закупкой продовольствия в широком ассортименте;

• легализации всех товарных потоков оптового и розничного звена, поступающих в розничную оптовую сеть и общепит, что будет способствовать значительному пополнению бюджетов всех уровней;

• повышению экономической эффективности распределительной сети за счет оптимизации размера грузопотоков, рациональному использованию хранилищ и складских помещений, сокращению потерь продукции и издержек обращения, что, в свою очередь, позволит предложить покупателям качественную продукцию по приемлемым ценам;

• аккумулированию продовольственных сырьевых ресурсов, производимых на месте и приобретаемых со стороны (включая страны ближнего и дальнего зарубежья), и в реализации приобретенных и переработанных (включая глубокую переработку) продуктов питания мелким торговым предприятиям в собственном и соседних регионах;

• более тесному взаимодействию сферы производства и сферы потребления, ликвидации лишних промежуточных звеньев между потребителями товаров (населением) и их производителями (предприятиями) [2, 5, 8].

Под оптовым агропродовольственным рынком в узком смысле следует понимать совокупность организационно-экономических и нормативно-правовых условий, регламентирующих и обеспечивающих совершение операций по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольствия в специально отведенных местах. Однако в широком понимании - это самостоятельная юридическая хозяйственная структура, образованная посредством объединения имущества и финансовых средств и предназначенная для осуществления операций по купле-продаже различных видов продовольствия в соответствии с установленными законодательными актами. При этом оптовый агропродовольственный рынок не является собственни-

ком продукции и основной его деятельностью является предоставление помещений и торгового оборудования для проведения торгов коммерческим оптовым организациям на условиях долгосрочной аренды, а также закупка и завоз больших партий товара, и формирование ассортимента продукции.

Важно отметить, что экономическую основу деятельности оптового агропродовольственного рынка предопределяет выбор его организационно-правовой формы (государственной, муниципальной, кооперативной, акционерной, частной), от которой зависят принципы формирования начального капитала и результаты его хозяйственной деятельности.

Производитель в рамках оптового рынка получает возможность получения прибыли не за счет повышения цены, а за счет повышения товарооборота. При этом, оптовый покупатель имеет возможность закупки продукции мелкими партиями и в ассортименте с оптового агропродоволь-ственного рынка ежедневно, исключая необходимость в товарных запасах и сокращая тем самым отвлечение оборотных денежных средств до минимума.

Также наличие оптовых агропродовольственных рынков будет способствовать повышению экономической эффективности распределительной сети за счет оптимизации размера грузопотоков, рациональному использованию хранилищ и складских помещений, сокращению потерь продукции и издержек обращения, что, в свою очередь, позволит предложить покупателям качественную продукцию по приемлемым ценам.

Экономический смысл формирования оптового агропродовольственно-го рынка в Республике Адыгея заключается в аккумулировании продовольственных сырьевых ресурсов, производимых как на месте, так и приобретаемых со стороны (включая страны ближнего и дальнего зарубежья) и в реализации приобретенных и переработанных (включая и глубокую переработку) продуктов питания как мелким торговым предприятиям в собствен-

ном регионе, так и в соседних регионах.

Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка вносит системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку есть специально обустроенное место, где могут ежедневно встретиться продавец и покупатель и осуществить акт купли-продажи по определенным правилам. На рис. 1 представлены основные элементы и функции оптового агропродовольственного рынка республики Адыгея.

Рисунок 1 - Секторы, критерии, принципы и функции оптового агропродовольственного рынка республики Адыгея

Развитие сферы товарного обращения, предполагает, что решение всех вопросов взаимодействия субъектов рынка непрерывно связано с определением характера размещения оптовых и розничных предприятий и созданием наиболее совершенных материально-технических средств торговли, которые в будущем должны составить основу материально-технической базы сферы обращения.

Основной задачей оптового агропродовольственного рынка является формирование развитой институциональной структуры в области товарного обращения продовольствия в регионе, призванной обеспечить население региона продуктами питания в объемах, приближающихся к рациональным нормам. С этой целью производится оценка перспективной численности населения в регионе и определяется общая потребность в продовольственных ресурсах.

Далее, оптовый агропродовольственный рынок производит предварительную оценку продовольственных ресурсов у сельских товаропроизводителей, которые соизмеряются с рассчитанными ранее потребностями в продовольствии (с учетом переработанной ее части) и подготавливаются соответствующие контракты.

Контракты оптового агропродовольственного рынка заключаются со всеми производителями продовольствия, независимо от их статуса, будь они государственными, акционерными, частными (фермерскими, индивидуальными и т.д.). На недостающую часть продовольствия заключаются долгосрочные контракты (договора) с различными производителями из других регионов РФ или зарубежных стран.

Оптовый агропродовольственный рынок при полномасштабной его деятельности способен стабилизировать аграрное производство в регионе и создать условия для его дальнейшего развития. Мировая практика имеет большой опыт в формировании различных оптовых рынков, но наибольшее

распространение в большинстве цивилизованных стран получили оптовые агропродовольственные рынки. Анализ условий и факторов функционирования оптовых агропродовольственных рынков в различных странах позволяет сделать следующие выводы:

1. особенно активно интерес к созданию оптовых рынков проявлялся местными властями, заинтересованными в улучшении жизни горожан за счет упорядочения поступления в торговлю в широком ассортименте скоропортящейся сельскохозяйственной продукции под единым гарантированным контролем качества;

2. рынки способствовали легализации товарных и финансовых потоков и, как следствие, получению дополнительных налоговых поступлений как в муниципальную, так и в национальную казну;

3. оптовые рынки по торговле сельскохозяйственной продукцией обычно оперируют достаточно крупными ее партиями. В связи с этим на рынках ведет торговлю определенный контингент продавцов и покупателей товаров;

4. источниками поступления дохода для оптового агропродовольст-венного рынка являются:

• арендные платежи за предоставление помещений и офисов продавцам и потребителям;

• плата за оказание услуг;

• арендные платежи за торговые места или торговая наценка за право реализации продукции на рынке (рыночный сбор);

• членские взносы участников рынка,

• поступления от сертификации качества продукции. Основная цель организации системы контроля качества продукции на оптовом агропродо-вольственном рынке состоит в стимулировании поступления на рынок высококачественной продукции на тех условиях, которые позволяют дифференцировать цены в зависимости от качества товара;

5. на большинстве оптовых рынков зарубежных стран основными поставщиками продукции являются крупные производители, фермерские кооперативы, предприятия оптовой торговли или частные торговые агентства;

6. основными покупателями на оптовом агропродовольственном рынке являются предприятия розничной торговли (супермаркеты, специализированные магазины), предприятия оптовой торговли, занимающиеся заготовкой и хранением продукции с последующей реализацией ее в розничной торговле либо доставкой ее в другие регионы или страны, и перерабатывающие предприятия. Оптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и небольшими магазинами, спасают последние от разорения в результате неравной конкуренции с монстрами современной торговли.

Масштабы деятельности оптового агропродовольственного рынка определяются с одной стороны потенциальными объемами производства сельхозсырья аграрными предприятиями в регионе и потенциальными объемами поставок его на рынок, а также возможностью и необходимостью поставок продовольствия из других близлежащих регионов, а с другой - объемами спроса на продовольствие со стороны различных мелкооптовых и розничных продовольственных магазинов и прочих потребителей.

Итак, оптовый агропродовольственный рынок - это управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционирование которого обеспечивается инфраструктурой, включающей в себя комплекс торговых помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими службами, гостиницу, автостоянку, медпункт, расчетно-кассовый центр (банк), службы контроля качества, санитарно-эпидемиологического контроля продукции, а также другие службы, способствующие его четкой, бесперебойной деятельности: дилерские, маркетинговые. Оптовый агропродовольственный рынок может организовывать школы по подготовке менеджеров, аудиторов, работников оптово-розничной торговли.

Оптовый агропродовольственный рынок Республики Адыгея в серь-

езной мере будет ориентироваться на региональные потребности, на местных товаропроизводителей и местных оптовых покупателей. Он должен обеспечить новые каналы товародвижения для региональных предприятий агробизнеса, привлечь в регион дополнительные товарные ресурсы из-за пределов региона, а также облегчить приобретение скоропортящихся товаров региональными оптовыми покупателями. При этом должны быть обеспечены максимальное расширение возможностей и общая стабилизация республиканского агропродовольственного рынка скоропортящейся продукции.

В 2007 году в Адыгее производство основных видов сельскохозяйственных продуктов на душу населения не обеспечило (за исключением овощей и бахчевых) потребности по рациональным нормам потребления (табл. 1). В последние годы эта тенденция сохраняется.

В табл. 2 представлены прогнозные объемы и структура поступления продукции на оптовый продовольственный рынок

Таблица 1 - Обеспеченность производством потребления основных сельскохозяйственных продуктов по рациональным нормам в РА

Наименование продукции Произведено на душу населения, кг Рациональная норма потребления на душу населения, кг Обеспеченность производством потребления, %

Рыба и рыбопродук- 4 15 26,7

Мясо (в убойном ве- 71 81 87,6

Молоко и молочные продукты 227 408 55,6

Яйца 74 298 24,8

Плоды и виноград 20 72 27,8

Картофель 112 129 86,8

Овощи и бахчевые 172 124 138,7

Таблица 2 - Объемы и структура поступления продукции

на оптовый продовольственный рынок РА (проект)

Наименование продукции Количество продукции, т Структура поступления, %

производство в республике другие регионы, страны СНГ и дальнего зарубе-

Рыба и рыбопродукты 6330 25,0 75,0

Мясо и мясные продукты 23800 88,0 12,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молоко и молочные продукты 50000 100,0 -

Фрукты и виноград 21750 28,0 72,0

Овощи и бахчевые 46100 100,0 -

В основу расчетов параметров Адыгейского оптового агропродо-вольственного рынка положена теоретическая модель, разработанная Союзом оптовых продовольственных рынков России совместно с центрами распределения продовольствия Испании [6].

Согласно такой модели, оптимальный товарооборот на 1 человека в год составляет 1,25 т продукции. Нормативный объем продаж на 1 кв.м. торговой площади специалисты приравнивают к 25 т в год.

Необходимо подчеркнуть, что не вся товарная продукция будет проходить через оптовый рынок: часть ее производится хозяйствами населения, часть реализовывается по прямым хозяйственным связям, часть продается на местных розничных рынках. Поэтому при определении перспективных размеров оптового агропродовольственного рынка, которые будут удовлетворять потребности населения в полном объеме, мы ориентировались на ту величину товарной продукции, которая отражена в статистической отчетности в настоящее время.

Исходя из этого, требуемый размер коммерческих площадей оптового агропродовольственного рынка г. Майкопа должен составлять:

- для овощей: 46100 т в год * 1 кв.м. / 25 т в год на 1 кв.м. = 1844 кв.м;

- для фруктов: 21750 т в год * 1 кв.м. / 25 т в год на 1 кв.м. = 870 кв.м;

- для мяса и мясопродуктов: 23800 т в год * 1 кв.м. / 25 т в год на 1 кв.м. = 952 кв.м;

- для рыбы и рыбопродуктов: 6330 т в год * 1 кв.м. / 25 т в год на 1 кв.м. = 253 кв.м;

- для молока и молокопродуктов: 50000 т в год * 1 кв.м. / 25 т в год на 1 кв.м. = 2000 кв.м.

Таким образом, общий размер коммерческих площадей будет равен 5919 кв.м.

С учетом нормативных соотношений нами рассчитана совокупная площадь оптового рынка Республики Адыгея (таблица 3).

Таким образом, площадь оптового агропродовольственного рынка (ОАПР) в г. Майкопе должна составлять 15,6 га. Целесообразно разместить ОАПР на территории центрального муниципального рынка г. Майкопа. Площадь земельного участка, занимаемого рынком, составляет 21,2 га. Рынок имеет специализированные торговые павильоны, холодильники, лаборатории и прочую инфраструктуру. Необходимо перенести на другие рынки сектора продажи промышленных и хозтоваров.

Таблица 3 - Расчет площади оптового агропродовольственного рынка Республики Адыгея

Наименование Нормативная структура площадей, % Расчетная площадь, кв. м

Торговая площадь 38,0 5919

Проходы 17,0 2648

Автостоянка 25,0 3894

Подъездные пути 20,0 3115

Итого 100,0 15576

Общая сметная стоимость обустройства рынка составит 208 млн. руб., в т.ч. стоимость проектирования оценивается в 8 млн. рублей. Стоимость строительства была определена путем обоснования цен на создание аналогичных

объектов, построенных по той же технологии. Для этого использовался базисно-индексный метод определения стоимости замещения, который предполагает корректировку сметных цен с учетом инфляционных процессов и ожидаемой инвестором доходности.

На первом этапе необходимо создать правовые и экономические условия развития инфраструктуры и функционирования агропродовольственного рынка. Мероприятия этого этапа будут сводиться к формированию инвестиционных ресурсов по созданию оптового агропродовольственного рынка сельскохозяйственной продукции, транспортной инфраструктуры, развития производства тары и упаковки, а также непосредственно строительства данных объектов.

На втором этапе предполагается создание системы информационного обеспечения агропродовольственного рынка для сбора объективной и достоверной информации по ценам, ассортименту и объему продаж, о спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию.

По нашим расчетам, планируемый чистый эксплуатационный доход от работы оптового агропродовольственного рынка составит 50 млн. руб. в год, срок окупаемости - 7 лет.

Организационная структура оптового агропродовольственного рынка формируется под влиянием двух основных факторов: избранной организационно-правовой формы функционирования оптового рынка; особенностей формирования на рынке инфраструктуры, обслуживающей оптовую торговлю.

Услуги, предоставляемые пользователям рынка можно классифицировать следующим образом [6, 8]:

А) Услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка.

1. Складирование и хранение товара (в том числе в холодильных установках).

2. Предпродажная обработка (сортировка, расфасовка, маркировка).

3. Т ара и упаковка.

4. Предоставление льда.

5. Предоставление витрин в аренду и другого товарного оборудования.

6. Предоставление помещений в аренду.

7. Предоставление технологического, весового и подъемнотранспортного оборудования в аренду или для разового использования.

8. Уборка помещений и территории рынка, вывоз и утилизация отходов.

9. Информационно-аналитические услуги (мониторинг цен, товаров, ежемесячные аналитические обзоры, проспекты и электронное табло т.д.);

10. Юридические услуги.

11. Обучение пользованием холодильными установками, торговым оборудованием, подготовкой специалистов различного профиля для работы на оптовом продовольственном рынке;

12. Коммунальные услуги (тепло-, электро-, водоснабжение и канализация);

13. Услуги по дезинфекции помещений и уничтожению грызунов.

14. Охранные услуги (охрана комплекса оптового рынка, включая производственные, складские и другие помещения, автостоянки и т.д.);

15. Мойка машин на въезде.

16. Медпункт.

17. Кафе, бар.

18. Магазин по обслуживанию физических лиц.

19. Гостиница.

Б) Услуги, предоставляемые специализированными предприятиями, аккредитованными на рынке.

1. Услуги банковских учреждений (система взаиморасчетов).

2. Услуги страховой компании.

3. Услуги транспортных организаций.

4. Санитарно-эпидемиологический контроль (обязателен для всех торгующих объектов рынка).

5. Стандартизация и сертификация (обязателен для всех торгующих объектов рынка).

Проект размещения ОАПР представлен на рис. 2.

Основная цель организации системы контроля качества продукции на оптовом агропродовольственном рынке состоит в стимулировании поступления на рынок высококачественной продукции на тех условиях, которые позволяют дифференцировать цены в зависимости от качества товара.

Крупные оптовики, работающие на агропродовольственном рынке, имеющие собственную складскую и др. инфраструктуру за пределами ОАПР, на рынке арендуют торговое место, нанимают агента по продажам, а также арендуют офис. Мелкие производители, не имеющие возможности содержать торговое место на оптовом продовольственном рынке, пользуются услугами оптовиков. Некоторые производители (особенно крупные) открывают на рынке филиалы по продажам (дистрибьютерские центры), которые занимаются контролем за продвижением и продажей продукции производителя.

На начальном этапе оптовый агропродовольственный рынок будет испытывать потребность в денежных средствах, поэтому ему на первых порах необходимо избрать стратегию низких издержек, то есть сфокусировать свои действия и капиталы на определенной нише, которая, с одной стороны, была бы особо привлекательна для потребителей ОАПР, уникальна на определенном географическом сегменте рынка и кроме того, не требовала бы больших затрат.

Предприятия розничной торговли, предприятия общественного сектора

Неотапливаемый торговый зал Стоянка легкового транспорта Торговля с машин

Поме-

щения

хране-

ния

сельско-

хозяйст-

венной

продук-

ции

Торговые

помещения

Стоянка грузового транспорта

Милиция

Хозяйственная часть, администрация, обслуживающие организации

Стоянка грузового транспорта

Туалеты

Рисунок 2 - Схема размещения оптового

агропродовольственного рынка г. Майкопа (проект)

В дальнейшем, активы оптового рынка будут формироваться за счет доходов от сборов за разовую торговлю, доходов в форме платежей за пользование инфраструктурой оптового рынка, оплаты комплекса эксклюзивных услуг, предоставляемых рынком и арендной платы за торговые и складские места.

Аренда является одним из основных видов услуг ОАПР. Доходы от аренды - основная статья доходов ОАПР. Различают аренду торгового места в торговом зале, где проходят торги и заключаются сделки купли-продажи; аренду складского помещения; аренду технологического объекта - холодильного оборудования, подъемно-транспортного оборудования, упаковочной линии, аренду офисного помещения. Причем экономическая эффективность от того или иного объекта, отданного в аренду, будет зависеть не только от величины арендной платы, но и от некоторых других факторов, например от срока предоставления в аренду объекта.

Целесообразно освобождение оптового рынка как институциональной структуры от уплаты налогов в региональный бюджет на 3 года, а также освобождение клиентов оптового рынка от НДС по сделкам, совершаемым на оптовом рынке, на 2-3 года. Вместе с тем, следует ужесточить налогообложение

заготовительных и посреднических структур, организовать подготовку кадров и обеспечение маркетинговой информацией участников рынка, оказать поддержку в приобретении техники и оборудования для организации рынка. В такой ситуации организация ОАПР сделает его более привлекательным для оптовых торгово-посреднических структур, занимающихся межрегиональными поставками и предпочитающих иметь дело с крупными партиями товара.

Центральное место в организационной структуре оптового агропродо-вольственного рынка должен занять маркетинговый центр. Основные функции центра: определение стратегии маркетинга; формирование ценовой политики; исследования рынка; коммуникативная политика, реклама.

Целесообразно привлекать к управлению рынком управляющую компанию, которая обеспечит выполнение требований законодательства Российской Федерации к обустройству, оборудованию и содержанию оптового рынка, а также организует деятельность по оптовому обороту сельскохозяйственной продукции.

Управляющая рынком компания в целях организации деятельности по оптовому обороту сельскохозяйственной продукции на оптовом рынке должна осуществлять полномочия по:

1) разработке и утверждению схемы размещения торговых мест и обособленных мест для покупателей;

2) определению цены договора о предоставлении торгового места;

3) размещению и оборудованию лаборатории ветеринарносанитарной экспертизы, удостоверяющей соответствие качества и безопасности поступающей на оптовый рынок сельскохозяйственной продукции требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

4) обеспечению оптового рынка измерительными приборами, соответствующими метрологическим правилам и нормам, созданию условий для сортировки и упаковки сельскохозяйственной продукции;

5) образованию и размещению постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора;

6) организации охраны оптового рынка и участию в поддержании общественного порядка на рынке;

7) разработке, согласованию с органами, уполномоченными осуществлять контроль за обеспечением пожарной безопасности и охрану общественного порядка, и утверждению паспорта безопасности, подтверждающего соответствие оптового рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;

8) обеспечению соблюдения производителями сельскохозяйственной продукции и комиссионерами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;

9) обеспечению соблюдения производителями сельскохозяйственной продукции и комиссионерами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольнокассовых машин при расчетах с покупателями;

10) формированию и ведению реестра производителей сельскохозяйственной продукции и комиссионеров, реестра договоров о предоставлении торговых мест и реестра договоров комиссии в соответствии с требованиями;

11) определению режима работы оптового рынка;

12) регистрации сведений о виде, количестве и ценах на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую на оптовом рынке, и размещению данных сведений в средствах массовой информации [7].

Таким образом, особенности системы продовольственного обеспечения

региона обусловливают необходимость интеграции хозяйствующих субъектов агропродовольственного рынка с обязательным участием государственных органов как организующего, регулирующего, координирующего и контролирующего субъекта, наделенного эффективными рычагами воздействия на формирование и функционирование системы продовольственного обеспечения края. Эффективное функционирование такой системы распределения сельскохозяйственной продукции обеспечит предпринимателям аграрного сектора выход на цивилизованный агропродовольственный рынок и возможность устойчивого развития своего бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Березенков, В.В. Коммерческая деятельность. Учебное пособие. [Текст] / В.В. Березенков, В.И. Гайдук, П.В. Михайлушкин// - Краснодар: Атри, 2010 - 254 с.

2. Гайдук, В.И. Формирование рыночных отношений в АПК (теория и методология). /В.И. Гайдук, С.С. Вороков// Краснодар, 2002. - 146 с.

3. Гайдук В.И. Региональный рынок продукции животноводства: экономические проблемы развития. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Краснодар, 2001.

4. Гайдук, В.И. Перспективы обеспечения продовольственной безопасности региона / В.И. Гайдук, А. А. Курбатов, И. А. Вакуленко// Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2006. - №1. - С. 29-37.

5. Гайдук, В.И. Российская экономическая модель: содержание и структура (коллективная монография) /В.И. Гайдук, А.В. Бузгалин, Р.М. Нижегородцев и др.// Краснодар: Просвещение-Юг, 2012 - 519 с.

6. Добросоцкий, В.И. Оптовый продовольственный рынок: предпосылки, создание и опыт развития. / В.И. Добросоцкий, Л.М. Юрко// Волгоград, 1996.

7. Закон Краснодарского края «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках». Краснодар, 2008.

8. Хасенко, П.В. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке (по материалам Ставропольского края). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставрополь, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.