ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций "
Я. М. Евса, аспирант,
кафедра экономики и управления горным производством,
Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Россия [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДСКИМИ ЗАПАСАМИ На примере металлоторговой деятельности ЗАО «Стройсервис
Товар, лежащий на складе без движения или практически без движения, является проблемой многих компаний. Политика управления запасами заключается в оптимизации их величины и ассортимента для поддержания планового максимально возможного уровня продаж. Последующий оперативный контроль за инвестиционным ресурсом в созданных запасах позволяет определить, где сосредоточены средства компании и принять необходимые меры по высвобождению денежных средств, а также минимизировать затраты по обслуживанию запасов и обеспечить эффективный контроль за их движением.
В настоящее время распространены следующие методы оптимизации ассортимента и величины запасов, которые могут применяться в сфере деятельности любого предприятия:1
1. АВС-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Существует ряд методов выделения групп в АВС-анализе, таких как эмпирический метод, метод суммы и метод касательных, метод петли, метод многоугольника, дифференциальный метод. Самым простым методом является эмпирический, деление на группы в котором осуществляется, как правило, с использованием принципа Парето, согласно которому:
♦ А — совокупность номенклатурных позиций, характеризующихся высо-
»
ким спросом и обеспечивающих 80 % продаж со склада. Это очень важные товары, они всегда должны присутствовать в ассортименте. Если в качестве параметра в анализе использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась торговая наценка, то в данную группу входят наиболее прибыльные товары;
♦ В — совокупность номенклатурных позиций, характеризующихся средней величиной спроса и обеспечивающих 15 % продаж со склада. Это товары средней степени важности;
♦ С — совокупность номенклатурных позиций, характеризующихся низкой величиной спроса и обеспечивающих 5 % продаж со склада. Это претенденты на исключение из ассортимента или товары-новинки. По данной номенклатуре остаток на складе должен быть минимален. К закупкам товара следует подходить с особым вниманием.
Таким образом, согласно принципу Парето, детальный анализ 20 % позиций на 80 % позволяет контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд.
В качестве аналитического примера рассмотрим деятельность одного из торговых складов ЗАО «Стройсервис», основным производственным направлением ко-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
торого является добыча и реализация угля и продуктов его обогащения, горное машиностроение, грузовые автомобильные и грузовые железнодорожные перевозки, а также поставки на внутренний рынок России полного спектра продукции ведущих российских производителей металла. Филиалы компании по продаже металлопродукции действуют в городах Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Белово. На начало 2013 года товарные запасы на 9 торговых складах Департамента металлов ЗАО составляют 303,5 млн. рублей.
Объем продаж со склада анализируемого филиала (без учета транзитных поставок) за 2012 г. составил 16 306,4 тонны по 620 номенклатурным позициям. Сгруппируем номенклатурные позиции по удельному вкладу каждой номенклатурной позиции в общий объем продаж и получим распределение всех номенклатурных позиций по группам А, В и С (таблица 1).
Из таблицы следует, что 80 % (13 016 тонн) продаж обеспечено продажей 22,9 % номенклатуры. 15 % продаж осуществляется за счет реализаций по 21,6 % номенклатурных позиций. За счет оставшихся 55,5 % номенклатурных позиций обеспечено лишь 5 % суммарных продаж филиала. В условиях ограниченных финансовых ресурсов запасы по 344 (55,5 %) номенклатурным позициям создавать не следует ввиду их низкого вклада в суммарный объем продаж.
Эффективность работы системы управления запасами во многом зависит от того, насколько точно предсказан спрос на ресурс и, следовательно, насколько правильно проведено нормирование запасов.
2. ХУЪ-анализ — метод, позволяющий классифицировать номенклатурные позиции по следующим критериям: динамике их
потребления и точности прогноза срока потребления. С помощью этого метода можно определить товары, имеющие постоянный спрос, товары, продажи которых подвержены колебаниям (сезонность), и товары, потребность в которых носит случайный характер. Основная идея ХУЪ-анализа состоит в группировке объектов анализа по критерию однородности анализируемых параметров. При сравнении рядов между собой используют коэффициент вариации, он позволяет оценить, насколько сильно значения параметра отличаются от среднеарифметического. Рекомендуемое в научной литературе распределение:2
♦ X — совокупность номенклатурных позиций, характеризующихся стабильной величиной потребления и высокой точностью прогноза срока потребления (коэффициент вариации не превышает 10 %);
♦ У — совокупность номенклатурных позиций, потребность в которых характеризуется известными тенденциями, например сезонные колебания, и средней точностью прогнозирования изменения потребности (коэффициент вариации составляет 10-25 %);
♦ Ъ — совокупность номенклатурных позиций, величину потребления по которым прогнозировать невозможно (коэффициент вариации превышает 25 %).
♦ Для примера анализа продаж по номенклатурным позициям одного из филиалов ЗАО «Стройсервис» принимаются следующие группы номенклатурных позиций:
♦ Х — номенклатурные позиции, по которым продажи осуществлялись в течении 8 — 12 месяцев 2012 г.;
♦ У — номенклатурные позиции, по которым продажи осуществлялись в течении 3 — 7 месяцев 2012 г.;
Таблица 1
ВС-анализа
Показатель Ед. изм. Группы Итого
А В С
Реализация металлопродукции со склада филиала тн 13 016 2 465 825 16 306
Структура реализации металлопродукции со склада филиала % 80,0 15,0 5,0 100,0
Количество номенклатурных позиций, реализованных со склада филиала шт. 142 134 344 620,0
Структура по номенклатуре реализованной продукции % 22,9 21,6 55,5 100,0
дискуссия t
журнал научных публикаций "
Таблица 2
Результат XYZ-анализа
Показатель Ед. изм. Группы Итого
X Y Z
Реализация металлопродукции со склада филиала тн 11 253 3 870 1 184 16 307
Структура реализации металлопродукции со склада филиала % 69,0 23,7 7,3 100,0
Количество номенклатурных позиций, реализованных со склада филиала шт. 137 213 270 620
Структура по номенклатуре реализованной продукции % 22,1 34,4 43,5 100,0
♦ Z — номенклатурные позиции, по которым продажи осуществлялись в течение 1—2 месяцев 2012 г.
Результат проведенного по филиалу XYZ-анализа представлен в таблице 2, из которой видно, что из 620 номенклатурных позиций:
♦ 137 (или 22,1 %) пользуются постоянным спросом, величина продаж по этим позициям составляет 69 % (11 253 тн);
♦ 213 (или 34,4 %) характеризуются средней степенью прогнозируемости и обеспечивают 23,7 % (3870 тн) продаж;
♦ 270 (или 43,5%) подвержены случайному спросу. Это 7,3 % (1 184 тн) продаж филиала.
Таким образом, необходимо минимизировать или отказаться от товарных остатков по 270 номенклатурным позициям. Остатки по 137 позициям подлежат нормированию.
3. Сочетание методов АВС и XYZ-анализа. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад в структуру сбыта, то XYZ-анализ позволяет оценить характер динамики сбыта. Оба метода функционально
дополняют друг друга. Совмещение АВС с XYZ методов позволяет сгруппировать запасы в девять блоков (рис. 1), каждый из которых имеет две характеристики: величина продаж и точность прогнозирования потребности в них.
Совокупность блоков АХ, ВХ, AY [1, стр. 202] является группой наиболее выгодных товаров.3 Группы товаров, нуждающиеся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, — это товары из блоков AZ, BY, CY. Группа неприбыльных и плохо оборачиваемых товаров — блоки CY, BZ и CZ, которые требуют активных действий по оптимизации запасов. Необходимо проведение исследований причин непопулярности этих товаров у покупателей и выработка дальнейшей стратегии. Это может быть изменение ценовой политики, управление ассортиментом, работа с поставщиками. В таблице 3 приведены результаты синтеза методов на примере Филиала ЗАО «Стройсервис».
Как видно из таблицы 3, значение показателя отгрузки товаров блоков АХ, ВХ, AY равно 13 285 тн (82 %) по 165 категори-
Категории X Y Z
A AX AY AZ
B BX BY BZ
C CX CY CZ
<D В
я
о V
в
5
по
Offi
ftvoN
Е
н
* §°
Уменьшение точности прогнозирования (от AX к CZ)
Рисунок 1. Синтез ABC и XYZ-методов
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
Таблица 3
Классификация продаж филиала на основе синтеза ABC/XYZ-методов
Показатель Группа Всего
АХ, АУ ВХ АЪ, ВУ СХ ВЪ, СУ, СЪ
Реализация металлопродукции со склада филиала, тн 13 285 1 746 1 274 16 305
Структура реализации металлопродукции со склада филиала, % 82 10,70 7,80 100,00
Количество номенклатурных позиций, реализованных со склада филиала, шт. 165 93 362 620
Структура по номенклатуре реализованной продукции, % 27 15,10 58,40 100,00
ям (27 %). Это товары, по которым необходимо иметь достаточное количество запасов для обеспечения бесперебойной торговой деятельности. Товары блоков АЪ, ВУ, СУ состоят из 93 (15,1 %) номенклатурных позиций с отгрузкой в 1 746 тн (10,7 %). Отгрузка 1 274 тн (7,8 %) обеспечена реализацией 362 (58,4 %) номенклатурных позиций, запасы на складах по которым нецелесообразно создавать, так как спрос случаен и доля в суммарной отгрузке несущественна. Полученное распределение продаж близко по структуре к распределению по правилу Парето. При этом преимущество данной группировки в том, что она дает возможность получить более полную информацию о категориях товара. Например, категория АЪ обладает признаком А и согласно АВС-анализу должна быть отнесена к наиболее важной группе с точки зрения планирования остатков. Но по методу ХУЪ эта категория относится к случайному спросу, что снижает степень важности.
Методы АВС и ХУЪ-анализа, так же как и их сочетание, имеют ограниченное при-
менение, так как критерием анализа является фактический объем продаж, а не фактическая величина запаса товаров на складе. Коэффициент оборачиваемости запасов [2], отражающий количество дней, необходимых для реализации среднего остатка при сложившемся за анализируемый период уровне продаж, является отражением степени ликвидности.4 Анализ запасов по критерию ликвидности позволит выявить резерв пополнения оборотного фонда.5 Для учета фактических остатков на конец анализируемого периода и уровня отгрузки целесообразно осуществить дифференциацию остатков металлопродукции на складе по степени их ликвидности на основании коэффициентов оборачиваемости.
На конец анализируемого периода (31.12.2012) на складе филиала хранится 2804 тонн металлопродукции на сумму 72 млн. руб. (таблица 4). Специфика метал-лоторговой деятельности обуславливает следующие границы норм оборачиваемости, на основе которых осуществляется выделение четырех групп товаров:
Таблица 4
Ликвидность текущего остатка металлопродукции по значению коэффициента оборачиваемости
Козе фициент оборачиваемости Итого
менее 90 дн 90 дн -183 дн 183 дн -366 дн более 366 дн
Степень ликвидности I II III IV
Остаток на конец анализируемого периода, тн 1 252 759 431 362 2 804
Структура остатка на конец анализируемого периода, % 45 27 15 13 100
Остаток на конец анализируемого периода, тыс. руб. 30 879 19 134 11 327 10 972 72 312
Структура на конец анализируемого периода, % 43 26 16 15 100
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций *
♦ 1 группа — Высоколиквидные остатки (45 % или 1 252 тонн с периодом оборачиваемости менее 3 месяцев);
♦ 2 группа — Среднеликвидные остатки (27 % или 759 тонн с периодом оборачиваемости от 3 месяцев до 9 месяцев);
♦ 3 группа — Низколиквидные остатки (15 % или 431 тонны с периодом оборачиваемости от 9 месяцев до 1 года);
♦ 4 группа — Неликвидные остатки (13 % или 362 тонны на сумму 10,9 млн. руб. с периодом оборачиваемости более 365 дней).
Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать вывод о целесообразности ликвидации товарного остатка по четвертой группе (10,9 млн. рублей).
Деление складских остатков по степени ликвидности на основании группировки по коэффициентам оборачиваемости учитывает лишь фактические остатки и сово-
купную величину продаж, но не характеристики продаж. Для устранения недостатков существующих прикладных методов анализа складских запасов предлагается комбинация методов АВС/ХУЪ и группировки остатка по ликвидности. Идея данного метода состоит в том, что все остатки запасов дифференцируются на 36 групп, каждая из которых имеет три характеристики: величину продаж, динамику продаж и ликвидность фактического торгового запаса. Таким образом, данный метод позволяет установить взаимосвязь между характеристиками спроса и фактической характеристикой величины запаса товаров на складе (группы ликвидности).
Согласно предлагаемому методу 36 групп товаров объединяются в четыре класса, что возможно с применением метода бальных оценок по выбранным критериям (таблица 5). Чем эффективнее товар
Таблица 5
Балльная оценка по выбранным критериям
Оценка значимости Критерий
по ассортименту (АВС) по стабильности спроса (ХУЪ) по степени ликвидности остатка
3 балла А - характеризующиеся высокой величиной спроса Х — стабильный спрос 1 — высоколиквидные позиции
2 балла В - характеризующиеся средней величиной спроса У — средняя величина стабильности спроса 2 — среднеликвидные позиции
1 балл С - характеризующиеся низкой величиной спроса Ъ — случайный спрос 3 — низколиквидные позиции
0 баллов 4 — неликвидные позиции
Результат ранжирования групп
Присвоенные значения по балльной шкале
АХ АУ АЪ ВХ ВУ ВЪ СХ СУ СЪ
1 3;3;3 3;2;3 3;1;3 2;3;3 2;2;3 2;1;3 1;3;3 1;2;3 1;1;3
2 3;3;2 3;2;2 3;1;2 2;3;2 2;2;2 2;1;2 1;3;2 1;2;2 1;1;2
3 3;3;1 3;2;1 3;1;1 2;3;1 2;2;1 2;1;1 1;3;1 1;2;1 1;1;1
4 3;3;0 3;2;0 3;1;0 2;3;0 2;2;0 2;1;0 1;3;0 1;2;0 1;1;0
Сумма баллов группа
АХ АУ АЪ ВХ ВУ ВЪ СХ СУ СЪ
1 9 8 7 8 7 6 7 6 5
2 8 7 6 7 6 5 6 5 4
3 7 6 5 6 5 4 5 4 3
4 6 5 4 5 4 3 4 3 2
Таблица 6
t дискуссия
i журнал науч ных пубп ика ци й
Таблица 7
Структура товарных остатков по классам
Показатель класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 Итого
рабочий запас, с дефицитом складского запаса рабочий запас, с излишним складским запасом стоп-лист для закупа Неликвиды
Остатки товаров, тн 1 546 696 426 138 2 806
Структура, % 55,1 24,8 15,2 4,9 100
Остатки товаров, тыс. руб. 38 100 18 126 11 881 4 205 72 312
Структура, % 52,7 25,1 16,4 5,8 100
в группе по заданному критерию, тем выше величина присвоенного балла.
В таблице 6 приведены результаты балльной оценки 36 групп товаров. Сочетание цифр 3;2;1 означает, что данная группа товаров относится к наиболее продаваемым (АВС-анализ) с средней величиной прогно-зируемости продаж (XYZ-анализ) и остатками, превышающими спрос (метод деления складского запаса по степени ликвидности). Сумма чисел 3;2;1 является результатом балльной оценки, что отражено во второй части таблицы 6.
Далее осуществляется объединение всех товаров согласно значению присвоенной суммы баллов на четыре класса, к каждому из которых целесообразно применять различные управленческие воздействия:
♦ класс 1 (позиции с баллами 9 и 8) — рабочий запас, с дефицитом складского запаса. Для обеспечения максимально возможного уровня продаж необходим тщательный контроль за наличием на складе в достаточном количестве;
♦ класс 2 (позиции с баллами 7 и 6) — рабочий запас, с излишним складским запасом. Закуп металлопродукции должен быть обоснован потенциальным ростом продаж, так как появляется тенденция переизбытка запаса на складе;
♦ класс 3 (позиции с баллами 5 и 4) — стоп-лист для менеджеров по закупу, анализ на возможность реализации в дальнейшем;
♦ класс 4 (позиции с баллами 3 и 2) — номенклатурные позиции, по которым должны быть предприняты меры по ликвидации остатка.
На основании предлагаемого метода управления запасами фактические остатки товаров Филиала на конец анализируемого периода в натуральном и стоимостном
выражении объединены в 4 класса (таблица 7).
Информация таблицы 7 позволяет выявить структуру товарного остатка, которая отражает фактическое состояние запасов Филиала. Данный метод является достаточно трудоемким и для его реализации целесообразно использовать специальный программный продукт, который разработан специалистами службы информационных технологий ЗАО «Стройсервис».
Использование метода в течение двух месяцев позволило сократить величину запасов на 11% в денежном выражении и направить высвобожденные средства на закупку товаров первых двух классов.
Предложенный в статье метод управления складскими запасами является синтезом наиболее распространенных методов анализа остатков и ассортимента и позволяет расширить границы области применения каждого из указанных в статье методов. ^
1. Логистика: учеб.пособие / Б.А. Аникин [и др.]; под ред. Б.А. Аникина, ТА. Родкиной. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 200.
2. Стерлигова А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mdog. ru/mcl/san.php
3. Логистика: учеб.пособие / Б.А. Аникин [и др.]; под ред. Б.А. Аникина, ТА. Родкиной. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 202.
4. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Менеджмент: нормирование и управление производственными запасами и оборотными средствами предприятия : учебное пособие. — М. : Экономика, 2005 . — 614 с.
5. Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 736 с.