ECONOMICS AND MANAGEMENT
Оптовые продовольственные рынки
в системе продовольственной безопасности
Г.А.Севрюкова
Курский филиал Орловской региональной академии государственной службы
Как коммерческое предприятие оптовый продовольственный рынок (ОПР)
осуществляет организацию проведения оптовых операций по купле-продаже в основном скоропортящихся продуктов питания в определенных местах и по установленным правилам, включающим системы информационного обеспечения, банковского обслуживания, страхования сделок, инженерного и правового обеспечения.
ОПР цивилизованного образца имеет всю необходимую инфраструктуру: секторы для конкретных видов продукции; крытые торговые зоны; хранилища; автоматические упаковочные линии; торговые зоны с электронным табло, с помощью которого обеспечивается оперативность торговых сделок; морозильные камеры; железнодорожную станцию и автостоянки; телефонную станцию; административные постройки; медицинский пункт; отель. Режим работы ОПР - круглосуточный. Продукция из сельских районов завозится в основном в ночное время и ранним утром розничными фирмами развозится по торговым точкам города.
Такие рынки отличаются от российских «суррогатов» тем, что на них продаются только продовольственные товары, а доступ на них физическим лицам запрещен.
Зарубежный опыт функционирования ОПР свидетельствует, что они являются самой совершенной системой регулирования продовольственного обеспечения городского населения.
Для создания их единой системы разработки нормативно-правовой базы для рационального функционирования таких рынков в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 689 от 09.06.97 г. была сформирована Межведомственная комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков. Разработана концепция их развития и проект федерального закона по правилам торговли на этих рынках с учетом двух основных целей создания ОПР:
• установление хозяйственных связей между товаропроизводителем, оптовым посредником и потребителем для формирования эффективного рыночного механизма их взаимной заинтересованности, экономической поддержки российских товаропроизводителей, последовательного повышения их роли в удовлетворении текущего и потенциального потребительского спроса на продовольствие на региональном и федеральном уровнях;
• надежное, стабильное, круглогодичное снабжение населения городов ка-
чественной, сертифицированной скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.
Однако от бумажных разработок до их практической реализации дело пока в России не продвигается. В подавляющем большинстве регионов таких рынков пока нет. Хотя известно, что за рубежом они являются своеобразным барометром внутренних национальных рыночных цен на овощи, картофель, скот, мясо, молочные продукты, птице-продукты, рыбу и т. д., так как на цены оптовых продовольственных рынков ориентируются как другие каналы сбыта агропродукции, так и государство, устанавливая размер залоговых и гарантированных цен.
К причинам, сдерживающим развитие ОПР в России, можно в основном отнести четыре: нежелание руководителей сельскохозяйственных предприятий создавать подобную оптово-розничную систему; неспособность организовать ее через кооперацию мелких сельских хозяйств (фермерских и личных подсобных хозяйств населения), хотя они и желают этого; отсутствие необходимых средств у сельхозтоваропроизводителей для создания собственных (кооперативных) ОПР; нежелание частных предпринимателей создавать такие рынки, когда у них уже есть свои продуктовые «супермаркеты».
Имеющийся пока еще скромный опыт создания ОПР в России показывает, что здесь возникают три основные проблемы:
• механизм привлечения инвестиций на формирование и развитие инфраструктуры рынка;
• стабильность его загрузки в течение года для постоянного обеспечения рентабельного оборота за счет ритмичной поставки сельхозпродукции от сырьевых зон;
• максимальный учет интересов сельхозтоваропроизводителей, зависящий от их доли участия в создании этих рынков.
Так, например, созданный в г. Волгограде ОПР постоянно имел сбои в работе из-за нехватки сельхозпродукции в течение года, что не обеспечивало ему достаточную для развития рентабельность. Поэтому продукты пришлось завозить из-за пределов области, что резко увеличивало транспортные расходы.
Учитывая не совсем удачный опыт работы ОПР в ряде регионов России, создание их для «начинающих» должно проходить при соблюдении следующих принципиальных положений:
• число и мощность этих рынков должны быть сопоставимы с ресурсными возможностями региона по производству сельскохозяйственной продукции и
пропускной способностью транспортной системы;
• должна быть соблюдена этапность создания и развития ОПР, начиная с крупных индустриальных центров региона;
• экономические отношения между административными формированиями региона должны способствовать преодолению «синдрома ослабленности» на основе широкого подключения к данной проблеме предпринимательских кругов;
• построение ОПР должно осуществляться с учетом интересов сельхозпроизводителей региона на основе введения в механизм взаимоотношений между нами и ОПР комплекса мотивационных факторов;
• стабильность работы ОПР может быть обеспечена только в случае, если они будут функционировать в эффективной их системе (наличие сельскохозяйственных оптовых рынков в сельских районах, подпитывающих ОПР в городах, резервных продовольственных фондов, широкой сети сельскохозяйственных сбытовых кооперативов, собирающих агропродукцию от сельхозпредприятий и у личных подсобных хозяйств граждан, а также розничных фирм в городах, где будут действовать ОПР);
• необходимые инфраструктурные объекты на этих рынках для оказания комплекса услуг оптово-розничным кооперативам и фирмам (переработка сельхозсырья, информационное обеспечение, складская система, связь, финансово-расчетная структура, мотель, гостиница, пункты питания и т.д.) создаются поэтапно в основном на средства учредителей, не менее 70 % которых -сельские хозяйства (сельхозпредприятия, фермерские и личные подсобные хозяйства населения).
Имея собственные (кооперативные) ОПР и объекты розничной торговли в городах, сельхозтоваропроизводители смогут без посредников доставлять свою продукцию в города. То есть от «поля до прилавка» они могут стать хозяевами положения, что улучшит экономику аграрных хозяйств при одновременном решении проблемы стабильного обеспечения городского населения качественной и дешевой продукцией.
Однако такой, слишком идеальный для российских аграриев вариант пока, к сожалению, маловероятен. Приходится только надеяться на «долгосрочный» вариант, который займет несколько десятилетий. Ведь в начале необходимо сформировать, как в развитых цивилизованных странах, сельскохозяйственную кооперативную систему, через которую сельхозтоваропроизводители смогут приобрести контрольные пакеты акций частных ОПР.
ПИЩЕВАЯ ПРOMЫШЛЕННOСTЬ 6/2005 3 3