Научная статья на тему 'О возможном сценарии вывода села из кризиса'

О возможном сценарии вывода села из кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок сельхозземель / оптово-розничная сфера / конкурентная среда / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / The agricultural earths / it is wholesale-retail sphere / the competitive environment / Housing construction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сёмин А. Н., Пустуев А. Л., Чашин В. К.

Рассматриваются вопросы регулирования рынка земель сельхозназначения, формирования конкурентной среды в оптово-розничной сфере продовольственного рынка и на рынке жилищного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of regulation of the market of the earths of agricultural appointment, formation of the competitive environment in wholesale-retail sphere of the food market and in the housing construction market.

Текст научной работы на тему «О возможном сценарии вывода села из кризиса»

Экономика

О ВОЗМОЖНОМ СЦЕНАРИИ ВЫВОДА

СЕЛА ИЗ КРИЗИСА

А.Н. С МИН (фото),

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН, заслуженный экономист РФ, ректор,

A.Л. ПУСТУЕВ (фото),

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики,

B.К. ЧАШИН,

доктор экономических наук, доцент, Уральская ГСХА

Ключевые слова: рынок сельхозземель, оптово-розничная сфера, конкурентная среда, жилищное строительство.

Основная задача предлагаемого сценария - оживление инвестиционноинновационной активности в регионах-донорах на основе применения мультипликатора, в качестве которого могут быть следующие приоритетные направления.

I. Развитие рынка сельскохозяйственных земель (при условии введения следующего регулирующего механизма)

1. Выделение в натуре земельных долей собственникам с последующей их концентрацией в руках агропредпринимателей в пределах законодательно установленных норм с учётом специализации и рационального землепользования.

2. Формирование за счёт выкупа земельных долей государственного земельного фонда, размеры которого в законодательном порядке устанавливаются с учётом особенностей каждого региона (в основном из его лучших земель), не входящего в рыночный оборот и сдаваемого в аренду желающим заниматься агропроизводством или другими видами деятельности, которые с ним связаны.

3. Земли сельскохозяйственного назначения используются в основном для производства агропродукции, за исключением техногенно загрязнённых, на что должно быть соответствующее обоснование, выполненное на основе экологического зонирования территории каждого региона.

4. Введение ограничений на концентрацию земель в одних руках (физических лиц) с учётом специализации агропроизводства и видов предпринимательской деятельности. Например, для производства овощей закрытого грунта - до 1 га, открытого грунта - до 100 га, зерна - до 500 га и т.д.; за каждый приобретённый сверх нормы гектар земли изымается налог в стократном размере кадастровой (нормативной) цены гектара земли.

5. Налогообложение земельных собственников, а также налог с рыночного оборота земель зависят от размера кадастровой (нормативной) цены земли сельхозназначения, определяемой на уровне дифференты I.

6. Введение ограничений на сроки купли-продажи земли (после приобретения земельной площади новый собственник может её продать только после истечения определённого срока, например, через 3 года, как в Японии, или через 5 лет, как в Италии).

7. Введение запрета на аренду земли (за исключением госфонда), находящейся в частной собственности, чтобы не было рантье (при неспособности работать на земле - передать близким родственникам либо продать).

8. Выдача ипотечного кредита сельхозтоваропроизводителям на основе залога их земель может осуществляться только крестьянскими кооперативными или государственными финансовыми структурами. В случае банкротства собственника земли, взявшего кредит под залог, она остаётся в собственности кооперативного или государственного банка. Это исключает скупку земель сельскохозяйственного назначения коммерческими банками, интересы которых не совпадают с целями развития сельского хозяйства.

9. Распространение рынка сельскохозяйственных земель в масштабе страны должно осуществляться только после апробации его сценариев на ограниченном числе регионов под контролем соответствующих госструктур при введении автоматизированного (компьюти-зированного) земельного кадастра.

10. Продажа сельскохозяйственных земель из госфонда должна осуществляться по заранее отработанному и законодательно оформленному механизму отбора претендентов в её собственники в объёмах, равных приращенной от залоговых операций земельной площади.

11. Создание в каждом регионе компьютеризированной системы инвентаризации и экологического мониторинга сельскохозяйственных земель, позволяющей оптимизировать процесс их кадастрового ценообразования.

Создание такой системы обусловлено ещё и необходимостью развития сельских территорий с их малыми и крупными населёнными пунктами, в которых в каждом регионе проживают в

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8 (343) 359-80-90; e-mail: [email protected]

общей сложности сотни тысяч сельчан. Каждый житель в трудоспособном возрасте имеет свой предпринимательский уровень, который с годами может меняться, что вносит определённые коррективы в развитие конкретных населённых пунктов и микрорайонов.

Информационное обеспечение также необходимо для оценки состояния земельных, трудовых, водных, лесных и других ресурсов в каждом ещё живом сельском населённом пункте (особенно для развития фермерства по хуторскому варианту). С уходом жителей из этих населённых пунктов пустеют поля, обработка которых дорожает из-за удалённости. В настоящий период эти поля во многих районах изрядно заросли, земля вынужденно отдыхает, а в это время нарастает импорт агропродовольственной продукции, нагнетая продовольственную опасность в России.

Сложившаяся ситуация для страны нетерпима. Нужны срочные меры по активизации развития агропредпринимательства, включая и диверси-фикационное, с использованием земель сельскохозяйственного назначения и вовлечением их в рыночные отношения. Ведь именно рынок земли оказывает влияние на устойчивость агропредпринимательской деятельности, являющейся основой развития всего АПК. Это, в частности, подтверждается тем, что сельское хозяйство, в целом обладая многофункциональностью, связано почти с 90 отраслями экономики, а продукцию данного сектора используют около 80 отраслей. Поэтому его стабильность положительно отражается и на других сферах деятельности.

II. Формирование конкурентной среды в оптово-розничной сфере продовольственного рынка региона В качестве основного конкурента может выступить государственная или государственно-кооперативная

The agricultural earths, it is wholesale-retail sphere, the competitive environment, housing construction.

строительная корпорация с филиалами в регионах, которую можно создать на средства природной ренты.

По известным данным, размер природной ренты может составлять 400 долл. в год в расчёте на одного россиянина, а в целом по стране - около 50 млрд долл. Этих средств вполне достаточно для создания не только названной структуры, но и государственно-кооперативной продовольственной оптово-розничной системы, которая станет достойным конкурентом в оптовой и розничной сферах продовольственного рынка, где вольготно прижились частные структуры.

В процесс строительства жилья, которое должно быть гораздо дешевле существующего, а также оптовых продовольственных рынков цивилизованного образца вовлекаются не только технологически связанные отрасли и сферы предпринимательской ориентации, но и население на кооперативной основе.

Часть такого жилья можно было бы продать малообеспеченному населению по дешёвым ценам, а часть - распределить бесплатно сельским учителям, врачам, молодым специалистам агропредприятий, но без права его продажи, как это установлено для ведомственного жилья. Естественно, распределение такого жилья должно происходить под контролем общественных организаций (профсоюзов, партий, трудовых коллективов предприятий и т.д.).

III. Формирование конкурентной

среды на рынке жилищного строительства

1. Суть проблемы

Действующая в настоящее время система продовольственного обеспечения городского населения имеет следующие недостатки:

1) несмотря на наличие в этой системе конкурентной среды в ней проявляются монополистические тенденции, о чём свидетельствуют почти двукратные скачки цен на ряд продовольственных товаров, ценовая недоступность которых характерна для большинства населения региона;

2) невозможность влиять на ситуацию с резким ростом цен со стороны властных управленческих структур;

3) заблокированность доступа к конечному потребителю сельхозтоваропроизводителей со стороны частных оптово-розничных структур и различного рода невыгодных для аграриев посредников, что в конечном итоге усиливает воздействие на сельские хозяйства санирующей функции рынка.

После захвата оптово-розничной составляющей продовольственного рынка крупными зарубежными, московскими и местными структурами данная система всё более приобретает олигополистический характер, что проявляется не только в диктате цен на продукты питания, но и в устранении сельских хозяйств от оптово-розничной

сферы и конечного потребителя в лице городского населения. Такое положение ущербно как для сельхозтоваропроизводителей, так и для населения городов. В связи с этим возникает необходимость в создании такого регулирующего механизма на продовольственном рынке, который позволил бы наряду с другими мерами экономико-мотивационного характера максимально приблизить интересы села и города (сельские хозяйства получают прямой доступ к розничной сфере, а горожане - дешёвую продукцию).

Одним из таких механизмов, как свидетельствует опыт цивилизованных стран, является кооперативная оптово-розничная система, находящаяся в собственности сельхозтоваропроизводителей.

В силу ряда причин такая система в России, в том числе в Свердловской области, может функционировать только при прямой поддержке государства, то есть должна быть государственнокооперативной.

2. Цели и задачи создания государственно-кооперативной оптоворозничной системы

Стратегическая цель: повышение качества питания населения городов области на основе обеспечения ценовой доступности основных видов сельскохозяйственной продукции.

Первая приоритетная цель: формирование конкурентной среды на продовольственном рынке в его оптоворозничном звене, способствующей условиям для проведения регулирующих воздействий на цены на такие виды агропродуктов, как картофель, овощи, молоко, мясо, хлеб.

Основные задачи:

1) разработка проекта и бизнес-плана формирования и развития государственно-кооперативной оптоворозничной системы в условиях Свердловской области;

2) внесение корректив в соответствующую данной тематике законодательно-правовую базу (выполняется одновременно с первой задачей);

3) утверждение проекта и бизнес-плана в соответствующих инстанциях;

4) разработка механизма реализации проекта;

5) практическая реализация проекта.

3. Структурные составляющие

системы, их функции и механизм взаимодействия

Основные составляющие данной системы:

1) сельские сбытовые кооперативы (собственность сельхозтоваропроизводителей), оснащённые всеми необходимыми средствами: транспорт, бойни, холодильники, тара, склады и т.д. (ССК);

2) районные оптовые базы хранения агропродукции (РБХ) с соответствующим оборудованием;

3) государственные оптовые продовольственные рынки в крупных го-

Экономика

родах области;

4) объекты розничной торговли в городах как зоны свободной торговли для сельских хозяйств, являющихся государственной собственностью.

Местное и районное звено данной системы (сельские сбытовые кооперативы и районные оптовые базы) являются паевым (кооперативным) видом собственности сельских хозяйств в каждом районе (или в 2-3 рядом расположенных районах). В таком же виде собственности находятся и объекты розничной торговли в городах в специально отведённых для этого городской администрацией местах.

Оптовые продовольственные рынки со всей необходимой инфраструктурой - это государственная (муниципальная и областная) собственность.

Основные функции (задачи).

1. Сельские сбытовые кооперативы (ССК), созданные на средства хозяйств населения (ХН), фермерских хозяйств (ФХ) и желающие участвовать в данной системе сельскохозяйственных предприятий:

1) сбор агропродукции от сельских хозяйств и её доставка (в зависимости от допустимых сроков хранения) или на районные базы хранения (непосредственно на ОПР), или сразу в розничную торговлю;

2) расчёты за взятую продукцию с членами-пайщиками по заранее установленным ими расценкам;

3) доставка в соответствии с графиком агропродукции с районных баз хранения на ОПР или непосредственно на объекты розничной торговли;

4) ведение баланса доходов и расходов и своевременные отчёты перед пайщиками по результатам своей деятельности.

2. Районные оптовые базы:

1) обеспечение качественного хранения агропродукции и своевременности передачи её части ССК по установленной форме отчётности;

2) соблюдение графика доставки сбытовыми кооперативами продукции на ОПР и объекты розничной торговли.

3. Оптовые продовольственные рынки ( ОПР):

1) создание равных возможностей всем предприятиям-поставщикам сельскохозяйственного сырья и конечных видов продукции на конкурентном рынке; создание единого обусловленного места для проведения сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции;

2) использование эффективного продвижения агропродукции к местам её потребления, исключающего лишних, невыгодных посредников;

3) оптимизация государственного вмешательства в функционирование оптовых продовольственных рынков с применением продуктовых интервенций для стабилизации рыночных цен и защиты внутреннего продовольственного рынка от избытка импорт-

ных продуктов питания, способствующей созданию стабильных продовольственных фондов;

4) создание единой информационной системы о состоянии рыночной конъюнктуры с целью корректировки регулирующих воздействий на оптовые продовольственные рынки, а также системы контроля над качеством поступающей на рынок и реализуемой в розничной сети продукции;

5) постоянное совершенствование рыночной инфраструктуры, технологий переработки сельхозсырья непосредственно на оптовом продовольственном рынке сообразно изменяющимся требованиям потребителя.

ОПР несут и важную социальную роль - это информационное обеспечение, которое позволяет стабилизировать цены в сфере оптово-розничной торговли, вынуждает оптовиков считаться с конъюнктурой продовольственного рынка (особенно в его оптовом звене) и приспосабливать свои действия сообразно требованиям потребителя. А их требования - это интересы покупателя (населения), которые известны: свежесть, качество, калорийность, экологичность, эстетичность, разнообразие выбора, ценовая доступность.

4. Объекты розничной торговли:

1) реализация основных видов сельскохозяйственной продукции по ценам, уровень которых должен быть ниже на 10-15% в сравнении с ценами частных продуктовых магазинов и супермаркетов;

2) качественное ведение учёта и расчётов при выполнении торгового оборота.

4. Механизм взаимодействия между структурными составляющими системы

Согласно заранее разработанному графику сбытовые кооперативы осуществляют сбор агропродукции от ХН и ФХ, а также от тех сельскохозяйственных предприятий, которые, являясь членами-пайщиками районной оптовой подсистемы, не имеют возможности собственными силами организовать доставку продукции в любой из трёх каналов:

■ на районные продовольственные оптовые базы;

■ на ОПР в городах;

■ непосредственно на объекты розничной торговли.

Объёмы сельхозпродукции по этим каналам оптимизируются в зависимости от складывающихся условий и требований рынка: уровня спроса, соблюдения ритмичного и синхронного функционирования всех звеньев системы в течение года (независимо от сезонности), состояния дорожной сети, изменений в объёмах собираемой у населения продукции, производительности скотобоен и мощности холодильной системы (в тёплое время года), сохранности продукции.

Возможен и такой канал реализации сельскохозяйственного сырья, как районные перерабатывающие заводы, конкретнее - молокозаводы. Однако до тех пор, пока здесь не будет конкурентной среды, данный канал способен работать на интересы сельских хозяйств только в условиях компенсации их потерь от низких цен, по которым частный молокозавод ныне закупает у населения и сельхозпредприятий молоко.

Основное достоинство механизма взаимодействия - обеспечение ритмичности, пропорциональности и стабильности поставок агропродукции потребителям. Главная роль в этом принадлежит районным базам хранения, откуда в течение года продукция поступает по нужным каналам сбыта с соблюдением названных принципов, то есть стабильно в течение года и ритмично в необходимых пропорциях. Режим взаимодействия структурных составляющих государственно-кооперативной оптово-розничной системы может быть приближен к тому, какой применяется в цивилизованных странах. Агропродукция на ОПР в городах завозится в ночное время, когда нет «пробок» на дорогах, а ранним утром представители кооперативной розничной торговли развозят её по своим объектам.

Механизм взаиморасчётов может осуществляться через областной филиал Россельхозбанка или иной государственный финансовый орган области, исключая коммерческие структуры.

В зарубежной практике в системе взаиморасчётов применяются в основном два типа оплаты: банковская гарантия и наличный или безналичный залог. При этом подключается и страховая система, что обеспечивает сельхозтоваропроизводителю получение оплаты за свою продукцию.

Здесь уместно отметить, что в разных странах сложилась неодинаковая система регулирования оптовых продовольственных рынков, поскольку структура собственности этих рынков различна. Например, в США число рынков, находящихся в частной, кооперативной и муниципальной (государственной) собственности, примерно одинаково. В Швеции они находятся в руках кооперативов и частных компаний; государство лишь берёт на себя задачу формирования соответствующей инфраструктуры оптовых рынков, не вмешиваясь в сам процесс оптовой торговли. Предоставив через аренду кооперативам или частным компаниям инфраструктурные объекты, городские власти лишь периодически проверяют соблюдение соответствующих режимов работы рынков для ритмичного снабжения населения продовольственными товарами, рациональное использование сданных в аренду объектов и земельных ресурсов, согласуют с дирекцией рынков планы дальнейшей деятельности по обеспеченности теплоэнергией, санитарному

Экономика

состоянию территории, её транспортному обслуживанию.

Ряд оптовых продовольственных рынков Швеции функционирует в смешанной собственности. Например, мясной рынок в Стокгольме, который занимает площадь в 27 га, находится в муниципальной (примерно 40% зданий и помещений) собственности, остальные - в частной. На этом рынке действуют около 150 компаний, более половины из которых занимаются переработкой мяса и птицы.

В развитых зарубежных странах оптовым продовольственным рынкам всегда оказывалась необходимая государственная финансовая поддержка. Забота о продовольственном обеспечении населения городов, численность которого растёт, постоянно находится под контролем соответствующих государственных структур. Им всегда ставилась задача создания регулируемой системы взаимодействия оптово-розничной торговли, в которой учитывались бы интересы всех субъектов агробизнеса (сельхозпроизводителей, переработчиков, оптово-розничных структур). Именно организованные оптовые продовольственные рынки позволили решить проблему обеспечения населения скоропортящейся продукцией. Ограниченность во времени её хранения требовала слаженного взаимодействия всех звеньев продовольственной цепочки, начиная от её технологического звена (производитель - переработчик - продавец) до потребительского (население, ежедневно использующее в пищу необходимые продукты питания). Только высокоорганизованная система оптовых продовольственных рынков дала возможность каждому человеку ежедневно по доступной цене приобретать свежие высококачественные продукты, имея при этом широкие возможности их выбора.

5. Возможности реализации проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Они ограничены тремя обстоятельствами:

1) отсутствие необходимых государственных денежных ресурсов, особенно на создание инфраструктуры рассматриваемой системы;

2) недостаточно полная и эффективная организация формирования агрокооперации, включая все её основные направления (кредитная, производственная, перерабатывающая, снабженческая, сбытовая, консультационная);

3) отсутствие надлежащего мотивационного механизма в агропродо-вольственной политике, который бы ориентировал сельхозтоваропроизводителей на их участие в агрокооперации и формировании собственной перерабатывающей инфраструктуры.

В связи с этим было бы целесообразно использовать возможности государственного кредита, связанного с

реализацией в регионах приоритетного национального проекта «Развитие АПК России». Можно попытаться также убедить федеральное правительство снизить отчисления в госбюджет из доходов области на величину, необходимую для создания региональной государственно-кооперативной оптово-розничной системы на продовольственном рынке. Главным мотивом здесь может быть возмещение государством ущерба, нанесённого предшествующей политикой, вызвавшей техногенное загрязнение территории Урала (не менее 600-800 млн руб. на аграрный сектор).

6. Основные этапы разработки и реализации проекта

На первом этапе одновременно решаются следующие задачи.

1. Информационное обеспечение проекта (сбор необходимой информации по районам области и маркетинговые исследования на продовольственном рынке).

2. Внесение законодательно-исполнительных корректив.

3. Формирование группы разработчиков и согласование механизма её взаимодействия со всеми структурами управления.

4. Информационно-мотивационная «обработка» сельского и городского населения.

5. Подготовка и переподготовка соответствующих кадров обслуживающих работников и управленцев.

6. Организационно-экономическое обоснование проекта и разработка бизнес-плана.

Задачи второго этапа.

1. Согласование действий с кредитной, строительной и страховой организациями.

2. Формирование сельских (районных) снабженческо-сбытовых кооперативов и оснащение их всей необходимой инфраструктурой.

3. Строительство первой очереди ОПР в крупных городах в соответствии с выбранными приоритетами.

4. Реконструкция имеющихся помещений в районах, пригородных для использования их в качестве продовольственных оптовых баз (одна на два смежных района).

5. Приобретение по кредиту и реконструкция помещений в черте городов для размещения кооперативных объектов розничной торговли.

Задачи третьего этапа.

1. Дальнейшее развитие системы в соответствии с обоснованными в проекте приоритетами.

2. Формирование конкурентной среды в перерабатывающей сфере (в разрезе сельских районов) с использованием двух вариантов:

Экономика

1) строительство межрайонного кооперативного перерабатывающего предприятия за счёт госкредита с постепенным его погашением;

2) приобретение контрольного пакета акций действующего перерабатывающего предприятия на объединённые средства сельхозтоваропроизводителей (если это предприятие - ОАО).

Ориентировочная потребность в инвестиционных ресурсах может составить около 1 млрд руб. со сроком их окупаемости 6-8 лет.

В заключение отметим, что предлагаемый сценарий вывода АПК из кризиса на основе мультипликаторной ориентации непосредственно связан с активизацией социально-экономического развития сельских территорий в регионах-донорах, которых в РФ, по разным оценкам, насчитывается от 26 до 30 из 86. Их бюджетный потенциал при оптимизации политики федерализма позволяет осуществить это развитие в рамках предлагаемого сценария, включая и диверсификационное предпринимательство.

По мере развития АПК в этих регионах можно приступить и к возрождению сельских территорий в дотационных субъектах РФ на основе соединения их социально-экономических интересов с донорами в рамках территориальных кластеров.

Литература

1. Пустуев А. Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. М. : ГУП «Агропресс», 2002. 638 с.

2. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2006. 960 с.

3. Чашин В. К., Пустуев А. Л. Мониторинг в системе продовольственной безопасности. М. : ГУП «Агропресс», 2004. 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.