Matushak, S.N. Fortygina // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2020. -No. 396. - P. 373-377.
9. Health-saving competencies in physical education of students / V. I. Donchenko, V. O. Zhamardiy, O. M. Shkola, O. V. Kabatska, V. H. Fomenko // Wiadomosci lekarskie. - 2020. - No 73 (1). -P. 145-150.
10. Value attitude to health as the basis of an active life position of an individual / L.V. Harash-chenko, S.G. Kondratiuk, S.P. Palamar, H.O. Vaskivska, L.L. Nezhyva // Wiadomosci lekarskie. - 2021. -No. 74 (3 cz 2). - P. 690-696.
11. Yakunchev M.A. Health and fitness activities to cultivate health values in future teachers / M.A. Yakunchev, L.P. Karpushina, O.N. Karabanova // Theory and practice of physical culture. - 2021. -No. 2. - P. 108-110.
REFERENCES
1. Gnatyshina, E.V., Vorozheykina, A.V., Tsilitsky, V.S., Salavatulina, L.R., Reznikova, E.V.
(2019), "Socio-cultural transformation of the tools for professional training of teachers in the context of digitalization", Social and Cultural Transformations in the Context of Contemporary Globalism: Collection of Scientific Papers of the II International Scientific Conference dedicated to the 85th anniversary of Professor Kh.I. Ibragimov, Novosibirsk, Vol. 3, pp. 143-146.
2. Marochkina N.V. (2006), "Psychological study of the dynamics of motivation in rhythmic gymnastics", Humanities research, No. 4, pp. 80-84.
3. Maltsev, V.P., Semchenko, A.A. and Beloysova, N.A. (2018), "Approach from the perspective of pedagogical bases for formation of psychophysical health of modern schoolchildren", Modern problems of science and education, No. 4, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27840
4. Timoshenko, E.I. (2014), "The system of physical culture and recreational activities in the educational process", Bulletin of the South Ural Professional Institute, No. 1 (4), pp. 69-74.
5. Tsibulnikova, VE. (2018), "Health-forming and health-preserving environment as a component of the educational environment of the school", Science and School, No. 1, pp. 156-165.
6. Shtoff, V.A. and Markov, B.V. (1997), "Problems of testing scientific knowledge", The theory of dialectics and questions of the methodology of teaching it in higher education, collection works, St. Petersburg, Issue 7, pp. 115-133.
7. Yasvin, V.A. (2001), Educational environment: from modeling to design, Smysl, Moscow.
8. Belousova, N.A., Korchemkina, Yu.V., Maltsev, V.P., Matushak, A.F. and Fortygina, S.N.
(2020), "Psychophysiological fundamentals of designing a health-saving educational path for teenagers with different levels of physical activity", Advances in Social Science, Education and Humanities Research, No. 396, pp. 373-377.
9. Donchenko, V.I., Zhamardiy, V.O., Shkola, O.M., Kabatska, O.V., Fomenko, V.H. (2020), "Health-saving competencies in physical education of students", Wiadomosci lekarskie, Vol. 73 (1), pp. 145-150.
10. Harashchenko, L.V., Kondratiuk, S.G., Palamar, S.P., Vaskivska, H.O., Nezhyva, L.L. (2021), "Value attitude to health as the basis of an active life position of an individual", Wiadomosci lekarskie, No. 74 (3 cz 2), pp. 690-696.
11. Yakunchev, M.A., Karpushina, L.P. and Karabanova, O.N. (2021), "Health and fitness activities to cultivate health values in future teachers", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 108-110.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.07.2021
УДК 371.016:355.231
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Аминат Александровна Бенидзе, старший преподаватель, Кронштадтский морской
кадетский военный корпус
Аннотация
Введение - статья посвящена результатам исследований по повышению уровня физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ). Цель исследования - разработка и обоснование оптимизированной программы по предмету «Физическая культура» для обучающихся 16-17 лет общеобразовательных организаций МО РФ на основе применения упражнений и требований комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО) и методики их тренировки для улучшения оценки успеваемости по физической культуре, выполнения испытаний на получение знаков отличия комплекса ГТО и повышения уровня физической подготовленности выпускников для успешной сдачи экзамена по физической подготовке при поступлении в военно-учебные заведения. Методика и организация исследования - педагогическое наблюдение, изучение уровня физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики; экспериментальную базу составил Кронштадтский морской кадетский военный корпус (г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт). Эксперимент составил 136 часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В нем приняли участие обучающиеся 11-х классов в возрасте 16-17 лет (54 человека). Результаты исследования и их обсуждение -обоснование и внедрение нового содержания программы по учебному предмету «Физическая культура» в образовательный процесс подготовки обучающихся общеобразовательных организаций МО РФ. Выводы - полученные результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности интеграции упражнений комплекса «Готов к труду и обороне» в программу подготовки обучающихся.
Ключевые слова: физическая культура, обучающиеся общеобразовательных организаций МО РФ, комплекс Готов к труду и обороне (ГТО).
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p23-27
OPTIMIZATION OF THE PHYSICAL EDUCATION PROGRAM FOR GRADUATES OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO ACCOUNT THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"
Aminat Alexandrovna Benidze, the senior teacher, Kronstadt Naval Cadet Military Corps.
Abstract
Introduction - the article is devoted to the research results on improving the physical fitness level of the Russian Defense Ministry cadets. The purpose of the study is to develop and justify the optimized program on the subject of "Physical Culture" for 16-17 years aged Russian Defense Ministry cadets, based on the application of exercises and requirements of the complex "Ready for Labor and Defense" (hereinafter - RLD) and methods of their training to improve the assessment of progress in physical culture, perform tests for obtaining the insignia of the RLD complex and increase the physical fitness level of graduates for successful passing the exam on physical training, when entering military educational institutions. The methodology and organization of the research - pedagogical observation, the study of the physical fitness level, pedagogical experiment, mathematical statistics methods; the experimental base was the Kronstadt Naval Cadet Military Corps (St. Petersburg, Kronstadt). The experiment amounted to 136 hours at the rate of 4 training hours per week. It was attended by cadets of the 11th grades aged 16-17 years (54 people). The results of the study and their discussion are the justification and introduction of the new content of the program on the subject "Physical Culture" in the educational process of training the Russian Defense Ministry Cadets. Conclusions - the obtained results of the experiment indicate the effectiveness of integrating the exercises of the "Ready for Labor and Defense" complex into the training program of students.
Keywords: physical education, Russian Defense Ministry Cadets, "Ready for Labor and Defense" complex (RLD complex).
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации воспитанию молодежи придается большое значение. Стране необходимы творческие, гармонично развитые, активные личности. Забота о здоровье обучающихся занимает важную позицию, обеспечивающую здоровую нацию [1]. В последнее время сохраняется тенденция снижения здоровья, физического развития и фи-
зической подготовленности разных групп населения. В целом в стране не менее 60% обучающихся имеют нарушения по состоянию здоровья, и только 14% учащихся старших классов признаются практически здоровыми, более 40% допризывной молодежи по состоянию здоровья не соответствуют требованиям, предъявляемым военной службой. Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, следовательно, физические упражнения помогают процессу обучения воспитанника и становлению нравственной личности [2]. Так, ежегодные отчеты свидетельствуют об увеличении количества абитуриентов-кадет, не выполнивших требования вступительных испытаний по физической подготовке при поступлении в образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны РФ отмечает, что достижение обучающимися определенного уровня физической подготовленности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации является приоритетным и необходимо рассматривать его как одним из ключевых.
Актуальность введения комплекса ГТО была определена привлечением населения к физкультурно-спортивной деятельности, пропагандой здорового образа жизни, укреплением здоровья, увеличением массовости спорта, спортивно-физкультурной деятельности и готовности к защите страны.
Систематические занятия с обучающимися по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО позволяют постепенно приобщаться к занятиям физической культурой и спортом, подниматься по ступенькам спортивного мастерства. Для обучающихся старших классов усвоение физических упражнений комплекса ГТО имеет практическое значение в целях подготовки к переходу на военную службу. Таким образом, исследования были посвящены определению причины недостаточного уровня физической подготовленности обучающихся выпускного класса, необходимого для выполнения требований, предъявляемых для поступления в общеобразовательные организации высшего образования МО РФ.
Цель исследования заключалась в разработке и обосновании оптимизированной программы по предмету «Физическая культура» для обучающихся 16-17 лет общеобразовательных организаций МО РФ на основе применения упражнений и требований комплекса ГТО и методики их тренировки.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В связи с этим, опытно-экспериментальную базу составил Кронштадтский морской кадетский военный корпус (г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт). Педагогический эксперимент проводился в течение учебного года и составил 136 часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В эксперименте приняли участие обучающиеся возрастной группы 16-17 лет (11 класс) в количестве 54 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обучение в общеобразовательных организациях МО РФ должно быть ориентировано на перспективу дальнейшей службы выпускников в рядах Вооруженных сил и строится с учетом требований комплекса «Готов к труду и обороне».
В рамках нашего исследования оптимизация учебного процесса по предмету «Физическая культура» для обучающихся 11-х классов строилась на основе конкретизации целей и задач в соответствии с требованиями комплекса ГТО, перераспределения времени на темы обучения, включения в содержание физических упражнений и нормативов V ступени, методики применения подводящих упражнений и повторного метода тренировки. Программа должна быть направлена на повышение уровня физической подготовленности, развитие быстроты, выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей, овладение двигательными и прикладными навыками и решать следующие основные задачи: улучшение успеваемости выпускников по физической культуре, выполнение Государственных требований комплекса ГТО V ступени для получения
знаков отличия и подготовку к вступительным экзаменам при поступлении в военно-учебные заведения.
В целях определения оптимального содержания программы по физической культуре для 11-х классов и конкретизации тем прохождения программы и расчета часов на полугодия и учебный год был проведен опрос 120 преподавателей отдельной дисциплины (физической культуры).
В таблице 1 приведены темы экспериментальной программы по физической культуре и расчет часов на полугодие, и учебный год.
Таблица 1 - Перечень тем и расчет часов оптимизированной программы по учебному предмету «Физическая культура»_
Количество часов
Наименование темы четверть 1 полугод. четверть 2 полугод. За год
1 2 3 4
Тема .№ 1. Теоретическая подготовка 1 - 1 - - - 1
Тема .№ 2. Гимнастика и АП 5 10 15 10 8 18 33
Тема .№ 3. Легкая атлетика 12 6 18 4 12 16 34
Тема .№ 4. Плавание 8 4 12 8 12 20 32
Тема .№ 5. Лыжная подготовка - - - 4 - 4 4
Тема .№ 6. Пулевая стрельба 4 4 8 4 6 10 18
Тема .№ 7. Комплексные занятия 2 4 6 2 6 8 14
Итого 32 28 60 32 44 76 136
На основании результатов анкетирования было определено содержание оптимизированной программы на основе упражнений-тестов комплекса ГТО V ступени, которые расширяют, дополняют и конкретизируют существующую систему упражнений и нормативную базу по учебному предмету «Физическая культура» в рамках ФГОС и действующего НФП-2004.
На завершающем этапе был проведен педагогический эксперимент. В начале и после окончания испытуемые экспериментальной группы (далее - ЭГ) и контрольной группы (далее - КГ) групп выполняли тесты и контрольные упражнения, характеризующие уровень физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Изменение показателей по физической подготовленности по упражнениям комплекса ГТО ЭГ и КГ до начала и после проведенного педагогического эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Изменение показателей по физической подготовленности по упражнениям комплекса ГТО ЭГ и КГ до начала и после проведенного педагогического эксперимента
Показатель (ед. изм.) Группа В начале эксперимента После окончания эксперимента Различия
XX ±т Различия XX ±т Различия
Подтягивание на перекладине (раз) ЭГ 11,52±0,57 0,26 13,3±0,59 1,6* 1,78*
КГ 11,26±0,56 11,7±0,53 0,44
Бег на 100 м (с) ЭГ 14,14±0,16 0,03 13,63±0,12 0,44* 0,51*
КГ 14,17±0,16 14,07±0,15 0,1
Бег на 3000 м (с) ЭГ 815,74±16,0 4,3 775,26±10,14 39,59* 40,44*
КГ 820,0±17,13 814,85±16,10 5,15
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) ЭГ 8,19±0,95 0,12 11,15±0,65 1,9* 2,96*
КГ 8,07±0,91 9,19±0,68 1,12
Челночный бег 3х10 м (с) ЭГ 7,13±0,1 0,14 6,94±0,09 0,28* 0,19
КГ 7,27±0,1 7,22±0,1 0,05
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) ЭГ 226,3±2,87 3,97 230,74±1,95 7,55* 4,44
КГ 222,33±2,96 223,19±2,82 0,86
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) ЭГ 51,04±0,66 0,08 53,26±0,52 1,74* 2,22*
КГ 50,96±0,61 51,52±0,53 0,56
Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) ЭГ 31,59±1,08 0,34 34,48±0,71 2,22* 2,89*
КГ 31,93±0,78 32,26±0,72 0,33
Показатель (ед. изм.) Группа В начале эксперимента После окончания эксперимента Различия
XX ±m Различия XX ±m Различия
Плавание на 50 м (с) ЭГ 51,7±2,33 2,26 47,89±1,84 5,3* 3,81
КГ 53,96±2,03 53,19±1,88 0,77
Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 10 м из пневматической винтовки с открытым прицелом ЭГ 16,3±2,06 2,63 20,07±1,47 4,74* 3,77
КГ 13,67±1,96 15,33±1,65 1,66
Примечание: количеством звездочек обозначены достоверные различия соответствующие уровню их значимости (* - при р< 0,05; ** - при р< 0,01, *** - при р< 0,001)
ВЫВОДЫ
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности оптимизированной программы по физической культуре для обучающихся 16-17 лет общеобразовательных организаций МО РФ на основе требований комплекса ГТО.
В ЭГ произошли статически значимые изменения в большинстве показателей, характеризующих физическую подготовленность при 5% уровне значимости (р<0,05). В КГ также произошли положительные изменения во всех показателях физической подготовленности, однако различия результатов до и после эксперимента несущественны. При этом, испытуемые ЭГ превзошли КГ по всем упражнениям комплекса ГТО с доверительным уровнем различий 95%.
Установлено, что реализация оптимизированной программы позволила не только повысить успеваемость по предмету «Физическая культура», но и успешно выполнить обучающими 11-го класса Государственные требования комплекса ГТО V ступени.
ЛИТЕРАТУРА
1. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) : указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160703/ (дата обращения: 01.01.2021).
2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ (дата обращения: 01.01.2021).
REFERENCES
1. The Decree of the Russian Federation President (2014), About the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), of Marth 24 10'4 N 172, available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 160703/ (data accessed: 01.01.2021).
2. Government of the Russian Federation (2020), On the approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030, order of the of November 24, 2020 N 3081-r, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ data accessed: 01.01.2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2021
УДК 796.011.3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СТУДЕНТОК АГРАРНОГО ВУЗА, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Самарский государственный аграрный университет, г. Самара, Институт