4. Создание дидактического материала по темам курса.
5. Определение методики проведения занятий в рамках курса (подбор методов, приемов обучения и педагогических технологий).
6. Определение форм и методов системы контроля.
Промежуточные результаты технолого-процессуального этапа:
1. Составление программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».
2. Создание комплексного учебно-методического обеспечения (КУМО) курса.
Этап 3. Практический (этап реализации)
1. Организация учебно-исследовательской секции «Аксиома успеха» для целевой группы студентов в рамках деятельности НСО «Содружество» по принципам:
- добровольного участия;
- по рекомендации педагогов дисциплин и МДК профессионального учебного цикла.
2. Определение графика и режима работы студентов целевой группы по программе курса.
3. Апробация программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».
4. Мониторинг индивидуальных достижений и качества успеваемости студентов целевой
группы, работающих по программе коррективно-адаптивного курса «Аксиома успеха», в ходе освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Этап 4. Рефлексивный
1. Обобщение и анализ эффективности экспериментальной работы по реализации программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».
2. Презентация итогов работы целевой группы студентов по программе курса педагогическому коллективу техникума.
3. Внесение корректив в программу курса с учетом анализа результатов работы целевой группы студентов и планирование реализации программы курса на следующий учебный год для студентов всех специальностей, имеющих определенные трудности по использованию математического аппарата для профессиональных задач.
Использование программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха» позволит запустить механизм эффективного взаимодействия педагогов по достижению положительного результата и динамичного роста персональных достижений студентов, соответствующих поэтапным требованиям освоения программы подготовки специалистов среднего звена.
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Г. В. Энбрехт, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум»
Рынок труда диктует новые требования к уровню и содержанию профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих, занятых в современном производстве.
Очевидно, что от педагогов профессионального образования требуется пересмотр прежде всего своих взглядов на подходы к подготовке рабочих на современном этапе. Естественно, это касается в пер-
вую очередь пересмотра содержания образования, чтобы достигаемый после обучения уровень компетентности и профессионализма выпускников отвечал возросшим требованиям. Неизбежен также и совершенно иной подход к применяемым педагогическим технологиям, к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Современный компетентностный подход к обучению требует инновационных методов накопления и систематизации информации, необходимой для организации образовательного процесса обучающихся.
В настоящее время у каждого преподавателя техникума есть электронные обучающие про-
граммы, электронные средства учебного назначения, созданные педагогами, нормативная и учебно-программная документация по преподаваемым дисциплинам и междисциплинарным курсам. Программная документация представлена как на бумажных, так и на электронных носителях, которые не всегда позволяют осуществлять быстрый поиск необходимой информации. Решить данную проблему позволяет электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). Еще одной положительной особенностью использования ЭУМК является возможность свободного и удобного доступа обучающихся к информации, т. к. ЭУМК будет размещен на сайте профессиональной образовательной организации, в библиотеке и учебных кабинетах, оснащенных компьютерами. Это даст возможность им более рационально использовать время внеаудиторной работы, самостоятельно готовиться к лабораторным и практическим занятиям, качественно выполнять и оформлять задания, самостоятельно изучать материал, готовиться к промежуточной аттестации. Таким образом, использование ЭУМК позволит эффективно вести образовательный процесс.
Цель проекта: создание ЭУМК профессионального цикла по профессии «повар, кондитер» как инструмента совершенствования учебно-методического обеспечения реализации ФГОС, направленного на достижение высокого качества подготовки выпускников.
Задачи:
1. Определить текущее состояние учебно-методического комплекса профессионального цикла.
2. Обозначить этапы работы по систематизации имеющихся материалов и оформлению УМК.
3. Реализовать мероприятия проекта.
4. Проанализировать результат проделанной работы.
Конечным продуктом образовательного проекта будет электронный учебно-методический комплекс, который может использоваться во время аудиторных и внеаудиторных занятий, что позволит повысить качество подготовки выпускников. ЭУМК смогут использовать в своей работе с обучающимися педагоги методической комиссии «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров».
Этапы реализации проекта
Наименование этапов реализации проекта Сроки
Подготовительный этап: • анализ исходного состояния; • планирование мероприятий проекта Январь - февраль 2014 г.
Деятельностный этап: • корректировка и накопление учебно-программной документации: Сентябрь 2014 г. - декабрь 2015 г
ПМ 01 Приготовление блюд из овощей и грибов Сентябрь - октябрь 2014 г
ПМ 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, кукурузы, макаронных изделий, яиц, творога, теста Ноябрь - декабрь 2014 г
ПМ 03 Приготовление супов и соусов Январь - февраль 2015 г
ПМ 04 Приготовление блюд из рыбы Март - апрель 2015 г
ПМ 05 Приготовление блюд из мяса Май - июнь 2015 г
ПМ 06 Приготовление холодных блюд и закусок Сентябрь - октябрь 2015 г
ПМ 07 Приготовление сладких блюд и напитков Ноябрь - декабрь 2015 г
ПМ 08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий Январь - февраль 2016 г
• Изучение возможностей программы AutoPlay Media Studb В течение реализации проекта
• Создание электронного учебно-методического комплекса: - выбор структуры ЭУМК, формирование его содержания с использованием гиперссылок - наполнение структуры содержанием Март - июнь 2016 г
Рефлексивный этап: • анализ проделанной работы • планирование мероприятий дальнейшей работы по созданию ЭУМК профессии Июнь 2016 г.
Выбор структуры электронного учебно-методического комплекса, формирование его содержания с использованием возможности гиперссылок
Выбор структуры ЭУМК определяется характером содержания профессиональных модулей, удобством использования для преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся в образовательном процессе.
ЭУМК должен ориентировать преподавателя, мастера на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, и обеспечивать системное внедрение и активное использование ИКТ в учебном процессе образовательной организации.
При разработке ЭУМК мы опираемся на следующие принципы, отраженные в положении об ЭУМК.
Принцип модульности:
• весь учебный материал профессионального цикла разбивается на модули;
• учебный курс должен иметь блочную структуру, чтобы была возможность дополнения, исправления, замены как отдельных частей каждого блока, так и его полной замены.
Принцип вариативности:
• построение учебного курса при помощи модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность их приспособления к индивидуальным способностям студентов и особенностям их специальностей, профессий;
Структура ЭУМК профессионального цикла
• принцип осуществляется как по горизонтали (изменение содержания учебной дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса), так и по вертикали (изменение средств, необходимых для достижения целей и усвоения содержания).
Принцип паритетности:
• обеспечивается возможность самостоятельного усвоения знаний и умений студентами до определенного уровня;
• преподаватель осуществляет функции консультанта;
• формирование у студентов культуры учебной деятельности и информационной культуры.
Принцип стереоскопичности:
• наглядное представление разных видов информации (текст, презентации, видео);
• осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок, предъявление образцов решений.
Принцип открытости:
• комплекс допускает изменения в своей структуре как по объему, так и по составу его блоков;
• допускается включение новых модулей, а в модули — новых учебных элементов;
• информация, имеющаяся в ЭУМК, является доступной для использования в локальных и глобальных сетях.
При создании ЭУМК придерживаемся структуры КУМО профессионального модуля, рекомендуемой ГОУ «КРИРПО», внеся в нее некоторые поправки, не меняющие ее сути.
- «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА». ЮБИЛЕЙ -
Мы решили формировать ЭУМК как базу данных, созданную с помощью AutoPlay Media Studio.
Работа по созданию комплекса проводится в определенной последовательности.
Первое — разработка замысла и общей структуры создаваемой оболочки. Разработанная нами структура ЭУМК профессионального цикла, которая будет состоять из комплексов профессиональных модулей, представлена на слайде.
Второе — создание проекта графической оболочки и формирование набора требуемых страниц.
Третье — оформление проекта, на котором производится размещение на страницах создаваемого проекта требуемых объектов: кнопок, описаний, текстовых блоков, графических и видеообъектов и др.
Четвертое — формирование навигации с учетом того, чтобы у пользователя всегда была возможность вернуться или отменить свое действие, закрыть программу или начать снова с главной страницы.
Пятое — завершение работы, где производится:
- проверка (тестирование) разработанного проекта и удаление выявленных ошибок;
- сохранение готового проекта, подготовка и запись на электронный носитель.
Перечисленные мероприятия нацелены на создание ЭУМК профессии. А для этого нужно еще создать комплексы дисциплин общепрофессионального цикла и итоговой аттестации. Работа это огромная, кропотливая и длительная, требующая профессиональных и сплоченных действий всего педагогического коллектива.