СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N*2 (86) 2010
*
УДК 316 346.32 - 053.9 В. А. ФИЛАТОВ
Н. В. ЧУНИХИНА
Омский государственный технический университет
ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ С ГОСУДАРСТВОМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются проблемы оптимизации взаимодействия работающих пенсионеров с государством как фактора социальной стабильности Российского общества. На материалах конкретного социологического исследования, проведенного в г.Омске, дается сравнительный анализ социального положения работающих и неработающих пенсионеров, делаются выводы о целесообразности активного использования трудового потенциала пенсионеров, даются практические рекомендации по совершенствованию трудовой занятости пожилых людей. Статья может быть использована в научно-исследовательской, преподавательской и практически -организационной работе и полезна работникам учреждений социального обслуживания и служб занятости.
Ключевые слова: работающие пенсионеры, социальная стабильность, интеграция, государство, общество, трудовая занятость.
Мировой финансовый кризис, разразившийся с осени 2008 г., явился серьезной проверкой жизнеспособности социума в самом начале XXI века. Отсюда вытекает актуализация анализа всех факторов, влияющих на сплоченность и единство социальных групп и слоев в социуме [ 1 ].
Одним из таких факторов и условий, на наш взгляд, может выступать оптимизация взаимодействия работающих пенсионеров с государством и обществом. Эта мысль обусловливается особенностями и своеобразием демографического состояния Российского общества, сложившегося на рубеже XX и XXI веков и проявляющегося в негативной тенденции увеличения доли пожилых людей и уменьшения численности молодого поколения [2]. Такая ситуация объективно способствует поддержанию социального статуса пожилых людей, особенно в социальнотрудовой сфере, где зачастую ощущается острый дефицит молодой рабочей силы.
В этих условиях государс тво и общество вынуждены широко использован, потенциал пожилых людей, чтобы не допустить слишком большого дефицита кадров, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, да и в отраслях непроизводственной сферы, например, в науке, образовании, здравоохранении и т.п. |3]. В защиту такого подхода можно привести следующее: пенсионеры относительно молоды (выход на пенсию у женщин — в 55 лет и в 60 лет у мужчин); они обладают колоссальным опытом деятельности в той или иной профессиональной сфере; не выдвигают завышенных требований к уровню зарплаты, улучшению жилищно-бытовых условий и пр.; оказывают сильное воспитательное влияние на молодое поколение и т.д.
К тому же, работающие пенсионеры дольше сохраняют жизненные силы и более полноценно организуют свою жизнедеятельность. Все это способствует усилению стабильности Российского общества и поможет ему преодолеть временные и постоянные трудности на путях выхода из глобального кризиса.
Для доказательства выдвину тых идей нами было проведено социологическое исследование с целью сравнительного анализа социального положения и функционирования работающих и неработающих пенсионеров, в ходе которого решались следующие задачи:
Задача 1. Выявить причины, побуждающие лиц пожилого возраста продолжать трудовую деятельность после выхода на пенсию.
Задача 2. Выяснить общее и особенное в образе жизни работающих и неработающих пенсионеров.
Задача 3. Проанализировать результаты самооценки состояния здоровья граждан пожилого возраста, получающих пенсию, но продолжающих трудовую деятельность и неработающих пенсионеров.
Задача 4. Определит!» необходимость информационной и социальной поддержки лиц пожилого возраста.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
Гипотеза 1. Уровень пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста ниже прожиточного минимума, что является основной причиной для продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию.
Гипотеза 2. Граждане, продолжающие трудовую деятельность после выхода на пенсию, ведут более активный образ жизни.
Гипотеза 3. Результаты самооценки состояния
Что побудило Вас продолжить трудовую деятельность после выхода на пенсию?
Мотивы Работающие, %
Чтобы заработать 68
Потребность трудиться 29
Реализация своих знаний и умений 26
Увеличение трудового стажа 24
Боязнь одиночества 10
Желание быть в коллективе 31
Недостаточное пенсионное обеспечение 73
Другие 12
Таблица 2
Как Вы проводите свой досуг?
Виды досуга Работающие, % Неработающие, %
Чтение книг, газет 83 80
Просмотр телевизионных программ 88 97
Рукоделие 24 31
Спорт 19 9
Домашние растения, дача 57 62
Кулинария 37 25
Участие в самодеятельности 7 1
Другое 25 18
Таблица 3
Какую помощь Вы оказываете своим детям?
Виды помощи Работающие, % Неработающие, %
Финансовая помощь 57 29
Воспитание внуков 60 52
По дому 28 44
Другое 17 6
здоровья у граждан пожилого возраста, продолжающих трудовую деятельность, лучше в сравнении с неработающими пенсионерами.
Гипотеза 4. Гражданам пожилого возраста необходима целенаправленная информационная и социальная поддержка.
Из всех опрошенных (400 человек) 55% имеют пенсию выше прожиточного минимума, установленного в Омской области для пенсионеров (на момент опроса он равнялся 3692 рубля), 14 % респондентов получают пенсию ниже прожиточного минимума, а остальные 31% около этой суммы. Полученные данные свидетельствуют о том, что граждане пожилого возраста получают пенсию в основном не ниже прожиточного минимума, что частично опровергает первую гипотезу об уровне пенсионного обеспечения пожилых людей, проживающих на территории г. Омска.
Несмотря на это, граждане пожилого возраста, продолжающие трудовую деятельность, главным мотивом для продолжения работы выбирают «недостаточное пенсионное обеспечение» и «возможность иметь дополнительный доход» (73% и 68% респондентов соответственно). Кроме материальной заинтересованности, опрошенные отмечали следующие причины продолжения трудовой деятельности:
«желание быть в коллективе» — 31%; «потребность трудиться» — 29%; «реализация своих знаний и умений» — 26%; «увеличение трудового стажа» — 24%; «боязнь одиночества» — 10% и другие — 12% (табл. 1).
По данным проведенного опроса предполагаемое количество лет трудовой деятельности после выхода на пенсию у мужчин составляет:
в возрасте 60 — 64 лет — 33% планируют работать до пяти лет; 45% — от 5 до 10 лет; 22% — от 10 до 15 лет; в возрасте 65 — 72 лет — 88% планируют работать от 5 до 10 лет; 12% — от 10 до 15 лет.
У женщин ситуация складывается следующим образом:
в возрасте 55 — 59 лет — 50% планируют работать до 5 лет; 47% — от 5 до 10 лет; 3% — от 10 до 15 лет; в возрасте 60-64 лет — 75% планируют работать от 5 до 10 лет; 25% — от 10 до 15 лет; в возрасте 65 — 72 лет — 57% планируют работать от 10 до 15 лет; 43% — больше 15 лет.
Наблюдается следующая тенденция, чем старше респондент, тем больше у него период трудовой активности после выхода на пенсию.
У мужчин ситуация противоположная: чем старше респондент, тем ниже у него период предполагаемой трудовой деятельности.
Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что основным мотивом для продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию является недостаточное пенсионное обеспечение, что соответствует первой гипотезе. Несмотря на то, что пенсия граждан пожилого возраста в основном не ниже прожиточного минимума, а в 55% случаев даже выше, основной проблемой пенсионеров остается недостаток финансовых средств.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010
Какими видами помощи Вы пользуетесь?
Виды помощи Работающие, % Неработающие, %
Социально-бытовые 1 3
Социально-медицинские 16 24
Социально-психологические 4 15
Социально-педагогические 0 0
Социально-экономические 4 7
Социально-правовые 5 5
В результате обработки полученных данных, было выявлено, что 66% граждан пожилого возраста занимаются дополнительной физической деятельностью. У работающих пенсионеров физическая активность составляет — 73%, а у неработающих — 59%. При личной беседе с респондентами выяснилось, что в основном дополнительные физические нагрузки сводятся к работе на даче, и только небольшая часть делает утреннюю зарядку.
Например, 57% работающих и 62% неработающих пенсионеров работу на даче и уход за домашними растениями считают своим досугом, при этом 19% работающих пенсионеров и 9% неработающих занимаются спортом. Тем не менее самое большое количество свободного времени граждане пожилого возраста проводят за просмотром телепередач: работающие — 88% и неработающие — 97%. Следующий по распространенности ответ «чтение книг, газет, журналов» составляет у работающих пенсионеров — 83%, а у неработающих — 80%. Другие варианты распределились следующим образом:
кулинария — 37% работающие и 25% неработающие пенсионеры;
рукоделие — 24% работающие и 31% неработающие пенсионеры;
участие в самодеятельности — 7% работающие и 1% неработающие пенсионеры (табл. 2).
Несмотря на трудовую занятость, работающие пенсионеры свой досуг проводят наиболее активно, чем неработающие, они занимаются спортом, участвуют в самодеятельности и др. Хотя необходимо отметить, что у неработающих пенсионеров досуг наиболее разнообразен. Отметим самые интересные ответы:
«пишу историю своей семьи» — 1%; «занимаюсь историко-поисковой работой, член общественной организации «Сироты войны»» — 1%; «путешествую»
— 1%; «посещаю церковь» — 1%; «занимаюсь самообразованием» — 1%.
Среди опрошенных граждан пожилого возраста 81% постоянно читают периодические издания, из них 52% — работающих и 48% — неработающих.
Основные газеты, которые читают пенсионеры, — это «Ореол» — 17%, «Аргументы и факты» — 17%, «Комсомольская правда» — 15,5%, «Вечерний Омск» — 9%, «Жизнь» — 7%, «Четверг» — 5%. Кроме того, у неработающих пенсионеров к этому списку можно добавить «Телесемь» — 10%, «ЗОЖ» — 5,5%. Необходимо отметить, что граждане пожилого возраста, продолжающие трудовую деятельность, кроме периодических изданий читают специальную литературу, необходимую для повышения профессиональных знаний, — 3%.
Одним из видов социальной активности граждан пожилого возраста, вышедших на пенсию, можно рассматривать помощь детям. По результатам проведен-
ного нами опроса 78% пенсионеров принимают непосредственное участие в жизни своих детей и внуков. Можно отметить, что граждане пожилого возраста, продолжающие трудовую деятельность, чаще помогают материально — 57% и участвуют в воспитании внуков — 60%, а вот помощь по дому оказывают только 28%, что связано с их трудовой занятостью.
У неработающих пенсионеров ситуация обстоит по-другому: они в основном оказывают помощь нематериального характера. Это отражается в следующих цифрах: наиболее активно оказывается содействие в воспитании внуков — 52% и помощи по дому
— 44%, при этом финансовую поддержку предоставляют только 29% ( табл. 3).
По нашим данным, граждане пожилого возраста, вышедшие на пенсию, активно принимают участие в политических выборах — 83,5% респондентов. При этом работающие и неработающие пенсионеры одинаково активны — 83% и 84%, соответственно.
Таким образом, вторая гипотеза подтвердилась: лица, продолжающие трудовую деятельность после выхода на пенсию, ведут более активный образ жизни.
Люди пенсионного возраста оценивают состояние своего здоровья в основном как «удовлетворительное»: работающие — 81%, неработающие — 61%. Самооценка здоровья «хорошее» у граждан пожилого возраста, продолжающих трудовую деятельность после выхода на пенсию, встречается чаще, чем у неработающих — 13% и 10% соответственно. Свое здоровье как «плохое» оценивают 29% неработающих и 6% работающих пенсионеров. На вопрос «Как часто вы обращаетесь к врачу?» респонденты ответили следующим образом:
1 раз в год — 71% работающие и 38% неработающие пенсионеры;
1 раз в полгода — 19% работающие и 29% неработающие пенсионеры;
1 раз в квартал — 4% работающие и 16% неработающие пенсионеры;
1 раз в месяц — 5% работающие и 38% неработающие пенсионеры;
1 раз в неделю 1% работающие и 4% неработающие пенсионеры.
Необходимо отметить, что работающие пенсионеры обращаются в лечебные учреждения на 47% реже неработающих. При личном опросе было отмечено, что граждане пожилого возраста, продолжающие трудовую деятельность, посещают медицинские учреждения в основном для профилактического осмотра.
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что работающие пенсионеры чувствуют себя намного лучше неработающих, это подтверждает выдвинутую нами третью гипотезу.
При проведении опроса выяснилось, что 77,5% респондентов не пользуются услугами социальных служб. При анализе ответов можно отметить: наиболее востребована социально-медицинская помощь — 16% у работающих и 24% у неработающих пенсионеров, что связано с особенностями возраста. Наибольшую потребность в социально-психологических услугах испытывают неработающие пенсионеры — 15%, а работающие — всего 4%. Социально-экономические услуги получают 4 % работающих пенсионеров и 7% неработающих. По нашим данным социально-правовыми услугами респонденты воспользовались одинаково по 5% соответственно. Социальнобытовыми услугами пользуются в большей степени неработающие пенсионеры — 3%, и всего 1% — работающие (табл. 4). Социально-педагогические услуги не отметил никто, несмотря на то, что 10 % респондентов были опрошены в комплексном центре социального обслуживания населения, это говорит о низкой информированности граждан.
Большинство граждан, получающих социальные услуги, удовлетворены их качеством — 62%. При этом основным недовольством является узкий перечень бесплатных лекарственных средств, а также отсутствие их в аптеках.
В ходе опроса граждан пожилого возраста выявились следующие потребности в дополнительных социальных услугах:
услуги по организации быта — 24%; ремонтные работы — 42%; социально-медицинские — 56%; сезонные работы — 17; парикмахерские услуги — 51%; швейные услуги — 22%.
Однако оплачивать дополнительные качественные социальные услуги готовы лишь 44% пенсионеров, 7% затруднились ответить на данный вопрос, а остальные 49% — не готовы.
Большинство опрошенных респондентов — 84,5%, считают, что на телевидении необходима передача, освещающая проблемы пожилых людей. Особенно пенсионеров интересуют вопросы правового и медицинского характера, а также вопросы, связанные с услугами, предоставляемыми в комплексных центрах социального обслуживания населения.
Таким образом, четвертая гипотеза подтвердилась: действительно существует необходимость информирования граждан пожилого возраста по вопросам правового и социального характера.
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы и предложить рекомендации по совершенствованию взаимодействия работающих пенсионеров с государством и обществом.
Выводы:
1.Значительная доля граждан пожилого возраста вышедших на пенсию сохраняет ресурсный потенциал, в том числе здоровье, потребность продолжать трудовую деятельность и участвовать в общественных делах.
2. Основной причиной, побуждающей лиц пожилого возраста продолжать трудовую деятельность после выхода на пенсию является недостаточное пенсионное обеспечение (на это указали 73% опрошенных).
3. Результаты исследования опровергли мнение о том, что работающие пенсионеры люди низкой квалификации и трудятся там, где не требуется специальных знаний и умений. Оказалось, что среди занятых в возрасте 60 лет и старше специалистов высшей квалификации и руководителей по численности почти на треть больше, чем занятых неквалифициро-
ванным трудом. В ходе опроса также выяснилось, что работающие пенсионеры после выхода на пенсию не поменяли вид трудовой деятельности ( 61%).
4. При сравнительном анализе жизнедеятельности двух категорий пенсионеров можно отметить, что граждане пожилого возраста продолжающие трудовую деятельность, ведут более активный образ жизни, а их состояние здоровья лучше, чем у неработающих пенсионеров.
5. При анализе полученных результатов выяснилось, что граждане пожилого возраста не имеют достаточной информации, касающейся правовых и социальных вопросов. Они также не имеют полного представления о социальных услугах, предоставляемых комплексными центрами социального обслуживания населения. Отсюда существует необходимость информирования пенсионеров по вопросам социальной поддержки.
Рекомендации:
1. Внести предложение правительству Омской области о разработке и принятии Положения «О мониторинге положения граждан пожилого возраста в Омской области».
2. Органам службы занятости совместно с работодателями создать специальный банк вакансий для лиц пенсионного возраста с учетом профессиональной квалификации, физических возможностей пожилых граждан и их востребованности в различных отраслях экономики.
3. Министерству труда и социального развития совместно с Министерством образования, другими заинтересованными организациями провести в 2010 г. научно-практическую конференцию «Современное общество и пожилой человек : проблемы взаимодействия и пути их решения».
4. Необходимо создавать на уровне государственных средств массовой информации адресные рубрики информационного, консультативного, развлекательного характера, ориентированные на удовлетворение потребностей пожилых людей, на их эффективную социокультурную адаптацию.
5. Необходимо применение новых технологий, позволяющих решать проблемы самореализации и обучения граждан пожилого возраста, например, создание социальных клубов для пожилых людей, открытие « университетов третьего возраста», народных факультетов.
В целом, на основании результатов социологического исследования можно с уверенностью констатировать, что обществу и государству выгодно поддерживать достаточно высокий уровень трудовой занятости пенсионеров, что весьма благоприятно сказывается на качестве жизнедеятельности как самого человека, так и социума.
Библиографический список
1. Бондаренко, И. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей / И. Бондаренко // Социальная работа. - 2005. - № 3. - С. 4-9.
2. Российский статистический ежегодник, 2007 : стат.сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 826.
Доброхлеб, В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В.Г. Доброхлеб // Социологические исследования. -2008. - №8. - С.55-61.
ФИЛАТОВ Василий Афанасьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры «Социо-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
логия, социальная работа и политология». Адрес для переписки: e-mail: chunikhina.nv@mail.ru
E-mail: filatov@omgtu.ru
ЧУНИХИНА Надежда Викторовна, специалист по Статья поступила в редакцию 23.10.2009 г.
социальной работе, Г.Омск. © В. А. Филатов , Н. В. Чунихина
УДК 316 Е. П. ПЧЁЛКИНА
Белгородский государственный университет
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ
В период получения высшего профессионального образования складывающийся образ жизни студентов связан с их референтными выборами и соответствует их формирующимся идентичностям. В статье уточнены понятия «ценность здоровья», «референтная идентичность», а также рассмотрены несколько моделей социального процесса формирования референтной идентичности относительно ценности здоровья у студентов вуза.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, студенты вуза, образ жизни студентов, референтные выборы, формирующиеся идентичности, ценность здоровья, референтная идентичность, социальный процесс.
Приступая к исследованию, мы ставили целью рассмотреть возможности воздействия на процесс переосмысления ценностной значимости здоровья у студенческой молодежи в период учебы в вузе.
В обществе происходят стремительные перемены. Динамизм социальных процессов находит свое отражение в ценностях и смыслах жизнедеятельности главного носителя трансформаций — человека и его идентичности как ключевого момента субъективной реальности его личности. Особое значение в современных условиях имеет формирование ценностных предпочтений молодежи [1].
Молодежь представляет собой стратегический капитал государства, его основной репродуктивный резерв. Социологическая наука доказывает, что образ жизни молодежи — один из показателей, характеризующих степень благополучия общества [2]. Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее дальнейшего социального развития. Возможность и качество образования детерминируют здоровье и качество жизни, но и сами зависят от них [3].
Государственная политика в отношении молодежи обусловлена тем, что социально-демографические проблемы, наиболее остро проявляющиеся у этой социальной группы, непосредственно связаны с ее образом жизни [3,4], а содействие охране здоровья и обеспечению здорового образа жизни молодых людей является необходимым условием развития общества |4, с. 33]. Однако социологией еще слабо изучен вопрос о том, насколько современная система вузовского образования отвечает данным требованиям и формирует у студентов устойчивое стремление вести здоровый образ жизни. В ситуации, когда высшая школа сама подвергается переменам, особенно актуальной проблемой становится разработка новых под-
ходов к организации социальной среды вуза, воздействующей на формирование ценностных предпочтений здоровья у студенческой молодежи.
В данной работе мы разделим смысл понятий «ценности здоровья» и «здоровья как ценности». Здоровье как ценность рассматривается более широко, одновременно и в качестве иррационального инстинктивного стремления к жизни и выживанию человека как биологического вида (уровень существования), и в качестве рационального осознанного стремления, касающегося социальной сущности человека, места здоровья среди других базовых ценностей личности, терминального или инструментального ее характера (уровень действия или деятельности). При рассмотрении понятия «ценность здоровья» принимается во внимание только его социальная сущность, ее характер (терминальный или инструментальный), степень осознанности и принятия, т.е. рассматривается деятельностный уровень ценности здоровья.
Изменение ценностей связано с переопределением идентичности личности [5]. Необходимо отметить, что проблеме идентичности в последнее время уделяется большое внимание. Идентичность — это осознание себя по отношению к определенным референтным группам, отношение к себе и стратегии действий по поводу этого отношения и понимания. Идентификация — процесс отождествления человека с субъектами общения и деятельности, с индивидами или определенной социальной группой, а также отождествление с типом и характером ценностных отношений с данными субъектами.
Понимание идентичности возможно рассмотреть через понятие «самоопределение», как непосредственно самоопределение личности (когнитивный компонент), а также готовность и деятельность но его воплощению (мотивационно-деятельностный