Витютнев Евгений Евгеньевич
кандидат педагогических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612584216)
Оптимизация техники выполнения боевых приемов и специальных комплексных действий по защите от нападения правонарушителя и его задержанию
В статье излагается методология рационализации техники выполнения боевых приемов специального раздела рукопашного боя и специальных комплексных действий по защите от нападения и задержанию правонарушителя. Проводится системный анализ и синтез составляющих их элементов и фаз.
Ключевые слова: процесс обучения, рационализация техники, боевые приемы, специальные комплексные действия, этапы обучения, оптимизация техники, двигательное действие, моделирование, система движений, подходы к изучению.
Е.Е. Vityutnev, Сandidate of Pedagogics, Krasnodar University the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584216.
Optimization of the technique of performing combat maneuvers and special complex actions to protect against the attack of the offender and his detention
The article presents a methodology of rationalization the technique of performing combat maneuvers for a special section of hand-to-hand combat and special complex actions to protect against attack and detention of the offender. System analysis and synthesis of constituent elements and phases is carried out.
Key words: learning process, rationalization of technique, combat maneuvers, special complex actions, stages of learning, optimization of technique, motor action, simulation, system of movements, approaches to studying.
У ель каждой науки заключается в содействии прогрессивному преобразованию действительности. В процес-ческой подготовки специалистов для органов внутренних дел вслед за решением задач описательных и объяснительных все большее значение приобретают задачи преобразовательные (в частности, рационализация техники выполнения боевых приемов и специальных комплексных действий по защите от нападения преступника, его обезоруживанию, задержанию и сопровождению) [1; 2]. Появление принципиально новых способов защиты от нападения правонарушителя маловероятно, поэтому главным направлением в рационализации техники выполнения боевых приемов становится планомерный поиск наиболее оптимальных вариантов их выполнения с помощью моделирования систем движений [3].
Оптимизация техники выполнения боевых приемов и специальных комплексных действий имеет два аспекта: поиск оптимальных требований к совершенной современной технике (предмет обучения) и определение на этой основе рационального пути построения и
совершенствования техники (методика техниче-ско-тактической подготовки). Второй аспект невозможен без первого; первый же остается благими намерениями без второго. Во взаимосвязи данных аспектов заключается ядро рационализации техники выполнения боевых приемов и специальных комплексных действий.
Для решения любой научной проблемы необходимо предварительно разработать теорию вопроса и метод исследования. В настоящее время во многих областях знаний мировой науки сложилась однотипная ситуация: избыток фактов при недостаточности теоретической базы. Дело здесь, по-видимому, не в увеличении возможностей регистрации данных и вычислительных операций для их обработки и не в традиционной «нелюбви к теории». Научные исследования «больших систем движений» заходят в тупик, т.к. традиционный метод изучения каждого фактора в отдельности в этих случаях нельзя применить. Еще более существенно то, что при комплексных методах регистрации движений и сложных путях анализа многих факторов нередко упускают из виду качественное своеобразие более высоких уров-
174
ней изучения объектов. В результате сложные явления и события сводятся к качественно более простым без выявления содержания, смысла, оценки специфики, поэтому и невозможна разработка методологически обоснованных теоретических концепций. Таким образом, оказывается, что пробелы в теоретических основах исследования весьма ощутимы.
В исследованиях оптимизации техники Х.Х. Гросса и Д.Д. Донского за основу взяты общетеоретические положения построения движений в спорте, культивируемые отечественной школой биомеханики [4; 5]. Согласно теории построения движений Н.А. Бернштейна, в этих исследованиях на первое место выходят не уровни сенсорных коррекций, связанные с этажами сенсорных рецепций в центральной нервной системе [6]. За основу разработки проблемы взяты его идеи о системном построении целостного действия человека путем развития структурных взаимодействий системообразующих связей между элементами целого и всей системы движений с ее окружением. Структурные взаимосвязи и взаимодействия создают множество возможных вариантов системы движения. Вследствие этого задача ее оптимизации требует глубокого теоретического осмысления.
Наиболее проста, логична и привлекательна идея единственного оптимума (идеального) технического действия, обеспечивающего курсанту (слушателю) достижение высокого уровня технико-тактической подготовленности. Однако конкретный анализ не раскрывает многообразия внешних условий и внутренних состояний обучающегося. Следовательно, для каждого их сочетания существует единственный, предназначенный только для этого случая оптимум. В связи с этим кажется, что оптимумов несколько. Разрешение данного противоречия заложено также в идеях Н.А. Бернштейна: инвариантом двигательного действия служит двигательная задача, т.е. сохранение главной цели системы движений [7].
Общая цель всей системы движений представляет собою заданный суммарный результат действия. Он может быть конечным или реализуемым в определенном процессе. Общая цель системы движений достигается посредством реализации подцелей ее подсистем. Известно, что каждая подсистема состоит из движений, т.е. изменений положения в пространстве и во времени. Но пространственные подсистемы (элементарные действия, а также сформированные из них подготовительные и основные действия) составляют в пространстве общую систему движений, сосуществуя во времени. Временные же подсистемы (фазы, а также образованные из них периоды, циклы) следуют друг за другом поэтапно, образуя общую систему.
Каждая подсистема (элемент боевого приема) имеет свои задачи. Это требуемые частные результаты движений подсистемы для достижения ее подцели. Поскольку двигательная задача остается инвариантом, неизменно определяющим цель действия в различных условиях, то одни и те же подцели и соответствующие задачи обеспечиваются хотя и оптимальными, но несколько различающимися количественно требованиями. Поэтому единственный оптимум для решения данной задачи имеет в реальных движениях пределы допустимых отклонений. Все допустимые отклонения (в том числе индивидуализированные требования) входят в тот вариант оптимума, который существует для конкретных условий в рамках общего оптимума [8].
Возникает необходимость в разрешении диалектического противоречия между стабилизацией и вариативностью движений. Оно преодолимо только при рассмотрении стабилизации техники выполнения боевого приема как «структуры вариативности». Иначе говоря, при наличии пределов допустимых отклонений сохраняется инвариант - двигательная задача, а эффективность ее решения обеспечивается ценою сложного соотношения видов изменчивости, особенно в структурных связях системы движений. Таким образом, возникает необходимость в методе, позволяющем исследовать сущность этих весьма сложных отношений.
В настоящий момент широко распространен функциональный подход, позволяющий исследовать соответствия между входами и выходами системы и ее подсистем без трактовки тех или иных причин этих соответствий. Биологическая природа движений (не говоря уже о механических и психических факторах) создает значительные препятствия при этом подходе, прежде всего, из-за огромного несоответствия выходов и входов при непрерывно изменяющихся условиях и разнообразных состояниях обучающихся.
Системно-структурный подход при изучении сложных объектов («больших систем» - специальных комплексных действий по защите от преступника и его задержанию), для которых характерна подчас неподдающаяся описанию сложность, дает возможность использовать системный анализ для выявления состава систем движений и обязательный системный синтез для установления структуры системы. Под последним понимается не только выявление структурных системообразующих связей, но и второй аспект рационализации техники выполнения боевого приема - оптимизация пути построения (становления и совершенствования) системы движений. Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что системно-структурный подход не противостоит полностью
175
функциональному. Наоборот, на определенной стадии изучения как самых низовых (периферическая саморегуляция), так и высших (построение управления в центральной нервной системе) уровней системно-структурный подход переходит в функциональный.
Используя сочетания подходов, накопившиеся экспериментальные данные и положения обшей теории систем, ученые успешно разрабатывают методологию кибернетического моделирования систем движений, отличающуюся рядом особенностей. Как правило, это поэтапное моделирование с постепенным приближением (по определенным правилам поиска) к действительности. Применяется формализованно-функциональное моделирование с определением математическим путем количественных мер взаимосвязей. Используется и содержательное моделирование, которое выявляет причинно-следственные и другие логические связи (в частности, биологического и психологического порядка). На содержательное моделирование обращается особое внимание, т.к. оно позволяет перейти на завершающем этапе к построению гипотетического механизма выполнения боевого приема, трактуемого как гипотетический до тех пор, пока экспериментальная проверка на практике не уточнит его механизм и тем самым не превратит его в реальную модель оптимума действительности.
В системный анализ с целью оптимизации техники выполнения боевого приема входят следующие этапы: определение состава системы движений (элементов приема); установление фактических параметров элементов приема, выполняемого курсантами (слушателями) с высоким уровнем техники; изучение вариативности характеристик элементов приема и влияния определяющих ее факторов [9]. Для последующего системного синтеза особенно важно строго обосновать и определить фазовый состав движения. Во-первых, в каждую фазу должны быть включены все движения звеньев тела за данное время (целостность элемента приема); во-вторых, для каждой фазы устанавливаются строго определенные границы (опре-деляемость элемента приема). Только при соблюдении этих правил можно получить объективные данные для системного синтеза.
Системный синтез включает в себя следующие моменты: выявление двигательной координации как структурного взаимодействия, обуславливающего достижение цели; определение оптимальных взаимодействий в двигательной координации, обеспечивающих наилучшее выполнение задачи; установление ведущих подсистем, обуславливающих последовательность обучения (построение программы и алгоритма); определение наибо-
лее информативных структур как элементов обратной связи для самоконтроля и управления при становлении и совершенствовании систем движений. Для выявления взаимосвязей рассчитываются и строятся корреляционные модели, раскрывающие меру взаимосвязей в системе движений. Для нахождения оптимальных взаимодействий выбирается объективный критерий эффективности достижений цели как единственный и типичный для данной двигательной задачи всего действия. Таким путем определяются задачи движений.
После уточнения задач по подсистемам разрабатываются требования, необходимые для реализации этих задач. Требования к движениям раскрывают, каковы должны быть средства достижения поставленной цели. Из совокупности задач подсистем и требований к движениям складывается «модель потребного будущего» (по Н.А. Бернштейну). Это должная модель, которая включает в себя соответствующие количественные параметры, но главное в ней -это раскрытие биодинамической структуры как совместного приложения сил различного происхождения для заданного управления движениями. Следует подчеркнуть, что сначала это гипотетический механизм боевого приема, который получает все большую достоверность в практической проверке. Это касается и индивидуализации требований для конкретных курсантов (слушателей). Данная модель - двигательное представление, необходимое не только преподавателю, но и обучающемуся. По ней, как по образцу, осуществляется сличение текущего с должным, технический самоконтроль и самооценка совершенства двигательных действий, а следовательно, и управления движениями. Поэтому данная модель не может составляться на основе лишь нескольких, даже наиболее информативных, параметров. Это содержательная модель двигательных процессов, обязательных для понимания обучающимися и доступных для самоконтроля. В ней одновременно представлены и целостность системы движений, определяемая ее целенаправленностью, и глубокая дифференциация (детализация) с оценкой роли каждой детали. Попытки обойти эти требования приводят к преувеличению роли тех или иных частных механизмов и вследствие этого к ущербности всего действия в целом. Название «двигательное представление» условно, поскольку оно является итогом не только чувственного познания, но и абстрактного мышления, обобщения, анализа и синтеза фактических данных, теоретического подхода и практической проверки.
Излагаемая методология рационализации техники выполнения боевых приемов и специальных комплексных действий на этом этапе еще не завершается. Далее следует изучение
176
эффективности средств и методов учебно-тренировочного процесса. При изучении оптимизации техники, отдавая предпочтение временным подсистемам, в педагогическом процессе все же целесообразно чаще обращаться к элементарным действиям.
Следует особо подчеркнуть, что построение учебно-тренировочного процесса целиком является прерогативой педагогики, а биомеханические исследования дают обоснование элементам этого процесса, раскрывают их значение и последовательность. Биомеханическая оценка учитывается при построении учебно-тренировочного процесса, составляет его основу, но не может считаться ни единственной, ни полностью определяющей методику технико-тактической подготовки, разрабатываемую с учетом дидактики и психологии. Данные био-
1. Ганченко И.О., Чернышенко К.Ю., Кузнецов А. И. Содержательно-технологические детерминанты процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России -будущих сотрудников специальных подразделений // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2015. № 1. С. 8-12.
2. Голодов А.П. Теоретическая подготовка курсантов образовательных организаций системы МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 1(27). С. 106-110.
3. Евсиков А. И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2010,
4. Гросс Х.Х., Донской Д. Д. Техника лыжника-гонщика. М., 1972.
5. Донской Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): учеб.-метод. пособие. М., 1985.
6. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / под ред. В.П. Зинченко. 3-е изд., стер. М., 2008.
7. Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред.-сост. Е.Е. Соколова. М., 1999.
8. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Основы антропоцентрической биомеханики (методология, теория, практика). Н. Новгород, 1993.
9. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: учеб. для ин-тов физ. культуры. М., 1979.
механики позволят глубже осмысливать сущность рационализации техники выполнения боевых приемов и управления ее совершенствованием.
Эффективность управления процессом становления и совершенствования технического мастерства обучающихся в решающей мере зависит от степени разработанности системы контроля и диагностики. Это создает реальную основу для организации адекватных обратных связей в системе «преподаватель -обучающийся», облегчая поиск и реализацию способов эффективного воздействия на параметры технической структуры приема. При этом первостепенное значение приобретает срочная информация о текущем состоянии формируемой технической структуры боевого приема.
1. Ganchenko I.O., Chernyshenko K.Yu., KuznetsovA.I. Content-technological determinants of the process of formation of professionally-applied physical training of students of 1-3 courses of the Ministry of the Interior of Russian universities - future employees of special units // Physical culture, sport - science and practice. 2015. № 1. P. 8-12.
2. Golodov A. P. Theoretical preparation of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior for independent preservations of skills of possession by fighting receptions of fight // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2015. № 1(27). P. 106-110.
3. Evsikov A.I. Professionally-oriented technologies and methods of physical preparation of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia to take action in emergencies: auth. abstr. ... Candidate of Pedagogics. St. Petersburg, 2010.
4. Gross H.H., Donskoy D.D. Technique of racing skier. Moscow, 1972.
5. Donskoy D.D. The structure of the action (biomechanical structure of athletic activities and its improvement): guidance manual. Moscow, 1985.
6. Bernstein N.A. Biomechanics and physiology of movements: Sel. psychological works / ed. by V.P. Zinchenko. 3rd ed., ster. Moscow, 2008.
7. Bernstein N.A. Pressing problems of regulation of motor acts // Readings for the course «Introduction to psychology» / ed.-comp. E.E. Sokolova. Moscow, 1999.
8. Donskoy D.D., Dmitriev S. V. Basics of anthropocentric biomechanics (methodology, theory, practice). Nizhny Novgorod, 1993.
9. Donskoy D.D., Zatsiorsky V.M. Biomechanics: textbook for institutes of physical culture. Moscow, 1979.
177