Научная статья на тему 'Оптимизация стратегий развития малого гостиничного бизнеса в регионе'

Оптимизация стратегий развития малого гостиничного бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
843
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый гостиничный бизнес / Региональный рынок / Риски / оптимальность стратегии развития / стохастическая модель / критерии / матрица рисков

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погодина А. С.

Для нахождения оптимальной стратегии развития малого гостиничного бизнеса в регионе рассмотрены виды рисков, существующих на рынке гостиничных и туристских услуг. Исходя из подверженности регионального рынка услуг размещения рискам различной природы, предложена стохастическая модель развития малого гостиничного бизнеса, рассмотрены критерии оптимальности стратегий развития данного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация стратегий развития малого гостиничного бизнеса в регионе»

УДК 332.14+332.15+519.21

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

© А. С. Погодина

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики Россия, 192171 г. Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1.

Тел./факс: +7 (812) 560 44 41.

E-mail: anna_nikitina@bk.ru

Для нахождения оптимальной стратегии развития малого гостиничного бизнеса в регионе рассмотрены виды рисков, существующих на рынке гостиничных и туристских услуг. Исходя из подверженности регионального рынка услуг размещения рискам различной природы, предложена стохастическая модель развития малого гостиничного бизнеса, рассмотрены критерии оптимальности стратегий развития данного бизнеса.

Ключевые слова: малый гостиничный бизнес, региональный рынок, риски, оптимальность стратегии развития, стохастическая модель, критерии, матрица рисков.

Гостиничный бизнес в последнее время привлекает к себе внимание не только крупных корпораций или муниципальных объединений, но и достаточно мелких компаний и даже частных предпринимателей. При этом все большей популярностью пользуются не многомиллионные проекты больших гостиничных комплексов, а так называемые мини-отели. Зачастую многие владельцы зданий, помещений, коттеджей, домиков всерьез рассматривают идею превращения своей недвижимости в гостиницу.

Общемировых критериев, определяющих

нормы для мини-отелей, нет. В США мини-отель имеет до 150 номеров, в Европе - до 50. В российской практике мини-гостиницы насчитывают от 5 до 50 номеров и получили наибольшее распространение в двух ведущих туристских центрах -Санкт-Петербурге и Сочи. В этих городах подавляющее число мини-отелей содержит от 3 до 20-30 номеров. Однако оценки специалистов, в частности, экспертов компании «Отель-Технологии», показывают, что эффективным и надежным отель становится после выхода на уровень от 50 номеров.

Одним из путей повышения возможностей Санкт-Петербурга по приему, обслуживанию и комфортабельному размещению гостей является увеличение номерного фонда за счет создания сети малых средств размещения, к которым можно отнести и мини-отели. Широко представленные на западном рынке гостиничных услуг, малые предприятия пользуются большим спросом благодаря разнообразию предлагаемого выбора услуг и экономической доступности. Малые гостиницы в Санкт-Петербурге имеют большие перспективы для развития и укрепления на рынке, поскольку в высокий туристский сезон спрос на гостиничные номера явно превышает возможности города по приему гостей, а, с другой стороны, наличие разнообразных средств размещения сделает город более привлекательным для массового туризма представителей среднего класса [1].

Развитие рынка именно малых гостиниц более всего отвечает требованиям постоянно увеличивающегося потока индивидуальных туристов, а

также людей, осуществляющих деловые поездки. В последнее десятилетие наибольшее увеличение показателей прибытий в город наблюдалось именно за счет гостей, приезжающих с частными целями.

Пик создания мини-отелей не случайно наблюдается именно в Петербурге. Появление таких гостиниц (до 30-40 номеров) характерно, в первую очередь, для исторических городов Европы, где возможности нового строительства в центральных районах ограничены. Архитектурно-охранные ограничения и дефицит пятен под застройку подталкивают бизнес к созданию мини-отелей. Для Петербурга этот процесс обусловлен не только очевидным дефицитом гостиничных мест. Создатели мини-отелей учитывают, что действующие гостиницы (особенно оставшиеся до последнего времени в госсобственности) зачастую не способны обеспечивать должный уровень обслуживания. Поэтому мини-отели, в первую очередь, делают ставку на индивидуальных и бизнес-туристов, требующих высокого, во многих случаях эксклюзивного качества сервиса. По данным анкетирования, проведенного среди клиентов малых гостиниц Санкт-Петербурга, большинство из них приезжают в наш город уже не в первый раз и выбирают малую гостиницу из-за специфической атмосферы домашнего уюта и комфорта, которые не могут быть созданы в большом отеле. Только малая гостиница может обеспечить индивидуальный подход и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого клиента, будь то приготовленное по специальному рецепту блюдо для ребенка или возможность путешествовать с любимой кошкой, возможность позавтракать после 11 часов или просто жить рядом с офисом фирмы-партнера.

В Санкт-Петербурге ниша мини-отелей оказалась привлекательной для инвесторов и благодаря местной специфике - обилию коммунальных квартир. Жителей коммунальных квартир даже сейчас можно достаточно дешево переселять в квартиры на окраины города и при этом общие затраты на создание на их месте мини-отелей меньше, чем при новом строительстве на свободных участках, которых, по сути, не осталось в центре города. Пре-

имущества малых гостиниц в качестве средств размещения, с одной стороны, и их инвестиционная привлекательность, с другой, делают малые гостиницы одним из наиболее перспективных для Санкт-Петербурга типов малых предприятий. Реализация различных проектов развития малого гостиничного бизнеса позволит привлечь дополнительные инвестиции в сферу развития туризма и гостиничного сервиса и значительно увеличить поток гостей в город, создавая им комфортные условия для проживания.

Однако реализация этих проектов на рынке гостиничных и туристских услуг сопряжена с рядом объективно существующих рисков.

- Риски конкуренции. Петербургский рынок приема туристов до сих пор дефицитен: в разгар лета в городе заполнены все объекты, вне зависимости от класса. Но в «низкий сезон» конкуренция среди гостиниц уже ощущается: средняя заполняе-мость мини-отелей составляет 35-40%, а крупных гостиниц - 45-65%. В дальнейшем конкуренция будет расти: в ближайший год-два в городе будут открыты не менее полусотни новых объектов, а к 2011г., по данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, будут реализованы 206 новых гостиничных проектов. Из них 63 уже строятся, 63 - в стадии инженерного проектирования, а для 80 разрабатывается документация.

- Снижение туристских потоков. В 20092010 гг. впервые за последние годы не отмечается рост стоимости проживания в гостиничном сегменте. Эта тенденция вызвана не столько мировым кризисом и спадом в сфере туризма, но и значительно увеличившимся за последние годы предложением качественного номерного фонда и расширением представительства известных сетевых операторов. В целом снижение тарифов за год составляет 5-20%, в зависимости от категории гостиницы. В условиях этой нестабильности больше всего может пострадать формат мини-отелей, поскольку в настоящее время цены на проживание в них достаточно высоки, а возможности корректировки тарифов незначительны. В более выгодном положении находятся объединенные в сети мини-отели, которые могут адаптировать тарифы и предлагаемые услуги. Также привлекательными для гостей города останутся мини-отели, выделяющиеся продуманной оригинальной концепцией или уникальной чертой.

- Экономические риски. Мини-отели ограничены в возможностях ценовой конкуренции с большими гостиницами. При обороте во много раз меньшем они способны давать турфирмам лишь незначительную комиссию - в лучшем случае 15-20%, когда у больших отелей комиссия может достигать 30% и более. Что же касается цен на размещение в мини-отелях, то они практически не отличаются от стоимости номеров в больших гостиницах аналогичных категорий.

- Инвестиционные риски. Нежелание инвесторов участвовать в строительстве малых гостиниц

объясняется тем, что при реализации таких проектов существенно возрастают необходимые объемы вложений (до 5 миллионов долларов) и сроки окупаемости (6-7 лет). Кроме того, в настоящее время практически отсутствуют свободные участки под застройку в центре города, который имеет ряд преимуществ по сравнению со спальными районами: постоянное увеличение стоимости активов и историческое окружение, привлекающее туристов.

- Законодательно-юридические риски. Действующее в настоящее время гостиничное законодательство практически не учитывает специфики рынка малого гостиничного сервиса, применяя к малым средствам размещения те же требования, что и к большим гостиницам. Владельцы миниотелей, развивающие бизнес в сложных нормативно-правовых условиях, особой поддержки со стороны городских властей и в дальнейшем не ждут. В настоящее время лишь около 40% малых средств размещения Санкт-Петербурга полностью работают в правовом поле [2]. Прежде всего, это связано с большими финансовыми расходами по организации отельного бизнеса. В открытие одного малого средства размещения на 7-10 номеров необходимо вложить минимум 500 тысяч долларов. Эти расходы включают прохождение сертификации и получение различных разрешений, в т.ч. на прием иностранных граждан. Вложенные средства окупаются только через 5-6 лет.

Отметим, что шкала приоритетности и степень проявления этих рисков в определенной мере зависит от конкретного региона (Санкт-Петербург, Москва, Сочи и т.д.) реализации стратегий развития малого гостиничного бизнеса. Это связано как с социально-экономическими особенностями каждого региона, так и со статусом этого региона в федеральных проектах развития.

Проведенное нами обсуждение развития малого гостиничного бизнеса в регионе свидетельствует

о том, что реализация этого социальноэкономического процесса протекает в условиях неопределенности, обусловленной объективным существованием рассмотренных выше рисков. Экономико-математическое моделирование таких ситуаций может быть осуществлено методами теории игр [2]. Предположим, что существует определенный набор стратегий 81, 82, ... ,8т развития малого гостиничного бизнеса. Эти стратегии определяются предполагаемой организацией объектов малого гостиничного бизнеса, зависящей, прежде всего, от социальной структуры туристского потока (студенты, предприниматели, малочисленные индивидуальные туры и т.д.). Кроме того, реализация стратегий создания и развития системы миниотелей предполагает реконструкцию существующих и строительство новых объектов малого гостиничного бизнеса, аренду, приобретение в собственность и перепрофилирование жилой недвижимости, например, больших коммунальных квартир,

определенные способы финансирования, участие инвесторов и т.д. В целом проблема изучения стратегий развития малого гостиничного бизнеса предполагает решение целого комплекса различных задач и является предметом отдельного исследования.

Региональный рынок реализации стратегий развития малого гостиничного бизнеса, как мы уже отмечали, подвержен рискам различной природы, что делает его состояние стохастичным. В общем случае мы можем только перечислить все возможные ситуации стабильного состояния этого рынка, но не знаем, как будут реализовываться или чередоваться эти состояния в период осуществления проектов развития малого гостиничного бизнеса.

Экономико-математическое моделирование

процессов такого вида может быть адекватно осуществлено методами математической теории игр, точнее, стохастической игрой или игрой с «природой», представленной в табл. 1.

Таблица 1

Стохастическая модель развития малого гостиничного бизнеса.

S Пі П2 Пп

Si aii ai2 ... ain

S2 a21 a22 ... a2n

Sm ami am2 ... amn

Здесь Ць, П2, ..., Пп - набор всех возможных состояний регионального рынка реализации стратегий Si, S2, ..., Sm развития малого гостиничного бизнеса. Величины atJ (i = i, 2, ... m; j = i, 2, ... n) определяют относительную прибыль от реализации стратегии Si на региональном рынке малого гостиничного бизнеса, находящимся в состоянии Ц

Критерии оптимальности стратегий развития малого гостиничного бизнеса в регионе определяются степенью нашей информированности о состояниях рынка реализации. Если нам известно вероятностное распределение этих состояний

P(П) = pj; 0 p pj p 1; ^pj = 1 (1)

j=i

то в качестве основного критерия оптимальности выступает величина прибыли, усредненная по вероятностному распределению состояний рынка:

^ aijх pj ~ max ^ Si - opt (2)

j=i

Однако следует иметь в виду что мерой риска реализации каждой из стратегий является среднее квадратичное отклонение прибыли от ее среднего значения, определенного заданным вероятностным распределением (1). Действительно, поскольку риск обусловлен стохастичностью состояний рыночной среды, приводящей к неоднозначности исхода реализации стратегий, то чем меньше разброс результатов процесса, определенный средним

квадратичным отклонением, тем более он предсказуем, т.е. меньше риск.

В ситуации, когда мы не располагаем достаточно объективной информацией о характере вероятностного распределения (1), можно воспользоваться принципом Байеса-Лапласа, согласно которому все состояния рыночной среды равновероятны:

(3)

P(Я,) = i; j=i,2,...n n

В случае отсутствия любой информации о вероятностном распределении состояний рыночной среды реализации стратегий развития малого гостиничного бизнеса важным для определения степени оптимальности выбранной стратегии или для выбора одной из нескольких стратегий, претендующих на оптимальность, является анализ матрицы рисков Я или матрицы упущенных возможностей [3]:

к=1Ы1; г = тах а - аи (4)

Матрица рисков Я, согласно выражению (4), однозначно восстанавливается по матрице исходной стохастической игры (табл. 1) и имеет вид, приведенный в табл. 2.

Таблица 2

Матрица рисков в развитии малого регионального гостиничного бизнеса.

"W П Пі П2 Пп

Si rii ri2 ... rin

S2 r21 r22 ... Г2п

Sm rmi rm2 ... rmn

Величина риска согласно (4), равна разности между прибылью, которую мы получим, зная, что среда находится в состоянии Ц и прибылью, которую мы получаем в отсутствии такой информации.

Для нахождения оптимальной стратегии развития малого гостиничного бизнеса в этой ситуации может быть использован ряд полуэмпириче-ских критериев:

I. Критерий максимакса.

Согласно этому критерию, оптимальной является та стратегия, которая максимизирует наибольшую прибыль проекта для всех состояний рыночной среды, делая ее равной

а = max max а„ (5)

i j 1

Это критерий предельного оптимизма, поскольку мы рассчитываем на то, что региональный рынок будет каждый раз «подыгрывать» нам, обеспечивая для каждой стратегии наибольшую прибыль.

II. Максимальный критерий Вальда.

В соответствии с этим критерием оптимальной считается та стратегия, которая обеспечивает прибыль

(6)

a = max min a

являющуюся наибольшей среди наименьших для каждой стратегии развития по всем состояниям

рыночной среды. Этот критерий соответствует позиции крайнего пессимизма, предполагающей, что рыночная среда окажется каждый раз в наиболее агрессивном состоянии.

III. Критерий минимального риска Севиджа.

Выбор оптимального решения в этом случае

базируется на матрице рисков. Оптимальной является та стратегия, на которой достигается наименьший из максимальных для каждой из стратегий рисков развития малого гостиничного бизнеса:

r = min max r„ (7)

i j

IV. Критерий Г урвица.

Этот критерий определяет оптимальное решение, руководствуясь срединным результатом, лежащим между крайне пессимистичным и предельно оптимистичным подходами. В этом случае в качестве оптимальной выбирается та стратегия, которая приводит к результату, равному

(8)

((1) = !

1 x min aij + (1 -1) x max aij

Величина 1є[0, 1] носит название критерия пессимизма и выбирается из дополнительных соображений. При X = 0 критерий Гурвица совпадает с принципом максимакса (5), а при X = 1 - с критерием Вальда (6).

Следует отметить, что использование этих критериев не всегда приводит к однозначному выбору оптимальной стратегии развития малого гостиничного бизнеса. Возможны случаи, когда на оптимальность претендуют две или несколько стратегий, что в целом объясняется неопределенностью протекания нашего процесса. Решение задачи нахождения оптимальной стратегии развития малого гостиничного бизнеса в регионе может быть в этом случае сделано более определенным путем проведения дополнительных исследований. Речь идет, в первую очередь, об анализе степени отклонений от планируемой относительной прибыли и степени риска реализации каждой из рассматриваемых стратегий.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Программе размещения объектов гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге // Постановление правительства Санкт-Петербурга от 6 июля 2004 года №1268 (с изменениями на 27 октября 2008 года).

2. Кремер Н. Ш., Путко Б. А., Тришин И. М., Фридман М. Н. Исследование операций в экономике. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. 407 с.

3. Коралев В. Ю., Бенинг В. Е., Шоргин С. Я. Математические основы теории риска. М.: Физматлит, 2007. 544 с.

Поступила в редакцию 19.11.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.