ЭКОНОМИКА
ональным рынком. В этом случае для каждой страны разрабатывается соответствующая стратегия. Глобальные отрасли характеризуются минимальной спецификой спроса в зависимости от страны. В этих отраслях стратегические позиции конкурентов на данном национальном рынке зависят от их позиций на мировом рынке в целом. При функционировании в глобальных отраслях фирмы используют сходство рынков для получения преимуществ в конкуренции. В условиях глобальной конкуренции необходимо завоевать преимущество в стратегически важных странах с большой емкостью рынка и развитой инфраструктурой.
Таким образом, у фирмы, действующей на нескольких внешних рынках, существуют следующие стратегические альтернативы: глобальное лидерство по издержкам, предполагающее производство товара с наименьшими издержками при функционировании на глобальном рынке; глобальная стратегия дифференциации, которая предусматривает дифференциацию фирмой своего товара по одним и тем же характеристикам в разных странах; глобальная стратегия фокусирования; многонациональная стратегия, предполагающая разработку отдельной стратегии для каждой страны, учитывающая конкурентные условия рынка страны и предпочтения потребителей.
В дополнение к необходимости учитывать особенности деятельности в различных странах нужно использовать подход, предполагающий увеличение совокупного результата от функционирования на различных рынках и координировать деятельность на этих рынках.
Для обеспечения устойчивых позиций на мировом рынке необходимы: высокий уровень менеджмента, ориентация на использование инноваций, государственная поддержка, включающая создание благоприятного климата для повышения конкурентоспособности предприятий.
Библиографический список
1. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
2. Андрианов, В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал / В.Д. Андрианов. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - 662 с.
3. Мировая экономика и международный бизнес: учеб.
- 4-е изд., перераб. и доп. / под. общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - М.: КноРус, 2007. - 681 с.
4. Пивоваров, С.Э. Международный менеджмент / С.Э. Пивоваров, А.И. Майзель, И.С. Пивоваров и др. - СПб.: Питер, 2000. - 256 с.
5. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер; пер. с анг.
- М.: Международные отношения, 1993. - 895 с.
6. Цыпин, И.С. Мировая экономика: учеб. /
И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 248 с.
7. Юданов, А.О. Конкуренция: теория и практика / А.О. Юданов. - М.: Гном и Д, 2001. -304 с.
ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ
в условиях финансового кризиса
М.А. КУЗНЕЦОВ, асп. фак-та «Инженерный бизнес и менеджмент МГТУ им. Н.Э. Баумана
В условиях финансового кризиса важно выявить неэффективные направления деятельности корпорации, оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность управления, сократить расходы, отыскать альтернативные источники финансирования.
По мере принятия антикризисных мер становится очевидным, что сокращение расходов не даст качественного обновления компаний в условиях кризиса и долгосрочных преимуществ в послекризисное время. Необ-
ходима существенная перестройка технологий бизнеса в пользу эффективных, внедрение программ, связывающих производство, торговлю, финансы в единую систему. Среди этих мер важное место занимает построение рациональной системы управления закупками, обеспечивающей выживание организаций в условиях финансового кризиса.
Система управления закупочной деятельностью корпораций нуждается в совершенствовании, так как отсутствуют четкие за-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009
171
ЭКОНОМИКА
конодательные требования, информационное обеспечение, единство отчетности в сфере регламентации закупок. В данной связи перед разработчиками и организаторами системы закупок стоит несколько задач: повысить ее эффективность, обеспечить информационную прозрачность, развивать корпоративное управление в данной сфере, исключить возможности для необоснованного ограничения конкуренции, обеспечить единство способов организации закупок, одинаковые формы отчетности и т.д.
В целях совершенствования централизованной системы закупок обычно создаются специальные бизнес-единицы, принимаются программы по организации закупочной деятельности по ряду направлений: планирование закупок, инфраструктура, подготовка кадров и др. Новая система закупок должна основываться на следующих принципах:
- единство возможных способов закупок, условий их выбора, нормативно- методической базы;
- использование в качестве основных способов закупок открытых конкурентных процедур;
- широкое применение электронных торговых площадок;
- повышение роли центрального комитета по управлению торговой деятельностью;
Опыт российских предприятий показал, что после введения данной системы резко увеличилось количество заключенных контрактов через конкурсы. Так, в 2007 г. количество закупок на конкурсах составило 924, а в 2005 г,- 749. [1, С. 165].
Эффективность системы регламентированных закупок наиболее полно характеризуют следующие показатели:
- количество заключенных договоров;
- общая стоимость предложений, по которым объявлялась закупка;
- общая стоимость заключенных договоров;
- цена одного контракта;
- затраты на организацию и проведение процедур [2, C. 147].
Корпоративное управление закупочной деятельностью осуществляется материн-
ской компанией через своих представителей в Советах директоров, на которые возлагается обязанность определять приоритетные направления развития акционерного общества на долгосрочную перспективу. Эффективная работа по утвержденным приоритетным направлениям возможна лишь при условии их объективной оценки с учетом рыночной ситуации, финансового состояния общества и других факторов.
Таким образом, через своих представителей в Советах директоров акционер определяет основные расходы по каждому направлению деятельности общества и средства на их покрытие. Причем осуществляется это не в форме приказов материнской компании, а путем юридически правильно оформленного корпоративного управления.
Разработка четкого перечня процедур: конкурс, запрос предложений и цен, конкурентные переговоры и другие, способствует повышению качества корпоративного управления торгово-закупочной деятельностью корпорации.
Преимущественными способами закупок должны быть открытые конкурентные процедуры, в которых может принять участие любой желающий. Современный порядок закупок представляет собой баланс между жесткой регламентацией для типичных ситуаций и свободой принятия адекватных управленческих решений исполнительным аппаратом или Советом директоров для нестандартных случаев. В любом случае решения принимаются в рамках единой корпоративной политики, нацеленной на эффективные закупки, а различные способы закупок позволяют приобретать любую продукцию (товары, работы, услуги).
Регламентация закупочных процедур обычно начинается с закупок на сумму двести тысяч рублей без налога на добавленную стоимость. На меньшую, организация вправе закупать любыми способами. При этом заказчику запрещается намеренно дробить закупки, чтобы вывести их из-под регламентации. Применяя данную норму, следует учитывать общие объемы закупок по какой-либо номенклатуре в пределах одного финансового периода: квартала - если продукция закупается
172
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009
ЭКОНОМИКА
эпизодически или финансирование закупок планируется только в пределах ближайшего квартала - и года, если продукция постоянной номенклатуры.
Конкретная организация может установить и иную предельную сумму, но она не должна превышать порогового значения, которое иногда воспринимается как запрет применять конкурсы для закупок на сумму менее пороговой, однако это неверно. При проведении закупки на сумму менее пороговой заказчик может объявить формальные процедуры, предусмотренные Типовым положением для регламентации закупок, если сочтет это целесообразным.
Регламентированные способы закупок подразделяются на конкурентные и неконкурентные. Все неконкурентные способы называются закупкой у единственного источника. Это способ закупки, при котором организатор направляет предложение о заключении договора конкретному поставщику, либо принимает предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
Из конкурентных способов закупок чаще всего используются запрос предложений и цен, конкурентные переговоры, конкурс. Кроме того, закупка может проводиться путем участия заказчика в аукционах, конкурсах или иных процедурах, организуемых продавцами продукции (в т.ч. на виртуальных электронных торговых площадках в сети Интернет). Как правило, это происходит в условиях дефицита продукции, когда спрос на нее превышает предложение.
В любом случае, если сумма закупки более двухсот тысяч рублей, то по умолчанию должен проводиться открытый одноэтапный конкурс. Все остальные способы могут применяться только при наличии одновременно двух условий: во-первых, имеются основания для применения данного способа и, во-вторых, есть разрешение на его применение для конкретной ситуации от Совета директоров.
Большинство способов закупок могут быть открытыми и закрытыми, одно-, двух- и многоэтапными, с предварительным квалификационным отбором или без такового.
Ключевым моментом управления закупочной деятельностью является системный подход, предусматривающий наличие взаимосвязанных и совместно работающих элементов организации корпоративных закупок. Универсальная система управления закупками включает ясно выраженную волю руководства, регламентирующую среду, контроль и координацию, профессиональные кадры, налаженную отчетность, информационное обеспечение.
Главный элемент системы - ясно выраженная воля руководства относительно безусловной регламентации закупок.
Второй важный элемент - регламентирующая среда. Правила проведения процедур на всех стадиях закупочного процесса должны быть ясно изложены и закреплены документально в соответствии с целями и задачами закупающей организации без нарушения действующего законодательства.
Третий важнейший элемент - контроль и координация. Сами по себе правила закупок не обеспечат эффективной работы, если не будет четкой постановки задач и контроля за их исполнением. Не случайно в корпорациях созданы центральные закупочные органы (ЦЗО), вместе с советами директоров являющиеся центрами управления закупочной деятельностью.
Четвертое слагаемое - кадры. Правильно организовать закупки невозможно без квалифицированных специалистов. Поэтому нужно быть готовым к росту расходов на персонал.
Пятый элемент - отчетность, которая необходима для осуществления контроля и оценки эффективности работы.
Последний элемент системы - информационное обеспечение. Главную роль в нем играют современные средства обмена информацией, прежде всего Интернет. Поэтому приоритетной задачей является внедрение и развитие электронных систем закупок, в первую очередь электронных торговых площадок в сети Интернет. Электронная торговая площадка должна быть частью корпоративной информационной системы.
Корпоративная информационная система (КИС), поддерживает оперативный
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009
173
ЭКОНОМИКА
и управленческий учет на предприятии и поставляет информацию для принятия управленческих решений. КИС включает две группы подсистем: функциональные и обеспечивающие.
К функциональным относятся подсистемы технико-экономического планирования, оперативного управления основным производством, стратегического планирования, маркетинга, материально-технического снабжения и сбыта, технической подготовки производства, бухгалтерского учета.
Основными видами обеспечивающих подсистем являются подсистемы технического, математического, информационного обеспечения, с помощью которых поддерживаются потоки компьютерной информации по закупкам.
Системы стандартов по организации и управлению закупочной деятельностью, подготовки кадров для осуществления закупок, позволили добиться огромных успехов. Однако даже столь отлаженный комплекс столкнулся с целым рядом организационных трудностей и ограничений дальнейшего развития, обусловленных несколькими факторами:
- резким ростом объемов и числа проводимых конкурентных закупок;
- увеличением числа участников рынка;
- высокой трудоемкостью и стоимостью организации и проведения закупок (затраты на приобретение товаров, работ, услуг в настоящее время составляют примерно 50 % совокупных издержек корпорации [4, C. 10]);
- ограниченными информационными возможностями, не обеспечивающими прозрачность процедур закупок и вследствие этого допускающими разброс цен по аналогичной продукции, закупаемой на конкурсной основе различными организациями.
Чтобы устранить влияние этих факторов, необходим эффективный инструмент, позволяющий снизить трудоемкость закупочных процедур и предоставить организаторам и участникам торгов единое информационное пространство, обеспечивающее транспарентность закупок. Таким инструментом стало использование систем и технологий ERP (Enterprise Resource Planning). Комплексным
ERP-решением, позволяющим не только автоматизировать управление бизнесом, но и существенно расширить возможности развития, улучшить взаимодействие с деловыми партнерами и клиентами является Microsoft Dynamics AX (Microsoft Axapta).
Axapta охватывает весь спектр бизнеспроцессов компании, включая производство и дистрибуцию, управление цепочками поставок и проектами, взаимоотношениями с клиентами и персоналом, финансовый менеджмент и средства бизнес-анализа.
Axapta создавалась как революционный продукт, предусматривающий возможность трехуровневой работы, объектноориентированный язык, полную поддержку Windows, инструменты для web-разработки, динамически рисуемые окна и отчеты (MorphX), технологию функциональных ключей. В системе Axapta почти сразу отказались от поддержки систем управления баз данными (СУБД) собственного формата и оставили только MS SQL и Oracle. В системе появились новые модули типа Balanced Scorecard (Система взаимосвязанных показателей).
ERP-система Axapta является эффективным инструментом построения единого информационного пространства, основанного на интегрированной базе данных, обеспечивает прозрачность информации, оперативное получение сотрудниками компании и руководством достоверных данных, возможность работы с клиентами в режиме реального времени.
Система имеет собственную трех уровневую архитектуру клиент-сервер, предоставляющую возможность работы через собственные WEB-, WAP- и Windows-интерфейсы. У системы Axapta уникальная многослойная структура бизнес-логики приложения, обеспечивающая высокую надежность при внесении изменений и резко снижающая затраты на обновление.
Функциональные возможности системы Axapta:
- полностью реализованное ядро MRPII. Система полностью способна взять на себя функции планирования производственной программы и закупочной деятельности;
174
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009
ЭКОНОМИКА
- производственный контур, функциональность которого позволяет контролировать процесс прохождения заказа от расчета потребностей в материалах и ресурсах до появления готовой продукции;
- логистический контур, который поддерживает процессы получения товаров от внешних поставщиков и из внутренних источников;
- финансовый контур, позволяющий за счет высокой степени интегрированности формировать бухгалтерские проводки автоматически при регистрации хозяйственных операций в других модулях;
- ориентация на Интернет;
- многоязычность/мультивалютность;
- поддержка корпоративных и территориально распределенных структур, которые ведут свой учет, возможно, со своим планом счетов, структурой финансовой аналитики и разной валютой;
- ведение учета в нескольких стандартах. Если требуется вести учет в определенных стандартах (МСФО, IAS), Axapta поддерживает трансляцию из данных, накопленных на бухгалтерских регистрах, в новый план счетов с учетом финансовых аналитик;
- управление персоналом;
- средства анализа данных:
1) средства Balanced Scorecard (система сбалансированных показателей), позволяющие наглядно представить ключевые показатели деятельности;
2) встроенные средства OLAP, многомерного анализа данных;
3) широкий спектр стандартных отчетов;
4) генераторы международной и российской финансовой отчетности - для получения финансовых отчетов только путем настройки;
5) произвольные отчеты любой сложности.
- поддержка проектного метода организации работы;
- управление взаимоотношений с клиентами. Модуль CRM (Customer Relationship Management) позволяет получить максимальный эффект от интеграции ERP и CRM: помимо информации, которая ведется в ав-
тономной CRM-системе, менеджер получает доступ ко всем отношениям с клиентом, включая договора, заказы и оплаты.
Технологические возможности системы Axapta:
1. СУБД:
- MS SQL Server;
- Oracle.
2. Средства разработки:
- объектно-ориентированный язык X++ из семейства языков Java, ориентированный на работу с SQL;
- разделение разработок на различных уровнях (международный, российский, вертикальных решений и модификаций клиента) реализовано через слои;
- средства визуального моделирования.
3. Возможности интеграции с внешними приложениями:
- поддерживается импорт из текстового файла, CSV-файла, MS Excel;
- поддерживается экспорт в MS Excel, MS Word, текстовый файл, CSV-файл;
- интеграция через открытые стандарты взаимодействия (XML, Commerce Gateway);
- разделение доступа к общим данным средствами СУБД.
4. Разграничение прав доступа:
- Axapta позволяет разграничить доступ к таблицам целиком или определенным полям, отдельным записям таблицы (контроль на уровне записей), отчетам, запросам, по уровням (просмотр, правка, удаление), к операциям обработки данных;
- защита от ввода заведомо неверных данных программными средствами и средствами СУБД,
- протокол действий пользователя в системе.
Использование информационной системы Axapta позволяет ликвидировать основные недостатки, свойственные традиционным способам организации конкурентных закупок. Так, обеспечивается полная информационная прозрачность и равная доступность сведений о торгах для всех участников рынка, сокращаются временные нормативы на проведение основных
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2009
175