Курбанов О.С.
Экономический потенциал развития рынка транспортных услуг в
Республике Дагестан
Республика Дагестан занимает важнейшее геополитическое и геостратегическое положение в России.
Республика располагает разветвленной транспортной подсистемой транспортной системы России, является стратегическим звеном в международном, трансконтинентальном транспортном коридоре между Европой и Азией.
Эффективное функционирование Международного транспортного коридора «Север-Юг» потребует усилий всех прикаспийских государств и соответствующей международной поддержки, так как многие вопросы требуют комплексного подхода и учета имеющегося мирового опыта.
Республика Дагестан обладает единственным незамерзающим портом на Каспийском море, что дает ему несомненные преимущества в осуществлении грузоперевозок. Реконструкция и развитие Махачкалинского морского торгового порта, приобретение крупных железнодорожных паромов, судов для перевозки нефти и прочих грузов позволяет региону реализовать эти выгоды.
Транспортная подсистема Дагестана - динамично развивающаяся отрасль, одна из ведущих в экономике республики, на долю которой приходится 10% валового регионального продукта, играет важную роль в обеспечении растущего спроса отраслей экономики региона, внешнеторговых транспортно-экономических связей России, потребности населения в транспортных услугах.
Это совокупность всех видов современного транспорта и объектов транспортной системы, интегрированной в транспортную сеть СевероКавказского, Южного Федеральных округов, Закавказья и Европейской части России.
К основным видам сложившейся транспортной специализации республики относятся: железнодорожный транспорт, автомобильные дороги и автомобильный транспорт, воздушный транспорт, морской транспорт, трубопроводный транспорт.
Активное развитие и эффективное функционирование транспорта республики является одним из базовых условий перехода к инновационному характеру развития, повышению ее конкурентоспособности.
Транспортные операции обычно рассматриваются в неразрывной связи с торговыми сделками в качестве средства их реализации. В то же время транспортные операции, являясь самостоятельным видом предпринимательской деятельности, имеют специфические особенности и свою проблематику маркетинга.
Оптовая торговля средствами производства и рыночные отношения между грузовладельцами, как правило, влияют на увеличение уровня неравномерности перевозок и приводят к неопределенности транспортно-экономических связей по сравнению с централизованной системой распределения.
Свобода выбора поставщика потребовала определенной свободы выбора транспорта, способа и условий перевозок. Все это предопределило необходимость нового подхода к планированию перевозок с учетом рыночных отношений.
Решению этих задач во многом может способствовать применение маркетинга, его принципов и методов управления.
Общество заинтересовано в сокращении транспортных затрат, присоединяемых к стоимости товара в процессе его перемещения. Продукция транспорта, обладая только ей присущей спецификой, в то же время является товаром, а следовательно, объектом маркетинга.
Применительно к рыночной экономике роль маркетинга можно оценивать с двух позиций: во-первых, с позиции изучения рынка, спроса потребителей, ориентации производства на эти требования, адресности выпускаемой продукции; во-вторых, с точки зрения активного воздействия на рынок и существующий спрос на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Внедрение маркетинга на отечественном транспорте обусловлено необходимостью оптимизации эксплуатационных расходов и получением максимальных доходов. Растущая диспропорция между спросом и предложением на рынке перевозок требует т перестройки управленческой деятельности с ориентацией на рынок.
Маркетинговая деятельность на транспорте включает комплексное изучение рынка, приспособление производства к его потребностям и продвижение транспортных услуг на рынок. Это позволит реализовать системный подход к использованию принципов маркетинга для совершенствования деятельности предприятий транспорта. В настоящее время рынок покупателя транспортных услуг уже в достаточной степени сложился. Вместе с тем покупатель предъявляет и новые требования к работе транспорта.
Основная задача маркетинга транспортных услуг — убедить потребителей приобретать эти услуги. Интересы потребителя определяют основную деятельность транспорта. Предприятия транспорта должны ориентироваться на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий к нуждам потребителей, удовлетворение их интересов.
Маркетинг на предприятиях транспорта прежде всего выполняет сбытовую функцию, направленную на продвижение услуг от продавца к потребителю. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как процесс организации и управления всей деятельностью предприятия, направленной на оказание таких услуг, которые соответствуют потенциальному спросу.
Центральной фигурой является потребитель, который предъявляет определенные требования к транспортным услугам.
Поэтому основными направлениями маркетинговых исследований на транспорте являются:
1) максимальное удовлетворение интересов потребителей транспортных услуг;
2) формирование спроса на транспортные услуги.
Продуктом деятельности предприятий транспорта является оказание различного рода услуг: перевозка грузов, пассажиров, транспортно-экспедиционные услуги и др. К услугам в широком понимании можно отнести не только перевозку товаров, но и их доставку, складирование, хранение и упаковку. Поэтому услуги по перевозкам относят к основным видам услуг. К ним примыкают услуги по погрузке и разгрузке, экспедирование, обеспечение сохранности и др. К транспортным услугам могут быть отнесены услуги коммерческого характера (сдача зданий, земельных участков, складских помещений в аренду, техническое обслуживание, ремонт автомобилей и др.). В последние годы стали развиваться услуги по страхованию транспорта, юридические консультационные услуги.
Цены на услуги транспорта определяются тарифами, которые дифференцированы по видам транспорта, перевозимым грузам, дальности перевозок. Выбор тарифа определяется конкретными условиями поставки грузов и перевозки пассажиров.
Комплексное изучение рынка транспортных услуг включает в себя исследование оптимальных вариантов доставки грузов, действия транспортных предприятий как внутри страны, так и вне ее. Поэтому оптимальное планирование материальных потоков и рационализация перевозок - одни из важнейших направлений оптимизации сферы обращения и стратегии маркетинговой деятельности. Оптимизация материальных потоков - это важное направление по выявлению и устранению излишних перемещений продукции, которое должно быть выгодно всем.
Принципы маркетинга могут найти широкое применение при формировании материальных потоков и планировании перевозок грузов, и прежде всего при формировании объективного потребительского спроса на перевозки. Например, в условиях реального снижения объемов железнодорожных перевозок грузов необходимо развивать транспортные услуги, нетрадиционные формы хозяйственной деятельности для получения дополнительной прибыли. При соответствующих службах в структуре управления на железных дорогах должны быть организованы маркетинговые отделы, которые изучали бы рынок транспортных услуг, формировали спрос на перевозки. Особое внимание следует уделить повышению качества транспортного обслуживания населения за счет внедрения новых технологий. Важно, чтобы дополнительная прибыль была получена не за счет увеличения цен, а за счет расширения сферы дополнительных услуг и повышения качества обслуживания. Для этого следует изучать рынок услуг, организовывать, рекламировать услуги на принципах маркетинга.
В последние годы возник ряд транспортных организаций, оказывающих оперативные услуги в перевозках скоропортящихся грузов и грузов в контейнерах в промышленные центры. Деятельность этих организаций четко согласована с работой железных дорог. Диверсификация деятельности транспортных организаций, например сдача в аренду временно пустующих складов, вагонов на время спада перевозок, организация гостиниц в
пассажирских вагонах в зимний период для различных малых предприятий и др., — это дополнительные услуги, оказываемые организациями транспорта.
Маркетинговые подходы к организации работы на автомобильном транспорте различны: создание единого рынка автотранспортных услуг; расширение и развитие работы автотранспорта в условиях рынка; организация страхования; лизинговые операции и др. В условиях роста масштабов деятельности автотранспорта и увеличения парка автотранспортных средств, улучшения методов обслуживания потребителей расширяется зона транспортного обслуживания.
Многие оптово-посреднические организации организуют систему доставки товаров с учетом расстояния и времени на перевозку. Наличие местных и дальних перевозок предъявляет и различные требования к их обслуживанию.
Перспективы развития рынка транспортных услуг в Дагестане обусловливаются прогнозируемыми тенденциями расширения внутрироссийского, а также международного спроса на предоставляемые транспортные услуги, их высоким уровнем конкурентоспособности.
Основой функционирования и развития рынка транспортных услуг является конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций.
Наряду с мерами государственного регулирования, направленными на развитие конкуренции, развитию рыночных отношений на транспорте и повышению его привлекательности как сферы предпринимательства и инвестиций способствуют структурные преобразования на отдельных видах транспорта.
В соответствии с транспортной стратегией РФ основными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг Республики Дагестан являются:
• совершенствование антимонопольного регулирования;
•поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;
•создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;
•устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;
•коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
• совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более «мягким» формам государственного регулирования;
• поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;
• постепенная замена действующих количественных квот качественными;
• содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.
На первое место в транспортном обслуживании хозяйства и населения выступают скорость, надежность и сохранность грузов. Гарантия именно этих качеств обеспечивает нормальное функционирование хозяйства и торговли, усиливает коммерческий интерес предпринимателей. В конкурентной борьбе за рынки ресурсов и сбыта главным императивом выступает оперативность в принятии и реализации решений: кто быстрее освоит новые сферы, быстрее перестроит свое производство в соответствии с изменившимися потребностями и скорее доставит новые изделия потребителю. Институциональные изменения, которые в современных условиях происходят в транспортной системе, радикально меняют традиционные положения о сферах рационального применения различных видов транспорта. Более того, перекосы в развитии товарных рынков различных регионов России приводят к тому, что перевозчики с более развитым грузовым и пассажиропотоком находятся в более выгодном с экономической точки зрения положении, чем перевозчики периферийных регионов.
Основой развития современного рынка транспортных услуг являются следующие составляющие:
— исторически сложившаяся культура грузовых перевозок на мировом рынке транспортных услуг, которая представляет практически одинаковые права всем участникам товародвижения;
— набор финансовых инструментов, юридических процедур сделок, неограниченный сервис транспортных услуг;
— снижение риска грузоотправителей и грузополучателей в связи с использованием различных форм и вариантов страхования грузов.
Сегодня остро назрела необходимость создания в регионе единых логистических 3PL-провайдеров, наделенных полномочиями по управлению грузовыми (входящими, выходящими и транзитными) потоками, по организации взаимодействия всеми элементами регионального логистического комплекса.
Логистический 3PL провайдер- это разветвленная система менеджмента, отвечающая за цепочку поставок, предоставляющая своим Доверителям полный комплекс логистических услуг, 3PL провайдер объединяет в себе полный цикл, связанный с движением товара, куда входит полное оформление грузов, импортно-экспортная или фрахтовая документация, транспортировка, 3PL провайдер ведет и управление заказами и контроль за движением товаров, складское хранение, управление и учет запасов, и по окончании цикла 3PL провайдер осуществляет доставку и передачу груза конечному потребителю. Помимо этого 3PL провайдер может взять на себя широкий спектр связанных с логистикой дополнительных функций - переработка, оптимизация, утилизация, ремонт и тому подобное. 3PL провайдер так же может предложить своим партнерам оптимизировать систему поставок для Доверителя, имея общую информационную базу и решая общие задачи. 3PL провайдер нередко способен значительно повысить эффективность не только решения логистических, но и
торговых вопросов. Если говорить просто- 3PL провайдер или логистический оператор, решает для Доверителя несколько основных задач -минимизирует логистический цикл и добивается его максимальной эффективности, при этом снижая, благодаря своим внутренним ресурсам, его затратную часть, одновременно освобождая ресурсы Доверителя для ведения не связанной с логистикой деятельности.
Как показывает зарубежный опыт работы логистических провайдеров, организация и управление на таком большом масштабе, позволит значительно снизить транспортно-логистические издержки бизнеса. Однако для этого необходимо преодолеть различие интересов бизнес-структур, ясно показать цели и результаты, которые можно будет получить при согласованной деятельности транспортных, торговых, стивидорских и др. организаций региона.
Низкий процент наличия складских площадей современного уровня вида «А» и «В» является основным негативным фактором, который снижает привлекательность нашего региона. В данную область необходимо привлечение значительного объема инвестиций для проведения исследований, проектирования и строительства. Создание на территории Республики Дагестан крупной транспортно-логистической подсистемы позволит не только полностью обеспечить потребность в такого рода услугах, привлечь инвестиции, но и в перспективе быть одним из локомотивов экономики Республики Дагестан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.
2.Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010
года.
3.Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.).
4.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. .
5.Концепция ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015гг)» .
6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года .
7.Маркетинг сферы уолуг: Учебное пособиеСтаханов В.Н.,Стаханов Д.В.2008 Экспертное бюро
8.Вельможин, А.В. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин - Волгоград: Волгоград. гос. техн. ун-т, 2007.
9.Туревский, И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник / И.С. Туревский - М.: Изд. дом «Форум»: ИНФРА-М, 2007.