Научная статья на тему 'Оптимизация системы оздоровления студентов и преподавателей в условиях технического вуза'

Оптимизация системы оздоровления студентов и преподавателей в условиях технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
193
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова А. В., Кулигин О. В.

На основании проведенного комплексного социально-гигиенического и медико-психологического исследования образа жизни, психологического самочувствия и состояния здоровья студентов и преподавателей технического университета разработаны программы оздоровления студентов и преподавателей, а также организационно-функциональная модель медицинского Центра, медицинская, социальная и экономическая эффективность которого доказана в ходе организационного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова А. В., Кулигин О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION THE SYSTEM OF MAKING HEALTHIER OF STUDENTS AND TEACHERS IN CONDITIONS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Complex social-hygienist and medical-psychologist research of mode of life, psychological conditions and state of life of students and teachers of technical university becomes to elaborate the programms of making healthier these contingents and also to deal the functial-organizing model of the medical center, which social, medical and economy effectivness proved during the organizing experiment.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы оздоровления студентов и преподавателей в условиях технического вуза»

© Иванова А.В., Кулигин О.В., 2007 УДК 618.1-001-02:618.5

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

А.В. Иванова, О.В. Кулигин Ивановская государственная медицинская академия г. Иваново

На основании проведенного комплексного социально-гигиенического и медико-психологического исследования образа жизни, психологического самочувствия и состояния здоровья студентов и преподавателей технического университета разработаны программы оздоровления студентов и преподавателей, а также организационно-функциональная модель медицинского Центра, медицинская, социальная и экономическая эффективность которого доказана в ходе организационного эксперимента.

Известно, что студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение [1]. В литературе имеются сведения о довольно высокой, достигшей в некоторых вузах 50%, частоте функциональных заболеваний центральной нервной системы, выраженных неврозов и заболеваний с нервным компонентом, в том числе: вегетососудистая дистония, гипертония, язвенная болезнь желудка и т.д. [2,3]. Наряду с исследованием образа жизни и здоровья студентов, подобные исследования были проведены и среди преподавателей вуза, профессия которых обладает огромной социальной значимостью, так как на них ложится огромная ответственность не только за качество образования студента, но и за его психическое здоровье и социально-психологическую адаптацию в вузе [4,5].

Материалы и методы

На основании медико-социального исследования заболеваемости, образа и условий жизни преподавателей и студентов высших учебных заведений нами проводится исследование, целью которого является разработка комплекса медикоорганизационных и социально-гигиенических мероприятий по улучшению медикопрофилактического обслуживания, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни преподавателей и студентов технического университета. Базой исследования явился Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ), студенты (778 человек) и преподаватели (200 человек) которого для получения информации об образе жизни и состоянии их здоровья, изучения индивидуально-психологических особенностей личности были обследованы с использованием методов анкетирования, психологического тестирования, анализа медицинской документации, а также с помощью метода определения степени «эмоционального выгорания» [6,7]. Обработка информации проводилась с использованием адекватных математико-статистических методов (расчета средних и относительных показателей, метода весовых индексов, прогностических коэффициентов).

Результаты и их обсуждение

Результаты анализа образа жизни студентов технического вуза, показали, что он далек от совершенства (менее 2/3 - 64,6% питались рационально, менее половины - 42,8% - никогда не курили, только 22,3% - не употребляли алкоголь, 6,3%

- употребляли наркотические вещества, регулярно занимаются утренней гимнастикой только 7,9%, спортом - 33,4%, имели достаточное время для отдыха только 13,7%, способ проведения которого был преимущественно пассивным у 66,8%, соблюдали элементарные правила личной гигиены только 69,5% опрошенных). Уровни социально-психологических факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации студентов при обучении в вузе, также оказались довольно высокими (неблагоприятный семейный климат отмечен у 57,9% студентов, психологический микроклимат в 18,3% студенческих групп был неудовлетворительным, взаимоотношения с преподавателями вызвали затруднения у 16,1% респондентов). Состояние своего здоровья 63,4% студентов оценили как отличное и хорошее на основании того, что: часто болели простудными заболеваниями (37,4%), «ничего не беспокоило» (25,5%), имели хроническое заболевание (20,0%) и - прочее (17,1% - "наследственная предрасположенность", "частые конфликты в семье", "частые конфликты в коллективе". И, наконец, студенты технического вуза имели высокий уровень детерминант, предрасполагающих к формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания.

Анализ результатов исследования образа жизни преподавателей ИГЭУ показал, что считали свой образ жизни здоровым 53,5% опрошенных, при этом только 46,2% из них не курили, 13,0% - не употребляли спиртные напитки, а 8,0% - злоупотребляли ими, чуть более половины (53,0%) опрошенных преподавателей питались регулярно, только 11,0% - регулярно занимались утренней гимнастикой, 16,1% - каким-либо видом спорта, не имели возможности для полноценного ежедневного отдыха 77,0% преподавателей, и только 19,7% - имели преимущественной активный способ поведения свободного времени. Неблагоприятный психологический микроклимат в семье отмечен более чем у половины (57,0%) преподавателей, 26,5% - оценили психологический микроклимат в своем коллективе как неудовлетворительный, нормальные взаимоотношения со студентами отмечены только у 16,5% обследованных. Анализ динамики общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности за последние 10 лет выявил неблагоприятную тенденцию в сторону ее увеличения, при этом наибольший удельный вес в ее структуре занимают болезни органов дыхания и системы кровообращения; что связано с особенностями их профессиональной деятельности (повышенная нагрузка на речевой аппарат, общение и контакт с больными людьми), наличием вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у преподавателей ИГЭУ отчетливо показали «цену», которой удается профессионалам выдерживать требования своей профессии, а также - кто больше всех из профессорско-преподавательского состава подвержен эмоциональному «изнашиванию» (старшие преподаватели, заведующие кафедрами и доценты).

Полученные в ходе исследования данные явились научным обоснованием разработки концептуальной модели функционирования медицинского центра, организуемого на базе санатория-профилактория ИГЭУ, который должен стать современным рекреационным центром для проведения комплексных профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий одновременно для студентов и преподавателей вуза.

Для реализации поставленных задач разработаны и внедрены:

1. Программа «Здоровье студентов Ивановского государственного энергетического университета» (цель программы: профилактика заболеваемости, инвалидности, смертности, социальной дезадаптации студентов ИГЭУ, совершенствование медицинской и психологической помощи и создание условий для управления здоровьем студенческой молодежи).

2. Программа «Здоровье преподавателей Ивановского государственного энергетического университета» (цели программы: профилактика заболеваемости, инвалидности, смертности, социальной дезадаптации преподавателей ИГЭУ, совершенствование медицинской и психологической помощи, а также реабилитация после перенесенных заболеваний).

3. Положение о медицинском Центре Ивановского государственного энергетического университета, основной целью деятельности которого является: оказание квалифицированной консультативной, лечебной и реабилитационной помощи студентам и преподавателям вуза на основании взаимодействие с администрацией и коллективом ИГЭУ в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья студентов и преподавателей ИГЭУ, а также содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Основными видами деятельности центра являются:

- консультативно-диагностическая: клинико-биохимическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики;

- лечебно-реабилитационная: медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, классический массаж, лазеротерапия, аутотренинг, рефлексотерапия, мануальная терапия, ЛФК, рациональное и диетическое питание, прием врачей: невролог, окулист, гинеколог, отоларинголог, психотерапевт, кардиолог, терапевт, хирург, эндокринолог, дерматолог, стоматолог.

Структура и управление деятельностью медицинского центра соответствуют задачам, решаемым им.

Студенты вуза направляются в консультативно-диагностическое отделение Центра врачами здравпункта, а преподаватели вуза - врачами ЛПУ через регистратуру Центра.

Медицинская эффективность лечения студентов и преподавателей, проведенного в условиях организационного эксперимента на базе санатория-профилактория ИГЭУ (базовой модели Центра), выразилась в улучшении исходов лечения, достигнув 98,9% и 99,1% - соответственно в 2005 году (табл. 1):

Таблица 1

Результативность лечения студентов и преподавателей в санатории-

профилактории ИГЭУ за 2003-2005 гг.

2003 год. 2004 год. 2005год.

Улуч шение Без изменения Ухудше- ние Улуч шение Без изменения Ухудше- ние Улучше- ние Без изменения Ухудше- ние

Студенты

98,2 1,8 - 98,6 1,4 - 98,9 1,1 -

Преподаватели

98,5 1,5 - 98,7 1,3 - 99,1 0,9 -

При этом среди студентов, лечившихся в санатории-профилактории с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, выписаны с улучшением 99,8% студентов, болезнями органов дыхания - 98,9%, сердечно-сосудистой системы - 96,5%, мочеполовой системы - 100%, остеохондрозом - 98,8%. Без изменения самочувствия выписывались в основном те студенты и преподаватели, которые не до конца проводили лечение, назначенное врачом санатория-профилактория.

Лечение и оздоровление в санатории-профилактории в среднем на 30-35% у студентов и на 20-25% у преподавателей снизило временную нетрудоспособность в последующем году после их проведения. Длительность одного случая временной нетрудоспособности за изучаемый период среди студентов и преподавателей, прошедших оздоровление в условиях санатория-профилактория, оцененная по справкам о временной нетрудоспособности студентов, учащихся (уч.ф. 095/у) и листкам временной нетрудоспособности имела положительную динамику (табл. 2).

Таблица 2

Длительность одного случая временной нетрудоспособности студентов и пре-

подавателе ИГЭУ (на 100 обследованных)

Параметр временной нетрудоспособности 2003 год 2004 год 2005 год

Студенты 7,3 5,9 5,4

Преподаватели 8,4 7,5 6,9

Социальная эффективность оцененная по результатам проведенного анкетирования, показала, что основные жалобы студентов и преподавателей, проходящих оздоровление в санатории-профилактории ИГЭУ, соответствовали имеющейся у них патологии. Общее улучшение самочувствия после проведенного в санатории-профилактории лечения отметили более 50% обследованных, около 15% - стали спокойнее, почувствовали укрепление иммунитета, более 10% - избавились от болевых ощущений.

Экономическая эффективность оценивалась на основании стоимости пребывания студентов в санатории-профилактории ИГЭУ, составившей за этот период в среднем 2886руб. В случаях, когда пролеченный студент не уходит в дальнейшем в академический отпуск, экономический эффект определяется разницей между затратами на лечение и стоимостью дополнительного года обучения: 30000руб. -2886руб. = 27114руб. на 1-го пролеченного пациента в год.

В случаях, когда удалось в связи с проведенным лечением добиться только снижения заболеваемости с ВУТ, определить экономический эффект не предоставляется возможным, т.к. студентам не оплачиваются пропущенные по болезни дни. В этом случае следует говорить о социальной составляющей эффективности проведенных реабилитационных мероприятий. Здесь подразумевается накопленный трудовой и демографический потенциал пролеченных пациентов, который выражается в числе предполагаемых лет трудоспособности и потенциальным числе сохраненных жизней. Дать экономическую оценку этой составляющей в настоящий момент не предоставляется возможным, однако ее значимость для общественного производства очевидна.

Основные пожелания студентов и преподавателей сотрудникам санатория-профилактория после проведенного там обследования и лечения в основном касались улучшения материально-технической базы и расширения возможностей проводимого медицинского обследования (8,5%), а также - введение услуг массажиста, открытие тренажерного зала, увеличение порции питания на ужин.

Выводы

Таким образом, анализ основных параметров образа и условий жизни студентов и преподавателей, проведенный в сопоставлении разных возрастно-половых групп, выявил некоторые особенности их, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на профилактику возникновения и развития заболеваний в студенческих и преподавательских коллективах. Основным учреждением для проведения эффективной профилактики и лечения заболеваний должен стать медицинский Центр, предназначенной для проведения диагностической, лечебной, оздоровительной и консультативной работы среди студентов и преподавателей, медицинская, социальная и экономическая эффективность которого доказана в ходе организационного эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беребин М.А. Психологическая диагностика нарушений психической адаптации у студентов вузов / Беребин М.А. // Вопр. подготовки клинических психологов, специалистов по социальной работе и врачей-психотерапевтов / Материалы 2-го Всеросссийского совещания и научно-практической конференции. - Оренбург, 2005.- С. 221-222.

2. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения./ Бойко В.В. //- СПб, «Сударыня», 2000.- 88с.

3. Гильмутдинов Р.Г. Значение личностных особенностей студентов ОГУ в формировании расстройств адаптации / Гильмутдинов Р.Г. // Вопр. подготовки клинических психологов, специалистов по социальной работе и врачей-психотерапевтов / Мат. 2-го Всеросссийского совещания и научно-практической конференции. - Оренбург, 2005.- С. 233-234.

4. Жураковский В. [и др.] Вузовский преподаватель сегодня и завтра / Жу-раковский В.//- «Высшее образование в России», 2000. -№ 3.- С. 3-8.

5. Иванова А.В., Карасева Т.В., Современные проблемы охраны здоровья преподавателя вуза / Иванова А.В., Карасева Т.В. // Сб. мат. Всерос. научн.-практ. конф., посв. памяти проф. Р.Б. Гительмахера - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. - С. 221-228.

6. Ларенцова Л.И. [и др.] Синдром «эмоционального выгорания» (bumout) у врачей-стоматологов / Ларенцова Л.И. // Новое в стоматологии.- 2002.- №2.- С. 9799.

7. Хутиев Т.В. Рекомендации по организации лечебного процесса и оценки эффективности санаторно-курортного лечения больных. / Хутиев Т.В. // -Сочи, 1996. - 45с.

OPTIMIZATION THE SYSTEM OF MAKING HEALTHIER OF STUDENTS AND TEACHERS IN CONDITIONS OF TECHNICAL UNIVERSITY

A.V.Ivanova, O.V.Kuligin

Complex social-hygienist and medical-psychologist research of mode of life, psychological conditions and state of life of students and teachers of technical university becomes to elaborate the programms of making healthier these contingents and also to deal the functial-organizing model of the medical center, which social, medical and economy effectivness proved during the organizing experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.