НОВЫЕ ПОДХОДЫ В МЕТОДИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
NEW APPROACHES ТО THE METHODICAL TRAINING OF BIOLOGY DEPARTMENT STUDENTS TO WORK UNDER THE CONDITIONS OF TRANSITION TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF COMPULSORY EDUCATION
Е.А. Галкина, A.B. Марина, О.Б. Макарова
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, направление Педагогическое образование, бакалавр, методическая подготовка, новый подход, лабораторный практикум. В статье рассмотрены особенности методической подготовки бакалавров педагогического образования к работе в школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, новый подход к разработке лабораторного практикума по дисциплине «Методика обучения биологии».
E.A. Galkina, A.V. Marina, O.B. Makarova
Federal State Educational Standard of compulsory education, Pedagogical education, Bachelor, methodical training, a new approach, laboratory course. This article considers the peculiarities of methodical training of bachelors of pedagogical education to work in schools in conditions of implementing Federal State Educational Standard of compulsory education and a new approach to the development of the laboratory course of the discipline «Methods of teaching biology».
В условиях перехода общеобразовательных организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и начала реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» особую значимость приобретают новые подходы в методической подготовке студентов [ФГОС ООО].
Основные профессиональные образовательные программы направления 44.03.05 Педагогическое образование, профили «Биология и География», «Биология и химия», «Биология и экология», реализуемые в наших университетах, отводят на изучение дисциплины «Методика обучения биологии» 10 зачетных единиц
(360 часов, из них: аудиторных - 142 часа, самостоятельная работа - 146 часов). При этом учебная практика по методике обучения биологии в рамках комплексной полевой практики, предусмотренной учебным планом на третьем курсе, составляет всего 18 часов, а продолжительность производственной (педагогической) практики сократилась до 4 недель на четвертом курсе и 4 недель - на пятом.
Вместе с тем мы отмечаем значительное увеличение содержательной составляющей данной дисциплины, которая, наряду с теоретическими основами классической методики в современных условиях, должна включать новые содержательные аспекты деятельности школьного учителя, предусмотренные ФГОС ООО [Галкина и др., 2015]. Это такие составляющие, как: обновленная структура школьного биологического образо-
вания; основные документы, регламентирующие отбор содержания школьной биологии (ФГОС, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы по биологии, рабочие программы по биологии); вариативность УМК по биологии для основной и средней общеобразовательной школы; результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные), механизмы их достижения, критерии сформированное™, мониторинг сформированное™ результатов по разным курсам биологии, формы, виды, методы контроля сформированное™ результатов; универсальные учебные действия, их классификация, многообразие универсальных учебных действий, формируемых при изучении отдельных разделов школьной биологии; методика формирования универсальных учебных действий средствами содержания различных курсов биологии основной и средней общеобразовательной школы, критерии сформированное™, мониторинг формирования и развития системы универсальных учебных действий; организация проектной деятельности учащихся при изучении школьной биологии, виды учебных проектов, методика реализации проектов разных видов, критерии оценивания проектов и ряд других.
При этом мы не забываем тот факт, что с нового учебного года в общеобразовательном пространстве страны одновременно будут действо-
вать государственные образовательные стандарты (ГОС) общего образования и ФГОС ООО. Поэтому подготовка бакалавров должна быть, с одной стороны, сконцентрирована на их готовности к работе по ФГОС, а с другой - к реализации ГОС, которые будут действовать в нашей школе еще ближайшие 6 лет и знание специфики которых не утрачивает значимости для будущих учителей.
Необходимость изменения подходов в организации методической подготовки студентов во многом связана и с вариативностью программно-методического обеспечения школьного курса биологии по ФГОС ООО. Если в настоящее время школьные учителя биологии реализуют один из трех вариантов учебных программ, соответствующих ГОС, то уже с 2015-2016 учебного года осознанный выбор учебно-методических комплексов, соответствующих ФГОС, будет сделать гораздо сложнее. Это связано с тем, что уже сегодня МОиН РФ рекомендует к использованию в основной школе 15 вариантов учебных программ по биологии [Суматохин, 2011].
Данные варианты учебных программ существенным образом меняют содержание биологической дисциплины, изучаемой в разных классах основной школы. Проведенный нами анализ позволил установить, что в одном и том же классе по разным вариантам учебных программ изучаются разные учебные дисциплины (табл.).
Вариативность курсов биологии основной школы по учебным программам,
соответствующим ФГОС ООО
Программа 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
1 2 3 4 5 6
Н.И. Сонин, Введение в био- Живой Многообразие Многообразие Человек
В.Б. Захаров логию организм живых организ- живых орга-
(линейный вариант). мов. низмов.
Издательство Растения Грибы. Животные
«Дрофа» Бактерии. Лишайники
Н.И. Сонин, В.Б. За- Введение в био- Живой Многообразие Человек Биоло-
харов (концентриче- логию организм живых организ- гия. Общие
ский вариант). Изда- мов закономер-
тельство «Дрофа» ности
В.В. Пасечник Живые Живые Живые Человек Общие
«Линия жизни». организмы организмы организмы и его здоровье биологичес-
Издательство кие закономер-
«Просвещение» ности
<с
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й &
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п w с
S
X
н и
щ м
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
В.В. Пасечник. Бактерии. Гри- Многообразие Животные Человек Введение
Издательство бы. Растения покрытосемен- в общую
«Дрофа» ных растении биологию
И.Н. Пономаре- Строение и жиз- Многообразие Растения Животные Человек
ва (линейный вари- недеятельность живых организ-
ант). Издательство живых организ- мов, их взаи-
«Вентана-Граф» мов мосвязь со средой обитания
И.Н. Пономарева Введение Растения Животные Человек Общая
(концентрический в биологию биология
вариант).
Издательство
«Вентана-Граф»
Л.Н. Сухорукова Информация Живой Разнообразие Человек. Куль- Общая биоло-
«Сферы». отсутствует организм живых тура здоровья гия. Живые си-
Издательство организмов стемы
«Просвещение»
Д.И. Трайтак, Информация Растения, бак- Животные Человек и его Общая
Н.Д. Андреева отсутствует терии, грибы, здоровье биология
Издательство лишаиники
«Мнемозина»
Н.И. Романова Введение Растения. Бак- Животные Человек Основы общей
«Ракурс». в биологию терии. Грибы биологии
Издательство
«Русское слово»
Н.И.Романова «Век- Введение Живой орга- Растения. Бакте- Животные Человек
тор». Издательство в биологию низм рии. Грибы. Ли-
«Русское слово» шаиники
А.И. Никишов Информация Информация Информация от- Информация Информация
Издательство «ВЛАДОС» отсутствует отсутствует сутствует отсутствует отсутствует
А.А. Вахрушев. Биология. Раз- Биология. Раз- Биология. Раз- Биология. Основы общей
Издательство нообразие орга- нообразие нообразие орга- Человек биологии
«БАЛЛАС» низмов. Доядерные, грибы, растения, лишайники организмов. Цветковые растения низмов. Животные
М.Б. Беркинблит. Информация Информация Биология Человек Общая
Издательство отсутствует отсутствует биология
«БИНОМ»
В.И. Сивоглазов. Введение Живой Многообразие Человек Общие
«Навигатор». в биологию организм живых организ- закономер-
Издательство мов ности
«Дрофа»
О.Н. Корнилова. Информация от- Информация Информация от- Информация Информация
Издательство сутствует отсутствует сутствует отсутствует отсутствует
«Новый мир»
В этой связи существовавший в методике обучения биологии долгие годы поход к организации лабораторного практикума, связанный с рассмотрением методических особенностей изучения биологии по отдельным разделам (курсам) школьной биологии, изучаемым в конкретных классах [Макарова, 2002; 20106; Марина, Борисова, 2008], становится практически неприменимым.
Выход из данной ситуации нам видится в ином подходе к построению лабораторного практикума, отбор содержания которого должен быть осуществлен на основе выделения ключевых вопросов предметного содержания школьного курса биологии основной школы и технологических аспектов деятельности школьного учителя биологии в условиях реализации ФГОС ООО.
К первому содержательному блоку лабораторного практикума в рамках предлагаемого подхода считаем целесообразным отнести темы, связанные с изучением основных общебиологических понятий, формируемых в разных разделах школьного курса биологии. Такими понятиями являются понятия «клетка», «ткань», «орган», «организм», «вид», «царство», «уровень организации живой природы», «биосфера», «эволюция», «процессы жизнедеятельности», «дыхание», «питание», «обмен веществ» и ряд других, механизм формирования и развития которых должен быть рассмотрен на содержательной основе разных разделов (курсов), изучаемых по разным вариантам учебных программ в разных классах. Это позволит избежать «привязки» отдельных тем к изучению конкретного раздела с использованием определенного УМК и обеспечит достаточно глубокий анализ содержания различных УМК для разных курсов.
Второй содержательный блок лабораторного практикума должен обеспечить формирование у бакалавров компетенций, связанных с разнообразием видов деятельности учителя биологии, определенных ФГОС Педагогического направления высшего образования и профессиональным стандартом педагога [Концепция...]. Это могут быть темы, связанные с разработкой различных форм планирования образовательного процесса (перспективного, тематического), рабочих учебных программ, технологических карт урока и других форм его планирования, организацией и проведением лабораторных и практических работ различного содержания (морфологического, анатомического, физиологического, систематического, экологического, эволюционного и др.), школьного демонстрационного эксперимента, экскурсионной деятельности с учащимися, опытнической работы учащихся различного содержания, экологической направленности, в том числе организацией работы по формированию различных групп универсальных учебных действий, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, реализации индивидуальных итоговых проектов, использованию инно-
вационных образовательных технологий (в том числе и информационно-коммуникационных). Этот содержательный блок может и должен быть конкретизирован и детализирован с учетом новых нормативных требований, регламентирующих разнообразные виды деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО [Примерная..., 2011].
Новые подходы в подготовке бакалавров к работе в школе, реализующей ФГОС ООО, требуют кардинальных изменений в организации научно-исследовательской работы студентов по предмету в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Ничуть не умаляя значения традиционной проблематики таких исследований, сложившейся в опыте педагогов-методистов наших вузов, считаем необходимым организацию и проведение исследований по проблематике, созвучной основным направлениям изучения школьной биологии в условиях действия ФГОС. Эта проблематика так же, как и лабораторный практикум, должна рассматривать круг вопросов, составляющих новые содержательные и технолого-методические аспекты деятельности школьного педагога [Макарова, 2010а; Марина, Рябова, 2014].
Попытки разработки таких тем нами уже предпринимаются [Марина и др., 2014а; 20146; 2014в; 2014г]. В курсовых и дипломных работах мы исследуем проблемы, связанные с организацией научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, летней практики школьников на пришкольном учебно-опытном участке как основы формирования универсальных учебных действий; проведением полевой практики по биологии с использованием переносных естественнонаучных лабораторий; использованием цифровых школьных естественнонаучных лабораторий при реализации лабораторного практикума по отдельным разделам школьной биологии; реализацией тестового контроля по биологии с помощью системы интерактивного опроса Smart Response и т.д.
Выполнение бакалаврами таких работ позволяет выявить реальное состояние исследуемых проблем в опыте работы массовой школы,
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
определить «слабые места» и, главное, наметить пути решения выявленных проблем. Опыт разработки проектов, связанных с различными аспектами перехода на ФГОС, имеет существенное значение для личностного и профессионального роста наших студентов.
Реализация рассмотренных выше подходов, по нашему мнению, будет способствовать повышению качества подготовки бакалавров к педагогической деятельности в обновленной школе.
Библиографический список
1. Галкина Е.А., Марина A.B., Макарова О.Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3(25). С. 22-33.
2. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. URL: Ы±р://минобрнауки.рф (дата обращения: 07.07.2015).
3. Макарова О.Б. Моделирование интегрированного учебного предмета для профессиональных учебных заведений: монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. 145 с.
4. Макарова О.Б. Современные средства оценивания результатов обучения биологии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010а. 70 с.
5. Макарова О.Б., Иашвили М.В. Формирование профессиональных компетентностей бакалавра естественнонаучного образования // Сибирский педагогический журнал. 20106. № 2. С. 177-185.
6. Марина A.B., Борисова C.B. Лабораторный практикум по курсу «Теория и методика обучения биологии». Арзамас: АГПИ, 2008. 203 с.
7. Марина A.B., Мамешева И.А., Яшина К.О. Сложности в работе учителя биологии при разработке рабочей учебной программы по предмету // Молодой ученый. 2014а. № 21.1. С. 192-194.
8. Марина A.B., Шишкина Н.Г. Сложности в работе учителя биологии при формирова-
нии универсальных учебных действий познавательной направленности с использованием современных УМК // Проблемы современного школьного учебника биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО: материалы Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Новосибирск, 20-21 марта 2014 г.) / под ред. A.B. Сахарова, О.Б. Макаровой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 20146. С. 25-29.
9. Марина A.B., Белякова Е.М. Технологическая карта урока: готовность школьных учителей биологии к ее разработке // Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние, перспективы развития: материалы II Всероссийской практической конференции с международным участием, 19-20 марта 2014 г., Санкт-Петербург, Махачкала. Махачкала: АЛНФ (ИП Огородников М.А.), 2014в. С. 95-100.
10. Марина A.B., Рябова М.С. Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки // Молодой ученый. 2014г. № 21.1. С. 195-198.
11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
12. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В. и др. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 356 с.
13. Суматохин С.В. О разработке содержания школьного биологического образования // Биология в школе. 2011. № 9. С. 17-27.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ООО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46).