Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKETING RESEARCH OF DEMAND FOR TOURS IN EGYPT Abstract. The article presents the results of a marketing study conducted in March 2019. The purpose of the survey with elements of interviewing a survey was to identify the demand for tours to Egypt from the Russians. A sample of 91 people. Preference was analyzed by type of tourism, places, accommodation and cost of recreation, demand for sightseeing, recreational and recreational programs was assessed, the potential to visit resorts and sights of Egypt was identified.
Keywords: marketing research, survey, tourists, tour, Egypt
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
ОРГАНИЗАЦИИ Винникова Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Мурыгина Ксения Дмитриевна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия
Эффективное управление товарными запасам организации играет очень важную роль в финансовом менеджменте, поскольку является одним из важнейших инструментов регулирования финансовой устойчивости. Обеспечение эффективного управления запасами достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой системы управления запасами. Система управления запасами заключается в оптимизации общего размера и структуры товарных запасов, реструктуризации расходов на их обслуживание и организации эффективного контроля товародвижения.
Ключевые слова: товарные запасы, модели управления запасами, эффективность управления запасами, ООО «Канцторг».
Управление оборотным капиталом - является одним из самых важных процессов в системе финансового менеджмента предприятия. Товарные запасы составляют высокую долю в активах торгового предприятия, поэтому контроль оборотных средств становится главной задачей, решение которой обеспечит повышение финансовой устойчивости. В условиях сжатия рынка, обострении конкуренции, решение проблемы оптимизации товарных запасов наиболее актуально для рассматриваемой в данной работе организации.
Большинство грамотных руководителей постоянно задумываются и периодически возвращаются к вопросу, как же оптимизировать товарный запас на своем предприятии, чтобы не было излишков (балласта), не было
дефицита. Один из вариантов снижения расходов в условиях растущей конкуренции - эффективное финансовое управление запасами.
Однако дефицит товарного запаса предприятия также ведет к возникновению различных проблем, таких как увеличение расходов на перемещение запасов, высоких тарифов из-за срочности поставок, увеличение времени реакции на брак поставщика, уменьшение клиентской базы, подрыв репутации предприятия, зависимость от роста цен.
Существует ряд факторов, определяющих выбор той или иной системы управления запасами: характеристики потребления товаров и выравнивание сбыта; низкая вариативность рынков функционирования предприятия; стабильность работы с поставщиками; разработанная цель и стратегия управления предприятия; квалификация персонала и опыт работы с запасами; экономико-географическая особенность [3, с. 34].
В настоящее время разработаны различные модели управления запасами и расчёта оптимального размера партии заказа - модели АВС и ХУ7.
Самой классической моделью управления запасами является метод АВС-классификации. В экономических исследованиях данный метод ассоциируются с принципом Парето или «Правилом 20/80». На российских предприятиях такой метод редко применяется либо вовсе игнорируется.
АВС-анализ очень эффективен совместно с ХУ7-анализом. ХУ7-анализ направлен на классификацию товарных запасов предприятия в зависимости от характера их потребления, точности прогнозирования на основании коэффициента вариации. Коэффициент вариации показывает величину отклонения объема продаж от среднестатистической величины, что характеризует стабильность спроса на товар. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (1) [2, с. 64]:
''¿(Хг-ХГ 1 ¿=1
где xi- значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период; x - среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа;
n - число периодов.
Классификация запасов по методу ABC составляет коммерческую основу управлением запасами по характеру влиятельности на экономические результаты предприятия. Отличие классификации по методу XYZ заключается в проведении анализа спроса и качества обслуживания клиентов.
Категория Х характеризуется стабильностью потребления и высокой точностью прогноза его объемов. Коэффициент вариации меньше 10%.
Категория Y характеризуется сезонностью потребления, со средними величинами точности прогноза. Коэффициент вариации 10-25%.
Категорию Z составляют запасы с эпизодическим нерегулярным потреблением, с невысокой точностью прогнозирования объемов их потребления. Коэффициент вариации больше 25%.
Существует ряд факторов снижающих эффективность работы по управлению запасами, влекущих за собой возникновение убытков: ошибки складского учета; отсутствие проработанного плана по управлению запасами; низкий уровень автоматизации и др.
Таким образом одним из вариантов снижения расходов в условиях растущей конкуренции выступает эффективное финансовое управление запасами, управление которыми может быть реализовано через применение моделей управления запасами и расчёта оптимального размера партии заказа - модель АВС и модель ХУ7. Вместе с этим стоит отметить, что в целях оптимизации размера товарных запасов в рамках торгового предприятия наиболее целесообразен синтез общепринятых, научно обоснованных методов нормирования запасов, основанных на анализе результатов деятельности прошлых лет, разработанных планов и моделей расчета, с учетом специфики функционирования предприятия.
Рассмотрим применение моделей на примере конкретной организации.
ООО «Канцторг» основано в 1996 году. Основной деятельностью компании является торговля канцелярскими и офисными принадлежностями. Предприятие ООО «Канцторг» рентабельно и постоянно расширяется, является одной из самых эффективных торговых организаций в г. Н. Новгороде.
На основании данных финансовой отчетности был произведен расчет коэффициентов ликвидности розничной ООО «Канцторг» за 2015-2017 гг. Значения коэффициентов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Коэффициенты ликвидности за 2015-2017 гг.
Показатель 2017 2016 2015 Нормативное значение
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,001 0,022 0,001 > 0,2
Коэффициент критической ликвидности 0,007 0,1 0,07 > 0,8
Коэффициент текущей ликвидности 2,7 2,3 2,2 > 2
На основе рассчитанных показателей можно сделать вывод, что за последние 3 года наблюдается тенденция увеличения уровня запасов, так как растёт коэффициент текущей ликвидности, общий рост составил 20%, в то время как коэффициенты абсолютной и критической ликвидности значительно меньше нормы.
Запасы на протяжении всего исследуемого периода стабильно остаются значительной частью активов организации. В 2017 г. их объем увеличился в 1,63 раза по сравнению с 2015 г.
Для оценки финансовой устойчивости можно применить ряд относительных показателей, распространенных в отечественной и зарубежной практике и соответствующих роду деятельности исследуемой организации.
В таблице 2 представлены относительные показатели финансовой устойчивости ООО «Канцторг» за 2015-2017 гг., тыс. руб.
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (37), 2019 143 Таблица 2 - Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Канцторг»
Показатель 2017 г. 2016 г. 2015 г. Нормативное значение
Коэффициент автономии 0,63 0,58 0,56 > 0,5
Коэффициент маневренности 0,98 0,97 0,96 0,2-0,5
Коэффициент финансового рычага 0,58 0,74 0,79 0,3-0,1
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами 1,20 1,25 1,23 >0,6-0,8
По результатам анализа торговой организации, представленных в таблице, можно заметить, что в целом значения коэффициентов финансовой устойчивости больше нормативных значений.
Так коэффициент автономии на протяжении исследуемого периода показывает несущественные изменения значений, однако они имеют положительную динамику, средний рост 6,5%.
Коэффициент маневренности остается стабильным на протяжении всего исследуемого периода в пределах 1, что вдвое больше нормативного значения. Это характеризует организацию как вполне независимую от займов и имеющую достаточное количество свободных средств для инвестирования в будущие проекты.
Значение коэффициента финансового рычага, показывающего соотношение заемного и собственного капитала организации, находится в пределах норматива, но с отрицательной динамикой за три года с 0,79 до 0,58. Это говорит о том, что предприятие инвестирует свой капитал и меньше привлекает заёмный.
С помощью метода АВС-классификации была проанализирована номенклатура товаров исследуемой организации. В качестве критерия классификации товарных запасов выступила цена продажи в рублях. Затем был проведен расчет нарастающего итога значения критерия классификации по номенклатурным позициям. На заключающем этапе были выделены группы классификации согласно классическому соотношению: к группе А отнесены позиции, имеющие до 80% нарастающего итога критерия классификации; к группе В - позиции, имеющие от 80% до 90% нарастающего итога; остальные номенклатурные позиции включены в группу С по остаточному принципу.
В результате классификации было выделено три группы А, В и С в соответствии с уровнем контроля. Так для группы С характерны простейшие виды контроля и большие объемы заказов; для группы В - обычный уровень контроля и средние партии заказов; для группы А рекомендуется обеспечить тщательный контроль уровня запасов, а также точный учет информации. Таким образом, группа А представляет для нас наибольший интерес с точки зрения оптимизации объема товарных запасов. В эту группу вошли такие позиции как: ручки, бумага, тетради, открытки, обложки, папки для документов, воздушные шары, игрушки, батарейки, скотч, календари, книги, праздничные аксессуары, клей, раскраски, краски для
творчества, карандаши цветные, маркеры, аксессуары для рукоделия, наклейки, пластилин, записные книжки, фломастеры, альбомы для рисования, карандаши грифельные, сумки, аксессуары для торговли, картон для творчества и пеналы.
Как уже было сказано, наибольшую эффективность в решении поставленной задачи обеспечит сочетание ABC-анализа с XYZ-анализом, с помощью которого можно провести классификацию ресурсов предприятия по характеру их потребления и точности прогнозирования в изменении их потребности на основании коэффициента вариации. В связи с этим был проведен также XYZ-анализ.
Из таблицы видно, что к группе Z с наиболее низкой стабильностью спроса относятся товары с ярко выраженной праздничной и событийной тематикой. Следуя логике, регулировать наличие на складе запасов этих категорий товаров не имеет смысла, так как закупаются они непосредственно в известный период времени.
Товарам группы X присуща высокая стабильность спроса. Товары группы Y, напротив, имеют заметные сезонные колебания спроса, то есть четко прослеживается тенденция его устойчивого роста или снижения. Товары группы Y должны выполнять главную функцию буфера, сглаживающего расхождение характеристик возможных поставок и имеющегося спроса. В группу Y среди прочих вошли следующие категории, которые также присутствуют в группе А в ABC- классификации: календари, обложки, пеналы и сумки.
Таким образом, необходимо разработать модель учета и планирования размера запасов для выявленных проблемных номенклатурных позиций.
Основываясь на результатах проведенного анализа, на базе моделей XYZ и ABC были выделены группы товаров, управление запасами которых может заметно улучшить структуру активов и финансовое состояние организации в целом.
Такими группами в частности являются пеналы.
Таблица 3 - Продано пеналов за 2017 г.
Наименование Стоимость, тыс. руб. % в категории Количество, шт
Пенал косметичка 57,4 14,0 383
Пенал (1 молния) 158,9 38,8 1434
Пенал (2молнии) 74,7 18,3 309
Пенал (3 молнии) 63,1 15,4 533
Пенал-Тубус 24,4 5,9 333
Пенал с наполнением 3,3 0,8 10
Пенал для кистей 27,1 6,6 527
Итого 409,2 100,0 3529
В таблице 3 агрегированы данные подкатегорий пеналов по их видам, которые перечислены в первом столбце. Во втором столбце отражена общая стоимость всех пеналов соответствующего вида; в третьем столбце -процент, занимаемый отдельным видом пенала во всей категории «пеналы»; в четвертом столбце обозначено количество проданных пеналов в натуральном выражении.
Таблица 4 содержит информацию об уже имеющихся на складе непроданных остатках на январь 2017 г.
Таблица 4 - Остаток пеналов на складе на январь 2017 г.
Наименование Стоимость, тыс. руб. % в категории Количество, шт
Пенал-косметичка 21,5 10,9 124
Пенал (1 молния) 72,4 36,7 610
Пенал (2 молнии) 30,9 15,7 108
Пенал (3 молнии) 36,0 18,3 105
Пенал-Тубус 9,8 4,9 111
Пенал с наполнением 11,6 5,9 37
Пенал для кистей 14,5 7,4 152
Итого 197,0 100,0 1247
Исходя из данных таблицы 3 и таблицы 4 формируем план по закупке пеналов на 2018 год в денежном выражении, показанный в таблице 5. Для этого необходимо общую стоимость проданных пеналов (409,266 тыс. руб.) из таблицы 3 для более удобного вычисления округлить до 410 тыс. руб. и рассчитать новые плановые значения для каждого вида пеналов, основываясь на процентном соотношении всех видов пеналов, данных в таблице 3.
Таблица 5 - План по закупке пеналов на 2018 г.
Наименование План, руб % в категории Остаток, руб. Закупка, руб.
Пенал-косметичка 57,4 14,0 21,5 35,8
Пенал (1 молния) 159,9 39,0 72,4 87,4
Пенал (2 молнии) 73,8 18,0 30,9 42,8
Пенал (3 молнии) 61,5 15,0 36,0 25,4
Пенал-Тубус 24,6 6,0 9,8 14,7
Пенал с наполнением 4,1 1,0 11,6 -7,5
Пенал для кистей 28,7 7,0 14,5 14,1
Итого 410,0 100,0 197,0 212,9
Поскольку невозможно с абсолютной точностью рассчитать объем спроса на тот или иной вид товара, целесообразно предусмотреть дополнительное количество товарных запасов, на случай, если та или иная продукция определенной группы будет пользоваться повышенным спросом в силу каких-либо обстоятельств. С этой целью было принято решение о повыше-
нии планируемого объема закупок на 20%. Значение 20% было получено эмпирическим путем, основываясь опыте, приобретенном за время существования организации. Данный размер резервного запаса является наиболее оптимальным и в случае неполной его реализации на состояние организации критически не повлияет.
Управление оборотными активами предприятия требует большого внимания. Следует с особой тщательностью подходить к разработке политики управления запасами, в основе которой лежит обеспечение непрерывного процесса реализации продукции, следствием которой является минимизация совокупных затрат по хранению запасов готовой продукции.
Список литературы
1. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Финансовый менеджмент современной организации. Мининский университет. Нижний Новгород. 2018.
2. Григорян Р.А. Положительные и отрицательные последствия наличия товарных запасов на предприятии / Р. А. Григорян // Научные Исследования. - 2017. - №3. С. 1820.
3. Двас А.Г. Трансформация стратегий управления запасами: от альтернативности к комплементарности / А. Г. Двас // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - №8 (80). С. 34.
4. Лукинский В. Совершенствование аналитических методов управления запаса-ми/Лукинский В., Фатеева Н.//Логистика. -2011. -№ 2. -С. 46-49.
5. Савельева Л. А. Необходимость формирования новых подходов к управлению запасами в сфере товарного обращения/Савельева Л. А.//Сибирская финансовая школа. -2012. -№ 2. С. 17-19.
Vinnikova Irina Sergeevna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia Kuznetsova Ekaterina Andreevna, senior lecturer (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia Murygina Ksenia Dmitrievna, student (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia EFFICIENT MANAGEMENT OF ORGANIZATION COMMERCIAL RESERVES Abstract. Effective management of the organization's inventory is very important in financial management, since it is one of the most important tools for regulating financial sustainability. Ensuring effective inventory management is achieved through the development and implementation of a special financial inventory management system. The inventory management system consists in optimizing the overall size and structure of inventories, restructuring the costs of their maintenance and organizing effective control of product distribution. Keywords: inventory, models of inventory management, efficiency of inventory management, OOO «Kantstorg».