ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 5
ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
B.И. Гайдук1,
докт. экон. наук, профессор, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
C.В. Багмут2,
соискатель, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
ФОРМИРОВАНИЕ ОПТОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО
РЫНКА РЕГИОНА
В статье обоснована целесообразность формирования оптового продовольственного рынка региона, представлены критерии и принципы его функционирования.
Ключевые слова: продовольственный рынок, оптовая торговля, сфера товарного обращения, организационная структура.
The article explains the rationale behind creation a wholesale food market in the region as well as criteria and principles for the operation of such market.
Key words: food market, wholesale trade, sphere of commodity circulation, the organizational structure.
Развитие регионального агропродовольственного рынка подразумевает свободу хозяйствующих субъектов в выборе направлений предпринимательской деятельности, ценообразовании, передвижении товаров в рыночном пространстве, равноправие субъектов рынка вне зависимости от форм собственности, конкурентную среду в производстве и реализации продукции, согласованность экономических интересов рыночных субъектов с формами и методами государственного регулирования рыночных отношений.
Для продвижения продовольственных товаров населению участники сферы товарного обращения должны обеспечивать завоз товаров на склады оптовой торговли, посреднических организаций и в последующем — в магазины. Все связи здесь основываются на взаимовыгодном сочетании экономических интересов субъектов рынка, что ведет к объективной необходимости решения вопроса о размещении оптовых и розничных предприятий и создании наиболее совершенных форм торговли, которые формируют базис инфраструктуры сферы обращения.
1 Гайдук Владимир Иванович, тел.: +7 (861) 221-58-47; e-mail: [email protected]
2 Багмут Сергей Владимирович, тел.: +7 (918) 489-50-00; e-mail: sergeibagmut@ gmail.com
При переходе к развитому рынку ключевое место отводится оптовой торговле. Значение оптовой торговли для экономики обусловлено следующими факторами:
1) предприятия оптовой торговли обеспечивают более тесное взаимодействие сферы производства и сферы потребления, ликвидируют излишние промежуточные звенья между потребителями продовольствия и производителями;
2) оптовики имеют возможность осуществлять закупку и продажу небольших партий товара без необходимости создания товарных запасов и тем самым сокращать отвлечение оборотных денежных средств до минимума. Такая способность особенно привлекательна для малых производителей, которые не всегда могут иметь собственную мощную сеть распределения, а также для производителей, которые стремятся вложить средства в развитие производственных, а не торговых мощностей. Даже производители, обладающие некоторыми возможностями по осуществлению собственных торговых операций, часто заинтересованы в использовании оптовиков на тех территориях, где маленькая плотность населения или где объем продаж достаточно низок для того, чтобы в должной мере оплатить услуги своего торгового агента;
3) имея большие складские площади, необходимое складское оборудование, квалифицированный персонал, оптовик сокращает расходы и снижает риски по хранению товара. Оптовые фирмы, заявляя о закупке какой-либо продукции, принимают на себя риски производителей, фермеров и розничных торговцев;
4) оптовик, закупая товар значительными партиями, получает соответствующие скидки в цене, сокращает собственные транс-портно-экспедиционные расходы на единицу продукции и затраты производителя, связанные с отгрузкой и транспортировкой большого количества мелких партий товара. Кроме того, он часто занимается упаковкой товара, тарой, утилизацией отходов и т.д.;
5) оптовик нередко обеспечивает финансирование как потребителей, так и поставщиков. Он предоставляет кредиты и льготные условия платежа для своих клиентов, а также финансирует их путем авансовых платежей;
6) содержание деятельности по оптовой купле-продаже составляют сделки по покупке и продаже товаров, что обусловливает однородность юридических отношений (основным является договор купли-продажи);
7) оптовик занимается маркетинговыми исследованиями, тем самым снабжая производителя информацией о потенциальных конкурентах, их намерениях, новых товарах, изменениях цен и конкурентоспособности товаров, а также о ситуации, сложившейся на рынке продовольственных товаров;
8) оптовик часто принимает на себя расходы, связанные с поездками торговых агентов, подготовкой выставочного сервиса и рекламы; содействует решению вопросов относительно учета и анализа деятельности и контроля за складскими операциями для своих партнеров по розничной торговле. Также зачастую оптовик организует учебу персонала и различные виды технической помощи для своих поставщиков3.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что оптово-посреднические организации необходимы.
Однако образование в последнее время большого числа новых юридических лиц из-за ускоренной приватизации предприятий и организаций рыночной инфраструктуры привело к деградации единой технической политики по развитию инфраструктуры агро-продовольственного рынка. Вследствие этого предприятия и организации оптовой торговли агропродовольственными товарами в регионе имеют низкий уровень оснащенности современным тор-гово-складским оборудованием, холодильными установками, по-грузо-разгрузочными и фасовочными машинами и механизмами.
Сложившуюся обстановку в агропромышленном комплексе регионов России можно оценить как довольно сложную: закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию практически не покрывают затраты на ее производство; сельскохозяйственные товаропроизводители не допускаются к оптовой торговле в цивилизованных формах, что влечет повышение розничных цен для покупателей и занижение закупочных цен для производителей. Следствием этого является уменьшение спроса на сельскохозяйственную продукцию, падение уровня ее потребления и снижение объемов производства. Однако объективной необходимостью является не только увеличение объема сельскохозяйственного производства, но и доведение продукции до конечного потребителя в соответствующем количестве, ассортименте и качестве.
Нужно формировать материальные предпосылки в виде товаропроизводящих сетей, которые позволят быстро продвигать продукт от производителя к конечному потребителю с наименьшими потерями количества и качества. Организацию такой эффективной рыночной системы распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия целесообразно осуществлять на основе системы оптовых агропродовольственных рынков региона.
3 См.: Гайдук В.И., Вороков С.С. Формирование рыночных отношений в АПК (теория и методология). Краснодар, 2002; Гайдук В.И. Региональный рынок продукции животноводства: экономические проблемы развития: Дисс. ... докт. экон. наук. Краснодар, 2001; Добросоцкий В.И., Юрко Л.М. Оптовый продовольственный рынок: предпосылки, создание и опыт развития. Волгоград, 1996.
Необходимость создания оптового агропродовольственного рынка диктуется и особенностью системы продовольственного обеспечения крупных городов региона. Эта система требует взаимодействия с районными структурами, сферой городского хозяйства по приему, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
Формирование регионального оптового агропродовольственного рынка будет способствовать:
— координации и концентрации в одном месте предложения основных видов агропродовольственной продукции поставщиков субъекта РФ и близлежащих регионов;
— созданию благоприятных условий по реализации продукции не только для крупных, но и мелких представителей агробизнеса, производящих значительную долю товаров, которые реализуются через рыночную систему;
— упорядочению процесса товародвижения, формированию реальной рыночной цены на реализуемую продукцию, осуществлению ценового мониторинга и контроля за товарными потоками государственными органами и предпринимательскими структурами;
— предоставлению всем поставщикам этой продукции возможности стабильного выхода на конкурентный рынок;
— ускорению и упрощению финансовых расчетов и всего процесса товародвижения на основе создания высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков;
— поддержке производителей посредством создания упорядоченной системы сбыта продукции через оптовиков на оптовом аг-ропродовольственном рынке и налаживанию обратной связи от конечного потребителя до производителя;
— обеспечению контроля государства за безопасным распределением сельскохозяйственной продукции и исключению доступа на внутренний рынок опасной для здоровья населения продукции;
— поддержке предприятий розничной торговли и общественного питания в области минимизации их издержек, связанных с закупкой продовольствия в широком ассортименте;
— легализации всех товарных потоков оптового и розничного звена, поступающих в розничную оптовую сеть и общепит, что будет способствовать значительному пополнению бюджетов всех уровней;
— повышению экономической эффективности распределительной сети за счет оптимизации размера грузопотоков, рациональному использованию хранилищ и складских помещений, сокращению потерь продукции и издержек обращения, что в свою очередь позволит предложить покупателям качественную продукцию по приемлемым ценам;
— аккумулированию продовольственных сырьевых ресурсов, производимых на месте и приобретаемых со стороны (включая страны ближнего и дальнего зарубежья), и реализации приобретенных и переработанных (включая глубокую переработку) продуктов питания мелким торговым предприятиям в собственном и соседних регионах;
— более тесному взаимодействию сферы производства и сферы потребления, ликвидации лишних промежуточных звеньев между потребителями товаров (населением) и их производителями (пред-приятиями)4.
Оптовый агропродовольственный рынок — это совокупность организационно-экономических и нормативно-правовых условий, регламентирующих и обеспечивающих совершение операций по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольствия в специально отведенных местах. Кроме того, это самостоятельная юридическая хозяйственная структура, образованная посредством объединения имущества и финансовых средств и предназначенная для осуществления операций по купле-продаже различных видов продовольствия в соответствии с установленными законодательными актами. Оптовый агропродовольственный рынок не является собственником продукции, и основная его деятельность заключается в предоставлении помещений и торгового оборудования для проведения торгов коммерческим оптовым организациям на условиях долгосрочной аренды, а также в закупке и завозе больших партий товара и формировании ассортимента.
Важно отметить, что экономическую основу деятельности оптового агропродовольственного рынка предопределяет выбор его организационно-правовой формы, от которой зависят принципы формирования начального капитала и результаты его хозяйственной деятельности.
Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка вносит системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку есть специально обустроенное место, где всегда могут встретиться продавец и покупатель и осуществить акт купли-продажи по определенным правилам.
Решение вопросов взаимодействия субъектов неразрывно связано с определением места размещения оптовых и розничных предприятий и созданием наиболее совершенных материально-технических средств торговли, которые в будущем должны стать основой материально-технической базы сферы обращения.
Оптовый агропродовольственный рынок при полномасштабной его деятельности способен стабилизировать аграрное производство
4 См.: Гайдук В.И. Указ. соч.; Хасенко П.В. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке (по материалам Ставропольского края): Дисс. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.
в регионе и создать условия для его дальнейшего развития. Мировая практика имеет большой опыт в формировании различных оптовых рынков, но наибольшее распространение в большинстве цивилизованных стран получили оптовые агропродовольственные рынки. Анализ условий и факторов функционирования оптовых агропродовольственных рынков в различных странах позволяет сделать следующие выводы:
1) особенно активно интерес к созданию оптовых рынков проявляют местные власти, для которых важной задачей является улучшение жизни горожан за счет упорядочения поступления в торговлю в широком ассортименте скоропортящейся сельскохозяйственной продукции под единым гарантированным контролем качества;
2) рынки способствуют легализации товарных и финансовых потоков и как следствие — получению дополнительных налоговых поступлений как в муниципальную, так и в национальную казну;
3) оптовые рынки по торговле сельскохозяйственной продукцией обычно оперируют достаточно крупными ее партиями. В связи с этим на рынках ведет торговлю определенный контингент продавцов и покупателей товаров;
4) источниками поступления дохода для оптового агропродо-вольственного рынка являются:
— арендные платежи за предоставление помещений и офисов продавцам и потребителям;
— плата за оказание услуг;
— арендные платежи за торговые места или торговая наценка за право реализации продукции на рынке (рыночный сбор);
— членские взносы участников рынка,
— поступления от сертификации качества продукции.
Основная цель организации системы контроля качества продукции на оптовом агропродовольственном рынке заключается в стимулировании поступления на рынок высококачественной продукции на тех условиях, которые позволяют дифференцировать цены в зависимости от качества товара;
5) на большинстве оптовых рынков зарубежных стран основными поставщиками продукции являются крупные производители, фермерские кооперативы, предприятия оптовой торговли или частные торговые агентства;
6) основными покупателями на оптовом агропродовольственном рынке являются предприятия розничной торговли (супермаркеты, специализированные магазины), предприятия оптовой торговли, занимающиеся заготовкой и хранением продукции с последующей реализацией ее в розничной торговле либо доставкой ее в другие регионы или страны, и перерабатывающие предприятия. Оптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и неболь-
шими магазинами, спасают последние от разорения в результате неравной конкуренции с «монстрами» современной торговли.
Масштабы деятельности оптового агропродовольственного рынка определяются, с одной стороны, потенциальными объемами производства сельскохозяйственного сырья аграрными предприятиями в собственном регионе и потенциальными объемами поставок его на оптовый агропродовольственный рынок, а также возможностью и необходимостью поставок продовольствия из других близлежащих регионов, а с другой — объемами спроса на продовольствие со стороны различных мелкооптовых и розничных продовольственных магазинов и прочих потребителей.
Итак, оптовый агропродовольственный рынок — это управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционирование которого обеспечивается инфраструктурами, включающими в себя комплекс торговых помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими службами, гостиницу, автостоянку, медпункт, расчетно-кассовый центр (банк), службы контроля качества, санитарно-эпидемиологического контроля продукции, а также другие службы, способствующие его четкой, бесперебойной деятельности (дилерские, маркетинговые, рекламные). Оптовый агро-продовольственный рынок может организовывать школы по подготовке менеджеров, аудиторов, работников оптово-розничной торговли.
Характер взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом продовольственном рынке определяется гражданским законодательством и основывается на принципах равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства администрации рынка в коммерческую деятельность его участников.
Управляющая рынком компания обеспечивает выполнение требований законодательства РФ к обустройству, оборудованию и содержанию оптового рынка, а также организует деятельность по оптовому обороту сельскохозяйственной продукции.
Управляющая рынком компания в целях организации деятельности по оптовому обороту сельскохозяйственной продукции на оптовом рынке осуществляет полномочия по:
1) разработке и утверждению схемы размещения торговых мест и обособленных мест для покупателей;
2) определению цены договора о предоставлении торгового места;
3) размещению и оборудованию лаборатории ветеринарно-са-нитарной экспертизы, удостоверяющей соответствие качества и безопасности поступающей на оптовый рынок сельскохозяйственной продукции требованиям, установленным законодательством РФ;
4) обеспечению оптового рынка измерительными приборами, соответствующими метрологическим правилам и нормам, созданию условий для сортировки и упаковки сельскохозяйственной продукции;
5) образованию и размещению постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора;
6) организации охраны оптового рынка и участию в поддержании общественного порядка на рынке;
7) разработке, согласованию с органами, уполномоченными осуществлять контроль за обеспечением пожарной безопасности и охрану общественного порядка, и утверждению паспорта безопасности, подтверждающего соответствие оптового рынка установленным законодательством РФ требованиям безопасности;
8) обеспечению соблюдения производителями сельскохозяйственной продукции и комиссионерами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства РФ о защите прав потребителей, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством РФ требований;
9) обеспечению соблюдения производителями сельскохозяйственной продукции и комиссионерами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;
10) формированию и ведению реестра производителей сельскохозяйственной продукции и комиссионеров, реестра договоров о предоставлении торговых мест и реестра договоров комиссии в соответствии с требованиями;
11) определению режима работы оптового рынка;
12) регистрации сведений о виде, количестве и ценах на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую на оптовом рынке, и размещению данных сведений в средствах массовой информации5.
Целесообразно освобождение оптового рынка как институциональной структуры от уплаты налогов в региональный бюджет на 3 года, а также освобождение клиентов оптового рынка от НДС по сделкам, совершаемым на оптовом рынке, на 2—3 года. Вместе с тем следует ужесточить налогообложение заготовительных и посреднических структур, организовать подготовку кадров и обеспе-
5 Закон Краснодарского края «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках». Краснодар, 2008.
чение маркетинговой информацией участников рынка, оказать поддержку в приобретении техники и оборудования для организации рынка. В такой ситуации оптовый продовольственный рынок будет более привлекательным для оптовых торгово-посредниче-ских структур, занимающихся межрегиональными поставками и предпочитающих иметь дело с крупными партиями товара.
Таким образом, особенности системы продовольственного обеспечения региона обусловливают необходимость интеграции хозяйствующих субъектов агропродовольственного рынка, а также обязательного участия в этой системе государства как организующего, регулирующего, координирующего и контролирующего органа, наделенного эффективными рычагами воздействия на формирование и работу всей структуры продовольственного обеспечения. Эффективное функционирование такой системы распределения сельскохозяйственной продукции обеспечит предпринимателям аграрного сектора выход на цивилизованный агропродовольствен-ный рынок и возможность устойчивого развития своего бизнеса.
Список литературы
Гайдук В.И., Вороков С.С. Формирование рыночных отношений в АПК (теория и методология). Краснодар, 2002.
Гайдук В.И. Региональный рынок продукции животноводства: экономические проблемы развития: Дисс. ... докт. экон. наук. Краснодар, 2001.
Добросоцкий В.И., Юрко Л.М. Оптовый продовольственный рынок: предпосылки, создание и опыт развития. Волгоград, 1996.
Закон Краснодарского края «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках». Краснодар, 2008.
Хасенко П.В. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке (по материалам Ставропольского края): Дисс. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.