МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
В.А.Воропаев
ОПТИНСКИЙ АДРЕСАТ Н.В.ГОГОЛЯ1
Поездки в Оптину Пустынь и знакомства с насельниками монастыря оставили глубокий след в душе Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» (из письма к графу А.П.Толстому от 10 июля 1850 г.). В статье речь идет о иеромонахе Филарете (в схиме Феодот; Кольцов, 1804-1873), оптинском старце, духовнике братии Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой лавре, - адресате письма Гоголя в Оптину (село Долбино, 20 июня 1850 г.): «Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет...» Это письмо Гоголя и его суждения об обители стали хрестоматийными. В 1916 г. С.Н.Ду-рылин процитировал гоголевские строки и дополнил, обобщая духовный опыт многих людей: «Гоголь сказал то, что сказали бы все, оживотворенные оптинской любовью и властью, все -от Киреевского до плачущей бабы».
Ключевые слова: Гоголь, иеросхимонах Феодот (Кольцов), монастырь Оптина Пустынь, старцы, монашество, духовное наставничество
Gogol's visits to the Optina Pustyn and his acquaintance with the community of the monastery left a deep impression on him: "I have never seen such monks. Every one of them, it seemed to me, conversed with the entire heavenly host" (from the letter to Prince Alexander Tolstoy on July 10, 1850). The article deals with Hieromonk Philaretes (Theodotes in the schema, 1804-73), a starets of the Optina Pustyn, confessor of the brethren of the Gethsemane skete (hermitage) of the Holy Trinity Sergius Lavra, and the addressee of Gogol's letter to the monastery (from the village of Dolbino, on June 20, 1850): "For Christ's sake, pray for me, Father Philaretes..." This letter and Gogol's opinions on the cloister are generally known. In 1916, Sergei Durylin quoted Gogol's lines and amplified them drawing on the spiritual experience of many a man: "Gogol expressed what everyone, revived with love and power of Optina Pustyn, would have said; everyone — from Kireyevsky to a weeping countrywoman.
Keywords: Gogol, Hieroschemamonk Theodotes (Koltsov), Optina Pustyn monastery, startsy, monkhood, spiritual tutorship
1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ), проект №14-04-00407а («Новые аспекты изучения биографии и творчества Н. В. Гоголя»).
В Оптиной Пустыни Гоголь бывал трижды: в июне 1850 г. и в июне и сентябре 1851 г. Эти поездки и знакомства с оптинскими иноками оставили глубокий след в душе писателя. Спустя три недели после первого посещения монастыря он писал графу А. П. Толстому из Васильевки: «Я заезжал на дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе, почему. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» (из письма от 10 июля 1850 г.) [Гоголь, 2009: 337-338].
В самом деле, прославленные ныне в лике святых четырнадцать преподобных отцев и старцев Оптинских - это лишь малая толика того святого братства, которое подвизалось в благодатной обители. Под руководством мудрых пастырей спасались десятки, сотни монашествующих и мирян. Чьи-то имена нам известны, но большинство из них ведомо теперь одному Богу.
Речь пойдет об одном из таких подвижников христианского благочестия - иеросхимонахе Феодоте (Кольцове), оптинском старце, духовнике братии Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Гоголь познакомился с отцом Феодотом, в ту пору иеромонахом Филаретом, во время своего первого посещения Оптиной Пустыни летом 1850 г. 19 июня Гоголь и его спутник Михаил Максимович выехали из обители в имение Ивана Васильевича Киреевского Болдино, находившееся в сорока верстах от монастыря. Отсюда Гоголь на следующий день написал письмо иеромонаху Филарету:
«Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо, и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил Бог меня недостойного поведать славу имени Его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, Милосердый, сделать всё и меня, черного, как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради Самого Христа, молитесь.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. №4, 2015
Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской Пустыне.
Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело. Ваш всею душою Николай Гоголь» [Гоголь, 2009: 332-333].
В эпистолярном наследии Гоголя трудно найти другое письмо, в котором бы так проникновенно было выражено его христианское миросозерцание, молитвенное устроение души. Долгое время адресат этого письма оставался неизвестным или указывался неверно. На самом деле им был иеромонах Филарет (в схиме Феодот; Кольцов, 1804-1873). Препятствием для правильной атрибуции стала смена имени при пострижении в схиму. Скажем несколько слов об этом великом монахе-аскете, прозорливом духовнике и молитвеннике2.
Феодот Захарович Кольцов происходил из государственных крестьян Тульской губернии. В Оптину Пустынь поступил в 1834 г. тридцати лет. Находился под духовным окормлением сначала преподобного Льва (Наголкина), потом преподобного Макария (Иванова). В декабре 1842 г. пострижен в монахи с именем Филарет, в июне 1846 г. рукоположен во иеродиакона, в декабре 1849 г. - во иеромонаха. Послушание проходил на мельнице, в разных посылках, клиросным.
На протяжении многих лет отец Филарет исполнял обязанности сборщика (собирал деньги на обитель и записывал дарителей в особую тетрадь); при этом нисколько не изменилось его внутреннее монашеское устроение, что бывает далеко не всегда. Тем не менее, опасаясь вреда душевного, могущего произойти от общения с миром, он в апреле 1851 г. перешел в Спасо-Преображенский монастырь Казанской епархии, а в августе того же года - в Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В декабре 1851 г. отец Филарет был назначен духовником братии. 23 декабря 1854 г. по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, он принял схиму с именем Феодот.
Схима - высшая степень монашества, соединенная со строгими обетами самоотвержения. Монах, принявший схиму, иначе - великий ангельский образ, - дает обет отречения от мира и всего мирского. Перед пострижением в схиму отец Филарет советовался со своим духовным отцом, преподобным Макарием. Вот что отвечал ему старец в июне 1854 г:
2 Пользуясь случаем, приношу благодарность оптинскому иеродиакону Платону (Рожкову) за уточнение некоторых сведений об иеросхимонахе Феодоте (Кольцове)
«В письме своем от 5 мая ты, уведомляя меня о своей болезни и о том, что лекарственные пособия не приносят тебе ощутительной пользы, между прочим говоришь, что советуют тебе просить схимы. Ты же, склоняясь на предложение сие сердечным желанием, с другой стороны, колеблешься мыслию, видя, что по телесной немощи своей не в состоянии будешь исполнять схимнического правила и на таковые твои недоумения просишь моего совета» [Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам, 2014: 383].
И далее, приведя суждения святых отцов по поводу принятия схимнического образа и о правиле для немощных, старец заключает письмо следующим рассуждением: «...если желаешь оставить духовничество и принять схиму, прежде всего должен обратиться с молением к Богу, прося Его помощи, да совершится на тебе воля Его святая; и потом, отвергая свою волю и разум, предложить сие намерение свое на рассуждение начальников и поступить во всем согласно их решению, без сомнения принимая оное за определение о тебе воли Божией» [Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам, 2014: 384].
После семилетнего пребывания в Гефсиманском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой лавре отец Феодот пожелал совершенного безмолвия и уединения. По благословению наместника лавры архимандрита Антония (Медведева) он удалился с двумя иеросхимонахами в глубину леса за пять верст от скита. Здесь схимники построили себе кельи на расстоянии друг от друга в вержение камня (мера длины, определяемая полетом камня средней величины) и предались безмолвию и иноческим трудам. В 1858 г. на этом месте была основана Параклитова пустынь, начальником которой назначен иеросхимонах Феодот. После пятилетнего пребывания здесь он пожелал возвратиться в Оптину, дабы найти последнее упокоение рядом с могилами святых старцев-схимников преподобных Льва и Макария.
В апреле 1863 г. отец Феодот вернулся в родную обитель и принят был с любовью оптинским настоятелем и братией. Двери его кельи никогда не закрывались для нуждавшихся в его молитвенной помощи и совете. До конца своих дней он подавал монастырской братии пример усердием к молитве и церковному богослужению, а также смирением, простотою и нестяжательностью [<Архимандрит Леонид (Кавелин)>, 1995: 242-244; Запальский, 2009: 365; Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, 2008: 270, 686-687; Подвижники благочестия Оптиной Пустыни XIX - начала XX века, 2012: 139-141].
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. №4, 2015
Отец Феодот почил мирной христианской кончиной 8 марта 1873 г. Погребен между Казанским и Введенским соборами. Как сказано в его жизнеописании, «любовь некоторых духовных чад его и расположенных к нему особ воздвигла ему памятник, внутри которого день и ночь теплится лампада пред образом Спасителя» [<Архимандрит Леонид (Кавелин)>, 1995: 244].
По всей видимости, Гоголь больше не встречался с отцом Филаретом. Во время его посещений Оптины в 1851 г. того уже не было в обители. Но нет сомнений, что молитвенное общение между ними продолжалось. В письме к монаху Порфирию (Григорову) из Одессы от 6 марта 1851 г. Гоголь передает душевный поклон «настоятелю, отцу Филарету и всей братии» [Гоголь, 2009: 401].
Письмо Гоголя к оптинскому иеромонаху Филарету (Кольцову) и его суждения об обители стали хрестоматийными. В 1916 г. С. Н. Ду-рылин в очерке «Начальник тишины» процитировал гоголевские строки и распространил мысль, обобщая духовный опыт многих людей: «Да, быть в Оптиной, - быть в ней всегда, когда пишешь, учишься, работаешь, страдаешь, умираешь далеко от нее - и быть все же в Оптиной... Гоголь сказал то, что сказали бы все, оживотворенные оптинской любовью и властью, все - от Киреевского до плачущей бабы» [Дурылин, 2000: 317].
Ср. отмеченное А. Б. Гольдевейзером 14 августа 1909 г. негативное отношение к гоголевскому письму Толстого: «Льву Николаевичу очень не понравилось письмо Гоголя в Оптин монастырь с просьбой, чтобы о нем молились. "Очень нехорошее письмо, - сказал Лев Николаевич. - Жалкое какое-то самоунижение и в то же время - преувеличенное значение своих писаний"» [Гольдевейзер, 1959: 293].
Весной 1853 г., к Троицкой родительской субботе (приходилась в этом году на 6 июня), Мария Ивановна Гоголь послала в Оптину деньги на помин души старшего сына Николая. Игумен Моисей отвечал ей 30 мая из монастыря: «Почтеннейшее Ваше письмо от 19-го сего мая и при оном пятьдесят рублей серебром от усердия Вашего имел честь получить, согласно христианскому желанию Вашему на приношение в обители нашей при Божественной Литургии выниманием частей о упокоении незабвенного и достойного памяти сына Вашего Николая Васильевича. Благочестивые его посещения обители нашей носим в памяти неизгладимо. По получении нами из Москвы печального известия о кончине Николая Васильевича, с февраля прошлого года
исполняется по душе его поминовение в обители нашей на службах Божиих и навсегда продолжаемо будет с общебратственным усердием нашим и молением премилосердого Господа; да упокоит душу раба Своего Николая во Царствии Небесном со святыми, а Вам да ниспослет свыше благословение, здравие и небесное утешение в огорчительном лишении единственного сына» [Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников, 2011: 120].
В наши дни поминовение Николая Гоголя на оптинских службах восстановлено.
Список литературы
<Архимандрит Леонид (Кавелин)>. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Изд. 3-е, доп. / Репринтное издание Свя-то-Введенской Оптиной Пустыни, <1995>. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. Т. 15: Переписка 1848-1852 / Сост., подгот. текстов и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. М.; Киев, 2009.
Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств: Научно-критическое издание: В 3 т. / Изд. подготовил И. А. Виноградов. Т. 1. М., 2011. Гольдевейзер А. Б. Вблизи Толстого. [Б. м.,] 1959. Дурылин С. Н. Русь прикровенная. М., 2000.
Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах. М., 2009.
Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни: В 2 т. Т. 1 /Сост. монах Марк (Хомич). М., 2008. Подвижники благочестия Оптиной Пустыни XIX - начала XX века: Жизнеописания. Очерки. Документы. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам. Т. 2 / Сост. С. О. Захарченко; Коммент. С. О. Захарченко, Т. В. Панюковой. Петрозаводск, 2014.
Сведения об авторе: Воропаев Владимир Алексеевич, доктор филол. наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: voropaevvl@bk.ru