секторе автомобильных перевозок внедрение интегрированного планирования, реорганизации и модернизации.
Предусмотрено также укрепить управление рынком автомобильных перевозок, стимулировать дальнейшее развитие технологий, составить реальный и устремленный в будущее долгосрочный план развития.
Щирокорад О. А., Гамзин Д.В.
ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРЕМЕРЕ ООО «ВОСТК-АВТОБИР»
Автотранспортное предприятие представляет собой сложную систему. Любая система имеет управляемую и управляющую системы. Первая состоит из ряда взаимосвязанных комплексов: основных и вспомогательных цехов, различного рода служб. Вторая представляет собой совокупность органов управления. Обе системы связанны по средствам информации, поступающей от объектов управления, а так же от внешних источников информации в управляющую систему, и принимаемых на основе этой информации решений, которые в виде команд поступают в управляемую систему для исполнения.
Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. Особенности работы автотранспорта в условиях рынка заключаются в том. что в рыночных условиях в целом провозные возможности преобладают над спросом на перевозки в междугороднем сообщении, в связи с чем перед перевозчиком встает задача изучения рынка транспортных услуг и завоевание на этом рынке своего места, своей ниши в условиях конкуренции.
Поэтому, в рыночных условиях работа автотранспорта должна быть сосредоточена в следующих основных направлениях:
а) маркетинговая деятельность;
- концепция экономичности системы товародвижения (доступные тарифы на перевозки и услуги),
- концепция качества системы товародвижения,
- концепция расширения рынка (расширения перечня выполняемых перевозок и услуг с целью привлечения клиента).
б) внутрипроизводственное планирование и учет (текущее планирование деятельности транспортного предприятия предполагает разработку планов для развития перевозок отдельных видов грузов и их технологии);
в) применение современных информационных технологий и средств связи (электронные диспетчерские системы, современные средства связи и т. п.);
г) обучения персонала работе в рыночных условиях.
их факторов.
Анализ работы автомобильного транспорта при перевозках грузов показывает, что за последнее десятилетие произошло значительное ухудшение показателей использования автомобилей. При этом производительность грузовых автомобилей снизилась в 2,6 раза, а рентабельность на коммерческих перевозках за последние три года в целом не превышает 3-5%.
Низкая эффективность автотранспортного бизнеса, помимо нерационального расходования экономических ресурсов, создаст ситуацию, при которой дополнительные транспортные потребности экономики будут удовлетворяться экстенсивным путем - за счет наращивания числа автотранспортных средств и пропорционального увеличения загрузки дорог при адекватном усилении воздействия негативных факторов автомобилизации.
Общество с ограниченной ответственностью «Восток-Авто-Бир» образовано 30 января 2002 года с целью предоставления консалтинговых услуг предприятиям и частным лицам в области автомобильных перевозок.
С июля 2004 года, получив в аренду основные средства, компания начинает оказывать услуги по автомобильным перевозкам всех грузов, специализируясь на выполнении перевозок повышенной сложности, а именно негабаритных грузов и скоропортящихся продуктов с особыми требованиями к температурному режиму, а также с предъявлением комплекса транспортно-экспедиционных услуг, но в последнее время произошли финансовые изменения показателей работы общества с ограниченной ответственностью, что связанно с кризисом в стране
Прежде всего, стремясь улучшить финансовое положение ООО «Восток-Авто-Бир», может быть выбрана следующая стратегия:
- представление нового вида услуг;
- реорганизация структуры управления предприятием;
- организация отдела маркетинга.
В условиях рыночных отношений каждое предприятие должно изучать спрос на выпускаемую им продукцию, определять рынки сбыта, каналы движения товаров, т.е. проводить маркетинговые исследования. Поэтому весьма актуальным в настоящее время является создание на предприятии отдела маркетинга.
Отдел должен заниматься: маркетинговыми исследованиями, планированием производства и маркетинга, формированием спроса и стимулированием сбыта.
Важнейшей из функций отдела маркетинга является определение (формулирование) маркетинговых целей автотранспортного предприятия, представляющих результат анализа информации о состоянии рынков и прогноза их развития на конкретный период, а также исследования возможностей предприятия и его конкурентов. Выполнение этих функций возлагается на специалиста по маркетинговым исследованиям, который должен ориентироваться в информационно - исследовательской и аналитической деятельности, исследовании рынков сбыта продукции (услуг). В состав отдела предлагается ввести следующие должности: начальник отдела, ведущий экономист по маркетинговым исследованиям, ведущий экономист по исследованию рынка, потребительских свойств, сбыта и распределения услуг.
В результате полученных данных исследования рынка формируются цели предприятия, отражающиеся в цифровой форме и рекомендуемые для использования при разработке стратегии и тактики маркетинга, планировании объема перевозок и составлении плана маркетинга - эти функции должен выполнять специалист по планированию производства и маркетинга.
Стратегия маркетинга заключается в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке. Выбирая оптимальную стратегию маркетинга, следует определить методы достижения поставленных целей. Если стратегия маркетинга опирается на прогнозирование долгосрочных перспектив изменения рынков и потребностей заказчиков, то тактика отражает конъюнктурные соображения и принципы формирования спроса.
Разработав стратегию и тактику маркетинга, необходимо перейти непосредственно к планированию производства с учетом имеющихся сведений о конкурентах и прогнозах рыночной обстановки. Важным этапом планирования является установление цены на услуги. Максимальную и минимальную приемлемые цены определяют при рассмотрении стратегии маркетинга, а прейскурантные цены, скидки и надбавки, на которые следует идти во время переговоров, - при формировании договорных цен. Отдел маркетинга должен гарантировать устойчивую реализацию услуг посредством формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС). Формирование спроса (ФОС) обеспечивается «вводящей» рекламой услуг, учитывающей особенности различных платежеспособных групп заказчиков; распространением положительных отзывов тех, кто уже пользуется услугами автокомбината. Для стимулирования сбыта (СТИС) проводятся мероприятия коммерческого характера: введение торговых скидок за объем и регулярность заказов.
Последней из функций в технологической цепочке выполнения работ является анализ и контроль получаемых результатов, определение эффективности маркетинговой работы, оценка приближения к поставленным целям и, как результат, выработка предложений в целях корректирования маркетинговой деятельности во всех ее аспектах.
Для нормального функционирования отдела маркетинга должно быть разработано положение об этом отделе. Для расчета плановой численности служащих необходимо использовать «Нормативы численности ИТР и служащих по функциям управления», в которых отсутствует такая функция, как маркетинг, а наиболее близкой к нему является функция «Организация сбытовой деятельности». Поскольку затраты умственного труда в отделе маркетинга трудно нормировать по
функциям управления, то предполагается использовать для расчета наиболее приемлемые методы: опытный и опытно - статистический, основанные на сочетании экспертных оценок и имеющихся статистических материалов по ранее выполнявшимся аналогичным работам.
Для определения нормируемой трудоемкости работ необходимо изучить состав и виды работ, периодичность их выполнения, определить нормы времени и исполнителей по видам работ. Трудоемкость ненормируемых работ определяют экспертным путем. Зная общую трудоемкость и годовой фонд времени, определяют численность всех служащих отдела маркетинга. При заданном плановом годовом фонде рабочего времени можно провести анализ загруженности отдела маркетинга, определив возможности совмещения работ в отделе.
Таким образом, организация отдела маркетинга должна способствовать повышению эффективности работы предприятия.
Комплекс маркетинга - одно из основных понятий современной системы маркетинга.
Комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирмы используют в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Методы распространения - всевозможная деятельность, благодаря которой услуга становится доступной для целевых потребителей.
Услуги транспортного предприятия - это методы распространения для фирм, нуждающихся в транспортировке их товаров.
Методы стимулирования - всевозможная деятельность транспортного предприятия по распространению сведений о достоинствах своих услуг и убеждению целевых потребителей пользоваться именно его услугами. Так, транспортные предприятия оплачивают рекламу, организуют разного рода специальные предприятия, а также организуют пропаганду. Все решения относительно составляющих комплекса маркетинга во многом зависят от принятого фирмой конкретного позиционирования услуги. Решение о позиционировании услуги является основой для разработки целенаправленного комплекса маркетинга. Располагал выбором прибавлять, вычитать или изменять четыре элемента в своей программе рыночной деятельности, транспортное предприятие может получить нужный ей комплекс маркетинга, необходимый для эффективной деятельности в условиях рынка.
Всё большее значение приобретает сейчас у нас в стране реклама, цель которой - привлечь внимание потенциальных покупателей к фирме: её возможностям, предлагаемым услугам, подчеркнуть весь спектр потребительских свойств услуги (высокое качество, новизна, надёжность, удобство, приемлемая цена и т.д.).
Цель рекламы транспортного предприятия - привлечение внимания потенциальных клиентов к фирме, её возможностям, предлагаемым услугам и т.д. Реклама призвана не только содействовать спросу на услуги, но и решать целый спектр других проблем. Среди них: информация о предприятии, его достижениях, содействие службы сбыта услуг в переговорах с клиентами, обеспечение обще известного призвания деятельности предприятия, формирование сознание клиентов, что они сделали верный выбор, демонстрация солидности предприятия, точности в выполнении принятых им обязательств и т.д. Таким образом, являясь существующей реальностью сегодняшнего рынка, реклама требует внимательного изучения и виртуозного владения всеми её инструментами.
Рассмотрев различные средства распространения рекламной информации об услугах можно сказать, что наиболее эффективными для транспортной компании являются: реклама в прессе, наружная реклама, транспортная, а также реклама в сети Интернет. Из всех медиа - средств телевидение, несомненно, более наглядно представляет рекламируемые товары. Но применительно к транспортной услуге оно малоэффективно. Это объясняется тем, что кратковременная демонстрация услуги с помощью видеоролика привлекает в основном внимание частных лиц. Среди этого сектора населения мало потенциальных клиентов для крупных перевозчиков. Высокая стоимость телевизионной рекламы также не дает ей преимуществ.
Чтобы проинформировать и заинтересовать нужную аудиторию, необходимо целенаправленно размещать рекламные объявления, воспользоваться прямой рассылкой либо прибегнуть к специализированным изданиям.
Специализированные журналы и газеты наиболее эффективны. В них можно шире раскрыть деятельность фирмы, а также ознакомить с услугами. Для размещения рекламной информации в газете не требуется больших затрат. Главными минусами данного средства является сложность
создания эксклюзивного макета. При использовании полноцветной печати стоимость резко возрастает.
Наружная реклама эффективна тем, что в любое время суток демонстрирует краткую важную информацию о фирме. Расположить ее можно практически в любом желаемом месте, учитывая при этом, что наиболее выгодные места имеют стоимость несколько выше.
В настоящее время сеть Интернет охватывает практически весь мир. В настоящее время создание сайта компании неотъемлемая часть маркетинговой стратегии продвижения услуги на рынок. Это позволяет клиенту без отрыва от рабочего места узнать о компании, о ее услугах, расположении филиалов, тарифах и многом другом. Затраты на создание сайта несомненно высоки, но они оправдывают себя.
В условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятия может быть обеспечена при совершенствовании управления организации. Одной из основных функций управления организации, является рациональное и эффективное использование участников процесса управления.
При сокращении объема работ в ООО «Восток-Авто-Бир» необходимо уменьшить количество участников процесса управления и изменить организационную структуру предприятия
В связи со значительным сокращением объема перевозок грузов, и в целях экономии расходов на содержания аппарата управления необходимо изменить структуру подразделений. А именно сократить:
- заместителя генерального директора по финансам, частично возложив обязанности на главного бухгалтера и бухгалтера, это вызвано уменьшением объема документооборота и финансово-бухгалтерской отчетности;
- начальника отдела снабжения, в виду того, что объединили две должности в целях повышения эффективности труда;
- начальника отдела технического контроля - сокращение вызвано уменьшением загруженности трудового транспорта, что приводит к его систематическому простою, вследствие чего "периодичность осмотра состояния транспортных средств уменьшается;
- старший диспетчер, осуществлял координацию действий диспетчеров, так как сократилась единица штатного расписания - диспетчер, целесообразнее стало данную структурную единицу упразднить;
- при систематическом простое транспортных средств уменьшилась нагрузка, как на заведующего склада, так и заведующего ГСМ, что в свою очередь привело к объединению двух структурных единиц.
Таким образом, в результате изменения организационной структуры управления, затраты предприятия на заработную плату в год снизятся на 1028,16 тыс. руб.
Для того чтобы улучшить финансовое положение предприятия и обеспечит работой персонал, необходимо ввести новый вид услуги - ремонт грузовых автомобилей.
Предприятие сможет оказать следующие виды работ по ремонту и обслуживанию грузовых автомобилей: сварочные работы; шиномонтаж; диагностика и ремонт топливной аппаратуры; диагноста и ремонт ходовой части; ремонт и обслуживание двигателей внутреннего сгорания (ДВС); ремонт электропроводки.
Для осуществления данного проекта предприятию потребуется следующее помещение и оборудование:
- отапливаемый бокс;
- мойка;
- сварочные аппараты;
- шиномонтажная;
- подъемник; токарные станки.
На предприятии уже имеются в наличии данные помещения и оборудование. Поэтому нам не потребуется затраты связанные с арендой помещения и закупкой нового оборудования. На предприятии уже имеются в наличии данные помещения и оборудование. Поэтому нам не потребуется затраты связанные с арендой помещения и закупкой нового оборудования
После проведенного мероприятия - внедрения новой услуги - ремонт грузовых автомобилей годовой доход от оказания данной услуги составил 594980 рублей.
Исходя из данных полученных в результате расчетов можно сделать вывод, что при выбранной стратегии совершенствования транспортной деятельности предприятия, ООО «Восток-Авто-Бир» улучшит свое финансовое положение.
Звонарев М.И., Кан М.Р., Щурбина О .Я., Винокуров А.А.,Каулин М.И.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ НИРС И НТТМ
Организация на Дальнем Востоке инновационного перехода от сырьевой модели, сложившейся в регионе за многие десятилетия, к модели, основанной на высокотехнологичных отраслях, является, с одной стороны, одним из важнейших условий для развития сотрудничества региона и Российской Федерации, в целом, со странами АТР, и, с другой стороны, предпосылкой эффективного использования ресурсов, сосредоточенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, для решения внутриэкономических задач.
Прогресс в формировании научно-технического потенциала является важнейшим фактором экономического роста любой страны, существенно влияющим на ее конкурентоспособность в мировой экономике. Освоение высокотехнологичных процессов производства и закрепление на соответствующих товарных и финансовых рынках являются в настоящее время приоритетными направлениями экономической политики как развитых государств мира, так и все большего числа развивающихся стран.
Важнейшей задачей в связи с этим становится эффективное патентно-лицензионное обеспечение процесса формирований научно-технического потенциала региона. Однако, интенсивность генерирования в Дальневосточном регионе новых результатов интеллектуальной деятельности, способных стать основой для новых технологий, продукции или услуг нельзя признать удовлетворительным, как по количеству и качеству защищаемых патентов, так и по темпам прироста действующих охранных документов.
Темпы прироста патентов на изобретения в стране и, тем более, в ДФО, чрезвычайно низки, что создает предпосылки для определенного экономического закабаления российской экономики иностранцами (особенно в области высоких технологий) уже в ближайшей перспективе.
С точки зрения здравого смысла сохранение и продолжение такой ситуации представляется недопустимым. Для преодоления этих негативных тенденций, необходимо в течение ближайших лет обеспечить количественное (не менее, чем двух - трехкратное) и качественное улучшение патентной защиты промышленных технологий в регионе, интенсификацию введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
Решение данной задачи невозможно без привлечения к ее решению творческого потенциала студенчества и научной молодежи (аспирантов и молодых ученых), т.е. использования потенциала системы НИРС и НТТМ.
Вместе с тем оценка вклада системы НИРС и НТТМ в формирование регионального портфеля интеллектуальной собственности показывает, что этот вклад нельзя признать значительным. Так данные по заявкам на изобретения учтенным, как результат НИРС, говорят о том, что региональная система НИРС, обеспечивает подачу не более 6-10 % заявок, даже если считать все заявки, поданные с участием студентов, генерированными самими студентами.
Сходная картина наблюдается и в рамках системы НТТМ - фактически, активность молодых ученых (достаточно невысокая сама по себе) проявляется только в соавторстве со старшими коллегами, более сведущими в вопросах интеллектуальной собственности.
Таким образом, можно констатировать, что в регионе отсутствует эффективная поддержка научного и научно-технического творчества молодежи (и в вузовской и в академической среде), в отношении закрепления результатов их интеллектуальной деятельности. В результате этого